Презентация "техника речи" презентация по логопедии на тему. Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Презентация на тему культура речи педагога

30.11.2023 Сочинения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель-логопед Головина Е.М. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.

Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.

1. Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой. И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха. 2. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох. - Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.

3. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ); 4. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев); 5. Фразы на одном выдохе. Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить. Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». 6. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.

Правильная дикция Дикция – это произношение звуков. Человек, который наделён от природы грамотной речью редкость. Само понятие «дикция» представляет набор из звуков и слов, входящих в речевой аппарат каждого человека. Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно.

Для четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики. 1. Опустить нижнюю челюсть, вниз медленно подвигав в разные стороны. 2. Не меняя положение, челюсть осторожно подвигать вперёд и назад. 3. В положении стоя наклониться вперёд, держа руки на груди и протяжно произнести предельно низким голосом на выдохе звуки [у], [о]. 4. Напрячь кончик языка и поочерёдно упираться им то в левую, то в правую щёку, далее проделать тоже самое, но уже открытым ртом. 5. Растянуть губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта. При выполнении упражнения губы и челюсти остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе. 6. Провести языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них, челюсти неподвижны, рот открыт в улыбке.

Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух - рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Каждая скороговорка, чистоговока уникальна и создана так, что в ней сочетаются сложные по совместимости звуки. И чтобы полностью избавиться от дефектов, надо в своём арсенале иметь около 5 скороговорок или чистоговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот самые популярные: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы». «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие.

Темп – скорость нашей речи, то время, за которое произносим текст. Норма темпа речи 120 слов в минуту. Могут наблюдаться две крайности темпа речи: - слишком быстрый темп («строчит как из пулемёта»), - замедленная речь («как воду цедит»). Обе крайности утомляют аудиторию. Говорящему нужно менять темп: если требуется что-то подчеркнуть – темп замедлить, если речь произносится с пафосом, то наоборот – темп ускорить.

Тембр голоса – это такой звуковой «цвет» голоса. Его используют наряду с понятиями: громкость, высота, длительность. Тембр голоса играет важную роль в общении с людьми. Красивый приятный тембр располагает к себе, а если голос с придыханием, резкий голос вызывает раздражение. Повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость: «Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат».

Гигиена и профилактика голоса 1. Самое лучшее средство для сохранения профессионального звучания голоса – это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику. 2 . Не переутомляйте голосовой аппарат. Норма голосовой нагрузки для педагогов не более четырёх академических часов подряд в день. 3. Перед выступлением желательно выпить стакан тёплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мышцам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние, сделать 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего настройтесь на рабочий лад. 4. Состояние и сила голоса непосредственно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Гимнастика, водные процедуры, сон по потребности, чередование труда и отдыха, правильное полноценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища должна быть разнообразной, богата витаминами, употребление острых приправ ограничить. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной – суживаются, и то и другое, вредно сказывается на голосовых связках.

5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психические травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряется чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, связок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необходима профилактика. При неприятных ощущениях горло можно полоскать настоем ромашки. Для этого 1-2 столовые ложки сухой ромашки заваривают стаканом крутого кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5-6 капель в каждую ноздрю. Можно закапывать в рот или нос по 5-6 капель персикового, абрикосового или оливкового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20 до +12.

6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Голосовые связки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает лёгкость и мягкость звучания.

Интонация Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться, красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания. Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» - меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.

Положение тела Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос). Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.

Орфоэпические нормы. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения. 1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра). 3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна). 4. К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д.

5. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.

Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка. Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.

Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые) ТОРТЫ ПОЗВОНИШЬ ДОСУГ КУХОННЫЙ ВЗЯЛА ДАЛА ПО СРЕДАМ (день недели) КРАСИВЕЕ ЖАЛЮЗИ ЩАВЕЛЬ ДОКУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СВЕКЛА КАТАЛОГ ОДНОВРЕМЕННО БАЛОВАТЬ СЛИВОВЫЙ СОСИСКИ НАДЕТЬ, ОДЕТЬ СРЕДСТВА ТАНЦОВЩИЦА УПРОЧЕНИЕ ЦЕПОЧКА ИХ

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно - это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться. В заключение, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи. 2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: http://technics-speech.ru (© 2007 – 2012 «Техника речи»). http:// mirsovetov.ru (© 2006 – 2012 «МирСоветов. Ru »).


Речеведческая культура учителя


  • Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Она свидетельствует об
  • Эрудиции
  • Интеллекте
  • Этике
  • Воспитании

  • Профессор Л.И.Скворцов дает следующее определение:»Культура речи - это владение устными и письменными нормами литературного языка.»
  • Владение культурой речи -это успех в обществе, авторитет, перспективы в карьере.

  • Орфоэпические(произношение)
  • Акцентологические(ударение)
  • Лексические
  • Словообразования
  • Синтаксические
  • Стилистические
  • Нормы письменной речи

  • Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, живым примером для ученика является сам учитель.
  • И перед ним стоит важнейшая задача: разглядеть личность будущего человека, которую он создает при помощи языка.

  • С помощью этого сильнейшего орудия педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры.

  • Голос- важнейший элемент техники речи.
  • 1.Он не должен вызывать неприятных ощущений, а обладать благозвучностью.
  • 2.Уметь управлять своим голосом в общении с детьми.
  • 3.Уметь голосом внушать требования и добиваться их выполнения.

  • Это четкое и ясное произнесение звуков речи.
  • Она важна для учителя, поскольку его речь является образцом.

  • Речь должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, а здесь особое значение приобретают
  • Интонация, жесты, мимика.

  • Досуг, звонит, включим,
  • Каталог, августовское,
  • Феномен, подростковый,
  • Жалюзи, ходатайство,
  • Торты, вручит, принудить,
  • Баловаться, послала, банты
  • Генезис, рефлексия.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Особенности речи педагога" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕДАГОГА

Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения

Слайд 2

Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза».

1. ПУБЛИЧНОСТЬ, НАПРАВЛЕННОСТЬ НА АУДИТОРИЮ

Слайд 3

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание (кинетическая знаковая система педагогической речи). Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции).

2. АУДИОВИЗУАЛЬНОСТЬ

Слайд 4

Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

3. ИМПРОВИЗИРОВАННОСТЬ

Слайд 5

Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 6

Это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в младшем школьном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

5. ЛОГИЧНОСТЬ

Слайд 7

Это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

6. ТОЧНОСТЬ

Слайд 8

Это соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

7. ПРАВИЛЬНОСТЬ

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

    Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

    Основы педагогического общения.

    Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

    А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

    Что же такое Культура речи?

    Однозначного понимания термина не существует.

    профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

    В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

    Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

    Норма ударения: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

    Выбрать правильную форму согласования подлежащего и сказуемого.

    Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришел, пришла) (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов XX века. В гостиной (стоял, стояла) диван-кровать. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу.

    Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.

    В чем же заключаются особенности педагогического общения

    Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

    Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

    Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

    1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

    2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

    3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

    4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

    5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

    Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

    Этапы подготовки речи

    Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

    1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы .

    осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

    2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .

    После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

    На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод .

    3 этап. Формирование текста выступления .

    Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

    4 этап. Работа над речевой стороной выступления .

    Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

    5 этап. Редактирование и запоминание выступления . Начинается обработка по двум направлениям:

    1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

    2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

    Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

    6 этап. Психологическая подготовка .

    После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

    7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

    Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

    Качество речи учителя

    Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

    Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований , которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

    1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
    2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
    3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
    4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
    5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

    Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

    Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

    Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)

    Понятие выразительности речи

    Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

    Заключение

    Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

    Речь педагога – образец для подражания воспитанников.

    Консультация для педагогов

    Старший воспитатель МАДОУ № 50 Забуслаева О.В.



    ФОРМУЛА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ:

    кому

    Думай,

    зачем

    Каковы будут последствия

    ГОВОРИШЬ.


    ТРЕБОВАНИЯ

    К РЕЧИ ПЕДАГОГА




    Необходимо учитывать:

    возраст и жизненный опыт ребенка

    при общении с ним.

    Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткими простыми.


    РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИСУЩИ:

    Грамотность

    • Следует разбираться в особенностях своей речи,
    • Учитывать ее ошибки и погрешности,
    • Бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка

    • Соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
    • Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    • Дети отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых;
    • Проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты.

    Выразительность

    Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.

    Владение педагогом различными средствами

    • выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.
    • выразительности речи:
    • интонация,
    • темп речи,
    • сила,
    • высота голоса и др.

    способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Чистота

    • Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
    • Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

    Логичность

    Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

    Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.


    Богатство

    Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

    Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует:

    • не только расширению словарного запаса ребенка,
    • но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

    • В речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
    • Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
    • Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения:
    • навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.
    • навыков общения,
    • умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета,
    • ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.

    • Ребенок не способен следить за содержанием слишком быстрой речи.
    • Недопустима и слишком медленная, растянутая речь

    говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи

    должен быть:

    • выразительным,
    • звучным,
    • энергичным,
    • привлекать внимание, но не раздражать,
    • звать к действию, а не убаюкивать.

    Предлагайте слуху детей лишь совершенные образцы речи !!!

    К выше перечисленным требованиям необходимо отнести:

    правильное использование педагогом невербальных средств общения,

    его умение не только говорить с ребенком,

    но и слышать его!!!


    Анализ речи педагогов

    Всего

    Учет возраст. особенностей детей

    24 чел.

    Грамотность

    Логичность

    Богатство

    словаря

    Чистота

    Выразительность


    Мини-экзамен для педагогов:

    «Знатоки русской речи»

    1. Расставьте правильно ударения в словах:

    жалюз и , катал о г, оп е ка, рак у шка, св е кла, ср е дства, сл и вовый, твор о г, т у фля, звон и т, п а льцами, н о жницами, т о рты, обеспеч е ние, б а нты.

    2. Определите род существительных:

    Мужской род (он) - шампунь, кофе, тюль, гель, сандалий (сандалия – жен. р.).

    Женский род (она) – мозоль, вуаль, вермишель, туфля.

    Средний род (оно) – какао, пальто, караоке.

    3. Подберите глаголы:

    Собака лает , кошка мяучит, мурлычет , козы и овцы блеют , курица кудахчет, квохчет , гуси гогочут , лошади ржут .

    4. Подберите синонимы к слову «молодец»:

    Умница, умник, разумник, эрудит, знаток…


    • Ласка и шутка
    • Поучение и наставление
    • Порицание
    • Использование в режимных моментах

    Спасибо

    внимание!


    Для подготовки презентации использована статья:

    «Речевая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений»

    Старцева Елена Алексеевна, учитель-логопед

    Литература

    • Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.
    • Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
    • Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.
    • Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.
    • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
    • Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с.
    • Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.
    • Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
    • Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. - 239 с.