Влияние деятельности человека на окружающую среду польши. Виды негативного воздействия на окружающую среду и платежи за него. Законы устойчивости природных систем

07.04.2024 Биология

В чём, с точки зрения автора, состоит ключевой фактор обеспечения экологической безопасности? Назовите три элемента правовой составляющей инфраструктуры экологической безопасности, названные в тексте. Какой фактор окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права называет автор?


(по В. П. Анисимову )

Пояснение.

1. Ответ на первый вопрос, например: экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность;

2. Ответ на второй вопрос, например: создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, экологизация законодательных актов в других сферах деятельности;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания трёх элементов, упомянутых в тексте.)

3. Ответ на третий вопрос, например: для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Автор перечисляет культурные элементы инфраструктуры обеспечения экологической безопасности. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы. (Сначала указывайте элементы, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.

Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.

Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.

Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.

Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.

(по В. П. Анисимову )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы два элемента и приведены примеры, иллюстрирующие проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы:

1) система экологического воспитания, например:

Во многих общеобразовательных школах создаются экологические кружки, призванные расширить знания учащихся об экологии;

Экологическое воспитание детей в дошкольных учреждениях включает участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными;

2) научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой, например:

Среди наиболее востребованных направлений исследований и разработок шведских учёных - биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

Какие два метода правового регулирования называет автор? Какой метод является преимущественным для норм экологического права? Приведите пример одной любой нормы экологического права и укажите, к какому методу правового регулирования она относится.


Пояснение.

1) названы два метода правового регулирования:

Административно-правовой (императивный);

Гражданско-правовой (диспозитивный);

2) преимущественный метод:

Императивный (административно-правовой;

3) норма экологического права:

Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации (императивный метод).

Могут быть приведены другие нормы экологического права, указан другой метод правового регулирования.

В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.

Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.

Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Метод правового регулирования - это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.

В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учётом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

по материалам интернет-энциклопедии

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) определение:

Отрасль экологического права - это система правовых норм, регулирующих отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды с целью её сохранения, воспроизводства и улучшения.

2) две формы взаимодействия:

Рациональное использование природных ресурсов;

Охрана окружающей природной среды.

Может быть приведена иная формулировка определения.

Используя обществоведческие знания, объясните приведённые авторами характеристики экономического роста: «экологически безопасный» и «социально справедливый». Посредством чего, по мнению автора, будет реализован экологически безопасный и социально справедливый экономический рост?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В условиях затянувшегося выхода из финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и постепенного восстановления деловой активности... активизировались усилия по поиску новой модели экономического развития... В процессе этих поисков значительное внимание, особенно со стороны зарубежных специалистов, уделяется разработке обновлённой концепции экологически безопасного и социально справедливого экономического роста посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной»...

«Зелёный» рост и обновлённый вариант устойчивого развития трактуются международными экспертами в качестве нового двигателя экономики, способного решить ряд острых проблем современного социально-экономического развития. В их числе сохраняющаяся угроза деградации окружающей среды и истощения запасов основных природных ресурсов, увеличение частоты погодных аномалий и драматические климатические изменения...

В качестве отличающейся эмоциональностью причины обратим в связи с этим внимание на недопустимо низкие позиции страны в международных экологических рейтингах. Вслед за рейтингом Всемирного фонда дикой природы (WWF), оценивающего активность предприятий в области «зелёных» инноваций, согласно которому Россия замкнула список стран, в которых созданы наиболее комфортные условия для развития бизнеса с применением экологически чистых технологий, достоянием общественности стал ещё один рейтинг. Речь идёт об обновлённом рейтинге самых экологически чистых экономик мира (Environmental Performance Index), в котором Россия заняла 106-е место (из перечня в 132 стран).

Задача перехода к конкретным шагам формирования «зелёной» экономики, включая необходимые для этого структурные реформы и стимулирующие их инструменты, характеризуется для России особой остротой в условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры и угрозы развёртывания новой волны финансово-экономического кризиса.

(Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер, Г.В. Малышков )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Ответ должен содержать объяснения по каждой характеристике:

Экологически безопасный - экономический рост, не связанный с дальнейшим загрязнением окружающей среды и исчерпанием ресурсов;

Социально справедливый - экономический рост, следствием которого является повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, а не только высшего класса.

Могут быть даны другие объяснения по каждой характеристике.

2) Дан ответ на второй вопрос:

Посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 362 (часть С)

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Какое условие решения возникающих проблем международного экологического права называет автор? Какие два типа объектов международного экологического права названы в тексте?


Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.

Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.

Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.

Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.

Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.

(по В. П. Анисимову )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Объяснение, например: совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс всего человечества и сохранение цивилизации;

(Может быть дано другое объяснение.)

2. Ответ на первый вопрос: стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее естественный биотический механизм саморегуляции природы;

3. Ответ на второй вопрос: природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её

(международные интернациональные природные объекты).

Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух типов объектов, упомянутых в тексте.

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Автор пишет, что нормы международного экологического права закреплены в многочисленных международных актах. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы взаимодействия, которые могут координировать совместные усилия стран и их правительств, направленные на решение глобальной экологической проблемы.


Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий.

Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.

Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой.

Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.

Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.

(по В. П. Анисимову )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Проведение международных конференций (например, на международных конференциях обсуждаются проблемы и принимаются решения, на основании которых государства могут вносить поправки в законы, закрепляя право на адекватную окружающую среду и обязательства государства сохранять эту среду;

2. Создание международных организаций (например, международные организации могут координировать действия национальных правительств, давать рекомендации, стимулировать обсуждение наиболее насущных проблем);

3. Подписание международных природоохранных документов (например, подписание такого документа накладывает на государства обязательство по соблюдению достигнутых договорённостей).

Меры могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения.

Используя текст и обществоведческие знания, назовите два вида юридической ответственности за нарушение норм экологического права. Проиллюстрируйте каждый из них примером, каждый раз указывая, какой вид ответственности Вы иллюстрируете.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.

Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.

Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Метод правового регулирования - это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.

В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учётом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

по материалам интернет-энциклопедии

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) виды ответственности:

Административная;

Уголовная;

2) примеры:

Гражданка И., выгуливая собаку ранней весной, позволила ей вытоптать лужайку подснежников (административная ответственность);

Директор компании «Лес и природа» не предотвратил незаконную вырубку и порчу леса в значительном размере, которую осуществила его компании (уголовная ответственность).

Могут быть названы другие виды ответственности. Могут быть приведены другие примеры

Какие три формы негативного воздействия человека на окружающую среду названы в тексте? Приведите примеры каждой из указанных в тексте форм негативного экологического воздействия.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.

Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.

Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100-150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13-40 лет, свинца - 20-60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).

Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Следующая проблема - экологическая - возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду - загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, - что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.

Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

(по П. Л. Капице )

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

Три формы негативного воздействия человека на окружающую среду по тексту с примерами;

1) загрязнение воздуха, воды и почвы (например, загрязнение воздуха, воды и почвы в результате аварии на Чернобыльской АЭС);

2) уничтожение лесов (например, вырубка лесов Амазонии);

3) изменение природных ландшафтов (например, сокращение площади Аральского моря; эрозия почв в результате неправильного хозяйствования в ходе освоения целины в СССР).

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятие глобальные проблемы, их виды:

а) экологическая;

б) проблема Севера и Юга;

в) международный терроризм.

2.Сущность глобального экологического кризиса:

а) исчезновение биологических видов;

б) загрязнение атмосферы, почвы, мирового океана;

г) глобальное потепление и т.д.

3. Причины глобальной экологической проблемы:

а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей.

б) Потребительское отношение к природе.

4. Признаки глобальной экологической проблемы:

а) затрагивает интересы всех стран и народов;

б) требует немедленного решения и объединения усилий всего человечества и т.д.

5. Пути преодоления экологического кризиса:

а) изменение отношения людей к природе;

б) наука на службе экологии;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические права граждан и способы их защиты». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие экологического права.

2. Основные экологические права граждан:

а) право на благоприятную окружающую среду;

б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:

а) несудебные;

б) судебные.

4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:

а) административная;

б) уголовная и др.

5. Понятие окружающая среда, ее элементы:

а) природные объекты;

б) природно-антропогенные объекты;

в) антропогенные объекты.

6. Экологические обязанности граждан.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2-5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Премьер-министр страны М в телевизионном интервью заявил о первостепенной важности решения экологических проблем. Какие из перечисленных ниже мер свидетельствуют о том, что правительство страны предпринимает меры по их решению? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ужесточение осуществления государственного контроля за выполнением предприятиями правовых требований по охране окружающей среды

2) участие в конференциях по противодействию международным террористическим организациям

3) подписание международной конвенции о статусе политических беженцев

4) проведение политики планирования семьи

5) выделение инвестиций на расширение участия школьников в проектах по изучению воздействия человека на биосферу

6) расширение программы разработки энергосберегающих и безотходных технологий

Пояснение.

1) ужесточение осуществления государственного контроля за выполнением предприятиями правовых требований по охране окружающей среды - да, верно, так как охрана окружающей среды относится к экологическим проблемам.

2) участие в конференциях по противодействию международным террористическим организациям - нет, неверно, международный терроризм не является экологической проблемой.

3) подписание международной конвенции о статусе политических беженцев - нет, неверно, статус политических беженцев не является экологической проблемой.

4) проведение политики планирования семьи - нет, неверно, планирование семьи не является экологической проблемой.

5) выделение инвестиций на расширение участия школьников в проектах по изучению воздействия человека на биосферу -

6) расширение программы разработки энергосберегающих и безотходных технологий - да, верно, это одно из направлений решения экологических проблем.

Ответ: 156.

С на­ча­ла 2000-х гг. пра­ви­тель­ство стра­ны Z пред­при­ня­ло ряд мер по улуч­ше­нию эко­ло­ги­че­ской ситуации. В 2005 и 2015 гг. со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой был проведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граждан. Им за­да­ва­ли вопрос: «Как Вы и Ваша семья участ­ву­е­те в со­хра­не­нии при­род­ной среды?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В опро­се 2015 г. доля тех, кто участ­ву­ет в озе­ле­не­нии сво­е­го населённого пункта, мень­ше доли тех, кто участ­ву­ет в эко­ло­ги­че­ских праздниках, фестивалях.

2) В опро­се 2005 г. доля тех, кто эко­но­мил воду, сле­дил за ис­прав­но­стью во­до­про­вод­ных кранов, боль­ше доли тех, кто сор­ти­ро­вал бы­то­вой мусор.

3) За де­сять лет люди стали реже участ­во­вать в эко­ло­ги­че­ских праздниках, фестивалях.

4) Одинаковые доли от­ве­чав­ших в обоих опро­сах участ­ву­ют в очист­ке пар­ков и дво­ров от мусора.

5) Доля тех, кто не может сказать, что участ­ву­ет в со­хра­не­нии при­род­ной среды, со­кра­ти­лась за 10 лет.

Пояснение.

1) В опро­се 2015 г. доля тех, кто участ­ву­ет в озе­ле­не­нии сво­е­го населённого пунк­та, мень­ше доли тех, кто участ­ву­ет в эко­ло­ги­че­ских празд­ни­ках, фе­сти­ва­лях - нет, неверно.

2) В опро­се 2005 г. доля тех, кто эко­но­мил воду, сле­дил за ис­прав­но­стью во­до­про­вод­ных кра­нов, боль­ше доли тех, кто сор­ти­ро­вал бы­то­вой мусор - да, верно.

3) За де­сять лет люди стали реже участ­во­вать в эко­ло­ги­че­ских празд­ни­ках, фе­сти­ва­лях - нет, неверно.

4) Оди­на­ко­вые доли от­ве­чав­ших в обоих опро­сах участ­ву­ют в очист­ке пар­ков и дво­ров от му­со­ра - да, верно.

5) Доля тех, кто не может ска­зать, что участ­ву­ет в со­хра­не­нии при­род­ной среды, со­кра­ти­лась за 10 лет - да, верно.

Ответ: 245.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми проявления и ха­рак­те­ри­сти­кой глобальных проблем: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) по­сте­пен­ное истощение за­па­сов нефти и ме­тал­лов

Б) ак­ти­ви­за­ция деятельности экс­тре­мист­ских групп (захват заложников, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взрывов в ме­стах массового скоп­ле­ния людей) 

В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Америки

Г) уве­ли­че­ние разрыва в уров­не валового на­ци­о­наль­но­го дохода на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран

Д) рост заболеваний, вы­зван­ных отходами вред­ных производств

1) угроза ми­ро­во­го терроризма

2) угроза эко­ло­ги­че­ско­го кризиса

3) проблема «Север - Юг»

A Б В Г Д

Пояснение.

Экологический кризис -  это кри­зис связанные с ис­то­ще­ни­ем природных ресурсов, за­гряз­не­нии окружающей среды и т.д.

Угроза ми­ро­во­го терроризма -  учащение за­хва­та заложников, взры­вов в мире, экс­тре­мист­ских взглядом и уни­что­же­ния мирного населения.

Проблема «Север-Юг» -  это про­бле­ма стран Се­ве­ра и Юга, стран раз­ви­тых и от­ста­лых стран Тре­тье­го мира (Африка, Ла­тин­ская Америка).

А) по­сте­пен­ное истощение за­па­сов нефти и ме­тал­лов - угроза эко­ло­ги­че­ско­го кризиса.

Б) ак­ти­ви­за­ция деятельности экс­тре­мист­ских групп (захват заложников, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взрывов в ме­стах массового скоп­ле­ния людей) - угроза ми­ро­во­го терроризма.

В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Америки - проблема «Север - Юг».

Г) уве­ли­че­ние разрыва в уров­не валового на­ци­о­наль­но­го дохода на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран - проблема «Север - Юг».

Д) рост заболеваний, вы­зван­ных отходами вред­ных производств - угроза эко­ло­ги­че­ско­го кризиса.

Ответ: 21332.

Ответ: 21332

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

Гость 21.06.2013 13:29

правильный ответ 2132 тут всего 4 проявления глобальных проблем

Валентин Иванович Кириченко

Вы не правы, в задании 5 проявлений глобальных проблем. Будьте внимательны.

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.

2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности.

3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.

4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности государственных органов.

5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.

Пояснение.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики. Государство выполняет внутренние функции, среди которых - хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества. По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны - нет, неверно. Это внутренняя функция.

2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности - да, верно.

Установите соответствие между примерами и видами глобальных проблем, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Пояснение.

ПРИМЕР ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

А) нарушение плотности озонового слоя

Б) проблема сохранения лесов и биологического разнообразия

В) отравление окружающей среды химическими веществами, создаваемыми в процессе производства

Г) медленный рост и естественная убыль, и старение населения в странах севера

1) угроза новой ми­ро­вой войны

2) экологический кри­зис и его последствия

3) отставание раз­ви­ва­ю­щих­ся стран «третьего мира» от раз­ви­тых стран

4) демографическая си­ту­а­ция на планете

5) алкоголизм и наркомания

6) международный терроризм

Пояснение.

1) угро­за новой ми­ро­вой войны - да, верно.

2) эко­ло­ги­че­ский кри­зис и его по­след­ствия - да, верно.

3) от­ста­ва­ние раз­ви­ва­ю­щих­ся стран «тре­тье­го мира» от раз­ви­тых стран - да, верно.

4) де­мо­гра­фи­че­ская си­ту­а­ция на пла­не­те - нет, неверно, не про­сле­жи­ва­ет­ся связь.

5) ал­ко­го­лизм и нар­ко­ма­ния - нет, неверно, не про­сле­жи­ва­ет­ся связь.

6) меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм - нет, неверно, не про­сле­жи­ва­ет­ся связь.

Ответ: 123.

Ответ: 123

1) Совершенствование си­сте­мы внут­ри­школь­но­го контроля.

2) Выбор средств обучения, от­ве­ча­ю­щих новым требованиям.

3) Предложения по улуч­ше­нию эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции в регионе.

4) Знакомство с со­сто­я­ни­ем дел в своём крае.

5) Развитие на­вы­ков сбора и об­ра­бот­ки информации.

6) Стремление лучше под­го­то­вить­ся к сдаче экзамена.

Пояснение.

1) Со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы внут­ри­школь­но­го кон­тро­ля - нет, неверно, не имеет от­но­ше­ния к дан­ной де­я­тель­но­сти и не может быть ее результатом.

2) Выбор средств обу­че­ния, от­ве­ча­ю­щих новым тре­бо­ва­ни­ям - нет, неверно, не имеет от­но­ше­ния к дан­ной де­я­тель­но­сти и не может быть ее результатом.

3) Пред­ло­же­ния по улуч­ше­нию эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции в ре­ги­о­не - да, верно.

4) Зна­ком­ство с со­сто­я­ни­ем дел в своём крае - да, верно.

ПРОЯВЛЕНИЕ ВИД ГЛО­БАЛЬ­НОЙ ПРОБЛЕМЫ

А) Мас­штаб­ная вы­нуж­ден­ная ми­гра­ция из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран в развитые.

Б) Гло­баль­ное из­ме­не­ние климата.

В) Вы­со­кий уро­вень кон­цен­тра­ции мас­со­вой бед­но­сти и ни­ще­ты в странах

Тропической Африки.

Г) Со­кра­ще­ние би­о­раз­но­об­ра­зия Земли.

Д) Огра­ни­чен­ность при­род­ных за­па­сов уг­ле­во­до­род­но­го сырья.

1) эко­ло­ги­че­ские проблемы

2) про­бле­ма «Север-Юг»

3) энер­ге­ти­че­ская проблема

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; государственные награды и почетные звания Российской Федерации; федеральная государственная служба.

А) государственные награды и почётные звания Российской Федерации - только федеральный центр.

Б) координация вопросов здравоохранения - федеральный центр и субъекты РФ.

В) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности - федеральный центр и субъекты РФ.

Г) федеральный бюджет - только федеральный центр.

Д) кадры судебных и правоохранительных органов - федеральный центр и субъекты РФ.

Ответ: 12212.

Ответ: 12212

Как биологический вид человек обитает во всех областях земного шара еще с антропогенной эпохи. Вначале человечество использовало природу несознательно, затем осознанно. Использование природных ресурсов на различных уровнях развития человечества происходило по-разному (первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический строй). Оно было непосредственно связано с ростом численности людей на Земле и научно-техническим прогрессом (НТП). Если сначала действия человека ограничивались только истреблением крупных животных и поджогом лесов, то уже в последующем он стал осваивать ранее неизвестные ремесла, строить города, развивать промышленность, сельское хозяйство, осваивать науку и технику.

По некоторым сведениям, на земном шаре уничтожено 50% леса и освоено 70-75% всей полезной площади. Вышеназванные факты являются только небольшой частью отрицательного влияния жизнедеятельности человека на природу. Как сказал академик В. И. Вернадский, "человек на земном шаре будет превращен в мощную геологическую силу" и судьба природы будет зависеть от его сознания. Истина эта актуальна и в настоящее время. Эти действия относятся к антропогенным факторам. Их основные направления:

1. Влияние человека как биологического вида на природу. Человек для своего питания и существования истребляет птиц и животных. В его рацион входит растительная и животная пища. Поэтому, чтобы решить проблему питания, человек вынужден осваивать землю, сокращать численность животных и птиц.

2.Человек все свои действия выполняет осознанно. В процессе освоения природы он рационально использует достижения науки, обогащает и охраняет природу, выращивая культурные растения и производя новые виды животных. Но эти действия в некоторых случаях не сохраняются на своем уровне и дают отрицательный эффект.

3. В процессе НТП в природу выделяются новые вещества (химические соединения, пластические, взрывоопасные вещества и т. д.). Таким образом меняется и рушится облик природы.

4. Одними из масштабных действий человека являются освоение промышленности, строительство, открытие рудников, разработка полезных ископаемых. При этом комплексное строительство, применение техники, освоение производственных мест происходят за счет природных экосистем и использования большей части полезной площади.

5. Большой урон природе, наносит человечество в связи с разработкой атомного оружия и освоением космоса. Вследствие этого полностью исчезли или стали непригодными отдельные экосистемы, ландшафты.

Влияние антропогенных факторов можно разделить на следующие виды:

1. Непосредственное влияние. В процессе жизнедеятельности человек разрушает природный биоценоз, осваивая землю, леса, используя пастбища для строительства дорог, заводов и т. д.

2. Косвенное влияние. В ходе использования одних природных ресурсов человек оказывает косвенное влияние на другие ресурсы. Например, в результате рубки леса исчезают звери и птицы.

3. Комплексное влияние. Для борьбы с вредителями сельского хозяйства на полях, в садах используют пестициды, гербициды и другие ядовитые химикаты. Яды действуют не только целенаправленно на свои объекты, но и на все живое вокруг.

4.Стихийные действия. В некоторых случаях человек во время отдыха допускает небрежность, к ним относятся пожары от костров, уничтожение животных, растений и т. д.

5.Сознательные действия. Каждое государство на земном шаре для улучшения социальных условий своего народа в плановом порядке, на научной основе, соблюдая правила техники безопасности и агротехнические меры, использует природные ресурсы. Осваиваются новые технологии повышения продуктивности полезных сортов культурных растений. Создаются заповедники, национальные парки, охраняются растения и животные - таким образом создаются оптимальные условия для полноценной жизни людей. Восстанавливая природу посредством посадки деревьев в промышленных комплексах, образования искусственных водоемов, парков, люди создают культурный ландшафт с точки зрения эстетики. Но такие гуманные действия актуальны не во всех странах. Они связаны с политикой государства, его развитием, уровнем науки и культуры. К таким государствам можно отнести Швейцарию, Финляндию, Канаду, Японию и т. д. Но в то же время во многих странах в обращении с природой допускается немало ошибок. Бесспорно, это делается не специально, а во благо человека. Например, если человек создавал атомные реакторы для производства энергии, то сколько страданий человечеству принесло применение его в военных целях (Хиросима, Нагасаки)! Сбой в атомном реакторе на Чернобыльской АЭС всколыхнул всю Европу. Вред, нанесенный человеку и природе от ракет, использованных в военных целях, до сих пор ощущается в разных точках земного шара.

В Казахстане последствия влияния человека на природу особо стали заметны во время освоения целинных земель, бассейнов Арала, Сырдарьи, Прибалхашья, Капчагайского водохранилища, Семипалатинского, Азгырского, Нарынского, Сарышаганского полигонов. Некоторые территории государственным решением были отнесены к зонам экологического бедствия.

Надо учесть, что человек оказывает влияние на природу для разрешения проблем нехватки продуктов, энергии, сырья. Освоение природы никогда не прекратится - это закономерный процесс. А его рациональное и грамотное использование является нашей обязанностью.

Надо постоянно помнить, что природа, которая нас сейчас окружает, необходима и будущим нашим поколениям, потому что центр жизни, дом всего человечества один - это Земля!

1.Человек использует природные ресурсы для удовлетворения материальных потребностей.

2. Человек старается максимально использовать природные ресурсы.

3. Влияние человека на природу бывает различным: положительным или отрицательным.

4. На Земле появились зоны экологического бедствия.

1. Что такое положительная и отрицательная деятельность человека?

2. Что такое прямое и косвенное влияние человека на природу?

3. Для чего влияет человек на природу?

1. Как влияет человек на природу?

2.Какие изменения вносит научно-технический прогресс в природу?

3.Какие действия необходимо предпринять человечеству для восстановления природы?

1. Почему В. И. Вернадский сравнил людей с "геологической силой"?

2.Какое влияние оказывает человек на природу?

3. На сколько видов можно разделить антропогенные факторы по характеру их влияния?

Нормативы природоохранного законодательства действуют во всех регионах РФ еще с 2002 года. Но в 2016 году ФЗ № 7 претерпел некоторые изменения. Как следует из законодательных положений, все юр. лица и ИП, использующие в своем хозяйствовании объекты НВ (неблагоприятно влияющих на природу), обязаны пополнять Государственную Казну соответствующими отчислениями (НВОС). Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это обязательный ежегодный взнос природопользователей, характеризующийся как покрытие ущерба, нанесенного природе и экологии страны вследствие использования объектов НВ в своем хозяйствовании. Обязанность производить обязательные отчисления в Казну установлена статьей 16 ФЗ № 7.

Понятие возмещения за засорение природы подразумевает финансовые отчисления природопользователями в бюджет страны, выступающими в качестве возмещения ущерба от нанесения ими экологического вреда. Плата производится один раз в год либо каждый квартал, в зависимости от формы собственности компании. Установленные взносы направлены на побуждение юр. лиц и ИП принять соответствующие меры по снижению степени неблагоприятного влияния, исходящего от использования объектов НВ, в том числе воздвижение природоохранных сооружений. Федеральный закон № 7 содержит некоторые обобщенные требования в отношении взносов за негативное воздействие на окружающую среду, а также правила и периодичность их отчислений (статья 16 ФЗ № 7). Возмещения природопользователей подлежат перечислению в Государственную Казну РФ.

Руководствуясь той же статьей 16 ФЗ № 7, неблагоприятным влиянием принято считать:

  • выброс постоянными ресурсами в атмосферу радиоактивных и иных засоряющих компонентов и соединений;
  • сбросы радиоактивных и иных засоряющих субстанций в стоки, а также водоотводящие каналы;
  • сбережение и захоронение отходных материалов, полученных в ходе производственной деятельности.

За вышеперечисленные виды негативного воздействия на окружающую среду, как ФЗ № 7, так и Постановлением Правительства №255 предусмотрена плата.

Порядок подачи декларации-расчета по НВ и сроки уплаты взносов

Расчет возмещения отражается в декларации НВОС, которая подается в Росприроднадзор субъектов РФ. Срок представления документа установлен до 10 марта наступающего за периодом отчетности года. То есть декларацию-расчет за 2017 год природопользователям следует направить не позже 10 марта 2018 года.

В документе отражается расчет обязательного возмещения, срок уплаты которого определен до 1 марта наступающего за налоговым периодом года. При этом стоит указать, что плата за негативное воздействие имеет различную периодичность, в зависимости от типа хозяйствования. Например:

  1. Субъекты крупной предпринимательской деятельности должны вносить оплату ежеквартально. Срок уплаты – до 20 числа наступающего за отчетным кварталом месяца.
  2. Субъекты малой и средней предпринимательской деятельности вносят платежи раз в 12 месяцев. Срок не позже 1 марта наступающего за налоговым периодом года.
  3. Если субъект только прошел регистрацию на начало предпринимательской деятельности, не зависимо от его класса хозяйствования, он в текущем периоде платежи за негативное воздействие на окружающую среду должен внести по результатам прошедшего года, то есть до 1 марта наступающего за периодом отчетности года.

Обязанность сдачи расчета по НВОС и его уплате

Согласно правилам природоохранного законодательства уплатить НВОС и сдать декларацию обязаны все юр. лица и ИП, выполняющие свою производственную деятельность с использованием объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию. С учетом степени экологического ущерба имущество НВ распределяются по категориям, соответственно и расчет взносов по ним будет отличный. Метод расчета и полученный результат отражается в декларации.

Отметим, что объекты, относящиеся к IV категории, не подлежат расчету НВОС, то есть природопользователи полностью освобождаются от уплаты взноса. Это значит, что такие объекты имеют отличительные особенности по нанесению экологического ущерба:

  • не производят радиоактивных выбросов;
  • объем загрязнений, поступающих в атмосферу, не превышает 10 тонн в год;
  • хозяйственная деятельность предприятия не влияет на засорение сточных вод.

Уровень опасности объектов определяется Росприроднадзором после проведения соответствующей оценки имущества предприятия.

Как и для всех обязательных платежей, производимых в бюджет, разработаны свои КБК на негативное воздействие на окружающую среду, которые отражают направление бюджетных средств.

За несвоевременность подачи декларации и уплаты взносов законодательством предусмотрены штрафные санкции.

Размер штрафов установлен в таком размере

  • должностные лица – от 3 000 до 6 000 рублей;
  • юридические лица – от 50 000 до 100 000 рублей.

Взносы за НВОС

Для предприятий, производящих отчисления в бюджет за экологический ущерб, предусмотрены соответствующие коды КБК, негативное воздействие на окружающую среду 2018 года будет перечисляться природопользователями по 20-тизначным кодам, приведенным в Письме Росприроднадзора № АС-06-01-36/6155 от 11 апреля 2016 года.

Таблица. КБК по НВОС.

В заключении отметим, что основная задача законодателей в отношении платы за НВОС – это стимулирование предприятий беречь и восстанавливать природоохранные объекты. Помимо этого расчет платы регулирует эффективность применения ресурсосберегающих источников.

Перед всем человечеством стоит важнейшая задача - сохранение многообразия всех организмов, живущих на Земле. Все виды (растительность, животные) тесно взаимосвязаны. Уничтожение даже одного из них приводит к исчезновению взаимосвязанных с ним других видов.

С того самого момента, как человек придумал орудия труда и стал более-менее разумным, началось его всестороннее влияние на природу планеты. Чем больше развивался человек, тем большее влияние он оказывал на окружающую среду Земли. Каким образом человек влияет на природу? Что есть положительного и что отрицательное?

Отрицательные моменты

Есть и плюсы, и минусы влияния человека на природу. Для начала рассмотрим негативные примеры пагубного :

  1. Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
  2. Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
  3. Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
  4. Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
  5. и воды разнообразными и самими людьми. К примеру, в Тихом океане существует “мёртвая зона”, где плавает огромное количество мусора.

Примеры влияния человека на природу океана и гор, на состояние пресной воды

Изменение природы под влиянием человека очень существенно. Сильно страдают флора и фауна Земли, загрязняются водные ресурсы.

Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности океана. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем.

Ежегодно течения океана приносят миллионы тонн мусора. Это самая настоящая катастрофа.

Негативное влияние оказывает и вырубка лесов на склонах гор. Они становятся голыми, что способствует возникновению эрозии, как следствие, происходит разрыхление почвы. А это приводит к разрушительным обвалам.

Загрязнение происходит не только вод океанов, но и пресной воды. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов.
А заражены пестицидами, химическими удобрениями.

Ужасные последствия разливов нефти, добычи полезных ископаемых

Всего лишь одна нефтяная капля приводит к непригодности примерно 25 литров воды для питья. Но это не самое страшное. Довольно тонкая пленка нефти покрывает поверхность огромной площади вод - примерно 20 м 2 воды. Это губительно для всего живого. Все организмы под такой пленкой обречены на медленную смерть, потому что она препятствует доступу кислорода в воду. Это тоже прямое влияние человека на природу Земли.

Люди добывают полезные ископаемые из недр Земли, сформировавшиеся за несколько миллионов лет, - нефть, уголь и проч. Такие промышленные производства вместе с автомобилями выбрасывают в атмосферу углекислый газ в огромных количествах, что приводит к катастрофическому уменьшению озонового слоя атмосферы - защитника поверхности Земли от несущего смерть ультрафиолетового излучения от Солнца.

За период последних 50 лет температура воздуха на Земле возросла всего лишь на 0,6 градуса. Но это очень много.

Такое потепление приведет к повышению температуры Мирового океана, что будет способствовать таянию полярных ледников в Арктике. Таким образом, возникает самая глобальная проблема - нарушается экосистема полюсов Земли. Ледники - это самые главные и объемные источники чистой пресной воды.

Польза людей

Надо отметить, что люди приносят и определенную пользу, и немалую.

Надо и с этой точки зрения отметить влияние человека на природу. Положительное заключается в мероприятиях, проводимых людьми для улучшения экологии окружающей среды.

На многих обширных территориях Земли в разных странах организованы заповедные территории, заказники и парки - места, где все сохраняется в первозданном виде. Это самое разумное влияние человека на природу, положительное. В таких заповедных местах люди способствуют сохранению растительного и животного мира.

Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор.

Также люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать

В больших масштабах проводятся и мероприятия по высадке многообразной растительности.

Способы решения возникающих проблем в природе

Для решения проблем необходимо и важно в первую очередь активное влияние человека на природу (положительное).

А что касается биологических ресурсов (животных и растений), то их следует использовать (добывать) таким образом, чтобы в природе всегда оставались особи в количествах, способствующих восстановлению прежней численности популяций.

Также необходимо продолжить работы по организации заповедников и посадке лесов.

Проведение всех этих мероприятий по восстановлению и улучшению окружающей среды - влияние человека на природу положительное. Все это необходимо во благо самого себя.

Ведь благополучие жизни человека, как и всех биологических организмов, зависит от состояния природы. Сейчас перед всем человечеством стоит самая главная проблема - создание благоприятного состояния и устойчивости среды жизни.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, не заинтересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное загрязнение, могут усовершенствовать технологию производства, построить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений. Наконец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения природной среды может достигаться предприятиями за счет повышения требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины.

Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16). К видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относятся:

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

Загрязнение недр, почв;

Размещение отходов производства и потребления;

Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами. На сегодняшний день такие законы не приняты. Этот вопрос был более правильно решен в предшествующем Законе - "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), который предусматривал два вида платежей за:

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. При этом под лимитами понимаются установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируются на федеральном уровне достаточно подробно документом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. (в редакции Постановления от 14 июня 2001 г. N 463), который называется "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Устанавливались два вида базовых нормативов платы :

За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344.

В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. К примеру, коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха в северном экономическом районе РФ - 1,4, центральном - 1,9, уральском - 2, дальневосточном - 1. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могли увеличиваться.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2.

При этом дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов/уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.

Важным является вопрос о том, куда поступают платежи за загрязнение окружающей среды. Ранее, когда существовал Федеральный экологический фонд, в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, перечислялись природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов и 10% в доход республиканского бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

На современном этапе распределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. В соответствии с ним 20% платы поступает в федеральный бюджет; 40% - в бюджеты субъектов РФ; 40% - в местные бюджеты. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.

55. Экологическое страхование: понятие, особенности.

Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Оно является разновидностью страхования, регулируемого Законом РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Некоторые общие требования об экологическом страховании установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 18).

Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.

Объектами экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы:

Связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

Связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование);

Связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности) <85>.

В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование . Такое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" определенный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18). В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <86> устанавливает обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 15). Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

В Российской Федерации осуществляется также добровольное экологическое страхование. Основным документом в области добровольного страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 г. (далее - Типовое положение). На основании этого Положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.

Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей реквизиты страхователя.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя.