Инструкция теста зрительной ретенции бентона. Тест зрительной ретенции бентона. Задания для самостоятельной работы

25.02.2024 Бунин И.А
  • Организация и правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения в Российской Федерации
  • II. Методы (методики) патопсихологического исследования
  • Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
  • 01. Корректурная проба
  • 02. Счет по Крепелину
  • 03. Отсчитывание
  • 04. Отыскивание чисел по таблицам Шульте
  • 05. Пробы на переключение
  • 06. Методика М. С. Лебединского
  • 07. Чередование антонимов и синонимов
  • 08. Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми
  • 09. Поочередное вычитание
  • 10. Исследование переключения внимания с помощью модификации таблиц Шульте
  • 11. Корректурная проба с переключением
  • 12. Методика «Численно-буквенные сочетания»
  • 13. Методика «Перепутанные линии» (методика Рисса)
  • Методики для исследования памяти
  • 01. Тест зрительной и слуховой памяти
  • 02. Пробы на запоминание
  • 03. Проба на ассоциативную память
  • 04. Опосредованное запоминание
  • 05. Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера
  • 06. Тест зрительной ретенции Бентона
  • Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов
  • 01. Складывание картинок из отрезков
  • 02. Понимание рассказов
  • 03. Понимание сюжетных картин
  • 04. Установление последовательности событий
  • 05. Методика для выявления нарушений критичности мышления
  • 06. Классификация
  • 07. Исключение
  • 08. Выделение существенных признаков
  • 09. Образование аналогий
  • 10. Выделение закономерностей
  • 11. Определение и сравнение понятий
  • 12. Формирование искусственных понятий
  • 13. Понимание переносного смысла пословиц и метафор
  • 14. Сравнение пословиц
  • 15. Отнесение фраз к пословицам
  • 16. Называние 50 слов
  • 17. Пиктограммы
  • 18. Ассоциативный (словесный) эксперимент
  • 19. Подбор слов-антонимов
  • Психометрические методы исследования интеллекта
  • 01. Исследование интеллекта по методу Д. Векслера
  • 03. Методика Титце
  • 04. Шкала «домино»
  • Методы (методики) для исследования личности
  • 01. Исследование уровня притязаний
  • 02. Исследование самооценки по методике Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн
  • 03. Личностный опросник Айзенка
  • 04. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А Голынкина, А. М. Эткинд, 1993)
  • 05. Методика психологической диагностики индекса жизненного стиля (ИЖС)
  • 06. Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • 07. Торонтская алекситимическая шкала
  • 08. Методика «Тип поведенческой активности» (ТПА)
  • 09. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
  • 10. Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI)
  • 11. Опросники для скрининга неврозов
  • 11.1. Опросник Хека - Хесс
  • 11.2. Невротически-депрессивный опросник Т. Ташева
  • 11.3. Опросник А. Кокошкаровой
  • 13. Метод Бекмана - Рихтера
  • 14. Метод Роршаха
  • 15. Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
  • 16. Вербальный проективный тест (ВПТ)
  • 17. Детской апперцепции тест (CAT)
  • 18. Метод исследования фрустрационной толерантности
  • 19. Тест «Рука»
  • 20. Методика диагностики межличностных (интерперсональных) взаимоотношений Т. Лири
  • 21. Метод незаконченных предложений
  • 22. Метод Вартегга
  • 23. Тест выбора цвета Люшера
  • 24. Определение степени приятности отдельных хроматических цветов
  • III. Патопсихологическая семиотика
  • 01. Шизофрения
  • 02. Маниакально-депрессивный психоз
  • 03. Эпилепсия
  • 04. Старческое слабоумие
  • 05. Пресенильные деменции
  • 06. Церебральный атеросклероз
  • 07. Последствия закрытой черепно-мозговой травмы
  • 08. Алкоголизм
  • 09. Умственная отсталость (олигофрении)
  • 10. Пограничные нервно-психические расстройства
  • 11. Патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии
  • 12. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (структура и основы содержания)
  • Библиография
  • Оглавление
  • следуемый 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - ПО. Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

    Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

    Тест зрительной ретенции Бентона

    Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы - С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карто- чек-образцов. На карточке

    изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.

    Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинкиобразца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

    По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весь-

    ма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом,

    особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых. Например, на картинке для исследования по Бетону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 4 , позиция А). Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 4 , позиция Б1), либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (рис. 4, позиция Б2). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

    Примеры «органических» ошибок: больной разделил (рис. 4, позиция ВТ) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фи- гуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (рис. 4, позиция В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

    Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

    Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.

    Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

    Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов

    Складывание картинок из отрезков

    Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня.

    Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны поразному. Для повторных исследований желательно иметь несколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.

    При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале анализа предъявленного обследуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок. Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка. При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, прикладывая беспорядочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемого плана.

    Характер работы обследуемого может свидетельствовать и о нарушении критичности мышления, когда неправильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.

    Методика исследования зрительной памяти, непосредственной репродукции, пространственного восприятия. Предложена А. Бентоном в 1952 г. Тест может применяться для обследования детей и взрослых. В нем используют 10 карточек, на которых изображены одна или несколько простых геометрических фигур. При стандартном применении каждая карточка предъявляется испытуемому в течение 10 с, после чего он воспроизводит нарисованное на карточке изображение на чистом листе бумаги или специальном бланке. Успешность выполнения оценивается по числу правильно воспроизведенных изображений и общим числом ошибок. Показатели успешности выполнения могут быть соотнесены с имеющимися нормативами, однако, значительно более важное место в интерпретации результатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Особое внимание при интерпретации результатов уделяется выделению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического поражения головного мозга. Такими характерными ошибками могут быть: пропуски или дополнения, искажения, стереотипии, повороты и неправильное размещение фигур, а также ошибки в их размере, повторения фигур, инверсии и нарушения последовательности элементов комбинации изображений, выраженные деформации, “слияния” изображений и др.

    Методика может проводиться и с некоторыми процедурными изменениями. Например, может быть предложено копирование фигур. В этом случае карточка с изображением фигур не убирается по истечении 10 с, а остается перед испытуемым, пока он не выполнит предложенный рисунок. Такая процедура позволяет отделить ошибки восприятия от ошибок памяти.

    Основное использование - психодиагностическое обследование лиц с органической церебральной патологией, а также испытуемых пожилого возраста. В клинической, психодиагностике накоплен положительный опыт применения данной методики при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репродукции у больных шизофренией, с эмоциональными расстройствами, умственной отсталостью. Однако для установления диагноза клиницисту необходимо сопоставить низкие, специфические показатели этого теста с данными по другим тестам, подтверждающими диагноз, а также со сведениями из истории болезни и от окружающих испытуемого.

    Имеются три эквивалентные формы данного теста - С, Д, Е, коэффициент надежности которых составляет 0,80. Разработаны также две дополнительные усложненные формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Это создает большое удобство, так как позволяет проводить ретестирование спустя непродолжительное время. В отечественной психодиагностике эта методика малоизвестна, однако успешно применяется в качестве вспомогательного приема в диагностике мозговых поражений. (В. Каган )

    Бентона, объединены в три формы -С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов. На карточке изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке-4 набора фигур.

    Более интересен качественный анализ получаемых с помощью, теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная, таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

    По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весьма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие; о том, что тест

    Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых.

    Например, на картинке для исследования по Бентону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая. Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место, либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол. Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

    Примеры «органических» ошибок: больной разделил (позиция Bi) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (В 2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

    Рис 2. Карта-образец в тесте Бентона

    Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

    Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90

    Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце , повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск.образца.

    МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ И ТЕЧЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

    Складывание картинок из отрезков. Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня.

    Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны по-разному. Для повторных исследований желательно иметь несколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.

    При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале анализа предъявленного обследуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок.

    Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка.

    При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, прикладывая беспорядочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемого плана.

    Характер работы обследуемого может свидетельствовать и о нарушении критичности мышления, когда неправильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.

    Понимание рассказов. Это одна из наиболее давно употребляющихся методик психологического исследования. Результаты исследования свидетельствуют об осмыслении сюжета рассказа и о состоянии памяти обследуемого.

    Для исследования применяются специально подобранные рассказы, чаще всего поучительного характера, притчи. Направленность задания в некоторой степени зависит от способа его проведения (С. Я. Рубинштейн, 1962). Так, если читать текст рассказа обследуемому, то этим облегчается восприятие смысла рассказа, но от обследуемого требуется более значительное сосредоточение внимания. Если же обследуемый сам читает рассказ, он повторным чтением легко компенсирует недостаточность внимания.

    Затем обследуемому предлагают воспроизвести рассказ (устно или письменно). Обращается внимание на характер изложения-словарный запас, возможное наличие парафазии, темп речи, особенности построения фразы, лаконичность или, наоборот, чрезмерная обстоятельность. Существенное значение имеет следующее: насколько доступен обследуемому скрытый смысл рассказа, связывает ли он его с окружающей действительностью, доступна ли ему юмористическая сторона рассказа.

    Понимание скрытого, переносного смысла рассказа часто бывает затруднено при интеллектуальной недостаточности, хотя пересказ при этом очень близок к заданному тексту.

    Для проведения исследования необходимо приготовить серию текстов, отличающихся различной степенью сложности.

    Могут быть применены и тексты с пропущенными словами (методика Эббингауза). Читая этот текст, испытуемый должен вставить недостающие слова, сообразуясь с содержанием рассказа и нередко ознакомившись с последующими фразами . При этом могут обнаруживаться нарушения критичности мышления - слова вставляются случайно, иногда лишь по ассоциации с близко расположенными к недостающему. Допускаемые при этом нелепые ошибки больной иногда не исправляет и после замечания исследующего.

    Понимание сюжетных картин. Методика направлена преимущественно на исследование интеллектуального уровня и имеет много общего с предыдущей. Однако она отличается от понимания сюжетных рассказов тем, что в процессе исследования больше удается уловить весь ход рассуждений испытуемого и оценить особенности механизма осмысления в динамике (А. Н. Бернштейн, 1911).

    Возможны различные варианты, модификации опыта. Основной заключается в показе больным специально подготовленной серии картин различной сложности, выполненных преимущественно в реалистической манере. Обычно с этой целью используют открытки-репродукции. Инструкция содержит просьбу к испытуемому охарактеризовать содержание картины. Описывая картину, обследуемый обнаруживает не только возможность понять ее сюжет, но и проявляет свой запас знаний, особенности речи (лексикон, грамматическая четкость, темп и т. д.), свое отношение к изображаемым событиям. Обычно здоровые обследуемые вначале анализируют картину (про себя или вслух), выделяют в ней второстепенные и основные детали. Затем, отвлекаясь от несущественного, они сопоставляют основные элементы, связывают их воедино, и таким образом происходит проникновение в сюжет картины.

    Затруднение понимания сюжетных картин обнаруживается при состояниях,

    характеризующихся интеллектуальной недостаточностью. Особенности речи при этом могут показывать обеднение словарного запаса, затруднения в поисках нужного слова, афатические и парафатические проявления, элементы олигофазии.

    Очень полезным оказывается эта исследование при очаговой органической патологии. Так, при симультанной агнозии (затылочная локализация поражения) больные испытывают затруднения, заключающиеся в невозможности охватить сразу всю ситуацию, произвести зрительный синтез (А. Р. Лурия, 1962). В связи с этим.больные очень активно предлагают различные догадки о сюжете рисунка, в которых, однако, не отражаются истинные связи между различными компонентами, деталями рисунка.

    При поражении лобных отделов головного мозга оценка картины производится без стадии предварительного анализа ее деталей на основе какого-либо фрагмента. При этом обычно игнорируются элементы, создающие эмоциональный фон картины (Э. Я. Евла-хова, 1957), в особенности нарушается восприятие мимики и жестов персонажей.

    Для исследования может быть использован и другой вариант этой методики, когда обследуемому предлагают юмористические рисунки. В этих случаях задание нередко оказывается более сложным и, кроме того, полученные результаты позволяют судить о некоторых личностных особенностях обследуемого, о понимании им юмора, об умении откликнуться на шутку, о тенденции соотнести ситуацию юмористического рисунка со своим жизненным опытом.

    Одним из вариантов этой методики можно рассматривать разработанный Н. К. Киященко (1965) вариант методики ТАТ. Если при исследовании методикой ТАТ обследуемому говорят, что опыт направлен на изучение его воображения, то при модификации Н. К. Киященко в инструкции сообщается, что исследуется восприятие больного. Таким образом, меняется установка обследуемого, он не стремится продемонстрировать возможности своего воображения. В оценке результатов обращается внимание на активность обследуемого, его отношение к содержанию рисунка, способность выделить эмоциональный подтекст рисунка.

    Особое внимание умению обследуемого выделить эмоциональный подтекст картины придается в предложенной А. И. Лапицким (1970) методике «Сопоставление картин с эмоционально насыщенным сюжетом». Методика эта напоминает методику исключения - обследуемому предлагают 4 репродукции художественных картин, из которых одну он должен исключить по отличию ее эмоционального и тематического содержания. В то же время все четыре картины должны иметь некоторые общие формальные признаки (общность плана, перспективы и т. п,).

    Методика апробирована А. И. Лапицким на здоровых обследуемых и больных шизофренией. При этом у больных шизофренией выявлена неспособность вчувствоваться в переживания других лиц (в данном случае персонажей картин), постичь их внутреннее состояние, намерения и замыслы.

    Установление последовательности событий. Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования сопоставления, т. е. сравнительной оценки нескольких данных в их отношениях друг к другу . Для выполнения задания испытуемый должен установить различия в отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими, определить последовательность расположения сюжетных рисунков, установить связь событий, отраженных на этих рисунках.

    Для исследования необходимо подготовить несколько серий сюжетных рисунков. Эти серии отличаются по степени сложности. С этой же целью используются рассказы в рисунках Бидструпа. Последние более сложны. Кроме того, при использовании карикатур характер задания несколько меняется-выявляется доступность для больного заложенного в сюжете компонента юмора. Для исследования могут быть использованы и картинки из соответствующих субтестов методик исследования Векслера и Мейли.

    Обследуемому объясняют, что на картинках изображено какое-то событие, и, если он их

    правильно, по порядку, разместит, то получится связный рассказ об этом событии.

    Затем исследующий регистрирует в протоколе порядок расположения больным рисунков и записывает сопровождающую выполнение задания мотивировку решения, ход рассуждений. Если задание сразу выполняется ошибочно, то можно на это указать обследуемому и предложить начать все сначала. Важно отношение больного к обнаруженным ошибкам. В ряде случаев, особенно при ослабоумливающих органических заболеваниях головного мозга, оно свидетельствует о нарушении критичности мышления. Если больной, несмотря на подсказку исследующего, не может правильно расположить рисунки, то опыт можно упростить - серия сюжетных рисунков предлагается ему в правильном порядке и он должен лишь составить рассказ, который отражал бы последовательность развития событий.

    При объяснении больным хода своих рассуждений необходимо выяснить, что служило основным критерием для сопоставления этих рисунков во времени - выделил ли больной общие для всех рисунков серии элементы, как улавливались им изменения, отличающие один рисунок от другого.

    Затруднения в установлении развития сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения. Особенно явственно они обнаруживаются при органических поражениях головного мозга с преимущественной локализацией в лобных отделах (Б. В. Зейгарник, 1943; А. Р. Лурия, 1947), когда больные описывают отдельно каждый рисунок, но сопоставить их не могут и приходят к совершенно нелепым выводам о развивающемся на этих рисунках событии. Причем для такого рода больных с лобным синдромом характерна абсолютная некритичность мышления, их ошибочные рассуждения недоступны коррекции.

    Методика для выявления нарушений критичности мышления, разработана (В. М, Блейхер, В. А. Худик, 1982) на основе методики установления последовательности событий. Некритичность мышления в экспериментальной ситуации, моделируемой с помощью методики , характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами, рассогласованием акцептора деятельности.

    Методика включает в себя несколько серий картинок, обычно используемых для установления последовательности развития по ним определенного сюжета. Первая серия (рис. 3, а) содержит 4 картинки, вторая (рис. 3, б)-6 картинок. Две картинки второй серии, однако, не соответствуют сюжетной линии рассказа, они либо содержат противоречащие ему детали, либо в них игнорируются некоторые основные признаки, играющие важную роль в развитии сюжета. Однако и по стилю, и по основным персонажам они существенно не отличаются от других картинок второй серии.

    Разработаны параллельные варианты, позволяющие проводить повторные обследования больного этой методикой через некоторое время, например, в процессе лечения.

    Больные с нарушениями критичности мышления не могут выделить картинки-артефакты. Они пытаются включить их в составляемый по картинкам рассказ, становящийся от этого бессмысленным. Некоторые больные, убедившись в том, что рассказ не получается, откладывают все картинки в сторону и заявляют исследующему о том, что не могут выполнить задание.

    Классификация. Методика классификации применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. В процессе исследования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам - сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Методика впервые была предложена К. Goldstein (1920) для обследования больных с афатическими расстройствами. У нас она применяется в модификации Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарник (1958).

    Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, животных. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации - методики эти, как и аналогичные, словесный и предметный варианты методики исключения, неравнозначны, о чем свидетельствуют исследования Т. И. Тепеницыной (1959) и В. М. Блейхера (1965). Так, например, особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной -

    Серии картинок для исследования критичности мышления

    классификации. Значительно более трудной оказывается предметная классификация по сравнению со словесной и для больных со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, т.к как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несущественные, конкретные ассоциации.

    Набор карточек для классификации должен быть специально подготовлен, предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек предопределяют выполнение задания, например по конкретно-ситуационному типу. В связи с этим желательно пользоваться набором карточек, подготовленным в лаборатории экспериментальной патопсихологии Московского НИИ психиатрии.

    В проведении опыта можно выделить два основных этапа, на первом обследуемый более

    или менее самостоятельно образуют группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С. Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штангенциркуля требует выделения наиболее существенного, абстрактного признака, выявляющего их сродство. К группе людей относятся различные представители, охарактеризованные на карточках по-разному: представители различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение испытуемым этих групп свидетельствует об определенной сохранности процессов обобщения и отвлечения. На втором этапе происходит образование более крупных групп - растений, животных и предметов. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.

    Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки - правильные и ошибочные. При этом важно отметить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошибке - исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем. Следует регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

    Исключение. Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта методики исключения - словесный и предметный.

    Словесный вариант производится при помощи бланка, содержащем серии из 5 слов. Обследуемому говорят, что 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если обследуемый сразу не усвоил инструкцию, то 1-2 примера исследующий решает совместно с ним: «Василий, Федор, Семен и Порфирий -имена, а Иванов-фамилия»; «молоко, сливки, сыр, сметана - молочные продукты, а сало - животный жир». Убедившись в том, что принцип выполнения задания обследуемый усвоил, ему предлагается самостоятельно выполнять последующие примеры, вычеркивая карандашом на специальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии бланков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в протоколе характер решения.

    Приводим типичные примеры для исследования по методике исключения в ее словесном варианте: дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

    Существенную роль, играет отношение обследуемого к допущенным ошибкам - сам ли он их заметил или с помощью исследующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.

    Для проведения предметного варианта необходимо подготовить набор карточек, каждая из которых содержит изображения 4 предметов. Дается инструкция: «Из изображенных на рисунке 4 предметов 3 имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, называть одним словом, а 1 существенно от них отличается и должен быть исключен». Как и в предыдущем варианте, отдельные серии предъявляются обследуемому в определенной последовательности, с нарастающей сложностью. Наряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обобщение произвести. Здоровые в таких случаях либо заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обусловленно формальный ответ, например: «Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из 3, но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее решение - в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедобны». Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных

    шизофренией.

    Выделение существенных признаков. Методика, как это явствует из названия, выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

    Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо исследующий устно предъявляет испытуемому задачи, например:

    Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

    Предварительно дается инструкция: «В каждой строчке здесь 1 слово находится перед скобками, а 5-в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать 2 наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только 2 и подчеркните их». Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав инструкцию, и решения их в этих случаях поверхностны, легкомысленны. Тогда следует обратить внимание обследуемого на том, что он не усвоил инструкцию и повторить ее. Некоторые больные, обычно при интеллектуальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. В этих случаях желательно вместе с ними решить 1-2 задачи.

    Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Так, к слову «игра» правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как «игроки» и «правила», в то же время некоторые обследуемые здесь выбирают слово «карты». При таком решении задания следует обязательно обсудить с больным результаты. Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь идет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (например, при астенических состояниях). В этих случаях больные при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют.

    Образование аналогий. Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инертности психических процессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение задания - в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

    Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из 5. Например:

    электричество пар

    проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение

    Обследуемому объясняют, что, так же как электричество идет по проволоке, пар идет по

    трубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример.

    Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогия строится по-разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда, принцип выполнения задания можно объяснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллектуальной сохранности.

    В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.

    Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В качестве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таблицами Равена, а также карточками из соответствующего субтеста в методике аналитического исследования интеллекта Мейли.

    Образование сложных аналогии предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики мы, так же как и С. Я. Рубинштейн (1962), применяем ее лишь при обследовании лиц со средним и высшим образованием.

    Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения анализируются, например: «овца - стадо» - часть и целое, «малина - ягода» - это определение, «море - океан» различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит тот номер, который стоит около пары-образца. Примерное решение задания носит следующий характер: «Глава является частью романа, аналогично тому, как овца - частью стада».

    Обсуждение совместно с больным допущенных ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.

    При исследовании памяти используется тест зрительной ретенции Бентона. Тест заключается в запоминании и воспроизведении 10 рисунков, состоящих из геометрических фигур различной степени сложности. Рисунки предъявляются последовательно, каждый в течение 10 секунд.

    Оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна: правильное воспроизведение оценивается в 1 балл, неправильное – в 0 баллов. Сравнивая количество правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного дефекта.

    Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста результатов. Автором теста составлена специальная таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образа. При этом различаются ошибки, наблюдаемые у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии. Получены статистически достоверные данные, свидетельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию.

    Понятие внимания

    Без внимания психическая жизнь человека представляла бы собой хаотичный поток ощущений, чувств, мыслей. Внимание является той структурой, которая направляет этот поток по определенному руслу. Однако природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Большинство специалистов сомневаются в существовании внимания как самостоятельной функции, считая его только стороной или моментом других психических процессов. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание не существует само по себе, оно сопровождает такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, представление. Человек всматривается, принюхивается, заучивает, обдумывает, строит логические рассуждения и т.д., то есть благодаря вниманию он может сосредоточиться, сконцентрироваться на объекте, который при этом становится более четким и более ясным.

    Таким образом, внимание создает условия для психической деятельности, помогает различным психическим процессам более эффективно отражать окружающую действительность. Внимание тесно связано с направленностью личности, ее установками, интересами и потребностями. Оно характеризует степень изменения личности к объекту или явлению. При возрастании значимости объекта внимание становится более углубленным, степень сосредоточенности повышается. Следовательно, внимание, не имея своего содержания, проявляется в других психических процессах, осуществляя взаимосвязь деятельности личности и объекта, на который эта деятельность направлена. Следует также обратить внимание на двусторонность этого процесса, которая проявляется в том, что, с одной стороны, внимание направляется на объект, и, с другой стороны, объект привлекает внимание.

    Внимание, как и память, является познавательным психическим процессом и относится к предпосылкам интеллекта. Внимание также называется «сквозным» психическим процессом, так как присутствует при выполнении любых видов психической деятельности, как бы «пронизывая» всю психику человека.

    Внимание – это избирательная направленность сознания на объект, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью. Внимание – своеобразный психический «фокус», фиксирующий в своем поле тот или иной предмет. Это свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность ее на определенных объектах, при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного периода времени.

    В отличие от всех других познавательных психических процессов, внимание не имеет своего особого содержания, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – способ организации психической деятельности: так, например, на уровне ощущений феномен внимания дает повышение чувствительности, приводит к снижению порогов различных видов ощущений. Внимание связано с изменением структуры и других психических процессов, с превращением их в направленную деятельность.


    Похожая информация:

    1. I. Подготовка к практическому занятию. 1. Изучите инструкционно-методические документы по подго­товке и проведению аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ
    Предложил A. L. Benton в 1952 г. Тест изначально был ориентирован на исследование запоминания рисунков различных форм. Рисунки объединяются в три формы - С, D, Е. Все эти формы эквивалентны друг другу, каждая состоит из десяти карточек-образцов. На каждой карточке изображено несколько простых геометрических фигур.

    Тест Бентона обычно используется в патопсихологической диагностике при подозрениях на наличие органических повреждений мозга, а также при уточнении степени их тяжести.

    Одна карточка предъявляется испытуемому на 10 секунд. Затем испытуемый должен воспроизвести (нарисовать самостоятельно) содержание карточки.

    Оценка одного ответа производится по количественному и качественному показателю. Количественная оценка:

    Правильное репродуцирование оценивается в 1 балл,

    Неправильное - в 0 баллов.

    Соотношение правильно и неправильно выполненных заданий является показателем умственного ущерба.

    Качественный анализ тоже способен дать интересные сведения. Бентон составил специальную таблицу возможных ошибок. При этом ошибки, совершаемые здоровыми людьми, и ошибки больных, страдающих органической церебральной патологией, деменцией, различаются.

    Ошибки, таким образом, делятся на "естественные" и "органические". Следует учесть, что наличие одной "органической" ошибки возможно и у психически здоровых лиц. Это может быть следствием переутомления, отвлечения. Наличие же двух "органических" ошибок представляет большую редкость даже у очень старых, но психически здоровых обследуемых.

    Пример. На одной из картинок нарисованы две крупные фигуры (как бы главные) и одна мелкая. "Естественная" ошибка - испытуемый забыл мелкую фигуру, но он сознает это и оставил для нее пустое место. Также может быть несколько изменено взаимное расположение фигур. "Органические" ошибки:

    Больной разделил на фрагменты одну из основных фигур, нарисовав ее части в разных местах,

    Воспроизвел все фигуры в одной величине.

    Другие примеры "естественных" ошибок:

    Перестановка главной фигуры справа налево,

    Неправильное перемещение главной фигуры по вертикали,

    Поворот вокруг оси малой или большой фигур,

    Сознательный пропуск малой фигуры,

    Сознательный пропуск элементов фигуры,

    Поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

    Другие примеры "органических" ошибок:

    Полный или частичный пропуск малых фигур,

    Повторение (дубликация) малых фигур,

    Дубликация основной фигуры,

    Расположение периферической фигуры между главными или внутри главной,

    Поворот фигур на рисунке на 90 градусов.

    Примеры "тяжелых" ошибок, которые наблюдаются при явной органической церебральной патологии:

    Тенденция к деформации фигур по размерам,

    Повторение главной фигуры в одном и том же образце,

    Повторение элементов фигуры в образце,

    Контаминация (сплавление) фигур,

    Тенденция к персеверации фигур,

    Значительное искажение фигур,

    Вставки в фигуры,

    Полный пропуск образца.