Биография. Георгий Тимофеевич Береговой: биография Береговой космонавт личная жизнь

Сегодня нашему легендарному земляку исполнилось бы 90 лет

Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик- испытатель СССР генерал-лейтенант авиации Георгий Береговой был первым, кому удалось вернуться из полета в космос живым на еще не доведенном до ума корабле нового поколения «Союз». Его предшественник дважды Герой Советского Союза Владимир Комаров погиб на предыдущем «Союзе» из-за отказа одного из двух тормозных двигателей.

Первую Звезду Героя Береговой получил еще в Великую Отечественную за 185 боевых вылетов на штурмовиках Ил-2. Но, уцелев на войне и на орбите, едва не погиб от пули террориста, покушавшегося на Брежнева.

Георгий Тимофеевич также, пожалуй, первым доказал, что космосу, как и любви, все возрасты покорны. На космическую орбиту полетел в 47 лет, в то время как туда летали парни не старше сорока. В свое время депутат Верховного Совета ССС от Енакиево Береговой сыграл большую роль в судьбе нынешнего Президента Украины Виктора Януковича: сначала помог молодому директору автобазы пополнить парк грузовиков машинами, списанными в армии. Потом Виктор честно рассказал космонавту о своих проблемах, и Береговой помог. 12 апреля нынешнего года еще один наш земляк — житель Запорожья Олег Скрипочка, слетавший недавно в космос, — стал Героем России.

О любви Георгия Берегового к небу и любви земной «ФАКТАМ» рассказал сын космонавта Виктор Береговой — доцент Московского авиационного института.

«Когда Берегового спросили о самочувствии после полета, он отшутился: «Как после хорошей пьянки»

— Виктор Георгиевич, ко времени первого в истории человечества полета в космос, 50-летие которого мы в эти дни отмечаем, Георгий Тимофеевич уже был Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем. Испытатели — особая каста летчиков, они, как правило, даже на космонавтов поглядывают свысока. Дескать, чем космонавт на орбите управляет? Это ведь им самим управляют с земли. Что же потянуло вашего отца — уже солидного человека — в космос?

— Тяга к небу, потом и в космос, была, наверное, следствием величайшей любознательности отца, — рассказывает Виктор Береговой . — Заместителем главкома ВВС по космосу был генерал-полковник авиации Николай Каманин — знаменитый летчик 30-х годов, за спасение челюскинцев одним из первых удостоенный звания Героя Советского Союза.

В годы войны Николай Петрович командовал авиакорпусом, в котором воевал Береговой. Каманин поначалу отговаривал отца от этой затеи. Ссылался на приказ брать в отряд космонавтов летчиков не старше тридцати лет. «Георгий, — говорил, — ты хочешь, чтобы тобой командовали мальчишки, уже побывавшие в космосе?»

На снимке справа: Виктор Береговой (1968 год): «Папа хотел, чтобы я стал военным инженером-авиатором. Но мне не хотелось в армию…»

Но все-таки познакомил папу с главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым. Береговой как опытный летчик-испытатель сформулировал несколько предложений, как усовершенствовать кабину космического корабля, чтобы им было удобнее управлять. Эти идеи понравились Сергею Павловичу. И Королев пригласил отца в отряд космонавтов.

Да, поначалу Береговому пришлось несладко. Некоторые молодые космонавты поглядывали на пожилого, на их взгляд, летчика искоса…

Потом начались другие проблемы — отец весил 90 килограммов. Многовато для космонавта. После упорных тренировок и диеты он сбросил десять килограммов. Артериальное давление стало, как у 25-летнего, пульс снизился до стабильных 64 ударов в минуту.

Выяснилось также, что папа не умеет плавать! В украинском городе Енакиево, где прошло его детство, подходящих водоемов не было. А космонавтов бросали и в тайгу, и в тундру, и в море. Ничего, вскоре Береговой научился и плавать. Его зауважали за характер, трудолюбие, упорство, открытость, искренность и веселый нрав.

После полета его спросили, как себя чувствует. «Как после хорошей пьянки», — отшутился. Человеком он был компанейским, иногда мог и выпить, но никогда не пьянел и никогда не страдал, так как меру знал. Все, кто побывал в космосе, знали, что там очень непросто: и перегрузки, и невесомость.

После смерти Королева в этой отрасли начались серьезные неприятности. В 1967 году во время приземления Владимира Комарова, испытывавшего корабль нового поколения «Союз-1», отказал один из двух тормозных двигателей. Корабль, спускавшийся на парашюте, начал вращаться, стропы парашюта скрутились, купол сжался, и «Союз» с космонавтом врезался в землю.

Дублером у Комарова был Юрий Гагарин. Он снова рвался в космос. Но главный конструктор решил не рисковать. Второй «Союз» послали на орбиту беспилотным, в автоматическом режиме. Лишь после его успешного приземления третий корабль уже решили запускать с человеком на борту.

Но Гагарин, как вы знаете, вскоре погиб. Представляете, каково лететь после таких ЧП? И здесь отцу пригодился фронтовой опыт: на войне летчики, чуть ли не каждый день терявшие товарищей, научились преодолевать страх, не думать о плохом. Папа говорил: если летчик не верит в успех — не стоит и браться, надо уходить. Наверное, поэтому у него и получилось. Кстати, автомобили, которых у отца за долгие годы было несколько, он страховал. А вот свою жизнь ни он, ни другие летчики и космонавты — никогда! У них суеверие такое было.

«Чтобы поступить в аэроклуб, юноша бросил школу и пошел на завод»

- Как Георгий Тимофеевич стал летчиком?

— Первым примером для него стал его старший брат Виктор — летчик, начальник парашютной станции Челябинского аэроклуба. Его, к сожалению, в 1937 году арестовали и расстреляли, как и многих других невинных людей разных профессий, — продолжает Виктор Георгиевич. — Средний брат — Михаил Георгиевич — генерал-лейтенант в отставке, в свое время командовал радиотехническими войсками ПВО страны. Сейчас ему 93 года.

На снимке слева: Георгий Береговой полетел в космос в 47 лет, в то время как туда летали мужчины не старше сорока

Отец же, как и дядя Витя, с юности бредил небом. Школьником хотел поступить в Енакиевский аэроклуб. Сказали, что туда берут только рабочих. Так папа после восьмого класса бросил школу, устроился на металлургический завод. Опять незадача: 16-летних в аэроклуб не принимали. Помог друг дяди Виктора начальник летно-парашютной школы Василий Зарывалов.

Курсант Береговой стал прекрасным летчиком. Не раз получал нагоняи за лихачество. Но воевать пришлось на штурмовиках. Сначала летал на одноместном (сзади беззащитном) Ил-2 — без стрелка. Немецкие истребители били их, как куропаток.

Трижды горел и Береговой.

- И после таких злоключений у него не пропало желание летать?

— Это означало бы стать трусом. Подобное, вспоминал отец, он видел лишь раз. Горящий штурмовик стремительно снижался. Прыгать с парашютом было поздно. Увидев на лугу стога сена, летчик выпрыгнул из кабины, бросив стрелка в неуправляемой машине. И тут проявилась высшая справедливость: от удара о землю стрелка выбросило из кабины прямо… в стог сена, а летчик… промахнулся и сломал себе позвоночник.

Был ли отец бесстрашным человеком? Он не любил громких слов и честно говорил: «Иногда боялся так, что поджилки тряслись. Но страх — в определенной мере даже хорошо, это сигнал об опасности. Только если страх не держать в узде, он сам может стать опасностью. Его нужно обуздывать знанием техники, опытом, которые дают уверенность в себе».

Войну командир эскадрильи капитан Береговой закончил 11 мая 1945 года неподалеку от города Брно в Чехословакии. Потом продолжил службу в части, которая осваивала американские истребители «Кингкобра» (»Королевская кобра»). В душе он всегда оставался истребителем. Мог на штурмовике броситься в атаку на вражеский истребитель.

Пришло время поступать в академию. А общее образование у отца — всего лишь восемь классов! И бывалый фронтовик, майор-комэск, Герой Советского Союза ходил в вечернюю школу вместе с солдатами и младшими офицерами, чтобы получить аттестат зрелости.

- Как Георгий Тимофеевич познакомился с вашей мамой?

— А там же, во время учебы в вечерней школе, в библиотеке части в поселке Лиманском под Одессой. Мама, тогда еще десятиклассница, приехала из Сум навестить брата-офицера. Они начали переписываться.

«Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении отца за границей»

— Мама поступила в Харьковский университет на исторический факультет, — продолжает рассказ Виктор Георгиевич. — Когда окончила второй курс, поехала с отцом в Сумы знакомить его со своей мамой, нашей бабушкой, просить благословения. Будущая теща поначалу категорически воспротивилась. Боялась, что замужество помешает маме завершить образование. Отец дал слово, что семейная жизнь не станет препятствием для маминой учебы. Он и сам заочно учился в Военно-воздушной академии, которая теперь носит имя Юрия Гагарина.

Ко времени женитьбы Георгий Тимофеевич служил уже летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС в подмосковном гарнизоне Чкаловское, это неподалеку от будущего Звездного (которого тогда еще и в помине не было). Там находилась воинская часть, а остановка электричек называлась просто «41-й километр».

Мама рассказывала, что в первый день, когда папа привез ее к себе, у них в городке хоронили разбившегося летчика. Еще вспоминала, как они с друзьями отмечали ее окончание университета и один из товарищей предложил тост за второе рождение Георгия. Мама насторожилась. Ведь отец старался всячески оберегать ее от своих неприятностей. Летчики же сказали ей: твой Жора, Лида, настоящий мужик. На днях посадил совершенно деформированный от перегрузок самолет.

- Отчего отец умер?

— Мама считала, что из-за своего упрямства. С юности столько пережил… Старшего брата арестовали и объявили врагом народа. Потом война. После нее испытательные полеты. Да и космос здоровья не прибавил. Понадобилось шунтирование сердца. Предлагали сделать за границей. Тогдашний премьер-министр Виктор Степанович Черномырдин давал деньги. А папа лег в московский кардиологический центр, где делали такую же операцию Ельцину, а перед этим — тому же Черномырдину. Только Виктора Степановича оперировали в пятьдесят лет, а отца — в 74. Операцию проводил профессор Акчурин — хирург, оперировавший Ельцина. Она прошла успешно, сердце после нее заработало. Но потом отец потерял сознание, 12 дней не приходил в себя, у него парализовало дыхание… Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении за границей… Не зря говорят: врачи на Родине золотые, а вот выхаживать после операции не умеем.

- А чем занималась Лидия Матвеевна?

— Преподавала историю в школе Звездного городка. Учила дочек Гагариных… Титовых немножко — они вскоре уехали в Москву. Наташу Попович учила, и детей Зудовых, и Волыновых. Все дети, говорила, хорошо учились. Шалопаев не было.

Кстати, во время поездки с отцом в США мама обнаружила поразительную вещь: наши дети, оказывается, знают историю Америки лучше, чем американские мальчишки и девчонки. В Штатах они встретились с известным киноактером Кирком Дугласом. Возле гостиницы решили сфотографироваться. Отец увидел Дугласа на фоне советского флага и спрашивает: «Кирк, как ты чувствуешь себя на фоне советского флага? Не будет ли у тебя неприятностей»? — «Откуплюсь!» — засмеялся тот.

Это правда, что печально известный террорист Ильин принял Георгия Тимофеевича за Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и из-за этого Береговой чуть не погиб в январе 1969 года?

— Вы имеете в виду некоторое сходство бровей? В тот день руководство страны торжественно встречало вернувшиеся из полета экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», и праздничный кортеж направился в Кремль. Террорист, устроивший стрельбу возле Боровицких ворот, вряд ли видел, кто находится в первой машине. А там ехали Береговой, Андриян Николаев, Валентина Терешкова…

Террориста сбил мотоциклист из охраны. Он был ранен. Но одна из пуль Ильина попала в голову пожилому водителю, который успел уже оформить пенсию, но начальство попросило его еще денек поработать. Он погиб. Осколки стекла легко ранили отца. Срикошетившая пуля поцарапала спину Андрияну Николаеву. Когда водитель потерял сознание, двигавшаяся на подъем машина остановилась, начала скатываться назад. Отец не растерялся и рванул рычаг ручного тормоза. Реакция у него была хорошая.

15. 4. 1921 - 30. 6. 1995 Дважды Герой Советского Союза

Даты указов:

1. 26.10.1944 (медаль № 2271)

2. 01.11.1968 (медаль № 48)

Береговой родился раньше всех из людей, побывавших в космосе (он на 3 месяца старше американца Джона Гленна). На протяжении 27 лет (1968-1995) Береговой являлся старейшим землянином, побывавшим в космосе (не на момент полёта, а как факт).

«Космонавт-12» - под таким девизом Георгий Береговой вошел в историю освоения космоса. До него с космодрома Байконур стартовало одиннадцать человек. Он стал двенадцатым... Двенадцатым посланцем страны, которая десять лет назад открыла эру покорения космических пространств беспримерным в истории человечества полетом гражданина Советского Союза коммуниста Юрия Гагарина.
Четверо суток пробыл летчик-космонавт Береговой на орбите, но для этого понадобилась целая жизнь - большая, целеустремленная, до краев насыщенная борьбой и трудностями человеческая жизнь. Вся она была как бы предстартовой подготовкой. И юношеские годы в аэроклубе, и фронт, и шестнадцать лет работы летчиком-испытателем - любой из этих периодов так или иначе помог ему накопить тот опыт, то профессиональное мастерство и те качества характера, которые необходимы летчику-космонавту.

Береговой Георгий Тимофеевич - лётчик-штурмовик, лётчик-испытатель, лётчик-космонавт СССР № 12.

Береговой Георгий Тимофеевич родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. Украинец. По окончании в 1938 году Енакиевской средней школы, начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году добровольго ушёл в Красную Армию и стал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков имени Пролетариата Донбасса, которую окончил в 1941 году.

С 13 июня 1941 года - пилот 314-го разведывательного авиационного полка 28-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года - пилот 15-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года - пилот 150-го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як-4" и "Р-6".

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-го штурмового авиационного полка (3-я воздушная армия, Калининский фронт). С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой - командир звена 235-го штурмового авиационного полка (264-я штурмовая авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, Калининский фронт). Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

С 25 марта по 5 сентября 1943 года Г.Т. Береговой - заместитель командира эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (212-я штурмовая авиационная дивизия, в составе Калининского, а затем Воронежского фронтов. В мае 1943 года 671-й штурмовой авиационный полк, становится 90-м гвардейским штурмовым авиационным полком. И с 15 сентября 1943 года по 3 июня 1945 года Георгий Береговой - командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмового авиационный корпус, 5-я воздушная армия 1-й Украинский фронт).

За период Великой Отечественной войны гвардии капитан Береговой Г.Т. совершил сто восемьдесят пять боевых вылетов на самолётах "По-2", "Р-5", "СБ", "Ил-2". В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2271).

В послевоенный период Г.Т. Береговой закончил в 1945 году Высшую офицерскую школу. В последующем, до 1964 года, он - лётчик-испытатель в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС имени В.П. Чкалова. Им было испытано более шестидесяти типов самолётов. В 1956 году без отрыва от лётно-испытательной работы окончил Военно-воздушную академию. 14 апреля 1961 года удостоен звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

С 1964 года полковник Береговой Г.Т. в отряде советских космонавтов. С 26 по 30 октября 1968 года он совершил полёт на космическом корабле "Союз-3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года лётчик-космонавт СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 48) с вручением ордена Ленина.

С 1969 года генерал-майор авиации Береговой Г.Т. заместитель начальника, а с 1972 года - начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В 1977 году Г.Т. Береговому присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации". С 1987 года - в отставке.

Г.Т. Береговой имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.

Депутат Верховного Совета СССР в 1970-1982 годах. Лауреат Государственной премии СССР за 1981 год. Вёл большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры "Орлёнок", командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества "СССР - Франция", председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР. Являлся членом Советского комитета за Европейскую безопасность.

Жил в посёлке Чкаловский (станция "Чкаловская", в черте города Щёлково) Московской области, затем - в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями. Награждён золотой медалью имени Ю.А.Гагарина (FAI), медалью де Лаво (FAI), удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (1970). Награжден многими иностранными орденами и медалями.

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

В школе-гимназии №37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Угол атаки. М., 1971. 255 с.;
Небо начинается на Земле. М., 1976. 255 с.;
По зову сердца. М., 1981. 80 с.;
Деятельность космонавта в полете и повышение её эффективности. М., 1981. 264 с. Соавт.: П.Р. Попович, Б.В. Волынов и др.;
О времени и о себе. М., 1982. 64 с.;
Космос - землянам. 2-е изд. М., 1983. 191 с.;
Три высоты. М., 1986. 254 с.

Космонавт России. Родился 15 апреля 1921 года в селе Федоровка ныне Карловского района Полтавской области (Украина) в семье служащего. После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году ушел в Советскую Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Летчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм и мужество проявленные в боях 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей. В 1948 - 1964 годах работал летчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолетов. Без отрыва от основнойработы в 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный летчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2 (дополнительный набор). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз. 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете проводились испытания космического корабля в условиях реального космического полета с космонавтом на борту. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полета 1 ноября 1968 года награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. В 1972 - 1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушел в отставку.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вел большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР - Франция», председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР.

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 3-й степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. Награжден золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI). Герой Социалистического Труда НРБ. Награжден многими иностранными орденами и медалями. Почетный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)


  • 12-й космонавт СССР, позывной «Аргон»

  • Длительность полета: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд (1968г.)

Краткая биография

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также - авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне - Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» - «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:


  • Не производить стыковку в тени

  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию .

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава - Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.

(13.04.1921-30.06.1995) - летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лауреат Государственной премии, генерал-лейтенант авиации.

Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. Воевал в составе 90 гв. шап. Совершил 186 боевых вылетов.

В 1948-1964 гг. был летчиком-испытателем.

В 1963 г. зачислен в отряд космонавтов. 26-30 октября 1968 г. совершил космический полет на корабле "Союз-3". В 1972-1987 гг. был начальником Центра подготовки космонавтов.

Был депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов, работал во многих общественных организациях.

Награжден многими отечественными и иностранными орденами и медалями.

Автор книг: "Земля-стратосфера-космос", "Космос - землянам", "Три высоты", "Грань мужества", "Небо начинается на Земле", "По зову сердца". Береговой, Георгий Тимофеевич Род. 15 апреля 1921, в с. Федоровка Полтавской обл., ум. 4 июля 1995, в Москве.

Советский летчик, участник Великой Отечественной войны (штурмовик), в мирное время летчик-испытатель, затем космонавт.

Дважды Герой Советского Союза (1944, 1968). Летчик-космонавт СССР (1968), генерал-лейтенант авиации (1977), заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). В 1948-64 работал в Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил (испытал свыше 60 типов самолетов, в т. ч. первого советского истребителя-бомбардировщика СУ-7Б), 26-30 октября 1968 провел испытания корабля "Союз-3", первым в СССР произвел маневрирование для сближения с беспилотным кораблем "Союз-2". С 1972 начальник Центра подготовки космонавтов.

Лауреат Государственной премии СССР, награжден также золотой медалью К. Э. Циолковского, золотыми медалями "Космос" и им. Ю. А. Гагарина.

Береговой, Георгий Тимофеевич Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР; родился 15 апреля 1921 г. в с. Федоровка Полтавской области, умер 30 июня 1995 г.; окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 г., высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей в 1948 г., Военно-воздушную академию (ныне им. Ю. Гагарина) в 1956 г., кандидат психологических наук; участник Великой Отечественной войны (1942-1945, 186 боевых вылетов, Герой Советского Союза); в 1963 г. был зачислен в отряд советских космонавтов; 26-30 октября 1968 г. совершил испытательный космический полет на корабле "Союз-3" продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут; 1972-1987 - начальник Центра подготовки космонавтов; в 1987 г. в звании генерал-лейтенанта ушел в отставку; избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов (1974-1989); был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры "Орленок", командующим Всесоюзным юнармейским движением; являлся заместителем председателя Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества "СССР-Франция", председателем Общества советско-польской дружбы; избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса; написал книги "Земля - стратосфера. космос", "Космос. землянам", "Три высоты", "Грань мужества", "Небо начинается на Земле", "По зову сердца"; лауреат Государственной премии СССР (1981); был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 3-й степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями, а также многими иностранными наградами;

Герой Социалистического Труда НРБ; был удостоен золотых медалей им. Циолковского (АН СССР) и им. Гагарина (FAI); являлся Почетным гражданином городов Калуги (Россия), Луганска, Енакиево, Винницы (Украина), Плевена, Сливена (Болгария).