Архаичные и средневековые государства африки конспект. Африка. Средние века. Обелиск в Аксуме. Современный снимок

13.04.2024 Сочинения

Задание на урокПочему африканские
государства отставали в
своем развитии от
европейских стран?

Вступление.

Многие историки считали, что народы большей части Африки, населенной
чернокожими, ничего ценного в культуре не создали и их история началась с
появлением европейцев. Изучение истории Африканского континента,
начавшееся сравнительно недавно, опровергло эту теорию.
Пирамиды Мероэ
Рисунки бушменов

1. Народы Африки

Народы Африки в разных частях континента развивались неравномерно. В
тропических лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и
другие. Они занимались охотой и собирательством. Кочевники Южной
Сахары разводили скот и обменивали его на нужные им продукты и вещи.
Пигмеи

1. Народы Африки

Другие народы занимались
земледелием. Больше всего
сеяли просо и рис,
выращивали бобы и овощи,
разводили хлопчатник,
сахарный тростник и
кокосовые пальмы.
Африканцы с давних времен
плавили железо в глиняных
печах. Ремесленники
изготовляли орудия труда,
оружие, посуду, ткани, вещи
из стекла и кожи. Африканцы
рано научились приручать
слонов, использовали их на
разных работах ив сражениях.
Африканский дом

1. Народы Африки

Порт
На просторах равнины в
междуречье Нигера и Сенегала, в
долинах этих рек, расположен
Западный Судан. Здесь добывали
много золота. О богатствах Судана в
Средние века ходили легенды. Один
из арабских географов сообщил, что
здесь «золото растет в песке, так
же как морковь, и его собирают на
восходе солнца». Через Западный
Судан проходили важнейшие
торговые пути от Гвинейского
залива к берегам Средиземного
моря. Земледельцы торговали с
кочевниками, обитавшими на
границе Сахары: в обмен на соль,
шкуры и скот кочевники получали
зерно и изделия ремесла. Путь
через пустыню Сахару был трудным
и опасным. Не один десяток
караванов погиб здесь от жажды
или нападений кочевников.

2. Западная Африка

Самым древним
государством Судана была
Гана, достигшая
могущества в X веке. Царь
Ганы и родовая знать
разбогатели от торговли
золотом и солью. У царя
была большая армия,
состоявшая из отрядов
лучников и конницы.
В столице Ганы был
огорожен стенами особый
царский квартал с дворцом,
святилищем и тюрьмой.
Здесь проводились
торжественные царские
приемы. В другой части
города были выстроены
мечети и дома арабских
купцов.
Воины-лучники

10. 2. Западная Африка

Поселение в
Мали
В конце XI века войска султана арабского государства Марокко
(Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь
обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам.
Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория
Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.

11. 2. Западная Африка

Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали
соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото.
Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах
поселились мусульманские купцы из Северной Африки.
Манса Муса – правитель Мали

12. 2. Западная Африка

Позже, в XV веке, окрепло
государство Сонгай.
Расширение его границ было
достигнуто в правление
энергичного, воинственного Али
Бера (1464-1492). Он построил
большой речной флот; в армии
была введена суровая
дисциплина. Али Бер почти всю
жизнь провел в походах. Ему
удалось присоединить к своим
владениям главные города
Судана. В африканских
сказаниях и легендах Али Бер
предстает волшебником,
который умел летать,
становиться невидимкой и
превращаться в змея.
Али Бер

13. 2. Западная Африка

Работа на поле
Правители и вельможи держали
на своих землях по 500-1000
зависимых людей, которых
селили в особых поселках.
Зависимые люди платили
владельцу оброк, а государству
налоги. Свободные общинники
также зависели от знати.
С середины XVI века Сонгаи
быстро слабеет. Родственники
правителя, занимая высокие
должности, устраивали
заговоры, влиятельная
мусульманская знать в городах
мало считалась с правителями.
Начавшиеся междоусобные
войны привели государство в
упадок. В конце XVI века Сонгаи
было разгромлено войсками
султана Марокко.

14. 3. Восточная Африка

На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство
Аксум, расцвет которого был в IV--V веках. Под власть его царей попали
побережье Южной Аравии с караванными путями и часть Восточного
Судана.
Замок в Эфиопии

15. 3. Восточная Африка

Христианский
манускрипт из
Эфиопии
Аксум поддерживал
тесные связи с Римской
империей, а позднее - с
Византией. Царь и его
приближенные приняли
христианскую веру. В
стране была создана
письменность. В VII веке
арабы отняли у Аксума
владения в Южной
Аравии, а затем напали
на него. Государство
распалось на отдельные
княжества; князья вели
жестокую борьбу за
престол. В X веке Аксум
перестал существовать.
Священнослужители
эфиопской ортодоксальной
церкви

16. 3. Восточная Африка

На
восточном
берегу
Африки выросли городагосударства. В них охотно
селились арабы, иранцы,
индийцы. Здесь строили
большие корабли, было
много опытных моряков.
Купцы из этих городов
плавали
на
своих
кораблях по Индийскому
океану,
торговали
с
Индией,
Ираном
и
другими странами Азии.
Торговые пути

17. 4. Культура Африки

Народы Африки сохранили старинные легенды, предания и сказки, где
реальные события прошлого перемешаны с вымыслом. Сказители бережно
хранили эти предания, передавали их из поколения в поколение.
Африканец в национальной одежде

18. 4. Культура Африки

Наиболее значительными были достижения средневековой культуры у
народов Западного Судана. После распространения ислама архитекторыарабы строили там мечети, дворцы, общественные здания.
Мечеть в Мали

19. 4. Культура Африки

Вход в мечеть в Томбукту
Возникли мусульманские
школы, а в городе
Томбукту - высшее
училище, где изучали
богословие, историю,
право, математику,
астрономию. Ученые
создали письменность на
основе местных языков.
Были основаны
библиотеки, где
хранилось, много
рукописных книг. Книги
продавали в лавках,
причем, по словам
современника, получали
«больше прибыли, чем от
прочих товаров».
Томбукту

20. 4. Культура Африки

Когда войска Марокко завоевали Томбукту и другие города Судана,
архитектурные сооружения и библиотеки были разрушены. Ученых и
ремесленников угнали в рабство, и почти все они погибли в пути через
пустыню.
Судан. У разрушенного храма

21. 4. Культура Африки

Немалые достижения
имели африканцы в
искусстве. Старинные
деревянные и
бронзовые скульптуры
и маски поражают
выразительностью. В
царском дворце в
Бенине были найдены
бронзовые доски с
барельефами
(выпуклыми
изображениями) царей
и вельмож, сценами
охоты, войны и
придворной жизни.
Ритуальная маска

22. 4. Культура Африки

Европейцы стали
осваивать Африку еще в
античное время. В XIV веке
они свободно плавали
вдоль ее северо-западного
побережья, выменивая
ножи, стеклянные бусы и
другие изделия
европейских
ремесленников на золото,
очень ценимую в Европе
слоновую кость, рога
носорогов, которым
приписывали лечебные
свойства, попугаев для
знатных дам.
Рынок в Томбукту. Фото 19 века

23. 4. Культура Африки

Тогда же сделала первые шаги торговля европейцев «черными рабами». Их
крали или покупали у местных вождей, а затем продавали в гаремы султанов,
использовали в качестве охранников или редких «экспонатов».
Караван рабов

24. Использованные материалы

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/
учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение,
2008 г.
Иллюстрации:
- Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6
класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.

25.

Паломничество Канку Мусы в Мекку
Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве
(хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском
мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа
рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около
12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он
приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей
рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены
выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков.
Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и
раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и
участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные
поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что
каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет
правителя Мали среди мусульман.

Хотя именно в Африке возник человек как биологический вид и здесь же, в долине Нила, сложилась одна из наиболее блистательных в древности цивилизаций, этот континент в целом значительно отстал в своем развитии от других, причем сам факт такого отставания очевиден и общепризнан. Вопрос лишь в том, почему это случилось.

На протяжении длительного времени специалисты пытаются выяснить, в чем суть проблемы. Выдвигались самые разные гипотезы, от откровенно расистских (негры по своей биологической природе не способны к развитию) до столь же откровенно апологетических (африканцы все могли и умели, все создали самостоятельно, от земледелия и железоделания до государственности; причина же их отсталости – в жестокостях колониализма). Если оставить в стороне крайности и обратить внимание на те основные причины и обстоятельства, которые, по мнению различных африканистов, сыграли свою роль в отставании Африки и африканцев (важно оговориться, что здесь и далее речь идет только об африканцах, живущих южнее Сахары, о народах Тропической Африки), то среди прочего мы найдем упоминания о жарком климате и неблагоприятных в целом условиях обитания человека на большей части континента, о тропических лесах и поражающих людей и скот многочисленных тяжелых болезнях (лихорадка; сонная болезнь, вызываемая укусом мухи цеце, и др.), о недостаточно благоприятных для интенсивного земледелия почвах, примитивных приемах агротехники и соответственно низкой культуре труда. Говорится также о гигантских пространствах и слабой плотности населения, об относительной изоляции континента в целом, о необычайной множественности разделяющих людей языковых и родоплеменных барьеров, о цепкости примитивных традиций и силе раннерелигиозных культов. Наконец, принимаются во внимание обилие непроизводящих групп населения, собирателей и охотников, слабость и натуральность хозяйства производителей, земледельцев и скотоводов, редкая возможность создания продовольственных излишков и запасов, неразвитость внутренней торговли и отсутствие товарно‑денежных отношений при господстве меновой торговли.

Все эти и многие другие соображения в принципе справедливы и немало объясняют. В частности, они позволяют заключить, что в отсталости Африки нельзя винить кого‑то одного или что‑то одно; здесь сыграл свою роль сложный комплекс причин, состоящий из ряда существенных факторов. Едва ли не первым из них по значению следует считать фактор природно‑климатический: и климат, и тропические леса, и скудные почвы, казалось бы, насыщенной растительностью саванны, и малопригодные условия для интенсивного земледелия, и условия обитания, включая тяжелые болезни, высокую смертность. Конечно, все это можно было как‑то преодолеть, и в конечном счете это преодолевалось. Люди адаптировались. Но чего им это стоило! Вторым существенным фактором отсталости следует считать самих людей, но не с точки зрения их расы, а в плане этнокультурных потенций. Будучи вынужденными тратить неимоверные усилия ради адаптации, африканцы в целом оказывались в невыгодных условиях обитания, что не могло не действовать отрицательно на темпы развития общества и его культуры, на уровень привычного реального бытия. Ничтожные средние потребности (скудное питание, минимальная одежда, простейшее жилище) не стимулировали поиска и не вели к выработке навыков высокопроизводительного труда, к накоплению и закреплению в поколениях нового трудового опыта – во всяком случае в таких размерах, чтобы преодолеть консерватизм традиции.

Наконец, третий существенный фактор отсталости – относительная изоляция многих этнических общностей и незначительная роль контактов с внешним миром вплоть до конца I тысячелетия н. э. Вот почему, хотя колониальное вторжение европейцев и принесло Африке неисчислимые бедствия и страдания (чего стоит одна только работорговля, унесшая десятки миллионов жизней и искорежившая социально‑политическое бытие и сознание многих народов континента!), его не следует оценивать однозначно. Как и на всем Востоке, оно внесло в традиционный способ существования и немало нового, в том числе и полезного. В Африку, в частности, были привезены прижившиеся там новые сельскохозяйственные культуры (кукуруза, маниока, земляной орех и др.), ставшие основой питания для многих народов.

Здесь стоит оговориться, что изоляция, о которой идет речь, всегда была относительной. Что же касается внутриафриканских контактов, то они, напротив, с глубокой древности и до последнего времени были весьма оживленными. Миграции значительных групп населения, причем не только скотоводов, обычно весьма легких на подъем, но и земледельцев, как о том свидетельствует расселение бантуязычных народов к югу от центра континента, где они, по всей вероятности, первоначально обитали (об этом свидетельствуют данные лингвистического анализа), были в Африке обычным делом. Видимо, именно это сыграло немалую роль в распространении по континенту, особенно на юге, земледелия и скотоводства.

Если говорить об основных зонах обитания на континенте, то следует заметить, что они весьма разнообразны. Закономерностью можно считать то, что экваториальный пояс Африки, покрытый тропическими лесами и наименее пригодный для обитания человека и производящего хозяйства, населен преимущественно охотниками и собирателями. Однако и здесь немало земледельцев, выращивающих преимущественно клубнеплоды, прежде всего ямс. Широкие зоны саванны, окружающие леса Африки с севера и юга, более благоприятны для существования земледельцев и особенно скотоводов. Но и здесь, в саванне, как и в лесу, земледельцы вели экстенсивное землепользование (подсечно‑огневая система с довольно частым переходом на новые пашни), не были знакомы с тягловым скотом и плугом, обходясь примитивными мотыгами, что, впрочем, соответствовало скудным почвам с очень небольшим поверхностным плодородным слоем гумуса. Только в немногих районах саванны (вдоль долины Нигера, в частности) условия земледелия были более благоприятными и способствовали не просто выращиванию злаков, включая, видимо, привезенный в Африку арабами рис, но и созданию запасов зерна, т. е. избыточного продукта, что всегда было материальной основой для появления и существования надобщинных политических структур, прото – и раннегосударственных образований.

История Тропической Африки как политическая история, т. е. фиксированное преданиями и документами описание как раз такого рода надобщинных структур, начинается именно в зоне северной саванны, в пределах обширного пояса полупустынь, степей и лесостепей, расположенных к югу от Сахары и именуемых Суданом (северная часть этого пояса, где обитали преимущественно кочевники, именуется Сахелем). На востоке этого трансафриканского пояса еще в древности и явно под влиянием египетской цивилизации и транзитной торговли между Средиземноморьем, Аравией и Индией возникли упоминавшиеся уже африканские государства Нубия и Эфиопия (Аксум). Но они развивались как бы обособленно от остальной части Тропической Африки, хотя связи между ними и континентом явно существовали. Существует даже гипотеза, согласно которой железоделание в Африкевосходит к древнему восточно‑суданскому государству Мероэ, откуда оно в свое время начало распространяться по всему континенту. Впрочем, появление железоделания в то далекое время (I тысячелетие до н. э.) не сыграло существенной роли в формировании государственности на большей части территории Тропической Африки. Государственность здесь появилась много позже, причем в противоположной части суданского пояса, на его западе. Однако едва ли не важнейшую роль исходного толчка для ее появления здесь сыграли аналогичные обстоятельства. Речь идет о влияниях и контактах с развитыми цивилизациями в конце I тысячелетия н. э.

Как упоминалось, внутриафриканская система контактов существовала с древности и включала в себя не только Сахару, через которую шло немало караванных дорог, но и Северную Африку, в том числе и жителей Карфагена, наслышанных о золотых россыпях Западного Судана. Так как западно‑суданское золото, добычей которого из века в век занимались местные народности, высоко ценилось в Средиземноморье, где из него чеканили монету, то неудивительно, что уже издревле существовала транзитная торговля, соединявшая север Африки через Сахару с Суданом. Эта торговля надолго заглохла в начале I тысячелетия н. э., но после арабизации североафриканского побережья в качестве купцов‑посредников, заинтересованных в суданском золоте, стали активно выступать мусульманские торговцы Магриба (позже центром этой торговли стал фатимидский Египет).

Начиная с VII в. и на протяжении ряда последующих столетий арабские и берберские купцы везли высоко ценившуюся в Африке соль и некоторые другие средиземноморские товары в западно‑суданские земли. На торговых путях и их пересечениях один за другим стали вырастать торговые центры (Аудагост, Гана, Томбукту, Гао и др.), населенные исламскими торговцами и выходцами из числа разбогатевшей на этой торговле местной знати, постепенно захватывавшей в свои руки и административно‑политическую власть.

Западный Судан

Западный Судан с VII–VIII вв. был местом наиболее интенсивной транзитной торговли, точкой пересечения многих миграционных потоков. Здесь жили земледельцы саванны. Сюда же спорадически перемещались со своими стадами скотоводы, как негроидного, так и берберо‑ливийского происхождения. Есть основания полагать, что последние сами принимали участие в караванной торговле, предоставляя купцам для этого своих верблюдов‑дромадеров. На увлажненных разливами Нигера западно‑суданских землях выращивали злаки, в том числе рис. В торговых городах было, кроме торговцев, немало ремесленников, обслуживавших нужды городского населения. Словом, многие факторы способствовали тому, чтобы в западно‑суданском районе Африки сложились благоприятные условия для появления городов и городской жизни, а вместе с этим – очагов цивилизации и государственности. Но главным фактором из всех было все‑таки золото, без которого все остальное могло бы и не появиться. Именно контроль над приисками и тем самым ключевое положение в системе выгодного торгового обмена создали первоначальные условия для появления первых крепких западно‑африканских государств. Наиболее ранним из них была Гана (не путать с современной Ганой!).

Гана. Истоки ганской государственности неясны. Существуют предания, согласно которым первыми правителями этого государства были выходцы с севера («белые правители»). Возможно, это были кочевники‑берберы из числа тех, кто мигрировал в западно‑суданские земли с той же целью обогащения, что и средиземноморские купцы. Но это лишь предположение. В VIII в., однако, это было уже далеким прошлым. К этому времени правители Ганы в расовом и этническом плане были такими же, что и их подданные, выходцами из этнической общности сонинке, составлявшей основу жителей Ганы. Сложившееся вокруг торгового центра протогосударственное образование Гана существовало в основном за счет таможенных сборов и пошлин с купцов, частично за счет дани с подчинившихся ему соседних племен. Но главным сокровищем правителей Ганы было золото, точнее, контроль над приисками: все самородки с них полагалось отдавать правителю; только золотой песок считался законным доходом старателей.

Оттеснив берберов, Гана в конце Х в. присоединила к себе важный торговый центр Аудагост, расположенный к северу от нее. Стоит при этом заметить, что сами правители страны и их подданные в транзитной торговле практически не принимали участия: торговали приезжие купцы – арабы, берберы, евреи. Словом, Гана во многих отношениях была необычным протогосударством, жившим за счет выгодного расположения и распоряжения богатыми ресурсами, но не за счет производства (если не считать производством добычу золота). В 1076 г. альморавидский султан Абу‑Бекр во главе мусульманского войска завоевал Гану и разрушил город. И хотя спустя 11 лет, после успешного восстания, завоеватели были вынуждены уйти, дни процветающей Ганы были уже сочтены. Часть зависимых территорий отпала от нее, а бывшее данником родственное племя сосо в 1203 г. захватило столицу, после чего многие из живших там иноземных купцов покинули город. Политическим же преемником Ганы стало новое протогосударство – Мали.

Мали. Мали сформировалось как протогосударственное образование в VIII–IX вв. Расположенное вначале к югу от Ганы, в зоне, куда доступ северным кочевникам был затруднен, Мали тем не менее, в отличие от Ганы, в XI в. приняло ислам. Исламизация правящей верхушки Мали содействовала развитию протогосударства, населенного родственными сонинке малинке (оба народа из языковой группы манде, мандинго), и притоку в страну мусульманских купцов. В 1235 г. правитель Мали Мундиата Кейта одолел соседнее протогосударство Сосо и присоединил к стране древние земли Ганы. Вскоре Мали стало богатым и известным в арабском мире западно‑суданским государственным образованием: его правитель Муса I совершил в 1324 г. хадж в Мекку. По преданию, Муса привез с собой столько золота, щедро раздававшегося во время путешествия (10–12 т, его несли около 500 рабов‑носильщиков), что долгие годы после этого цена на золото в арабском мире была заниженной.

Города Мали были застроены богатыми зданиями и мечетями. Процветали торговля и ремесла. Золота было настолько много, что высоко ценившаяся соль подчас обменивалась на него по весу в соотношении 2:1 (торговля в Судане была меновая; денег в ходу не было). Административная структура была значительно более развитой, чем в Гане. Высшую власть осуществлял правитель, но большую роль играла родовая знать, прежде всего из правящего рода Кейта, представители которого назначались наместниками присоединенных к стране областей (часть завоеванных или добровольно присоединившихся земель оставалась под властью местных вождей, плативших правителю дань).

Дабы обезопасить себя от притязаний близких родственников на власть, правители возвышали воинов и чиновников из числа чужеземцев, в первую очередь иноплеменников‑рабов, количество которых в аппарате власти и в войске, особенно в гвардии правителя, было велико. Исламская структура власти, видимо, сказалась в том, что служащие и воины получали должностные земли, точнее, право на налоги (ренту‑налог) с населения пожалованных земель. Что же касается основной части населения, малинке, то они жили большими общинами, состоявшими из патриархальных семей, главы которых распоряжались имуществом всего коллектива и вносили необходимую часть его в виде налога старейшине. Рабы из числа чужеземцев чаще всего включались в хозяйство на правах младших членов семьи, причем статус раба во втором поколении практически переставал быть рабским.

С конца XIV в. Мали под действием династических распрей стало ослабевать. И хотя династия Кейта просуществовала до XVII в., она практически уже не управляла большой и процветающей страной: под ударами удачливых соседей, прежде всего сонгайцев, правители Мали потеряли в XV в. почти все свои владения. Зато на смену Мали пришло государство Сонгай, наиболее могущественное из трех суданских государственных образований и наиболее развитое из них.

Сонгай. Общность сонгаев обитала к северо‑востоку от Ганы и Мали, близ торгового центра Гао, который со временем и стал столицей нового государства. Предания свидетельствуют о существовании сонгаев и о сложении у них государственности еще в конце I тысячелетия до н. э., причем специальные исследования говорят о том, что государственные институты и должности возникали на местной основе (об этом свидетельствуют их наименования). Это, впрочем, никак не исключает возможности влияния на весь процесс извне, особенно если учесть уже описанную ситуацию. В начале II тысячелетия сонгайское протогосударственное образование (или серия образований?) было под властью Мали. Только с ослаблением Мали в конце XIV в. сонгай, к тому времени уже принявшие ислам, во главе со своим правителем Али победили малийцев и создали большое государство, охватившее значительную часть Западного Судана, включая все его известные торговые центры. В государстве Сонгай было создано профессиональное войско из наемников. Страна была разделена на провинции во главе с приближенными правителя.

На рубеже XV–XVI вв. при Мухаммеде держава сонгаев достигла вершины своего могущества. Сам Мухаммед, ревностный мусульманин, не только совершил хадж в Мекку, но и широко покровительствовал мусульманским ученым, которых он приглашал из арабских стран. В Томбукту при нем действовало высшее учебное заведение типа университета, где готовились кадры специалистов в области исламской теологии, права, математики, гуманитарных наук. Сонгайские города, как и вся транзитная торговля и прежде всего добыча золота, приносили казне немалый доход. Но, как и в Мали, в сонгайском государстве существовало уже и регулярное обложение населения налогом. Зависимые иноплеменники, рабы, использовались на обработке земель, которые щедро раздавались высшим должностным лицам. Вассальные вожди платили правителю дань. Государство активно впитывало нововведения, способствуя передаче опыта (приглашение иностранных ученых; предоставление условий для европейских огородников; строительство ирригационных сооружений на Нигере).

Могущество Сонгая было подорвано нашествием марокканского войска в конце XVI в. Вооруженное огнестрельным оружием и состоявшее в значительной степени из Испанских наемников, частично исламизированных, это войско сумело нанести решительный удар по сонгайскому государству, правители которого, оттесненные на восток, постепенно деградировали. Марокканцы прибыли в Судан с севера в поисках все того же золота. Но прииски к этому времени уже истощились, а экспедиция стоила дорого. Марокканский султан вскоре потерял интерес к Судану, а посланные им воины, женившись на местных женщинах, так и остались там, основав пашалык, которым управляли избиравшиеся воинами паши. Пашалык просуществовал в северной части Западного Судана, включая Томбукту и Гао, вплоть до середины XVIII в., когда он был разгромлен сахарскими кочевниками‑туарегами. К югу и юго‑западу от марокканского пашалыка в XVII–XVIII вв. возникло несколько государств, основанных местными народами фульбе и бамбара.

Племенные протогосударства фульбе и бамбара. Скотоводы западного Сахеля из племени фульбе уже в IX в. в районе современного Сенегала (побережье, отделенное от западносуданской саванны горным плато), возглавили племенное протогосударственное образование Текрур, став первой из четырех тукулерских династий. Есть сведения, что скотоводы фульбе появились здесь с севера, в расовом отношении отличались от местного негроидного населения и были знакомы с исламом. Часть фульбе осела, остальные оставались кочевниками и в поисках пастбищ постепенно мигрировали на восток, распространившись чуть ли не по всей территории Западного и Центрального Судана. В районе излучины Нигера в Масине часть фульбе (фульбе‑бороро), подвергшись процессу трибализации, осела, создав протогосударство, вначале зависимое от Мали, затем от Сонгая. Выдержав натиск марокканцев, масинские фульбе на рубеже XVI–XVII вв. добились независимости. Бывшие кочевники‑фульбе неплохо вписались в городскую культуру Западного Судана, заняли многие должности чиновников и пополнили собой ряды мусульманского духовенства. Видимо, малочисленность оседлой части фульбе была одной из причин того, что они подверглись мандингизации, т. е. постепенно утратили свой язык, переняв язык мандингского народа бамбара (но сохранив этническое лицо).

Этническая общность бамбара, родственная сонинке и малинке Ганы и Мали, в XVI–XVII вв. стала едва ли не преобладающей в западно‑суданском районе среднего течения Нигера, т. е. в зоне обитания трех вышеупомянутых государственных структур (Ганы, Мали, Сонгая). Окончательно оттеснив последних правителей Мали и воспользовавшись крушением Сонгая под ударами марокканцев, трибализовавшиеся бамбара создали к юго‑западу от марокканского пашалыка серию племенных протогосударств, добившихся расцвета в XVIII в. Сильнейшим из них было Сегу, правитель которого Битон Кулибали создал сильную армию и совершил ряд успешных завоеваний, присоединив к Сегу, в частности, и фульбскую Масину.

В конце XVIII в. вновь вышли на передний план фульбе, которые попытались было под знаком религиозного обновления объединить ряд мелких государственных образований Западного и Центрального Судана вплоть до озера Чад. Фульбский мусульманский проповедник Осман дан Фодио на рубеже XVIII–XIX вв. сумел создать в этом районе Африки большой халифат Сокото, просуществовавший почти весь XIX век и построенный преимущественно на исламской административно‑политической и социально‑экономической основе с сильной централизованной властью и хорошо налаженной системой налогов. Специфическим отличием халифата была этническая суперстратификация: фульбе считались привилегированным меньшинством, тогда как большинство населения, принадлежавшее к хауса, подчинялось им.

Племенные протогосударства моси. Юго‑восточная часть Западного Судана, бассейн Вольты, был населен этнической общностью моси, сложившейся на рубеже I–II тысячелетий на местной основе. Под воздействием мигрантов с востока эта общность трансформировалась и подвергалась процессу трибализации. В XII–XIV вв. здесь существовали уже несколько соседних государственных образований, крупнейшим среди которых было Уагадугу. Уагадугу, Ятенга и некоторые другие протогосударства моси были хорошо организованы. Ислам и транзитная торговля затронули их территории в меньшей степени, нежели то было к северу. Но влияние того и другого сказывалось. Просуществовавшие до XIX в. (чему явно способствовало их географическое местонахождение – в стороне от основных торговых и миграционных путей) племенные протогосударства моси представляли собой достаточно своеобразные политические структуры. Территориально‑административное членение было тесно связано с общинно‑родовым. Однако вожди предпочитали назначать руководителями округов не представителей знатных родов, а преданных им людей из числа иноплеменников‑рабов, что сыграло свою роль в стабилизации их власти. Впрочем, степень централизации этой власти не следует преувеличивать, как и роль государственных институтов: речь идет в целом о крайне примитивных политических образованиях, в основе которых веками существовала и сохранялась древняя африканская община со всеми ее первобытными традициями.

Центральный Судан

Географически Центральный Судан – обширная центральная часть суданского пояса, серединой которой является ориентировочно озеро Чад. Однако речь пойдет о политических структурах, расположенных в западной стороне этой части суданского пояса, между Западным Суданом и районом озера Чад. Здесь следует выделить две крупные зоны государственности, частично налегающие одна на другую.

Племенные протогосударства хауса. Первая из них – группа хаусанских протогосударственных образований, наиболее ранние из которых возникли в VIII – Х вв. Речь идет о весьма примитивных надобщинных политических структурах типа городов‑государств, причем формирование этих образований тоже происходило вокруг торговых центров, расположенных на трансафриканских караванных путях, шедших как с востока на запад, так и с севера на юг. Особенно важным был путь с севера на юг, связывавший север Африки через Сахару с гвинейским ее побережьем, с районом плотного расселения йоруба.

Хаусанские протогосударства, из которых наиболее значительными были сначала Кано, затем Кацина и еще позже Гобир, группировались вокруг городов и в XIV–XVI вв. были уже по‑своему развитыми, хорошо знакомыми с исламом, проникшим сюда через Мали. Падение Мали и Сонгая и упадок золотых россыпей Западного Судана привели к ослаблению интенсивной торговли там и соответственно к усилению торговых связей через хаусанские города к гвинейскому побережью, где также было золото («Золотой берег» португальцев). Именно это и способствовало расцвету хаусанских политических образований, хотя главную роль в их торговле играло не золото – скорее орехи кола, вывозившиеся из лесных районов побережья на север Африки.

В городах хауса развивалось ремесло, особенно ткацкое. Воздвигались большие здания и мечети. Существовали кварталы, населенные арабскими и иными чужеземными купцами. Расширялась и деревенская периферия городов, которые ожесточенно соперничали друг с другом, порой вели войны, в результате чего выходили на передний план то один, то другой, то третий из их числа (всего их насчитывалось 14: семь главных, чисто хаусанских, и семь других, со смешанным населением). Согласно некоторым данным, в протогосударствах существовала налаженная административная система управления с устойчивыми органами власти и взиманием налогов (восьмая доля урожая). Немалую роль в жизни хаусанских, как и всех суданских протогосударств играло рабство. Однако рабы‑иноплеменники обычно имели землю и жили на правах податного населения, хотя и юридически неполноправного; нередко из них образовывали новые поселения.

В XVII в. в хаусанские протогосударства проникло, как упоминалось, довольно большое количество фульбе‑бороро, как кочевников, так и особенно оседлого населения, в том числе из числа образованных интеллектуалов ислама. Именно их усилиями была поднята волна движения за религиозное обновление, которая на рубеже XVIII–XIX вв. привела к созданию халифата Сокото, в котором господствовали фульбе, тогда как хаусанцы были основной частью податного населения.

Канем и Борну. Район озера Чад – едва ли не важнейший центр древних культур Африки. Именно отсюда в I тысячелетии н. э. расселялись бантуязычные народы современной Африки. Здесь обнаружены следы археологических культур века металла еще более раннего времени. И здесь же, к востоку от озера, в VIII–IX вв. сложилось одно из ранних африканских протогосударств – Канем. Правитель Канема Хуме в конце XI в. принял ислам, причем на этот раз ислам пришел не с запада, а с востока либо с севера, из Магриба. Канем в XII в. энергично расширял свои границы и в XIII в. при Дунаме II (1221–1259) достиг наивысшего могущества, став едва ли не крупнейшим в Африке наряду с Мали.

В XIV в., однако, под давлением соседних племен булала правитель Канема вынужден был перенести свою резиденцию к западу от озера Чад, в район Борну, где в результате этнического смешения выходцев с востока с местным населением сложилась этническая общность канури. Возглавившие эту общность правители Борну (Канем‑Борну) постепенно укрепили свое положение и достигли наивысшего могущества при Идрисе Алуме (1571–1603), который сумел приобрести в Тунисе огнестрельное оружие и вооружить им свою армию, вследствие чего Борну поставило в зависимость от себя соседей, включая и хаусанские протогосударства. С XVII в. влияние Канем‑Борну вновь стало ослабевать.

Политическая организация Канем‑Борну была довольно обычной для суданских стран с исламской ориентацией. Страна делилась на региональные подразделения, во главе которых стояли представители правящего дома, весьма склонные при случае к сепаратистским устремлениям и мятежам. Власть правителя была ограничена советом знати и высших сановников. Сам правитель обожествлялся и был закрыт от взоров подданных. Считалось, что он имеет право назначать своего преемника, но практически большим влиянием в политических делах пользовалась обычно мать правителя. Как и везде в Судане, в Канем‑Борну было немало рабов из числа чужаков, которыми могли торговать, обменивая их, например, на высоко ценившихся и импортировавшихся с севера, из Магриба, лошадей.

Учитель: Африка в средние века развивалась очень неравномерно. Сама природа разделила этот континент на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средиземному и Красному морям, с глубокой древности возникали очаги цивилизации. Именно здесь зародилась и достигла расцвета древнеегипетская цивилизация. В Северной Африке основывали колонии финикийцы и греки, они были неотъемлемой частью Древнего Рима, Византии, Арабского халифата. В VII веке арабы захватили всё побережье Северной Африки до самой Атлантики, подчинив местные племена берберов. Земли к западу от Египта арабы называли МагрИбом, то есть западными землями. Здесь процветали огромные города, такие, как Фес и ТанжЕр, создавались замечательные памятники мавританского зодчества.

Ученый-археолог: От арабских городов Средиземноморья на юг, через пустыню Сахара, вели древние караванные пути. Это были пути в другую Африку, которую называют Чёрной или Тропической Африкой. Арабы называли её Билад ас-Судан – Страна «чёрных» или просто Судан.

Ныне Суданом называется страна на северо-востоке Африки. Но прежде арабы называли так всю территорию к югу от Сахары. В этой части континента жили негритянские народности, говорившие на разных языках: их насчитывалось в Африке несколько сотен. Исследования учёных доказывают, что и в этой части континента человечество многого достигло. Ведь перед африканцами стояла труднейшая задача освоить обширные пространства, мало приспособленные для нормальной жизни человека. Плодородных земель в Африке очень мало. Подавляющую часть её занимают пустыни, малоплодородные саванны, тропические леса. На огромных территориях людям угрожает малярия, а домашним животным – муха цеце. Кроме того свои ограничения для занятий людей представляла и изнуряющая жара.

Находясь в неодинаковых природных условиях, народы Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи, занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и скотоводы. Хозяйственная жизнь африканцев находилась в равновесии с природой, обеспечивая нормальное существование племени при минимальных затратах труда.

На рубеже нашей эры многие народы Тропической Африки освоили технику производства орудий труда и оружия из железа. Использование железа и другие усовершенствования позволяли получать более высокие урожаи и делать небольшие запасы зерна. Появилось больше возможностей для разделения труда и развития ремесла.

Ученый-архивариус: Африканские государства.

По древним торговым путям, соединявшим МагрИб с Тропической Африкой, арабы вели прибыльную торговлю. Особенно привлекал их изобиловавший золотом Западный Судан – земли, расположенные между Сахарой и Гвинейским заливом. Помимо золота, торговали и другими товарами: солью, скотом, продуктами земледелия, слоновой костью.

Вместе с арабскими купцами в Западный Судан проникал ислам. Раньше всего его принимали правители и их приближённые, а также жители крупных торговых центров. С исламом сюда проникала и блистательная арабская культура: строились мечети и медресЕ, привозились книги. В то же время простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли свои прежние верования. Религиозные различия усугубляли растущее общественное неравенство.

Вдоль торговых путей выросли крупные города: ТомбУкту, Гао, Дженне и другие. Их правители богатели, взимая пошлины с купцов. Их власть над соплеменниками постепенно усиливалась, а подвластные им территории расширялись. Перед государственной властью вставала задача примирить различные интересы городов (с их купцами, чиновниками и растущим стремлением к накоплению богатств) и деревень, где неравенство проявлялось гораздо меньше. Государи жили во дворцах, окружённые придворными, чиновниками и воинами, и всё более обособлялись от своего народа. Их власть считалась священной. Исполняя обряды, они выступали в роли посредников между своим народом и богами – покровителями племени.

Самым древним государством Западного Судана была Гана , расположенная в верховьях рек Сенегал и НИгер и столь богатая золотом, что титул её правителя переводится как «хозяин золота». Огромные доходы царей Ганы позволяли им содержать пышный двор и огромное войско и держать в подчинении большую территорию.

Расцвет Ганы относится к X-XI векам, но затем она ослабела и в XIII веке была захвачена соседним государством Мали . Пик могущества Мали приходится на вторую половину XIII – первую половину XIV века, когда земли, подвластные правителю, протянулись с запада на восток почти на 2000 километров. Торговля золотом и его добыча приносили фантастические доходы. В это время давно известные месторождения золота в Европе и на Ближнем Востоке оскудели, и именно из золота Мали в странах МагрИба чеканились деньги, обслуживавшие весь арабский мир. Особенно прославился своими богатствами мАнса (титул правителя) МусА (1312-1337), бывший ревностным мусульманином. Совершённый им в 1324 году хадж в Мекку, видимо, может считаться самым дорогостоящим путешествием в истории. В пути мАнсу сопровождали тысячи воинов и рабов, а на дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюкОв с золотом, весившим около 12 тонн. Когда любимая жена Мусы посреди Сахары изъявила желание искупаться, для неё зА ночь выкопали бассейн, наполнив его водой из бурдюков. В Каире и Мекке Муса потратил столько золота, что надолго подорвал местную денежную единицу. Зато Восток надолго сохранил память о богатстве и могуществе малийских владык, а связи Мали с другими странами ислама укрепились.

Ученый-археолог: Христианская Эфиопия. На северо-востоке Африки, на Эфиопском нагорье, где в большом горном озере Тана рождается Голубой Нил, расположена Эфиопия , которую европейцы прежде нередко называли Абиссинией. В первые века нашей эры здесь процветало древнее Аксумское царство .

Уже в IV веке аксумский царь и его приближённые приняли христианство, проникшее сюда из Египта. Позже правителям страны удалось отстоять его в борьбе с исламом. Однако само Аксумское царство распалось на отдельные княжества, которые вели между собой ожесточённую борьбу. Лишь в XIII веке в Эфиопии возродилось сильное государство, правители которого именовались негусами , то есть царями; европейцы нередко прилагали к ним титул императора. Негусы возводили свою династию к библейскому Соломону. В ходу была и легенда о союзе двух императоров – эфиопского и римского, разделивших между собой весь мир.

Объединение страны нЕ было прочным, нередко вспыхивали усобицы, особенно опасные в условиях постоянных угроз со стороны мусульманских соседей. Нуждаясь в союзниках против ислама, Эфиопия в XV-XVI веках вела с этой целью переговоры со странами Запада. Её делегация принимала участие в работе Ферраро-Флорентийского собора, обсуждавшего вопрос о церковной унии между западным и восточным христианством.

Эфиопское христианство довольно блИзко к православию, хотя, развиваясь в иных условиях, оно было своеобразным. Многочисленное духовенство пользовалось большим влиянием, ему принадлежала треть всех обрабатываемых земель. Любопытно, что христианская церковь Эфиопии долго запрещала употребление кофе (родина кофе – именно Эфиопия). Зато кофе быстро переняли в Аравии, где такого запрета не было, а потом и в других странах.

По мере распространения христианства в Эфиопии строились церкви и монастыри. В монастырях развивалось летописание, здесь переводились на местный язык многие произведения древних и средневековых авторов, причём в некоторых случаях оригиналы произведений не сохранились, и учёные знают их содержание только благодаря эфиопскому переводу.

С XII-XIII веков начинается расцвет эфиопского искусства. Высекались из камня церкви и украшались великолепной резьбой, а внутри расписывались фресками и украшались иконами; развивалась книжная миниатюра.

Золото Мономотапы. Кроме Магриба, арабы активно проникали на восточное побережье Африки, где вели прибыльную торговлю с местными жителями. Однако в глубь страны арабским купцам редко удавалось проникнуть. Там существовал свой мир, о котором приезжим было мало что известно. В XV веке на юго-востоке Африки, между реками Замбези и Лимпопо, возникло огромное государство. Арабы называли его Мономотапа, хотя на самом деле это был искажённый титул правителя страны – «мвене мутапа», что значит «хозяин рудников». Месторождения металлов, прежде всего, золота, а также слоновая кость составляли главное богатство страны и привлекали арабских купцов. В обмен на золото и слоновую кость арабы ввозили в страну ткани, керамику, фарфор, бусы и безделушки. Потребителями этих товаров были правитель и знать. Чтобы приобрести их, правитель увеличивал налоги с подданных, для которых эти товары были недоступной роскошью. Так развитие внешней торговли способствовало расслоению общества.

От столицы Мономотапы – Большого Зимбабве – сохранились лишь развалины. Но и в таком виде стены так называемого «акрополя» на холме Зимбабве не перестают изумлять археологов, ведь они достигали высоты 10 м, свидетельствуя о высочайшем уровне строительной техники.

Учитель: До недавнего времени о древних государствах Африки и их культуре было известно очень мало. На то имелись свои причины. Большая часть Африки долго не знала своей письменности, а богатейшей устной традиции, рассказам стариков, хранивших память о прошедшем, учёные уделяли мало внимания. Помочь в этой ситуации могла бы археология, но в условиях тропического климата очень многое не сохранилось до наших дней. И всё же вполне очевидно, что Африка сыграла во всемирной истории важную роль.

По мнению большинства ученых Африка – колыбель человечества. Останки древнейших гоминид, найденные в 1974 году в Хараре (), определяются возрастом до 3 млн. лет. Примерно к тому же времени относятся останки гоминид в Кооби-Фора (). Считают, что останки в Олдувайском ущелье (1,6 – 1,2 млн. лет) принадлежат тому виду гоминид, который в процессе эволюции привел к появлению человека разумного.

Становление древних людей происходило главным образом в зоне травяной . Затем они распространились практически по всему континенту. Первые найденные останки африканских неандертальцев (так называемого родезийского человека) датируются возрастом 60 тыс. лет (стоянки в , Ливии, Эфиопии).

Самые ранние останки человека современного вида (Кения, Эфиопия) датируются возрастом 35 тыс. лет. Окончательно человек современного вида вытеснил неандертальцев около 20 тыс. лет назад.

Около 10 тыс. лет назад высокоразвитое общество собирателей сложилось в долине Нила, где началось регулярное использование зерен дикорастущих злаков. Считают, что именно там к 7 тысячелетию до А.Д. сложилась древнейшая цивилизация Африки. Формирование и скотоводства в целом в Африке закончилось к середине 4 тысячелетия до А.Д. Но большинство современных сельскохозяйственных культур и домашних животных видимо пришли в Африку из Передней Азии.

Древняя история Африки

Во второй половине 4 тысячелетия до А.Д. усилилась социальная дифференциация в Северной и Северо-Восточной Африке и на основе территориальных образований – номов возникли два политических объединения – Верхний Египет и Нижний Египет. Борьба между ними завершилась к 3000 году до А.Д. возникновением единого (так называемый Древний Египет). В период правления 1 и 2 династии (30-28 века до А.Д.) складывалась единая для всей страны единая ирригационная система, закладывались основы государственности. В эпоху Древнего царства (3-4 династии, 28-23 века до А.Д.) произошло оформление централизованной деспотии во главе с фараоном – неограниченным хозяином всей страны. Экономической основой власти фараонов стало многоотраслевое (царское и храмовое).

Одновременно с подъемом хозяйственной жизни усиливалась местная знать, что привело вновь к распаду Египта на множество номов, к разрушению ирригационных систем. В продолжении 23-21 веков до А.Д. (7-11 династии) шла борьба за новое объединение Египта. Государственная власть особенно укрепилась при 12 династии в период Среднего Царства (21-18 века до А.Д.). Но вновь недовольство знати привело к распаду государства на множество независимых областей (14-17 династии, 18-16 века до А.Д.).

Ослаблением Египта воспользовались кочевые племена гиксосов. Около 1700 года до А.Д. они овладели Нижнем Египтом, а к середине 17 века до А.Д. уже правили всей страной. Тогда же началась освободительная борьба которую к 1580 году до А.Д. закончил Яхмос 1 который основал 18 династию. С этого начался период Нового Царства (правление 18-20 династий). Новое Царство (16-11 века до А.Д.) – время наивысшего роста экономики и культурного подъема страны. Усилилась централизация власти – управление на местах перешло от самостоятельных наследственных номархов в руки чиновников.

В последствие Египет испытывал нашествия ливийцев. В 945 году до А.Д. фараоном себя провозгласил ливийский военноначальник Шешонк (22 династия). В 525 году до А.Д. Египет был завоеван персами, в 332 году – Александром Македонским. В 323 году до А.Д. после смерти Александра Египет достался его военноначальнику Птолемею Лагу, который в 305 году до А.Д. объявил себя царем и Египет стал государством Птолемеев. Но бесконечные войны подорвали страну, и к 2 веку до А.Д. Египет был завоеван Римом. В 395 году уже нашей эры Египет стал частью Восточной Римской Империи, с 476 года – в составе Византийской Империи.

В 12-13 веках ряд попыток покорить предприняли и крестоносцы, что еще больше усугубило хозяйственное падение. В 12-15 веках постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало производство льна и других технических культур. Население очагов земледелия, включая долину , переориентировалось на производство зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скотоводство. Исключительно быстро шел процесс так называемой бедуинизации населения. На рубеже 11-12 веков большая часть Северной Африки, а к 14 веку и Верхний Египет превратились в полупустынные сухие . Исчезли почти все города и тысячи селений. За 11-15 века население Северной Африки уменьшилось по оценкам тунисских историков примерно на 60-65%.

Феодальный произвол и налоговый гнет, ухудшающаяся экологическая обстановка привели к тому, что исламские правители не могли одновременно сдерживать недовольство народа и противостоять внешней угрозе. Поэтому на рубеже 15-16 веков многие города и территории Северной Африки оказались захвачены испанцами, португальцами и орденом иоаннитов.

В этих условиях Османская Империя, выступавшая в роли защитников ислама, при поддержке местного населения свергла власть местных султанов (Мамлюков в Египте) и подняли антииспанские восстания. В результате к концу 16 века почти все территории Северной Африки стали провинциями Османской Империи. Изгнание завоевателей, прекращение феодальных войн и ограничение турками-османами кочевничества привели к возрождению городов, развитию ремесел и земледелия, появлению новых сельскохозяйственных культур (кукуруза, табак, цитрусовые).

О развитии Африки южнее Сахары в средние века известно гораздо меньше. Достаточно большую роль играли торгово-посреднические контакты с Северной , и Передней Азией, что требовало большого внимания к военно-организационным аспектам функционирования общества в ущерб развития производства и это естественно вело к дальнейшему отставанию Тропической Африки. Но с другой стороны, по мнению большинства ученых, Тропическая Африка не знала рабовладельческого строя, то есть от общинного строя переходила к классовому обществу в раннефеодальной форме. Главные центры развития Тропической Африки средневековья это: Центральный и Западный , побережье Гвинейского залива, бассейн , область Великих озер.

Новая история Африки

Как уже отмечалось к 17 веку страны Северной Африки (кроме Марокко) и Египет входили в состав Османской Империи. Это были феодальные общества с давними традициями городской жизни и высокоразвитым ремесленным производством. Своеобразием социальной и хозяйственной структуры Северной Африки являлось сосуществование земледелия и экстенсивного скотоводства, которым занимались кочевые племена, сохранившие традиции родоплеменных отношений.

Ослабление власти турецкого султана на рубеже 16-17 веков сопровождалось хозяйственным упадком. Население (в Египте) с 1600 по 1800 годы сократилось вдвое. Северная Африка вновь распалась на ряд феодальных государств. Эти государства признавали вассальную зависимость от Османской Империи, но имели самостоятельность во внутренних и внешних делах. Под флагом защиты ислама они вели военные действия против европейских флотов.

Но уже к началу 19 века европейские страны добились превосходства на море и с 1815 года эскадры Великобритании, Франции, и стали предпринимать военные действия у берегов Северной Африки. С 1830 года Франция начала колонизацию Алжира, часть территорий Северной Африки были захвачены .

Благодаря европейцам Северная Африка стала втягиваться в систему . Рос вывоз хлопка и зерна, открывались банки, строились железные дороги и телеграфные линии. В 1869 году был открыт Суэцкий канал.

Но такое проникновение иностранцев вызвало недовольство среди исламистов. И с 1860 года во всех мусульманских странах началась пропаганда идей джихада (священной войны), что приводило ко множественным восстаниям.

Тропическая Африка до конца 19 века служила источником поставки рабов на невольничьи рынки Америки. Причем местные прибрежные государства чаще всего играли роль посредников в работорговле. Феодальные отношения в 17-18 веках сложились именно в этих государствах (район Бенина), на отдельной территории была распространена большесемейная община, хотя формально и существовало множество княжеств (как почти современный пример – Бафут).

Французы с середины 19 века расширили владения по , португальцы удерживали прибрежные районы современных Анголы и Мозамбика.

Это достаточно сильно сказывались на местном хозяйстве: сократился ассортимент продуктов питания (европейцы ввезли из Америки и широко распространили кукурузу и маниок), пришли в упадок под влиянием европейской конкуренции многие ремесла.

С конца 19 века в борьбу за территорию Африки включились (с 1884 года), (с 1869 года), бельгийцы (с 1879 года), португальцы, .

К 1900 году в руках колониальных захватчиков оказалось 90% Африки. Колонии были превращены в аграрно-сырьевые придатки метрополий. Были заложены основы специализации производства на экспортных культурах (хлопок в Судане, арахис в Сенегале, какао и масличных пальм в Нигерии и т.д.).

Начало же колонизации Южной Африки было положено в 1652 году когда на мыс Доброй Надежды высадилось около 90 человек (голландцев и немцев) с целью создания перевалочной базы Ост-Индской компании. Так было положено начало созданию Капской колонии. Результатом создания этой колонии стало истребление местного населения и появление цветного населения (так как в течении первых десятилетий существования колонии смешанные браки разрешались).

В 1806 году Великобритания захватила Капскую колонию, что привело к притоку переселенцев из Британии, отмене в 1834 году рабства и введению английского языка. Буры (голландские колонисты) восприняли это отрицательно и продвинулись на север уничтожая при этом африканские племена (коса, зулу, суто и др.).

Очень важный факт. Установив произвольные политические границы, приковав каждую колонию к своему рынку, привязав ее к определенной валютной зоне, Метрополи расчленили целые культурно-исторические общности, нарушили традиционные торговые связи, приостановил нормальный ход этнических процессов. В результате ни одна колония не обладала более или менее этнически однородным населением. В пределах одной колонии соседствовало множество этнических групп, принадлежавших к различным языковым семьям, а иногда и к разным расам, что естественно осложняло развитие национально-освободительного движения (правда в 20-30 годы 20 века военные выступления имели место в Анголе, Нигерии, Чаде, Камеруне, Конго, ).

В годы 2 мировой войны немцы пытались включить африканские колонии в «жизненное пространство» третьего рейха. Война велась на территории Эфиопии, Сомали, Судана, Кении, Экваториальной Африки. Но в целом война дала толчок развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, Африка поставляла продовольствие и стратегическое сырье воюющим державам.

Во время войны в большинстве колоний стали создаваться национально-политические партии и организации. В первые послевоенные годы (с помощью СССР) стали возникать компартии часто возглавляющие вооруженные выступления, возникли варианты развития «африканского социализма».
В 1956 году освободился Судан,

1957 году – Золотой Берег (Гана),

После завоевания независимости пошли по разным путям развития: ряд стран, в основном бедных природными ресурсами пошел по социалистическому пути ( , Бенин, Мадагаскар, Ангола, Конго, Эфиопия), ряд стран, в основном богатых – по капиталистическому (Марокко, Габон, Заир, Нигерия, Сенегал, ЦАР и др.). Ряд стран под социалистическими лозунгами проводил и те и другие реформы ( , и др.).

Но в принципе большой разницы между этими странами не было. И там и там проводилась национализация иностранной собственности, земельные реформы. Вопрос стоял только в том кто за это платил – СССР или США.

В результате 1 мировой войны вся Южная Африка попала под британское владычество.

В 1924 году был принят закон о «цивилизованном труде» по которому африканцы отстранялись от работ требующих квалификации. В 1930 году был принят закон о распределении земель, по которому африканцы лишались прав владения землей и должны были размещаться в 94 резерватах.

Развитие стран Африки отличалось большим раз-нообразием. Её север входил в состав Арабского халифата, к югу от Сахары под влиянием ислама и торговли с арабами возникли большие государства. Иной исторический путь прошла Эфиопия.

Сама природа разделила Африку на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средизем-ному и Красному морям, с глубокой древ-ности возникали очаги цивилизации. Здесь сменяли друг друга Древний Египет, фини-кийские и греческие колонии, Древний Рим, королевство вандалов, Византия. В VII в. арабы захватили всё побережье Северной Африки до Атлантики. Земли к западу от Египта они называли Магрибом, т. е. запад-ными землями. Там процветали огромные города, такие, как Фес и Танжер, создава-лись выдающиеся памятники мусульман-ского зодчества. От Магриба на юг, через пустыню Сахару, караванные пути вели в Тропическую Африку. Арабы называли её Билад ас-Судан (Страна чёрных) или просто Судан. Там жили многочисленные негритян-ские народности.

Большую часть Африки занимают пус-тыни, саванны, тропические леса. Нахо-дясь в разных природных условиях, наро-ды Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи , занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и ското-воды.

На рубеже нашей эры многие народы Тро-пической Африки научились производить железо. Железные орудия труда позволили получать более высокие урожаи и способство-вали развитию ремесла.

Западный Судан

Арабы из Магриба вели торговлю с Западным Суданом — землями между Сахарой и Гвинейским заливом, бога-тыми золотом. Помимо золота, торговали также солью, скотом, слоновой костью. Вдоль торговых путей выросли города Томбукту, Дженне и др.

Самым древним государством Западного Судана была Гана, столь богатая золотом, что даже титул её правителя означал «хозяин золота». Это позволяло правителям содер-жать пышный двор и войско. Расцвет Ганы относится к X-XI вв., затем она ослабла и в XIII в. была захвачена соседним государством Мали. Могущество Мали в XIII — первой половине XIV в. тоже было основано на тор-говле золотом. Золотые монеты, бывшие в это время в ходу в Средиземноморье, чеканились прежде всего из золота Мали.

Пошлины с купцов обогащали мест-ных правителей; их власть усилива-лась. Они жили во дворцах, окру-жённые придворными, чиновниками и воинами. Их власть считалась свя-щенной, а сами они — посредника-ми между своим народом и богами. Когда в Западный Судан стал про-никать ислам, первым его прини-мали правители, их приближённые, жители крупных городов. С исла-мом сюда проникала и арабская культура, строились мечети и ме-дресе. А простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли языческие верования. Религиозные различия усугубляли имуществен-ное неравенство.

Особенно прославился своими богатствами правитель Мали Муса (1312-1337), бывший рев-ностным мусульманином. Его хадж в Мек-ку, возможно, самое дорогостоящее путеше-ствие в истории. На дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюков с золотом, весившим 12 тонн. Восток надолго запом-нил богатство правителей Мали, и связи Мали со странами ислама укрепились. Материал с сайта

Христианская Эфиопия

Эфиопия расположена на северо-востоке Африки. Существовавшее здесь Аксумское царство уже в IV в. приняло христианство и сумело отстоять его в борьбе с исламом. Позже оно распалось на отдельные княжества, но в XIII в. в Эфиопии возроди-лось сильное государство. Его правители воз-водили свой род к библейскому Соломону. В Европе их называли императорами.

С распространением христианства в Эфио-пии строились церкви и монастыри. В монас-тырях составлялись летописи, переводились произведения древних и средневековых авто-ров. В XII-XIII вв. начался расцвет эфиоп-ского искусства. В столице Эфиопии Лалибэ-ле церкви обычно не строились, а высекались из камня и украшались снаружи резьбой, а внутри фресками и иконами.

В поисках союзников против мусульман Эфиопия в XV-XVI вв. вела переговоры со странами Запада, хотя эфиопское христиан-ство было ближе к православию, чем к като-лицизму. Её делегация участвовала в работе Ферраро-Флорентийского собора. В Европе в ней тоже видели союзника против мусульман.

На этой странице материал по темам:

  • Почему уровень общественного развития народов магриба был выше

  • Африка средних веков сообщение

  • Африка в средние века доклад

  • Чем торговала африка в средние века

  • Доклад по истории африка средние века

Вопросы по этому материалу: