Презентация на тему божественный пантеон древних славян. Урок-проект "пантеон славянских богов". Пантеон восточнославянских богов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель МКОУ Нёготская ООШ Куликова Наталья Николаевна Томская область, Каргасокский район январь 2016 год Боги древних славян Предмет: история Аудитория: 6 класс

В древних поселениях почетное место занимали языческие святилища - капища

Перун - один из самых главных богов славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов.

Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ - животных и людей, в представлении славян - стрелы Перуна.

Цветок Бога - Ирис Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника.

Хорс – бог зимнего солнца у древних славян. Вокруг данного божества не утихают споры, однако ясно одно - Хорс занимал особое место в мифологии славян и почитался наравне с самыми высшими богами языческого пантеона.

Хорс считался покровителем озимых, поэтому бога особенно почитали люди, работающие на земле. Праздники в честь Хорса всегда сопровождались купанием в проруби и большими хороводами.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню « стрег », что означает «старший», «дядя по отцу». О бычно представляли его в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океана.

Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков: Посвист, Подага,Погода, Южный ветер, Западный ветер, Сиверко(Северный ветер), Восточный ветер, Полуденик, Полуночник.

Даждьбог - бог древних славян, покровитель летнего солнца и плодородия. Более древние источники говорят о том, что Даждьбог являлся отцом Ария, бога, давшего начала белой расе славян. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.

Считается, что Велес подарил миру движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень. Велес - бог плодородия, богатства и семейного хозяйства почитался славянами особо. В услужении у Велеса находились все лесные звери, а его личная гвардия состояла из самых древних и сильных оборотней- волкодлаков.

Семаргл – славянский бог первородного огня и плодородия, бог-вестник, способный объединять и умножать силы всех Сварожичей. Если Семаргл появлялся на поле боя, то мощь Ясуней (светлые боги) многократно возрастала, и они обязательно побеждали. Древние славяне считали, что Семаргл не пускает в мир зло.

Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы и может оборачиваться священным крылатым псом. С Семарглом связано множество легенд, повествующих о том, как он неоднократно помогал тому или иному богу в битве с силами тьмы.

Макошь - богиня плодородия и судьбы, старшая из богинь, а также покровительница женских рукоделий на Земле; попечительствует урожайности, хозяйственности и достатку в доме. В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ.

Макошь или, как ее иногда называли, Великая Ткачиха, держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения, но она никогда этого не делает.

Литература и источники Власова М. Русские суеверия. Санкт- Петербург: изд-во Азбука – классика, 2001, 672 с. Путилов Б.Р. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. Санкт- Петербург: изд-во Азбука, 2000, 368 с. Фон слайда с заголовком http://pedsovet.su/load/396-2 Картинка Старец на капище http://i.ytimg.com/vi/1Q0ZAG3FaSE/maxresdefault.jpg Картинка Капище https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/15/ Капище. JPG/1024px- Капище. JPG Картинка Перун http://web-kapiche.ru/159-perun.html Картинка Хорс http://web-kapiche.ru/365-hors.html Картинка хоровод http://godsbay.ru/slavs/images/slav081.jpg Картинка Стрибог http://godsbay.ru/slavs/stribog.html

Картинка Стрибог http://radogost.ru/stribog.html Картинка Велес http://go.mail.ru/image_details?q=% D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81&urlhash=8778213810329895881 Картинка Семаргл http://go.mail.ru/image_details?q=% D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BB&urlhash=4103161018609222726 Картинка крылатого пса http://go.mail.ru/image_details?q=% D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BB&urlhash=5326271922183055224 Картинка Макошь http://go.mail.ru/image_details?q=% D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%88%D1%8C&urlhash=4597335064771032614 Картинка Макошь http://go.mail.ru/image_details?q=% D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%88%D1%8C&urlhash=3511760022744911596

Спасибо за внимание!


ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «СЛАВЯНСКИЕ БОГИ »

Мельникова Тамара Сергеевна

Древнеславянский пантеон

очень сложен по своей структуре и многочисленен по составу. Большинство богов отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а какие принадлежат разным богам. Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. При этом одни старшие боги присутствуют и в новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается). В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья были равны между собой. У славян не было ярко выраженных злых богов и добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло. Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.

Род

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом. В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога. Род – бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а вместе с сыновьями сотворил землю. Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды частые - из очей Его. Зори ясные - из бровей Его. Ночи темные - да из дум Его. Ветры буйные - из дыхания… «Книга Коляды» У славян не было представлений о внешнем виде Рода, поскольку он никогда не являлся непосредственно перед людьми. Капища в честь божества устраивались на холмах или просто больших открытых участках земли. Его идол имел фаллическую форму или просто выполнялся в виде столба, окрашенного в красный цвет. Иногда роль идола и вовсе выполняло обычное дерево, растущее на холме, особенно если оно было достаточно древним. Вообще славяне верили, что Род есть во всем и потому поклоняться ему можно где угодно. Жертвоприношений в честь Рода не было. Вместо них устраиваются праздники и пиршества, которые проводятся непосредственно возле идола. Спутницами Рода были Рожаницы-женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Белбог Сын Рода, бог света, добра и справедливости. В славянской мифологии является создателем мира вместе с Родом и Чернобогом. Внешне Белбог представлялся в виде седовласого старца, одетого как волхв. Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости. Святилище в честь Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу восходу. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и на пирах, обязательно произнося тост в его честь.

Белбог

Велес

Один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес - "скотий бог" - хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи. Правда, некоторые источники указывают на него, как на бога смерти... В настоящий момент среди различных языческих и родноверческих направлений достаточно популярным текстом является Велесова книга, которая стала известна широкой общественности в 1950-ые годы минувшего века благодаря исследователю и писателю Юрию Миролюбову. Велесова книга фактически представляет собой 35 березовых дощечек, испещренных символами, которые ученые-языковеды (в частности, А. Кур и С. Лесной) называют славянской докириллической письменностью. Любопытно, что оригинальный текст действительно не похож ни на кириллицу, ни на глаголицу, но и черты славянской рунницы представлены в нем опосредованно. Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории). С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах.

Даждьбог

Бог Солнца Податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили. Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.

Девана

Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя. Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы. Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

Доля и Недоля

Доля - добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету - преград нет: болото, река, лес, горы - Доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым - потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.

Недоля (Нужа, Нужда)- богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу. Доля и Недоля - не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив - живые лица, тождественные девам судьбы. Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует - беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Догода

Догода (Погода) - бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.

Коляда

Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января. «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный календарь»).

Крышень

Сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

КУПАЛО

Купало (Купайла) - плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца. «Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва». Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах. Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке. В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

Лада

ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) - богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков. В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа. Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того - это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных. По свидетельству народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться. У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.

Лед

Лед - этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке. У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.

Лель

Лель- в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем. Священной птицей его считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.

Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кошелка, корзина, кошара. Макошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении - рог изобилия. Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы». Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

Морена

Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) - богиня смерти, зимы и ночи. Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь. Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования. Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти. В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку. Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря. Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу. Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог. Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.

Перун

Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых. По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины. Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба - это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

Радегаст

Радегаст (Редигость, Радигаст) - молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю. Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли. Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.

Сварог

Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка. Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело. Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.

Святобор

Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкур Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева. Женат Святобор на богине охоты Деване. Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

Семаргл

Одним из Сварожичей был бог огня - Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество - Переплут. В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным. Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом. Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.

Стрибог

В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна. Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря.

Триглав

В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет) Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) - из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Перуна, Дажьбога и Стрибога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

Хорс

Хорс (Корша, Коре, Корш) - древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца - Хорсету. Это слово имело и более широкое значение - «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» - особая отмеченность богами, избранность. Капища в честь Хорса устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.

Чернобог

Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея бессмертного из сказок.Кащей – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кащей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кащея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кащей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством, Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами. Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце. После сотворения мира Чернобогу под покровительство досталась Навь - мир мертвых, в котором он одновременно является правителем и пленником, так как, не смотря на всю свою силу, он не в состоянии покинуть его пределы. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви, при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь, и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется. Капища в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы

Ярило

Ярило – бог весны и солнечного света. Внешне Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне. Капища в честь Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на капище. При этом одного из участников действия непременно наряжали Ярилой, после чего он становился центром всего празднества. Иногда изготавливали специальные фигурки в образе людей, их приносили на капище, а затем разбивали об установленный там белый камень, считается, что это приносит благословение Ярилы, от которого и урожай будет больше, и сексуальная энергия выше.

Немного о мироустройстве славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах - Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие "тёмные" Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна. В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: "...медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце...". Конь этот - мифологический символ всей вселенной

Конечно, в одном посте не охватить всех богов, которым поклонялись наши предки. У разных ветвей славян одни и те же боги назывались по разному, были и свои "местные" божества.

"Уже в древние времена, многие тысячи лет назад, славяне имели очень стройную и целостную систему мировоззрения, раскрывающую и объясняющую принципы устройства Мира - Мира живого, находящегося в постоянном движении саморазвития и самосовершенствования. И человечество, как основная часть его, тоже не что-то законченное, застывшее, а также стремится к обновлению, то есть к эволюции своего сознания и бытия.
В основе этой системы древних славян лежало представление о существовании трёх сфер - миров, в которых проходит вся небесная и земная жизнь каждого человека. Это Миры - Прави, Нави и Яви.
Мир Света, добра, истины, Божественной любви и красоты - это Мир Прави. В нём обитают светлые Боги и управляет там Сварог, старший сын Рода Небесного, Творца всего сущего.
Мир Нави - это сфера присутствия Сознания Творца, куда после пребывания на Земле уходят души человеческие, где они обитают между предыдущим и последующим воплощениями.
Ну и, наконец, наш земной проявленный мир - Мир формы или Мир Яви. Это - явный мир, где каждый из рождённых проходит школу Бытия, учится в конкретных жизненных ситуациях отличать плохое от хорошего, свет от тьмы, добро от зла. Отдаёт свет своей любви посредством творческого созидательного труда всем остальным людям, обществу.
По воззрениям древних славян - Природа - это Храм, и всё, что их окружает - растения, животные, стихии огня, воздуха, земли и воды, сама Мать-сыра Земля, планеты и звёзды - находятся под постоянным Божественным наблюдением, управлением и контролем.
А судьбы людей сплетаются на веретене Небесной Богини Макоши в зависимости от Божественного предназначения каждого и его непосредственного образа существования в Мире Яви.
Светлые Образы Славянских Богов века и тысячелетия наставляли славян мудрым законам мира Прави, мира высоких нравственных понятий, охраняющих их на тернистых дорогах земного бытия."

Птица Гамаюн
Птица Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

Гамаюн обитает в светлом Вырии - райском саде. Она все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц.
По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Перун - бог грома и молнии, покровитель воинов. Сварога и Лады.

По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет.

Ярило-Солнце

Бог - покровитель светлых помыслов, чистого Сердца и нашего светила. Благодаря энергии тепла и света, что даёт нам всем Ярило-Солнце, и возможна сама жизнь на Земле.

Макошь
Макошь - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также - покровительница женских рукоделий - на Земле. Сестра Сварога.
Попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.

3.6.3.1. Идентификация Макоши с Мировой уточкой

На изображениях славянского общерусского бога Велеса отчётливо читается фигура утки. Она восседает на его голове. Это, на первый взгляд странное размещение птицы, приводит к пониманию воззрений древних славян на космос.

В русском языке слово «утка» очень старое. Оно несёт с собой огромное словарное «гнездо» отражающее такие понятия, как:

    утка – птица (уточка, сиб., камч. вообще птица, птаха);

    утка – баба (где утка (баба)

    уток – нить при ткачестве.

Источник также приводит описание способа сидения: «Сидеть уточкой , на подошвах, обняв руками колени». Именно этот способ запечатлён в начертании египетского иероглифа «Маат».

Рис. 6.3.6.3.1.1. Египетские Маат, сидящие в позе «Утки»:
1 – изображение Маат на сосуде из храмового комплекса Осириса в Абидосе
2 – увеличенный фрагмент, глина, высота 34 см, Новое царство, XIX династия, Брюссель, Королевский музей искусства и истории (Е 0597);
3 – статуэтка Маат, 7 – 1 вв. до н.э., египетский фаянс, высота 11 см;
4 – статуэтка Маат.

С одной стороны данное обстоятельство в очередной раз подтверждает: египетская Маат является местной формой славянской Макоши (см. п. 5.3.3.1.4. гл. VI). С другой стороны это же сходство помогает нам более уверенно отождествить уточку с Макошью.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями . Кокошник (кокуй, кокошко) исполняется в виде опахала или округлого щита вкруг головы, это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты . Кокошник – не только женский головной убор, но и украшение на фасадах зданий в русском стиле.

Рис. 6.3.6.3.1.2.1. Кокошники, слева направо: 1 – кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Русский Музей; 2 – русский кокошник; 3 – русский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 – большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка, кокиш – первые правильные перья гусиного крыла, для письма, кокоток – сустав перста, кокова – набалдашник, верхний наконечник, головка, резное украшенье на коньке избы, медные головки на санях, козлах повозок и пр. .

Рис. 6.3.6.3.1.2.2. Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 – славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 – египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 – царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 – русские кокошники .

Другой русский национальный головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши, расположенной на голове (загривке) Велеса.

Рис. 6.3.6.3.1.2.3. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – русская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, русская вышивка; 10 – русская кичка .

На рис. 6.3.6.3.1.2.3. отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (русскую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. Древнейшее скульптурное изображение Макоши найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область.

Соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, несла кичка. Этот русский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.

Тот

Рис. 6.3.7.4.2. Велес в образе медведя с головой быка и уткой на голове.Это древнее изображение бога Велеса ассоциируется с изображением Египетских богов Тота (с головой птицы ибис), Анубиса (с головой шакала), львиноголовой богини Сехмет и др. Бог Ра.

Сехмет и Гор

Ираида- богиня радуги

Бог Египта Птах

Современные школьники очень плохо знают славянскую мифологию и традиционную русскую культуру. В последнее время в учебном плане школ появляются предметы, направленные на изучение основ православной культуры: “Истоки”, история мировых религий, “Духовное краеведение Подмосковья”. Это, безусловно, отрадно и крайне необходимо. Но горькой истиной является то, что в головах наших детей царит полный мировоззренческий хаос и при слове “бог” у каждого возникают свои ассоциации. Четкого представления о вере современных людей и вере наших предков у школьников нет, а это незнание мешает эффективному изучению всех гуманитарных предметов.

Однажды я попросила учеников 5–9-х классов назвать имена известных им богов. Дети назвали лишь Зевса, Иисуса Христа и Аллаха, потом вспомнили Перуна (наверно, потому, что его имя упоминается А.С.Пушкиным в “Песни о вещем Олеге”). Глубоко уверена в том, что, прежде чем начинать преподавание в школе основ православной культуры и истории мировых религий, следует познакомить детей с традиционной русской культурой, существовавшей до крещения Руси, и с дохристианскими верованиями славян. Ведь еще до принятия христианства наши предки создали богатую и неповторимую культуру, мифологию и фольклор. В 5-м классе школьники на уроках истории изучают мифы Древней Греции, которые представлены и в программе литературного образования. А о славянской мифологии упоминается мало и вскользь, а ведь она была не менее богатой и интересной. Предлагаю вниманию коллег конспект урока по славянской мифологии, ориентированного на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Это может быть урок литературы либо истории в 5–6-х классах, который проводится до или после изучения мифов Древней Греции.

Ход урока

1. Выявление потребности в изменении и исследовании.

В начале урока беседую с учениками о том, что такое вера и зачем она нужна человеку. Далее выясняем, в каких богов верило и верит человечество. Прошу детей назвать имена известных им славянских богов. Называют 2–3 имени. Спрашиваю, почему древнегреческих богов они знают лучше, чем славянских. Отвечают, что об этом не рассказывают на уроках, а сами они мало читали литературы по славянской мифологии. Мой следующий вопрос: “А хотели бы вы знать о том, каким богам поклонялись наши древние предки? Во что верили? Какие мифы складывали?”. Безусловно, дети ответят утвердительно. “А зачем вам нужны эти знания?” – спрашиваю. Ответы учеников (“Интересно”, “Хочу знать традиции народа”, “Чтобы глубже понимать культуру своего народа, родной язык, русский фольклор” и т.п.) дают возможность сформулировать основополагающую идею о необходимости более глубокого изучения славянской мифологии с целью приобщения к истокам и традициям национальной культуры.

2. Определение и фиксирование цели проектной деятельности.

Вместе с учащимися формулируем и записываем на доске и в тетрадях тему и цель проекта. Выбираем вид проекта – информационный.

Тема: “Пантеон славянских богов”.

Цель: Приобщение к истокам и традициям национальной культуры.

Далее вместе с детьми обсуждаем, какие конкретные учебные задачи будут стоять перед нами. Ставим учебные задачи проекта и фиксируем их в тетради либо на доске, чтобы по окончании работы проверить, выполнены ли они.

3. Постановка учебных задач проектной деятельности.

Образовательные задачи:

  • Изучить соответствующую литературу, выписать имена славянских богов, узнать, чему и кому покровительствовал тот или иной бог и как его представляли люди.

Развивающие задачи:

  • Развивать любознательность, эрудицию, творческие способности детей.
  • Расширять кругозор.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к истории и культурным традициям русского народа, желание их изучать и сохранять.

4. Определение основных идей проекта и инструментария

.

Поставив цель и определив задачи проектно-исследовательской деятельности, приступаем к обсуждению того, что и как мы будем делать: где искать материал, как его обрабатывать, какой готовый продукт мы можем получить и где его можно использовать. В результате обсуждения дети приходят к решению, что для работы им понадобится специальная литература по славянской мифологии (ее учитель может подготовить заранее) и Интернет-ресурсы. Далее учащиеся обсуждают основные идеи проекта. Так как пантеон славянских богов достаточно многочислен, следует их как-то систематизировать и классифицировать. Допустим, главные и второстепенные боги. Или добрые и злые боги. Или боги-мужчины и богини-женщины и п.п. Также учащиеся определяют, как они будут работать: индивидуально, в парах, в группах. Оптимальный вариант – групповая работа, когда класс делится на группы по 3-4 человека и каждая группа выполняет свое задание, результат которого складывается с результатами других групп.

5. Определение видов деятельности.

На данном уроке основными видами деятельности детей будут следующие:

  1. Изучение справочной литературы и материалов Интернета.
  2. Составление краткого связного рассказа о том или ином славянском боге.
  3. Художественное изображение бога на бумаге.
  4. Обобщение “Какое место занимал этот бог в пантеоне славянских богов и в жизни древних людей?”.
  5. Презентация собранного материала классу.

Для выполнения групповой работы ребята распределяют роли: кто будет добывать информацию по Интернету, кто будет работать со справочной литературой, кто ее анализировать и систематизировать, кто представлять выводы, кто создавать иллюстрацию и т.п.

6. Прогнозирование результатов проектной деятельности.

Прежде чем приступить к созданию данного информационного проекта, обсуждаем, какой продукт нашей деятельности мы хотели бы получить, что мы можем изготовить, чтобы сохранить результаты нашего исследования. Дети предлагают разные варианты готового продукта:

  • Информационный стенд для кабинета, где будут представлены сведения о славянских богах и их изображение.
  • Дидактический материал для уроков истории и литературы.
  • Краткий словарь “Славянские боги”, распечатанный на компьютере для каждого ученика.
  • Новая глава в учебник истории или литературы.
  • Видеофильм, видеогазета.
  • Устный журнал для представления его младшим школьникам.

7. Выполнение работы.

На уроке работа выполняется в группах. Каждая группа работает над своей темой. Учителю отводится роль консультанта. Если работа выполняется на уроке, когда время ограничено, учитель может распределить задания по группам сам.

Если работа выполняется индивидуально дома, то ученик может получить либо конкретное задание, либо сам отобрать материал по желанию. Также учитель может представить список славянских богов на доске, а дети отбирают понравившиеся им имена и разрабатывают их.

8. Презентация итогов работы.

По окончании исследования ученики представляют классу итоги индивидуальной или групповой работы. Учащиеся слушают, задают вопросы. Ученик–художник представляет свой рисунок и обосновывает его. Результаты исследований закрепляются на классной доске, а дети фиксируют в тетрадях учебную модель.

9. Создание учебной модели проекта.

Какой будет учебная модель, представляющая пантеон славянских богов, зависит от того, какой принцип классификации и типизации материала изберут дети. Но в любом случае получается определенная целостная система, в которой учебный материал о каждом боге представлен единообразно. Например: имя славянского бога, сфера его покровительства, представление о его внешнем виде, как ему поклонялись и как его задабривали и т.д.

10. Рефлексия деятельности.

Школьники проводят самоанализ учебной деятельности. Отвечают на вопросы: какая группа или какой ученик лучше других справились с заданием, за счет чего это получилось, что не удалось сделать и почему.

11. Подведение итогов.

Подводя итоги работы, спрашиваю детей:

– Ребята, вспомните, какие цели и задачи ставили мы перед нашим уроком-проектом. Выполнили ли мы их?

– Что нового вы узнали на уроке, чему научились, что поняли?

Главная мысль, которую вынесут дети с урока, заключается в том, что славянская мифология была не менее богатой, чем греческая или римская, что каждой сфере человеческой жизни покровительствовали свои боги, к которым можно было обратиться за помощью, и осознание этого, вероятно, облегчало трудную жизнь наших предков.

12. Практическое использование созданного продукта.

В кратком виде собранный материал может быть представлен в форме следующей учебной модели:

Пантеон славянских богов

Имя божества Богом чего являлся Кому и чему покровительствовал В каком облике представлялся людям
Святовид Главный бог поднебесья, бог света Хранитель всего мира, его порядка и гармонии Старец с четырьмя бородатыми головами на четырех шеях, ездит на белом коне Воздушным явлениям
Сварог Владыка Вселенной, родоначальник богов, бог огня Небу, солнцу, огню Старец с раскинутыми руками: одной управляет солнцем, другой – молниями
Велес Бог скота и богатого урожая, бог мудрости Зверям, животным Медведь
Дажьбог Бог солнца Пахарям и сеятелям, а также свадьбам Высокий юноша со светлыми волосами в лучах солнца
Купало Бог лета, плодов, цветов Земным плодам Юноша в легких одеждах с венком на голове и цветами в руках
Дид Бог супружеской любви Прочной семье Молодой мужчина с двумя горлинками в руках
Дидилия Богиня женского плодородия Благополучным родам младенцам Молодая цветущая женщина, увенчанная драгоценными камнями
Лада Богиня красоты, любви, брака Любви, счастью, семье Красавица в розовом венке, держащая сына Леля
Мокошь Богиня судьбы, земли и плодородия Олицетворение Матери-Сырой Земли, покровительница женщин Длиннорукая, большеголовая женщина, прядущая шерсть
Перун Бог грозы, грома и молний, войны и битв Воздушным явлениям Старец в шлеме и кольчуге, держащий лук и огненные стрелы
Род Творец, создатель всего живого во Вселенной Видимому и невидимому миру Старец с толстой книгой в руках
Родомысл Бог мудрости и красноречия Законам, добрым советам Мужчина со щитом и копьем в левой руке, указательный палец правой руки уперся в лоб
Жива Богиня весны и животворящих весенних сил Оживлению природы, землепашцам, влюбленным, беременным женщинам и новорожденным детям Красивая молодая женщина, у которой в одной руке созревшее яблоко, в другой – колосья ржи и гроздь винограда. Рядом с ней всегда маленький ребенок.
Стрибог Бог ветров Истреблению злодеяний и злоумышлений Мужчина, стреляющий из лука
Услад Бог веселья, пиров, наслаждения Чувственному наслаждению Радостный юноша с кубком вина в руке
Числобог Бог времени Течению времени Существо с двумя лицами: лицо-солнце и лицо-полумесяц
Ярило Бог весеннего солнца, мужской бог любви, страсти и удали Силе, страсти людей, плодовитости растений и животных Красивый молодец на белом коне с ржаными колосьями в руке

С данным продуктом исследовательской деятельности школьников можно организовать разные виды работы на уроках литературы, русского языка, истории. Например, можно организовать исследование об упоминании славянских богов в произведениях русского фольклора и литературы. На уроках русского языка будет интересен этимологический разбор слов, связанных с именами славянских богов: услада, разъяренный, родить, уладить и т.п. Интересным и познавательным для школьников будет сравнительный анализ пантеона славянских богов с богами древнегреческими и древнеримскими, а также православными святыми. В голове современных детей полная неразбериха с этими богами, а предлагаемый вид работы даст им некоторую ясность. Можно предложить ученикам сопоставить основных славянских, греческих и римских богов. В результате может получиться небольшая таблица.

Славянский бог Греческий бог Римский бог
Святовид Уран Кронос
Перун Зевс Юпитер
Дажьбог Гелиос Апполон
Мокошь Деметра Церера
Лада Афродита Венера
Ярило Дионис Бахус
Жива Артемида Диана
Сварог Гефест Вулкан

Знакомство с пантеоном славянских богов, безусловно, вызовет у детей интерес ко всей славянской мифологии, и учитель может провести уроки и внеклассные мероприятия, посвященные мифам славян о сотворении мира и происхождении человека, духам потустороннего мира, народным играм, русскому народному костюму, календарной обрядности, традициям семейной культуры. Современные школьники должны осознать, что традиции народа надо знать и понимать, потому что они помогали людям жить, созидать и сохранять свою национальную неповторимость.

Использованная литература:

  1. Боги и люди Древнего Мира. Краткий словарь. Составитель – Федосеенко В.М. – М., 1994 г.
  2. Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2009 г.
  3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995 г.
  4. Каршинова Л.В. Мир и человек. – М., 2007.
  5. Мифы народов мира. Том 1–2. М.,1987 г.

Представление древних славян об устройстве мира.

Структура славянской мифологии.

Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога Самого Самостоянье человека, Залог величия его! А.С.Пушкин



Пантеон славянских богов

Внутри славянской мифологии можно

выделить несколько уровней в

зависимости от предназначения богов.

Высший уровень составляют стихийные

  • небо – Сварог
  • небесный огонь – Перун
  • солнце – Ярило, Даждьбог, Купала
  • воздух - Стрибог

  • Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все, что мы видим вокруг. Он

отделил мир видимый,

явный - Явь, от мира

невидимого, духовного.


  • БОГ СВАРОГ

Верховный Небесный

Бог, Управляющий

течением Жизни и

всем мироустройством

Вселенной в Явном


  • Славянским громовержцем был Перун - грозное

божество. Он обитает на небе. Рассердившись, бог мечет на землю камни

или каменные стрелы.

Перуну из дней недели

посвящали четверг, из

животных – коня, из

деревьев – дуб.


Боги солнечной стихии

Солнечные боги связаны

со сменой солнечных

Ярило является в день

весеннего равноденствия.

В этот день славяне

встречают Ярилу – Бога

весны, земледелия и

продолжения рода.


солнцестояния)

является в огне

бог Купала .

Поэтому на

праздник

делается большой

костер, который

имеет очищающие целительные свойства.


  • После Купальского праздника на утро славяне призывают главного бога плодородия, бога, дающего все земные блага – Даждьбога .

  • Стрибог – дух-повелитель ветров

Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами:

  • Велес – бог скотоводства и богатства
  • Макошь – богиня урожая, изобилия и судьбы
  • Лада – богиня любви и красоты
  • Морена – богиня смерти
  • Ний (Вий) – судья над мертвыми

  • Велес – бог всяческих благ, скотоводства и охоты, позднее стал богом богатства.

  • Макошь - Богиня, прядущая Нити

Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому

плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.


  • Лада – богиня любви и красоты.

  • Мара (Морена) - могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти.

  • Вий – один из главных служителей подземного царства, судья над мертвыми.

Представители низшей славянской мифологии

К низшей мифологии относятся разные

классы нечисти, духов, животных,

связанных со всем мифологическим

пространством от дома до леса, болота:

домовые, лешие, водяные, русалки,

упыри, берегини.


  • Домовой – хозяин жилища, домашний дух, любящий

хорошее теплое жилье и добрых хозяев.


  • Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий пошутить над заблудшими.

  • Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов, на дно он утаскивает тех, кто купается в реках и озерах после заката.

  • Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становился после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее.

  • Русалки – веселые певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности. Они сродни греческим нимфам – хранительницам рощ, рек, ручьев; наядам, нереидам – водяным девам.

Берегини

  • Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли

о Русалиях и перестали следить за чистотой вод.


М.Ю.Лермонтов «Морская царевна».