Призвание науки - добывать новые знания. Для этого нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений, необходимо «дум высокое стремленье».
Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т. п. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука.
Итак, наука - система знаний. Вспомните, что система - это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность. Главной задачей науки, ее «собственной задачей», отмечают ученые, является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки. (Вдумайтесь в содержание этого абзаца, обсудите положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи.)
О науке в современном смысле слова, полагает большинство исследователей, можно говорить начиная с XVII- XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента. В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию. Английскому ученому А. Тойнби принадлежат крылатые слова: «сознание - мать технологии», наука и технология «обручились друг с другом и шагают вместе». Так наука начала реализовывать две свои основные функции: познавательную (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практически-действенную (участие в преобразующей деятельности человека, общества). Соответственно этим функциям принято и членение существующих наук на фундаментальные и прикладные.
О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В начале XVIII в. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской.
Научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность - в устойчивую общественную и культурную традицию, а наука - в социальный институт. Всеобъемлющее развитие науки относится к XX в., к современности. Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути научно-технического прогресса (НТП). НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники. (Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние НТП на современное общественное развитие.)
Приведем некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки. Это, прежде всего, универсальность, Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в Галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование его психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, ее взаимодействие с другими областями культуры.
Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние науки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества.)
Другая черта науки - ее безграничность. «Наука,- говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр,- вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче».
Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединенный с талантом,- важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований.
Признанным центром российской науки является Российская академия наук (РАН). В ее научных подразделениях трудятся свыше 110 тыс. человек. Нет ни одной сферы жизни человека, в деятельность которых РАН не внесла бы весьма ощутимого вклада - технико-экономического и гуманитарного.
НТП во многом базируется на достижениях научно-производственных центров, таких, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии, «Рубин», занимающийся вопросами сооружения подводного флота, и т. п.
Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний неизбежно,- писал видный отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев,- оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний...» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний».
Важнейшей особенностью большой науки является ее теснейшее сближение с потребностями развивающегося общества. Удовлетворить эти потребности может только наука, способная, говоря словами поэта, «услышать жизни зов». Так общество дает толчок, стимул к определенной научной деятельности.
В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества. Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.
Известна потребность общества и в энергетических ресурсах. Здесь научный поиск может привести к фантастическим результатам. Кукуруза вместо нефти - таков смелый и осуществляемый замысел. В США уже разработана биотехнология получения топливного спирта из стеблей кукурузы, которые фермеры прежде сжигали. Данная технология не только дешева, но, по утверждению ее создателей, позволяет надеяться на то, что через 25 лет четверть химической промышленности США может быть переведена на растительное сырье. (Опираясь на свои знания по ряду учебных предметов, назовите открытия последней четверти XX в., оказавшие серьезное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, на повышение качества жизни людей.)
«Наука в современном мире» - Наука в современном обществе. Специализированные объединения людей. Сфера (области) деятельности учёных. Принцип свободы. Основные ценности. Сущность понятия. Ответственность. Суждения о свободе совести. Понятия. Нравственные принципы труда учёного. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы.
«Когнитивная теория» - Преимущества сетевой архитектуры. Общие допущения. Теория информации. Принципы архитектуры компьютера. Общий решатель задач. Ренессанс коннекционизма. Символьные и нейросетевые модели. Основы модульного подхода к познанию. Материалы к курсу. Основные подходы в когнитивной науке. Джерри Фодор. Обучение нейронной сети.
«Эстетика в науке» - Формирование эстетического отношения к науке. Красота. Гончаров. Необычность вопроса. Учащиеся. Научный поиск. Знания, приобретенные на уроках. Учитель. Эстетические минутки. Академик А. И. Китайгородский.
«Наука и творчество» - Закономерности науки как результата. Сбор информации. Генрих Альтшуллер о ТРИЗ. Человеческий мозг. Методы эвристики. Смысл творчества. Гирлянда ассоциаций. Художественное творчество. Понятие науки. Что такое «смысл». Функции науки. Семь принципов мышления прорыва. Закономерности развития науки. Опоры творчества.
«Философия науки и техники» - Две крайние позиции. В истории развития общества складываются два основных образа. Н.А. Бердяев. Методологическая рефлексия. Исключительное право. Техника - это совокупность артефактов. Рациональное обобщение в технике. Методология технических наук. Эволюция образов техники. История науки и техники.
«Предмет науки» - Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества. План изучения новой темы. Сплав высоких моральных категорий. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией. Наука. Схема перехода от идеи до конечного продукта. Функции науки. Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет.
Всего в теме 27 презентаций
Каждый день мы сталкиваемся с проезжающим автомобилем, самолетом в небе или яркой вывеской гипермаркета. Еще 100 лет назад такое вряд ли было возможным, но технологический прогресс приносит свои плоды. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико, хотя мы иногда даже не замечаем колоссальные сдвиги , которые приносит очередное открытие. Сегодня речь пойдет о роли научной мысли в , ее влиянии, положительных и негативных факторах развития.
сфера человеческой деятельности, призванная систематизировать, генерировать объективные знания об окружающем пространстве. Основой этого направления является6 сбор фактов, обновление имеющихся, проверка достоверности, наблюдение за явлениями природы и общества, прогнозирование на макро- и микроуровнях. Обеспечение взаимосвязи образования и НИИ в современном обществе – приоритетная задача для лучших умов человечества.
Сообщество – совокупность людей, задействованных в научных изысканиях. Они признают авторитетность гипотез, а не властного характера.
Важнейшая задача неформальных групп – генерация новых теорий, проверка достоверности имеющихся, поддержка системы образования, изучение влияния науки на общество.
Ученый – высокоинтеллектуальный человек, посвящающий себя формированию научной картины мира.
Его деятельность не только полезна обществу, но и признается всем сообществом, создает ореол авторитетности. Основой признания человека, как ученого, считается публикация работ в известных научных изданиях, выступления на конференциях, развитие этических и моральных принципов.
Важно знать! Влияние науки на общество менялось на протяжении веков, но всегда приносило плоды в виде изобретения новых технологий.
Вашему вниманию предлагается небольшая справка об историческом становлении научной мысли.
С появлением письменности происходит эмпирическое изучение окружающего пространства, улучшение образования и науки в современном понимании. Предшественниками первых ученых были мыслители Древней Греции и Рима. Они размышляли о сущности тех или иных предметов, выдвигали классификации знаний.
Значение науки в XVI-XVII веках
претерпевает изменения. Историческое развитие позволило отойти от развития техники и технологий.
Новое направление стало независимым институтом, который оказывал влияние на социальную, и культурную сферу деятельности человека.
Экспериментальным путем доказаны многие теории, приведшие к формированию открытий, возросло количество научных сотрудников.
Значимые черты современной науки были заложены в XIX-XX веке, характеризуются экстенсивным и революционным периодами. Несколько раз менялась структура, принципы и подходы к познанию явлений природы, дифференциация и интеграция смежных дисциплин.
Как и любой вид деятельности в современном обществе, научная деятельность имеет ряд черт, примеры которых характеризуют ее наилучшим образом:
Важно знать! Преимущества, которые дают нам познания – ничто по сравнению с ущербом, наносимым технологическим процессом. Каждое современное исследование или открытие оценивается миллионами долларов и оставляет загрязненную экосистему вокруг экспериментального центра.
На умственный потенциал ученых возложена священная миссия по удовлетворению следующих потребностей:
Многие спорят, какие преимущества дает наука современному обществу, оправданно ли использовать сырьевую базу для сомнительных исследований. Скажем откровенно – да. И сейчас вы поймете, почему мы ответили так утвердительно. Итак, вашему вниманию перечень примеров , ставших возможными благодаря изысканиям ученых:
Роль науки в современном обществе
претерпела изменения. Идеалом ученых прошлого было служение всему человечеству, облегчение жизни каждого.
Поиском «золотой середины» между деструктивностью и пользой занимались не один год. Но ситуация сегодня заставляет задуматься. Вековые ценности общества стали истлевать, переменилось отношение к человеческим порокам.
Прелюбодеяние, продажа своего тела и употребление наркотиков считается «реалиями современной жизни».
Избавление от каждодневного умственного труда негативно сказывается на интеллекте среднестатистического человека (и так понятно, почему). Минимализация физических телодвижений облегчает жизнь, но ведет к деградации организма и генофонда. Однако все не так печально, большинство жителей нашей планеты – сознательные «homo sapiens» , понимающие важность личностного и умственного развития. Каждый должен решить для себя, полезны ли ему все достижения современной науки.
Два этих понятия нерушимы в своем единстве. Как формируется научная мысль? Под воздействием знаний, полученных путем образовательного времяпровождения.
Основы понимания окружающего мира закладываются со школьной скамьи, поэтому взаимосвязь образования с исследовательской деятельностью очевидна. Как не может простой обыватель сформулировать теорию без знаний, так и умственный труд невозможен без поддержки печатных источников.
Создание учебных пособий, справочников и научной литературы – призвание ученого сообщества. С помощью буквенного набора можно донести «высокие материи» до рядового жителя Земли, популяризировать и усилить роль науки в современном обществе.
Важно знать! Проблема взаимоотношения ученого сообщества с человечеством очень важна. Свобода ведения исследований чревата появлением новых технологий, используемых во вред обществу. Поневоле подумаешь, а все ли достижения так помогли нам…
Как ни парадоксально, но особенности современной науки, стимулируя технологический прогресс, уничтожают .
Вместе с тем, ведется работа по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, «чистые» программы обязывают найти альтернативные источники энергии.
Почему важно развитие новых технологий.
К примеру, переработка накопившихся промышленных отходов – приоритетное направление, позволяющее сохранить имеющиеся ресурсы Земли.
Значение науки в этом вопросе трудно переоценить.
Роль и место науки в современном мире
Значение науки в современном обществе
В любом случае для человечества важно развитие науки . Несмотря на вопли критики, без инновационных технологий не удастся решить глобальные проблемы, вывести человечество на космические просторы.
Несмотря на деструктивных характер воздействия на природу, изыскания помогут спасти ее от полного краха. Ученое сообщество должно задуматься о той миссии, которая возложена на плечи каждого научного сотрудника.
Вариант № 345654
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Для традиционного общества характерно
1) длительное существование общины
2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности
Ответ:
Относительная истина, в отличие от абсолютной
1) содержит объективное знание о предмете
2) всегда опирается на здравый смысл
3) может быть со временем опровергнута
4) является результатом чувственного и рационального познания
Ответ:
Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует создание условий для ориентации учащихся на сферу будущей профессиональной деятельности?
1) гуманизация
2) гуманитаризация
3) компьютеризация
4) профилизация
Ответ:
Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?
А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.
Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Согласно определению валового внутреннего продукта не все операции купли-продажи отражаются на величине ВВП. Какие доходы надо включать в ВВП?
1) доход от продажи вашего старого мотоцикла
2) гонорар писателя
3) денежный перевод от родителей
4) доход от реализации заводом ненужного оборудования
Ответ:
Издержки предприятия на производство продукции, связанные с изменением объёма её выпуска, называются
1) вынужденные
2) постоянные
3) переменные
4) предельные
Ответ:
Видом налога, взимаемого с физических лиц, является
1) налог на имущество предприятий
2) налог на добавленную стоимость
3) налог на имущество
4) налог на прибыль
Ответ:
На рисунке отражены изменения предложения спортивного оборудования на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р - цена товара, Q - количество товара.)
Это перемещение может быть связано, в первую очередь, с (со)
1) увеличением доходов произво дителей спортивного оборудо вания
2) увеличением цен на исходные комплектующие
3) уменьшением налога за аренду производственных мощностей
4) сокращение государственного субсидирования производителей спортинвентаря
5) снижением цен на транспортные услуги
Ответ:
Верны ли следующие суждения об ипотечном кредите?
А. Повышение ставки ипотечного кредитования приводит к снижению объема продаж на рынке недвижимости.
Б. Льготные ставки ипотечного кредитования обычно предоставляются молодым семьям и военнослужащим.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Критерием социальной стратификации является
4) неравенство
Ответ:
В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «Как Вы считаете, успешная карьера - это больше везение или упорная работа?» Результаты опроса представлены в приведенной ниже диаграмме (в %).
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
2) Число респондентов, считающих основной причиной успешной карьеры упорную работу, с возрастом увеличивается.
3) Подавляющее большинство отвечавших молодого возраста связывает успешную карьеру с упорной работой.
4) Респонденты старшего возраста одинаково важными причинами считают везение и упорную работу.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки про-тивоборствующих сторон.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Главой государства в Российской Федерации является
1) Председатель Государственной Думы РФ
2) Вице-спикер Совета Федерации РФ
3) Президент РФ
4) Председатель Правительства РФ
Ответ:
Для тоталитарного политического режима характерно
1) существование единственной обязательной официальной идеологии
2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека
3) формирование органов власти выборным путём
4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой
Ответ:
Ниже приведены данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Респондентам был задан вопрос: «Является ли для Вас важным или не очень важным во время избирательных кампаний каждый из следующих источников информации?». Результаты опроса представлены в гистограмме (в%).
Какой вывод можно сделать на основании представленных данных?
1) Основная масса респондентов получает информацию из телевизионных передач.
2) Более половины респондентов не читают прессу и не получают информацию из нее.
3) Только десятая часть опрошенных по тем или иным причинам не смогла участвовать во встречах кандидатов с избирателями.
4) В качестве источника информации радио пользуется такой же популярностью у опрошенных, как и телевидение.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о власти?
А. Сущность власти заключается в целенаправленном воздействии воли одного человека на волю других людей.
Б. В современном демократическом обществе политическая власть сосредоточена исключительно в руках государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде
1) конституционном
2) арбитражном
3) мировом
4) уголовном
Ответ:
Для обозначения одной из сторон трудового договора в Трудовом кодексе РФ используется термин
1) «физическое лицо»
2) «предприниматель»
3) «работающий по найму»
4) «работодатель»
Ответ:
Гражданин К. подал заявление в отдел внутренних дел об утере паспорта. Какой из отраслей права будет регулироваться возникшее правоотношение?
1) государственным правом
2) административным правом
3) уголовным правом
4) гражданским правом
Ответ:
Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право – это особый, неофициальный регулятор общественных отношений и показатель социального и культурного прогресса общества.
Б. С помощью права государственная власть переводит некоторые социальные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».
1) воспроизводство рода
2) самореализация
3) питание
4) дыхание
5) движение
6) общение
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Культура представляет собой сложное явление, что находит отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок. (Б) В широком смысле слова культура включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, всё, что уже сделано человечеством. (В) В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры: духовную и материальную. (Г) Деление это представляется условным, потому что в «чистом» виде они просто не существуют. (Д) Говоря о многообразии классификаций культур, чаще всего выделяют три её формы: элитарную, народную, и массовую и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.
Определите, какие положения из текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите цифру, обозначающую характер выражения, под буквой, обозначающей положение.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму
организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие - о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) член неформальной молодёжной группы
2) военнослужащий срочной службы
3) губернатор
4) Президент РФ
5) избиратель
6) мировой судья
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Публичное право , финансовое право , административное право , уголовное право , конституционное право .
Ответ:
Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен?
(И. Земан.)
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.
Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)
Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)
Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.
(И. Земан.)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.
Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)
Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)
Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.
Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.
Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)
Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)
Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: ««Человек - нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В. М. Шукшин).
29.2 Экономика: «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).
29.3 Социология, социальная психология: «Независимость и свободомыслие - суть творчества» (Ф. Миттеран).
29.4 Политология: «Государственным благом является справедливость» (Аристотель).
29.5 Правоведение: «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного» (аксиома права).
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.
Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)
Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)
Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.
(И. Земан.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики.
2. Два примера сближения наук:
Бионика - прикладная наука изучающая применение в технике структур, функций живой природы;
Математическая лингвистика. Применяет математические модели для изучения естественного языка с целью моделирования интеллектуальных процессов;
Геофизика - комплекс наук, исследующих физическими методами строение Земли;
Политическая социология. Находится на стыке социологи и политологии. Изучает взаимодействие личности, общества и государства.
Могут быть приведены другие примеры сближения наук.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.