Скандал возле фильма матильда. Война за «Матильду»: о чем фильм и почему его так сильно хотят запретить. Роберт Сервис, профессор истории Оксфордского университета, специалист по Николаю II

14.07.2023 Архив

Очередная новость посвященная уже известному наверное всем и каждому фильму — Матильда история жизни которой так раздражает депутата Поклонскую. Дело в том, что в Москве отменили предпоказ фильма — православный игил* побеждает.

С понедельника, 11 сентября, фильм Алексея Учителя «Матильда» должен был идти в кинотеатре «Иллюзион». На одном сеансе в день. Как известно, Алексей Учитель и его продюсеры рассчитывают выдвинуть фильм на «Оскар»; по условиям Американской Киноакадемии, чтобы картина могла претендовать на награду в категории «Лучший иноязычный фильм», она должна выйти в коммерческий прокат в своей стране до 1 октября. Идти фильм должен как минимум в одном кинотеатре в течение как минимум семи дней подряд. (Точно так же в свое время — на одном сеансе в день, ради того, чтобы соответствовать требованиям Киноакадемии — в свое время прокатывали «Рай» Андрея Кончаловского и «Левиафан» Андрея Звягинцева ).

Матильда фильм 2017

Показывать «Матильду» собирались без шума и пыли, безо всякой рекламы. Еще в субботу билетов в кассе было полно — корреспондент редакции через интернет купил целых пять, для своих коллег и близких. Однако в понедельник стало известно, что показ отменяется.

Вместо картины Алексея Учителя на экране «Иллюзиона» продемонстрируют французскую комедию Франсуа Озона 2002 года «8 женщин». Да, это конечно не Матильда история жизни которой так бесит наших чиновников (точнее одну чиновниху? Чиновницу? как правильно?), но и не так распиарена у народа.

Как мы видим, серьезных причин по которым Матильда не смогла бы выйти в прокат нет — и дело тут может быть вот в чем:

  1. Вариант первый. Матильду ненавидят всерьез: В этом случае, кто-то из власть имущих, которым Матильда история жизни балерины и ее взаимоотношения с наследником тоже поперек горла встали (неизвестно почему) решил применить весь свой ресурс и таки сумел пусть не запретить совсем, но хотя бы отодвинуть дату старта показа фильма, чтобы картина точно не смогла претендовать на Оскар.
  2. Вариант второй. Вся шумиха вокруг Матильды создана искусственно ее же продюсерами: Если это так и всю волну подняли специально, чтобы на волне хайпа фильм посмотрело как можно больше человек, и соответственно это принесло создателям как можно больше денег, то такой ход, с отменой предпоказа, мог быть сделан намерено. Создатели опасались что Матильда не только не завоюет Оскар, но даже не будет номинирована. Это конечно не критично но все таки некий удар по репутации есть. Создатели Матильды могли посчитать, что лучше вообще не принимать участие, чем участвовать но не победить. В таком случае отмена предпоказа инициирована ими же, чтобы их фильм «не взяли» на Оскар.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Поклонская требует проверить поджог машин возле офиса адвоката Учителя

Возле офиса адвоката Алексея Учителя сгорели две машины. В произошедшем пожаре Константин Добрынин обвинил соратников депутата Госдумы Натальи Поклонской .

КСТАТИ

Поклонская подала в суд на Учителя от имени вдовы племянника Николая II

Как только не пыталась Наталья Поклонская привлечь внимание общественности к неугодному фильму. И молитвенные стояния устраивала, и баннер разворачивала у окон киностудии Учителя вместе с футбольными фанатами, даже обращалась за помощью к Рамзану Кадырову – да только все без толку.

Разворачивается неслабое противостояние — Поклонская и Матильда в чем проблема?

Ситуация непростая, но судя по всему за спиной бывшего крымского прокурора стоит кто-то другой, скорее всего напрямую связанный с церковью. Ну а если это не так, то вызывает серьезное опасение психическое здоровье Поклонской. Она ведет себя как тринадцатилетняя девочка, которой сказали что ее любимый поп-певец сидит на наркотиках — «это все не правда, он не такой, не говорите об этом».

Матильда Кшесинская

Фильм Матильда история жизни и взаимоотношения с наследником которой и будет основной сюжетной линией, оскорбляет чувства верующих. Вот не знаю если честно каким боком он это делает. Или имеются ввиду не православные верующие а какие-то другие? Да вроде нет, во всяком случае Поклонская устраивала и молитвенные стояния и таскалась с иконами… В общем, видимо фильм оскорбляет чувства именно православных верующих.

Создается впечатление что верующих (которые в массе своей не могут назвать десять заповедей, или прочитать наизусть хотя бы одну молитву) оскорбляет все что только можно. Это как если бы прыщавому задроту которому не «дают» девушки и чморят одноклассники, вдруг вручили статью, по которой он может сажать всех кто его оскорбил.

Мне кажется аресты пошли бы один за другим — этот оскорбил задрота упоминанием дичайших прыщей на его роже, второй оскорбил задрота тем что отказался с ним общаться, третья оскорбила нашего гипотетического ботана, банальным отказом. В итоге за всех взялись суды и теперь задрота, задротом никто не называет. Но только прыщавая морда и ничтожность в целом, никуда не делись, просто говорят обо всем этом за спиной.

Да, статья за оскорбление чувств верующих стала одной из самых любимых нашими следственными органами. Посадить можно практически кого угодно и за что угодно. Доказать что роковой фразы «Бога нет» ты не говорил, будет довольно сложно, если вас действительно решат закрыть по этой статье. Так почему же, если все настолько серьезно, всех кто имеет отношение к Матильде, еще не пересажали?

Матильда история жизни и фильма

Да, у Поклонской не так уж и много реальной власти. По большому счету ее как притащили из Крыма, так же легко могут и обратно вышвырнуть. Все ее стенания и истерики вокруг фильма очень похожи на показушные. Фильм не трогают, а ведь он оскорбляет (якобы) чувства верующих. Блогера Соколовского осудили за меньшее — короткий ролик оскорблял чувства верующих наверное намного меньше чем полнометражный фильм. Тем не менее Алексей Учитель все еще не кормит клопов на нарах.

О чем это говорит? Это говорит о неплохом прикрытии сверху. Деньги на фильм выделял Газпром, помогал в этом деле Винокур, у которого есть прямой выход на Путина, так что поддержка у фильма и режиссера безусловно есть. Вопрос — зачем же в таком случае создается весь хайп? Ответ прост — пиар.

Глупо было бы предполагать что фильм действительно так уж оскорбляет чьи-то чувства. В конце концов, роман царя и балерины не может оскорбить чувства сильнее, чем убийство всей царской семьи. А если это так, то прямой инициатор революции, по большому счету инициатор расстрела Царской семьи — Владимир Ильич Ленин, должен оскорблять чувства этих самых непонятно в кого верующих, намного сильнее.

Итак, что мы видим в итоге:

  1. Блоггер Соколовский снял ролик вроде как на месте убийства царской семьи, и это жутко оскорбило чувства верующих.
  2. Фильм Матильда рассказывает о романе царя и балерины, Матильды Кшесинской, и это тоже жутко оскорбляет чьи-то там чувства.
  3. А вот виновный в расстреле этой самой так любимой всеми царской семьи, благополучно лежит в центре Москвы, и ничьи чувства не оскорбляет.

Цирк. Вот действительно цирк. Другого слова подобрать сложно. Если это не тупое мракобесие деградирующих личностей, то действительно, довольно неплохой маркетинговый ход. Сейчас о фильме Алексея Учителя знает едва ли не каждый. Страшно представить какую кассу сорвет фильм, когда все же выйдет.

Но если действительно фильм Матильда история жизни которой документально зафиксирована, так оскорбляет чувства верующих то чем? Давайте совершим краткий экскурс в историю, и попробуем понять, чем же Матильда может так сильно оскорбить верующих… Не пойму, только каких именно верующих — верующих в бога, верующих в царскую семью, или верующих в Поклонскую.

История Матильды и Николая

Матильда Кшесинская родилась в артистической семье: ее родители служили в балетной труппе Императорского Мариинского театра. Они передали мастерство и преклонение перед сценой всем своим общим детям. Старшая сестра Матильды Юлия и брат Иосиф также стали довольно известными артистами балета. В своих «Воспоминаниях», написанных в эмиграции в зрелом возрасте, Кшесинская писала о своем отце.

Он имел на сцене Мариинского театра неизменный успех у публики, а его исполнение мазурки считалось образцовым, так что его ставили выше знаменитого варшавского танцовщика Попеля.

История Матильды и Николая началась тогда, когда ее стаж выступления в театре перевалил уже за двадцать лет.

Знакомство Кшесинской с самым высокопоставленным из ее поклонников произошло 20 марта 1890 года, во время выпускного спектакля, на котором по традиции присутствовала императорская семья. По воспоминаниям балерины, в этот день Александр III протянул ей руку со словами: «Будьте украшением и славою нашего балета!» Чуть позже во время ужина он усадил юную артистку между собой и наследником и шутливо распорядился: «Смотрите только не флиртуйте слишком».

Чувство между Матильдой Кшесинской и Николаем Романовым вспыхнуло практически мгновенно:

«Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон», - напишет она через много лет.

Дневник самого Николая ни о чем таком, вроде бы, не упоминает:

«Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками».

Но любому, кто читал хотя бы несколько страниц дневника, который последний русский император вел всю сознательную жизнь (последняя запись датирована 30 июня 1918 года по старому стилю), известно, что Николай Александрович сильных эмоций в толстых дневниковых тетрадях предпочитал не проявлять. Это не значит, что у него их не было.

Отношения Матильды Кшесинской и Николая

После первой встречи они несколько раз случайно виделись в Петербурге, затем он постоянно приходил к ней в антрактах во время спектаклей. Платоническая стадия их романа не спешила перетекать в страстную: наследник был занят на военных сборах, затем уехал в кругосветное путешествие, затем с родителями в Данию. Только через полтора года после знакомства они впервые встретились наедине.

Для того чтобы иметь возможность регулярно видеться со своим возлюбленным, Матильда история жизни которой хранит все эти моменты, открылась родителям и получила их разрешение на то, чтобы зажить отдельно от них. При этом отец прямо сказал ей то, что она и так понимала. «Хотя он умел владеть собой, я не могла не заметить, что в нем творится, и сразу же почувствовала, как он страдает. Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю».

Матильда Кшесинская и Николай Второй история любви

Любила ли Матильда Николая? Да, несомненно. Разумеется, не только как красивого молодого человека немного старше ее самой, воспитанного и неплохо образованного; кому не будет лестно, что за тобой ухаживает наследник престола второй по величине империи мира? Но вот дешевой корысти в их отношениях, пожалуй, не было. Ее сценическая карьера и без этого складывалась превосходно, а подарки, которые дарил ей Николай, не шли ни в какое сравнение с тем, что некоторые ее однокашницы по училищу получали от богатых поклонников. Потом она войдет во вкус и будет пользоваться своим положением «любимой балерины Романовых» достаточно беззастенчиво, ведя себя в театре как капризный диктатор; но это будет позже, уже в ХХ веке.

К чести Николая, после помолвки с Алисой Гессенской они с Кшесинской перестали встречаться наедине. В прощальном письме он напишет уже бывшей подруге: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Матильда история жизни которой была довльно яркой и полной, отнеслась к расставанию спокойно.

Матильда Кшесинская и Андрей Романов

Кшесинская тоже довольно быстро завела новый роман. На этот раз с великим князем Сергеем Михайловичем, внуком Николая I (двоюродным дядей Николая II), при этом они вели фактически семейную жизнь.

Через несколько лет она, не порывая с Сергеем, начнет встречаться с родным дядей императора Николая, великим князем Владимиром Александровичем, которого через какое-то время сменил его сын Андрей Владимирович - он был семью годами младше своей возлюбленной. «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», - вспоминала Кшесинская через полвека. Уже в эмиграции в 1921 году Андрей женится на ней и проживет с ней всю свою жизнь, несмотря на то, что между супругами случались размолвки, вызванные ветреностью Кшесинской (одна из ее связей закончилась тем, что муж вызвал нарушителя семейного спокойствия на дуэль и там ранил).

Все это не секрет. Опубликованы дневники Николая II. Опубликованы воспоминания самой Кшесинской. Опубликованы воспоминания ушедшего из-за конфликта с Кшесинской с поста директора императорских театров Сергея Михайловича Волконского. Опубликованы воспоминания целого ряда других людей, бывших свидетелями, не всегда доброжелательными, достаточно бурной жизни балерины.

Поклонская и Матильда в чем проблема

С этой точки зрения ничего, кроме недоумения не может вызвать та часть заказанного депутатом Поклонской экспертного заключения. Где сам факт связи Николая и Матильды ставится под сомнение. Эксперты, среди которых почему-то нет ни одного историка, пишут так, что это вызывает вопросы об их квалификации. Матильда история жизни которой так раздражает Поклонскую, подвергается нападкам вообще не относящимся к вере.

Например: «Усиливает негативный образ персонажа „Николай II“ приписывание ему выбора в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладавшей яркой классической европейской женской красотой Александрой Федоровной».

Вообще пронизывающая всю эту, с позволения сказать, экспертизу мысль о том, что историческое лицо, канонизированное церковью, должно стать «особо охраняемым объектом», и любая не вполне восторженная интерпретация образа этого лица является оскорблением чувств верующих, чрезвычайно опасна, как с точки зрения конституционного принципа светскости, так и с точки зрения конституционной гарантии свободы художественного творчества.

Впрочем, вряд ли будет большой натяжкой предположить, что за всей этой идеей с экспертизой стоит влияние фигуры иного, нежели депутат Поклонская, калибра. Для этого достаточно сравнить текст экспертного заключения с декабрьским интервью епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) «Российской газете»: совпадение не просто идейное - текстуальное. И в данном случае не так важно, сама ли Поклонская восприняла слово пастыря как указание или ее надоумили. Матильда история жизни которой взята за основу сюжета фильма, по большому счету не так уж и важна. Важно то, что если фильм смогут запретить, это покажет что церковники набирают все большую и большую власть, что конечно же не хорошо.

*Игил — запрещенная в России террористическая группировка

Начну с того, что ни разу не на стороне Поклонской. Посмотрел фильм как раз потому, что было много шума. Но фильм в моих глазах провалился по другим причинам.

Общее впечатление: Я разочарован.

Такая благодатная тема! Персона Матильды Кшесинской будто и была рождена для будущего фильма… хорошего фильма. Тут бесконечный кладезь для хорошего режиссера: и любовь, и интриги, и исторические судьбоносные перипетии, и, самое главное, БАЛЕТ! Русский балет в годы его становления, в те годы, когда он завоевывал позиции лучшего мирового балета. И Матильда Кшесинская — одна из самых ярких подопечных знаменитого Петипа. Она рождена в семье артистов Императорского театра. Она воспитана в атмосфере близости к царственным поклонникам балета. Она активно борется, интригует против иностранных балерин. Она выходит за рамки сцены и становится активным творцом российской политики. Эта очень непростая, умная и безумно талантливая женщина, сделавшая себя, простите, на БАЛЕТЕ, и вместе с другими талантами сделавшая РУССКИЙ БАЛЕТ.

Что же мы видим в ленте Учителя? Точнее, что мы в ней НЕ видим. Мы не видим в фильме характера, мы не видим силы Кшесинской, мы не видим удивительной судьбы, и, опять повторюсь, мы не видим балета. Вместо этого нас мучают картинками, якобы, сексуального тела актрисы.

Вы серьезно? Вы считаете, что Кшесинская завоевала свое место в истории выскочившей на сцене грудью и томными взглядами с задворок сцены? Вы пробовали сесть в царскую ложу и разглядеть подмигивание балерин в глубине сцены? Или вы считаете, что в России на тот момент только у Кшесинской были грудь и ноги?

Подсказываю: Танец, Балет — вот первоначальное очарование Кшесинской, вот ее сила, вот ее стартовый капитал.

В фильме же вообще нет красивых балетных сцен, в фильме нет танца Матильды. Все кадры с Кшесинской на сцене — это или крупный план частей тела актрисы(или дублерши), или несколько моментов со спины. Ах, да! 32 фуэте с «кривого ракурса». Столько концентрации на этом подсчете! Это что? Господин Учитель, Олимпийские Игры?

У Учителя была возможность сделать красивый музыкальный фильм, у него была возможность влюбить своих зрителей(тех, кто еще не влюблен) в русский балет. Он же сосредоточился на эротических сценах, которые тоже, кстати, не получились. Зато из-за этих режиссерских потуг фильм о балерине не может быть рекомендован к семейному просмотру.

Опять же — фильм о русском балете конца 19-го, начала 20-го века обошелся без образа Мариуса Петипа. Если персонаж Миронова — это Петипа, то, извините, это полный провал. Великий балетмейстер показан в фильме, как мелкий сутенер. Человек, принесший славу русскому балету, воспитавший плеяду мировых звезд бегает по закулисью, как подмастерье. Вы серьезно?

В фильме нет поклонников балета, ни из высшего общества, ни из среднего класса. Но, пардон, именно они и создают атмосферу умопомрачительной популярности балетных спектаклей. Без них все эти «смотрины» балерин царственными персонами выглядят, как просмотр проституток в парижском борделе.

Персонаж Козловского вообще ни-о-чем. Маньяк. Он не ценитель балета, он просто маньяк, да еще и сыгранный неубедительно. К чему эти сцены с допросами в ванне? К чему эти взрывы? Чтобы убедить нас, что Матильда Кшесинская сводила с ума? Талантливый режиссер свел бы с ума… НАС, танцем Кшесинской и не надо было бы тогда четверть фильма топить Козловского в ванне.

Образ руководителя царской охранки… Позорный, бездарный штамп, кочующий из фильма в фильм. В «Матильде» этот образ еще и смешон. Он практически в одиночку и допрашивает Козловского, и ловит Матильду, и разбирается с трагедией тысяч россиян на Ходынском поле. Зачем этот образ вообще был нужен?

Ну и сам Николай… Не убедил. Ни в чем. То ли любил, то ли хотел, то ли страдал, то ли передумал, то ли упал на коронации, то ли не упал, то ли расстроился, узнав о «Ходынке», то ли нет. Уж если хотел показать Учитель умопомрачительную любовь к балерине(в чем я лично сомневаюсь), то тогда хотя бы раз «зажег» бы глаза Ники. Хотя бы раз. Или прогнал бы в шею бездарного артиста.

Жаль. Отличная тема. Вся жизнь Кшесинской — отличная тема для кино. Уверен, что о ней еще снимут, может и не в России. Но снимут, и влюбят таки нас всех еще раз в русский балет, в музыку великих русских композиторов, в золотой век балета. Можно сравнить с великим фильмом «Амадеус»? Тема и фактура то близка. Только «Амадеус» взял в свое время все, что можно было взять, влюбил пол мира в музыку Моцарта, породил ожесточенные дискуссии о талантах и их окружении. У темы с Матильдой тот же потенциал. Только вот исполнение бездарное.

Какую оценку поставить? Хотелось бы найти что-нибудь позитивное, натянуть 2-3 балла. Не нахожу.

Сценарий? — ноль!

Игра актеров? Только немного Дапкунайте, и то, на мой взгляд, не к месту и переиграно-драматично.

Музыка? — не та. Должна звучать музыка балетов того времени. Зачем в таком кино, где столько оригинального музыкального материала, современный композитор?

Танцы? — уже сказал: -(минус)10

Костюмы? — тут да! деньги освоены. Только к чему это золото мундиров на недвижимой массовке? Бестолково стоящие ряды «великих» мужей Отечества.

Иными словами, хотелось бы найти что-нибудь позитивное — ан нет!

Тогда получается.

Скандал вокруг новой картины Алексея Учителя "Матильда" набирает все большие обороты. В связи с недавней инициативой участников общественного движения "Царский крест", еще даже не вышедшая на экраны историческая драма стала объектом пристального внимания всех ведущих критиков, депутатов и даже Генпрокуратуры. Дни.Ру решили разобраться: в связи с чем возник столь сильный ажиотаж вокруг любовного увлечения Императора.

Известно, что о "недопустимой лжи" и "клевете" в фильме уже неоднократно заявили не только участники нескольких православных организаций. Директор канцелярии российского императорского дома Александр Закатов уже пояснил в нескольких интервью, что, по его мнению, рассуждать о личной жизни царей и даже святых можно, но остается один вопрос: с какой целью? По мнению Закатова, история, представленная в фильме Учителя, является ничем иным как "извращением".

В первую очередь отметим: хоть новое творение известного режиссера и является исторической драмой, от этого оно не перестает быть художественным фильмом. Следует отличать байопик от киноискусства: ведь если в первом все должно быть выдержано в строгих рамках исторического сюжета, то во втором режиссер может смело себе позволить какие-то "вольности". Например, рассказать историю любви, которая в реальности определенно могла быть, но не случилась.

Балерина Матильда Кшесинская, как она сама заявляла, являлась любовницей и фавориткой Николая II до его помолвки с Алисой Гнессинской. Это подтверждают и мемуары известной примы, которые были опубликованы в Париже в 1960-м году. Сам Учитель, отстаивая свою позицию,ссылается именно на исторические события, которые он, вероятно, весьма основательно изучил.

Кшесинская еще в возрасте 20 лет покорила сердце цесаревича Николая и на протяжении двух с половиной лет состояла с ним в любовной связи. Судя по дневникам и воспоминаниям его современников, Николай не скрывал своего более чем трепетного отношения к приме Мариинского театра.

По факту возмущение общественности вызвал не сам исторический фильм (который к слову, никто на сегодняшний день не видел), а сам намек на то,что у столь знаковой исторической фигуры как Николай II вообще могла быть личная жизнь. Во все времена находятся критики, считающие непозволительным затрагивать тему каких-либо личных страстей людей, ставших своеобразными "иконами" целой эпохи.

По данным информационного агентства ТАСС, на сегодняшний день Генпрокуратура не нашла в фильме никаких нарушений. Вернее, в той его части, которую они смогли посмотреть. Известно, что кинолента готова не полностью, ее премьера намечена на март 2017 года.

Идет коронация Николая II. На хоры церкви вбегает девушка, она кричит: Ники! Николай поднимает глаза, видит девушку и падает в обморок. Корона падает с его головы.

Выпускницы балетного училища фотографируются. Они поступают в труппу Мариинского театра. Директор Императорских театров Иван Карлович на недоуменный вопрос Матильды Кшесинской отвечает: нет, театр не публичный дом, нам дают субсидии из государственной казны. Балерина Леньяни крутит фуэте, зал ей аплодирует. За кулисами она подходит к Матильде и сообщает, что в зале цесаревич (Ники). Она незаметно развязывает ей бретельку на плече. Во время танца обнажается левая грудь Матильды. Зрители шокированы, балерина продолжает танцевать. После спектакля поручик Воронцов ждет за кулисами Матильду и вручает ей корзину роз.

Вагон царского поезда. Отец показывает Ники фотографию Кшесинской. Он говорит, что жениться надо на такой. А немка твоя мне никогда не нравилась. На путях застряла телега с лошадью. Поезд резко тормозит, происходит крушение, император держит на своих плечах крышу вагона до тех пор, пока вся семья не выбирается наружу.

Соревнования кавалерийских офицеров. Среди зрителей великие князья и балерины. Приз победителю скачек – поцелуй его избранницы. Великий князь Андрей и Николай обсуждают Кшесинскую. Оба влюблены. Николай забирает у кузена приготовленный им букет и идет в шатер, куда привели Матильду. Он расстегивает на шее девушки воротничок и надевает на нее колье. Та отвергает подарок и выходит из шатра. Крики: помогите! Матильда вбегает в шатер, за ней Воронцов. Ты украл мой поцелуй! Он набрасывается на цесаревича, охране удается скрутить нападавшего.

Его приводят в тюрьму. Начальник сыскной полиции говорит Воронцову, что за покушение на жизнь Николая он будет казнен. Если дело в ревности – его помилуют. Воронцов не признается. Происходит имитация повешения преступника, затем его доставляют к психиатру доктору Фишелю. Он должен добиться от Воронцова признания. Для этого преступника помещают в емкость с водой, периодически поднимая его на поверхность.

Ники приходит в гримерку к Матильде и приглашает ее на бал в честь своего дня рождения.

Ники с Матильдой становятся любовниками. Утром в двери спальни заглядывает мать цесаревича Мария Федоровна. Она зовет сына: его ждут гости. А Матильда, которая дала цесаревичу то, чего он от нее хотел, может быть свободна. Ники приносит нарядное платье и велит Матильде надеть его. Он выводит ее к отцу, за спиной которого выстроились придворные. Матильду он представляет императору княгиней. Тот просит Кшесинскую беречь его сына и удаляется из зала.

После смерти отца Николаю приходится заниматься государственными делами. Он говорит, что не готов стать царем. Прибывает поезд, на котором в Россию приехала невеста Николая Аликс. Мария Федоровна говорит сыну, что нужно срочно венчаться, затем ему предстоит коронация. А балерина должна вернуть написанные им письма и исчезнуть. Ники не согласен. Тогда я сама все сделаю.

Иван Карлович говорит труппе, что они едут в Москву на коронацию. В балете главную партию невесты будет танцевать Леньяни. Кшесинская говорит, что это она станцует невесту.

Начальник сыскной полиции Власов приходит к Матильде и предлагает ей вернуть письма. Та отказывается.

Фишель проводит спиритический сеанс для Аликс и Ники. Приходит Мария Федоровна и называет Фишеля шарлатаном. Аликс с Фишелем едут на мотоцикле к доктору. В магическом шаре он показывает Аликс ее соперницу. Как ее устранить? Нужна ее кровь.

Николай просит Андрея найти доказательства знатного происхождения Матильды. В архиве Андрей предлагает Кшесинской уехать с ним за границу. Той нужен законный брак. Она требует прекратить поиски.

Фишель допрашивает Воронцова. Тот освобождается от пут, топит доктора, убегает из лечебницы. Аликс приходит к Матильде. Та учится крутить 32 фуэте, ее ноги сбиты в кровь. Аликс похищает обувь балерины, приходит в лечебницу и обнаруживает мертвого Фишеля.

Императорский поезд отбывает в Москву. На перрон прибегает Матильда, Николай страстно прощается с ней. Они с Аликс видят толпы людей, пешком отправившихся на коронацию в Москву. Среди них – Воронцов. Матильду в Москву везет на автомобиле князь Андрей.

Андрей привозит Матильду к загородному особняку на берегу пруда. Она входит туда, ее встречает Ники: это твой дом, но я не могу отказаться от короны и судьбы. Отрекись, иначе я отрекусь от тебя. Матильда бежит на улицу, садится в машину к Андрею.

Власов похищает Матильду, увозит ее в автомобиле. Та говорит, что вернула письма. Матильде удается сбежать. Она видит на афише имя исполнительницы главной партии: Леньяни. Кшесинской удается запереть в гримерке соперницу, она бежит на сцену, ее перехватывает Власов, на сцену выходит освободившаяся из-под замка Леньяни, Матильда вырывается и тоже выходит на сцену. Соперницы крутят фуэте. Матильда падает, поднимается и убегает со сцены.

После спектакля Ники приходит за кулисы к Матильде. Та крутит для него фуэте. Заходит Аликс: браво, 32, поздравляю!

Ники собирается покинуть дворец. Мать говорит: поступай, как знаешь. Андрей везет кузена к загородному дому, где их ждет Матильда, уже собравшаяся в дорогу. К ней врывается Воронцов. Он хватает девушку, связывает, выносит на улицу. Он погружает Матильду на паром и пытается перевезти ее на другой берег пруда. Подручные Власова поджигают паром, Матильда падает в воду, паром взрывается. Ники наблюдает эту катастрофу. Власов вывозит на лодке Матильду: пусть все думают, что вы погибли, но на время коронации вы должны исчезнуть.

Венчание, первая брачная ночь. Сцена коронации, с которой начинался фильм. Николай приходит в себя. Церемония продолжается. Императору сообщают, что на Ходынке произошла давка, две тысячи человек погибли. Николай на Ходынке. Всех похоронить в гробах, семьям погибших по пятьсот рублей. Фейерверк, император на помосте встал на колени.

Перед сном император и его жена молятся. Аликс признается мужу в любви. Финальные титры сообщают, что Николай и Александра Федоровна счастливо прожили в браке 24 года, у них было четверо дочерей и сын, всю семью расстреляли 17 июля 1918 года. Кшесинская вышла замуж за Андрея и прожила до 99 лет.