Основные темы по биологии для сдачи огэ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Лернер Г.И. Биология: подготовка к ОГЭ по теории

Биология. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Лернер Г.И.

М.: 2018. - 288 с.

Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии и тестовые задания, необходимые для подготовки к Государственной итоговой аттестации (ОГЭ) выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений. Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, которые соответствуют формату ОГЭ. Они дают исчерпывающее представление о типах заданий экзаменационной работы и о степени их сложности. В конце пособия даны ответы на задания. Пособие может быть использовано учащимися для подготовки к ОГЭ и самоконтроля, а учителями - для подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по биологии. Книга адресована школьникам, учителям и методистам.

Формат: pdf

Размер: 5,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 5
Часть I.
1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Основные биологические науки. Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов 7
Часть II.
2. ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
2.1. Клеточное строение. Химический состав клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов 15
2.2. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними 52
Часть III.
3. СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
3.1. Вирусы, бактерии, синезеленые водоросли 65
3.2. Царство Грибы. Общая характеристика 69
3.3. Царство Растения. Основные особенности растительного организма 71
3.4. Царство Животные. Роль животных в природе и жизни человека 97
3.5. Учение об эволюции органического мира. Чарльз Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции 168
Часть IV.
4. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
4.1. Ткани 197
4.2. Строение и функции опорно-двигательной системы 201
4.3. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови 206
4.4. Строение и функции системы органов кровообращения 213
4.5. Строение и функции дыхательной системы 219
4.6. Строение и функции пищеварительной системы 224
4.7. Обмен веществ в организме 231
4.8. Строение и функции выделительной системы 236
4.9. Нервная система. Общий план строения. Функции 240
4.10. Строение и функции спинного мозга 243
4.11. Строение и функции головного мозга 245
4.12. Строение и функции вегетативной нервной системы 250
4.13. Высшая нервная деятельность 253
4.14. Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения 259
4.15. Орган слуха и равновесия 262
4.16. Обонятельный и вкусовой анализаторы 265
4.17. Кожа, ее строение и функции 266
4.18. Эндокринная система. Железы внутренней секреции 268
ОТВЕТЫ К ПРИМЕРАМ ЗАДАНИЙ 277

Предлагаемое учебное пособие состоит из 4 разделов, включающих основные закономерности биологии с основами экологии, биологию растений, биологию животных, анатомию и физиологию человека. Пособие написано для того, чтобы дать возможность школьникам, выбравшим биологию для сдачи итогового экзамена за основную школу, быстро повторить школьный курс биологии и получить необходимый дополнительный материал, знание которого важно для дальнейшего изучения биологии в старшей школе.
Это пособие ни в коей мере не заменяет школьные учебники и объемные дополнительные пособия. Содержание курса предельно сконцентрировано, прочное усвоение этого материала обеспечит успешную сдачу экзамена за основную школу. Заголовки отдельных тем сформулированы так, как они даются в кодификаторе к экзамену.
Первая часть каждой темы представляет конспективное изложение основного материала в соответствии с экзаменационными требованиями. Курсивом выделены термины и понятия, на которые необходимо обращать внимание при изучении всего курса биологии. Для ускорения работы очень важно уметь пользоваться более расширенными справочниками и словарями. Проработанный материал лучше всего пересказать себе или кому-то из близких.

Государственная итоговая аттестация 2019 года по биологии для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются знания следующих разделов биологии:

  1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
  2. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
  3. Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы.
  4. Царство Растения.
  5. Царство Животные.
  6. Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека.
  7. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
  8. Опора и движение.
  9. Внутренняя среда.
  10. Транспорт веществ.
  11. Питание. Дыхание.
  12. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела.
  13. Органы чувств.
  14. Психология и поведение человека.
  15. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.
  16. Влияние экологических факторов на организмы.
  17. Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира.
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по биологии. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по биологии содержит две части. Первая состоит из 28 заданий с кратким ответом, вторая - из 4 заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. первые 28 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 22 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А24 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А24 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А24 выберите только один правильный вариант .

ОГЭ по биологии в 2019 году предусматривает определенный механизм, что дает шанс просчитать уровень знаний усвоенного материала, притом крайне важно научиться его правильно использовать. Подобная аттестация рациональна по окончанию 9 класса. Экзамен по биологии не относится к обязательным предметам, соответственно, обычно на нем останавливают выбор подростки, которые планируют перейти в профильный класс. Кроме того, предмет понадобится тем, кто планирует попробовать силы в гуманитарном университете конкретной направленности, в частности: потенциальные биологи, психологи, химики, географы, медики, спортсмены и реабилитологи.

Не считая всего сказанного, результат отражается на общем аттестационном балле, который выставляется ребятам, он предусматривает потенциальную судьбу во время поступления.

Успешная сдача экзамена важна не просто для школьников, это будто индикатор уровня преподавания в определенном учебном учреждении, позволяет поднять статистику по уровню изучения программы по данной дисциплине в любой из школ города, области, также района.

ФИПИ относят к органам, которые отвечают за тщательную подготовку, также организацию процесса экзаменации по всем предметам, в частности и биологии. Ныне стало известно, что особых изменений в сути и форме завершения ОГЭ в наступающем году не случится.

Как по стандарту, экзамен длится 3 часа, в это время подросток должен решить наибольшее количество предложенных заданий. Если сравнивать с прочими предметами, за отведенное время не рекомендуется применять разные вспомогательные материалы. На использование телефона, часов, прочего министры наложили строгий запрет точно, как на иные информационные носители.

Дата проведения

Как и другие экзамены, ожидающие учащихся, заканчивающих в 2019 году 9 класс, ОГЭ по биологии будет проходить в три этапа. Досрочно сдать экзамен получат возможность те, кто не справился с испытаниями в 2017-2018 учебном году, а также выпускники 2019 года, имеющие вескую причину на перенос экзамена.

Основная масса учащихся во всех регионах России будут сдавать биологию в основной день, припадающий на начало июня.

Осенняя сессия – это два дополнительных шанса для тех, кто не сможет как следует подготовиться и таки умудрится не сдать экзамен с первой попытки.

Досрочный период

Основной день

Апрель 2019 года*

Резервный день

Май 2019 года*

Основной период

Основной день

Июнь 2019 года*

Резервные дни

Июнь 2019 года*

Осенняя пересдача

1 пересдача

Сентябрь 2019*

2 пересдача

Сентябрь 2019*

* Календарь ОГЭ 2019 года еще не утвержден.

Формат экзамена по биологии

Все выпускники 9-х классов (независимо от географического расположения и профильности учебного заведения, в котором учатся) в 2019 году получат на ОГЭ единый набор экзаменационных билетов, разработанный ФИПИ.

Каждый билет по биологии будет включать в себя 32 разноплановых задания. Структура КИМов будет следующей:

Тип заданий

базовой сложности

краткий ответ (цифра)

повышенной сложности

множественный выбор

(3 из 6 ответов)

повышенной сложности

установить соответствие

повышенной сложности

установить последовательность биологических процессов

повышенной сложности

работа с текстом

высокой сложности

анализ статистических данных (таблица)

высокой сложности

решение прикладных задач

Всего:

Продолжительность ОГЭ по биологии в 2019 году составит 3 часа (180 минут).

1 часть - тестовая

Ответы на тесты первого блока необходимо занести в специальный бланк, который в дальнейшем будет проверен электронным методом. Рекомендуем заблаговременно ознакомиться с правилами заполнения бланка ОГЭ, что поможет избежать очень нежелательных последствий неправильного оформления ответа на тестовую часть работы.

2 часть – с развернутыми ответами

Вторая часть ОГЭ – это вопросы, требующие развернутого ответа и полного описания хода решения. В задачах, где требуется представить полный математический расчет, не стоит лениться расписывать. Тут даже правильный, но не подтвержденный аргументацией и формулами ответ, не будет засчитан.

Общее распределение заданий по уровням будет следующим:

  • базовый – 48%;
  • повышенной сложности – 35%;
  • высокой сложности – 17%.

Обратите внимание, что в ходе выполнение работы по биологии запрещено использование каких-либо источников информации, будь то таблицы или электронные гаджеты. Поводом для аннуляции результата могут стать даже смарт-часы, поэтому все устройства, которые могут вызвать сомнение у наблюдателей, лучше благоразумно оставить дома.

Оценивание работ

Тестовая часть работы, как и на ЕГЭ 2019 года, будет оцифрована и проверена электронным методом. Именно поэтому так важно соблюдать все правила заполнения бланка ответов. К проверке второй части привлекают экспертов – учителей биологии, имеющих высокую квалификацию и большой опыт работы.

Кодирование служит эффективной защитой и в ходе проверки эксперт не может знать, чья работа находится у него в руках. Каждая работа ОГЭ проверяется дважды. Эксперты, независимо друга от друга, выставляют балы, ориентируясь на единую систему проверки, разработанную ФИПИ.

В идеале баллы, выставленные двумя разными экспертами должны оказаться одинаковыми. Но, бывают и другие ситуации. Если что-либо в работе экзаменуемого было истолковано экспертами неоднозначно, и оценки существенно отличаются, выполняется третья проверка, к которой привлекают еще одного специалиста. Третье независимое мнение считается решающим.

Перевод тестовых баллов, набранных выпускником при выполнении ОГЭ по биологии, в 2019 году переводится в оценку согласно таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:

Также в 2019 году каждый регион РФ имеет право самостоятельно устанавливать пороги для оценок ОГЭ, приняв соответствующее решение в установленном порядке.

Согласно официальным документам, что бы в 2019 году сдать ОГЭ по биологии выпускнику достаточно набрать 13 первичных баллов, для чего достаточно правильно ответить на первые 13 тестов, что для большинства не представляет особой проблемы.

Гораздо сложнее получить пятерку на экзамене по биологии, а ведь именно к такому результату стремятся выпускники, мечтающие о поступлении в медицинские колледжи или классы с профильным изучением химии и биологии. Проходным порогом для таких ребят станут заветные 33 балла , для набора которых необходимо будет решить не только простые тесты, а и задания повышенной сложности.

Как правильно готовиться?

Ребята, которые хотят построить потенциальную карьеру по биологическому профилю, либо просто желают повысить собственные показатели успеваемости по табелю, должны готовиться предварительно.

Подготовка проводится поэтапно, в частности:

  • проводится самостоятельная подготовка, таким образом, удается изучить программу разных лет обучения в домашних условиях, притом бесплатно. Дело в том, что самоподготовка позволяет начать с наиболее простых тем, и завершить все сложными темами;
  • реально готовиться в онлайн режиме, ведь масса ресурсов предусматривает подобную возможность. Частично порталы платные. Данные уроки рассчитаны на наличие визуальных данных, видеоуроков, схем и таблиц. В онлайн режиме присутствует предварительный анализ знаний, соответственно, доступно понять проблемную тему, и пересмотреть интересующие вопросы;
  • не стоит забывать о взаимодействии с репетитором, либо на соответствующих курсах, которые помогают подготовиться к экзамену.

Основанием в момент подготовки выступают задания былых лет, так как особые изменения не состоялись за последнее время.

Как оспаривается результат?

Если есть отрицание оценки, выставленной по итогу экзамена по биологии, рационально подать апелляцию в соответствующий образовательный орган, где собственно для подобного случая формируют соответствующую комиссию.
Это вправе сделать подросток либо его родители в течение 2-х дней после того, как оглашены итоги. На анализ жалобы положено 4 дня, нельзя считать только воскресенье. Экзамен снова просматривается, после чего конфликтная комиссия выносит личный вердикт.

Предлагаем посмотреть видеокурс, который поможет быстро подготовиться к ОГЭ 2019 года и сдать биологию на отлично:

Рассказываем о требованиях к заданиям и подробно разбираем задачи

Преподаватель биологии в «Фоксфорде»

Как устроен экзамен

Задания. В ОГЭ по биологии две части и 32 задания.

Часть 1 → 28 заданий с кратким ответом. В бланк достаточно вписать одну или несколько цифр с правильным вариантом ответа, верно записать последовательность или соответствие.

В заданиях 1–22 нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа, в заданиях 23–24 - три из шести вариантов.

Задание 25: установить соответствие, подобрав к каждому элементу из первого столбца верную цифру из второго столбца.

Задание 26: установить правильную последовательность элементов.

Задание 27: подставить верные термины в текст.

Задание 28: выбрать из предложенного списка правильные характеристики объекта и составить его описание по заданному алгоритму.

Часть 2 → 4 задания с развёрнутым ответом. В них требуется подробно расписать ход решения.

Задание 29: ответить на несколько вопросов по тексту.

Задание 30: поработать с данными статистики и подробно пояснить сделанные выводы.

В задании 31 от вас потребуется, исходя из условия задачи, подобрать рацион питания и объяснить свой выбор. В задании 32 - опираясь на результаты, полученные в задании 31, ответить на теоретический вопрос, связанный с темой питания человека.

Разделы курса. Экзаменационная работа по биологии охватывает пять основных блоков:

1. Биология как наука

2. Признаки живых организмов

3. Система, многообразие и эволюция живой природы

4. Человек и его здоровье

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Требования. Чтобы успешно сдать экзамен, вам нужно знать:

  • Об основных методах биологических исследований: описание, наблюдение, измерение и эксперимент.
  • О строении, признаках, функциях клеток, тканей, органов и живых организмов.
  • О принятой в биологии классификации растений и животных и основных признаках царств, типов и классов.
  • О строении и функциях органов и систем человеческого организма.
  • Об экологии и взаимодействии разных видов в природе.

Время. ОГЭ по биологии длится 3 часа (180 минут).

Материалы и оборудование. Разрешается брать с собой на экзамен линейку и непрограммируемый калькулятор.

Как оценивается работа

Всего на экзамене можно получить 46 первичных баллов.

1 балл → задания 1–22

2 балла → задания 23–27, 32

3 балла → задания 28–31

Вы получите 1 балл за задания 23 и 24, если укажете только два из трёх правильных вариантов ответа. Если выбран только один верный ответ или ни одного, баллы не начисляются вовсе. Если вы укажете в ответе больше вариантов, чем три, за каждую лишнюю цифру в ответе снимут 1 балл.

Вы получите 1 балл за задания 25 и 27, если совершите не более одной ошибки. 1 балл за задание 26 выставляется, если перепутана последовательность не более двух элементов.

В задании 28 за каждую ошибку снимается 1 балл. За три и более ошибок вы получите 0 баллов.

В заданиях 29–32 количество баллов зависит от полноты и правильности ответов.

Разбор заданий 23–32

Задания 23 и 24

Пример задания

Какие из приведённых свойств характерны для растений из семейства Розоцветные? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Могут быть древесными

2. Пятичленный цветок

3. Прилистники отсутствуют

4. Плод - ягода

5. Параллельное жилкование

6. Большое число тычинок в цветке

Решение

Чтобы выполнить задание, нужно знать характерные признаки семейств, в данном случае - семейства розоцветных. При подготовке к экзамену сделайте краткое описание каждого семейства по следующему алгоритму.

👉 Умейте выделять общие и различные признаки разных групп и классов животных.

👉 Помните об исключениях.

Ответ : 1, 2, 6.

Пример задания

Какие признаки являются общими для птиц и крокодилов? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Имеются атлант и эпистрофей

2. Теплокровность

3. Имеется четырёхкамерное сердце

4. Откладка яиц

5. Конечный продукт азотного обмена - мочевина

6. Имеются зубы

Решение

Крокодил - исключение из всех рептилий, у него четырёхкамерное сердце, как у теплокровных, в том числе птиц, поэтому пункт 3 является верным. Кроме того, у крокодилов и птиц имеется атлант и эпистрофей, и они откладывают яйца.

👉 Ориентируйтесь на ключевые слова в задании.

Ответ : 1,3,4.

Пример задания

Какие из перечисленных признаков красноухой черепахи позволяют отнести её к позвоночным животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Сердце красноухой черепахи состоит из 2-х предсердий и 1-го желудочка

2. Череп краноухой черепахи имеет анапсидное строение, так как в нём отсутствуют височные окна

3. Центральная нервная система красноухой черепахи представлена головным и спинным мозгом

4. У эмбриона красноухой черепахи имеется хорда

5. Верхний щит панциря красноухой черепахи срастается с рёбрами и отростками позвонков

6. Красноухая черепаха откладывает яйца во влажный песок

Решение

Ищите ключевые слова, которые помогут определить признаки принадлежности черепахи к позвоночным: череп, головной и спинной мозг, позвонки (всё это есть только у позвоночных.)

Ответ : 2,3,5.

Задание 25

В этом задании часто предлагается установить соответствие между организмами и стадиями (или типом) их развития, родственными растениями и их признаками.

👉 При решении ориентируйтесь на количество признаков.

Чаще всего 3 признака относятся к одной категории, 3 - к другой, но бывает иначе. Однако, если вам кажется, что к одной категории относятся 5 или все 6 признаков, скорее всего, в ваших рассуждениях есть ошибка.

👉 Правильно заполняйте таблицу с ответом, будьте внимательны при совмещёнии букв и цифр.

Пример задания

Установите соответствие между перечисленными насекомыми и типами их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

Насекомое

А. Стрекоза коромысло

Б. Бабочка капустница

В. Рыжий муравей

Г. Постельный клоп

Д. Виноградная тля

Е. Майский жук

Тип развития

1. Полное превращение

2. Неполное превращение

Ответ:

А Б В Г Д Е
2 1 1 2 2 1

Задание 26

В этих заданиях часто требуется установить верную последовательность таксономических групп - царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Также встречаются задания на знание стадий жизненного цикла тех или иных организмов, порядок расположения органов в теле человека и последовательность проведения эксперимента.

👉 Обратите внимание, с чего начинать.

В заданиях обычно есть уточнение, с какого элемента нужно выстраивать последовательность. Если вы это пропустите и напишете верную последовательность, но «наоборот», вы получите 0 баллов.

Пример задания

Установите последовательность таксономических единиц в классификации вороны, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

2. Врановые

3. Ворона серая

4. Позвоночные

6. Воробьинообразные

Решение

Наибольшая таксономическая единица в данном случае подтип -позвоночные. За ним следуют класс (птицы), отряд (воробьинообразные), семейство (врановые), род (ворона) и вид (ворона серая).

Ответ: 4, 1, 6, 2, 5, 3.

👉 Если такого уточнения нет, ориентируйтесь на условие задачи и здравый смысл.

Пример задания

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего использование растениями атмосферного углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Посадите в кадку предварительно взвешенный саженец ивы

2. Взвесьте выросший саженец и высушенную почву

3. Регулярно поливайте саженец

4. Взвесьте сухую почву и насыпьте её в кадку

5. Через 5 лет извлеките саженец из кадки

6. Установите кадку с саженцем в освещённое место

Решение

Очевидно, что в данном случае эксперимент начинается с подготовки почвы. Далее следует посадка саженца, установка кадки в освещённое место, полив, извлечение из кадки и взвешивание саженца и почвы.

Ответ: 4, 1, 6, 3, 5, 2.

Задание 27

В этом задании необходимо вставить в текст верные термины.

👉 Используйте в качестве подсказки падежные и временные формы, в которых должны стоять термины в предложении - в них же они стоят и в вариантах ответов. Таким образом, в каждом пункте (А, Б, В, Г) вам придется делать выбор не из шести, а из двух подходящих вариантов.

Пример задания

Решение

Для пункта А подходят перикард и миокард, для пунктов Б и В - диастолы и систолы, для пункта Г нужно выбрать между словами «правом» или «левом».

Текст с верно вставленными терминами выглядит так:

«Сокращения сердца обеспечиваются мышечным слоем, называемым миокард . Сердечный цикл состоит из нескольких последовательных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы . Водитель сердечного ритма расположен в правом предсердии».

Ответ:

А Б В Г
5 6 1 2

Задание 28

В этом задании нужно не столько знание, сколько внимательность. Вам дано изображение биологического объекта, животного или растения, и изображения тех или иных морфологических признаков подобных объектов. Глядя на картинки, нужно выбрать из представленного перечня морфологические признаки, относящиеся к указанному в задаче объекту.

Пример задания

Решение

Смотрим на фотографию. Определяем отряд, сравнивания тип крыльев с представленным перечнем.

Очевидно, что перед нами представитель отряда сетчатокрылых.

По такому же алгоритму определяем тип складывания крыльев, форма антенн, тип ротового аппарата, форма передних лапок и вносим в ответ нужные пункты.

Задание 29

Для этого задания вам даётся текст и несколько вопросов к нему.

Пример задания

1. Где строит своё гнездо пухляк?

2. Сколько яиц может произвести пара пухляков за жизнь?

3. К какому отряду относится пухляк, и насколько сформированными рождаются его птенцы?

Алгоритм выполнения задания

1. Прочтите текст.

2. Найдите в нём информацию для ответа на вопрос.

Ответ на первый вопрос содержится во фразе «Дупло пара выдалбливает и выщипывает себе сама, обычно в подгнившем стволе осины, березы, ольхи».

Типичная ошибка: упоминание ещё и лиственницы. В задании спрашивают, где пухляк строит гнездо, а в лиственнице птица использует уже существующие дупла.

3. Если информации в самом тексте нет, определите, какие именно данные нужны для получения ответа.

Чтобы определить, сколько яиц приносит пара пухляков за жизнь, нужно знать, сколько они живут, когда начинают приносить потомство, сколько яиц в кладке и сколько выводков бывает в год. Все эти данные есть в тексте: пухляк становится половозрелым на втором году жизни и живёт до 9-ти лет. В кладке обычно 6–8 яиц, 2-х выводков в сезоне не бывает.

4. Сделайте необходимые подсчёты.

Получается, что в течение 8-ми лет пара пухляков каждый год приносит 6–8 яиц. 6×8=48, 8×8=64.

Типичная ошибка: не учитывается важная информация, в данном случае, возраст, с которого птицы могут приносить потомство. Количество яиц в кладке умножается не на 8, а на 9 лет, и результат выходит неверный.

5. Ищите в тексте подсказки, которые позволяют дать ответ на вопрос, применив знания из курса биологии.

Подсказки для ответа на третий вопрос:

Упоминание в тексте, что пухляк - это синица. Синицы относятся к отряду воробьинообразных.

Сведения о том, что пухляки выводят птенцов в дуплах. Все дуплогнездные птицы относятся к птенцовым, а у птенцовых детёныши рождаются голыми, слепыми и беспомощными. Значит, и у пухляка тоже.

6. Аккуратно распишите решение по пунктам: номер вопроса, ответ на вопрос, обоснование.

Задание 30

В этом задании вам даётся таблица со статистическими данными. Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии.

Пример задания

Пользуясь таблицей «Объём кровотока» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1. В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?

2. Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?

3. Какая часть вегетативной нервной системы активируется при физической нагрузке: симпатическая или парасимпатическая?

Объём кровотока:

Решение

1. Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить на вопрос «почему», используем знания биологии. В данном случае причина - необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.

2. Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу.

3. При физической нагрузке активизируется симпатическая нервная система.

Задание 31

В этом задании даётся перечень условий и статистические данные, на основании которых вам необходимо подобрать меню, а именно: таблица энергозатрат при совершении определённых действий в килокалориях и перечень продуктов, их калорийность и содержание в них белков, жиров и углеводов.

Пример задания

Маша и Миша решили посетить скалодром. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, они надели ролики и за полчаса быстрого катания добрались до скалодрома, где провели 2 часа на скалолазных трассах, после чего вернулись домой на роликах длинным путём, потратив 40 минут.

Дома Маша и Миша решили пообедать. У Маши аллергия на глютен, содержащийся в большинстве злаковых культур, а Миша не любит рыбу, но хочет, чтобы в его рационе было много белка.

Укажите энергозатраты Маши и Миши и составьте для каждого рекомендованный обед с учётом индивидуальных потребностей.

Таблица 1
Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Геркулес 303 12,8 6 65,4
Гречневая каша 153 5,8 1,7 29,1
Манная каша 119 3 5,2 15,4
Овсяная каша 115 4,5 5 13,6
Макаронные изделия 356 10,9 0,6 74
Пшённая каша 131 4,6 1,3 25,9
Варёный рис 123 2,5 0,7 36,1
Картофель варёный 74 1,7 0,2 15,8
Суп из пакета 333 10,7 3,3 51,6
Лапша быстрого приготовления 326 10 1,1 69
Говядина тушёная (вес нетто одной банки обычно 350 г) 220 16,8 17 0
Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 350 г) 362 17,5 32,3 0
Колбаса сырокопчёная 473 24,8 41,5 0
Сыр 370 26,8 27,4 0
Сухари сладкие 377 9 4,6 72,8
Печенье крекер 352 11 13,3 67,1
Сладкое печенье 445 7,5 16 68
Хлеб 235 8 0,9 50
Апельсиновый сок 60 0,7 0,1 13,2
Чай без сахара 0 0 0 0
Таблица 2

Алгоритм выполнения задания

1. Пользуясь таблицей, подсчитываем энергозатраты.

Скалодром - 5,5 ккал/мин, 2 часа, то есть 120 минут.

Катание на роликах - 7,5 ккал/мин, 30 минут туда и 40 минут обратно, итого 70 минут.

(5,5×120)+(7,5×70)= 660+525=1185 ккал.

2. Ориентируясь на условие, подбираем продукты, которые можно использовать.

Если сказано, что Маше нельзя глютен, надо вычеркнуть все продукты, которые его содержат. Глютен содержится в злаках, за исключением гречки и риса, поэтому нужно вычеркнуть все остальные крупы, хлебобулочные изделия, макароны и колбасу.

Если указано, что Миша не любит рыбу, но хочет получать больше белка, нужно вычеркнуть рыбу и выбрать продукты с наибольшим содержанием белка.

Подобным же образом необходимо рассуждать, если в условии упомянуты какие-то другие обстоятельства или ограничения.

3. Составляем меню таким образом, чтобы перекрыть получившееся количество затраченных калорий. Превышение допустимо не более чем на 20 килокалорий.

Меню для Маши: суп из пакета, картофель, шпроты в масле, сыр, апельсиновый сок - 1199 ккал.

Меню для Миши: колбаса сырокопчёная, сыр, печенье крекер, апельсиновый сок - 1206 ккал.

Задание 32

Оно всегда связано с заданием 31 и выполняется на основе тех данных, которые вы получили.

Пример задания

Кто из юных скалолазов после обеда в покое дольше будет чувствовать сытость? Объясните свой выбор.

Решение

Мы знаем, что углеводы усваиваются быстрее жиров. Оцените меню Маши и Миши с точки зрения количества жиров. У Маши в меню 63,3 г жиров, у Миши - 82,3 г, значит, Миша будет чувствовать сытость дольше.

Как самостоятельно подготовиться к ОГЭ по биологии выпускникам средних образовательных учреждений быстро и эффективно? Сейчас этим вопросам озадачены все, кому предстоит сдавать экзамены, от результата которых зависит будущее.

Довольно часто школьники не могут определиться с будущей профессией. А это значит, что и с выбором предметов появляются трудности, поскольку техникумы, колледжи и училища требуют сдачи определенных предметов для нужной специальности. Учащиеся, которые остаются в школе, тоже должны сдать предметы для перехода в 10 класс. Обязательными считаются русский язык и математика, а остальные — по желанию. Так вот, если выбрали биологию, то подготовиться за короткий срок возможно. В первую очередь необходимо взять все книжки по предмету за предыдущие годы. А еще лучше — собрать тетрадки с конспектами. Так будет быстрее и легче усвоить материал. Если же нет конспектов, то не беда! Можно завести тетрадь, а уже там записывать важное.

После того как весь материал пройден, можно переходить на вторую ступень подготовки.

Самое главное в подготовке к экзаменам — это огромное желание. Если его нет, то и результата не будет. Затем нужно определить для себя, какой способ подготовки будет лучше.

На данный момент лидируют специальные курсы. Их устраивают в самих колледжах или университетах. Набираются 3-4 группы по 15-20 человек. Это подходит для тех, кто знает предмет на слабую четверку. Стоит отметить, что на коллективных занятиях можно упустить важный материал. Людей много, и преподавателю будет физически сложно подойти к каждому. Поэтому придется слушать внимательно. Тут есть и свои плюсы. Например, в группе могут оказаться те ученики, которые усвоили какой-то материал хорошо и в последующем смогут объяснить.

Репетиторов нанимает каждый второй. Это такой же учитель, только занимается в индивидуальном порядке. Не обязательно проходить все темы. Можно взять те, которые непонятны. Или же скачать программу ОГЭ. А уже по ней разбираться.

Самообразование — наиболее эффективный способ. Здесь учащийся сам читает, выбирает для себя полезное, учит самое важное и запоминает то, что пригодится на экзаменах. Только это способ для тех, у кого большая сила воли и нет лени. Придется распределить свое время так, чтобы оставалось на занятия. На самообучение нужно выделить как минимум 2 часа в сутки. Иначе результата не будет.

Какой способ подготовки выбрать?

Сейчас очень модно навязывать выпускникам подготовительные курсы и репетиторов. Такие способы очень затратные. Порой на подобное дополнительное образование уходит много денег. А есть и такие родители, которые влезают в долги ради обучения детей. Есть и другой выход — самоподготовка. Во-первых, дает больше знаний, а во-вторых, не требует вложений средств.

Оптимальный вариант — начать готовиться к экзаменам после окончания 8 класса в летнее время года. Но если не удалось, то желательно претворить задуманное в жизнь в сентябре. Для того чтобы ничего не упустить, следует прописать себе алгоритм действий:

  1. Перед тем как подготовиться к тесту, необходимо взять все книги, справочники, энциклопедии по биологии. Если библиотекарь отказывается дать учебники, то необходимо сказать, что нужны для подготовки к экзаменам. Затем следует приобрести тетрадь и сделать конспекты к важным темам. На это понадобится около трех месяцев. Потом необходимо поискать в интернете таблицы, дополнительные электронные учебники, краткую теорию. По возможности лучше распечатать, чтобы всегда материал был перед глазами. Когда есть основная база (ее нужно усвоить с сентября по декабрь), можно приступать к решению ОГЭ.
  2. Сейчас есть множество сайтов по решению ОГЭ онлайн. Это удобно, поскольку можно в любое время зайти, выбрать вариант и решать. В онлайн-тестах есть время, система подсчета правильных и неправильных ответов, а также общий балл. Так что сразу после решения можно оценить свои знания. Не стоит расстраиваться, если в первый раз система показала низкий уровень подготовки. Наоборот, нужно начать заниматься усиленно. Если указанного времени не хватает, то можно распечатать тесты или купить в книжном магазине. В этом случае уже можно сидеть и думать столько, сколько хочется.
  3. Ежегодно программа основного государственного экзамена меняется. Или же туда вносятся поправки. Поэтому очень важно скачать программу, в которой указано, на какие темы обратить особое внимание. А лучше взять ее у репетитора или учителя биологии. У них уж точно она правильная!
  4. После того как все книги прочтены, более 80 тестов пройдено, следует обратиться к учителю с просьбой проверить знания. Это лучше сделать в марте. Если педагог говорит, что результат отличный, то нужно продолжать в том же духе. Для общего развития можно взять дополнительную литературу по биологии, которая тоже способна стать неотъемлемым источником информации.
  5. В социальной сети Вконтакте созданы специальные сообщества для подготовки к экзаменам. Там сидят несколько тысяч школьников из разных уголков России. А это еще один источник информации.
  6. Если в классе есть те, кто сдает биологию, то можно готовиться вместе с ними. Как говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше».

При самостоятельной подготовке ни в коем случае нельзя давать себе слабину. Рекомендуется заниматься ежедневно по 3 часа в будни и до 5 часов в выходные. Конечно, столько времени тяжело сидеть. Поэтому в период занятий нужно делать небольшой отдых по 10-15 минут.

Помимо школьного обучения и подготовки есть дополнительные дела — это уборка, прогулки на свежем воздухе, развлечения. Если есть возможность, то лучше скачать аудиозапись тем и слушать в свободное время или перед сном.

Готовиться к ГИА по биологии надо тщательно, используя всевозможные источники информации. А обычные уроки по данному предмету в школе пропускать нельзя, несмотря на то, что тема знакома и проста. Повторение материала еще никому вреда не принесло.

В программе ОГЭ обязательно будут такие темы:

  • Биология, как наука;
  • Живые организмы;
  • Анатомия;
  • Ботаника;
  • Зоология;
  • Генетика;
  • Бактерии и вирусы;
  • Царство животные;
  • Физиология человека;
  • Эволюция животного мира;
  • Биосфера;
  • Экосистема и др.

И это даже не половина списка! Хорошая подготовка занимает от 4 месяцев и более. Зубрежка, шпоры и надежда на удачу вряд ли помогут. Только знания и умение применять их на практике дадут положительный результат.

Как готовиться к экзаменам и насколько это сложно, понятно. А как облегчить — непонятно. Врачи настоятельно рекомендуют применять Глицин, Настойку пустырника, Пирацетам и другие успокаивающие препараты. А для того чтобы узнать, подходит то или иное лекарство, необходимо проконсультироваться со специалистом. Главное в этом вопросы — не наводить панику. Особенно важно выходить на свежий воздух и правильно питаться.

Подготовка к экзаменам требует много сил и времени. Для того чтобы сдать предмет на хорошую отметку, придется постараться. По возможности не откладывать занятия на второй план. Ведь от того, как подготовится ребенок, зависит его будущее. Даже если до экзамена остался всего месяц, не стоит паниковать. В мире нет ничего невозможного!