Бкр сайда губа призыв 1994 1996. Сайда-Губа – это пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков. Пример для Приморья: как в Заполярье ликвидируют ядерное наследие холодной войны

«Арктика» – второй в мире атомный ледокол. Он был принят в эксплуатацию в 1975 и эксплуатировался до 2008 года. В ноябре прошлого года атомоход пришел на СРЗ «Нерпа» в Мурманской области, где находится на рейдовой стоянке. «Сейчас ведутся работы по...

24.05.2019 15:48

В Снежногорске утилизируют сразу три ядерно и радиационно опасных объекта

На СРЗ «Нерпа» утилизируют сразу три ядерно и радиационно опасных объекта. Речь идет о двух атомных ледоколах - «Сибири» и «Арктике» и плавтехбазе «Лепсе». 16 мая в рамках технического тура, организованного редакцией портала ФЦП ЯРБ, на снежногорском заводе побывали журналисты, ...

17.05.2019 12:43

Общественники и эксперты посетят площадку утилизации легендарных атомных ледоколов в Снежногорске

Представители «Атомфлота» и СРЗ «Нерпа» 16 мая на площадке судоремонтного завода «Нерпа» расскажут общественникам, журналистам и экспертам о ходе работ по утилизации атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь», а также плавтехбазы «Лепсе». Технический тур в Снежногорск (ЗАТО Александровск, Мурманская область) организует...

16.05.2019 17:02

Новый итальянский буксир «Рим-Москва» придет в губу Сайда в июне

В рамках международной программы сотрудничества «Глобальное партнерство» в Италии завершено строительство нового буксировочного судна под названием «РИМ-МОСКВА», его отплытие в Россию запланировано на конец мая. Сначала буксир отправится в Мурманск и затем, как ожидается, прибудет в акваторию губы Сайда в...

09.04.2019 16:46

В Заполярье чувствуется приближение весны, заканчивается первый квартал и, как это было в последние годы, состоялось очередное заседание Общественного совета по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области. Вот только темы докладчиков напоминают нам о недалеком прошлом и печальных «небезопасных» ...

05.04.2019 13:43

Пример для Приморья: как в Заполярье ликвидируют ядерное наследие холодной войны

Строительство Центра по кондиционированию и долговременному хранению радиоактивных отходов на базе одного из предприятий ФГУП "Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами" (ФГУП "ДальРАО"), являющегося филиалом ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (входит в структуру Госкорпорации "Росатом"), внезапно...

22.03.2019 13:34

Утилизация «ядерного наследия»: итоги 2018 года и планы на 2019 год

В 2018 году продолжались работы по реализации Федеральных целевых программ «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2) и утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания...

20.03.2019 13:06

Субмарина памяти: в первой атомной подлодке создают музей

Первая отечественная субмарина станет музеем атомного подводного флота, рассказали «Известиям» в Ядерном обществе России. АПЛ К-3 (позднее она получила название «Ленинский комсомол») находится в акватории судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области, она уже подготовлена к созданию экспозиции. Ветераны, ...

19.03.2019 17:43

Путешествие по Росатому: атом и лёд

В составе Росатома есть одно сравнительно небольшое структурное подразделение, за делами и перспективами которого, без всякого преувеличения, внимательно следит не только Россия, но и многие страны мира. 2000 человек, многим из которых не сидится на месте, - их с равным...

01.03.2019 14:33

Ледокол «Арктика» из Мурманска отбуксировали на акваторию завода «Нерпа»

Успешно завершена буксировка ледокола "Арктика" из Мурманска на акваторию завода "Нерпа", сообщает мурманский сайт hibiny.com . 5 декабря "Арктика" заняла место на якорной стоянке одного из дальних причалов завода. Перед постановкой ледокола специалистами "Нерпы" были проведены необходимые работы, обеспечивающие безопасность...

Советский Союз был обладателем одного из крупнейших подводных флотов в мире. Только атомных подводных лодок (АПЛ) различного класса было построено более двухсот сорока . Средний срок их службы составлял около 25 лет, а наиболее интенсивное строительство пришлось на окончание 60-х годов.

Тогда со стапелей сходило до 13 АПЛ в год. Поэтому начиная с середины 80-х темпы их вывода из состава флота постоянно росли. Несмотря на это инфраструктура для комплексной утилизации АПЛ так и не была создана. Списанные субмарины переводились в пункты отстоя ВМФ, где содержались на плаву. Однако об их дальнейшей утилизации практически не задумывались.

Распад СССР серьёзно обострил эту проблему. Резкое уменьшение военных расходов из-за экономического кризиса существенно сократило сроки эксплуатации АПЛ, что стало причиной их массового вывода из состава флота и дальнейшей утилизации. Это касалось даже тех атомных субмарин, у которых ещё не закончился проектный срок эксплуатации. Фактически подлежали списанию более 200 АПЛ, построенных в период с 50-х по 80-е годы, а также 14 судов обеспечения.

Существующие тогда темпы утилизации были настолько медленны, что некоторые подлодки ждали своей очереди до 15-20 лет. Хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) быстро оказались переполнены, а базы отстоя забиты списанными субмаринами. Вдобавок объекты инфраструктуры связанные с функционированием атомного подводного флота с течением времени пришли в аварийное состояние. Всё это наихудшим образом сказалось на окружающей среде в местах базирования списанных АПЛ, постепенно превратив эту проблему из национальной в международную.

Док-понтон "Итарус" готовится к транспортировке из Италии в Россию >>

Утилизация кораблей и подводных лодок атомного флота – очень сложный и дорогостоящий процесс. Она должна исключать любое загрязнение окружающей среды и несанкционированный доступ к радиоактивным материалам. Ведь ОЯТ в больших количествах содержит высокообогащенные уран и плутоний – составляющие ядерного оружия. Поэтому для утилизации АПЛ крайне необходима инфраструктура, включающая места их базирования или пункты отстоя, предприятия, занимающиеся утилизацией, хранилища радиоактивных отходов, пункты по переработке ОЯТ, систему физической защиты ядерных материалов, восстановление загрязнённых территорий, спецтранспорт и квалифицированный персонал.

На тот момент из-за экономического кризиса Россия не обладала необходимыми средствами для создания подобной инфраструктуры. Но благодаря международной финансовой помощи, в частности, таким программам, как «Совместное уменьшение угрозы» и «Глобальное партнёрство» темпы утилизации ядерного наследия СССР начали увеличиваться. Уже на 2015 год из 201 списанной советской АПЛ были утилизированы 195. Вместе с финансовой оказывалась и техническая помощь. Например, в 2006 году самопогружаемое судно «Трансшельф» было использовано для транспортировки трёх списанных АПЛ с сильной осадкой, возникшей из-за разгерметизации балластных цистерн.

В 2003 году в рамках программы «Глобальное партнёрство» Россия и Италия заключили договор о сотрудничестве в области утилизации выведенных из состава российского флота АПЛ , а также безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Одним из результатов этих договорённостей стало строительство специализированого судна «Россита» и док-понтона «Итарус». Оба были построены на верфи Muggiano итальянского судостроительного предприятия Fincantieri.

Судно ледового класса «Россита» создано для транспортировки радиоактивных отходов и ОЯТ . Его основное место работы – район береговых баз Губа Андреева и Гремиха. Валовая вместимость корабля 2567 т, длина 84 м, а ширина 14 м, экипаж состоит из 18 человек. Высокий уровень безопасности «Росситы» обеспечивается самыми совершенными системами и оборудованием. В частности, на корабле установлена система пожаротушения, а также биологическая защита в виде расположенных по периметру судна цистерн с водой. В двух изолированных трюмах «Росситы» общим объёмом 720 т перевозятся специальные контейнеры для ядерных отходов. Их вес может достигать 40 т, они полностью герметичны и очень прочны. Их падение с 9-метровой высоты или затопление на глубине до двухсот метров не причинит им повреждений, приводящих к разгерметизации.

Несамоходный док-понтон «Итарус» предназначен для подъёма, транспортировки и постановки трёхотсечных реакторных блоков утилизированных АПЛ на стапельную плиту в отделении Сайда-Губа Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО». Полная грузоподъёмность судна 3500 т, длина 85 м, а ширина 31 м, экипаж составляет шестеро человек. Его конструкция позволяет перевозить практически любые реакторные отсеки. Кроме того, «Итарус» обладает хорошей живучестью – при посадке на мель или столкновении он останется на плаву.

Сегодня в Мурманской области существуют три основных комплекса, на территории которых ведутся работы по хранению и ликвидации ядерного наследия СССР. Это Сайда-Губа, где хранятся реакторные отсеки АПЛ . Гремиха (г. Островной), где происходит перегрузка из реакторов списанных АПЛ кассет с ОЯТ и Губа Андреева, где хранятся около 22 000 тепловыделяющих сборок от АПЛ .

Комплекс в районе населённого пункта Сайда-Губа включает долговременное хранилище блоков реакторных отсеков, а также занимает часть акватории, где на плаву хранятся многоотсечные блоки. По классификации МАГАТЭ он относится ко второй степени радиационной опасности. Его строительство началось в 2005 году и всего за 10 лет в Заполярье на месте пустыря и болота удалось построить один из самых современных комплексов такого рода. Во время строительства потребовалось вывезти около 200 000 м³ скальных пород и сровнять с землёй небольшую сопку. Здесь с нуля были построены пирсы, электросеть, дороги и производственные цеха.

Наземная часть комплекса состоит из трёх зон. Первая – это собственно площадка долговременного хранения блоков с реакторами списанных АПЛ. Вторая – цех их покраски и ремонта. И третья зона, самая технологичная – цех кондиционирования твёрдых радиоактивных отходов. Бетонная площадка пункта долговременного хранения вмещает 120 герметичных одноотсечных блоков с реакторами списанных атомных субмарин. Из них заняты уже 84 и ещё около сорока ожидают своей очереди.

Герметичные одноотсечные блоки формируются из трёхотсечных. Последние содержат реакторный и два смежных отсека, которые вырезаются из АПЛ после выгрузки из неё ядерного топлива. Трёхотсечные блоки тщательно герметизируют и оставляют на плаву под постоянным наблюдением. Некоторые из них из-за отсутствия технологии и специальных комплексов по утилизации пробыли в воде очень долгое время.

С помощью «Итаруса» трёхотсечный блок выгружают на берег и заводят в цех, где его освобождают от лёгкого корпуса и боковых плавучих ёмкостей. После этого оставшийся реакторный отсек зашивается в короб из дополнительных стальных листов, который заполняется бетоном. На завершающем этапе к нему привариваются кильблоки, производится покраска и он помещается на площадку долговременного хранения. Здесь блок будет находиться 70 лет, а каждое десятилетие его будут перемещать в цех для восстановления покрытия и радиационного контроля.

Печально известный своей аварией объект на Губе Андреева, когда в Баренцево море вытекло около 700 тыс. т высокорадиоактивной воды создавался для хранения отходов атомного ледокольного флота. Позже он был передан Северному флоту, а с 1993 года его функционирование по приёму радиоактивных отходов было прекращено. За время простоя это крупнейшее в мире хранилище пришло в плачевное состояние. Во время его обследования в 2007 году было выявлено, что около 65% хранящихся здесь топливных сборок имели различной степени повреждения. Здания и хранилища находились в таком состоянии, что невозможно было определить, какие вещества находятся в резервуарах или контейнерах.

На сегодняшний день в отличие от комплекса на Сайда-Губе восстановление инфраструктуры на Губе Андреева всё ещё продолжается. Все работы планируется завершить уже в следующем 2017 году. После их окончания этот комплекс обеспечит максимально безопасное обращение, хранение и вывоз на переработку самого большого в мировой атомной отрасли количества ОЯТ. Планируется, что контейнеры с топливными сборками будут доставляться для дальнейшей утилизации в Челябинскую область на спецпредприятие «Маяк» . Твёрдые радиоактивные отходы после их транспортировки в Сайда-Губу, прохождения полного цикла очистки и кондиционирования будут помещены в герметичные контейнеры для долговременного хранения.

Главной целью этих масштабных проектов является полная очистка Заполярья от ядерного наследия холодной войны. Учитывая объём, скорость и качество проведённой работы день, когда эти места станут полностью безопасными уже близок.

Координаты

История

Изначально Сайда Губа была рыболовецким посёлком. С 1938 по 1979 год посёлок имел статус рабочего посёлка . В 1990 году посёлок передали Северному флоту , после чего он стал использоваться для надводного отстоя атомных подводных лодок и реакторных отсеков. В настоящее время в посёлке возводится пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков, который рассчитан на хранение 120 реакторных отсеков . Строительство начато в 2004 году , правительство Германии вложило в проект около 700 млн евро . По состоянию на 2013 год на береговой площадке хранятся и обслуживаются 54 реакторных отсека утилизированных АПЛ , 32 трёхотсечных блока (включая реакторный отсек) ждут своей очереди на плаву у плавпирсов . В ближайшие годы планируется ввод в эксплуатацию регионального центра по обращению и кондиционированию радиоактивных отходов .

Население

См. также

Напишите отзыв о статье "Сайда Губа"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сайда Губа

Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.

Планы и реалии

В 1990 году в России начали утилизировать первые атомные подводные лодки. И Сайда Губа стала первым пристанищем для вырезанных реакторных отсеков утилизируемых АПЛ. Реакторные отсеки буксирами тащили в Сайду из северодвинского и других заводов, на которых за деньги программы Нана-Лугара (программа совместного уменьшения ядерной угрозы между США, Россией и странами СНГ) интенсивно резали советский атомный флот.

Количество реакторных отсеков, привязанных к плавпирсам Сайда Губы, нарастало с каждым годом. К 2003 году их уже насчитывалось около пятидесяти штук.

Изначально предполагалось, что все это чрезвычайно опасное наследие холодной войны будет находиться здесь не более 10 лет, а затем перемещено в надежные хранилища. Их планировалось построить как раз за эти годы. Однако и через 12 лет стройка так и не началась, а останки АПЛ плескались в морской воде.

…Скажем больше, никаких хранилищ и специальных площадок для этих целей не было ни на севере, ни на востоке России, о чем «Беллона» писала в своих многочисленных публикациях и докладывала на международных мероприятиях, где обсуждались вопросы ядерной и радиационной безопасности.

В Сайда Губу пришли немецкие технологии

В октябре 2003 года между федеральным министерством экономики и труда Германии и Министерством атомной промышленности РФ было заключено соглашение о сооружении берегового хранилища реакторных отсеков утилизированных АПЛ.

В 2004 году началось сооружение берегового хранилища реакторных отсеков в Сайда Губе, расположенной в Кольском заливе недалеко от судоремонтного завода «Нерпа». Проект финансировался немецким правительством. Кроме того, немецкие компании разрабатывали технологии и принимали непосредственное участие в сооружении всей инфраструктуры берегового хранилища. Были использованы немецкие опыт и технологии для создания уникальной системы транспортировки 40-тонных реакторных отсеков утилизированных подводных лодок.

Правительством Германии вложено 700 млн евро

В 2005 году начались работы по подготовке площадки для сооружения металло-бетонной плиты под площадку хранилища. В общей сложности было удалено около 300 тыс. куб. м грунта, взорвано и вывезено около 200 тыс. куб. м скальных пород. В целом было перемещено более 1 млн куб. м материалов. Кроме этого, были выполнены подводные работы по удалению грунта и подготовке «подушки» для посадки дока.

На сегодняшний день на реализацию проекта затрачено около 700 млн евро.

Разительные перемены

В конце июня 2013 года Общественным советом Росатома был организован технический тур на береговое хранилище реакторных отсеков в Сайда Губу. Впечатление от того, как сегодня выглядит Сайда Губа, в которой еще 10 лет назад не было ничего, кроме нескольких полуразрушенных домишек рыболовецкого совхоза, словами передать трудно. Это надо видеть.

Фото 1

Менее 10 лет назад здесь были пустырь и болото. Сегодня - самый современный в стране комплекс по хранению реакторных отсеков (РО). Дороги и все вокруг сделано с немецким качеством и аккуратностью. Директор Вазген Амбарцумян с гордостью показывал бетонные дороги, на которых нет ни одной выбоины и ни одного пятнышка от автомобильных масел.

На территории курить строго запрещено, и каждый отвечает персонально за порученный участок. Дисциплина, точность, пунктуальность - условия, поставленные немецкими коллегами.

Невероятно, что в условиях Заполярья за такой короткий промежуток времени возведен столь современный комплекс. В 1995 году, когда «Беллона» начинала свою работу на Севере, мы и мечтать не могли о таких глобальных решениях. Была цель - достичь минимальной радиационной и ядерной безопасности. Сегодня можем констатировать: с консервацией РО дело продвинулось гораздо дальше наших самых смелых ожиданий.

Сегодня в российской части Баренцева моря осталось еще немного: утилизация плавбазы «Лепсе», приведение «к общему знаменателю» хранилищ РАО в Андреевой губе и Гремихе. После чего можно будет считать проект завершенным.

Фото 2

Директор берегового хранилища, бывший подводник Вазген Амбарцумян представляет свое «детище». И когда он рассказывает о комплексе, становится понятно, что для успешных проектов нужны не только немецкие деньги и технологии, но и русские энтузиасты, болеющие всей душой за свое дело.

На фото слева направо: Марк Глинский - первый заместитель генерального директора ФГУГП «Гидроспецгеология», Александр Никитин, Вазген Амбарцумян.

Фото 3

Самая надежная упаковка для реактора и его «обвязки» - это прочный корпус подводной лодки. После очистки и специальной подготовки его помещают на площадку, где он будет безопасно храниться ближайшие 70 лет.

Каждые 10 лет его будут транспортировать в цех для восстановления покрытия и радиационного мониторинга. А через 70 лет решение будут принимать уже наши потомки - им разбираться, что дальше делать с остатками холодной войны.

Фото 4

А это - еще совсем «свеженький» отсек из титанового корпуса АПЛ К-463 проекта 705 (типа «Альфа», по натовской классификации). Ему еще предстоит пройти через всю технологическую цепочку, прежде чем он займет свое место на площадке, став столь же красивым, а главное - безопасным. Титан - металл вечный, если с ним правильно обращаться.

Фото 5

Очередной отсек готов к процедуре обработки (т. е. к очистке, нанесению специального покрытия и специальной краски).От ее качества будут зависеть радиационная безопасность и долговечность хранения утилизируемых частей АПЛ.

«У дозиметристов, обследующих корпуса, есть задача - во что бы то ни стало найти «радиацию» на участках корпуса РО. И они с этой задачей практически никогда не справляются, - говорит директор Амбарцумян. - Качество обработки РО таково, что из цеха отсек выходит «чистеньким», фон не больше, чем у гранита, окружающего площадку. За исключением некоторых корпусов, у которых была нелегкая трудовая жизнь…»