Вопросы и задания к тексту. Поэма-сказка «Душенька» И. Ф. Богдановича(герои и стиль) Вопросы и задания к тексту

16.12.2023 Пушкин А.С

С самого начала автор повести ставит в известность, что не будет возносить древние военные доблести.
Автор хочет воздать Душеньке, понимая, что его работа не сравнится с другими писателями.
В древней Греции, в царстве Юпитеровом, когда власть особенно распространилась, и повсеместно в каждом городе имелся свой царь, некий правитель, тем не менее, был гораздо богаче остальных, был особ он внешней красотой и доброю душой. А пуще тем, что был отцом, трех прекрасных дочерей. И младшая из них была милей, прекрасней других двух дочерей. У Греков значится она Психеей, значение имени «душа», нам же русским известна как Душенька она.
Её прославляют всюду. К ней, бросив Венеру, приходят и зефиры и амуры. Венеру не воспевают и жертв уж больше не несут. А злые языки нашептывают богине, как Душенька увела за собой её бывших слуг. Царевна вовсе не желала злить богов, но наврали про нее, мол та, хотела досадить тебе на зло. Венера в ложь поверила и отправляется к Амуру сыну, прося и умоляя встать за неё, за покушение на честь и хочет, чтобы тот изувечил Душеньке лицо, и осталась она одна, или хотя бы получить в мужья, худшего из всех на свете.


Амур, пытаясь успокоить богиню маму, говорит, что отомстит. Венера вскоре узнает, как Душеньку бросил весь народ. Поклонники к ней не подходят, лишь издалека знаки приветствия подают. Все в замешательстве. Проходит немного времени и Венера всем грекам поясняет, почему в гневе боги и как будут беды происходить, если Душеньку ей не отдадут. Но царь отец её согласно со своей семьей не повинуется Венере.
Тем временем царевна плачет и зовет Амура, хочет знать с чего все оставили её, нет ни супруга, так одинока, не имеет даже друга. Семья ей ищет женихов, но те, под страхом гнева своих богов, отказываются жениться. От оракула узнали, что по судьбе назначенный супруг - чудище, опасное и страшное, а чтобы с ним воссоединиться, надобно в далекий путь ей снарядиться, доставить в горы, на самые вершины, где никто не был и не жил. Там же её оставить надо.
Все шокированы, поникшие стоят. Как же так. Не хотят красавицу тому чудищу давать. Дружно все решают, пусть лучше так, беды и напасти, но не отдавать красавицу, не везти непонятно куда. Душенька из своего великодушия, а может из желания быть замужней, не важно за каким, царю отцу: «Я вас должна спасать несчастием моим». Вот так и говорит. А как туда добраться, так карету без кучера пустить, а поведет пускай судьба.
Спустя порядка нескольких недель, запряженные лошади встают у непонятной горы и дальше не идут. Душеньку далее ведут пешком, по бездорожью, минуя страшные пещеры, в которых опасные твари из пасти жуткие рыки издают. Достигнув вершины, царь и придворные прощаются с царевной, и грустные уходят прочь.

Душенька там проводит в ожидании достаточно много времени. Зефир, невидимый, поднимает её куда-то ввысь. Царевна оказывается в месте, где нимфы есть и есть амуры, зефиры там же. Они выполняют любое пожелание царевны. Наступает ночь и её посещает муж. Появляется в кромешной тьме, ей не видно ничего и не знает каков он. Супруга спрашивает, но тот в ответ говорит, что пока не может и не должна она видеть его. Утром он исчезает, а Душенька ничего не понимая, отчего так, почему не должна видеть временно, влюбляется в него.
Далее, проходят дни, прежде чем Царевна осмотрела куда попала, палаты, они роскошны, и леса, все источает невиданные чудеса. Но вдруг, в самой глубине леса, она оказывается у грота, то путь в кромешно темную пещеру, находит там супруга. Теперь навещают они друг друга, царевна днем к нему сюда, а по ночам супруг в её опочивальню.
Минуло так уже три года, она довольна. Но все же, желает видеть каков же её муж. Но он в ответ на пожелания эти, просит в ответ, забыть о хотении таком, слушаться только его, не обращать внимания на сторонние советы, даже на родню, не слушать их советы тоже.

Как-то сестры царевны пришли к той самой горе, где оставили Душеньку, они хотели её найти. По её просьбе зефир поднимает их к ней в поднебесье, и там она им гостеприимна и рада. Сестры интересуются, где же её муж. Она ответила, что его нет в данный момент, но все же поведала обо всех необычных моментах своего замужества. На самом деле, сестрицы испытывали зависть, о чем она, конечно же не знала царевна, а те, горят желанием погубить счастье обретенное сестрой. Ей наплели, якобы чудище - зверя видали они, как тот в грот залезал, будто это и был царевны супруг. Испугавшись, хотела на себя руки она наложить. Но эти, недобрые, возражали ей, ты мол сперва, монстра, сестрица, убей. Нашли ей лампаду, подали и меч, сами же скрылись домой поскорей.
Ночью, когда муж уснул, царевна в свете лампады увидела, кем он является, супругом оказался сам Амур. Впечатленная она наслаждается его видом, но случайно масло из лампы капает на него, тот проснувшись, видит перед собой жену с мечом, решил, хочет его погубит. После обморока видит, очнулась уже на горе, где её оставили родные, когда впервые прибыла сюда в поисках мужа. Сожалеет о своем поступке, плачет и молит о прощении. Тем временем, Амур, спрятавшись, наблюдает за ней, он любит её и броситься бы к ногам, но он ведь бог и такого не может позволить себе, потому спокойно, придя в себя от нахлынувших чувств, приближается к ней, сияя во всей красе. Говорит о немилости богов за её проступок, она пренебрегшая законом, ныне быть не может с ним, и с этих пор она отдана судьбе. Та хотела повиниться, оправдаться, но Амур исчез, не слушая её.
У неё лишь на уме одно, скорее жить закончить свою, прервав, убить себя она желает. С такими мыслями в пропасть она бросается, где подхваченная зефиром с его помощью на лужайку попадает. Пытается зарезаться, но все никак, в хлеб ножи все превращаются. На дереве повеситься - но ветви бережно на землю опускают, и утонуть в реке ей тоже, рыбы, не дают. Огонь, когда сгореть пытается, не трогает её, тухнет, отступает.
Дано ей жить и в жизни, чтоб страдала...


Царевна узнает, что её ждут и другие несчастья, это ей поведал старец рыбак, с кем она поделилась своими переживаниями. Венера требует привести Душеньку к ней, её боятся, поэтому перечить никто не решается. В отчаянии царевна обращается за помощью к Юноне, Церере и Минерве, но они отказали ей. Царевна отправилась к Венере. Когда Душенька оказалась в храме, все ею восхищены и приняли за богиню Венеру, когда присутствующие преклонились перед ней, появилась настоящая Венера.
Венера не успокаивается, и вот уже Душенька её рабыня. И поручает ей задания, выполняя которое царевна, как она рассчитывает, станет ужасна, потеряет красоту или вообще умрет. Первым заданием рабы царевны было напоить Горыныча.
Следующим заданием было добыть яблок из сада, находящегося под присмотром Кащея, который появившимся загадывал загадки, и съедал, тех,кто не угадывал, в этот раз Зефир снова помог Душеньке, дав ей ответы правильные. И в этот раз царевна справилась достойно.
После царевну Венера послала в самый ад за странным горшочком, строго настрого запретив заглядывать в него, велела принести ей. Опять же благодаря помощи зефира Душенька добывает горшочек, но, не сдержав любопытства, посмотрела что в нем, и из него повалил густой дым, отчего лицо прекрасной царевны стало черным и смыть ту черноту никак уж невозможно. И вот бедняжка так решает, скрывшись в пещере темной, на свет уж более не появляться.

Амур скрывал свои мысли о любимой, её он помнил и любил. Но старался угодить Венере и об этом ей не говорил. Сестры узнают от него о намерении жениться на обеих, но пусть забравшись на высокую гору, кинутся в обрыв. Сказал, Зефир их там поймает и доставит сразу же к нему. На деле же, те радостно стараются поднятья в гору, оттуда как велено- в пропасть довольные спешат, но им Зефир подул лишь в спину, не подхватил не спас, к Амуру не доставил, они разбились. Затем у Амура с Венерой беседа происходит, и речь о любимой он заводит, ей описал, как лицом дурна царевна стала, теперь черна, и как во тьме скрывается она.
Богиня довольна, Амур просит с женой воссоединиться, её ведь любит, пусть внешне изменилась, но душой прекрасна. Амур нашел свою жену царевну, они поговорили, и простили друг друга.

Боги приняли их брак, признали. Затем Венера, подумав, вернула жене сына красоту, ведь они боги, а среди них дурнушкам не место. Душенька стала снова прекрасна. Амур и царевна счастливы вместе.

Краткое содержание повести «Душенька» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Душенька». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Ипполит Фёдорович Богданович

«Душенька»

В старинной Греции, в Юпитерово время, когда «властительное племя» так размножилось, что в каждом городе есть свой особый царь, один монарх всё же выделяется из остальных богатством, приятной внешностью и добротой, а более всего тем, что имеет трёх прекраснейших дочерей. Но младшая дочь своею внешностью всё же затмевает красоту остальных. У греков эта красавица зовётся Психея, что значит «душа»; русские же повествователи зовут её Душенькой.

Слава младшей царевны разносится повсюду, и вот уже «веселий, смехов, игр собор», амуры и зефиры покидают Венеру и убегают к Душеньке. Богине любви больше никто не приносит ни жертв, ни фимиамов. Вскоре злоречивые духи доносят богине, что Венериных слуг присвоила себе Душенька, и, хотя царевна даже не думала гневить богов, прибавляют, что она сделала это, чтобы досадить Венере. Поверив их лжи, разгневанная богиня немедленно летит к своему сыну Амуру и умоляет его вступиться за её поруганную честь, сделать Душеньку уродливой, чтобы все от неё отвернулись, или же дать ей мужа, хуже которого нет на свете.

Амур, чтобы успокоить мать, обещает отомстить царевне. И в скором времени к Венере приходит весть, что Душенька оставлена всеми; бывшие воздыхатели даже не подходят к ней близко, а только кланяются издали. Подобное чудо мутит умы греков. Все теряются в догадках… Наконец Венера объявляет всей Греции, на что гневаются боги, и сулит страшные беды, если Душеньку не приведут к ней. Но царь и вся родня единогласно отказывают богине.

Между тем Душенька в слезах взывает к Амуру: почему она одинока, без супруга, даже без дружка? Родные всюду ищут ей женихов, но, страшась гнева богов, никто не хочет жениться на царевне. В конце концов решено обратиться к Оракулу, и Оракул отвечает, что назначенный судьбами супруг для Душеньки — чудовище, язвящее всех, рвущее сердца и носящее за плечами колчан страшных стрел, а чтобы девушка соединилась с ним, надо отвезти её на вершину горы, куда досель никто не хаживал, и оставить там.

Такой ответ повергает всех в скорбь. Жаль отдавать девушку какому-то чудовищу, и вся родня заявляет, что лучше терпеть гонения и напасти, чем везти Душеньку на жертву, тем более что даже неизвестно, куда. Но царевна из великодушия (или потому, что хочет иметь мужа, всё равно какого) сама говорит отцу: «Я вас должна спасать несчастием моим». А куда ехать, Душенька решает просто: запряжённых в карету лошадей надо пустить без кучера, и пусть её ведёт сама судьба.

Через несколько недель кони сами останавливаются у какой-то горы и не хотят идти дальше. Тогда Душеньку ведут на высоту без дороги, мимо пропастей и пещер, где ревут какие-то злобные твари. А на вершине царь и весь его двор, попрощавшись с девушкой, оставляют её одну и, убитые горем, уходят.

Однако Душенька остаётся там недолго. Невидимый Зефир подхватывает её и возносит к «незнаемому ей селению небес». Царевна попадает в великолепные чертоги, где нимфы, амуры и зефиры выполняют все её желания. Ночью к Душеньке приходит её муж, но поскольку является он впотьмах, девушка не знает, кто это такой. Сам же супруг на её вопросы отвечает, что до поры ей нельзя его видеть. Утром он исчезает, оставив Душеньку недоумевающей… и влюблённой.

Несколько дней требуется царевне, чтобы осмотреть роскошные палаты и прилегающие к ним леса, сады и рощи, которые являют ей множество чудес и диковин. А однажды, зайдя поглубже в лес, она находит грот, ведущий в тёмную пещеру, и, зайдя туда, обретает своего супруга. С тех пор Душенька каждый день приходит в этот грот, и каждую ночь её муж навещает её в опочивальне.

Так проходит три года. Душенька счастлива, но ей не даёт покоя желание узнать, как выглядит её супруг. Однако тот на все её просьбы лишь умоляет, чтобы она не стремилась его увидеть, была ему послушна и не слушала в этом деле никаких советов, даже от самых близких родственников.

Однажды Душенька узнаёт, что её сёстры пришли её искать к той страшной горе, где царевна когда-то была оставлена. Душенька немедленно велит Зефиру перенести их в её рай, любезно встречает и старается «всяко их забавить». На вопрос, где её супруг, она сначала отвечает: «Дома нет», но потом, не выдержав, признаётся во всех странностях своего брака. Она не знает, что её сестры, завидуя ей, только и мечтают о том, чтобы лишить Душеньку её счастья. Поэтому они говорят, что якобы видели страшного змея, заползающего в грот, и что это-де и есть Душенькин супруг. Та, придя в ужас, решает покончить с собой, но злонравные сёстры возражают ей, что сначала она, как честная женщина, должна убить чудовище. Они даже добывают и приносят ей для этой цели лампаду и меч, после чего возвращаются домой.

Наступает ночь. Дождавшись, когда супруг заснёт, Душенька освещает его лампадой… и обнаруживает, что это сам Амур. В восхищении любуясь им, она нечаянно проливает масло из лампады на бедро мужа. Проснувшись от боли, тот видит обнажённый меч и думает, что жена замыслила на него зло. «И Душенька тогда, упадши, обмерла». Приходит в себя она на той же горе, где давным-давно прощалась с родными. Бедняжка понимает, что сама виновата в этой беде; она громко рыдает, вопиёт, просит прощения. Амур, украдкою следящий за ней, уже хочет было кинуться к ногам возлюбленной, но, опомнившись, спускается к ней, как положено богу, во всём блеске своего величия и объявляет, что преступившая закон Душенька теперь в немилости у богов, и потому он больше не может быть с нею вместе, а предоставляет её судьбе. И, не слушая её оправданий, исчезает.

Несчастной царевне остаётся только самоубийство. Она кидается в пропасть, но один из зефиров подхватывает её и осторожно переносит на лужайку. Решив зарезаться, Душенька ищет острый камень, но все камни в её руках превращаются в куски хлеба. Ветви дерева, на котором она хочет повеситься, опускают ее невредимой на землю. Рыбы-наяды не дают ей утопиться в реке. Заметив на берегу огонь в дровах, царевна пытается сжечь себя, но неведомая сила гасит перед ней пламя.

«Судьба назначила, чтоб Душенька жила /И в жизни бы страдала». Царевна рассказывает вернувшемуся к своим дровам старцу-рыболову о своих несчастьях и узнаёт от него — увы! — что её ждут новые беды: Венера уже повсюду разослала грамоты, в которых требует, чтобы Душеньку нашли и представили к ней, а укрывать под страхом её гнева не смели. Понимая, что скрываться всё время невозможно, бедная Душенька просит о помощи степеннейших богинь, но Юнона, Церера и Минерва по тем или иным причинам отказывают ей. Тогда царевна идёт к самой Венере. Но, появившись в храме богини любви, красавица приковывает к себе все взгляды; народ принимает её за Венеру, преклоняет колена… и как раз в этот момент входит сама богиня.

Чтобы как следует отомстить Душеньке, Венера делает её своей рабыней и даёт ей такие поручения, от которых та должна умереть или хотя бы подурнеть. В первый же день она велит царевне принести живой и мёртвой воды. Прознав об этом, Амур велит своим слугам помочь Душеньке. Верный Зефир немедленно переносит свою бывшую хозяйку в тот удел, где текут такие воды, объясняет, что змея Горынича Чудо-Юда, стерегущего воды, надо угостить выпивкой, и вручает ей большую флягу с пойлом для змея. Так Душенька выполняет первое поручение.

Венера даёт царевне новое дело — отправиться в сад Гесперид и принести оттуда золотых яблок. А сад тот охраняется Кащеем, который загадывает всем приходящим загадки, и того, кто не сможет их отгадать, съедает. Но Зефир заранее называет Душеньке ответы на загадки, и та с честью выполняет второе поручение.

Тогда богиня любви посылает царевну в ад к Прозерпине, велев взять там некий горшочек и, не заглядывая в него, принести ей. Благодаря советам Зефира Душеньке удаётся благополучно сойти в ад и вернуться обратно. Но, не сдержав любопытства, она открывает горшочек. Оттуда вылетает густой дым, и лицо царевны немедленно покрывается чернотой, которую нельзя ни стереть, ни смыть. Стыдясь своего вида, несчастная прячется в пещере с намерением никогда не выходить.

Хотя Амур, стараясь угодить Венере, делал вид, что не думает о Душеньке, он не забыл ни её, ни её сестёр. Он сообщает сёстрам, что намерен взять обеих в супруги, и пусть они только взойдут на высокую гору и бросятся вниз — Зефир сейчас же подхватит их и принесёт к нему. Обрадованные сёстры спешат прыгнуть в пропасть, но Зефир только дует им в спину, и они разбиваются. После этого Амур, описав матери, как подурнела Душенька, добивается от удовлетворённой богини разрешения вновь соединиться с женой — ведь он любит в ней не преходящую внешность, а прекрасную душу. Он находит Душеньку, объясняется с ней, и они прощают друг друга.

А когда их брак признан всеми богами, Венера, рассудив, что ей невыгодно держать в родне дурнушку, возвращает снохе прежнюю красоту. С тех пор Амур и Душенька живут счастливо.

В древней Греции еще во времена Юпитера в каждом городе был царь. У одного из них было три дочери. А самой красивой была младшая. Её имя Психея, а по-русски - Душенька.

Далеко разнеслась слава красавицы-царевны. Амуры и Зефиры уходят от Венеры к Душеньке. Злые языки извещают Венеру, что Душенька переманила к себе всех её слуг назло богине. Венера обратилась к сыну Амуру, чтобы тот сделал Душеньку уродиной, чтобы у неё был чудовище-муж. Амур согласен. Венера узнает, что все оставили Душеньку. И тут Венера требует привести Душеньку к ней. Но царь отказывает Венере.

Душенька все рассказывает Амуру, и что никто не хочет её в жены. От Оракула она получает наставление: ей судьбами назначено в мужья чудовище. Она должна явиться к нему на страшную гору. Царевна, чтобы спасти родню от гонений богов, сама идет на гору.

Вскоре Душеньку подхватывает Зефир и возносит её на неведомые места. Царевна в прекрасном дворце. По ночам является муж, но царевна в темноте не узнает его. Ей он дал знать, что до определенного времени она не должна его видеть.

Душенька ищет днем мужа и находит его. Теперь они всегда вместе. Прошло три года. Душенька жаждет увидеть своего мужа. Муж её отговаривает. Пришли сестры проведать Душеньку. Зефир переносит их к ней в рай. Сестры в ответ на гостеприимство строят ей козни. Они велят Душеньке убить змея в гроте.

Ночью Душенька в свете фонаря узнает в муже Амура. Проснувшийся Амур видит Душеньку с мечом над головой и думает, что она замыслила против него худое. Пришла в себя Душенька на той же страшной горе. Она просит прощения, но Амур, тайно наблюдающий за ней, объявляет о невозможности быть вместе из-за нарушенного ею закона. Царевна пытается покончить с собой, но ей это не удается, ни при помощи огня, ни острого камня, ни веревки, ни прыжка в пропасть. Она не может даже утонуть.

Судьба назначила ей жизнь со страданиями. После она узнает, что её разыскивает Венера. Она обращается за помощью к степенным богиням, но Юнона, Минерва и Церера отказывают. Душенька сама идет к Венере. Во дворце народ ошибочно принимает её за Венеру и преклоняется перед ней. Это видит сама Венера. Месть богини страшна! Дает ей смертельные поручения, но Душенька выполняет их с помощью друзей: она приносит живую и мертвую воду от змея Горыныча Чуда-Юда, во второй - приносит Венере золотые яблоки из сада Гесперид, охраняемого Кащеем. Третье поручение было связано с доставкой горшочка из ада Прозерпины. В тот горшочек нельзя было заглядывать. Любопытная Душенька открыла его и лицо её стало черным. От стыда Душечка прячется в пещере.

Амур, угождая Венере, делал вид, что забыл царевну, а сам сообщает сестрам Душеньки о желании взять их в жены. Велит им прыгнуть со скалы, чтобы Зефир доставил их к нему. Они разбились. Мать разрешает воссоединиться с подурневшей женой. Они мирятся с Душенькой.

Боги признали их брак, и Венера вернула Душеньке красоту. С тех пор Амур и Душенька живут в счастье!

1.Определите тему, проблему, идею произведений.

2. В каких жанровых разновидностях работает И. Дмитриев?

3. Охарактеризуйте образ лирического героя каждого стихотворения.

4. Какие исторические реалии воспроизведены в текстах? Каких исторических личностей называет И. Дмитриев в стихах, какие события российской и мировой истории он имеет в виду?

4. Укажите на принадлежность произведений к литературному направлению XVIII в. Назовите к какому. Какие художественные особенности текста об этом свидетельствуют?

5. Прочитайте поэму И.Ф. Богдановича.

И.Ф. Богданович Душенька (1783) (краткое содержание)

В первых же строчках автор заявляет, что не собирается воспевать военные подвиги древности. Он пишет не для славы, «но чтоб в часы прохлад, веселья и покоя / Приятно рассмеялась Хлоя». Вслед за Апулеем и Лафонтеном автор желает восславить Душеньку, хотя и сознаёт, что его вольный, разностопный стих не идёт ни в какое сравнение со стихами и прозой предшественников.

В древней Греции, в Юпитерово время, когда «властительное племя» так размножилось, что в каждом городе есть свой особый царь, один монарх всё же выделяется из остальных богатством, приятной внешностью и добротой, а более всего тем, что имеет трёх прекраснейших дочерей. Но младшая дочь своею внешностью всё же затмевает красоту остальных. У греков эта красавица зовётся Психея, что значит «душа»; русские же повествователи зовут её Душенькой.

Слава младшей царевны разносится повсюду, и вот уже «веселий, смехов, игр собор», амуры и зефиры покидают Венеру и убегают к Душеньке. Богине любви больше никто не приносит ни жертв, ни фимиамов. Вскоре злоречивые духи доносят богине, что Венериных слуг присвоила себе Душенька, и, хотя царевна даже не думала гневить богов, прибавляют, что она сделала это, чтобы досадить Венере. Поверив их лжи, разгневанная богиня немедленно летит к своему сыну Амуру и умоляет его вступиться за её поруганную честь, сделать Душеньку уродливой, чтобы все от неё отвернулись, или же дать ей мужа, хуже которого нет на свете.

Амур, чтобы успокоить мать, обещает отомстить царевне. И в скором времени к Венере приходит весть, что Душенька оставлена всеми; бывшие воздыхатели даже не подходят к ней близко, а только кланяются издали. Подобное чудо мутит умы греков. Все теряются в догадках... Наконец Венера объявляет всей Греции, на что гневаются боги, и сулит страшные беды, если Душеньку не приведут к ней. Но царь и вся родня единогласно отказывают богине.

Между тем Душенька в слезах спрашивает Амура: почему она одинока, без супруга, даже без дружка? Родные всюду ищут ей женихов, но, страшась гнева богов, никто не хочет жениться на царевне. В конце концов решено обратиться к Оракулу, и Оракул отвечает, что назначенный судьбами супруг для Душеньки – чудовище, язвящее всех, рвущее сердца и носящее за плечами колчан страшных стрел, а чтобы девушка соединилась с ним, надо отвезти её на вершину горы, куда досель никто не хаживал, и оставить там.

Такой ответ повергает всех в скорбь. Жаль отдавать девушку какому-то чудовищу, и вся родня заявляет, что лучше терпеть гонения и напасти, чем везти Душеньку на жертву, тем более что даже неизвестно, куда. Но царевна из великодушия (или потому, что хочет иметь мужа, всё равно какого) сама говорит отцу: «Я вас должна спасать несчастием моим». А куда ехать, Душенька решает просто: запряжённых в карету лошадей надо пустить без кучера, и пусть её ведёт сама судьба.

Через несколько недель кони сами останавливаются у какой-то горы и не хотят идти дальше. Тогда Душеньку ведут на высоту без дороги, мимо пропастей и пещер, где ревут какие-то злобные твари. А на вершине царь и весь его двор, попрощавшись с девушкой, оставляют её одну и, убитые горем, уходят.

Однако Душенька остаётся там недолго. Невидимый Зефир подхватывает её и возносит к «незнаемому ей селению небес». Царевна попадает в великолепные чертоги, где нимфы, амуры и зефиры выполняют все её желания. Ночью к Душеньке приходит её муж, но поскольку является он впотьмах, девушка не знает, кто это такой. Сам же супруг на её вопросы отвечает, что до поры ей нельзя его видеть. Утром он исчезает, оставив Душеньку недоумевающей и влюблённой.

Несколько дней требуется царевне, чтобы осмотреть роскошные палаты и прилегающие к ним леса, сады и рощи, которые являют ей множество чудес и диковин. А однажды, зайдя поглубже в лес, она находит грот, ведущий в тёмную пещеру, и, зайдя туда, обретает своего супруга. С тех пор Душенька каждый день приходит в этот грот, и каждую ночь муж навещает её в опочивальне.

Так проходит три года. Душенька счастлива, но ей не даёт покоя желание узнать, как выглядит её супруг. Однако тот на все её просьбы лишь умоляет, чтобы она не стремилась его увидеть, была ему послушна и не слушала в этом деле никаких советов, даже от самых близких родственников.

Однажды Душенька узнаёт, что её сёстры пришли её искать к той страшной горе, где царевна когда-то была оставлена. Душенька немедленно велит Зефиру перенести их в её рай, любезно встречает и старается «всяко их забавить». На вопрос, где её супруг, она сначала отвечает: «Дома нет», но потом, не выдержав, признаётся во всех странностях своего брака. Она не знает, что её сестры, завидуя ей, только и мечтают о том, чтобы лишить Душеньку счастья. Поэтому они говорят, что якобы видели страшного змея, заползающего в грот, и что это-де и есть Душенькин супруг. Та, придя в ужас, решает покончить с собой, но злонравные сёстры возражают ей, что сначала она, как честная женщина, должна убить чудовище. Они даже добывают и приносят ей для этой цели лампаду и меч, после чего возвращаются домой.

Наступает ночь. Дождавшись, когда супруг заснёт, Душенька освещает его лампадой и обнаруживает, что это сам Амур. В восхищении любуясь им, она нечаянно проливает масло из лампады на бедро мужа. Проснувшись от боли, тот видит обнажённый меч и думает, что жена замыслила на него зло. «И Душенька тогда, упадши, обмерла». Приходит в себя она на той же горе, где давным-давно прощалась с родными. Бедняжка понимает, что сама виновата в этой беде; она громко рыдает, просит прощения. Амур, украдкою следящий за ней, уже хочет было кинуться к ногам возлюбленной, но, опомнившись, спускается к ней, как положено богу, во всём блеске своего величия и объявляет, что преступившая закон Душенька теперь в немилости у богов, и потому он больше не может быть с нею вместе, а предоставляет её судьбе. И, не слушая её оправданий, исчезает.

Несчастной царевне остаётся только самоубийство. Она кидается в пропасть, но один из зефиров подхватывает её и осторожно переносит на лужайку. Решив зарезаться, Душенька ищет острый камень, но все камни в её руках превращаются в куски хлеба. Ветви дерева, на котором она хочет повеситься, опускают её невредимой на землю. Рыбы-наяды не дают ей утопиться в реке. Заметив на берегу огонь в дровах, царевна пытается сжечь себя, но неведомая сила гасит перед ней пламя.

«Судьба назначила, чтоб Душенька жила / И в жизни бы страдала». Царевна рассказывает вернувшемуся к своим дровам старцу-рыболову о своих несчастьях и узнаёт от него, что её ждут новые беды: Венера уже повсюду разослала грамоты, в которых требует, чтобы Душеньку нашли и представили к ней, а укрывать под страхом её гнева не смели. Понимая, что скрываться всё время невозможно, бедная Душенька просит о помощи степеннейших богинь, но Юнона, Церера и Минерва по тем или иным причинам отказывают ей. Тогда царевна идёт к самой Венере. Но, появившись в храме богини любви, красавица приковывает к себе все взгляды; народ принимает её за Венеру, преклоняет колена... и как раз в этот момент входит сама богиня.

Чтобы как следует отомстить Душеньке, Венера делает её своей рабыней и даёт ей такие поручения, от которых та должна умереть или хотя бы подурнеть. В первый же день она велит царевне принести живой и мёртвой воды. Узнав об этом, Амур велит своим слугам помочь Душеньке. Верный Зефир немедленно переносит свою бывшую хозяйку в тот удел, где текут такие воды, объясняет, что змея Горынича Чудо-Юда, стерегущего воды, надо угостить выпивкой, и вручает ей большую флягу с пойлом для змея. Так Душенька выполняет первое поручение.

Венера даёт царевне новое дело – отправиться в сад Гесперид и принести оттуда золотых яблок. А сад тот охраняется Кащеем, который загадывает всем приходящим загадки, и того, кто не сможет их отгадать, съедает. Но Зефир заранее называет Душеньке ответы на загадки, и та с честью выполняет второе поручение.

Тогда богиня любви посылает царевну в ад к Прозерпине, велев взять там некий горшочек и, не заглядывая в него, принести ей. Благодаря советам Зефира Душеньке удаётся благополучно сойти в ад и вернуться обратно. Но, не сдержав любопытства, она открывает горшочек. Оттуда вылетает густой дым, и лицо царевны немедленно покрывается чернотой, которую нельзя ни стереть, ни смыть. Стыдясь своего вида, несчастная прячется в пещере с намерением никогда не выходить.

Хотя Амур, стараясь угодить Венере, делал вид, что не думает о Душеньке, он не забыл ни её, ни её сестёр. Он сообщает сёстрам, что намерен взять обеих в супруги, и пусть они только взойдут на высокую гору и бросятся вниз – Зефир сейчас же подхватит их и принесёт к нему. Обрадованные сёстры спешат прыгнуть в пропасть, но Зефир только дует им в спину, и они разбиваются. После этого Амур, описав матери, как подурнела Душенька, добивается от удовлетворённой богини разрешения вновь соединиться с женой – ведь он любит в ней не внешность, а прекрасную душу. Он находит Душеньку, объясняется с ней, и они прощают друг друга.

А когда их брак признан всеми богами, Венера, рассудив, что ей невыгодно держать в родне дурнушку, возвращает снохе прежнюю красоту. С тех пор Амур и Душенька живут счастливо.

Ипполит Федорович Богданович(1743-1803). Участник кружка Хераскова. На него оказало влияние творчество Майкова. В журнале «Невинное упражнение! Б. поместил свои переводы поэмы Вольтера «На разрушение Лиссабона», статьи из энциклопедии Дидро, перевёл историю революции в РимеВерто, утопию Жан-Жака Руссо и другие. Он редактирует газету «Санк-Петербургские ведомости!, потом идёт на службу к Екатерине и становится её как бы наёмным поэтом, после чего его творчество терпит значительный спад и более он не создаёт таких значительных произв как «Душ.». он стал специалистом по пословицам и издал даже сборник, где переделывал и подгонял к нужной форме русский фолклор.

Стихотворная повесть «Душенька»– сказка о приключениях греческой царевны, представляющую собою по сути дела великосветскую красавицу екатерининского времени. Начинается со стихов на добродетель Хлои. Далее идет книга первая, в которой рассказывается: жил-был царь, достойный и добродетельный. Было у него три дочери, младшая была самой прекрасной. Звали ее Душенькой (Психея, Душа). Была она прекрасней богини красоты – Венеры. Когда она узнала об этом, то обратилась к Амуру за помощью. Амур обещал помочь. Тут картина, как Венера мчится по воде в упряжке, запряженной дельфинами. Счастливая. Все ей поклоняются, достают жемчуга со дна океана, подобно поклоняются Екатерине 2. Амур исполнил обещание. И «Душенька уже оставлена от всех». Все дивятся этому. Всякие жрецы-пророки предсказывают ей, что супруг ей назначен судьбой и что он чудовище. В итоге решили, что оракул бредит. Но Д. решила, что так надо, что надо уйти из дому. Колесницу пустили без кучера: «Судьба, - сказала, - будет править. Проехали они за тридевять земель. Подъехали к горе. Лошади остановились и больше идти не хотели. Все решили, что они пришли к месту назначения. Ее отсавили одну. Книга 2. Невидимый Зефир на крыльях ветреных переносит Д. в роскошные чертоги. Амур ее навещает, но не позволяет себя лицезреть. Д. приглашает в гости к себе своих сестер. Они злые. Нашептывают ей, что жених ее не появляется только потому, что он чудище. Д. ночью решает открыть тайну своего супруга: с лампадою в руках входит в чертог к Амуру. Видит, что ее супруг – Амур. Д. нечаянно пролила на А. масло из лампады. Разбудила его. Ничего не смогла сказать в свое оправдание. Падает в обморок. Книга 3. Д. наказали. И перенесли ее из этих чертогов обратно. Но амур не забыл ее. И тайно следил за ней, помогал. Она там плакала, убивалась слезами, увидев пропасть, прыгнула туда, но ее спас один из Зефиров. Проснувшись, она вернулась к самобичеванию. Звала Смерть, искала что-нибудь похожее на кинжал, чтобы заколоться. Потом решила удавиться. Потом утопиться. Потом сгореть. Там встретила рыбака. Она решила за помощью обратиться к самой Венере. В., желая погубить Д., дает ей поручения, грозящие смертью: принести через 3 часа воды живой и мертвой, достать златые яблоки, кот. Стерегли драконы, отправиться в ад и принести оттуда какой-то горшочек. Д. все выполняет, но из-за этого теряет свою красоту – она вся чернеет. Но А. ее по-прежнему любит. И благодаря ему В. Прощает Д. Они жили долго и счастливо. А. потом издал грамоту, в которой излагается что-то типа: душа важнее физической красоты. В. Сжалилась, и вернула Д. ее красоту. У А. и Д. родилась дочь! В поэме звучит ирония по отношению к мифологич. героям и сюжетам, что знаменовало идейно-эстетич. кризис классиц. Любовная фабула романа заимств. из ант. мифа о любви Психеи и Амура. Но автор русифицировал чужеземн. сюжет. Ант. герои смеш. с перс. русских сказок. Душенька потеряла черты Психеи - олицетворенной души. Она - нормальная русская баба. В душеньке герои античности ведут себя как придворные светские люди. В «Д.» Б. намеренно отходит от социальной проблематики. По форме пр-е направлено против героического эпоса классиц. поэзии. Б пишет «вольным стихом», Д- «легкая поэзия». Б. был предшественником сентиментализма.

Ипполит Федорович Богданович(1743-1803) вошел в историю русской литературы как автор ирои-комической поэмы-сказки «Душенька». Написанная в 1775 г . (первая часть), поэма была полностью опубликована в 1783 г . «Душенька» с ее иронией по отношению к мифологическим героям и сюжетам знаменовала идейно-эстетический кризис классицизма. Содержание «Душеньки» составляет античный миф о любви Амура и Психеи , получивший литературную обработку в романе римского писателя Апулея «Золотой осел» (II в. Н.э), а затем в XVII в. у Лафонтена («Любовь Психеи и Купидона»). Богданович русифицировал чужеземный сюжет. Он сохраняет все основные черты мифа. Перелицовка этого рассказа заключена в самом тоне, в шутливо-иронической манере изложения. Именно так изображены образы античной мифологи, они причудливо смешиваются с персонажами русских сказок. В «Душеньке» нет демонстративно-нарочитой грубости, но ирония и скепсис автора доминируют над всем, не щадя ни богов, ни людей, и даже самой героини поэмы при всем покровительственно-ласковом к ней отношении поэта. В поэму обильно включены элементы русского сказочного фольклора, переплетенного с древнегреческой мифологией. Например, меч, которым Геркулес «у гидры девять глав отсек», хранится в «арсенале» Кащея и называется Самосеком.

Сама Душенька потеряла черты древней Психеи. Героиня Богдановича живая, кокетливая и капризная. Автор изображает ее с легкой иронией. Ей свойственны традиционно-женские недостатки: любовью к нарядам, тщеславию, любопытству, легковерие (можно подумать, мужчины не страдают тщеславием, тоже мне…женские недостатки) .

В «Душеньке» нет ни философской глубины античного мифа, ни мудрой непосредственности русских народных сказок. Поэма не умещается в рамках поэтики классицизма, являясь симптомом назревавших литературных сдвигов, формировавшегося в недрах самого классицизма нового литерат. направления – русского дворянского сентиментализма.

Ни Ахиллесов гнев и не осаду Трои,

Где в шуме вечных ссор кончали дни герои,

Но Душеньку пою.

Богданович придает «Душеньке» и новое жанровое обозначение «древняя повесть».

Поэма написана вольным, разностопным ямбом, со свободной и разнообразной рифмовкой. В общем, можно сказать, что это первая поэма-представительница легкой поэзии, семейный любовный роман в стихах.

Чтобы вы поняли, что это за ерунда:

«Я, Душенька… люблю Амура…»

Потом заплакала, как дура;

Потом, без дальних с нею слов,

Заплакал вместе рыболов

И с ней взрыдала вся натура.

Краткое содержание «Душеньки»:

Жила-была девочка Душенька и была она настолько прекрасна, что разгневала своей красотою Венеру. Пошла тогда Венера к Амуру и, собрав «ложь и всяку небылицу», начала говорить ему всякую ересь о Душеньке. И попросила Венера Амура «Соделать Душеньку постылую вовек», короче, чтобы к ней женихи не ходили и чтоб никто не решался взять ее в жены. Так и случилось. Душенька страдала и решила уйти из дома. Шаталась она где попало, а потом… «Невидимый Зефир на «крыльях ветреных» переносит Душеньку в роскошные чертоги.» По ночам к девушке является влюбленный Амур, но не позволяет ей себя лицезреть. А потом любопытную Душеньку завидующие ей злые две сестрицы, которых Зефир приносит по её просьбе в Амуров дворец, подбивают посмотреть - не змей ли ужасный муж её, и если так и будет, убить его; для чего Зефиры приносят Душеньке во дворец Меч-Самосек и масляную лампу; ночью Душенька зажигает лампу и рассматривает мужа, восхищаясь, какой у неё прекрасный супруг, но случайно проливает горячего масла из лампы на Амура, и тот просыпается, видит меч у ног жены, гневается. И была она жестоко наказана – Зефиры вернули ее назад («из горних мест к земли, туда, откуда взяли»). И вот тогда начались страдания любопытной. Пыталась она совершить самоубийство, даже много раз. Но Амур-то ее не забыл, и тайно за ней следил, и спасал ее. Сначала она с гор прыгнула, ее Зефир поймал. Потом «Зарежуся! – вскричала; но не было у ней кинжала», потом хотела камнями заколоться, а они, как назло, в хлеб превращались. Вешалась на деревьях, но все суки (су ки!) склоняли ее к земле. Дальше: «Не могши к дубу прицепиться, она решила утопиться». Но прыгнув попала на щуку и та ее прокатила по волнам. Ну и наконец последний способ желанного самоубийства – сгореть в костре. Нашла какой-то костер в лесу, зашла в него, и он тут же потух. В этом же лесу она встречает рыболова (когда плачет как дура – см. выше), который ей рассказывает, почему ее все так ненавидят. И тогда любопытная идет к Венере вымаливать прощения. Та ее посылает на всякие разные подвиги, где Душенька теряет свою красоту. Короче, Амур за нее заступается, потому что любит душу Душеньки, и все кончается хорошо. Красота возвращается, Душенька и Амур живут долго и счастливо и рождается у них дочь. Конец сказочки.