Почему 8 февраля день юного героя антифашиста. Классный час "день юного героя антифашиста". Уроки, которые надо знать наизусть

01.03.2024 Биология

8 февраля ежегодно с 1964 года отмечается День юного антифашиста. Этот памятный день был утвержден генеральной Ассамблеей ООН в честь участника антифашистской демонстрации французского школьника Даниэля Фери, погибшего 8 февраля 1962 года, и иракского мальчика Фадыла Джамаля. Он погиб от пыток в тюрьме год спустя после отказа выдать властям товарищей своего отца-антифашиста.

Именно 8 февраля 1943 года были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея «Бюффон» Жан Мари Аргус, Пьер Бенуа, Жан Бодрее, Пьер Грел, Люсьен Легро, не предавшие своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны

8 февраля 1943 года нацистами были расстреляны советские молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Виктор Субботин, Семён Остапенко в захваченном врагами Краснодоне.

Их было так много, этих юных героев, что память не смогла сохранить все имена. Известные и неизвестные юные герои Великой войны, они тысячами сражались и гибли на фронтах и в оккупации. Они дрались с захватчиками рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Они стреляли из одного окопа - взрослые солдаты и вчерашние школьники. Они взрывали мосты, колонны с фашистской бронетехникой, закрывали своей грудью боевых товарищей.

На хрупкие плечи мальчишек и девчонок легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Сражались юные герои повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули они перед смертельной опасностью!

Вспомним также Нину Соснину, которая была руководителем Малинской подпольной организации на временно оккупированной территории Житомирской области Украинской ССР.

Участница Великой Отечественной войны. Руководитель Малинской подпольной организации комсомолка Нина Соснина создавала в сёлах района подпольные группы, распространяла среди населения антифашистские листовки, неоднократно выходила на связь с партизанскими отрядами для передачи разведывательных данных; установила и поддерживала связь с антифашистами словацкой и венгерской частей. Вместе с партизанами участвовала в боях у посёлка Белая Крыница и под городом Малин.

31 августа 1943 года каратели окружили дом, где Нина Соснина помогала отцу оперировать раненого партизана. Несколько часов длился неравный бой. Отважная девушка пала смертью храбрых в подожжённом фашистскими извергами доме. Похоронена в Малине.

Еще один герой той войны - шепетовец Валя Котик. Когда немцы оккупировали Шепетовский район, Вале Котику было всего 11 лет. Вместе с друзьями Валя собирал оружие, брошенное на месте боев, и помогал переправлять к партизанам в возах с сеном. Также юный герой самостоятельно изготавливал и расклеивал по городу карикатуры на фашистов.

В 1942 г. он был принят разведчиком в ряды Шепетовской подпольной организации. В октябре того же года Валя Котик совершил свой первый подвиг - сумел обнаружить подземный телефонный кабель ставки немецкого командования, который был затем благополучно взорван партизанами.

Другой подвиг, спасший жизни многим его взрослым товарищам, юный герой совершил 29 октября 1943 года. В тот день парень стоял на посту, когда на него неожиданно напали гитлеровские каратели. Валя успел застрелить вражеского офицера и поднять тревогу.

Шестнадцатого февраля 1944 г. 14-летний герой получил смертельные ранения в бою за освобождение города Изяслав Каменец-Подольской области, был похоронен в центральном парке г. Шепетовки. 27 июня 1958 г. Валентину Александровичу Котику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Только вдуматься, как же любили свою родину эти совсем юные патриоты, почти дети, как они были преданы ей всем сердцем, что не задумываясь отдали свою жизнь за нее, за нас, живущих сейчас, чтобы мы могли сегодня жить, радоваться, быть счастливыми.

Забывать подвиги детей-героев мы не должны, не имеем права. Мы должны им низко поклониться и сказать «спасибо» за то, что сегодня мы живем.

Слава настоящим героям, таким юным, но таким великим, Людям с большой буквы.

Подготовлено по материалам сети Интернет.

8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных стран отметят День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно с 1964 года. Почему? Пятнадцатилетнего Даниэля Фери убили 8 февраля 1962 г. во время антифашистской демонстрации трудящихся в г. Париже А Фадыл Джамаль погиб ровно через год от пыток в иракской тюрьме 8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Семен Остапенко. Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции.... Видите, казалось бы, совпадения, и может быть, случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью День 8 февраля стал Днем памяти юных героев-антифашистов.


Как вы понимаете слово «фашист»? Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы. - Как вы понимаете слово «антифашист»? На фронт уходили не только взрослые, но и дети такого же возраста, как и вы… Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящён день 8 февраля.


В 1941 г, когда на Советский Союз, напали войска фашисткой Германии, тысячи ребят в красных галстуках встали вместе со взрослыми на защиту Родины. Давайте по очереди назовем известных героев. Володя Дубинин Валера Волков Леня Голиков Нина Сагайдах Валя Котик Марат Казей Зина Портнова Лара Михеенко Галя Комлева


Ребята, почтим минутой молчания память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины, за счастливое детство на нашей планете. Как горько нам стоять у обелисков И видеть там стоящих матерей. Мы головы свои склоняем низко, Земной поклон за ваших сыновей




ЛЕНЯ ГОЛИКОВ Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственной-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. немецких блокадный Ленинградорденом Ленинаорденом Отечественной войны 1 степени медалью «За отвагу»медалью Партизану Отечественной войны II степени


13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга Псков» гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал- майор инженерных войск Рихард фон Виртц.13 августа 1942 года Луга Псков Рихард фон Виртц В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.24 января 1943 года





Я участвовала в операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. А потом устроилась в немецкую столовую для личного состава. Здесь я сумела осуществить дерзкую операцию – отравила пищу, пострадало более 100 немцев. После этого я окончательно ушла к партизанам. В 1943 году, после многочисленных облав, подполье было почти разгромлено. Мне поручили установить связь с теми, кто остался жив. Я почти все сделала, только в штаб не успела доложить. Возвращалась с задания, меня выдал предатель. Фашисты схватили, начали пытать. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.




Я только закончил 5 класс, когда началась война и наше село захватили немцы. Мы с ребятами собирали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Еще я рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Первое боевое задание – взорвать машину с немцами и начальником полевой жандармерии, я выполнил блестяще, хотя было страшновато, это ведь в 11 лет! В октябре 43 года я разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре и подорвал. Всего мы подорвали 6 железнодорожных эшелонов и склад. Со мной в отряде воевали старший брат Виктор и наша мама. Мой последний бой был 16 февраля 1944 года.





В 1941 году, когда фашисты вошли в наше село, мама прятала у себя раненых партизан. За это ее казнили. Ее повесили в Минске. Осенью мне уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Вместе с сестрой, комсомолкой Ариадной я ушел к партизанам в Станьковский лес. Я стал разведчиком в штабе партизанской бригады имени К.Рокоссовского. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске мая 1944 года мы с вдвоем с командиром взвода разведчиков, возвращаясь с задания, наткнулись на немцев. Командира убили сразу. Я залег в ложбине – уходить некуда – поле кругом, да и в руку ранило. Были патроны – отстреливался. А потом осталось только 2 гранаты. И тогда я подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.




На каникулы меня отправили к бабушке в деревню и домой в Ленинград я уже не могла вернуться. Война отрезала меня – Ларису Михеенко - от родного города. Деревню заняли фашисты, нас хотели отправить в Германию на работу. У них там на заводах рабочих рук не хватало. Но мы с девчонками решили убежать, пока не поздно и однажды ночью я убежала с двумя старшими подругами. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны!» Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, я ходила по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию. Участвовала и в боевых операциях... Меня выдал предатель из соседней деревни – не наша она, мол.




Когда началась война, я отдыхала в деревне под Псковом. Меня привезли туда родители из Ленинграда сразу после окончания 4 класса. Меня только недавно приняли в пионеры, и поэтому я не расставалась со своим красным галстуком. Я – Юта Бондаровская. Я стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Я старалась поддерживать усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны меня, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! Это было 27 января 1944 года. В тот день красный галстук сиял, как кажется, никогда. Но еще стонала под вражеским игом земля, и наш партизанский отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов – я – самая маленькая участница нашего отряда в этой большой войне, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, была убита вражеским снарядом. Мне было уже 14 лет.
Меня зовут Костя Кравчук. Когда наши войска отступали из родного Киева, два раненных бойца доверили мне знамена своих частей. Я обещал, что сохраню их. Я же думал, что война скоро кончится и закопал их в саду под грушей. Но прошло время, и я понял, что нужно их перепрятать. Сначала я закопал их прямо в сарае, а на следующий год обмотал мешковиной, обвалял соломой, засмолил и положил в холщовую сумку и пошел в лес, ведя впереди нашу корову – пастись вроде бы. Дошел аж до самого Днепра, залез в старый колодец, спрятал свою драгоценную ношу, а сверху еще ветками засыпал. Так они там почти 3 года пролежали. Меня, правда, один раз чуть в Германию на работу не угнали, но я сбежал из эшелона. Когда Киев освободили, я передал знамена коменданту Киевского гарнизона.
Я умирала дважды. Мне поставили памятник, наградили орденом Красного Знамени… посмертно. Но я выжила. Меня зовут Надя Богданова. Я попала в партизанский отряд, когда мне не было и 10 лет. Маленькая и худющая, я прикидывалась нищенкой, бродила среди фашистов, все запоминая и приносила ценные сведения в отряд. Я взрывала фашистский штаб, пускала под откос поезда с военным снаряжением. 7 ноября 1941 года, в годовщину Октябрьской революции, я вывесила Красное знамя. Это было в оккупированном Витебске (Белоруссия). Меня схватили, били металлическими прутьями, пытали. Но я ничего не сказала. Тогда меня привели ко рву, где расстреливали других партизан, но я потеряла сознание на секунду до того, как раздался выстрел. Потом меня нашли партизаны живой среди мертвых. Выходили. В конце 43-го года меня схватили еще раз. И опять пытки, теперь на морозе меня обливали ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Уходя из села перед своим отступлением, они бросили меня, думая, что я мертвая. После таких издевательств никто не выживал. Местные жители парализованную, почти слепую девочку выходили. Зрение после войны в Одессе мне вернул профессор Филатов.

Внеклассное мероприятие «Юным героям посвящается».

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с днем памяти юных героев - 8 февраля . Ознакомить учащихся с именами детей героев – антифашистов. Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ. Воспитывать любовь и чувство благодарности защитникам Отечества.

Оформление и оборудование: портреты пионеров – героев, выставка книг о пионерах – героях, компьютер, презентация «Юные герои России», экран, фонограммы песен.

Ученик:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны
Нам нужно,
Чтобы наши дети.
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та Война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила нам нужна….

Ход мероприятия.

8 февраля – День юного героя – антифашиста. Что это за день? И почему его отмечают 8 февраля? 8 февраля 1962 года рабочий Париж вышел под красными флагами на демонстрацию с требованием прекратить кровавую войну против алжирского народа. В рядах демонстрантов шел и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие новости номера «Юманите». От него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили. Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире. От их предательских выстрелов погиб Даниэль. Его хоронили с рабочими почестями на кладбище Пер – Лашез, у стены коммунаров.

Ровно год спустя в другой стране, на Азиатском материке, в застенках багдадской тюрьмы умер от пыток ровесник Даниэля Фадык Джамал, сын иракского коммуниста. Мальчик отказался выдать реакционным властям имена и адреса товарищей своего отца.

А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран: «Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днем памяти юных героев – наших сверстников. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов, еще теснее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре!»

Вот уже более 47 лет 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности с юными борцами против фашизма, империализма, за демократию и мир.

8 февраля – День памяти всех детей, которые боролись за мир не только в мирное время, но и в годы В. О.В. Юные герои-антифашисты, это такие, же дети как вы, ребята. Они боролись за то, чтобы был мир во всем Мире. Чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на Земле.

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советских людей. Она прошла через судьбы каждой семьи, коснулась своим дыханием всех - от мала до велика.

Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается наше мероприятие.

Война - жесточайше нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет...

Вторая мировая война оборвала жизни не только миллионам взрослых, жертвами фашизма стали и дети: малыши и подростки. Но дети в ту пору стали не только жертвами, они становились и воинами.

Отдельной страницей в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг советских детей – героев антифашистов.

За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные с немецко-фашистскими захватчиками, многие советские дети заслужили самую высокую награду – звание Героя Советского Союза. А были они ведь детьми, не достигнувшими совершеннолетия.

Они были разведчиками, подрывниками, связистами, адъютантами армейских и партизанских командиров. Только в партизанских отрядах Беларуси сражалось 25 тысяч юных бойцов, не достигших допризывного возраста.

Ученик:

Поверьте, это совсем не просто,

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Ученик:

Но шли, ребята, назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость.

А было им столько, сколько нам,

И жить им, конечно, до слез хотелось.

Ученик

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Мы стоим не поднимая век

Ученик

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стройные мужчины,

Девочки, достойные поэм .

В первые часы Великой Отечественной войны в героической обороне Брестской крепости принимали участие дети командиров, воспитанники полка, живущие в крепости. Они ухаживали за тяжелоранеными, набивали патронами ленты пулеметов, подносили, защитникам крепости боеприпасы , уносили раненых бойцов, заменяли тех, кто уже не мог держать оружие.

Часто ночью под сильным обстрелом врага добирались дети до реки и обводных каналов, чтобы принести воды для маленьких детей и раненых бойцов. Мальчишки ползали на нейтральную полосу, забирали у убитых гитлеровцев патроны, гранаты, оружие, вместе со взрослыми отражали атаки.

Учитель: Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.


Навеки стоят в пионерском строю

Герои, что пали когда-то в бою.

На знамени нашем горят имена,

Которыми нынче гордится страна.

И память о них год от года светлей.

В названии улиц, дворцов, кораблей.

В названии наших дружин и отрядов,

В горячих делах и крылатых мечтах.

Они и сегодня стоят с нами рядом,

Правофланговые в наших рядах.

Ученик

И в восемнадцатом,

И в сорок первом,
Шли деды и отцы в суровый бой.

А рядышком порой шагал парнишка,

Сверстник наш, наверно,

Ещё мальчишка, но уже герой!

Ученик:

Сколько вас? Попробуй перечислить!

Не сочтёшь, а впрочем – всё равно.

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

(Звучит песня «Священная война», слайды о войне)

Ученик:

22 июня 1941 года войска Фашисткой Германии вероломно напали на Советский Союз – началась Великая отечественная война. Много мальчиков и девочек погибли в борьбе за мирное будущее.

Имена у них разные, но часто их взрослые называли «орлятами». Орлята –

значит отважные, смелые. Им, орлятам, нашей огромной страны, сынам и

дочерям полков, детям из партизанских отрядов наш низкий поклон и слова

благодарности.

(Исполняется песня «Орлёнок»; демонстрация слайдов: «памятник Орлёнку», военные кадры)

На их фоне читается стихотворение (Р. Рождественский «Реквием»)

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!

Ученик:

Вместе со взрослыми на защиту своей Родины встали юные

мальчишки и девчонки в красных галстуках..Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору?

Тяга к приключениям?

Ответственность за судьбу своей страны?

Ненависть к оккупантам?

Наверное, всё вместе.

Они совершили истинный подвиг.

И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Ученик:

Поверка юных героев Советского Союза: ЛёняГоликов, ВолодяДубинин,

Валера Волков, Нина Сайгак, Зина Портнова, Марат Казей и многие другие.

(На экране проецируются слайды с фотографиями и идёт краткий рассказ о них)

(Звучит музыка)

Ученик:

Горнили к бою трубы полковые.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Но всё ровно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по – взрослому сильны,

Они дошли с победой до Рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Ученик:

Уходили мальчики – на плечах шинели

Уходили мальчики – храбро песни пели

Отступали мальчики – пыльными степями

Умирали малтчики – где не знали сами

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков страшные собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты

Волгу – в сорок первом,

Шпрею – в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года

Что такое мальчики нашего народа.

Рассказ о пионерах ГЕРОЯХ Советского Союза.

Учени: Леня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, которая находилась в Ленинградской области , он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат и передал их партизанам. Сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со взрослыми. Ему было всего десять лет, но он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Леня участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание

Героя Советского Союза.

Ученик:

Ученик:

Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.

Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик: Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, но он ушел к партизанам вместе со своей сестрой и стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними…

Посмертно стал Героем Советского Союза.

Ученик:

Вале было всего 12 лет и учился он в пятом классе Шепетовской школы, а во время войны стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.

На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.

Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.

Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик:

Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.

Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик :

Что делал я тогда? Снопы вязал,

А может быть, работал на прополке,

Когда ты полем боя проползал,

Где каждый метр изранили осколки.

Меня поймёт, кто был для фронта мал,

Мальчишка, живший на Оби иль Каме.

Он тоже географию сдавал

По карте, вдоль истыканной флажками.

Ни на минуту друга не забыв,

Я жил, ни слова о тебе не зная.

Прошла война. Коль все ж придёт другая,

Нам без тебя являться на призыв.

Но как ты жив! Не памятью, не тенью,

А так, что кажется: ты здесь, вот, рядом, сам!

Погибший на Московском направлении,

Быть может, самый юный партизан.

(В. Соколов)

Ученик:

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Лара Михеенко была партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст - после бесплодного допроса девочку расстреляли.

Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

Ученик:

О Володе рассказывали легенды: как водил за нос целый отряд гитлеровцев, которые выслеживали партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах…


Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей.

Володя Дубинин погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания.

Командующий Крымским фронтом, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени .

Ученик:

Я в дом вошел, темнело за окном,

Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло.

Дом был оставлен, пусто было в нем,

Но всё о тех, кто жил здесь, говорило.

Валялся пёстрый мусор на полу,

Мурлыкал кот на вспоротой подушке,

И разноцветной грудою в углу

лежали мирно детские игрушки.

А я стоял, молчание храня,

Скрипели ставни жалобно и тонко,

И родина смотрела на меня

Глазами белокурого ребенка.

Ученик :

Таня Савичева жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной.

Учитель:

Вся послевоенная молодёжь знала этих юных героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершивших свои маленькие подвиги, чьи имена остались неизвестными?

Ученик: Вместе со взрослыми сражались с врагом мальчишки-

сыновья полков и юнги.

Ученик:

- Горнили «К бою!» трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали встрой мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.

- Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в боях они умели –

Не отступать и побеждать.

- Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага.

Двадцать тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы». 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Ученик:

Ветры походные трубы трубили

Дождь отбивал барабанную дробь.

Ребята – герои в разведку ходили.

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

Нынче в разведку идут следопыты

Там, где когда-то ровесники шли.

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята – герои родимой земли!

Ученик:

И кажется, снова в борьбе и в походе

Снова в рядах твоих верных друзей –

Голиков Леня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зимин, Казей .

Ученик:

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ученик:

Они прикрыли жизнь собою,

Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава .

Ученик :

Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги.

Ученик :

Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки.

Ученик :

Ради счастья и жизни на свете, ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете.

Хором: Никогда! Никогда! Никогда!

Ученик :

Пусть солнце утопит всю землю в лучах! Пусть!

Пусть мирные звезды сияют над ней! Пусть!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней! Пусть!

Хором: Пусть! Пусть! Пусть!

В городе Курск работает единственный в своем роде музей, где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. За сорок лет сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан.

Своей стран Земли российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Помните! Через века, через года

Помните!

О тех, кто уже не придёт

Никогда, -

Помните!

- Почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины.

Много книг написано о юных героях нашей страны, погибших за счастье и свободу нашей Родины.

Минута молчания.

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там стоящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Дорогами, которым нет конца.

Наши беспокойные сердца.

И сильнее кажется нам втрое,

Словно тоже крещены огнем.

Юные безусые герои,

Перед вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.

И в руках у нас не автоматы,

А цветы – весенний дар Земли.

Той Земли, которую когда-то

Защищали, сберегли солдаты,

Мы хотим, чтоб люди мирно жили,

Чтоб дети разных стран всегда дружили,

Чтоб леса, поляны зеленели,

Чтобы птицы в небе звонко пели.

Учитель:

Благодарим их за жизнь,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём.

Ученики читают стихи:

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Вместе с нами вы шагали рядом

Дорогами, которым нет конца.

Рядом с вами не выносят фальши

Наши беспокойные сердца..

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем.

Юные, безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.

И в руках у нас не автоматы,

А цветы – весенний дар земли,

Той земли, которую когда-то

Защищали, сберегли солдаты,

Чтоб весной цветы на ней цвели.

Учитель:

- Люди! Покуда сердца стучаться,

Ученики:

- Помните!

Учитель:

- Какой ценою завоёвано счастье ,

Ученики:

- Пожалуйста, помните!

Учитель:

Песню свою, отправляя в полёт,

Ученики:

- Помните.

Учитель :

- О тех, кто уже никогда не споёт.

Ученики :

- Помните!

Учитель:

В нашем ХХI веке идеология фашизма, которая несёт для людей только смерть и ужас, к сожалению, жива. Она не терпит людей другой национальности, вынашивает планы господства над умами и сердцами людей, стремиться к политической власти. В странах Прибалтики сегодня фашизм расправляет свои плечи: глумятся над могилами советских солдат, преследуют ветеранов Великой Отечественной войны. Угроза есть. И поэтому сегодня нам нужно помнить.

Пусть вы не солдаты, но клятву свою

Дайте, как даёт её воин в бою.

Навек ей верной останьтесь:

От школьной скамьи – навсегда, до конца

Отдать тебе, Родина, наши сердца –

Мне хочется подарить каждому из вас белых журавликов, сложенных из бумаги. Птица с длинной шеей в Китае и Японии вот уже третий век считается символом удачи и долгой жизни.

История Садако Сасаки

А вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира. Многие, вероятно, помнят историю Садако Сасаки – девочки, молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желания надо было сложить 1000 фигурок. Она успела сделать 644 журавлика… Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.
Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить 1000 фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее…
- Встаньте, поднимите вверх своих журавликов и пусть они плывут вместе с нами и говорят о том, что мы будем помнить всегда тех людей, которые сложили головы за наше счастье, за мир на планете Земля

Под песню « Журавли » М . Бернеса дети поднимают своих журавликов .

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия

I. Из истории даты.

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .

Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне.

Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Так давайте с вами разберёмся кто такой антифашист.

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

II. Антифашисты времён ВОВ.

В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.

Боря Кулешин.

Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.

На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля "Ташкент" - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зе-нитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная ус-талости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на мо-ре, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

В небе, как Аркаша Каманин.

Аркадий Каманин.

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

В партизанском отряде, как Леня Голиков.

Лёня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

Валя Зенкина.

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Володя Дубинин.

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца

командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

В подполье, как Володя Щербацевич.

Володя Щербацевич.

Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач.

Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья.

Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей.

В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена:

Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.

Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.

26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: "Не простим!".

Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич - минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета "Правда" писала: "Наши дети - героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба - это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба - это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней".

И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами.

III. Итог.

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. О тех, кто шёл плечом к плечу с отцами и братьями в бой, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной войны.

Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.

И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.

Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон",.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы: Олег Кошевой Любовь Шевцова Дмитрий Огурцов Виктор Субботин Семён Остапенко

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях. Фашизм – течение, которое несет за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение другой расы.

Боря Кулешен

Аркадий Каманин

Леня Голиков

Валя Зенкина

Володя Дубинин

Володя Щербацевич

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях

Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть.

Блокадный Ленинград «Дорога жизни…» Дорога смерти…

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО!

Их принимали в армейские роты!

Дети сироты!

В бомбоубежище.

Герои Советского Союза Валя Котик Леня Голиков Зина Портнова

Военное детство!

Бригада слесарей Фрезеровщик Коля Мартынов В тылу как на войне

ПОМОЩЬ ФРОНТУ!

Юные девочки в белых халатах!


День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .

Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне.

Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Так давайте с вами разберёмся кто такой антифашист.

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

Антифашисты времён ВОВ.

В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.

Боря Кулешин.

Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.

На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля "Ташкент" - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зе-нитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная ус-талости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на мо-ре, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

В небе, как Аркаша Каманин.

Аркадий Каманин .

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

В партизанском отряде, как Леня Голиков.

Лёня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

Валя Зенкина.

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Володя Дубинин.

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца

командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

В подполье, как Володя Щербацевич.

Володя Щербацевич.

Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач.

Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья.

Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей.

В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена:

Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.

Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.

26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: "Не простим!".

Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич - минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета "Правда" писала: "Наши дети - героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба - это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба - это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней".

И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами.

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. О тех, кто шёл плечом к плечу с отцами и братьями в бой, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной войны.

Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.

И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.

Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон",.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.