Свято-введенская островная пустынь. Свято-введенская островная пустынь - покров - история - каталог статей - любовь без условий Как добраться до Свято-Введенской островной пустыни

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.

Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.

В 2007 году рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.

Свято-Введенский монастырь Покрова (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Свято-Введенский женский монастырь расположен на живописном острове посреди Введенского озера, в 4 км от Покрова. Попасть на него можно по одному из двух мостов, перекинутых с берега, а зимой и по льду. Большую часть острова занимают монастырь и хозяйственные постройки, укутанные кронами могучих деревьев. Над их ветвями возвышаются купола 5-главого Введенского храма - строгие черные луковки контрастируют с краснокирпичным «телом» собора и резко выделяются на фоне окружающей зелени. Зимой, когда заснеженные пределы острова сливаются с озером, именно красные стены храма служат ориентиром для паломников.

Немного истории

Считается, что монастырь был основан в конце 17 века, когда два монаха-отшельника построили небольшую деревянную часовню и кельи на одном из островов Введенского озера. Старцы хотели дожить отпущенное им время в уединении, но на живописный остров потянулись паломники, и уже к началу 18 столетия было решено возвести новый, вместительный островной храм. Монастырь быстро рос и богател - к нему пристроили колокольню, столовую и гостиницу для богомольцев. В 1918 г. храм и прилегающие территории национализировали, вернув в лоно церкви лишь в 90-х гг.

Первую деревянную церковь, построенную старцами-отшельниками, разобрали и перенесли на Владимирский тракт, где она до 1740-х гг. служила домом для сбора податей.

Что посмотреть

На острове расположены два храма - Никольская церковь, полностью отреставрированная несколько лет назад, и Введенский храм, интерьеры которого еще предстоит восстановить. Монастырь славится своими фресками и редкими иконами, в их числе изумительная фреска святого Александра Невского, поднявшего очи горе. Другая святыня обители - мощи старца Клеопы, местного святого, похороненного здесь же.

При монастыре открыт приют для беспризорных детей «Ковчег», в котором сейчас живут и учатся 12 девочек.

Обитель известна отменным гостеприимством - монахини с удовольствием общаются с гостями, делятся историями из жизни монастыря и проводят небольшие экскурсии по территории. Большинство посетителей остаются отобедать в трапезной для паломников, где подают простую и вкусную еду, приготовленную из местных продуктов. В монастыре можно купить свежую или копченую рыбу, выловленную тут же у берегов острова, - все вырученные средства идут на благотворительность. Летом многие паломники спускаются к воде, чтобы искупаться и полюбоваться умиротворяющими пейзажами Введенского озера.

Практическая информация

Адрес: Владимирская обл., Покров, 601120. Координаты: 55.925258, 39.120597.

Как добраться: на общественном транспорте - с Центрального автовокзала Москвы экспрессом до ост. «Покров», далее на местном автобусе до автостанции «Покров», оттуда на автобусе до пос. Введенский, от остановки пешком вдоль озера на север до моста, ведущего на остров. На личном транспорте - из Москвы по Горьковскому ш. около 100 км до Покрова, перед знаком «Начало населенного пункта» поворот налево, далее не сворачивая, до озера Введенское.

Адрес: Россия, Калужская область, город Козельск
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Марии Египетской и Анны Праведной, церковь Иллариона Великого, колокольня
Святыни: святые мощи преподобных Амвросия, Моисея, Антония, Исаакия I, Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа и Нектария старцев Оптинских, Казанская икона Божией Матери, мощи преподобного Рафаила (Шейченко)
Координаты: 54°03"13.1"N 35°49"56.6"E

Содержание:

История монастыря

Свято-Введенская Оптина пустынь стоит в месте слияния Клютомы и Жиздры и занимает прилегающую к Козельску территорию. Служителями ставропигиальной обители являются мужчины. Сама же пустынь остается одним из древнейших монастырей, который отлично сохранился до наших дней.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Из монастырской летописи становится понятно, что учреждение было основано в XV веке отшельником по имени Опта. До принятия иночества он был разбойником, однако со временем раскаялся в содеянном и пожелал посвятить свою жизнь служению Всевышнему.

Приняв постриг под именем Макарий, новоиспеченный инок принялся обустраивать территорию пустыни. Однако другое поверье опровергает эту версию, утверждая, что монастырь строился самими подвижниками, получившими знак свыше. Покаяние в своих ранних грехах они выражали неустанным трудом и искренними молитвами.

Общий вид на монастырь

После окончания строительства и вплоть до 1504 г. обитель населяли и старцы, и старицы. Однако впоследствии на проживание на одной территории иноков и инокинь наложили запрет, и монастырь превратился в исключительно мужское учреждение.

В 1689 г. на территории пустыни появился первый каменный храм. С целью ее расширения династией Романовых обители были отписаны земли. Но при Петре I Оптинская пустынь была упразднена – в силу ее малочисленности она не могла оплачивать немалые пошлины. Впрочем, подобная участь тогда коснулась многих монастырей.

Святые врата монастыря

С 1724 г. для пустыни наступают новые времена – ее причисляют к комплексу Белевского Спасо-Преображенского монастыря. Но спустя пару лет благодаря прошениям стольника Шепелева обитель вновь становится самостоятельным учреждением. Однако эти изменения не отразились на его финансовом благополучии, он так и продолжал существовать без государственных средств. Конечно, местные бояре оказывали монастырю посильную помощь, но для поддержания подворья в отличном состоянии их не хватало. Поэтому деревянные постройки до 1764 г. обветшали.

Стены монастыря

Расцвет Оптиной пустыни

Этап возрождения Свято-Введенского монастыря начинается с его посещения митрополитом Платоном Левшиным (памятный визит датируется 1796 г.). Пораженный небывалой красотой данной местности, он занялся восстановлением общежительной сферы пустыни. На тот момент братию монастыря представляло всего 3 человека, и ни один из них не являлся священником.

Ходатайством митрополита Московского был назначен настоятель обители – в должность вступил иеромонах Авраамий (почтенный старец прибыл из Песношской пустыни). Прошел год, и в братии состояла дюжина человек. Но духовный расцвет Козельского ставропигиального монастыря пришелся лишь на 20-е годы XIX столетия, когда епископ Калужский подписал решение о его благоустройстве.

Слева направо: Колокольня, церковь Казанской иконы Божией Матери

Присоединение Оптиной пустыни к Калужской епархии пошло ей только на пользу, ведь она получила такого серьезного попечителя, как епископ Калужский Феофилакт. В 1809 г. население обители состояло уже из 30 человек. С приходом в монастырь нового духовника архимандрита Моисея в пустыни возрождается старчество, то есть особенная духовно-попечительская деятельность. Примечательно, что обращаться к святым старцам за помощью и советами могли как члены братии, так и простые обыватели, посещавшие пустынь. Так некогда убогое учреждение превратилось в один из значительных духовных центров, расположенных на российской земле.

Церковь Спаса Преображения

С каждым годом численность иноков в монастыре все возрастала и к концу XIX столетия достигла двухсот душ. В те же годы благодаря стараниям Оптинских старцев калужская земля пополнилась еще тройкой монастырей, но уже женских. Это Казанская Свято-Амвросиевская пустынь, Дугненский монастырь «Отрада и Утешение» и Казанская Белопопытовская община.

Святые храмы – составные части и достопримечательности Оптиной пустыни

В архитектурном плане подворье монастыря выглядит как квадратное пространство, защищенное каменной стеной. Ограждение возводилось с 1832 по 1839 гг.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Сегодня на территории обители функционируют 6 храмов:

  • Главный храм, чествующий Введение в Храм Пресвятой Богородицы и хранящий мощи всех Оптинских старцев и преподобных Нектария и Амвросия.
  • Храм в честь Казанской иконы Богоматери – наибольший из всех Оптинских святынь. Здесь лежат мощи Антония, Моисея и Исаакия I.
  • Помещение используется для проведения воскресных и праздничных богослужений.

Слева направо: Церковь Марии Египетской и Анны Праведной, собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

  • Храм Владимирской иконы Божией Матери – новая постройка, появившаяся на месте разрушенной святыни. Храм-усыпальница стала хранилищем мощей семи старцев. Церемониал ее освящения состоялся в 1998 г.
  • Храм в Иоанно-Предтеченском ските появился в 1825 г. Его возведением мастера чествовали святого Иоанна Предтечу и Крестителя Господня.
  • Храм, отстроенный в 1874 г. в память о преподобном Илларионе Великом, стоит за стенами монастыря.
  • Храм под названием «Спорительница хлебов» строился уже в 2000 г. Найти его можно на участке подсобного хозяйства.

Соборы Оптиной пустыни сверху. На переднем плане колокольня, за ней Введенский собор и церковь Владимирской иконы Божией Матери, слева от Введенского собора церковь преподобной Марии Египетской, справа церковь Казанской иконы Божией Матери

Вполне естественно, что монастырь имеет и собственную колокольню. Изначально она строилась в 1802 – 1809 гг., но из-за закрытия пустыни в свое время ее здание было разрушено. Работы по восстановлению колокольни проводились в 1999 г.

Сейчас пустынь работает по своему прямому назначению. Праздники и богослужения проводятся во всех храмах. Как в далеком прошлом, так и поныне главными ценностями обители считаются мощи преподобных старцев, обретшие покой в Казанской, Введенской и Владимирской святынях.

Свято-Введенская островная пустынь — это женский православный монастырь недалеко от города Покров Владимирской области. Свято-Введенская островная пустынь была основана в начале VIII века как мужская обитель, с 1995 года — стала женским монастырем. На восточном берегу озера находится поселок с одноименным названием — Введенский, с которым Введенскую пустынь связывают два моста — деревянный и бетонный.

История возникновения и развития

В конце XVI века на острове живописного Введенского озера (тогда — Вятского) обосновались два монаха — Сергий и Тимофей. И соорудили для себя деревянную церквушку и келью. Так появилось первое маленькое святое поселение из двух человек на острове. Но недолго монахи оставались в одиночестве. Слухи об их скромном житие поползли по окрестностям. И потянулись к ним люди, просились поселиться рядом с иноками. А те и не отказывали приходящим. Так, поселение становилось все больше, а жившие здесь верующие задумали построить храм, на что и стали просить благословения православной Церкви. В 1708 году митрополит Стефан благословляет строительство новой святыни.

Деревянный храм построили монахи уже через год, а первопоселенец Сергий становится первым наставником монастыря, названного Введенской островной пустынью. В 1713 году Сергий умирает, а новым настоятелем становится монах Нектарий. Хоть его наставничество и было недолгим, но за это время он успевает продать новый храм и колокол в соседние села. Цена сделок была смехотворной — 17 рублей за храм и 11 рублей за колокол. А нищий монастырь потерял независимость и был приписан к Иоанно-Богословскому монастырю Московского уезда. Лишь В 1729 году независимость была возвращена святому дому монахов.

Проданный колокол вновь был передан в собственность монастыря, а вместо проданного деревянного храма отстроен новый основательный каменный храм при настоятеле Лаврентии. Отстроены церковь Николая Чудотворца и церковь Илии, а на Владимирском тракте — новая каменная часовня для сбора подаяний от неравнодушных людей. Были построены новые кельи и возведена ограда монастыря. Так, стараниями Лаврентия, преображалась святая обитель.

Одним из настоятелей обители, оставившим свой существенный след в истории обители, стал старец Клеопа. Старец и сам был к себе строг в части соблюдения монашеских устоев, и требовал того же от братьев. По установленному им общежитийному уставу от монахов требовался особо усиленный молитвенный подвиг. Старец Клеопа после 18 лет наставничества умер в день праздника сорока мучеников.

В конце XIX века, при наставничестве Иосифа, перестраивается церковь Николая Чудотворца, построены здания келий и настоятельский корпус, заменено ограждение на новое и основательное из кирпича, а на берегу — построены и обустроены дома для паломников.

В начале XX века монастырь процветал до тех пор, пока в Россию не нагрянула революция. И для монастыря не пришло ничего хорошего — в 1918 году его здания передали в собственность государства, а монастырь фактически прекратил свое существование. Здания монастыря передавались из года в год разным государственным организациям — дому для престарелых, детскому дому, женской колонии… А в 1940 году с Введенского храма даже были срублены купола, а в изуродованных зданиях открыли школу для девиц, отбывающих срок в колонии.

Только через 73 года в 1991 году началось возраждение Свято-Введенской островной обители. До 1993 года здания острова постепенно были переданы святой обители. А в 1995 году Островная пустынь получила статус теперь уже женского монастыря и свою первую наставницу — игумению Февронию.

Свято-введенская островная пустынь в наше время

После возвращения зданий монастырь находится в стадии восстановления до сих пор, хотя реставрационные и строительные работы проведены просто огромные. Обрела прежний вид церковь Николая Чудотворца, Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы находится пока еще в стадии реставрации, построена новая звонница, открыт детский приют-пансионат «Ковчег». Имеются обустроенные келейные корпуса, часовня-купальня, трапезная для монахинь и трапезная для паломников. Территория монастыря ухожена и красива. Радуют взгляд красивые клумбы с розами, а отдохнуть можно на установленных лавочках. Спокойная вода озера заросла романтичными кувшинками, а чайки, в огромном количестве здесь живущие, высиживают птенцов даже на клумбах монастыря.

Монастырю принадлежит небольшое подворье с живностью, где производятся различные молочные продукты — молоко, сметана, масло, творог, мороженое. Выпекается различная выпечка и хлеб. Одно их важных производств — золотошвейная мастерская. Все продукты, вышивку, вязание можно приобрести.

Расписание проведения богослужений

Понедельник-суббота:

  • 5:00 — Утренние молитвы. Полунощница.
  • 5:45 —Божественная литургия.
  • 17:00 — Всенощное бдение.

Воскресенье:

  • 7:30 — Божественная литургия,
  • 17:00 — Всенощное бдение.

По субботам проводится обряд крещения (собеседование до крещения — в 10:00).

Детский приют-пансионат «Ковчег»

В 2007 году на берегу Введенского озера по благословению настоятельницы Февронии был построен детский приют «Ковчег» для девочек разного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это девочки, оставшиеся без попечения родителей, из малообеспеченных семей, бездомные. Живут здесь и мамы со своими ребятишками. Кирпичное здание приюта рассчитано на 50 человек.

Девочки в приюте учатся, поют и танцуют, помогают монахиням на кухне, монастырском коровнике, огороде, а также обучаются мастерству золотого шитья.

Как добраться до Свято-Введенской островной пустыни

Из Москвы до города Покров (станция «Покров»):

  • электропоездом с Курского вокзала г. Москвы,
  • автобусом со Щелковского автовокзала г. Москвы.

От города Покров до поселка расстояние всего 4 километра (от Моксквы — 100 км) и добраться до него можно несколькими способами:

  • пешком (около 50 минут) — ,
  • местным автобусом «Покров — поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский» —