Тест на тему: «Деепричастный оборот. Тест деепричастие и деепричастный оборот методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему Образовательный портал тест по русскому языку деепричастие

15.01.2024 Пушкин А.С

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно - кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

В. Солоухин

1) Какова тема и главная мысль текста?

2) Определите его стиль, докажите. 3) Какие типы речи характерны для текста? 4) Какой образ создает автор, описывая грибы? 5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу? 6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его. 7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано. 8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.

Упражнение 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Упражнение 3.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

Упражнение 4.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

Упражнение 5.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Тест по теме "Деепричастие"

1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А ) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А ) увидев - деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись - деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая - деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь - деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.

А) не держась - деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Б) откинувшись - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

В) скрестив - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Г) проверяя - деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.

Тест по теме «Деепричастие»

Вариант 1

1. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;
б)признак признака;

в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

2. Найдите деепричастия:

а)увидел;

б) шлёпая;

г) спеша;

в) поднявши;

д) принявший;

е) свежо.

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не проставлены).

А. Ребятишки прыгали любуясь ёлкой.

Б. Ребятишки прыгали и любовались ёлкой.

В. Прыгающие ребятишки любовались ёлкой.

Г. Прыгая ребятишки любовались ёлкой.

4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

А. Открывая книгу, из неё выпал листок.

Б. Прочитав рассказ, показался мне скучным.

В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

Г. Сидя у окна, девочка читала.

5. Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях:

1) (Не) давши слово, крепись, а давши, держись.

2) Он ушёл, (не) довыполнив задания.
Выберите правильный ответ.

А. В 1-м случае слитно, во 2-м - раздельно.

Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м - слитно.

В. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

6. Найдите деепричастие совершенного вида:

А)глядя;

б) сложив;

в) отнявши;

г) прочитав;

д) улыбаясь;

е) балуясь.

7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

  1. Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и стала смотреть в окно.
  2. Успокоясь, орлы вышли на открытое место и долго стояли здесь рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.
  3. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.
  4. Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне равнину с дубовым леском.

8. Прочитайте текст и выполните задания .

Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была тёмная лазейка (1). Подчиняясь одному чувству страха Сергей юркнул в неё и побежал вдоль стены (2). Острые иглы кипарисов густо и едко пахнувшие смолой хлестали его по лицу (3). Он спотыкаясь о корни, падал, разбивая в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперёд, дувшись почти вдвое, не слыша своего крика (4).

А. Укажите ошибку в характеристике текста и его лексики:

  1. стиль речи - художественный;
  2. тип речи - повествование;
  3. средства связи - местоимения;
  4. «едко пахнувшие» - метафора.

Б. Сколько деепричастных оборотов в этом тексте?

1) четыре; 3) три; 2) пять; 4) два

В. В каких предложениях используется деепричастный оборот?

1) в1 и 4;

  1. в 1 и 2;
  2. в 1 и 3;
  3. в 3 и 4

1) одна;

2) две;

3) три;

4) четыре

Д. Найдите ошибку в определении морфологических признаков слов, употреблённых в тексте:

  1. «растущими» - действительное причастие настоящего времени;
  2. «подчиняясь» - деепричастие несовершенного вида;
  3. «тотчас» - наречие времени;
  4. «бежал» - глагол в форме прошедшего времени, начальная форма - «бегать».

Тест по теме «Деепричастие» Вариант II

1. Укажите, какие глагольные признаки отсутствуют у деепричастия:

а) вид;

б) наклонение;

в) изменяемость;

г) значение действия или состояния;

д) способность управлять существительным.

2. Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие:

а) крыть;

б) лить;

в) жить;

г) плыть.

3. В каком предложении нужно поставить запятую?

  1. Зажмурясь она тут же открыла глаза.
  2. Она сидела зажмурясь.

Выберите правильный ответ.

А. В первом предложении.

Б. Во втором предложении.

В. В обоих предложениях.

4. Найдите деепричастия совершенного вида:

а) любя;

б звеня;

в)кляня;

г) склоня.

5. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического оборота:

а) положив документы в стол;

б) положив руку на пульт управления;

в) положив руку на сердце;

г) положив вещи в чемодан.

6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

  1. Одни воробьи не горевали, и распуша перышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.
  2. Одни воробьи не горевали и, распуша перышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.

Выберите правильный ответ.

А. В первом предложении.

Б. Во втором предложении.

В. В обоих предложениях.

Г. Ни в одном из предложений.

7. Выберите деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:

а) (не) прекращая; б)(не)годуя;

в) (не)завидуя;

Г) (не) увлекаясь.

8. Найдите деепричастия несовершенного вида:

а) перестроив;

б) разбежавшись;

в) раскачиваясь;

г) крутясь.

9. В каких предложениях допущены ошибки в постановке знаков препинания?

А . Герасим шел, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки.

Б. Поезд, не останавливаясь летел в неизвестном направлении.

В. Медсестра, негодуя, вбежала в палату.

Г. Кто-то не спеша шёл по аллее.

10. Какие деепричастия окончательно перешли в наречия?

а) превозмогая;

б) шутя;

в) молча;

г) нехотя;

д) догадываясь

11. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с деепричастием?

А. Круглые глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце.

Б. Листва берёз висит нешелохнувшись.

В. Прошка, не задерживаясь, пронесся мимо.

Г. Там, где сражалась, не сдаваясь, разведка, стоит теперь мемориальная плита.

12. Прочитайте текст и выполните задания.

Верх стены был утыкан вмазанными в извёстку бутылочными осколками, но Сергей не задумывался над этим (1). Мигом схватив Арто он поставил его передними лапами на стену Умный пёс мгновенно понял его (3). Он быстро вскарабкался на стену и замахав хвостом победно залаял (4). За ним очутился на стене и Сергей, как раз в то время, когда из расступишихся ветвей кипарисов выглянула фигура сторожа (5).

А. Укажите ошибку в характеристике текста и его лексики.

  1. стиль речи - художественный;
  2. тип речи - описание;
  3. средства связи предложений - местоимения, контекстный синоним, лексический повтор;

4) слово «расступившихся» употреблено в переносном значении
Б. Сколько в тексте деепричастных оборотов?

1)один;

  1. два;
  2. три;
  3. четыре

В. В каком(-их) предложении(-ях) используется причастный оборот?

1) в1 и 2;

  1. в 1 и 3;
  2. во 2 и 4;

Г. Сколько запятых пропущено в тексте?

1)одна;

2) две;

3)три;

Контрольный тест по теме "Деепричастный оборот"

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот:

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (А.Алексин)
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (А.Иванов)
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.(Э.Казакевич)
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (И.Чесноков)
2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (И.Бунин)
3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Л.Князев)
4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (М.Алексеев)

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (А.Иванов)
2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)
3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (В.Беляев)
4) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (А.Фадеев)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова. (А.Иванов)
2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (А.Фадеев)
3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Б.Савинков)
4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (И.Чесноков)

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены):

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото. (А.Куприн)
2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (В.Курочкин
3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (А.Грин)
4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (К.Воробьёв)

6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку. (В.Дудинцев)
2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его. (В.Дудинцев)
3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу. (В.Дудинцев)
4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ. (Ю.Шаньков)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены):

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола. (А.Бек)
2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (А.Фадеев)
3) Сухой степной ветер все усиливался разгоняя в ярком весеннем небе белые облака делая даль бесконечной.(И.Бунин)
4) Очутившись наверху красноармеец отошел в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (К.Воробьёв)

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (М.Булгаков)
2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (А.Беляев)
3) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Э.Казакевич)
4) Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (А.Бруштейн)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына... (И.Бунин)
2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (В.Шишков)
3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (А.Рыбаков)
4) У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (А.Куприн)

10. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (А.Куприн)
2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (В.Дудинцев)
3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (В.Дудинцев)
4) Зыбин вошел, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Ю.Домбровский)

Вариант 2

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

Вариант 3

1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия – ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.

4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

1) -а, -я, -вши, -ши;

2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);

3) -ова, -ева, -ыва, -ива.

5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ

«Узнавание в лицо»

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений .

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба )

Задание 2. К этому тесту возвращаюсь еще раз после изучения темы «Деепричастия совершенного вида»:

1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида .

Задание 3. После изучения темы «Деепричастный оборот» провожу сначала тест на узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами .

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба )

Задание 4. Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом -вш- от деепричастия с суффиксом -вши-.

1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом .

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

Задание 5. Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи. После разъяснения, как следует строить предложения с причастным оборотом, предлагаю следующий тест.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки.

к о манда

Спортсмен, выполняющий сложные фигуры

вр а тарь

Звание, присуждаемое победителю в спортивных соревнованиях, играх на первенство, а также лицо, команда, удостоенная такого звания

сп о р тс мен

Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью

ф и гурист

Краткий устный приказ командира по установленной форме

ч е мпион

Спортивная командная игра с мячом или с шайбой на льду или на траве

х о кк ей

Тот, кто систематически или профессионально занимается спортом

э кспре сс

В некоторых спортивных играх игрок, защищающий ворота

р е портаж

Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений

а рена

Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению

с и гнал

Большая круглая площадка посередине цирка, на которой даются представления

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Причастие и деепричастие

1. Укажите неверное утверждение. 1) Причастие имеет вид, залог, переходность. 2) Деепричастие – неизменяемая особая форма глагола. 3) Времена причастия такие же, как времена глагола. 4) Причастия могут переходить в прилагательные, теряя при этом глагольные признаки. 5) Причастие в предложении может быть сказуемым.

2. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.
брезж_щий рассвет, муч_щий животных, пол_щий огород, мол_щий о помощи
1) а, а, я, я 2) у, а, ю, я 3) у, у, ю, ю 4) а, у, ю, я 5) у, а, я, ю

3. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.
кле_мый, прируча_мый, гоня_мый, ненавид_мый
1) и, е, е, и 2) е, и, и, е 3) и, и, е, и 4) е, е, и, е 5) и, и, е, и

4. Укажите причастия, в суффиксах которых нужно писать Е.
1) растер_нный вид 2) замеч_нная опечатка 3) раскле_нный объявления 4) разве_нные сомнения 5) высме_нный окружающими 6) застрел_нный на границе

5. Найдите предложения, где в выделенных словах нужно писать Н.
1) Броски баскетболистов были точны и увере_ы. 2) Сыновья были избалова_ы судьбой. 3) У затопле_ой печи расположилось всё семейство. 4) Жаре_ые грибы были вкусны. 5) Будучи ране_ым, командир ещё отдавал приказания.

6. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать слитно.
1) Не_подготовленный ученик молча стоял у доски и смотрел в пол. 2) Количество не_успевающих по химии в классе было невелико. 3) Вдали видны горы, но не_обожжённые, а все заросшие лесом. 4) Только не_сжата полоска одна.

7. Найдите предложение, в котором находится причастие со следующими признаками: в полн. форме, прош. вр., им. п.
1) Смотри, как роща зеленеет. 2) Я встретил вас – и всё былое в отжившем сердце ожило. 3) Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой… 4) Море вешнее в заливе, светлея, не колыхнет день… (Ф. Тютчев).

8. Укажите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены).
1) Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру (А. Пушкин). 2) Занятый своим делом Алексей не замечал происходящего (Б. Лавренёв). 3) Окаймлённое кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит (И. Никитин). 4) Чуть желтеющие от засухи июльские дни сливались в один протяжный успокоительный день (К. Паустовский).

9. Укажите, в каких предложениях надо обособлять деепричастный оборот.
1) Нельзя жить сложа руки. 2) Говоря это я принял воинственную позу. 3) Он ушёл несолоно хлебавши. 4) Он шёл бодро и не уступая дорогу встречным людям.

Согласны ли вы с утверждением:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие.

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши .

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными.

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я.

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым.

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать .

Деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот. Употребление деепричастий в речи

Тест 25

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

а) Что делал? Что сделал?

б) Что делая? Что сделав?

в) Каков предмет?

2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

3. Деепричастие.

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

4. Укажите признаки (или признак) глагола, которые не имеет деепричастие.

а) вид

б) возвратность

в) время

5. Продолжите предложение: Деепричастие с зависимыми словами называется______________________________________

6. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1)pacnpaвuв (2)крылья (З)взлетел со скалы. \

а) 1, 2, 3

б) 1,2

в) 1, 3

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Ребята, сбежавшись наверх, смотрели на новенького.

б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.

в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив... 8. Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно

а) Сидели все (не)шевелясь.

б) Он работал (не)покладая рук

в) Я ушел, (не)годуя на друзей.

9. Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.

а) -а-, -я-

б) -ВШИ-, -ШИ-

в) -в-, -вш-

10. Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия совершенного вида.

а) -нн-

в) -в-, -а-, -я-

б) -в-, -вши-, -вш-

ответы

1-б 2-в 3-б 4-в 5-дееприч. Оборотом, 6-в 7-б 8-в 9-а 10-б

Тест26

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастие совершенного вида.

а) Живя в маленьком домике, я наблюдал, как наступает весна в этом краю.

б) Отрезав нужное количество ткани, Яська завернул его в промасленную бумагу.

в) Находясь еще в каком-то странном состоянии, он все-таки пошел в поле.

2. Укажите предложение, в котором есть деепричастие несовершенного вида.

а) Проехав сто километров, путешественники сделали привал.

б) Он шел по полю, сильно взмахивая косой.

в) Дети сидели тихо, спрятавшись под столом.

3. Укажите ошибки в морфологическом разборе деепричастия в предложении: Оставшись один, он сел работать.

1. Оставшись - особая форма глагола - деепричастие

2. Образовано от глагола остаться

3. Несовершенный вид

4. В предложении является определением

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвращаясь домой,

а) мне стало грустно.

б) уже совсем стемнело:

в) я вспомнил о своем обещании позвонить маме.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Играя в шахматы

а) развиваются мыслительные способности.

б) мне не было равных.

в) я должен быть предельно внимателен.

6. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастия в речи.

а) Спеша домой, мне не удалось сесть в автобус.

б) Быстро сделав уроки, Маша пошла на улицу.

в) Смущаясь, она быстро встала и вышла из комнаты.

7. Укажите предложение, в котором правильно употреблено деепричастия в речи.

а) Встретившись у метро, ребята пошли в парк.

б) Отправляясь в поход, путь казался легким.

в) Читая книгу, необходимо хорошее освещение.

8. Укажите грамматически верное продолжение предложения:

Пользуясь калькулятором,

а) мне удалось получить точный результат.

б) вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память.

в) расчет производится быстро и легко.

9. Укажите грамматически верное продолжение предложения

Подъезжая к станции,

а) у меня слетела шляпа.

б) необыкновенное чувство радости охватило меня

в) я немного взгрустнул.

10. Укажите грамматически неверное продолжение предложения:

Приготовив ужин,

а) мама пригласила всех к столу.

б) я пошла гулять.

в) мне не хотелось его есть

ответ: 1-б; 2-б; 3-3,4; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-б; 9-в; 10-в.

6 класс

Тест по теме «Деепричастие»

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета по действию, б) добавочное действие, в) действие предмета.

2. Деепричастие объединяет признаки

А) глагола и прилагательного,

Б) глагола и наречия,

В) глагола и существительного.

3. Синтаксические признаки деепричастия:

А) зависит от существительного и является определением,

Б) зависит от глагола и является обстоятельством.

4. Деепричастный оборот – это а) одиночное деепричастие, б) деепричастие с зависимыми от него словами, в) деепричастие с глаголом.

5. Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов: а) –а,

б) –вш,

в) –ши,

г) –я,

д) –в,

е) –вши,

ж) –ш.

6. Деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов:

а) –а,

б) –вш,

в) –ши,

г) –я,

д) –в,

е) –вши,

ж) –ш.

7. Укажите признаки глагола у деепричастия: а) время,

б) вид,

г) лицо,

д) возвратность.

8. Найдите деепричастия: а) увидел,

б) поднявши,

в) принявший, г) шлепая,

д) спеша,

е) свежо.

9. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)
а) Ребятишки прыгали любуясь на елку.
б) Прыгающие ребятишки любовались на елку. в) Ребятишки прыгали и любовались на елку. Г) Прыгая ребятишки любовались на елку.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,
а) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. б) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус. в) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.

11. Как надо писать не со словами? 1.(Не)давши слова, крепись, а давши, держись. 2.(Не)годуя, он ушел. а) В 1 случае слитно, во 2 – отдельно. б) В1 случае раздельно, во 2 – слитно. в) В обоих случаях слитно. г) В обоих случаях раздельно.

12. Найдите деепричастия совершенного вида, выделите суффикс : а) глядя,

б) прочитав, в) отнявши,

г) улыбаясь.

13. Найдите деепричастия несовершенного вида, выделите суффикс:
а) играя,

б) увидевши, в) кружась,

г) просохнув.

14. Найти словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп,

б) укрепил болт,

в) вырастив урожай,

г) запер на замок.

15. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков?

А) Герасим шёл, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки.

Б) Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении.

В) Медсестра, негодуя, вбежала в палату.

Г) Кто-то не спеша шёл по аллее.

16. От какого глагола нельзя образовать деепричастие: а) крыть,

б) лить,

в) жить,

г) плыть.

17. Выберите правильный ответ. а) б) в) Г..лерея а о а К..мбинация о о а Д..ректор и е и Уч..ник е е и П..лисадник а а о

18. Определите часть речи

а) делая- ______________________________________________________________________________

б) указка- _____________________________________________________________________________

в) школьный- __________________________________________________________________________

г) рассказывающий- ____________________________________________________________________

д) написал- ____________________________________________________________________________

е) нигде- ______________________________________________________________________________

ё) одиннадцать- ________________________________________________________________________

ж) а- _________________________________________________________________________________

з) за- _________________________________________________________________________________

и) бы- ________________________________________________________________________________

19. Образуйте деепричастие от глагола «принести»_________________________________

20. При морфемном разборе надо учитывать, что у деепричастия отсутствует _____________________________________________________________________________________