Как и чему учат лучших школьников-математиков сибири. В новосибирской фмш (сунц нгу) запретили работать профессорам Судебный процесс против школы

​ 23 августа исполнилось 55 лет со дня официального открытия Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ НГУ) - первой в мире специализированной физико-математической школы-интерната. Сейчас СУНЦ НГУ входит в тройку лучших школ России, а выпускники физматшколы играют важную роль в развитии науки и бизнеса.

Физматшкола (ФМШ) была открыта в 1963 году по инициативе основателя Академгородка академика Михаила Лаврентьева , чтобы обучать одаренных детей из разных регионов страны. Официальная дата открытия школы - 23 августа 1963 года: в этот день вышло соответствующее постановление Совета министров СССР. Фактически же первые ученики ФМШ НГУ сели за парты за 7 месяцев до этой даты - 21 января 1963 года. Первыми учениками двух девятых и двух десятых классов стали 119 школьников. Сегодня опыт новосибирской ФМШ заимствован во многие страны, а выпускники успешно работают по всему миру – в науке, бизнесе, политике, искусстве, образовании.

23 августа в Доме ученых СО РАН состоялось торжественное собрание, посвященное юбилею СУНЦ НГУ .

- Это очень важная дата, которой мы обязаны самоотверженному труду наших отцов-основателей. Надо сказать, что все начиналось в 1962 году, когда была проведена первая Летняя физико-математическая школа и Всесибирская олимпиада школьников. Наши отцы-основатели зародили много важных, серьезных движений в образовании. Первое - олимпиады. До 1962 года Всесоюзная олимпиада была только по математике. Именно Всесибирская олимпиада сделала возможным появление Всесоюзной олимпиады по физике, которая впервые прошла в 1964 году. Дальше появилась химия, и теперь без олимпиад мы вообще не живем. Все олимпиадное движение пошло отсюда - из Новосибирска, из Академгородка. И мы по праву считаемся первой в мире физматшколой. Реально наша школа начала работать 21 января 1963 года - на полгода раньше, чем вышло официальное постановление. Именно тогда академик Михаил Алексеевич Лаврентьев, проявив мужество и волю и найдя ресурсы, открыл школу-интернат, не имея на это никаких разрешений. После этого пошла волна, появились письма академиков из Москвы и Ленинграда. И в результате совместных усилий появилось постановление правительства об открытии физико-математических и химико-биологических школ-интернатов в Новосибирске, Москве, Ленинграде и Киеве, которое было подписано 23 августа, - отметил в своем выступлении директор СУНЦ НГУ Николай Яворский .

Поздравление от первого заместителя министра науки и высшего образования РФ Григория Трубникова с юбилеем СУНЦ НГУ зачитал заместитель директора департамента науки и технологий Андрей Аникеев. «Начавшая свою работу в 1963 году, новосибирская физматшкола является в настоящее время признанным ведущим центром подготовки школьников к дальнейшему обучению в лучших вузах страны... Министерство отмечает большой вклад физматшколы в начальную подготовку высококвалифицированных специалистов по актуальным направлениям научно-технического развития России», – говорится в обращении.

На юбилей школы съехались выпускники ФМШ разных лет. В этом году к юбилейным мероприятиям приурочен VI Конгресс выпускников НГУ . Центральным событием юбилея станет панельная дискуссия на тему «Развитие Новосибирского научного центра. Роль выпускников ФМШ и НГУ в проекте «Академгородок 2.0», которая начнется в 10 часов утра 24 августа в Большом конференц-зале Академпарк а. Модератором конференции будет главный ученый секретарь СО РАН, член-корреспондент РАН Дмитрий Маркович .

После обеда в четверг выпускники сразятся в интеллектуальных математических и физических соревнованиях. А в субботу, 25 августа, гостей юбилея ждут спортивные соревнования, квест по Академгородку и интеллектуальные командные соревнования Квиз.

  • Юбилей академика Валентина Николаевича Пармона

    Валентин Николаевич Пармон родился 18 апреля 1948 года в городе Бранденбург (Германия). В 1972 году окончил Факультет молекулярной и химической физики Московского физико-технического института. После аспирантуры в 1975-1977 гг.

  • В новосибирском Академгородке отпраздновали юбилей ФМШ

    В Доме ученых СО РАН прошли торжества по случаю 55-летия Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ-ФМШ) при Новосибирском государственном университете. На мероприятии в честь юбилея ученые поговорили о развитии интеллектуального потенциала России, вовлечении талантливых школьников в науку и трудностях, которые сопровождают жизнь СУНЦ НГУ.

  • НГУ 60 лет: как Михаил Лаврентьев построил университет в лесу и почему его называли Дедом

    В сентябре 2019 года Новосибирский государственный университет отмечает юбилей - 60 лет назад, когда ещё не было стен университета, академики начали читать лекции первым студентам. В официальных поздравлениях НГУ благодарят за тысячи выпускников, которые занимаются наукой и бизнесом по всему миру.

  • На всех парусах: ИХБФМ СО РАН отмечает 35-летие

    ​1 апреля 1984 года был создан Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Сегодня он является одним из международных лидеров в области создания ген-направленных биологических препаратов, разработки биотехнологических подходов в генотерапии, изучении физико-химических процессов передачи и сохранения наследственной информации.

  • Андрей Травников познакомился с Академгородком

    Врио губернатора Новосибирской области Андрей Александрович Травников посетил Новосибирский научный центр СО РАН. В ходе визита он побывал в некоторых институтах Сибирского отделения, ознакомился с разработками, которые будут полезны региону, и сформулировал ряд задач для научного сообщества.

  • Заочная школа при НГУ. 50 лет спустя

    23 октября 2015 года Заочная школа СУНЦ НГУ – первая заочная физико-математическая школа в мире – отметила 50-летний юбилей. На праздновании юбилея в Академгородке собралось более сотни человек, среди которых были и создатели школы, и выпускники, и преподаватели, а также все те, кто в разное время участвовал в деятельности заочной школы и способствовал ее развитию.

    Заочная школа при физико-математической школе НГУ стала важным дополнением к системе олимпиад и летних школ и дала любознательным и одаренным ребятам из разных, даже самых удаленных, городов и поселков уникальную возможность оценить свои способности и серьезно повысить уровень подготовки по физике и математике, а позже – поступить в престижный вуз.

    На коференции «Диалог поколений» с поздравительными и напутственными речами выступили более 20 человек. Бывший ректор университета Н.С. Диканский поделился своими мыслями о том, в каком направлении должна развиваться школа в современных условиях, декан ФФ НГУ А. Е. Бондарь рассказал свою историю обучения в ЗФМШ, как полученные знания помогли ему поступить в университет и отметил несомненную пользу заочного образования для тех, кто собирается работать на переднем крае науки. А профессор НГУ А. С. Марковичев, который много лет назад участвовал в разработке методичек для ЗФМШ, рассказал удивительную историю, случившуюся недавно на вступительном экзамене по математике: «Слушая, как абитуриент отвечает на вопрос про исследование функций, я вдруг поймал себя на мысли, что если бы говорить на эту тему пришлось мне, то я точно так же излагал бы. Спустя некоторое время я спросил его: “может быть, Вы в нашей Заочной школе учились?”, – и получил утвердительный ответ!»

    Начало деятельности этого успешного образовательного проекта тесно связано с именем известного бизнесмена, президента группы компаний «Ф-консалтинг» к.ф.-м.н. Геннадия Шмерельевича Фридмана, в то время – студента-второкурсника ММФ НГУ.

    В своем интервью журналу «НАУКА из первых рук» он рассказал увлекательную историю о том, как несколько инициативных студентов в свободное время создали стабильно работающую школу «по переписке» буквально за два месяца, без поддержки официальных лиц университета.

    О дальнейшей жизни ЗФМШ – в воспоминаниях к.ф.-м.н., профессора НГУ Александра Сергеевича Марковичева, несколько десятилетий руководившего математическим отделением этой школы. О своих впечатлениях рассказывает также редактор «НАУКИ из первых рук», к.х.н. Сергей Иванович Прокопьев, который сначала учился в ЗФМШ, а потом был преподавателем школы.

    Сегодня в ЗШ СУНЦ НГУ, уже на восьми отделениях, учится около двух тысяч ребят от 5 го до 11-го класса из двадцати регионов России, из стран СНГ, Германии и США. Но суть образовательных услуг, неизменно предоставляемых ЗШ с 1965 г., можно выразить буквально в «двух словах»: любой школьник, владеющий русским языком, может по запросу получить методические материалы по интересующим его предметам и набор тематических задач, которые немного меняются из года в год, прислать свои решения и гарантированно получить письменную рецензию в ответ. Специалисты из разных отделений школы оценят правильность решений и оригинальность рассуждений школьника и дадут рекомендации по его дальнейшему обучению. Все это способствует развитию способностей и отбору талантливой молодежи, многие из которой потом становятся студентами НГУ.

    Г. Ш. Фридман, к. ф.-м. н., президент группы компаний «Ф-консалтинг»:

    «В августе 1965 г., возвращаясь из Всероссийского комсомольского лагеря “Орленок”, я зашел на мехмат МГУ, где увидел впервые, как готовятся задания для Заочной математической школы. А у нас в новосибирском Академгородке в это время как раз проходила Летняя школа (ЛФМШ), и мы с ребятами сразу решили, что тоже организуем заочную школу, но только (в отличие от москвичей) физико-математическую. И всем ребятам из Летней школы, кто не остался в интернате, объявили, что они стали первыми нашими «заочниками».

    В качестве отступления скажу, что в некотором смысле мы повторили организационный опыт, поставленный тремя годами раньше отцами-основателями первой Летней школы, в которой я участвовал. После 45 дней тесного общения им, очевидно, стало грустно с нами расставаться, и они решили создать нечто постоянное. После экзаменов некоторые из нас были приняты в круглогодичную физико-математическую школу (ФМШ), хотя в то время сама реализация этой идеи, в том числе финансирование, была под большим вопросом…

    Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6-7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: «За развал работы ЗФМШ уволить: Г. Ш. Фридмана …», за которым продолжался список фамилий организаторов

    Тем не менее ФМШ открылась в январе по адресу: Детский проезд, 3 (это здание было построено для других целей, но несколько месяцев его использовали в качестве нашего общежития-интерната). И первые полгода это было абсолютно незаконное образовательное заведение, содержащееся за счет безусловно нецелевого расходования бюджетных денег М. А. Лаврентьевым, который ничего не боялся, когда действовал во имя идеи. Первоначально в школу были приняты 120 человек, из них 93 ее закончили. И лишь в августе 1963 г. вышло, наконец, постановление Совета министров о школах-интернатах, и подобные школы стали организовываться в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах.

    Так ФМШ стала еще одним пионерным делом Сибирского отделения Академии наук. В том числе и благодаря ей наш НГУ стал действительно всесоюзным университетом – у нас учились студенты даже из Украины и Молдавии. Было два формата набора в ФМШ, в том числе по результатам заочных олимпиад. Можно было приехать из Москвы, из Ленинграда, откуда угодно. С прибывшими школьниками проводили собеседования, и не всем из них удавалось пройти конкурс, большая часть уезжала назад. Тем же, кого принимали в ФМШ, постфактум оплачивали затраты на дорогу.

    «Если барон Х., которого ограбил Робин Гуд, лишился трети своих богатств, а Буратино похитил две пятых от всего количества имевшихся у Бармалея сольдо, то посчитайте, кто из них наворовал больше» – из заданий ЗФМШ

    Многие студенты НГУ почти с самого начала учебы начинали участвовать в организации региональных туров олимпиады в «зоне влияния» НГУ: от Урала и Средней Азии до восточных границ СССР. В 1965 г. я был студентом первого курса, и меня уже назначили руководителем бригады СО АН СССР для проведения олимпиады по математике, физике и химии в Тюмен­ской области. Стать рядовым членом бригады студенту-первокурснику было легко, но получить мандат бригадира, в команде которого имелись два кандидата наук, в том числе известный математик Л. В. Баев – это было “круто”! Вот такой была поистине героическая юность Академ­городка.

    В нашу команду входили: математики Сергей Тресков и Юрий Михеев, физики Оксана Буднева, Миша Перельройзен и Сеня Эйдельман (его я имел честь учить в Летней школе, когда сам уже был принят на первый курс университета; сейчас он, помимо прочего, заведует кафедрой физики элементарных частиц НГУ). Эйдельман и Перельройзен были тогда первокурсниками, Оксана – третьекурсницей, а мы с Тресковым и с Михеевым перешли на второй курс. Вот эта компания и создала Заочную школу.

    …Нам Нужно Больше Талантливых Людей

    «У нас реализуется схема образовательной пирамиды: Заочная школа – это фундамент для ФМШ, а та в свою очередь является фундаментом для НГУ, поставляя нам лучших своих выпускников. Но последние годы нам стало гораздо труднее набирать ребят в университет. Во-первых, детей рождаться стало намного меньше, другая проблема – в охвате регионов. Мы создали несколько региональных университетов, теперь там руководят наши выпускники, они начали с нами конкурировать и оттягивают часть учебного контингента на себя. В нашей ЗФМШ учится около двух тысяч ребят – это очень немного. Для сравнения: в ЗФТШ при МФТИ (где нет школы-интерната) – больше пяти тысяч.
    Но сейчас появилась колоссальная возможность решить все эти проблемы: для заочного обучения надо максимально использовать возможности Интернета, скайпа, других средств связи. Когда я был ректором, лет 15 назад мы сделали специальный класс дистанционного обучения, обеспечивающий студентам интерактивную обратную связь с преподавателем. И подобную систему в ФМШ нужно внедрять как можно быстрее. Потому что нам нужно больше талантливых людей».

    Мы сами сочиняли задания для рассылки и, по отзывам, неплохо с этим справлялись. Потом мы нашли среди первокурсников тех, кто стал проверять выполненные работы, на следующий год из этих студентов выросли бригадиры. В свою очередь, преподавателей стали сразу искать уже среди выпускников ФМШ, и они вместе с теми, кто «прошел» год или два в заочной школе, становились, после соответствующей тренировки, преподавателями Летней школы. Вот такой сформировался у нас принцип преемственности.

    Надо заметить, что Заочная школа многие годы держалась исключительно на нашем энтузиазме. Мы сами, без какой-либо поддержки руководителей университета, организовывали печатание заданий и их рассылку. Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6–7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: “За развал работы ЗФМШ уволить: Г. Ш. Фридмана …”, и далее продолжался список фамилий организаторов.

    …Недавно на заседании Международного академического совета НГУ ректор сказал, что у “университета с Академией наук должны быть взаимные интересы”. Но ведь так было всегда! Более того, в наше время даже нам, успешным ученикам ФМШ, оформили пропуска в Институт ядерной физики, где мы могли начать уже реально работать и посещать настоящие научные семинары. Правда я сам потом “перекинулся” на математику, но мои однокашники Саша Рубенчик, Женя Кузнецов и Василий Пархомчук так там и остались. Что касается Пархомчука, то директор ИЯФ Г. И. Будкер взял его на работу еще до окончания физматшколы (!), а на четвертом курсе доверил проводить свой собственный эксперимент с участием коллектива инженеров. То есть у НГУ всегда был свой собственный стиль, и студенты и даже школьники из ФМШ немалое время проводили в научно-исследовательских институтах. И первая моя статья вышла, когда я учился на первом курсе, и опубликована она была не где-нибудь, а в “Докладах Академии наук”!

    Студенты, которые сейчас учатся в нашем университете, должны понимать, что они учатся в уникальном вузе с уникальными традициями. Однако далеко не все это понимают, а престиж НГУ падает. Сейчас перед нами стоит задача возрождения университета как выдающегося образовательного заведения с давней, устоявшейся репутаций, которую мы можем и должны использовать».

    А. С. Марковичев, к. ф.-м. н., профессор НГУ:

    «Академгородок, 1960-е гг. – необыкновенное место, необыкновенное время и замечательные люди!

    В 1963 г. через заочный тур II Всесибирской физико-математической олимпиады школьников я попал во вторую Летнюю школу, и через нее – в ФМШ. Как мы учились в ФМШ – отдельная тема. Скажу только, что несколько “старичков” (учеников первого набора) организовали в школе Математическое общество, в который мог вступить каждый фымышонок, сдав соответствующий экзамен одному из его “отцов-основателей”, среди которых были Гена Фридман, Сережа Тресков и Георгий Карев. Я сдал такой экзамен Гене Фридману и таким образом с ним познакомился.

    … Я занимаюсь со Своим Внуком Математикой по Материалам ЗФМШ
    «Моя деятельность в Заочной школе началась осенью 1966 г., когда кураторы ЗФМШ принесли нам – студентам НГУ – работы учеников, которые надо было срочно проверить. Тетрадей было так много, что меня охватил ужас. К тому же нас предупредили, что отвечать в рецензиях надо так, чтобы ученики не присылали в школу претензий со словами “нам непонятно объяснили”. И мы с этим справились.
    Помню, когда я был уже директором ФМШ при НГУ, НФПК при Правительстве РФ решил материально поддержать лучшую заочную школу. Пришлось потратить много времени и сил, чтобы доказать чиновникам, что надо поддержать не одну, а несколько лучших школ. В результате на первом этапе поддержали 30 заочных школ, а на втором – 18. Наша, разумеется, оказалась в этом списке.
    Я и сейчас занимаюсь со своим внуком математикой по материалам ЗФМШ»

    В школе царила атмосфера творчества, интеллектуальной свободы, нам, молодым людям в возрасте 14-18 лет, все было интересно. Нам читали лекции такие замечательные ученые, как М. А. Лаврентьев, А. А. Ляпунов, Г. И. Будкер, С. Т. Беляев и др. Конечно, писать про остальных прекрасных ученых “и другие” неприлично, но перечислить их всех здесь просто невозможно. Окончив школу и попав в НГУ, многие из нас просто жаждали делиться своими знаниями со школьниками так же, как с нами делились знаниями эти выдающиеся ученые. Неудивительно, что в 1965 г., сразу после окончания первого курса, я вместе с несколькими своими друзьями-однокурсниками стал работать преподавателем в 4-й Летней школе, обучать математике ребят, которые были всего на два года моложе меня.

    «Я была уверена, что Мои Работы Проверяет если не Профессор, то Доцент…»

    Елена Серая
    (из интервью журналу «НАУКА из первых рук»)


    «Я училась в заочной школе по генетике и биологии при ФМШ, которую организовали Анатолий Овсеевич Рувинский и Павел Михайлович Бородин. О том, что есть такая школа, я узнала поздно, поэтому за один год мне пришлось пройти двухлетний курс. Приходилось наверстывать очень много. Система такая: школьники занимаются, получают задания и отправляют свои работы в университет, мы ничего не знали о своих преподавателях, но я была уверена, что мои работы проверяет если не профессор, то доцент… Когда я поступила на ФЕН, меня уже через месяц разыскала Оля Горохова, студентка третьего курса; оказалось, она и была моим преподавателем. Оля предложила и мне заниматься со школьниками. Так, будучи студенткой первого курса, я стала преподавателем заочной школы. А когда Оля закончила университет, я переняла ее полномочия: стала завучем заочной биологической школы.
    Самая веселая часть этой учебы была, когда Павел Михайлович Бородин собирал информацию по генетике кошек. Я приехала в Новосибирск, в Институте цитологии и генетики встретилась с Анатолием Овсеевичем, он дал мне карту, на которую нужно было поставить точку с указанием конкретной частоты определенного гена в районе г. Кемерово.
    В Кемерове в 1980 г. по городу кошки не бегали, поэтому мы поехали на окраину, в поселок на шахте «Пионерская», там жила наша одноклассница. Фактически, это деревня, где в каждом частном доме – по кошке. Это было большое счастье, что подругу там все знали, потому что в этом году ввели налог на кошек и собак. Мы собирали информацию о кошках, а народ пугался, думая, что мы собираем деньги. Мы успокаивали их: “Но мы же не спрашиваем ни имя, ни фамилию, ни номер, вы нам покажите кошку и все!” Список мутаций был штук 12. В общем, это был великий цирк! Но материал мы собрали хороший – 130 кошек. Потом я посчитала частоту генов, нанесла на карту и отвезла ее в Новосибирск. Эти данные вошли в книгу Павла Михайловича».

    В том же году начала работу и Заочная физико-математическая школа, к чему приложил руку все тот же Гена Фридман. В то время я уже участвовал в проверке заданий в этой школе, но моя регулярная работа там началась позже, уже в 1970-х гг., когда я был аспирантом и сам преподавал в ФМШ. Меня попросили сделать новое задание на тему “пределы последовательностей”; по-видимому, опыт оказался удачным, так как потом мне доверили подготовить еще три задания по математике. Три из этих четырех заданий использовались в течение несколько десятилетий, пока мы с Ю. В. Михеевым их не переделали. Одно время я даже курировал все преподавание математики в ЗШ, а также почти десяток лет готовил вступительные задания по математике, самая большая ценность которых состояла в подробных решениях, которые получали ученики вместе с рецензией на свою работу.

    Отмечу, что всей этой деятельностью нас никто не заставлял заниматься, нам просто было интересно, мы ощущали собственную значимость и работали практически на общественных началах, т. е. почти бесплатно. Кстати сказать, когда при смене социальных формаций в начале 1990-х гг. один из наших университетских деятелей начал широко популяризовать лозунг «бесплатный труд – рабский труд», в НГУ тихо скончалась наша так называемая Воскресная школа. В последнее время мы в какой-то степени начинаем возвращаться к тому стилю жизни, правда, используя иностранное слово “волонтер”.

    «… Заочные Учителя, Проверяющие Наши Работы, Были Очень Строги»
    «Я учился в физико-математической школе г. Челябинска, у нас были замечательные учителя физики, математики и даже литературы. Казалось бы, что дополнительно могла мне дать заочная школа?
    Дело в том, что в нашей школе мы учили физику не по учебнику (я его вообще ни разу в школьной жизни не открывал), а методом «народного фольклора», т. е. только общаясь с нашими учителями и друг с другом. Это был своего рода спорт: мы предлагали друг другу задачи и с энтузиазмом решали их. Но хотя это и создавало атмосферу творчества, в голове была “полная каша” или, лучше сказать, “винегрет”. А однажды я увидел в журнале “Квант” объявление, что продолжается набор в ЗФМШ при НГУ, написал туда заявление, меня приняли, и я там учился два года, до 1972 г. Это был мой первый опыт самостоятельного обучения. Никто над душой не стоит, но и подсказать никто не может, приходится самому читать и разбираться. В результате последовательного чтения методических материалов и выполнения заданий все мои разрозненные знания были приведены в систему. Заочные учителя, проверяющие наши работы, были очень строги: любое нарушение логики рассуждений тут же отмечали и соответственно снижали оценку. Поэтому нужно было самому учиться искусству, которое теперь мы называем “представление результатов”, т. е. связно, ничего не упустив, изложить решение задачи. Это мне помогло при поступлении в университет.
    Отмечу, что умение учиться самостоятельно – совершенно неотъемлемое качество научного исследователя. Наука быстро развивается, и чему бы вас ни научили в школе и университете, обязательно окажется, что многие полученные знания уже никуда не годятся, потому что просто устарели. И для того чтобы успешно заниматься реальной наукой, надо будет многое выучить заново. И чтобы не растеряться от внезапно ставшей необходимой самостоятельности, лучше начать тренироваться смолоду. Мне в этом очень сильно помогла Заочная школа».

    Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное – талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям».

    С. И. Прокопьев, к. х. н., ведущий редактор журнала «НАУКА из первых рук»:

    «Мое знакомство с Заочной школой при НГУ началось весной 1979 г. в г. Кургане, когда на станции юных техников, куда мы ходили с друзьями, нам показали брошюру ЗФМШ. Надо сказать, что, хотя кое-какие сведения об этой школе попадались в газетных публикациях того времени, ее полные контактные данные, как правило, отсутствовали. И даже в районном отделе образования рассказать что-то конкретное об этой “секретной” школе не могли.

    Недолго думая, я написал заявление с просьбой принять меня в 8-й класс Заочной школы на все три отделения (математическое, физическое, химическое), которые там в то время были. Через пару недель методист школы ответил, что можно выбрать только одно отделение, и я назвал математику. Такой выбор был продиктован тем, что все доступные и понятные для школьника книги по математике я к тому времени уже прочитал и освоил.

    Дни, когда я получал рецензию на выполненную работу и очередное задание, были для меня праздниками. Во-первых, мой заочный учитель не скупился писать подробные комментарии в случае, если какая-то задача была решена неправильно или не полностью. Во-вторых, приятно было изучать прекрасно составленные методические материалы, которые предваряли каждый очередной набор задач.

    В том же году, успешно выступив на областной олимпиаде школьников, я по результатам собеседования попал в Летнюю физико-математическую школу, а затем был зачислен в ФМШ.

    «Не будь ЗФМШ, моя Жизнь Была Бы Серой и Неинтересной»
    «Я учился в новосибирской школе со специализацией по истории, там программа по математике была очень простой, мне было на уроках неинтересно. О том, что в нашем городе есть физико-математическая школа, в которую можно поступить и там учиться, я даже и не знал. А про НГУ у нас говорили, что поступить туда почти невозможно.
    Про заочную школу мне рассказала мама. У нас была группа “коллективный ученик”, где учитель разбирал с ребятами присылаемый из ЗФМШ учебный материал математического отделения, но я не стал ходить в этот кружок и решал задачи самостоятельно. Сначала я учился в этой заочной школе, по результатам второго года меня пригласили в Летнюю ФМШ – и вот только тогда я узнал, что есть такой СУНЦ НГУ, где можно очно учиться. Два года учебы в СУНЦ дали мощную подготовку и помогли мне преодолеть все экзамены, так что теперь я учусь на мехмате НГУ. А не будь ЗФМШ, моя сегодняшняя жизнь, наверное, была бы серой и неинтересной»

    Моя следующая встреча с ЗФМШ состоялась, когда я уже учился на третьем курсе ФЕН НГУ. Оказалось, что школе не выделялось финансирования на проверку работ заочных школьников, поэтому педагогов-профессионалов хронически не хватало и этим видом деятельности озадачивали студентов профильных факультетов университета в рамках так называемых “комсомольских поручений”. В течение года я проверял работы 20 учеников восьмого класса. Задания химического отделения были ясно сформулированы, и хорошему студенту не составляло труда решать их и оценивать, насколько правильными были решения учеников. Вспоминая свою учебу в Заочной школе, я старался относиться так же внимательно и ответственно к переписке со своими подопечными. Эта деятельность, которой я занимался вплоть до окончания университета, стала для меня хорошей педагогической практикой.

    Работая после выпуска в Институте катализа, я познакомился с организатором и руководителем Воскресной физико-математической и химико-биологической школы при НГУ Ниной Евгеньевной Богданчиковой. Она сразу предложила мне начать “вживую” общаться с любознательными ребятами, которые приезжали в университет по воскресеньям из разных мест, в том числе таких удаленных, как Черепаново и Мошково. В школе они старались получить знания сверх школьной программы, которые могли бы помочь им подготовиться к поступлению в вуз. В класс набиралось более сорока человек! Вольность была почти неограниченная, а программы лекций мы разрабатывали сами. За основу я взял методички Заочной школы, дополнив их своими задачами по темам, при решении которых многие школьники традиционно испытывают затруднения.

    Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное – талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям

    Позже я стал участвовать в организации Всесоюзных олимпиад школьников и Воскресную школу пришлось оставить, на смену пришли более молодые – выпускники и студенты НГУ. Однако на олимпиады любого уровня я всегда брал с собой брошюры Заочной школы, чтобы рассказать приехавшим ребятам и учителям об этой замечательной школе – ведь для многих это был единственный шанс получить информацию “из первых рук”.

    Фи́зико-математи́ческая шко́ла им. М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ) - учебно-образовательное учреждение Российской Федерации, обеспечивающее получение последней ступени среднего образования (10-е и 11-е классы, а с 2013-2014 учебного года ещё и 9-е классы).

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      Перечень директоров ФМШ (по году вступления в должность): П. Г. Семеряко (с 1963 г.), А. С. Карабасова (с 1963 г.), Н. Н. Бондарев (с 1964 г.), Н. Ф. Луканев (с 1965 г.), Е. И. Биченков (с 1965 г.), Н. М. Ногин (с 1967 г.), Л. Н. Паршенков (с 1967 г.) и М. А. Могилевский (с 1970 г.), А. Ф. Богачев (с 1972 г.), А. А. Никитин (с 1987 г.) и Н. И. Яворский (с 2006 г.).

      Учащиеся ФМШ ежегодно принимают участие во Всесибирской Олимпиаде Школьников. По её результатам они могут поступить в самые престижные ВУЗы страны без сдачи ЕГЭ . В 2013 году во впервые составленном Московским центром непрерывного математического образования списке 25 сильнейших школ России по показателям ЕГЭ, Всероссийских и международных олимпиад СУНЦ НГУ был поставлен на пятое место (второе среди образовательных учреждений за пределами Москвы и Санкт-Петербурга) .

      С 1986 года между Новосибирской Физико-Математической Школой и Phillips Academy происходили ежегодные обмены учениками.

      По состоянию на 2013 год - год пятидесятилетия - школу окончили 14 000 человек , две трети из которых затем обучались в НГУ. Около 4 тысяч выпускников стали кандидатами, а более 500 - докторами наук. Два выпускника были избраны действительными членами и семь - членами-корреспондентами РАН .

      Летняя школа

      Школьники произносят ФМШ как «ФыМыШа», а преподаватели их называют «фымышатами». По воспоминаниям первых преподавателей, одна из девочек - Наташа Усова - разрисовывала цветочные горшки и нарисовала на одном из них мышонка среди цветов. Ребята назвали его фымышонком, с того момента ФМШата начали и себя так называть. Ученики летней школы - «эЛШата». Также часто «фымышат» называют физматшкольниками, «эЛШат» - летнешкольниками.

      Внутри школы существует система ночных (следящих за отбоем в 23:00 местного времени), утренних дежурных (за подъемом в 7:00), санитаров, физоргов и культоргов. Доступ в общежития, учебный корпус и столовую ФМШ осуществляется по специальным пропускам (жетонам). Между двумя общежитиями ФМШ и учебным корпусом существует подземный переход.

      В Летней Школе за досуг отвечает группа выпускников (как правило текущего года), так называемый «КомсОтряд» или коротко «Комса». За каждый класс ответственны два воспитателя (большей частью студенты старших курсов или воспитатели / преподаватели ФМШ) «ПедОтряд». «ПедОтряд» и «КомсОтряд», в том числе проводят концерты «Визитки», в которых показывают номера из капустников НГУ, собственные номера или старые, проверенные номера из репертуара ФМШа. В таких концертах в своё время принимали участие такие известные личности, как

      В новосибирской ФМШ (СУНЦ НГУ) запретили работать профессорам

      12.09.2012

      Выпускники и сотрудники ФМШ №18 при МГУ (СУНЦ МГУ, Школа имени А.Н. Колмогорова) солидарны со своими коллегами из ФМШ при НГУ (СУНЦ НГУ имени М.А. Лаврентьева) в их борьбе за сохранение уникальной школы-интерната при Новосибирском Университете и её университетских традиций преподавания.

      12 сентября, 13:37


      Николай Яворский. фото с сайта www.nsu.ru

      Физико-математическая школа при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ), оштрафованная судом на 100 тысяч рублей за нарушение штатного расписания и вузовский уровень обучения, не планирует менять подходы к образованию, заявил 12 сентября корреспонденту Сиб.фм директор учреждения Николай Яворский.

      7 сентября судья Советского районного суда Новосибирска Сергей Самулин счёл необходимым пересмотреть организацию учебного процесса в физматшколе НГУ и оштрафовал учреждение на 100 тысяч рублей.

      «Судья Самулин опирался на типовое положение министерства образования. Согласно ему, в школе должны преподавать исключительно „учителя“, а не „профессоры“, „доценты“ и прочие „преподаватели“. Мы, в свою очередь, работаем в соответствии с постановлением Совета министров СССР 1988 года (когда был организован СУНЦ), действие которого может отменить только федеральное правительство», - описал Яворский корреспонденту Сиб.фм основания для обжалования этого решения.

      Первоначально ФМШ НГУ являлось школой-интернатом № 165

      Яворский напомнил, что организация учебного процесса в физматшколе изначально предполагала углублённое изучение фундаментальных дисциплин и выявление у одарённых школьников исследовательских способностей.

      «Вместо этого мы должны руководствоваться нормативами для школ-интернатов для детей, оказавшихся в сложных социальных условиях и нуждающихся в базовом образовании, - продолжил директор. - Но у нас другие задачи и уровень наших специалистов другой».

      Новосибирский университет и ФМШ уже подали апелляцию в Новосибирский областной суд. Решение суда также опротестовал районный прокурор.

      На вопрос корреспондента Сиб.фм о возможных изменениях в учебном процессе физматшколы Яворский ответил, что все преподаватели «как работали, так и будут работать».

      «Пока нас в наручниках не выведут», - заключил директор.

      Физико-математическая школа (специализированный учебно-научный центр - СУНЦ) при Новосибирском государственном университете (НГУ) оштрафована на 100 тысяч рублей, а также в ней запрещено работать профессорам и университетским преподавателям. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС .

      Такое решение принял судья Советского районного суда Новосибирска Сергей Самулин, 7 сентября вынеся решение о совершенном администрацией СУНЦ НГУ правонарушении. По решению суда, работать в школе должны только "учителя", а не "преподаватели", а расписание занятий не должно отличаться от стандартного.

      По словам директора СУНЦ НГУ Николая Яворского, по факту такое решение означает закрытие школы, так как она вынуждена будет преобразоваться в обычную общеобразовательную. Администрация СУНЦ обжаловала решение суда. Опротестовал его также районный прокурор.

      Кроме того, Яворский заявил, что СУНЦ не обязан подчиняться типовому положению, на которое опирался судья. "Имеется типовое положение, в котором прописано, что в школе-интернате преподавать могут только учителя, а у нас учителей нет, у нас есть только профессорско-преподавательский состав, который определен нами постановлением Совета министров СССР при создании СУНЦ в 1988 году. Это документ более высокого уровня, чем типовое положение", - цитирует директора "НГС. Новости".

      По словам Яворского, учебный процесс в СУНЦ не претерпит изменений, по крайней мере, вплоть до рассмотрения апелляции в Новосибирском городском суде. "Все преподаватели как работали, так и будут работать, пока нас в наручниках не выведут", - сказал директор.

      К судебным слушаниям по СУНЦ НГУ привела проверка Рособрнадзора, проведенная в ответ на жалобу матери одного из учащихся, которому грозило отчисление за неуспеваемость. Рособрнадзор со своей стороны уличил школу в отсутствии дефектолога, логопеда, нянечки и вожатого.

      Источник: В новосибирской физматшколе запретили работать профессорам
      http://readers.lenta.ru/news/2012/0 9/12/suntsngu/

      Решение, фактически запрещающее профессорско-преподавательскому составу НГУ преподавать в собственной физико-математической школе /СУНЦ НГУ/ вынес районный суд Новосибирска http://www.tass-sib.ru/news/one/637 4

      В Новосибирске решение районного суда поставило под угрозу существование физматшколы в Академгородке. Проверка Рособрнадзора выявила "нарушения" - старшеклассников обучают не учителя, а преподаватели и даже профессора. Суд оштрафовал школу и потребовал привести штатное расписание к стандартной норме...
      http://www.rg.ru/2012/09/12/reg-sibfo/p rofessora-anons.html

      Куда пропал Колмогоровский проект?

      Президент Дмитрий Медведев под занавес решил-таки добиться выполнения одного из многих, так и не исполненных своих указаний: утвердить Концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Еще в апреле 2010-го он дал поручение создать две сети лицеев для «одаренных» детей – в федеральных округах и при ведущих университетах страны. До сих пор оно не выполнено. 27 февраля 2012-го, на заседании Президиума Госсовета, посвященного мерам господдержки талантливых детей и молодежи, на доработку Концепции выявления и развития молодых талантов выделен месяц.

      Дело, на первый взгляд, хорошее. Но почему на Госсовете рассматривается именно эта концепция, подготовленная Комиссией при администрации Президента по ЕГЭ и работе с одаренными детьми? Ведь, по словам проректора МГУ, академика Алексея Хохлова, еще в 2008-м году под его руководством (и по поручению того же президента), совместно с Минобрнауки был разработанКолмогоровский проект. Поручение последовало после того, как группой крупных ученых и учителей Президенту было направлено письмо о необходимости поддержки уже имеющихся и созданию сети технических и гуманитарных школ, гимназий и лицеев для старшеклассников (сначала – в федеральных округах, а потом – в регионах), и сети заочного, дистанционного образования, которая помогала бы на более раннем этапе отбирать мотивированных ребят. Эти идеи легли в основу Колмогоровского проекта. Важной его частью стала мысль о том, что для детей в таких школах чрезвычайно важна среда, в которой они учатся. Она создается в равной мере учителями, и увлеченными учебой школьниками. Важно строить такие школы (или интернаты) при ведущих университетах страны, по примеру Колмогоровского интерната, входящего составной частью в МГУ. Они должны быть равномерно распределены по всей территории России.

      Федеральное финансирование

      Один из авторов «президентского» проекта, академик Алексей Семенов считает, что специализированные школы не должны быть при университетах. Ведь вузы получают федеральное финансирование на обучение студентов. Как только им поручают учить детей, это сразу создает проблемы. Даже у МГУ. Поэтому, по мысли академика Семенова, эти специализированные школы должны иметь федеральное подчинение и финансироваться отдельной строкой в бюджете. Это касается и сети дистанционного образования.

      Лишним аргументом в пользу необходимости федерального подчинения, по мысли Алексея Семенова, является то, что такие школы не могут существовать в рамках существующего законодательства. Например, - в ситуации нормативно-подушевого финансирования (на него недавно перешли школы страны), когда количество денег зависит от числа учеников, а еще – от норматива региона (он везде – разный). Кроме того, спецшколам крайне вредно использовать новую систему оплаты труда (тоже – новшество последних лет). Ведь она не предполагает расходов на факультативы, дополнительные занятия, кружки (либо они сведены к минимуму). Альтернативой должен стать возврат таких школ к штатно-окладной системе. Вот такой парадокс! От себя заметим, что нормативная база сегодня такова, что работать с одаренными детьми школа не может в принципе. Базисный учебный план, концентры, которые вынуждают одно и то же изучать до 9-го класса, а потом – в 10-11-м, превращая учебу для одаренных детей в жвачку; невозможность брать в школу совместителей–ученых, и т.д.).

      Но генеральная идея «президентской» концепции заключается в том, что детям, признанным одаренными, и учителям, которые их готовят, нужно давать гранты. Для чего необходим специальный фонд.

      Этот пункт концепции вызвал критику не только потому, что слово «фонд» в нашем сознании часто связан с коррупционными схемами, а еще потому, что, по мнению авторов альтернативного, Колмогоровского проекта, методик определения одаренности не существует. Поэтому, если ввести «нормативное закрепление понятия одаренности» все может свестись к тестированию детей с помощью тестов, типа американского IQ. И поскольку родителей ребенка, признанного одаренным и его учителей, будут ждать гранты, за статус «одаренного» начнут бороться. Появятся «тренеры», которые будут «репетировать» на «IQ», курсы подготовки, учителя будут биться за таких учеников, переманивая их из других школ. А сами дети могут просто не выдержать: результаты окажутся плачевными для их психики. По мнению замдиректора Лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, чем моложе ребенок, тем опасней закреплять за ним тот путь, по которому он пойдет. Этого нет в Колмогоровском проекте, который позволяет детям свободно перемещаться по разным траекториям развития. По мысли Александра Ковальджи, «деньги нужно прежде всего давать тем, кто может работать не только с одаренными, но и с мотивированными, способными детьми.

      Нельзя финансировать по результату

      Главное отличие «президентского» проекта от Колмогоровского в том, что в первом финансирование, гранты выделяются в зависимости от достигнутого результата , в то время как в Колмогоровском проекте финансирование должно выделяться на саму работу . Ведь главный результат – победа в олимпиаде – далеко не всегда является гарантией одаренности. По мнению преподавателя информатики «Лиги школ» №1199 Сергея Бебчука, «дети, которые побеждали на Всероссийской олимпиаде, вовсе необязательно становились продуктивными взрослыми. И наоборот – школьники, яркие в учебе, но не показывавшие результаты в олимпиадах, чаще становятся выдающимися учеными». А, по мнению учителя литературы Лицея «Воробьевы горы» Евгении Абелюк, в гуманитарных школах победы в олимпиадах и вовсе не имеют такого значения, как в математическом и естественнонаучном профиле. Кстати, по мысли Евгении Абелюк, и гранты не являются решением проблемы: «Мы получили грант Москвы, но это не помогает работе с одаренными детьми. У нас есть дополнительные предметы «мифология» и «поэтика». А часов на них с каждым годом меньше. Их отбирают».

      Почему в законе «Об образовании» нет гимназий и лицеев

      Скоро профильные гимназии и вовсе лишатся своих факультативов и дополнительных часов. И вообще – своего статуса. Это происходит, благодаря «титанической работе» по «модернизации» образования: в проекте нового интегрированного закона «Об образовании» вообще нет типологии школ. То есть, нет лицеев, гимназий, спецшкол. И даже если случится чудо, и особым Указом главы государства вновь создающиеся Президентские лицеи и школы-интернаты при ведущих университетах переведут на федеральное финансирование, проблему работы с мотивированными детьми в целом это не решит. Ведь в эту категорию не попадут известные многопрофильные гимназии. Такие, как знаменитая московская «Пятьдесят седьмая школа», лицей «Вторая школа», и еще где-то полтора десятка учебных заведений только в столице. Заметим, что хорошие специализированные школы разбросаны по всей стране. Президентская концепция выявления и работы с одаренной молодежью явно не предполагает существования гимназий и лицеев. По мнению ее авторов – главное – результат, а не название.

      Но ведь результата можно скорее добиться в гимназиях и лицеях, где до сих пор позволено иметь усиленную программу и дополнительные часы, деление на группы по профильным предметам, наличие ассистентов, специализированные кабинеты и лаборатории. Там - больше свободы в выборе содержания и форм работы. Основная задача таких школ – подготовка будущих исследователей во всех областях интеллектуальной деятельности. Да и во всех рейтингах школ гимназии и лицеи занимают верхние строчки. Вузы тоже пока еще держатся за счет выпускников специализированных (при вузах) лицеях и гимназиях. Так, треть факультета Московского Института электроники и математики до определенного момента состояла из выпускников их физматшколы. Сегодня треть абитуриентов, поступивших в институт, не учатся вовсе: они пришли из обычной школы с нулем знаний. По мнению преподавателя этого факультета, их баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах вуз совершенно не волнуют. А волнует, можно ли их учить. Но они не учатся и разлагают остальных. Хотят и могут учиться в основном, - выпускники лицеев при вузах. И если завтра их не станет, произойдет образовательная катастрофа.

      По мнению Александра Ковальджи, главный посыл президентской концепции – несостоятельность лицеев, гимназий и других «статусных» учреждений, которые превратились в элитарные школы для детей обеспеченных родителей. А дальше делается простой вывод – разогнать их и сделать обычными школами с обычным финансированием. При этом они готовы нарушить работу успешно работающих лицеев, гимназий. Как при коллективизации: раскулачить «богатых» и сделать всех равными в нищете. Последствия будут как в Китае, который сначала ликвидировал все лицеи, а потом мучительно их восстанавливал. Между тем, отличить школу, лишь носящую звание «гимназия» от качественного учебного заведения, достаточно просто. Нужно требовать от школ повышенного уровня соответствующих результатов, привлекая для этого все формы независимого, в том числе, общественного контроля. Тогда «элитарность» выветрится сама собой, апоявится «элитность» в смысле способностей и трудолюбия учеников.

      Что делать?

      Кто составляет Концепции работы с одаренной молодежью, которые «несовместимы с жизнью»? В том-то и дело, что об авторах мало что известно. Можно лишь строить догадки. Как сказал Сергей Рукшин, ученики которого завоевали больше 80 медалей на международных олимпиадах школьников, учитель великого Перельмана, «за последние годы никто мне не предложил поучаствовать ни в одном обсуждении программы для одаренных детей».

      В итоге получается, что Концепция, которую предложил до конца месяца доработать Президент, недееспособна. Если Лицеи в федеральных округах и лицеи при университетах еще можно Указом Президента, вывести из-под действия существующих законов, то, что делать с успешными профильными гимназиями и лицеями, не попадающими в эту категорию? Ведь в будущем законе «Об образовании» их просто нет. Значит, лицеи и гимназии превратятся в обычные школы, лишенные дополнительных часов на факультативы, кружки и т.д. Потери для государства - огромны.

      Напрашивается простая мысль: а не отменить ли принятые за последнее десятилетие «образовательные» законы? Они тормозят развитие как обычных, так и специализированных школ. Это позволило бы хотя бы не разрушать то хорошее, что есть. Оставить качественные лицеи и гимназии. Но возвращение старых законов – факт беспрецедентный. Должна быть политическая воля.

      И, конечно, необходимо делать то, о чем говорится в Колмогоровском проекте – развивать по всей стране широкую сеть школ и школ-интернатов для мотивированных старшеклассников. Впрочем, по словам академика Алексея Хохлова, в президентской концепции об этом не говорится вовсе. «После того, как я написал письмо президенту Медведеву, в комплексе мер появилась одна строчка о развитии системы интернатов и т.д. Но если все остальные меры предлагается реализовать в 2012-13 годах, то эту – в 2016-м. Это означает, что никто поддерживать такие школы не собирается».

      Между тем, от решения этой задачи напрямую зависит безопасность страны. 20 февраля Владимир Путин в своей очередной предвыборной статье написал: "Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей".

      Возникает подозрение, что модернизировать оборонно-промышленный комплекс скоро будет некому.

      А. Адамчук: я думаю, что это кафкианское судилище над новосибирской ФМШ и абсурдный вердикт суда, фактически запрещающий учёным работать в школе с талантливыми школьниками, на самом деле, послужит консолидации сил доброй воли, всех выпускников ФМШ разных поколений, выпускников и преподавателей физматклассов и физматшкол по всей стране.

      вот у нас в Чикаго, например, сейчас проходит всеобщая забастовка учителей с вполне разумными требованиями.

      так что и новосибирский прецедент может стать последней каплей перед началом всеобщей забастовки учителей в России.

      эффект таких событий непредсказуем.

      так что властям всех уровней следует поторопиться и разрешить ситуацию как можно быстрее, отменив абсурдное и несправедливое решение суда и публично извинившись за своих ретивых чиновников, фактически убивающих школы для умных и саботирующих решения высших инстанций по поиску и поддержке талантов среди молодёжи.

      недавно принятая государственная концепция должна заработать и новосибирская ФМШ должна стать образцом для создания подобных ей школ-интернатов ФМШ при самых сильных вузах во всех регионах России.

      иначе идея школ для умных в России будет похоронена навсегда.

      России нужны умные люди.

      © press.inp.nsk.su. Памятник «фымышатам» на крыльце общежития ФМШ

      13 Сен 2017, 12:29

      СУНЦ НГУ (физматшкола НГУ) собирает средства на интернатное содержание детей из малообеспеченных семей в учреждении. Государство не выделяет средства на эти цели, зато на них предусмотрен норматив в 133 тыс. рублей на одного ребенка в год. Такую сумму может позволить не каждая семья.

      Директор СУНЦ Николай Яворский разместил в группе ФМШ в фейсбуке объявление о сборе средств через Фонд «Эндаумент НГУ» . В сообщении отмечается, что вклад в Целевой капитал « На развитие СУНЦ НГУ» « будет всегда работать на благородные цели поддержки одаренных детей» и « обеспечит независимость нашей деятельности от непродуманных решений Минфина РФ» .

      Собранные средства планируется потратить на содержание талантливых детей из малообеспеченных семей. Как уточнил Тайге.инфо Николай Яворский, объем поддержки в каждом отдельном случае будет определяться индивидуально.

      « Если говорить о том, сколько бы нам было необходимо тратить в год на таких детей, я бы сформулировал так: на это надо тратить не менее 10 млн рублей. Это значит, что фонд „ Эндаумента“ должен быть порядка 100 млн и больше. Это большие средства, но, тем не менее, даже если маленькие средства появятся, все равно мы уже будем помогать, - сказал директор школы. - Чем больше мы соберем, тем больше мы сможем помогать таким семьям, особенно из отдаленных регионов, из глубинки, которым, конечно, тяжело - это не мегаполис. А такие дети нам очень важны. Это очень хорошие ребята, талантливые, работящие. Они очень многого достигают в будущем. Наши выпускники, одни из самых известных и успешных, они, как правило, из таких вот мест» .

      В год на таких детей надо тратить не менее 10 млн рублей

      Информацию про Целевой капитал и способы перечисления средств можно найти на сайте Эндаумента НГУ. Так, например, в опубликованном там положении обозначены направления, куда могут пойти деньги. Первая позиция в списке действительно поддержка учащихся.

      По решению президента Эндаумента НГУ Игоря Кима, каждый вклад, внесенный до 6 ноября 2017 года, будет им удвоен, отмечается также в обращении, размещенном Яворским. Средства могут перечислять как выпускники школы и НГУ, так и все желающие.

      Как ранее Тайга.инфо, в 2017 году школе пришлось повысить плату за интернатное содержание детей на четверть. Сумма, которую правительство выделяет специализированным учебным центрам при вузах, сейчас покрывает менее 20% их затрат. СУНЦ НГУ получил только 35 млн рублей, что соответствует потребностям обычной средней школы.

      В СУНЦ обучается 500 детей. По нормативам, определенным в Минобрнауки, содержание одного ребенка должно обходиться в 133 тыс. рублей (без учета коммунальных платежей) - именно столько с этого года будут платить родители за своего школьника в ФМШ. Раньше, по словам Николая Яворского, государство частично компенсировало эту статью расходов.

      Сейчас у нас успешно состоялся набор, но это те, кто согласились с такой высокой оплатой, а выпали из нашего круга рассмотрения те семьи, которым надо помогать

      « Не очень простая ситуация во многих семьях. Но это еще при том, что сейчас у нас успешно состоялся набор, но это те, кто согласились с такой высокой оплатой, а выпали из нашего круга рассмотрения те семьи, которым надо помогать. Их нужно привлекать, - отмечает директор СУНЦ. - Если у нас эта программа появится, то им объявим, что мы можем помочь в определенном размере: Так что не бойтесь идти к нам в физматшколу, несмотря на то, что такая высокая родительская плата, мы вам поможем, мы найдем спонсоров, вам поможет Эндаумент» .

      По словам Николая Яворского, в 2017 году несколько семей были вынуждены отказаться от обучения детей в СУНЦ НГУ именно из-за высокой платы. При этом, это только те, о которых известно ему, в целом таких родителей может быть еще больше.

      Специализированная физматшкола открылась в Новосибирске в 1963 году. В ее задачи входит поиск талантливых детей для развития творческих способностей и интереса к научной деятельности. Со школьниками занимаются более 260 преподавателей, около половины из которых имеют ученую степень. За 54 года школу окончили около 15 тыс. человек, каждый четвертый - кандидат наук, около 500 докторов наук. СУНЦ входит в ТОП-25 лучших российских школ.