Корабль аметист. «Аметист» на посту. Россия выслала боевой корабль для защиты от ВМС Украины. Для пиратов вертолет и артустановка, для экипажа — сауна с бассейном

Пограничный сторожевой корабль 2 ранга «Аметист» Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым .

Приказ о выходе на службу в данный район Черного моря «Аметист» получил после инцидента, произошедшего накануне.

По данным Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым, 15 декабря в 10:15 мск к самоподъемной плавучей буровой установке (СПБУ) «Таврида», принадлежащей «Черноморнефтегазу», подошел корабль Госпогранслужбы Украины.

Командир корабля связался по радиостанции с СПБУ «Таврида» с требованием предоставить информацию о составе экипажа и целях нахождения российской буровой установки в данном районе. Капитан СПБУ понимая, что украинская сторона не имеет полномочий на запрос подобного рода, информацию не предоставил.

Затем украинский корабль направился на объекты «Черноморнефтегаза», находящиеся на Голицынском газоконденсатном месторождении, где осуществил их фото- и видеосъемку.

После получения информации о действиях украинского боевого корабля руководство Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым приняло решение о принятии мер по защите интересов России.

Прибыв к месту несения службы, сторожевой корабль «Аметист» обнаружил в непосредственной близости от российской буровой платформы два корабля ВМС Украины.

«Аметист» приступил к боевому патрулированию района с целью предотвращения возможных провокаций в зоне работы «Черноморскнефтегаза».

Новейший корабль проекта «Рубин»

Патрульный сторожевой корабль территориального моря второго ранга «Аметист» был построен на верфях ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» в Петербурге. Погранслужбе ФСБ РФ «Аметист» был передан в октябре 2014 года, на год ранее установленного контрактом срока. После завершения испытаний корабль приступил несению боевой службы на Черном море. Базируется сторожевик в Балаклаве.

«Аметист» относится кораблям проекта 22460 «Рубин». Он предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса могут входить операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.

Головной корабль проекта «Рубин» заступил на боевую службу в 2010 году. Он принимал участие в обеспечении безопасности зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

Всего планируется построить 30 кораблей данного типа. В настоящее время несут боевую службу 6 кораблей проекта 22460, новейшим из которых является «Аметист». Еще пять кораблей данного типа находятся на стадии строительства.

Для пиратов вертолет и артустановка, для экипажа — сауна с бассейном

«Аметист» и его «собратья» могут нести боевую службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрируя. Корабли проекта 22460 обладают повышенными мореходными качествами и могут развивать скорость до 30 узлов.

Внешние обводы корабля разработаны с применением элементов стелс-технологии.

Уникальность кораблей данного проекта заключается в том, что при небольшом водоизмещении они способны принимать на борт вертолет, значительно расширяющий функциональные возможности судна.

«Аметист» может вести наблюдение и контролировать значительные площади, удаленные от береговой зоны. Данные передаются на борт судна при помощи специальной информационной системы, созданной с помощью современных электронных технологий. Немало процессов в управлении корабля автоматизировано, потому и численность экипажа сведена к минимальному числу.

Экипаж корабля составляет 24 человека. Боевое вооружение «Аметиста» состоит из одной 30-мм автоматической шестиствольной артустановки АК-630, и двух 12,7-мм пулеметов «Корд». Боевая мощь сторожевика может быть усилена за счет размещения на его борту артустановок А-220М и пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Уран».

Для нужд экипажа «Аметист» оснащен опреснительной установкой и сауной с минибассейном.

Вполне вероятно, что во время патрулирования в районе буровых установок «Черноморскнефтегаза» российских морякам понадобится только сауна с минибассейном, а не боевое вооружение. Само присутствие российского боевого корабля способно отбить охоту к осуществлению разного рода сомнительных авантюр.

Пока лютый либеральный вой по поводу задержания трёх судов ВМС Украины заполняет сеть и транслируется с телеканалов, смотреть на это становится всё сложнее. Тем более в том случае, если вы являетесь мало-мальски образованным человеком, для которого понятия «береговая охрана», «Черноморский флот» и т.д. - не пустой звук, а вполне конкретные вещи. Не секрет, что эта использовалась всеми в свою пользу (кроме России, правда).

Для президента незалежной – это шанс отменить выборы или хотя бы отложить их, для Запада - пролонгировать очередной пакет санкций, для доморощенной оппозиции - ещё один повод облить грязью Родину, при этом по одной и той же методичке: «Путин теряет рейтинг», и получить свои 30 сребреников от западных хозяев.


В самом начале информационное пространство Украины заполонил тренд о попытке «героического прорыва блокады Азова». Что вполне понятно. Ещё совсем недавно Роман Мокряк, командир «Бердянска», одной из артиллерийских бронированных лоханок типа «Гюрза-М», разглагольствовал о «волчьих стаях», которые якобы своим количеством смогут уничтожить неприятеля. Ну разве не герой? Украинские «флотоводцы», верно, уже ковыряли дырки под ордена. Но…

Позже выяснится, что после первых же выстрелов на поражение по «Бердянску» Мокряк немедленно остановился, сдался и даже начал просить у «клятых москалей» помощь для трёх раненых. Видимо, предполагая такую возможность изначально и ожидая, что воспетые ими «герои Украины» на практике окажутся мокрыми курицами, вскоре «неполживые» изменили тренд на плач Ярославны по крохотным корабликам, атакованным «русским флотом».

"Хлопцы гутарят, шо так и було"

И чем толще становился слой скорбных соплей, тем всё более внушительными становились неприятельские корабли русских. Когда их масштаб был сопоставим с дредноутом, автору показалось несправедливым, что о лоханках «Гюрза-М» куют уже сагу о нибелунгах, а об истинных героях нет ни слова. При этом «герои» - это не преувеличение, т.к. керченские крабики, о которых так кричали псевдоэкологи, сейчас бы лакомились украинскими моряками, если бы не профессионализм наших ребят. А ведь у них вполне могли сдать нервы, т.к., судя по подробной информации ФСБ России (выложена на сайте службы) суда ВМС Украины проверяли на прочность характер наших моряков несколько часов подряд.

Итак. Во-первых, флот России, который якобы обрушил всю свою мощь на «несчастные катера», которые шли с расчехлённым вооружением, аки агнцы божьи, вначале вообще не явился на историческое сражение. Малый противолодочный корабль «Суздалец», который по иронии судьбы сошёл со стапелей «Ленинской кузницы» (ныне заводом владеет Порошенко) в Киеве в 1983 году, т.е. со стапелей того же завода, что и катера типа «Гюрза-М», был задействован в самом конце эпичной «битвы». И только для того, чтобы наблюдать за действиями уже остановленного «Никополя».

Главными же действующими лицами сей драмы стали ПСКР «Дон» и ПСКР «Изумруд», относящиеся к береговой охране пограничной службы, т.е. к ФСБ, а не флоту. Подмогой им стали катера типа «Соболь» и «Мангуст». Но первую скрипку играли, конечно, ПСКР.


"Дон" на фоне промзоны Новороссийска

Начнём с ветерана, т.е. пограничного сторожевого корабля «Дон». «Дон» был спущен со стапелей Ярославского судостроительного завода более 20 лет назад, в августе 1996-го года, и был построен по проекту 745П. Данный проект был продолжением серии морских буксиров проекта 745 ещё 70-х годов и был модернизирован специально для нужд Пограничных войск КГБ СССР. На основе указанного проекта, правда, строили и спасательные суда, и опытовые суда. Всего по проекту 745П было выпущено около 20 кораблей. Все они сходили на воду на двух судостроительных заводах – Ярославском и Зеленодольском. Их эксплуатация показала, что проект вышел удачным. Корабли обладали хорошей мореходностью, к тому же могли работать в тяжёлой ледовой обстановке. Автору кажется это весьма ироничным, потому что именно «Дон» произвёл навал на буксир «Яны Капу». Даже сейчас в пакете продукции Зеленодольского завода значится потомок 745-й серии – морской буксир 745МБ.


Буксир проекта 745МБ

Корабль «Дон» обладает следующими заводскими ТТХ:

Полное водоизмещение 1620 тонн;

Длина 56,5 м, ширина 12,6 м, осадка 4,6 м;
- скорость полного хода 13 узлов;
- дальность хода на полном ходу 6700 миль, экономичным ходом - 8000 миль;
- автономность от 30 до 40 суток;
- силовая установка: 2х1500 л.с., электродвигатели ПГ-950, 2 дизель-генератора 25ДВ-2 по 1100 кВт, 2 дизель-генератора по 300 кВт, 2 дизель-генератора по 100 кВт;
- вооружение состоит из 30-мм шестиствольных автоматических корабельных артиллерийских установок АК-306 (их легко можно заметить прямо перед ходовой рубкой).

Также «Дон» оборудован навигационной радиолокационной станцией с одноимённым названием. Экипаж составляет 47 человек, из них 6 офицеров и 4 мичмана.

Строительство «Дона», заложенного ещё 18 декабря 1991 года, шло крайне тяжело. Политическая суматоха, которая параноидально рассуждала вопреки интересам державы, более не видела смысла в надёжном военном щите, а посему и корабли береговой охраны казались ненужными. Но вопреки бредням либералов 90-х «Дон» всё же достроили. И началась нелёгкая сторожевая служба.

Сначала «Дон» стерёг спокойствие наших берегов на Каспийском море (вплоть до октября 2013 года). После корабль перевели на Чёрное море с базированием в Новороссийск, посему в родной автору бухте силуэт «Дона» был, так сказать, своим. После возвращения Крыма «Дон» обосновался в Севастопольской бухте.

Второй герой трагикомедии (хотя Порошенко всё может превратить в трагедию) с прорывом украинцев в Азов, ПСКР «Изумруд», в отличие от своего товарища, выглядит современным мускулистым спортсменом. «Изумруд» построен по проекту 22460 тип «Охотник».

Данный проект под шифром «Рубин» (название созвучно названию головного корабля серии) разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро. Корабли данного проекта обладают повышенной мореходностью и способны действовать при волнении моря до 6 баллов (высота волны доходит до 5-6 метров). И опять-таки, по иронии судьбы, ещё при проектировании бюро внесло ряд особенностей – предусмотрена возможность использования кораблей данного типа в различных регионах мира, как в экваториальных водах, так и на севере, в условиях тонкого и битого льда. Но главное, ещё в проекте заложили возможность выполнения поставленной задачи даже после столкновения с судном-нарушителем, т.е. использования навала.


"Изумруд" на стапелях

ПСКР «Изумруд», входящий в серию, получившую неофициальное название «Драгоценные камни» («Рубин», «Бриллиант», «Аметист», «Сапфир» и т.д.), был заложен 21 сентября 2012 года на судостроительном заводе «Алмаз» в Санкт-Петербурге. 14 августа 2013 года корабль с заводским номером 504 спустили на воду, а 27 июня 2014 года на корабле был поднят флаг, и «Изумруд» передан ФСБ. В июле того же года ПСКР «Изумруд» начал переход по внутренним водным путям на Чёрное море, где вошёл в состав Черноморско-Азовского пограничного управления Береговой охраны ФСБ России в Крыму с базированием на Балаклаву.


"Изумруд" в Балаклаве

Корабль «Изумруд» обладает следующими заводскими ТТХ:

Водоизмещение около 670 тонн;
- длина 62,5 м, ширина 11 м, осадка 2,6-3,3 м;
- скорость полного хода 25 узлов;
- дальность хода на экономичной скорости в 8 узлов – 3500 миль;
- автономность до 30 суток;
- силовая установка: дизельные двигатели мощностью 11520 кВт (в данном случае с проектом случилась настоящая эпопея – сначала планировалось устанавливать по 4 немецких MTU 16V4000M73L, но в 2015 году Германия контракт разорвала, и на корабли было решено поставить китайские двигатели);
- вооружение состоит из 30-мм автоматической артиллерийской установки АК-630М, двух 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов «Корд» или же 14,5-мм МТПУ.

Также проектировщик в качестве зенитного вооружения предполагал использование восьми ПЗРК «Игла». Предусмотрено и авиационное вооружение. Для этого в корме расположена взлётно-посадочная площадка для лёгкого вертолёта Ка-226 или для БПЛА. Так или иначе, кроме «Изумруда» в данный момент построено ещё 12 кораблей данного проекта, не считая заложенных. Все они построены на двух верфях – «Алмаз» и АО «Восточная верфь».

Но, увы, в итоге в инфосетке идёт только перелив пустого популизма. Автора, конечно, не удивило злорадство доморощенных оппозиционеров ввиду поднятой информационной волны. Не удивило злорадство и по поводу якобы полученных нашими кораблями повреждений, что вполне реально, т.к. навал - чрезвычайно опасный и сложный приём. И уж совсем не удивительна критика моряков, извергающаяся из глоток диванных заплывших жирком пасквилянтов, которых от одного вида корабля начинает укачивать.

Что действительно обидно, так это то, что власть не объявила о соответствующей заслугам награде капитанам и экипажам кораблей, участвовавших в операции по предотвращению незаконного пересечения границы. Автор надеется, что это следствие специфики службы Береговой охраны, относящейся к ФСБ. Ведь будет обидно, если настоящий, полезный для державы труд людей не будет отмечен, а очередной пакет наград уйдёт какому-нибудь богемному паяцу, выходящему из запоя исключительно для того, чтобы не дышать на президента перегаром.

26 июня 2009 года российские пограничники праздновали знаменательное событие - спуск на воду нового пограничного патрульного корабля проекта 22460 (шифр «Охотник»), получившего название «Рубин». Часто данное судно называют просто «Проект 22460». Спуск произошел на мощностях судостроительной фирмы «Алмаз» в городе Санкт-Петербурге. Данное судно было заказано Пограничной службой ФСБ РФ. 13 ноября 2009 года оно прошло государственные испытания и было принято в ряды Черноморско-Азовского ПУ. Сегодня мы познакомимся с этим кораблем подробнее и узнаем, чем он отличается от предшественников.

Предназначение

В задачи корабля «Проект 22460» входит:

  1. Охрана границы и территориальных вод.
  2. Охрана континентального шельфа.
  3. Аварийно-спасательные работы.
  4. Экологический контроль.
  5. Ликвидация последствий природных катастроф.

Кроме того, судно такого класса может вести борьбу с морским пиратством и терроризмом. Официально его относят к пограничным сторожевым кораблям второго ранга.

Строительство

Благодаря высокому качеству подготовки и технической документации, разработкой которой занималось «Северное ПКБ», были обеспечены высокие темпы строительства судна. На его возведение ушло немногим более двух лет. Данное конструкторское бюро активно использует в своих разработках систему FORAN, которая позволяет осуществлять трехмерное проектирование. Система активно применяется для надводных боевых суден с 1998 года. Ранее в России аналогов корабля «Проект 22460» не было.

Особенности

Основная отличительная черта судна «Рубин» - наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.

Важнейшей особенностью корабля является то, что в его находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.

Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.

Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, - работа в битом льду толщиной не более 200 мм.

Вооружение

Корабль вооружен одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-630 калибром 30 мм и двумя пулеметами «Корд» калибром 12,7 мм. При необходимости (к примеру, в случае военной мобилизации) на нем предусмотрен монтаж пусковых установок ПКР «Уран», дальность стрельбы которых достигает 130 км.

Мореходные качества

Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.

Управление

Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.

Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.

Бытовые условия

На сторожевом корабле проекта 22460 очень комфортные условия жизни. Здесь даже есть сауна и бассейн. Экипаж размещается в удобных блок-каютах с эргономичной мебелью. В каждой из кают есть индивидуальный санузел с душевой кабиной и система кондиционирования. Для обеспечения судна пресной водой работает опреснительная установка. Горячая вода подается круглосуточно.

Система видеонаблюдения позволяет регистрировать все действия внутри корабля и осуществлять к примеру за подлетом и посадкой вертолетов.

Старшие братья

Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.

Происхождение названия

Традиция давать пограничным драгоценных камней зародилась еще в начале двадцатого века и была продолжена после Второй мировой войны. В середине 70-х специально для пограничных войск была построена серия суден проекта 1124П. В нее вошли такие корабли, как «Изумруд», «Жемчуг», «Аметист» и другие. Когда встал вопрос о названии нового корабля возрождающегося пограничного флота, было принято решение продолжить старую традицию.

Служба и перспективы

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 (шифр «Охотник») с 2010 года несет службу на просторах Черного моря. В 2014 году он принимал участие в вод во время Олимпийских игр в Сочи. По последним данным пограничной службы ФСБ России, проект 22460 будет реализован минимум 25 сторожевыми судами. Вслед за головным «Рубином» были построены еще несколько судов проекта. Первым из них стал «Бриллиант». Он был спущен на воду 25 ноября 2011 года. После ряда испытаний и достройки корабль отправился нести службу в составе Каспийского пограничного управления.

В мае 2012 года было заложено два судна по данному проекту - «Сапфир» и «Коралл». На этот раз строительство было организовано на предприятии «Восточная верфь». Тем временем завод «Алмаз» к июлю 2014 года построил еще два корабля - «Жемчуг» и «Изумруд». На данный момент идет строительство еще нескольких суден в рамках государственного заказа «Проект 22460 "Охотник"». Разработчики и строители судна «Рубин» и последующих кораблей проекта уверены, что судна будут с честью носить свои имена.

Заключение

Сегодня мы с вами узнали, что собой представляет сторожевой корабль проекта 22460. Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что «Рубин» и последующие корабли проекта представляют собой пограничные патрульные суда второго ранга, которые можно отнести к малым корветам. Они предназначены для охраны государственных границ, проведения спасательных и аварийных работ, экологического контроля и ликвидации последствий природных катастроф.

Корабль проекта 22460 отличается от своих предшественников не только обновленным вооружением, но и повышенной функциональностью. Он свободно маневрирует при волнении в 6 баллов и может достигать скорости в 30 узлов. Благодаря слипу в кормовой части с корабля можно спускать быстроходный катер. Ну а благодаря ангару, расположенному прямо на палубе, можно хранить и обслуживать небольшой, но очень полезный вертолет. При всем этом, на относительно небольшом судне очень комфортные условия для жизни и работы моряков. Вот такие они, сторожевые корабли нового поколения.

Алый венок искусственных цветов качается на плотике на острой свинцово-синей зыби. В осеннюю пору года в этих суровых краях уже не найти цветов настоящих... 76°09"02 " северной широты, 87°47" восточной долготы - «координаты славы». Проходя эту точку в пространстве, каждый корабль под российским флагом обязан застопорить ход, выстроить экипаж на шканцах, возложить на воду венок и до середины стеньги приспустить флаг - в память моряков, восьмое десятилетие покоящихся под этими волнами...

Осенью сорок четвертого здесь в бою с врагом геройски погиб скромный пограничный сторожевик с бортовым номером 29 - «Бриллиант».

Фото. «Венок славы» на водах Арктики.

Строки пожелтевшего от времени технического формуляра строги и кратки: «Пограничный сторожевой корабль СКР-29 «Бриллиант», построенный по проекту базового тральщика - второй корабль в серии из четырех единиц, построенных на судостроительном заводе № 190 в Ленинграде для морских частей пограничной охраны войск НКВД. Заложен 19 октября 1934 года, спущен на воду 15 ноября 1935 года, принят в состав действующего подразделения 18 декабря 1936 года. С 6 июня 1937 года в качестве ПСКР вошел в состав 1-го сторожевого отряда Пограничной стражи морского погранотряда НКВД в Мурманске. Командир корабля - капитан-лейтенант Б.Чернышев"...

Из воспоминаний капитана I ранга в отставке Б. И. Чернышева:
- Я принял «Бриллиант» в январе 1938 года. Строили его наши замечательные комсомольцы, он так и числился - молодежный... Это был хорошо вооруженный, быстроходный по тому времени корабль типа БТЩ. Возвышенный полубак, обеспечивающий неплохую для скромных размеров корабля мореходность, плоский, низко стелющийся над водой ют. На полубаке орудие с длинным стволом - универсальная скорострельная “сотка”, кроме того, три 37-мм автомата и шесть пулеметов... Мало, кажется? Но для пограничной службы вполне довольно, нам ведь, если что, не с линкорами сражаться. Штурманское оборудование - современное для тех лет: гирокомпас, новейший радиопеленгатор, электролаг. Электрическое рулевое управление... Замечательный корабль!

Фото. СКР-29 «Бриллиант» у причала в Иоканьге.

Первой войной для «Бриллианта», укомплектованного комсомольским экипажем, стала финская. Задачи сторожевика - проводка по морским коммуникациям транспортных конвоев, противолодочная и противовоздушная оборона флотских соединений, патрулирование территориальных вод... Благодаря мелкой осадке тральщика, «Бриллиант» даже принял участие в десантной операции в Лиинахамари. Подошел практически вплотную к берегу, занял позицию меж двух коварных скальных отмелей - там, где более крупным кораблям было не повернуться - и артиллерийским огнем расчистил от врага плацдарм для высадки морских пехотинцев...

Фото. На полном ходу - к занятому неприятелем берегу...

В сражение с немецко-фашистскими ВВС «Бриллиант» вступил едва ли не первым изо всего флота. 30 мая 1941 года сторожевик нес обычную службу по охране границы в районе губы Орлоака. Море было пустынно, над горизонтом стелились низкие кучевые облака, собиралась гроза... В 20 часов 25 минут наблюдатель на мостике «Бриллианта» заметил впереди по курсу выпавшую из густой грозовой тучи крылатую тень... Самолет! На сигналы о том, что его курс нарушает государственную границу, летчик не отреагировал, и ничтоже сумняшеся, вторгся в воздушное пространство СССР. Боевые инструкции велят в таких случаях сделать предупредительный выстрел - и «Бриллиант» расчехлил зенитные автоматы...

А самолет, аккуратно развернувшись... пошел в пике. И брызнула по надстройкам звонкая дробь пулеметной очереди! Тут уж не до предупреждений! Передав на базу сообщение о провокационной атаке, «Бриллиант» открыл заградительный зенитный огонь. Сбить немца не сбил, но отвернуть с боевого курса заставил.

В тот день во время боевого патрулирования еще дважды сторожевик подвергался попыткам демонстративной атаки с воздуха. К счастью, жертв в экипаже не было. Читатель, наверное, мог бы задать вопрос, почему зловредный воздушный стрелок не был попросту уничтожен... Но ведь война еще не была объявлена, между СССР и Германией действовал Пакт о ненападении, и морских пограничников сдерживал строгий приказ не поддаваться на провокации. Сбить чужой самолет, пусть даже над своими территориальными водами - это заведомо подвергнуться риску выступить в роли зачинателя боевых действий, не входивших до поры в планы Верховного командования.

Фото. Сторожевик «Гроза», также выполнявший в мае 1941 года патрулирование государственной границы.

Утро 22 июня 1941 года "Бриллиант» встретил в родном порту. В 3 часа 50 минут прогремела боевая тревога: прикрываясь туманной дымкой, на город шла волна немецких бомбардировщиков...

Один из них так и не смог прорваться ни к стоящим на рейде кораблям, ни к жилым кварталам раскинувшегося на базальтовых скалах городка - рухнул, завывая покалеченным мотором, в море под огнем 37-миллиметрового зенитного автомата «Бриллианта». За первую победу над врагом, одержанную через 10 минут после внезапного вторжения, зенитчики сторожевика были представлены к медалям.

Из воспоминаний бывшего командира сторожевого отряда, контр-адмирала в отставке А.И. Дианова:
- В начале войны сторожевых кораблей на Северном флоте было немного, и это возлагало большую ответственность на пограничные суда, так как они с успехом могли выполнять функции противолодочных кораблей. Поэтому и легла на них основная тяжесть службы в боевом дозоре, в поиске подводных лодок, охране и сопровождении союзных конвоев. Достаточно напомнить, что только в 1941 году нами было уничтожено семь подлодок и десять самолетов врага. И здесь я особо хотел бы отметить экипаж "Бриллианта". 12 июля 1941 года, когда «Бриллиант» шел в охранении транспортного конвоя, в 19 часов 48 минут наблюдатели обнаружили бурун вокруг перископа подводной лодки. Сторожевик полным ходом устремился к нему. Лодка, почуяв угрозу, тут же погрузилась. «Бриллиант» начал ее глушить глубинными бомбами - по площадям. Едва была сброшена первая серия бомб, на поверхности воды появились масляные пятна, поплыли какие-то обломки, мусор... Неужели попал с первого раза? Но германские подводники иногда хитрили - сбрасывали через торпедный аппарат содержимое мусорного бака, приправленное некоторой дозой отработанной смазки. Увидит противник мерзкое пятно на воде, решит, что лодка погибла, и оставит ее в покое, а она, зараза, меж тем лежит себе на дне живехонька, готовится к новому прорыву на конвой. Но «Бриллиант» пошел на второй заход! После сброса второй серии бомб произошел сильный подводный взрыв, на поверхность выбросило несколько тел погибших немецких моряков. Теперь уж с лодкой точно было покончено. Военный совет Северного флота объявил благодарность экипажу СКР-29.

Фото. Сторожевик обстреливает место погружения подлодки из бомбомета типа «Хеджехог».

Вторую субмарину «Бриллиант» потопил 14 июля 1941 года, когда вместе с напарником, таким же пограничником «Жемчуг» эскортировал караван транспортов в районе губы Савихи. Немецкая субмарина выследила конвой и попыталась атаковать из полунадводного положения, но сторожевики артогнем вынудили ее нырнуть. Не хочешь 100-миллиметровый снаряд в рубку - нырнешь! А дальше - работа для акустиков... Примерно определив положение затаившейся лодки, корабли прошли прямо над ней и отбомбились. Глубина была невелика, а взрыв был такой силы, что разорванную буквально пополам лодку по частям выкинуло на поверхность.

Фото. Германская подводная лодка седьмой серии - гроза транспортных конвоев.

Захват Мурманска мог обеспечить немецким войскам стратегическое господство в регионе и гарантированно лишал Советский Союз контактов с британскими союзниками. Поэтому 17 июля 1941 года фашистские горно-егерские дивизии начали отчаянное наступление вдоль дороги Печенга - Мурманск. Через сутки для поддержки наших войск, оборонявших острова Средний и Рыбачий, пришли пограничные корабли «Бриллиант», «Смерч» и «Айсберг». Шесть часов вели они огонь по врагу, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей, накрыли большое скопление пехоты. Атаки фашистов, стремившихся прорваться через хребет Муста-Тунтури, были отбиты. Поддержанные огнем корабельной артиллерии, части Красной Армии остановили дальнейшее продвижение врага и сорвали планы штурма города.

Фото. Однотипный с «Бриллиантом» СКР-23 «Рубин».

Но флотский отряд, уже возвращавшийся в бухту Иоканьга, неожиданно подвергся массированной атаке с воздуха. Около сорока немецких бомбардировщиков обрушились на флотилию. «Смерч» и «Айсберг» успели отступить в полосу тумана. А «Бриллиант" чуть замешкался - и вся мощь немецкой атаки досталась ему...

Из вахтенного журнала СКР-29 «Бриллиант»:
Атакован бомбардировщиками противника. Пикируют по три одновременно, фронтом. Сбросили несколько бомб. Одна бомба разорвалась по носу, в 50 метрах, вторая-в 40 метрах, третья сзади по корме в 70 метрах. От сильных близких взрывов палубу накрыло водой, осколками и грязью со дна... От гидродинамического удара при близком разрыве в магистралях питьевой воды открылась течь. Самолеты атакуют волна за волной. Веду ураганный огонь из орудий и ДШК. На исходе боеприпасы...

Фото. Лейтенант Махоньков - будущий командир «Бриллианта» с группой офицеров - морских пограничников .

Боеприпасов ему хватило на два часа непрерывной зенитной стрельбы. За это время были отражены 8 восемь массированных атак с воздуха, сбит один «Юнкерс». Верткий и маневренный сторожевик отделался от небывалого налета даже без потерь в команде, а через 4 дня ремонта был готов к новым боям.

Стоя на якоре Иоканьгского рейда, он каким-то образом проморгал звено «Юнкерсов», которое зашло со стороны низкого северного солнца и внезапно обрушилось на сторожевик с бомбами... Две бомбы взорвались прямо у борта, вскрыли обшивку, изрешетили небронированный бак вихрем горячих осколков... На палубе вспыхнул пожар, который экипаж тушил до последнего. До приказа покинуть тонущий корабль, отданного командиром - лейтенантом А. Косменюком. Политрук «Бриллианта» Павел Пономаренко, руководивший борьбой за живучесть, выполнить этот приказ не успел...

Из приказа по флоту:
«23 сентября 1943 года навечно зачислен в списки личного состава Йоканьгской ВМБ помощник командира по политической части сторожевого корабля СКР-29 «Бриллиант» старший политрук Пономаренко Павел Васильевич, который героически погиб вместе с кораблем во время налета вражеской авиации на Иоканьгскую ВМБ 12 мая 1942 года».

За отвагу и мужество в этом бою правительственных наград были удостоены члены экипажа «Бриллианта» старший лейтенант Добрик, лейтенант Гаврилов, старшина 1-й статьи Волков, краснофлотцы Гальцов, Кочнев и многие другие...

Фото. Спасательный круг СКР-29 «Бриллиант» ныне экспонируется в музее освоения Арктики и Северного морского пути в Санкт-Петербурге.

Казалось бы, тут и конец биографии отважного «Бриллианта». Но небольшие глубины в месте затопления и острая нехватка на театре боевых действий малых кораблей охранения заставили командование Северного флота задуматься о попытке поднять корабль. Водолазная экспедиция флота четыре месяца герметизировала корпус «Бриллианта» на дне. Кроме двух крупных бомбовых повреждений в обшивке СКР-29 водолазы насчитали … более 800 осколочных пробоин.

И все же он был поднят, отбуксирован с водоотливниками в Архангельск на верфь и восстановлен для новых сражений с неприятелем. Осенью 1944 года возрожденный к жизни сторожевик пришел в море Лаптевых - для участия в охране транспортных конвоев на этом участке Северного морского пути.

Долог путь по северным водам из пролива Вилькицкого к ледяному Диксону. 22 сентября 1944 года из моря Лаптевых этим маршрутом вышел транспортный конвой с грузом боезапаса и продовольствия для фронта. В охранении конвоя было семь сторожевиков. Впереди каравана прочесывали волны от мин четыре тральщика. «Бриллиантом» командовал старший лейтенант М. Махоньков, принявший корабль недавно - еще в ремонте.

Было 23 сентября, глухая северная полночь. В 1 час 13 минут пополуночи наблюдательные вахты «Бриллианта» заметили в черной воде тонкий стальной стержень перископа, обрамленный вытянутым кольцом белой пены. И над зубьями холодной зыби тускло сверкнул в свете мощного прожектора отблеск линзы... Лодка! «Бриллиант» поднял тревогу.

При первых звуках ревуна, разорвавших чуткую тишину, лодка нырнула. Корабли охранения плотным кольцом окружили транспорты, расчехляя артиллерийские стволы, готовя к сбросу комплекты глубинных бомб. По волнам замелькали лучи прожекторов...

Внезапно слева по курсу «Бриллианта» под слоем свинцово черной воды возникла серебряная дорожка - след торпеды. Смертоносная немецкая «сигара» шла прямо на транспорт «Революционер" - один из самых крупных кораблей в конвое, на борту которого находился и штаб каравана. Еще мгновение - и стальная «рыбина» вломится в высокий черный борт, оглушительный взрыв сокрушит переборки, впуская холодное море внутрь умирающего корабля, и гигантский - по сравнению с крохотным сторожевиком - пароход завалится в крене...

Фото. Транспортные корабли в ожидании разгрузки.

Полный вперед! - коротко бросил старший лейтенант Махоньков в амбушюр переговорной трубы и передернул ручку машинного телеграфа...

Торпедный взрыв, казалось, расколол низкое ночное небо надвое. Выше мачт полыхнуло оранжевое зарево. Огромный столб воды встал у борта «Революционера» и опал, обдавая палубу ледяными брызгами...

Когда тишина вновь воцарилась над морем, «Бриллианта» уже не было на поверхности.

Фото. Документ о гибели старшего лейтенанта Махонькова.

Из воспоминаний капитана 1 ранга в отставке Б. Валинского, командира СКР-23 «Рубин», участника конвойнй операции:
- Когда мы подошли к месту гибели СКР-29, то увидели на воде большое соляровое пятно, две шлюпки, сорванные с ростров и залитые водой, несколько пробковых матрацев и деревянные обломки. Людей не было... По всей видимости, торпеда поразила сторожевик в зону расположения дизелей, и гибель его была мгновенной, спастись никто из команды не успел. На итоговом разборе похода по поводу гибели «Бриллианта» все офицеры высказали единое мнение: Махоньков, заметив след торпеды, направленной в транспорт, преградил ей путь бортом своего корабля. Обладая хорошей маневренностью и большим запасом скорости по сравнению с той, которой шла собственно транспортная колонна, «Бриллиант" мог легко уклониться от торпеды, но тогда она поразила бы транспорт с грузом для фронта... И коммунист Махоньков принял единственное решение...

Позже выяснилось - один моряк с «Бриллианта» все же уцелел в этом бою. Сигнальщик Алексей Стаханов, тёзка знаменитого шахтера родом из Курска, был ранен во время взрыва и выброшен за борт взрывной волной. В темноте его не нашли другие сторожевики, и держась за обломок палубной доски, краснофлотец Стаханов проплыл более 100 километров - до пустынного берега острова Таймыр. Здесь силы оставили матроса, и до метеостанции острова он уже не смог дойти - умер от потери крови и усталости на узкой тропе, затерянной меж холодных скал. Его останки нашла экспедиция гидрографов лишь в 1961 году.

Фото. Списки потерь личного состава экипажа СКР-29 «Бриллиант».

В 1985 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Рудольфом Фрунтовым по сценарию Алексея Германа был снят фильм «Жил отважный капитан», один из главных «героев» которого - пограничный сторожевик СКР-29 «Память Руслана», в роли которого снялся тральщик БТ-820. Материалом для «биографии» киноперсонажа послужила судьба «Бриллианта».

Фото. Тральщик - участник киносьемки.

Ныне имя «Бриллиант» носит новейший корабль береговой охраны - уже четвертый в этом славном роду...

Фото. Наследник славного имени.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПСКР-29 «БРИЛЛИАНТ»
- Длина наибольшая, м. . . 67,5
- Ширина, м........ 7,3
- Осадка, м........ 2,2
- Водоизмещение, т. . . 600/1000
- Скорость, узл...... 16,8
- Мощность дизелей, л. с. . 2Х1100
- Экипаж, чел. ....... 68
- Вооружение:
-- артиллерия - 1 102-мм орудие, 3 37-мм зенитных морских пушки, 2 12,7-мм пулемета на турелях;
-- минное: рельсы и кормовой скат;
-- бомбовое: 2 -лотковых бомбосбрасывателя, 2 бомбомета;
-- химическое: 6 морских больших дымовых шашек (МБДШ) в корзинах.

Фото. Стендовая модель СКР-29 «Бриллиант».

Сторожевой корабль "Изумруд"

Береговая охрана пограничного управления (БО ПУ) ФСБ РФ по Республике Крым получила первый сторожевой корабль второго ранга "Изумруд", сообщил начальник крымского погрануправления Геннадий Медведев на торжественном митинге.

«Мы встречаем новый пограничный сторожевой корабль "Изумруд", который вступит в состав пограничного управления ФСБ по Республике Крым»

До этого в распоряжении крымских пограничников находились только катера проектов "Мангуст", "Соболь" и "Марс". Встречали корабль по морской традиции вручением экипажу каравая и жареного поросенка.

"Мы встречаем новый пограничный сторожевой корабль "Изумруд", который вступит в состав пограничного управления ФСБ по Республике Крым. Мы долго его ждали", - сказал Г. Медведев. Корабль "Изумруд", по словам Г. Медведева, скоростной, в нем сосредоточены все достижения науки и техники. Водоизмещение корабля 700 тонн. Экипаж - около 20 человек.

"Корабль в состоянии выполнять все задачи, которые стоят перед береговой охраной пограничной службы ФСБ России. Он будет заниматься охраной государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны континентального шельфа. Этот корабль может нести на себе вертолет, благодаря чему возрастает его радиус действий и боевые способности", - сказал Г. Медведев.

По его словам, крымскому погрануправлению необходимы еще порядка десяти кораблей различного класса. "В этом году будет обеспечено не менее 50% от того, что нам положено", - подчеркнул Г. Медведев.

Пограничный сторожевой корабль второго ранга "Изумруд" был изготовлен на судоремонтом заводе "Алмаз" в Санкт-Петербурге. До его приемки из Крыма был специально откомандирован экипаж. Припиской корабля станет Балаклава (под Севастополем), сообщило РИА Новости .


Сторожевой пограничный корабль «Изумруд» прибыл в Балаклаву, 01 мая 2015 года / Фото: rg.ru

Корабль будет нести службу в открытом море. По его словам, программа по обеспечению крымской погранслужбы корабельно-катерным составом исполняется надлежащим образом. Если в прошлом году были получены катера, то в этом году начали поступать сторожевые корабли. "В этом году получим еще несколько кораблей, которые войдут в состав пограничного управления", - сказал Г.Медведев.

Техническая справка

Сторожевой пограничный корабль «Изумруд» проекта 22460, заводской номер 504, является четвертым кораблем, который построен на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Головным кораблем является ПСКР «Рубин» (2010 год), вторым «Бриллиант» (июль 2012 год), третьим «Жемчуг» (сентябрь 2012 года).


Сторожевой пограничный корабль «Изумруд» / Фото: www.korabli.eu

ПСКр проекта 22460 предназначены для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.

Одной из основных особенностей кораблей данного проекта является наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета, а также наличие в кормовой части корабля наклонного слипа, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель.

Корабли проекта 22460 могут работать в молодом и битом льду толщиной до 20 сантиметров.

Фото: www.korabli.eu

Основные характеристики корабля проекта 22460

Водоизмещение стандартное, тонн 630
Длина наибольшая, м 62,5
Ширина наибольшая, м 12
Скорость хода, узлов: максимальная - до 30;
крейсерская - 21;
экономическая - 12
Дальность плавания (при 12 узлах), миль 3500
Автономность плавания, суток 60
Экипаж, человек 24
Двигатели: дизельные
Вооружение:
Артиллерия: 1 × 30-мм АУ АК-630:
2 × 12,7-мм пулемёта Корд.
Ракетное вооружение: . возможность установки ПКР Уран-У, с ракетой Х-35У (до 260 км)
Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-226:
БПЛА Gorizont G-Air S-100;
складной палубный ангар-убежище.

На ПСКр «Изумруд» состоялась церемония подъёма флага, 27 июня 2014 года / Фото: www.korabli.eu

Закладка ПСКр «Изумруд» проекта 22460, заводской номер 504, состоялась 21 сентября 2012 года. 13 августа 2013 года корабль был выведен из нового эллинга и перемещен на стапель-палубу Плавучего Дока — 455. 14 августа был спущен на воду и ошвартован к причальной стенки завода, где будет проходить дальнейшие этапы достройки. 27 июня 2014 года былподнят флаг .

01 мая 2015 года прибыл в порт приписки Балаклава и будет нести службу в открытом море.