«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», – писал в начале ХХ века известный немецкий педагог-дефектолог П.Шуман. Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Сфера профессиональной деятельности педагога-дефектолога такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Педагог-дефектолог проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, реализуя комплексный медико-педагогический подход к устранению нарушений у лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и проводя коррекцию патологии на благоприятном фоне. Учитывая необходимость участия в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития учителей, воспитателей и родителей, педагог-дефектолог уделяет большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде специальных знаний.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем. Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье. Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.
Педагог-дефектолог – это человек с особым складом души. Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Для него характерна гуманная оценка человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Немного найдется профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской жизнью – играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране человеком.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога сродни тому чуду, о котором написано в Новом Завете:
«Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.
Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись».
И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто...
И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:
И глухих делает слышащими и немых – говорящими» (Новый Завет // От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).
Контрольные вопросы и задания
1. В чем сущность образования как общественного явления?
2. Какова роль образования в обществе и его развитии?
3. Раскройте смысл основных функций современного образования.
4. Дайте определение понятия «образование».
5. Что представляет собой основное звено образовательно-педагогического процесса, каковы его педагогические составляющие и в чем проявляется их взаимодействие?
6. Каковы конституционные и законодательные положения об образовании?
7. В чем специфика понимания образования как системы? Дайте общую характеристику системы образования в современной Беларуси.
8. Какими общими и профессиональными характеристиками должен обладать выпускник образовательного учреждения?
9. Составьте «Памятку начинающему учителю-дефектологу»: напишите 10 – 15 проблем, которые затрудняют профессиональную педагогическую деятельность начинающему специалисту. Затем оцените по шкале потребностей А.Маслоу, к какому уровню относится каждая из проблем. Какой уровень преобладает? Как вы объясняете такое распределение?
10. Составьте терминологический словарик по теме лекции, постарайтесь дать краткие, четкие, ясные определения понятиям, приведенным в лекции.
Одним из наиболее важных вопросов современного специального образования является потребность в разработке и апробации профессионального стандарта«Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопеда-гог, олигофренопедагог, тифлопедагог)», дающего возможность на федеральном уровне представить формулировки функциональных обязанностей и профессиональных характеристик педагогов, оказывающих образовательные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья в различных организациях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Авторам представляется необходимым для эффективного предоставления образовательных услуг в системах общего, специального и инклюзивного образования,обеспечения психолого-педагогическое сопровождения детей с инвалидностью, находящихся в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, получающих услуги в недавно созданных типах организаций – службах ранней помощи, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проходящих обследование в условиях психолого-медико-педагогических комиссий, в консультативных центрах; регламентация деятельности специального педагога (педагога-дефектолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), расширяющая круг профессиональных задач, которые необходимы для осуществления трудовых функций педагогом, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога позволит существенно упорядочить профессиональные обязанности с учетом вариативности в работе с детьми разного возраста с поведенческими, интеллектуальными, сенсорными и полисенсорными, двигательными, речевыми, эмоциональными и другими недостатками в развитии. В статье представлен проект профессионального стандарта педагога-дефектолога.
педагог-дефектолог.
дети с ограниченными возможностями здоровья
профессиональный стандарт
1. Джаниева Т.С., Орлова О.С. Становление национальной системы психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в Республике Ка-захстан (1-2 этап)//Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2015. – №2. – С.5-10.
2. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Меж-дународной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.136-147.
3. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетент-ностного подхода//Социально-гуманитарные знания. – 2012. – №2. – С. 145-151.
4. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www..07.2015).
5. Международная стандартная классификация занятий 2008 (МСКЗ-08). International Stan-dard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08): сайт – URL: http://unstats.un.org/unsd/statcom/doc07/BG-ISCO-08.pdf(датаобращения: 15.07.2015).
В международной практике различаются две позиции, относительно специалиста, занимающегося обучением, воспитанием и преодолением имеющихся нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ):
1. В России, Белоруссии, Казахстане, Украине, Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии и других странах Восточной Европы (за исключением стран Балтии) специальный педагог (учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), включая учителя-логопеда - должность педагогическая, а логопедия является разделом специальной педагогики, и логопедические организации являются частью системы образования. Во взрослом возрасте логопедическая помощь оказывается в организациях здравоохранения.
2. В большинстве стран Западной Европы и Америки: специальный педагог - должность педагогическая, а логопед - параклиник, парамедицинский работник (логопед, аудиологопедист, ортофонист, speech-languagepathologist, фониатр, speechandlanguagetherapist, фоноаудиолог). Логопед выполняет диагностику и терапию всех видов нарушений.
Подобные тенденции отражены в Международной стандартной классификации занятий 2008 (МСКЗ-08).International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) :
2246. Audiologists and speech therapists.Аудиологи и специалисты по развитию и восстановлению речи (аудиолог, дефектолог, логопед, специалист по коррекции речи) в функции которых входит диагностика и преодоление имеющихся нарушений слуха и речи;
2352. Specialneedsteachers. Преподаватели в области специального образования (педагог в области специального образования для обучающихся, испытывающих трудности с обучением; педагог для лиц с нарушениями зрения; педагог для лиц с нарушениями слуха; педагог-дефектолог) в функции которых также входит диагностика и преодоление имеющихся нарушений у лиц с ОВЗ, а также организация образовательного процесса, обучение и воспитания.
В соответствии с Государственным контрактом № 0195100000315000059-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р в Московском государственном гуманитарном университете имени М. А. Шолохова, была сформирована группа разработчиков, в которую вошли Б.В. Белявский; А.А. Дмитриев; И.В. Евтушенко ; М.В. Жигорева; И.Ю. Левченко ; Е.А. Малхасьян; О.С. Орлова ; О.Г. Приходько; В.В. Ткачева; Т.Б. Филичева. Данными специалистами был проведен анализ состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога с учетом отечественных и международных тенденций; а также была систематизирована и обобщена нормативная, методическая, учебная, технологическая документация по отдельным трудовым функциям специалистов в этой области. После формирования репрезентативной выборки организаций, принимавших участие в разработке, был проведен опроса работников организаций и работодателей в форме анкетирования. В анкетировании приняли участие более 150 специалистов, что позволило подготовить практикоориентированный проект профессионального стандарта, включающий описание основных обобщенных трудовых функций и трудовых функций.
Основным видом профессиональной деятельности педагога-дефектолога можно считать коррекцию недостатков в развитии, а также воспитание и обучение, социальная адаптация и интеграция в общество детей с ОВЗ. Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание коррекционно-развивающих и образовательных услуг по адаптированным основным общеобразовательным и индивидуальным программам отдельными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (организациями, осуществляющими образовательную деятельность; организациями сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).
В качестве обобщенных трудовых функций и соответствующих им трудовых функций, рассматриваемого вида профессиональной деятельности, можно выделить следующие:
1. Обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. В нее вошли такие трудовые функции, как: обучение и воспитательная деятельность;
2. Обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. В нее вошли следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования и педагогическая деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
3. Обобщенная трудовая функция: коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ОВЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях сферы здравоохранения и социального обслуживания. Включает такие трудовые функции: коррекционная деятельность и развивающая деятельность.
Возможные наименования должностей педагога-дефектолога с учетом существующих штатных расписаний организаций, осуществляющих образовательную деятельность: учитель-дефектолог; учитель-дефектолог,олигофренопедагог; учитель-дефектолог, сурдопедагог; учитель-дефектолог, тифлопедагог; учитель-логопед (логопед).
Требования к образованию и обучению педагога-дефектолога: высшее образование по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), высшее образование по специальности «Дефектология», либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Ограничения к выполнению педагогической деятельности распространяются на лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющим или имевшим судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанным недееспособными; имеющим заболевания, предусмотренные соответствующим перечнем.
По мнению разработчиков профессионального стандарта, к необходимым знаниям, которыми должен владеть педагог-дефектолог, относятся:
Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), содержание адаптированных основных общеобразовательных программ;история, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества;основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий, в которых реализуется используемая адаптированная основная общеобразовательная программа;
Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с ОВЗ разного возраста;основы психолого-педагогической диагностики, особенности развития обучающихся с ОВЗ, основные дифференциально диагностические признаки отклонений в развитии детей, методы психолого-педагогической диагностики недостатков развития ребенка с ОВЗ, методы обследования детей раннего и дошкольного возраста, особенности детей с различными недостатками развития разного возраста;
Методология специального образования обучающихся с ОВЗ, методологические принципы специального обучения;методики специального обучения, виды и приемы современных специальных педагогических технологий;преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированная основная общеобразовательная программа, его история и место в мировой культуре и науке, образовательные программы и учебники по преподаваемому предмету;пути достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения обучающихся с ОВЗ разного возраста;
Методологические принципы воспитания обучающихся с ОВЗ;методики воспитания обучающихся с ОВЗ в реализации комплексного подхода, виды и приемы специальных педагогических технологий;содержание воспитательной деятельности в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и проведение внешкольной деятельности (транспорт, места массового скопления людей, водоемы) с соблюдением правил техники безопасности и правил дорожного движения;
Современные тенденции развития дошкольного образования;современные концепции нарушения развития в детском возрасте;вариативные модели дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего возраста в условиях службы ранней помощи и дошкольной образовательной организации;основные и актуальные для современной системы образования, теории обучения, воспитания и развития детей, в том числе обучающихся с ОВЗ;
Теории и методы управления образовательными системами, специальные образовательные условия, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средств обучения и их дидактические возможности;основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, специальная педагогика, специальная психология, медицина, нейрофизиология, возрастная физиология, школьная гигиена; специальные методики преподавания);современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;специальные дидактические основы, используемые в образовательном процессе специальных образовательных технологий;
Правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды обучающихся с ОВЗ;
Методы коррекции недостатков развития ребенка с ОВЗ на разных возрастных этапах;особенности и проблемы семей, воспитывающие детей с ОВЗ и специальные технологии работы с семьями;
Технологии консультативной работы со специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов и др., осуществляющими комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи;
Педагогические закономерности организации развивающего обучения обучающихся с ОВЗ;законы развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития.
Среди наиболее важных умений, которыми необходимо владеть педагогу-дефектологу:
Владеть формами и методами специального обучения, в том числе внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ: индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.п.; организовывать различные виды урочной и внеурочной деятельности с учетом возможностей обучающихся с ОВЗ, с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона, опираясь на достижения специальной педагогики и специальной психологии, медицины, нейрофизиологии и возрастной физиологии, школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
Объективно оценивать знания обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ОВЗ; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения обучающихся с ОВЗ;
Владеть ИКТ-компетенциями:общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности,необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста; применять современные образовательные технологии, включая информационные, дистанционные, а также цифровые образовательные ресурсы; владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
Строить воспитательную деятельность с учетом возраста, особенностей развития детей с ОВЗ, этнокультурных различий, половых и индивидуальных особенностей; использовать в общении с детьми с ОВЗ специальные вербальные и невербальные средства, признавать их достоинство, понимая и принимая их как равноправных участников образовательного процесса; владеть специальными вербальными и невербальными средствами общения с обучающимися с ОВЗ и их родителями; владеть методами воспитания обучающихся с ОВЗ (беседа, убеждение, внушение);
Создавать в учебных группах класса, студии дополнительного образования, кружка, секции, воспитательной группы, разновозрастные коллективы из обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей) и педагогов; формировать ученический коллектив и осуществлять педагогическое руководство, с целью вовлечения обучающихся с ОВЗ в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную активность; осуществлять мониторинг и анализ реального состояния дел в детском коллективе обучающихся с ОВЗ, сохранять деловую атмосферу взаимной поддержки; защищать достоинство и интересы обучающихся с ОВЗ, осуществлять помощь детям с ОВЗ, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; находить воспитательную ценность учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и включение в практическую деятельность обучающимися с ОВЗ; владеть формами организации внешкольной деятельности обучающихся с ОВЗ (экскурсия, поход, посещение объектов спорта, культуры и отдыха, предприятий торговли, организаций здравоохранения, правоохранительных органов); сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
Организовывать ведущие в раннем и дошкольном возрасте виды деятельности, с учетом особенностей развития детей с ОВЗ; использовать методы психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми с ОВЗ образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения; владеть всеми видами развивающей деятельностей ребенка с ОВЗ; выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по учебному предмету, на основе адаптированных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; формулировать вариативные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) с учетом дифференцированного подхода и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с особенностями познавательного и личностного развития обучающихся с ОВЗ; организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся с ОВЗ;
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими специалистами проектировать и своевременно корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с ОВЗ в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных); разрабатывать и реализовывать практико-ориентированное обучение с элементами проблемных ситуаций, оперативно обсуждать с обучающимися с ОВЗ актуальные явления и события жизни современного общества; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронного документооборота); использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, специальным индивидуальным программам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций среди обучающихся с ОВЗ, средствами их профилактики и разрешения; анализировать документацию специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, работников правоохранительных органов и т.д.); владеть методами психолого-педагогической диагностики недостатков развития ребенка с ОВЗ; организовывать психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ с различными недостатками развития разного возраста; составить заключение по результатам диагностики ребенка с ОВЗ;
Разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ; разработать программу коррекционной работы с ребенком с ОВЗ; осуществлять мониторинг динамики преодоления недостатков развития ребенка с ОВЗ;
Взаимодействовать с педагогами, психологами образовательной организации; взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов; взаимодействовать с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ разного возраста, оказывать им консультативную помощь, обучать доступным приемам коррекционно-развивающей работы; взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к детям с ОВЗ, их семьям; взаимодействовать в социальных сетях по оказанию помощи детям с ОВЗ, их семьям;
Психолого-педагогическая поддержка ребенка с ОВЗ, вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения и эмоционального состояния; использовать в практике работы с обучающимися с ОВЗ психологические подходы: онтогенетический, культурно-исторический, деятельностный и развивающий; осуществлять совместно со специальным психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение адаптированных основных общеобразовательных программ и адаптированных общеобразовательных программ; составить психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ОВЗ; оценивать образовательные результаты: предметные и метапредметные компетенции, динамику личностного развития.
Рецензенты:Жигорева М.В ., д.п.н.,профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;
Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.
«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», - писал в начале XX в. известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман.
Германия не только первой в истории педагогики начала про.
Фессиональную подготовку учителей для общеобразовательно школы, когда открылась первая в Европе учительская семинари"" но и первой (1812) открыла курсы подготовки учителей общеоб разовательной школы при Берлинской королевской школе глухо; немых для обучения детей с особыми образовательными потреб " ностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сур;.: допедагогов и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. такж с открытия постоянно действующих годичных курсов. Но прежд понадобилось боле двух столетий практической ледагогическо деятельности энтузиастов, среди, которых были не только педаго? ги, но и врачи, лингвисты, священнослужители, чтобы стала по нятной необходимость дополнительной, специальной профессис! нальной подготовки учителя, обучающего ребенка с отклонение^ в развитии. |
Сегодня многие высшие учебные заведения предлагают про^і граммы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов Щ специальных психологов. Так, в США действует национальна" система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для специального образования, насчитываю" щая более 230 программ. В западноевропейской системе педагог гического образования помимо программ подготовки специаль;; ных психологов и педагогов в университетах существует обяза тельная подготовка учителя общеобразовательной школы по специальной педагогике (минимальный курс - 100-120 часов), кото," рую должен пройти каждый будущий учитель.
В России к концу XX в. насчитывалось около 30 подразделени (факультетов, кафедр) в педагогических университетах, предлагав ших программы подготовки в основном по двум специальности «логопедия» и «олигофренопедагогика» с преобладанием специ альности «логопедия».
Одновременно в системе специального образования Росси работают более 200 тыс. педагогов, из которых (кроме столичньг городов) лишь около 10% имеют образование педагога-дефекто лога (для сравнения: в европейских странах и США 95-98% рабо1 тающих с детьми с особыми образовательными потребностям имеют диплом педагога-дефектолога).
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательным^ потребностями имеет право на получение квалифицированно^ педагогической помощи, которую может оказывать только спе^ циально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образо* вания абсолютно недостаточно обычной педагогической подго;" товки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит ча рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:
тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
сурдопедагогика - с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
олигофренопедагогика - с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);
логопедия - с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья п жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная психология.
В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.
Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями лиц, имеющими отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми.
Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.
Педагоги-дефектологи работают в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психо- лого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначе- ния, в детских домах и школах-интернатах для ведения коррекц онно-педагогической работы с разными категориями обучающих и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и в питание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях.
Особенно возрастает потребность у образовательных учре дений общего назначения в специальных психологах и педаг гах-дефектологах в условиях развития интеграции и диффер цированного подхода к обучающимся в массовом образовательн учреждении. Для педагога-дефектолога (особенно олигофрен педагога) в силу специфики его профессионального образован не составляет труда компетентно организовать процесс обуч ния и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего* компенсирующего обучения, особенно тогда, когда учитель м~ совой школы сам испытывает затруднения в обучении детей признаками школьной дезадаптации. Педагог-дефектолог пол чает для этого глубокое и разностороннее образование. Сист мообразующим критерием комплекса научных и практическ: знаний педагога-дефектолога выступает антропологический пр цип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию всех необ димых знаний о человеке и его социализации в норме, а затем при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики последующей внутридисциплинарной конкретизацией приме тельно к той или иной специальной предметной области (нап мер, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и т.д.), самые об; представления о которых изложены в разделах I и III настоя книги.
Педагог-дефектолог - это человек с особым складом душ деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешн результате своей профессиональной деятельности, доброже. тельный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка ро человека в современном мире, в том числе и человека с огран ченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога яв ется результатом осмысления и личностной оценки процесс происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих место и роль людей с особыми образовательными потребностя в жизни общества.
Оптимизм профессионала проявляется в его социально акт ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребе ку или взрослому с ограниченными возможностями), и к но мальному большинству общества - среде, в которую должН включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе само как активной личности и решающему фактору положительн перемен в жизни людей с проблемами. Профессиональный опыт педагога-дефектолога обеспечивает ему квалифицированную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах - учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежных групп, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.
Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога- дефектолога являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, преподавание в нузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.
Педагог-дефектолог никогда не ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограниченными возможностями.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем.
Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушения слуха должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (речь, мышление, общение). Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.
6 Назарова
Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога - доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпа- тпя, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизнен- ным интересам людей с ограниченными возможностями жизн деятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, пр фессиональная честность и порядочность.
Немного найдется профессий, результаты деятельности в кот рых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, о ступают трагизм и безысходность жизненной перспективы ді ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной д ской жизнью - играть и учиться, общаться с родителями и др жить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране чел веком.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога срод тому чуду, о котором написано в Новом Завете:
«Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его во дожить на него руку.
Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Сво в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;
И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то ее «отверзись».
И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, стал говорить чисто...
И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:
И глухих делает слышащими и немых - говорящими» (Нов Завет И От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).
Вопросы и задания 1.
Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефект логов? Для работы с какими детьми подготавливали сначала педагог дефектологов? Почему? 2.
Какие педагогические специальности можно сегодня получить для боты в системе специального образования? 3.
Какими личностными профессионально значимыми качествами дол обладать педагог-дефектолог? 4.
Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек логом?
Литература для самостоятельной работы 1.
Агавелян P.O. Социально-перцептивные особенности личности л еда г. специальной школы в профессиональной деятельности. - Новосибирск, 1999. 2.
Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образо ния. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы професси нальной подготовки. -М., 1992.
Дефектологическая служба
Багряниковской коррекционной (специальной) школы-интернат.
Золотые правила дефектологии:
1. Чем раньше начата коррекционная работа,
тем лучше будет результат
2. Подходить к решению проблемы нужно комплексно,
привлекая к обучению и лечению специалистов из разных областей.
Ахламова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Педагогический стаж работы: 8 лет, в должности учителя-дефектолога - 6 лет
Образование: Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского. Дефектологический факультет.
Основные цели и задачи работы учителя-дефектолога
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы, в нашей школе, включает в себя: первичное (начало сентября), срезовое (в январе) и итоговое (конец мая) дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и вне учебной деятельности. Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).Результаты заключений специалиста отражаются в «Карте динамического развития» ребенка.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5-9 классов - с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения еще нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;
5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей. Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и воспитателям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а так же выступления на методических объединениях педагогов.
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.
При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, воспитателями.
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1. Сенсорное и сенсомоторное развитие
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак - ребро - ладонь», «зеркальное рисование», «ухо - нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).
2. Развитие когнитивной сферы учащихся
Средства: дидактические игры и упражнения;слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв и цифр); графические задания в тетрадях; игры: «Цифровая таблица», «Парочки», « Классификация», «Игра в слова», «Орнамент», «Вспомни картинку», «Лишний», «Топ-хлоп», «Найди и вычеркни», «Запомни и воспроизведи», «Нелепицы» и т.д.
3. Нормализация ведущей деятельности возраста
· формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)
· формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;
· формирование желания довести работу до конечного результата;
4. Формирование пространственно-временных представлений
Средства: дидактические игры и упражнения; ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты.
5. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
· развитие представлений об основных свойствах предметов;
· формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);
· формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;
· обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.
Средства: дидактические игры и упражнения, загадки, плакаты, методическая литература, демонстративные материал по темам: «Игрушки и учебные принадлежности», «Осень. Признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Дом. Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Зима. Признаки зимы», «Птицы. Зимующие птицы», «Жизнь животных зимой», «Игры и забавы детей зимой», «Транспорт. Наземный», «Транспорт. Воздушный», «Транспорт. Водный», «Транспорт. Подземный», «Транспорт (обобщение)», «Прощай, зимушка-зима», «Семья», «Комнатные растения», «Птицы», «Весна. Признаки весны», «День защитника отечества», «Животные весной», «Первые весенние цветы», «Труд людей весной», «Времена года (обобщение)», «Бытовые приборы».
6. Формирование ЭМП.
· формирование понятия числа;
· формирование понятия числовой последовательности;
· формирование вычислительных навыков;
· формирование навыка решения задач разного типа;
· формирование понятия о геометрических формах и построениях.
· Формирование понятий «тонкий-широкий», «узкий-еще уже», «большой-маленький», «высокий-низкий». «вверх-вниз», «одинаковые», «длинный-короткий», «рядом-далеко» и т.д.
Средства : различные дидактические игры и упражнения связанные с числами и геометрическими фигурами. Например, «блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера» (объемные и плоские): «Мозаики цифр», «Угостим медвежат», «Архитекторы», «Украсим елку бусами», «Логический поезд» и многое другое; решение математических задач-раскрасок и загадок; решение примеров и задач из учебников и запись их в тетрадях.
7. Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.
Средства: дидактические игры и упражнения, анализ инструкции к заданию, образца: «что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: « как я выполнял работу?»; игры «найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.
8. Обучение грамоте, чтению и письму
· заучивание графем, соотнесение их с соответствующим звуком речи;
· актуализация и закрепление навыка звукопроизношения и звукобуквенного анализа слова;
· развитие фонематического слуха и восприятия;
· развитие навыка копирования;
· развитие навыка работать по заданному образцу;
· формирование навыков чтения и письма;
· учить исправлять деформированные предложения.
Средства: различные игры и упражнения на заучивание букв, соотнесение буквы и звука; слуховые диктанты; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
9. Обогащение словаря и развитие связной речи
· формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;
· формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;
· формировать умение узнавать предмет по описанию;
· учить составлять предложение-описание;
· формирование умения составлять рассказ-сравнение по предметной картинке;
· формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.
Средства: дидактические игры и упражнения игры с мячом «Кто у кого» , «Один-много», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какие», «Назови …», «Послушай и исправь», «Договори слово», «Третий лишний», «Закончи предложение», «Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами», «Для чего нам нужен этот предмет?» (объяснение) и т.д.
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
Формы работы учителя-дефектолога
Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.
Документация учителя-дефектолога
Годовой план работы учителя-дефектолога (согласованное и утверждённое директором школы-интерната)
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий с учениками (согласованное и утверждённое директором школы-интерната)
Журнал учёта проведённых индивидуальных коррекционных занятий
Журнал учёта проведённых групповых коррекционных занятий
Журнал консультаций с педагогами и воспитателями
Поурочные планы коррекционных занятий
Материалы обследований (протоколы обследования учеников)
Индивидуальные папки учеников, куда вносятся все данные о детях
Материалы, отражающие динамику развития ребёнка (индивидуальная карта динамического развития ребенка)
Паспорт кабинета
Аналитический отчет о проведенной работе за год
Кабинет учителя-дефектолога
Кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.
Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность.
В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
. Научность
- обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
. Здоровьесбережение
- соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий - занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
. Соответствие возрасту ребенка
- обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
. Реабилитация
- создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста - это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону
Учебная зона
рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
Двигательная зона
рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Игровая зона
рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете - отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
Диагностическая зона
оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся.
Коррекционно-развивающая зона
содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
Консультативная зона
предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.
Методическая зона
оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.
Первая часть Портфолио содержит анализ профессональной деятельности и включает "Портрет дефектолога" и материалы, подтверждающие уровень профессиональной компетенции: социально-личностные, инструментальные, психолого-педагогические, самодиагностика. Материал может использоваться в аттестации учителя-дефектолога на высшую категорию.
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
"Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"
ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя-дефектолога Петровой Елены Трофимовны
г. Ростов-на-Дону
2016 г.
ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Для того, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра |
||||
Гуманную педагогику может творить только гуманной души человек. Ее нельзя творить одним лишь интеллектом, интеллект нужно пропустить через доброе сердце, чтобы получилась добрая и радостная педагогика. Шалва Амонашвили |
||||
Петрова Елена Трофимовна | ||||
Регион | Ростовская область |
|||
Населенный пункт | Ростов-на-Дону |
|||
Место работы | ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям №4" |
|||
Должность | учитель-дефектолог |
|||
«Я люблю Ребёнка не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах Ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём – частица моей души» (В. А. Сухомлинский) . |
||||
Визитная карточка
Образование: высшее дефектологическое.
Иркутский государственный педагогический институт; специализация: дефектология (олигофренопедагогика); специальность: учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений; 1995 год.
Педагогический стаж работы: 30 лет.
Стаж работы в учреждении: 4 года.
Общий трудовой стаж: 30 лет.
Курсы повышения квалификации:
1. Повышение квалификации в РИПКиППРО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»» по программе «Коррекционная педагогика» (72 часа, 03-16.10.2016 года).
Награды, поощрения:
– Почётная грамота Мэра г. Читы 2009 г.;
– Почётная грамота Забайкальского краевого института повышения квалификации 2009 г.;
– Почётная грамота Забайкальского государственного гуманитарного педагогического университета 2010 г.;
– Почётная грамота комитета образования администрации городского округа "Город Чита" 2011 г. № 649
– благодарственное письмо Забайкальского государственного гуманитарного педагогического университета 2011 г;
– – грамоты ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"
Должностные функции:
– руководитель отделения диагностики медико-психолого-педагогическо реабилитации, образовательного отделенияГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";
– член аттестационной комиссии ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";
– член психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";
– член состава научно-методического совета по инновационной деятельности ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"»;
– член творческой группы педагогов ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";
Выпущены печатные издания:
1. Планирование коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития. Чита: 2008.
2. Электронное пособие "Логопедическая радуга" Чита 2012.
3. Логопедические тетради "Секреты трудных звуков" г. Чита 2012.
4. Концепция специального (коррекционного) детского дома №4 г. Ростов-на-Дону 2015
Домашний адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. 5-я Турнирная, 11 а.
Телефон: сотовый 8989-705-33-01
Мое педагогическое кредо
Кредо –
это личное убеждение, основа мировоззрения человека.
Варианты моего педагогического кредо, отраженного в словах классиков:
1. Гуманную педагогику может творить только гуманной души человек. Ее нельзя творить одним лишь интеллектом, интеллект нужно пропустить через доброе сердце, чтобы получилась добрая и радостная педагогика.
Шалва Амонашвили
2. Отдай частицу сердца своего
Тому, кто ждёт тепла, участия.
Ведь нет прекрасней ничего,
Чем подарить другому счастье!
Глаза ребёнка смотрят на тебя-
Его судьба лишила детства!
Пусть за него, как за себя,
Твоё болит и плачет сердце.
Пусть обретёт он добрый дом,
Забудет страх и униженье!
Оплачено большим трудом
В мир детства будет возвращенье!
Наградою за этот труд
Придут любовь и уваженье!
Глаза ребёнка не солгут
На вас взирая с восхищеньем!
Ведь детский дом, как покаянье
За мир жестокий и бездушный.
Дипломы, чин, образованье
Не оправдают равнодушья!
Случайный здесь не приживётся,
Экзамен выдержит лишь тот,
В ком сердце в тон ребячьим бьётся,
Кто их заботами живёт!
Здесь нет чужих - здесь наши дети!
И мы с тобой за них в ответе!
Из детских глаз больших и синих
Глядит доверчиво...Россия!
Резюме
ОБРАЗОВАНИЕ
1986 г. - Читинское педагогическое училище, специальность – воспитание в дошкольных учреждениях, квалификация - воспитатель дошкольных учреждений;
1995 г. – Иркутский государственный педагогический институт, специальность – дефектология (олигофренопедагогика) ; квалификация - учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений
КУРСЫ
2016 г. – участие в курсах повышения квалификации.
2016 г. – участие в вебинарах учебно-методического портала УчМет:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Педагогическая деятельность в обучении по разработанным адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с дошкольников ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости) в соответствии с профессиональным стандартом учителя-дефектолога:
ТРУДОВОЙ ОПЫТ
2012-по настоящее время - ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4", должность: учитель-дефектолог.
2009–2012 гг. – МБДОУ «Центр развития ребёнка, детский сад №3» г. Читы, должность: заведующая.
2006–2009 гг. – МДОУ детский сад №15, должность: учитель-логопед, заместитель заведующей по УВР.
2002–2006 гг. – Институт повышения квалификации работников образования г. Читы и Читинской области, Центр коррекционной педагогики; должность: методист
1993–2002 гг. – МДОУ детский сад № 87 для детей с нарушением зренияг. Г. Читы, должность: учитель-логопед.
1991–1992 гг. – МДОУ детский сад № 28 г. Читы, должность: воспитатель.
1986–1991 гг. – МДОУ детский сад № 70 г. Читы, должность: воспитатель.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
ПК – опытный пользователь Word, участник межрегиональных, международных конференций по проблемам образования родителей, более пяти лет ведение научно-практической работы в «Лаборатории образования родителей» при ГОУ ВПО «ВГПУ».
ЛИЧНОСТНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА
Грамотная речь и приятный голос, способность организовать коррекционную работу с детьми и консультационную работу с воспитателями и приёмными родителями, ответственность в принятии решений, коммуникабельность, умение работать в команде, высокая обучаемость, энергичность, быстрая адаптация к новым условиям.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Социально-личностностные компетенции дефектолога
1. Управление процессом формирования взаимоотношений с детьми дошкольного возраста, приёмными и замещающими родителями:
2. Работа в команде:
3. Самодиагностика уровня профессиональной компетенции:
4. Профессиональное саморазвитие:
Компетенция | Владею | Результативность |
эмоциональное общение с детьми, приёмными и замещающими родителями, поддержка развития положительных взаимоотношений среди детей группы. Привлечение родителей к совместной деятельности (консультации, акции, праздники, развлечения, мастерские). | Разработка инновационного проекта на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечеия родителей к жизни в замещающих семьях" (Приказ, утверждённая программ а) |
|
Работа в команде | сотрудничество с коллегами (участие в совместных проектах, праздниках, разработка совместных сценариев, конспектов, мастер-классов и др.). | Участие в работе "Школа приёмных родителей"(приказ) |
Материалы "Работа с приёмными родителями" (электронный банк , фото ) |
||
Программа самообразования и саморазвития (утверждённая ) |
Инструментальные компетенции дефектолога
1. Установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов:
2. Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста:
3. Проектирование и планирование педагогического процесса:
4. Организация образовательного процесса:
Компетенция | Владею | Результативность |
Управление процессом формирования взаимоотношений с детьми дошкольного возраста, их родителями | эмоциональное общение с детьми, приёмными и замещающими родителями, поддержка развития положительных взаимоотношений среди детей группы. Привлечение родителей к совместной деятельности. | Участник инновационного проекта на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающих семьях" (консультации, акции, праздники, развлечения, мастерские ) |
Работа в команде | сотрудничество с коллегами | Участие в работе "Школа приёмных родителей" (участие в совместных проектах, праздниках, разработка совместных сценариев, конспектов, мастер-классов и др ). |
Самодиагностика уровня профессиональной компетенции | знание методики воспитания и развития ребенка, знание психологии ребенка, умение организовывать деятельность и общение детей, умение взаимодействовать с приёмными родителями, вести просветительскую деятельность, образовывать замещающих родителей. | Материалы "Работа с приёмными родителями" |
Профессиональное саморазвитие | умение рефлексировать свою педагогическую деятельность, разработка и реализация программы профессионального развития | Программа самообразования и саморазвития (утверждённая программа, аттестационный материал) |
Самодиагностика
Ф. И. О. Петрова Елена Трофимовна
Мероприятия | 2015-2016 | 2016–2017 |
Конкурсы | ||
Международный конкурс рисунков и поделок «Женский день"» | 1 место | |
Всероссийский конкурс рисунков и поделок по мотивам мультипликационного фильма "Маша и Медведь» | 3 место | |
Публикация в печатных изданиях | ||
Персональный сайт:htpp: infourok.ru учительский сайт/ Петрова-Елена Трофимовна | сертификат | |
Профессиональный сайт учителя-дефектолога | ||
Адаптированная программа «Я – человек» по социальному развитию дошкольников с ОВЗ | Свидетельство о публикации | |
Адаптированная программа «Считалочка» по математическому развитию дошкольников с ОВЗ | Свидетельство о публикации | |
Адаптированная программа «Мой мир» по ознакомлению с окружающим дошкольников с ОВЗ | Свидетельство о публикации | |
Проект по сохранению здоровья дошкольников с ОВЗ «Я среди людей» | Свидетельство о публикации | |
Проект по сохранению здоровья для детей с ОВЗ «Моё здоровье» | Свидетельство о публикации | |
Учебно-методический материал Проект «Я-человек» на сайте www.malenkajastrana.ru | сертификат | |
Формы работы с семьей (кол-во каждого мероприятия в год) : Буклеты; Памятки; Альманах для родителей "Мы вместе"; Консультации Летняя школа для приёмных родителей Школа приёмных родителей | ||
Обогащение педагогического опыта через теорию и практику (посещение семинаров, методических объединений) | ||
Выступление педагогов с докладами на семинарах, методических объединениях (указать, где состоялось выступление, тему доклада) | ||
Курсовая переподготовка за год |
Психолого-педагогические компетенции дефектолога
Компетенция | Владею | Результативность |
Имеет стандартное психолого-педагогическое образование | Имею | Дипломы государственного образца, свидетельство о повышении квалификации(вуз, педагогическое училище, профессиональные курсы) (ксерокопии) |
Знает базовые компоненты психолого-педагогических дисциплин и репродутивно использует в работе отдельные виды профессиональной деятельности | В совершенстве | Материалы диагностики, Проекты рабочих программ, проекты по разделам анализ результатов деятельности, решение типичных психолого-педагогических задач |
Ориентируется в новых психолого-педагогических достижениях и творчески использует в работе отдельные виды профессиональной деятельности | В совершенстве | Программа диагностики, Рабочие программы, индивидуальные программы анализ нестандартных психолого-педагогических задач и результатов деятельности |
Ведет самостоятельное психолого-педагогическое исследование, участвует в анализе, решении и разработке актуальных профессиональных проблем | В совершенстве | Инновационный проект на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающих семьях" |
Динамические показатели успешной деятельности дефектолога
Опись показателей | Результативность |
|
Достижения по реализуемой адаптированной общеобразовательной программе за последние три года | 1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с интеллектуальными нарушениями на основе АОП ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям №4", Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжановой Е.А, стребелевой Е.А "Коррекционно-развтвающее обучение и воспитание".- М.: Просвещение 2010, 2. Программа "Здоровье"- использование инновационных образовательных, здоровьесберегающих технологий; 3.Участие воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятиях района, города, области; | 1. Положительная динамика достижений по реализуемой программе: Итоги диагностики на конец года. 2. Технологии и достижения в развитии детей: Справка от руководителя об участии воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятия 3. Дипломы победителей воспитанников в конкурсах. |
Создание предметно-пространственной развивающей среды | Отчет-анализ: перечень зон, уголков, кабинетов, центров в соответствии с АОП ДО для воспитанников с интеллектуальными нарушениями, наполняемость (развивающий и образовательный материал каждого уголка); перечень планируемых дел по созданию предметно-пространственной среды в группе и кабинете | Описываются культурные практики, социальные и личностные компетенции, освоенные детьми данной группы при использовании предметно-пространственной среды в своей деятельности. Результативность по участию в смотрах д/сада, района, города, страны |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка | Перечень программ, по которым прошла подготовка и переподготовка | Показать, как полученные теоретические компетенции отражаются в практике работы |
Обобщение и распространение собственного передового педагогического опыта | Обозначить тему опыта, его направления, сроки работы, центральную идею, цель, субъекты культурно-образовательного пространства,принципы | Наименование методического объединения, где представлялся опыт; год, уровень (район, город, область, страна). Методические статьи, публикации профессиональной направленности |
Участие в профессиональных конкурсах, опытно-экспериментальной работе | Справка от руководителя: дата, уровень (район, город, область, страна), наименование мероприятия | Какое место занято, какой итог опытно-экспериментальной работы достигнут (выпущены пособия, написаны статьи и другие достижения – стоит перечислить) |
Положительные отзывы профессионального сообщества, родителей воспитанников, социальных партнеров о результатах деятельности воспитателя | Письма-отзывы от социальных институтов, с которыми сотрудничает воспитатель, родителей воспитанников | Предоставить письма-отзывы |