Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:
А)
Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;
Б)
Перестанешь с ним общаться, и будешь избегать встреч.
Когда ты входишь в автобус, тебя грубо толкают. Ты:
А)
Громко протестуешь;
Б)
Молча пытаешься пробраться вперёд;
Е)
Ждёшь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.
Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:
Б)
Не высказываешь свою точку зрения, так как всё равно не сможешь его переубедить;
Д)
Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту.
Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:
Б)
Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;
Д)
Без колебаний направляешься в первый ряд;
Е)
Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом всё-таки проходишь на свободное место.
Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?
Д)
Да;
Е)
Нет.
Трудно ли тебе вступить в разговор с незнакомыми людьми?
Д)
Да;
Е)
Нет.
Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?
Б)
Нет;
В)
Да.
8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?
Д)
Нет;
Е)
Да.
Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от её исполнения?
Б)
Нет;
В)
Да.
У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:
Д)
Используешь эту возможность;
Е)
Не используешь.
11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:
Б)
Под любым предлогом отказываешься;
В)
Звонишь без колебаний;
Е)
Собираешься с духом и звонишь.
Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:
Б)
Молча переживаешь;
Г)
Споришь с учителем по поводу этой оценки.
Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:
Б)
Не будешь задавать вопросов учителю;
В)
Спокойно попросишь объяснить ещё раз;
Г)
Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков.
Ты пришёл в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:
Б)
Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;
В)
Просишь их перестать разговаривать;
Е)
Молча терпишь.
Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:
Б)
Глотаешь обиду и молчишь;
Д)
Даёшь отпор.
Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который(ая) очень нравиться?
Б)
Очень трудно;
В)
Легко;
Г)
Очень трудно начать, потом легче.
Ты идёшь на рынок. Легко ли тебе торговаться?
А)
Да;
Б)
Нет.
Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступить перед классом?
Б)
Да;
Д)
Нет.
Тебя хвалят перед классом. Ты:
Б)
Не знаешь, что сказать в ответ;
Д)
Благодаришь за похвалу;
Е)
Спокойно воспринимаешь благодарность.
При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?
А)
Устный;
Б)
Письменный;
В)
Мне всё равно, какой экзамен сдавать.
Результаты теста.
А – 3 балла, Б – 0 баллов, В – 5 баллов, Г – 2 балла, Д – 4 балла, Е – 1 балл.
Подсчитайте общую сумму.
Более 72 баллов – очень высокий уровень уверенности в себе.
Отвечайте на вопросы «Да» или «Нет»
Обработка результатов.
Поставьте себе по одному баллу за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.
Поставьте себе по одному баллу за каждый положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14, 19.
Подсчитайте баллы.
Нормальная температура человеческого тела составляет …
А) 36,4°С;
Б) 36,9°С;
В) 36,6°С.
При повышенной температуре человеку следует давать …
А) больше питья;
Б) больше еды;
В) больше лекарств.
Если в доме нет лекарств, то температуру можно снизить …
А) положив холодный компресс на лоб больного;
Б) выпустив больного на свежий воздух;
В) переместив больного поближе к холодильнику.
Если лекарство нужно принимать за полчаса до еды, а завтрак будет в 9 часов 15 минут то, во сколько больному стоит дать лекарство?
А) в 8 часов 50 минут;
Б) в 8 часов 55 минут;
В) в 8 часов 45 минут.
Признаками пищевого отравления являются…
А) повышенная температура;
Б) головная боль;
В) тошнота, рвота, диарея.
Если термометр для измерения температуры нечаянно разбился, то следует…
А) выбросить стеклянные осколки;
Б) быстро и тщательно собрать шарики ртути в закрытую тару и выбросить их;
В) не обращать внимания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
а | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 |
б | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 |
в | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 |
Инструкция для старшеклассников: «Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то – «нет»
Ключ для обработки результатов:
За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.
Ответы «Да» – на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
Ответы «Нет» – на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов.
Интерпретация: Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о неприятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
1. сборник тестов поможет вам определить психологическое состояние ребенка в школе,дома, с друзьями.
2. Использование проектной деятельности детей, для выполнения которой необходимы знания по Литературному чтению (Кудина-Новлянская), Окружающему миру (Чудинова). Итогом проектной деятености является реальный продукт, созданный детьми и их родителями.
3. представлены задания для проверки знаний детей по теме «Табличное умножение и деление».
4. Международный женский день - это праздник рядовых женщин, ставших творцами истории; своими корнями он уходит в многовековую борьбу женщин за участие в жизни общества наравне с мужчинами. Поэтому в этот знаменательный день мы решили провести конкурс "Мисс мама-2010".
5. олимпиадные задания поогут учителю подготовить детей к олимпиаде по окружающему миру
Тест «Взрослый или маленький?»
Обработка результатов
10-8 галочек : ты взрослый человек. На тебя можно положиться, но не спеши прощаться с детством.
7-4 галочки: ты нормальный для своего возраста ребенок, т.е. в меру взрослый.
3-0 галочек: тебя не назвать взрослым человеком. Ты ещё ребенок!
Тест «хватает ли тебе внимания родителей?»
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят.
Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось_________
Обработка результатов
0-3 галочки: внимания родителей тебе недостаточно. Иногда тебе кажется, что никому до тебя нет дела. Это не так! Просто взрослые часто бывают заняты. Больше помогай им, не забывай говорить, что любишь их, и все будет хорошо.
4-6 галочек: обычно тебе хватает внимания родителей, но временами ты чувствуешь себя одиноко. Не нужно обижаться на родителей, если они не уделяют тебе каждую свободную минуту. Постарайся быть самостоятельнее.
7-10 галочек: твои родители не отходят от тебя ни на шаг! Это очень хорошо. Они любят тебя, заботятся. Стараются делать все, чтоб тебе было хорошо. Но учится быть самостоятельным человеком тебе тоже нужно!
Изучение направленности на приобретение знаний.
Проведение исследования.
Тест опросника.
А) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил.
Б)(садишься смотреть телевизор или играть на компьюторе. Думая, что урок по этому предмету еще через неделю.
2. после получения хорошей отметки:
А) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку.
Б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. бывает ли так, что ты остаёшься недоволен ответом, а не отметкой?
А) да,
Б) нет.
4. что для тебя учеба?
А) познание нового,
Б) обременительное занятие.
5. зависят ли твои отметки от тщательности подготовки уроков?
А) да.
Б) нет.
6. анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал направильно?
А) да,
Б) нет.
7. зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, ставят ли за него отметки?
А) да,
Б) не.
8. легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул?
А) да,
Б) нет.
9. жалеешь ли ты, что иногда не бывает уроков по болезни учителя?
А) да,
Б) нет.
10. когда ты, прейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь?
А) да,
Б) нет.
11. что, по-твоему, лучше: болеть или учиться?
А) учиться,
Б) болеть.
12. что для тебя важнее_ отметки или знания?
А) отметки,
Б) знания.
Тест «Как на тебя влияет школа?»
А) да, много
Б) нет
В) да, один
А) нет!
Б) да, многим ребятам
В) одному однокласснику
А) не знаю
Б) да, намного больше
В) нет
4. Младшие ребята внимательно тебя слушают и советуются с тобой?
А) да
Б) иногда
В) нет
5. Теперь, когда ты ходишь в школу, ты увереннее себя чувствуешь?
А) нет
Б) да
В) в чем-то да, в чем-то нет
6. Школа тебя изменила?
А) нет
Б) да, немножко
В) да!
7. в школе у тебя появились новые интересы и увлечения?
А) да, но мало
Б) нет
В) да, и несколько
8. тебе нравится в школе?
А) нет
Б) так себе
В) да
Сколько баллов у тебя получилось, посчитай по таблице
От 0 до 7 баллов: школа сделала тебя более взрослым и самостоятельным человеком. У тебя появились новые друзья, младшие хотят с тобой дружить, а старшие теперь могут доверить тебе важные дела.
8 -11 баллов: школа тебя не изменила. Будь увереннее, не стесняйся, старайся доверять другим. Присмотрись к ребятам, возможно, среди них есть те, которые хотят стать твоими друзьями и которые тебе нравятся.
12-16 баллов: школа заставляет тебя стесняться и переживать. Не волнуйся, в школе ты можешь чувствовать себя в безопасности – среди ребят обязательно есть хорошие- подружись с ними! Будь посмелее.
Тест «Как к тебе относятся друзья?»
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят
Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось____________
Обработка результатов
0-2 галочки:
Друзья относятся к тебе хорошо. Они стараются тебя не обижать и поддерживать в трудную минуту.
3-5 галочек:
Иногда у тебя бывают ссоры с друзьями. Но это бывает, ничего страшного! Постарайтесь быть вежливее и уважительнее друг к другу.
6-10 галочек:
Ну, не знаю, можно ли назвать этих людей твоими друзьями. Друзья так никогда не поступают! Может, тебе стоит поискать новых друзей?
Тест « Как ты относишься к людям?»
Обведи в кружок подходящий для тебя ответ.
А) я помогу подняться,
Б) молча пройду мимо,
В) я засмеюсь.
А) я постараюсь помочь,
Б) а какая мне от этого будет польза7
В) вот еще! Своих дел полно.
А) заступлюсь
Б) ничего не сделаю, пусть сами разбираются.
В) буду дразнить вместе с ними.
А0 попробую ему объяснить,
Б) пусть сам думает,
В) посмеюсь над его глупостью.
А) я об этом забуду и не буду напоминать,
Б) не знаю,
В) я буду подшучивать над ним.
А) с удовольствием помогу,
Б) ну, надо так надо,
В) и не подумаю помогать.
Обработка результатов.
А – 0 баллов
Б – 1 балл
В – 2 балла.
0-3 балла: ты стараешься помогать людям. Не смеешься над их недостатками. Молодец!
4-8 баллов: иногда ты можешь кому-нибудь помочь. Но обычно требуешь за это плату. Это нехорошо. Дружба не строится на отношениях: «ты - мне, я – тебе!»
9-12 баллов: ну, ты как старуха Шапокляк! « Кто людям помогает, тот тратит время зря!» не боишься, что придет момент, когда тебе понадобиться помощь, а все от тебя отвернутся.
Тест «Любят ли тебя родители?»
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят
Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось_______
Обработка результатов
0-4 галочки: конечно, родители тебя любят! Но иногда они слишком заняты и не могут уделять тебе много внимания. Возможно, тебе нужно больше помогать им, быть внимательнее, и тогда ваши отношения станут лучше!
5-9 галочек: родители тебя просто обожают! Они делают все, чтобы тебе было хорошо. Тебе нужно это ценить и отвечать взаимностью. Не забывай говорить родителям, как ты их любишь, и помогать им во всем!
Тест « Можно ли тебе верить?»
Сколько получилось галочек?____________
Обработка результатов
0-3 галочки: Молодец! Тебе можно верить! Ты – образец честности! Если, конечно, отвечал на вопросы правильно.
4-7 галочки: Ты стараешься быть честным, но у тебя не всегда получается. Старайся! Не бойся говорить правду.
8-10 галочки: Нет, так жить нельзя. Ты постоянно врёшь и изворачиваешься. Это может плохо кончиться! Постарайся исправиться!
Тест «какие у тебя отношения с девочками?»
Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят
С мальчиками?
Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось___________
Обработка результатов
0-2 галочки: у тебя замечательные отношения с противоположным полом! Ты можешь дружить и играть и с девочками, и с мальчиками. Молодец!
3-5 галочек: среди твоих друзей есть и девочки, и мальчики, но друзей противоположного пола меньше. Потому что ты их немного стесняешься.
6-7 галочек: почти все друзья одного пола с тобой. А с противоположным полом ты почти не общаешься. Ну и зря. Не нужно этого стесняться.
Тест « У тебя есть сила воли?»
А) я побегу смотреть мультик! Посуда никуда не денется.
Б) перемою посуду и пойду смотреть мультик.
В) я помою до начала мультика, что успею, остальное потом.
А) я не буду есть, что мне нельзя.
Б) я съем только пару долек,
В0 даже если нельзя, буду есть сколько захочу.
А) я не могу себя заставить!
Б) я точно буду заниматься и исправлюсь.
В) я постараюсь.
А) я не буду смотреть телевизор,
Б) я буду смотреть, все равно никто не узнает.
В) включу телевизор, но ненадолго.
А) я намекну родителям, что хочу велосипед,
Б) я буду требовать велик!
В) я промолчу, потерплю.
А) проснусь и встану без проблем.
Б) полежу еще минут 10 после будильника.
Обработка результатов.
Подсчитай баллы:
От 0 до 4: ты умеешь терпеть, у тебя есть сила воли. Это хорошо. Но помни, во многих ситуациях нужно действовать, а не ждать.
От 5 до 8: сила воли у тебя есть. Но иногда ты не можешь себя перебороть. Старайся и все получится!
От 9 до 12 : ты совсем не можешь себя заставлять! Постарайся поменьше лениться и вредничать. Нужно развивать силу воли!
Тест «Уважаешь ли ты учителя?»
Поставь галочку рядом с фразой, которая тебе подходит
Посчитай, сколько галочек получилось____________________
Обработка результатов
0-3 галочки: ты уважаешь учителей и стараешься во всем их слушаться и помогать. Молодец! Это очень хорошо, так держать!
4- 7 галочек: иногда ты позволяешь себе говорить нехорошие вещи про учителей. Но, когда у преподавателя действительно проблемы, ты за него беспокоишься.
8-10 галочек: ты совсем не уважаешь учителей, это плохо. Постарайся изменить свое мнение! Эти люди стараются для тебя, нужно это понять и ценить.
Тест « Умеешь ли ты заводить друзей? »
А. нет, я буду стесняться;
Б. да, подойду и познакомлюсь;
В. Даже не знаю.
А. расскажу все-все!
Б. открою ему про себя только некоторые тайны.
В. Не раскрою своих секретов.
А. вряд ли я буду ему об этом говорить;
Б. да, скажу, что мне не нравится;
В. Ничего не скажу.
А.нет, я буду с ними обоими дружить;
Б. да, это же новый друг;
В. Нет, старому другу я буду уделять больше внимания.
А. нет, я сразу познакомлюсь с ними;
Б. да, очень стесняюсь;
В. Когда как.
А. нет, конечно! Лучше сам съем.
Б. отдам половинку;
В. Отдам целую.
Обработка результатов.
О-3 ты стесняешься. Не можешь познакомиться, краснеешь. Запинаешься. Не стоит! Не переживай! Чтобы завести друзей, нужно перебороть себя и постараться не быть таким скованным человеком. Постарайся, у тебя получится!
4-8 Ты молодец! Можешь смело подойти к кому хочешь, познакомиться и подружиться. а самое главное- тя при этом еще и заботишься о своих друзьях и не ведешь себя нагло. Поздравляем, так держать!
9-12 ты очень решительный и смелый человек. Совершенно никого не стесняешься. С одной стороны, это хорошо. Главное, что друзьям нужно помогать и с ними нужно очень бережно обращаться.
Тест «Хватает ли тебе внимания?»
А) это сразу заметят и меня похвалят;
Б) никто не обратит на это внимание;
В) может и заметят.
А) никто этого не заметит!
Б) все начнут делать мне комплименты;
В) некоторые обратят на это внимание.
А) окружающие заметят это и придут мне на помощь!
Б) никому нет до этого дела!
В) может заменить только самый близкий человек.
А) никто меня не похвалит
Б) окружающие обязательно меня похвалят
В)скорее всего, это заметят.
А) мне это сойдет с рук!
Б) это сразу заметят, и мне влетит!
В) может заметят, может – нет.
А) время от времени
Б) очень часто!
В) я почти никогда не слышу.
Обработка результатов.
От 0 до 3: тебе не хватает внимания! Попробуй поговорить с мамой.
От 4 до 8: обычно внимания окружающих тебе хватает. Но иногда случается, что в важный момент не к кому обратиться.
От 9 до 12: о тебе заботятся, тебе всегда готовы прийти на помощь, поддержать. Внимания тебе уделяют много. Возможно, даже слишком.
Анкета « Я и моя семья»
Анкета « Я и моя семья»
Ответьте на вопросы. Варианты ответов:
1.Родители всегда меня всем поддерживают
Письменная проверочная работа по теме
«Табличное умножение и деление».
Вариант №1 .
7 * _ = 56 36:_ = 24:6 _*8 = 32
42: 7 = 18: _ 6*_ = 30 6*_ = 4*9
1 * 5= 5 0*7 = 7 6*0 = 6 0*4 =4
Вариант №2 .
9* _ = 54 42: _ = 56: 8 _*4 = 28
27: 3 = 72: _ 7 * _ = 49 3*_ = 4*6
1 * 3=3 8*0=8 0*2 = 2 0*9 =9
Вариант №3 * .
_ * _ = _ * _ _ * _ >_ * _ _ : _ <_ :="" _="">
8 ? 0 = 6*6 - 4*9 9 ? 1 = 8*8 – 6*9 0 ? 3 = 6*4 – 3*9
(20… - 20… учебный год)
ШИФР_______________
1. Назови полезное ископаемое и предмет, сделанный из него»
A. Это предмет, без которого не обойтись в быту. Ом изготовлен из распространённого полезного ископаемого бурого и белого цвета, состоящего из мельчайших частиц, практически не пропускает воду. В старину эти предметы делали гончары._______________________________
Б. Это необычный продукт полезного ископаемого, из которого получают топливо, бензин, пластмассы и даже душистые масла. Им любят пользоваться все люди, но в особенности женщины._____________________
______________________________________________________________
B.
Этот предмет очень полезен. Без него многим людям трудно читать, писать. Его главные части изготовлены из полезного ископаемого, широко распространенного па земле. Оно имеет зернистую структуру, хорошо пропускает воду, применяется в строительстве.________________
2. Найди на карте полушарий эти острова. Определи, около каких материков они расположены. Подпиши под ри сунками.
Сахалин
_______________
Мадагаскар
____________
Гренландия
________________
Великобритания
_______________________
Огненная Земля
________________
Новая Гвинея
______________
Задание 3. Решив кроссворд, ты узнаешь, что дороже всего для человека в жизни.
5 | |||||||
1 | 3 | ||||||
4 | |||||||
2 | |||||||
1. Он невидимый и все же без него мы жить не можем.
2. Чтобы организм получал витамины, их необходимо употреблять в пишу.
3. Это вредная привычка.
4. Отдыхом для мозга является...
5. Этот вид спорта укрепляет позвоночник человека.
Задание 4. Проставьте цифры в таблицу по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в тундре летом много птиц.
1. Солнце не поднимается высоко.
2. Много озер и болот.
3. Земля прогревается недостаточно.
4. Вечная мерзлота - подо мхом.
5. Много личинок комаров.
6. Вода не просачивается в землю.
7. Много корма для птенцов.
8. Гнездится много птиц.
Задание 5. Как деятельность человека влияет на природу степей: степи почти полностью распаханы; из-за распашки степей уменьшилось количество дикорастущих растений, уменьшилась численность диких животных; изучена и описана природа степей; взяты под охрану многие растения и животные; восстанавливается численность степных пеструшек, сайгаков и других животных.
Заполни таблицу. Продолжи перечень, если тебе известны другие примеры.
Задание 6. Подумай, из каких растений производят:
Шоколад:____________________________________
Муку:________________________________________
Крахмал:_____________________________________
Макароны:___________________________________
Нижнее белье: ________________________________
Постельное белье:_____________________________
Растительное масло:___________________________
Сахар:_______________________________________
Задание 7. Найди ошибки в тексте и подчеркни их.
Хорошо в лесу апреле! Это самое начало весны. Снег давно растаял. На деревьях появляются зеленые листочки, цветет сирень. На полянах под весенним солнцем расцветают первые весенние цветы: мать-и-мачеха, пролеска, ромашки. Из теплых краев вернулись скворцы, грачи, соловьи. Проснулись от зимней спячки ежи, белки, медведи. Зайчик щеголяет в новой шубке. Все рады весне!
Задание 8. Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можно использовать несколько раз)
НИЛВОГАБЬЕСЙДМУР
Олимпиадные задания по окружающему миру
(20… - 20… учебный год)
ШИФР_______________
1. Используя условные знаки, изобрази движение путешественников.
Путешественники отправились в путь из поселка на север по тропе. Поселок находился на юге. Дошли до реки, которая протекает с запада на восток. Берега реки поросли кустарниками. Затем путешественники переправились по мосту через реку и пошли прямо на север по дороге. Справа от дороги был луг, слева - смешанный лес. Они дошли до хвойного леса и повернули на запад. По дороге дошли до поселка, который расположен на западе.
2. Допиши название природных зон:
1....................................- это природная зона, где отсутствует сплошной травянистый покров.
2................................. - это природная зона, где растительность из деревьев, кустарников, трав.
3...................................- это природная зона со сплошным травянистым покровом.
4....................................- это природная зона, где растительный покров из кустарников, трав, лишайников, мхов, отсутствуют деревья.
3. Распредели указанных животных по природным зонам.
4. Прочти текст. Сколько ошибок допущено в нем? (...)
Перепиши текст правильно.
У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Под действием каких изменений происходит разрушение гор? Заполни схему.
6. Какое растение в народе называют «шёлковой травой»?......................................
7 . Из недр нашего края добывается много полезных ископаемых.
Впишите некоторые из них в пустые клетки.
8. Напиши, что такое природа?
Дополни схему:
Олимпиадные задания по окружающему миру
(20… - 20… учебный год)
ШИФР_______________
2. Переставь буквы так, чтобы получить названия рек нашей области:
дно, усим, алс, чаным____________________________________________
__________________________________________________________________
3. Посмотри на карту мира. Рядом с ней нарисованы разные типы человеческих жилищ. Как ты думаешь, в каких районах Земли строят такие дома? Расставь цифры в нужном месте на карте.
Изба. Типи. Юрта.
Иглу (дом из снега). Хижина на сваях. Глиняный дом.
4.
(а) Из перечисленных видов топлива подчеркни только полезные ископаемые:
керосин, нефть, древесина, торф, каменный уголь, мазут.
б) Что общего у нефти, каменного угля, природного газа.
__________________________________________________________________
в) Можно ли утверждать, что батареи в твоём доме нагреваются за счёт энергии Солнца? Ответ обоснуй.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Реши кроссворд.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 |
1) Газ, необходимый для жизни растений.
2) Ледяная гора, плавающая в океане.
4) Зелёное насаждение, пополняющее атмосферу кислородом.
5) Огромное пространство солёной воды.
6) Часть света в Северном полушарии.
7) Место, где река впадает в другой водоём.
8) Наука о связи живых существ со средой обитания.
6. Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым? (Подчеркни то, что считаешь верным).
а) глиняная кружка; в) льняное платье;
б) стальной нож; г) кирпичный дом
В холодную зиму птиц часто подкармливают. Какой корм им нельзя давать? (Подчеркни то, что считаешь верным).
а) семена растений; в ) солёное сало;
б) хлеб ржаной; г) несолёное сало.
7. Реши экологическую задачу.
Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Найди лишнее слово.
1) Кирпич, глина, цемент, асфальт.
2) Лемминг, бурундук, северный олень, песец.
3) Традесканция, ландыш, колеус, бегония.
4) Земля, Венера, Меркурий, Луна.
5) Дуб, клён, лиственница, берёза.
Олимпиадные задания по окружающему миру
(2008 – 2009 учебный год)
ШИФР____________
1. Земля находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна. Но поверхность Луны нагревается днем до +100 ОС, +170 ОС. А с наступлением ночи остывает до –200 ОС. Почему же наша планета никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Наша Земля постоянно изменяется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые даже говорят, что изменение поверхности Земли – это результат работы трех "великих мастеров". Что это за мастера?
_______________________________________________________________________________________
3.Узнай полезные ископаемые по описанию. Заполни таблицу – укажи название и использование полезных ископаемых.
№ | Свойства | Название | Использование человеком |
1 | черный, твердый, горит, тяжелее воды | ||
2 | серый (может быть другого цвета), твердый, не горит, колется с трудом, тяжелее воды | ||
3 | черный, жидкий, легче воды, горит | ||
4 | белый, рыхлый, легко колется, крошится |
4. Вставьте в пустые клетки цифры по порядку: от причины к следствию, чтобы объяснить круговорот воды в природе.
1. Вода стекает в водоёмы.
2. В воздухе вода превращается в туман.
3. Нагретый воздух поднимает воду вверх.
4. Вода выпадает в осадок.
5. Воздух остывает.
6. Солнце нагревает воздух.
5. Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
_________________________________________________________
7. В указанном списке подчеркни экологические катострофы.
Сильный ливень, пожар на предприятии, слив мазута в ручей, торнадо, гибель танкера с нефтью в черном море, шторм в океане.
а) Карликовая береза, ягель, которым с удовольствием питаются коренные жители этих мест – олени. А люди в этих местах ведут кочевой образ жизни и живут они в особенных домах-ярангах, покрытых шкурами оленей. (_________________________________)
б) Климат умеренный. Многообразие лиственных и хвойных деревьев, кустарники. Изобилие ягод и грибов. Богатый животный мир. В малиннике можно встретить бурого медведя. В июне месяце нет спасу от комаров. (_________________________________)
в) Январь. 12 часов дня. Солнце спрятано за горизонтом. Снежную равнину освещает только тусклый свет звёзд. Местность кажется безжизненной. (_________________________________)
9. Мы живём в прекрасной и великой стране Россия. Самое большое её богаство – народ и природа. Будущее России зависит от здоровья людей и окружающей их природы. Природу нужно спасать и беречь. Это зависит не только от взрослых, но и от вас – детей. Сделай первый шаг: докажи, что ты знаешь, какие растения и животные из Ростовакой области нуждаются в особом внимании и защите, т.е. занесены в Красную книгу.
Растения | Животные |
Олимпиадные задания по математике
(2008 – 2009 учебный год)
ШИФР____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку
(2008 – 2009 учебный год)
ШИФР____________
[ т ] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Берёза, руки, человека.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Растения, которые находятся в комнате – __________________________
Работа, которая выполняется дома – __________________________
Машина, которая встретилась на пути – __________________________
Дорога, которая пролегает далеко – __________________________
Почта, которую мы получаем утром – __________________________
Путешествие, которое было летним – __________________________
Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, туфли. Ботинки, лужа, Даша.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
4
5
6
7
8
9
итого
Кол-во баллов
Ответы к заданиям
по окружающему миру.
гранит, строительство
нефть, топливо
мел, строительство
4. 6 – 3 – 2 – 5 – 4 – 1
5. Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной.
лес: волк, рябина, лось, (полёвка, крот), ландыш, сосна
луг: клевер, крот, мышиный горошек, кузнечик
8. Тундра
Тайга
Арктическая пустыня
9. Растения: ковыль, пион тонколистный, кувшинка, степной тюльпан
Животные: журавль – красавка, стрепет, дрофа, степной орёл, кузнечик степная дыбка, ондатра, осётр, белая цапля, полоз, сокол-сапсан
Ответы к заданиям
по русскому языку.
Ответы к заданиям
по математике.
2) 4 + 3 = 7 (гус.)
3) 2500 + 2400 = 4900 (г) общая масса гусят и утят
4) 4900: 7 = 700 (г) масса 1 утёнка и 1 гусёнка
5) 700 х 3 = 2100 (г) масса 3 утят и 3 гусят
6) 2500 – 2100 = 400 (г) масса 1 гусёнка
2) 12 + 3 = 15 (см) диагональ ВД
3) 12 х 9 = 108 (кв.см) площадь квадрата
4) (12 + 9) х 2 = 42 (см) периметр квадрата
5) 12 + 15 + 9 = 36 (см) периметр треугольника
6) 12 х 9: 2 = 54 (кв.см) площадь треугольника
2) 6 х 5 = 30 9 мин) – время для получения 6 частей
а)дятел; б) ласточка; в) синица;
г) воробей; д) соловей; е) стриж. 3 балла
3. Какое выражение правильное?
а)природой называют все то, что окружает человека;
б) природой называют все то, что сделано руками человека;
в) природой называют все то, что окружает человека и сделано его руками.
4. Солнце заходит…
а) на востоке; б) на юге; в) на западе. 1 балл
5. Укажите предметы природы:
а) шкаф; б) глина; в) стекло;
г) обувь; д) воздух; е) камень. 3 балла
6. Где зимуют раки?
а) в океане; б) в болоте; в) в озерах;
г)в морях; д) в илистых берегах рек. 3 балла
7. Чем больше колец, тем старше жилец. О чем это?
а) о старом человеке; б) о пне; в) о дереве. 1 балл
8. Шли два гражданина. Остановились. Один другого спрашивает
:
- Черная? -Нет, красная. -А почему она белая? - Потому что зеленая.
О чем они?
А) о рябине; б) о калине; в) о смородине. 1 балл
9. Какое дерево быстрее желтеет?
А) тополь; б) береза; в) осина. 1 балл
10. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца?
А) ландыш; б) вороний глаз; в) чистотел. 1 балл
11. Из какого дерева делают спички?
а) из липы; б) из березы; в) из осины. 1 балл
12. Какая птица выводит птенцов в любые морозы?
А) дятел; б) клёст; в) воробей. 1 балл
13. Как называется наша республика?
А) Россия; б) Ижевск; в) Удмуртия. 1балл
14. Что находится в мыльном пузыре?
а) мыло; б) воздух; в) вода. 1 балл
15. Какие из этих растений ты встречаешь в своем крае?
3. Подчеркните, какое из данных слов обозначает явление природы?
Камень, молния, река, дерево, земля.
4. Найди в каждой строчке лишнее животное и подчеркни его:
А) Коза, лошадь, лось;
Б) Утка, петух, лебедь;
В) Телёнок, цыплёнок, утёнок.
5. Вставь пропущенные слова в предложение.
Вода в природе бывает в трёх состояниях: в жидком, в____________, в_____________.
6. Выбери признаки ненастной погоды:
А) идет дождь; б) светит солнце; в) небо затянуто тучами;
Г) дует холодный ветер; д) на небе облака; е) дует легкий ветерок.
7. Подчеркни названия хвойных деревьев:
Ель, клён, орешник, лиственница, сосна, тополь, можжевельник, дуб, пихта, кедр, береза.
8. Какую птицу называют
лесным доктором
?
а) синицу; б) поползня; в)дятла.
9. Как называют животных, у которых тело покрыто чешуёй?
А) птицы; б) рыбы; в) млекопитающие.
10. Для жизни растениям и животным необходимо:
А) мясо, фрукты, сок;
б) рыба, овощи, кисель;
в) солнце, воздух, вода.
Психодиагностика детей и подростков является актуальной задачей школьного психолога и служит предупреждением дезадаптации и неуспеваемости. Желательно проводить регулярный мониторинг состояния учащихся, их мотивации, уровня стресса и других факторов, чтобы вовремя принять меры. Психологические тесты для школьников различаются по своему способу и назначению, в настоящее время существует достаточное количество стандартизированных методик с высокой валидностью и надежностью, также пользуются популярностью и проективные методы.
Психология младшего школьного возраста определяет задачи для диагностики. Это психологическая готовность к учебе, проверить которую позволяют тесты школьной мотивации. Также важна проверка уровня когнитивных функций: внимание, память, мышление. Школа, ее расписание и правила, множество новых контактов неизбежно вызывают у ребенка стресс, поэтому важна проверка свойств эмоционально-волевой сферы: уровня тревожности, стресса, а также адаптации ребенка в коллективе.
Тесты для детей первого класса должны отличаться простотой и небольшой продолжительностью, так как детям этого возраста еще трудно удерживать внимание продолжительное время при отсутствии высокой мотивации, что может повлиять на результаты теста. К третьему-четвертому классу дети способны дольше сохранять концентрацию при работе с тестами-опросниками.
Для младших школьников целесообразно использовать рисуночные тесты, особенно актуально это для детей с проблемами в общении. Такова, например, диагностика интеллекта Гудинаф-Харриса. Ребенку предлагается нарисовать человека («мужчину», «дяденьку») так хорошо, насколько он умеет. При оценке обращается внимание на такие вещи как:
За каждую существенную деталь выставляются баллы согласно ключу, количество баллов указывает на соответствие развития ребенка определенному уровню.
Для оценки психического состояния используют цвето-рисуночный психологический тест. Инструкция состоит из нескольких частей. Вначале детям предлагается нарисованный пустой квадрат, который нужно закрасить разными цветами, отражающими состояние («настроение») ребенка на данный момент. Затем нужно нарисовать свое состояние в виде какого-то образа, с которым оно ассоциируется. В зависимости от использованных цветов и образов можно диагностировать:
Для оценки устойчивости внимания младших школьников применяется так называемая корректурная проба. Это последовательность букв, где определенные из них нужно зачеркнуть по инструкции. Тест проводится на время, результаты оцениваются по количеству верных ответов за минуту.
Оценка переключаемости внимания производится с помощью таблиц Горбова-Шульте с черными и красными цифрами от 1 до 25 в разнообразном порядке. Испытуемому предлагается найти все черные цифры в порядке возрастания, а красные - в убывающем, при этом черные и красные цифры показываются попеременно. Экспериментатор фиксирует число верных ответов за временную единицу.
В первом варианте метода исследования ребенку предъявляются изображения предметов или геометрических фигур, а также слова, которые он должен запомнить, а затем воспроизвести по памяти, обычно 10-12. Во втором варианте слова произносятся, и запомнить их нужно на слух. Из количества правильно воспроизведенных слов или названий фигур и предметов рассчитывается объем кратковременной памяти.
У младших школьников появляются новые особенности мышления - анализ и планирование. Оценка этой функции представляется наиболее сложной, так как во многом успех зависит от мотивации к исследованию. Существуют разные типы мышления, которые сложно охватить одним тестом. При этом исследование мышления на этом этапе очень важно, так как необходимо выявить наиболее одаренных ребят и, наоборот, имеющих отставание в психическом развитии.
Есть различные психологические тесты мышления для школьников младшего возраста. А.З.Зак предложил метод словарных карточек, позволяющих разделить испытуемых на преимущественно использующих теоретический или эмпирический способ мышления. Вначале предлагаются карточки с фразами типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?» Затем некоторые слова в заданиях заменяются абстрактными буквосочетаниями типа: «Катя иаее, чем Лиза. Лиза иаее, чем Лена. Кто иаее всех?» Чтобы верно выполнить задания, ребенок должен заменить мысленно сочетания букв на существующие слова либо непосредственно оперировать логической конструкцией.
Детям предлагаются 15 серий по 4 слова такого типа: «Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед». Предлагается исключить лишнее. Для этого ребенок должен в уме проанализировать, по какому принципу объединены понятия, и какое не соответствует общей теме, причем сделать это достаточно быстро. Выделение нехарактерных признаков может говорить о нарушениях мышления.
Испытуемому предлагаются карточки с предметами, где необходимо выделить лишний, также определив общий принцип, по которому объединены эти вещи. При этом с каждой серией картинок сложность нарастает. Важно убедиться, что ребенок усвоил инструкцию, если же нет, то сделать одно-два задания вместе с ним.
Существуют тесты самооценки, тревожности (тест Филлипса), школьной мотивации и другие. Целесообразно использовать в работе со школьниками младших классов метод наблюдения, данные, полученные в ходе бесед с педагогом, самим ребенком, родителями.
Уже в 11 лет ребенок вступает в переходный возраст, и становится актуальным исследование личностных особенностей. В этот период происходит становление характера, оформляются способы поведения и эмоционального реагирования. Очень важными становятся достижения и реакция на них окружающих, принятие ребенка социальной микросредой. Повышается чувство собственного достоинства, и обостряется чувствительность к критике, восприятие себя зачастую может быть неадекватным. В то же время появляется мотивация к самопознанию. Важной становится половая самоидентификация.
Удобно использовать для психодиагностики анкеты и опросники, такие как:
В исследовании психических функций детей в старших и средних классах используются перечисленные выше диагностические инструменты, кроме того, к ним добавляются новые:
Для диагностики разных сторон личности применяются методы изучения мотивации к обучению, самооценки, тревожности (например, опросник Спилберга), характера (тест определения акцентуации Леонгарда), шкала депрессии, проективные методы изучения образа своего «Я», такие, как «Несуществующее животное», «Дом-дерево человек» и другие.
Задачи:
1. Обучить основам работы с тестами.
2. Стимулировать учащихся к познанию собственного Я.
Оборудование : изречения, написанные на доске.
Учитель. Давным-давно в Древней Греции был построен храм в честь бога Аполлона (бога света и искусств). На стенах храма были написаны 7 изречений:
1. Познай себя самого.
2. Ничего сверх меры.
3. Мера важнее всего.
4. Всему свое время.
5. Главное в жизни - конец.
6. В многолюдстве нет добра.
7. Ручайся только за себя.
Составили эти изречения 7 мудрецов. Они были известными политиками и законодателями того времени. Одно из этих изречений - «Познай себя самого» - любил повторять великий философ Сократ.
Как вы думаете, что означает выражение «Познай (пойми) самого себя»? (Дети отвечают.)
Познать себя - значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?
Психологи разработали большое количество тестов - несложных, но эффективных, с помощью которых вы сможете найти ответы практически на все интересующие вас вопросы. Причем с помощью тестов вы сможете узнать много интересного не только о себе, но и о людях, которые вас окружают.
Сегодня мы попробуем разобраться с тем, что вам близко и понятно, - хорошо ли вам с вашими друзьями. Заодно посмотрим, какой род деятельности вам предпочесть.
1. Нарисуйте 8 кружочков. Посмотрите на них и определите, где вы. Поставьте в выбранном кружочке галочку.
2. Нарисуйте два ряда кружков по семь в каждом ряду. Вы живете с папой и мамой? Напишите внутри первого кружка (он специально закрашен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывайте «папа» в кружок снизу.
Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду, потом во втором. Поставьте галочки.
3. Нарисуйте семь кружков. (Учитель должен показать как.) Поставьте галочку там, где вы находитесь, подпишите, где находятся родители.
4. Вокруг каждого из вас можно выделить три группы людей (родители, учителя, друзья). Перед вами три кружка. Напишите, где кто находится. И точкой обозначьте, где находитесь вы.
5. Здесь две группы кружков - девять и два. Найдите среди них себя. Отметьте галочкой или крестиком.
6. Перед вами точка, вертикальная линия, треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, звезда. Какая фигура больше всего вам нравится? Какая фигура больше всего похожа на вас?
7. А теперь - внимание! Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится больше всего.
Оценка результатов
(По результатам тестирования классный руководитель может сделать для себя выводы о взаимоотношениях в семье, в классе. Поэтому зачитывать вслух все результаты не обязательно).
Если вы быстро выполняли задание, то в ваших отношениях с людьми нет ничего сложного, вы приятный в общении человек. Вы скорее направлены на общение, т. е. ваша профессия должна быть связана с людьми.
Если вы долго не решались поставить галочку, можно сказать, что вы нерешительный человек, друзей у вас мало. Пора вам выбираться из своей скорлупы. Из профессий вам больше подойдет работа с техникой.
1. Галочка слева - вы хорошо себя чувствуете в коллективе, человек компанейский и один на один со сложной машиной (например, с компьютером или с разобранным пылесосом) долго не протянете - вам нужна компания.
Галочка справа - с окружением у вас явная незадача, вы предпочитаете одиночество, а если вас и вытаскивают на мероприятие, то вести себя там вы стараетесь незаметно.
Галочка посередине - все зависит от настроения. В классе вы особо не выделяетесь, не рветесь в лидеры, но и в откровенные изгои не стремитесь попасть.
2. Кого первым написали - тот и является для вас в жизни главным.
Написали «мама» - вы ориентируетесь на маму, больше с ней
общаетесь, с каким-нибудь вопросом в первую очередь пойдете именно к ней.
Написали «папа» - значит, с отцом вам комфортнее, чем с матерью.
Если вы поставили галочку рядом с их кружками, то у вас доверительные, искренние отношения с родителями. 3-4-й кружок от начала - вы в хороших отношениях, но у каждого свои секреты. Неважные у вас отношения, если вы себя видите в самых дальних от родителей кружках.
3. Это вопрос на воображение. Если, прочитав задание, вы представили себя, своих родных, а может, друзей и быстренько расставили их по местам и поставили галочки, в ваших отношениях все понятно. Если представлять было сложно - у вас все не так просто.
Если вы себя ставите выше других (галочка в верхних кружочках) - мир лежит около ваших ног. Вы считаете себя достаточно осведомленным в этой жизни. К таким уверенным, как вы, люди тянутся. Рядом с вашей уверенностью и им становится теплее. Возможно, вы заводила в классе, на любой вечеринке вы буквально фонтанируете идеями. Вы много где успеваете и в учебе стараетесь не отставать от других.
Родителей вы отметили рядом? Причем обоих в одном кружочке? У вас хорошие отношения - то, что принято называть дружескими.
Родители на ступеньку ниже. Нормальная позиция. Родители пока работают на вас, поэтому они на втором месте в ваших мыслях. Вы - главная персона.
Родители на третьем уровне, с большим отрывом от вас. У вас неважнецкие отношения. Со своими проблемами вы скорее пойдете к друзьям, чем к маме с папой. Общего языка у вас нет, вы и не пытаетесь его найти.
По расположению кружочков мама ближе, чем папа, да еще и мама нарисована раньше папы. Ваш авторитет - мама. Возможно, папа столько времени проводит на работе, что вы его почти не видите и не общаетесь.
Вы выбрали для себя средний ряд. Вам удобно быть в компании. Когда спрашивают, кто пойдет добровольцем на какое-либо дело, руку вверх не поднимаете. Вы не любите высовываться, хотя с удовольствием принимаете приглашения на всякие мероприятия.
Родители стоят рядом - у вас полный мир и согласие. Вы даже вместе в походы ходите.
Родители выше вас - в вашем доме можно услышать разговор на повышенных тонах, и чаще вам приходится подчиняться, делая то, чего делать не хочется.
Родители в нижнем ряду. В школе вам интереснее, чем дома. Все новости вы узнаете от друзей, а не от родителей.
Вы выбрали для своего местопребывания нижний ряд. Вам удобно сидеть за последней партой у окна и быть незаметным. Сейчас вас это несильно задевает.
Родители рядом. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. У тихих, спокойных родителей часто бывают такие же тихие дети. Сама атмосфера семьи на них давит, заставляя, так сказать, пригибаться к полу. Но вас еще ждут свои маленькие «революции», когда вы попытаетесь «прорвать блокаду» и выйти в свободное плавание.
Родители выше на одну позицию. Ваши мама с папой придерживаются принципа: пока вы живете в их доме, вы маленький и извольте делать, как сказано. При вашей «спокойности» командовать вами не так сложно.
Родители выше на две позиции. Родители - правители вашего маленького королевства, а вы занимаете в нем самое ничтожное положение. И все это накладывается еще и на конфликты в классе, отсутствие друзей (или их измену), - короче, полоса в жизни явно темная.
4. Кого написали в первую очередь - тот и является для вас авторитетом.
5. Тест на определение того, насколько хорошо вы себя чувствуете в «стае».
Вы нашли себя среди девяти кружочков - «стая» принимает вас, вы можете в ней затеряться и быть одним из ее членов. Вы чувствуете себя чуть выше «стаи» (верхний ряд), равноправным членом (средний ряд), не самым сильным и популярным бойцом (нижний ряд).
Вы выбрали кружок в стороне. Коллектив вас изгнал, или вы сами ушли. А может, вы пишете стихи и витаете далеко-далеко? Значит, вы осознаете свою индивидуальность.
Черный кружок. Не самая лучшая позиция.
6. Чем сложнее вы выбрали фигуру, тем более многогранным человеком вы себя ощущаете. Творческие люди выбирают звезду - она вся такая заковыристая и загадочная. Пятиугольник связан с цифрой пять, а это само по себе о многом говорит. Прямая линия - вы натура скрытная, ревностно храните свои секреты. Или наоборот, вы слишком легкомысленны и просты. Для вас в жизни не существует сложностей, горизонт чист. Завидное состояние.
Сделаем выводы. Если по всем тестам выходит, что вы лидер, ощущаете и оцениваете себя выше всех, то вам стоит искать профессию, где можно самовыразиться. Любая профессия подразумевает хорошее выполнение и похвалу за успех. Политик, оратор, организатор своего дела, социолог (человек, занимающийся «законами толпы», который умеет прогнозировать события в человеческом обществе), учитель (вот где проявятся лидерские качества), актер (аплодисменты, цветы...).
Если по тестам выходит, что вы тихий середнячок (не обижайтесь на эти слова), везде ставите себя рядом с кем-то, не можете прожить без коллектива, значит, далекие экспедиции, одинокие зимовки и кругосветные путешествия на плоту не для вас. В будущем вам улыбнется работа в большой корпорации, где все вертится, крутится, происходят глобальные события, где планеты сходят со своих орбит и загораются сверхновые.
7. А теперь посмотрим, что вы за фрукт, а вернее, что за фигура.
Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даете промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идете к своей цели. Взаймы у вас попросить тяжело - не дадите. Учиться вы любите. Из таких, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.
Треугольник. Вы - заводила. В снах такие девочки, как вы, видят себя великими актрисами, а мальчики - Наполеонами. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное - не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!
Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он с лету определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке - изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель: на сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешептывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия - литература и история.
Прямоугольник. Вы все подвергаете сомнению. Где сомнение - там желание во всем разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в темном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи - вам интересен сам процесс решения.
Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно личности творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). На уроках вы редко отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, позволяющую порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.
Социометрическая методика
Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу.
Ребятам предлагается перечислить товарищей по классу, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:
1. Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?
2. С кем из одноклассников ты бы отправился в кругосветное путешествие?
Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех одноклассников. Их фамилии записывают в именительном падеже.
Результаты представляют в форме матриц (таблиц), которые составляет классный руководитель. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.
Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том и в другом случае фамилии перечислены в одном и том же порядке.
Цифра 1 ставится в столбец того ученика, которого испытуемый выбрал в первую очередь, цифра 2 - в столбец того, который был выбран вторым, 3 - третьим.
В итоговых строках и столбцах:
ВС - количество выборов, сделанных данным человеком;
ВП - сумма выборов, полученных данным человеком (т. е. сколько человек выбрали его);
ВВ - количество взаимных, совпавших выборов.
Сумма выборов, полученных каждым ребенком (ВП), является мерилом его положения в классе.
Если ученик получил наибольшее количество выборов, он относится к числу «звезд».
Если получил среднее количество выборов - к предпочитаемым.
Если меньше среднего числа выборов - к пренебрегаемым.
Если не получил ни одного выбора - к изолированным.
Удовлетворенность ребенка собственным положением в классе определяется по коэффициенту:
ВВ (число взаимных выборов) К.
ВС (число выборов, сделанных данным человеком)
Так, если число ВВ равно 0, а число выборов, сделанных человеком, - 3 и К = 0/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношениях.
Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в классе будет фиксироваться в случае примерного равенства: «звезды» + предпочитаемые = = пренебрегаемые + изолированные.
О низком уровне благополучия в классе свидетельствует преобладание людей с низким статусом.
Если «звезды» + предпочитаемые > пренебрегаемые + изолированные, то это говорит о высоком УБВ, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и прене- брегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в коллективе, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.
В качестве примера приведем таблицу, в которую заносятся ответы на вопрос: «С кем бы ты отправился в кругосветное путешествие?»
Смирнова |
Алексеев |
Данилова |
||||||
Смирнова |
||||||||
Алексеев |
||||||||
Данилова |
||||||||
Символ «X» означает, что данное поле не подлежит заполнению.
Социометрическая методика в целях повышения ее эффективности предполагает составление трех матриц по трем различным вопросам, результаты которых оцениваются совместно. Для этого необходимо суммировать полученные значения ВП, ВВ, ВС по всем трем матрицам. Вполне вероятно, что общая картина может измениться.
Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Внимательнее приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих занятий, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в чем нужна ваша помощь.
Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании, лучше, если социометрические исследования вы проведете в форме игры - например, начнете формирование команды для кругосветного путешествия. В противном случае они будут ожидать от вас результатов, которые для многих могут стать источником переживаний, ненужных психологических травм.
Результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей, не должны выноситься на обсуждение в классе и используются классным руководителем только в целях оптимизации своей воспитательной деятельности.
С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.
Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:
Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.
На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.
Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.
Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.
Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.
Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.
Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.
Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.
Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.
Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.
Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.
Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.
На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.