Задание 1
Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.
Задание 2
На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.
Задание 3
Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.
Задание 4
Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.
Задание 5
Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?
Задание 6
Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».
Задание 7
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».
Задание 8
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».
Задание 9
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».
Задание 10
Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.
Задание 11
В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?
Задание 12
В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?
Задание 13
В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?
Задание 14
Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.
Задание 15
Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.
Задание 16
С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?
Проверь себя.
Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.
Задание 17
Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.
Задание 18
Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.
Задание 19
Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.
В презентацию включены ролики о буквах, стихотворения, слайды с написанием письменных букв, раскраски.
На 2 слайде ролик о твёрдом знаке. Обращаем внимание ребёнка на то, что Ъ никакого звука не обозначает. Он ставится после согласной буквы, перед гласными е, ё, ю, я.
На 3 слайде стихотворение о том, на что похожа буква. Пусть ребёнок придумает свой вариант. Напишите букву в альбоме, дорисуйте до образа.
На 4 слайде стихотворение-загадка. Ребёнок досказывает пропущенные слова и находит слова с твёрдым знаком в загадке.
На 5 слайде небольшое стихотворение, которое можно повторить по памяти и найти слова с Ъ. Распечатайте раскраску, заштрихуйте букву.
На 7 слайде ролик о мягком знаке. Обратите внимание ребёнка, что Ь никакого звука не обозначает. Сделайте звуковой разбор слов “тень” и “день”. В этих словах три звука, но 4 буквы. Мы ставим на конце Ь для того, чтобы показать, что согласный мягкий.
На что похожа буква Ь? На 8 слайде один из вариантов. Придумайте свои варианты. Запишите букву в альбом, дорисуйте до образа.
Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Найдите слова с Ь. Соотнесите с картинками.
Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Сколько раз встречается Ь? Обратите внимание на слово “льёт”. В этом слове у Ь другая роль – он отделяет гласную букву от согласной. Разделительный мягкий знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, ю, я, и.
Буквы “ъ” и “ь” никакого звука не обозначают. “ь” показывает, что согласный перед ним мягкий (например, в словах конь, день, коньки, деньки). Также “ъ” и “ь” могут разделять согласную и гласную буквы (например, в словах съем, подъезд, семья, льёт).
Тонировка квартир и офисов, тонирование окон зданий . Главное достоинство тонирования окон зданий – повышение безопасности. Специальные пленки с антивандальными свойствами придают окнам повышенную прочность. Еще один плюс – поддержание необходимой температуры воздуха в здании. Затонированные стекла зимой сохраняют тепло внутри здания, а летом препятствуют проникновению солнечных лучей. Наша компания, благодаря современным технологиям осуществляет тонировку окон в любое время года, так как пленка наносится на внутреннюю сторону стекла. Тонировка окон позволит не боятся перепадов температур и высокой влажности.
Цель занятия: изучаем твердый знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Съесть пирожное
Подъёмный кран
Съедобные грибы
Доска объявлений
Прочитай слова:
съе-ла, въе-хал, объе-хал, подъе-хал, съел
В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твердый знак.
Рассмотри букву твёрдый знак. Нашили букву Ъ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Сказка про твёрдый и мягкий знаки
Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.
— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
— Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
— Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
— Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
— Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
— Но почему? — удивился Вопросительный знак.
— Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.
Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.
— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
— Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
— Но я попытаюсь… так и быть.
И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.
— Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
— Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
— Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.
Вопросительный Знак расстроился:
— Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.
Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:
— Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!
(Э. Мошковская)
Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
А рано утром натощак
Пошли мы к букве «твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья в печать
решили мы послать такое объявленье:
«Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»
В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
«Благодарим, Илья Петров!»
(С. Маршак)
Волк ужасно разъярен -
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки -
Объегорил злого волка.
(В. Лунин)
Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
- Мягкий знак ответил:
- Семь.
(А. Шибаев)
Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного! -
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в…
Твердый знак.
(А. Шибаев)
Птица смотрит в удивлении
На лесное объявление.
Не найдет она никак
В этом слове твердый знак.
(Г. Сатир)
Подъем - для тех, кто ловок, смел,
Он беспокойным впору.
На холм взобраться не сумел -
Штурмуй большую гору.
(Я. Аким)
Обойди хоть всю планету,
С твердым знаком зверя нету.
Может, где-то на Венере
С твердым знаком рыщут звери?
(Е. Григорьева. И. Гамазкова)
Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть те,
Кто их желает съесть!
(В. Берестов)
Конспект логопедического занятия на тему: « Буква Ъ.»
Цель: раскрыть особенность использование этой буквы.
Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем. Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа. Закреплять понятия "звук - буква",Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным твердым знаком. Развивать познавательные процессы
Развивать фонематический слух, речь. Воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества.
Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки. Сюжетные картинки.
Ход урока.
1. Орг.момент.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё ……….(видят)
Наши уши внимательно слушают и все …….(слышат)
Голова запоминает и ……(думает)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
Какие дети учатся в нашем классе?
(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)
А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые.
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.
III. Новый материал.
Отгадайте загадку.
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго
: -Эй, наклонись немного!-
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в….… твѐрдый знак.
Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Сегодня будем знакомиться с буквой « разделительный твердый знак». Это буква является братом мягкого знака.
Закрепление оптического образа буквы
На что похожа буква Ъ?
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твѐрдый знак,
Чтобы не облиться
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост: - Ш-Ш-Ш-Ш…
Я вам не угрожаю,
Я твѐрдый знак изображаю.
Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ» . Узнаем, в каких случаях пишется эта буква в словах.
2. Знакомство с буквой.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!
Это буква «ъ» (показать на плакате).
А еще букву Ъ называют хитрой буквой. Послушайте рассказ про мальчика Мишу и хитрую букву Твердый знак. Почему она хитрая?
Пришел Миша из школы довольный. Зашел на кухню, посмотрел хитро на мать и говорит:"Сел и съел!"
"У кого ж ты пообедал? - всполошилась мать. - А я наготовила-напекла!"
"Ни у кого я не обедал, - грустно сказал Миша. - Я тебе о другом. Сел и съел... Не поняла?"
"А чего же тут не понять? - проговорил дедушка. - Все ясно: СЕЛ без твердого знака пишется, а СЪЕЛ - с твердым."
"Правильно, дедушка! - обрадовался Миша. - Мы сегодня букву проходили. Твердый знак. Хитрая буква - так её не произнесешь, а без неё - СЕЛ, а с ней - СЪЕЛ."
Почему же буква Ъ такая хитрая? (с ее помощью одно слово превращается в другое).
Прочитаем слова в схеме (на доске): подЪезд, разЪезд, обЪезд, вЪезд.
Что общего между этими словами? (-езд- корень).
3. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов
сравнение схем слов
ели-съели
Сколько букв? Сколько звуков?– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ъ звука не обозначает)
4. Развитие фонематического восприятия
Дидактическая игра «Камень - вата».
Дети поднимают синий кружок, если услышат твердый согласный звук, и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук.
Словарный материал: листья, подъезд, коньки, тюльпан, съехали, пеньки, съел, объявление, вьюга, варенье, съёмка, льёт, кольца, съедобный, вьюн, съезжать.
5. Работа в тетрадях.
6. Физкультминутка.
Встаньте дружно, потянитесь
Пошагайте, покрутитесь
Руки право, руки влево, а потом присядьте смело!
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь!
7. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Запомни слова с ъ в сказке.
КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ
Утром мышонок Мыша сел на трехколесный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит - кот на дороге разлегся и спит.
Только въехал на горку, видит - кот проснулся. Потягивается.
«Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».
Сел и отъел кусочек. Потом еще отъел и еще. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.
Эх! Только сел, а уже всё съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.
9. Подведение итога занятия. Рефлексия- Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?– Что показалось самым трудным на уроке?– С чем справились быстрее всего?– С чем бы хотели поработать на следующем уроке?
Записать предложения с разделительным твердым знаком.
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком.
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком.
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком.
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.
Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»
Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.
Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;
для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.
Ход занятия:
Игра «Путаница».
Называем буквы и слияния по заданию учителя.
1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.
Знакомство с Ь знаком.
К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?
Проблемная ситуация.
(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)
«Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)
«Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это буква МЯГКИЙ ЗНАК .»
Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.
Хотите проверить? Пожалуйста!
УГОЛ – УГОЛЬ
МЕЛ – МЕЛЬ
ШЕСТ – ШЕСТЬ
МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)
А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…
Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».
(«Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)
Работаем с кассой и магнитной доской.
«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я.
Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).
Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.
Какими стали согласные? МЯГКИМИ.
Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
Что это за буква?- возмущались они.
Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…
Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.
«Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)
Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.
Дети тоже составляют слово «гвоздь».
А у букв получается «ГВОЗД»…
Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]
в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…
И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?
Дети читают : «ГВОЗДИ».
«Лучше я встану», - сказала буква Я.
Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.
Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)
Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.
Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)
Спит или купается,
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (ГУСЬ)
Кто приходит,
Кто уходит –
Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)
Игра «Баскетбол». (Соревнование.)
Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?
Физкультминутка «Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три…
(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)
Загадки Ь знака:
Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.
СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?
«В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».
«Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженной.
На что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»
Физкультминутка «капитаны».
Знакомство с Ъ знаком.
Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.
Чем они похожи и чем отличаются?
А) «Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)
«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,
Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)
На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)
«Зачерпни воды ковшом,
Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)
«Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,
Чтобы не облиться.» (В. Степанов)
Чем ещё отличаются эти знаки?
Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.
То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!
Например:
СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)
СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)
Игра «Хоккей».
На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.
Представители экипажей читают эти слова по очереди.
СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?
РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ
Игра «Разведка».
А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».
Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».
Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.
Итог занятия.
Подведение итогов соревнования экипажей.
Выставление улыбающихся солнышек.