Сочинение на тему: Судьба Григория Мелехова в романе Тихий Дон, Шолохов. II. Проверка домашнего задания. Примерный сюжетный план Связь с природой

02.01.2024 Пушкин А.С

Вступление

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя. Этот герой, попавший волею судьбы в гущу сложных исторических событий, на протяжении многих лет вынужден искать свой жизненный путь.

Описание Григория Мелехова

Уже с первых страниц романа Шолохов знакомит нас с необычной судьбой деда Григория, объясняя, почему Мелеховы внешне отличаются от остальных жителей хутора. Григорий, как и его отец, имел «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул». Памятуя о происхождении Пантелея Прокофьевича, все в хуторе звали Мелеховых «турками».
Жизнь меняет внутренний мир Григория. Меняется и его внешность. Из беззаботного жизнерадостного парня он превращается в сурового воина, сердце которого зачерствело. Григорий «знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы», а во взгляде его «всё чаще стал просвечивать огонёк бессмысленной жестокости».

В конце романа перед нами предстаёт совсем другой Григорий. Это уставший от жизни зрелый мужчина «с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками чёрных усов, с преждевременной сединой на висках и жёсткими морщинами на лбу».

Характеристика Григория

В начале произведения Григорий Мелехов – молодой казак, живущий по законам своих предков. Главное для него – хозяйство и семья. Он с увлечением помогает отцу на покосе и рыбной ловле. Не в силах перечить родителям, когда те женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой.

Но, при всём том, Григорий – страстная, увлекающаяся натура. Вопреки запретам отца, он продолжает ходить на ночные игрища. Встречается с Аксиньей Астаховой, женой соседа, а затем уходит с ней из родного дома.

Григорию, как и большинству казаков, присуща храбрость, иногда доходящая до безрассудства. Он героически ведёт себя на фронте, участвует в самых опасных вылазках. В то же время герой не чужд человечности. Он переживает из-за случайно зарезанного им на покосе гусёнка. Долгое время мучается из-за убитого безоружного австрийца. «Подчиняясь сердцу», Григорий спасает от гибели своего заклятого врага Степана. Идёт против целого взвода казаков, защищая Франю.

В Григории одновременно уживаются страстность и послушание, безумство и мягкость, доброта и ненависть.

Судьба Григория Мелехова и его путь исканий

Судьба Мелехова в романе «Тихий Дон» складывается трагично. Он постоянно вынужден искать «выход», правильную дорогу. Нелегко ему приходится на войне. Сложна и его личная жизнь.

Подобно любимым героям Л.Н. Толстого, Григорий проходит сложный путь жизненных исканий. В начале для него всё, казалось бы, ясно. Как и другие казаки, он призван на войну. Для него нет сомнений в том, что он должен защищать Отечество. Но, попадая на фронт, герой понимает, что вся его натура противиться убийству.

От белых Григорий переходит к красным, но и здесь его ждёт разочарование. Видя, как Подтёлков расправляется с пленными молодыми офицерами, он утрачивает веру и в эту власть и в следующем году опять оказывается в белой армии.

Мечась между белыми и красными, герой и сам ожесточается. Он мародёрствует и убивает. Пытается забыться в пьянстве и блуде. В конце концов, спасаясь от преследования новой власти, он оказывается среди бандитов. Потом становится дезертиром.

Григорий измучен метаниями. Он хочет жить на своей земле, растить хлеб и детей. Хотя жизнь ожесточает героя, придаёт его чертам нечто «волчье», по сути, он не убийца. Потеряв всё, так и не найдя своего пути, Григорий возвращается в родной хутор, понимая, что, скорее всего, здесь его ожидает смерть. Но, сын и дом – это единственное, что держит героя на свете.

Отношения Григория с Аксиньей и Натальей

Судьба посылает герою двух страстно любящих женщин. Но, отношения с ними складываются у Григория непросто. Ещё будучи холостым, Григорий влюбляется в Аксинью, жену Степана Астахова, своего соседа. Со временем женщина отвечает ему взаимностью, и их отношения перерастают в безудержную страсть. «Так необычна и явна была сумасшедшая их связь, так исступлённо горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Несмотря на это, он не может противиться воле отца и женится на Наталье Коршуновой, давая себе обещание забыть Аксинью и остепениться. Но, сдержать данной самому себе клятвы Григорий не в силах. Хотя Наталья красива и беззаветно любит мужа, он вновь сходится с Аксиньей и покидает жену и родительский дом.

После измены Аксиньи Григорий вновь возвращается к жене. Она принимает его и прощает прошлые обиды. Но ему не была уготована спокойная семейная жизнь. Образ Аксиньи не даёт ему покоя. Вновь судьба сводит их вместе. Не выдерживая позора и измены, Наталья делает аборт и умирает. Григорий винит себя в смерти жены, жестоко переживает эту потерю.

Теперь, казалось бы, ничто не может помешать ему обрести счастье с любимой женщиной. Но, обстоятельства заставляют его сняться с места и вместе с Аксиньей вновь отправиться в дорогу, последнюю для его возлюбленной.

Со смертью Аксиньи жизнь Григория лишается всякого смысла. У героя больше нет даже призрачной надежды на счастье. «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».

Заключение

В заключении своего сочинения на тему «Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»» я хочу в полной мере согласиться с критиками, считающими, что в «Тихом Доне» судьба Григория Мелехова является самой сложной и одной из самых трагичных. На примере Григория Шолохов показал, как водоворот политических событий ломает человеческую судьбу. И тот, кто видит своё предназначение в мирном труде, неожиданно становится жестоким убийцей с опустошённой душой.

Тест по произведению

СУДЬБА ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

В «Тихом Доне», как уже отмечалось, – множество персонажей. Но среди них есть один, чья противоречивая жизнь, трагическая судьба привлекает наибольшее внимание. Это – Григорий Мелехов, чей образ, вне всякого сомнения, является главным в эпопее. Можно поспорить о том, кто является центральным героем «Евгения Онегина» – Онегин или Татьяна, «Войны и мира» – Андрей Болконский, Пьер Безухов или народ, но когда мы говорим о «Тихом Доне», ответ однозначен: главный герой произведения – Григорий Мелехов.

Григорий Мелехов – самый сложный шолоховский персонаж. Это искатель правды. Жизненный путь Мелехова труден и извилист. В поисках истины герой мечется между двумя враждующими лагерями: он то в стане красных, то в стане белых. Однако того, что ищет – истины – так и не находит, она постоянно ускользает от него. И вот эта сложность характера Григория Мелехова и извилистость его жизненного пути породили разнообразные интерпретации данного образа в критике.

В дискуссии о Григории Мелехове можно выделить два крыла критиков. Первое крыло представляют собой те, кто придерживается так называемой концепции «отщепенчества». Это такие исследователи, как Лежнев, Гура, Якименко. Работы данных шолоховедов пронизывает мысль о том, что Григорий Мелехов, находясь во враждебном Советской власти лагере, теряет свои положительные качества, постепенно превращается в жалкое и страшное подобие человека, в отщепенца.

Ярким образцом критического высказывания представителей этого лагеря является комментарий И.Лежнева к одному из эпизодов романа.

Почти самый конец произведения. После долгой разлуки Григорий и Аксинья снова вместе. Аксинья смотрит на заснувшего Григория: «Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша. Черные ресницы его, с сожженными солнцем кончиками, чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа, обнажая плотно сомкнутые белые зубы. Аксинья всмотрелась в него внимательно и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула».

Вот как комментирует этот эпизод И.Лежнев: «Глаза любимой и есть зеркало души. Шолоховское описание жестокого лица и страшных узловатых рук Григория, как увидела их Аксинья, со сдержанной силой и покоряющей убедительностью говорит: это – облик убийцы».
Второе крыло дискуссии об образе Григория Мелехова представляют собой те исследователи, которые склонны видеть историю героя в безоговорочно радужном свете. Это В.Петелин, Ф.Бирюков, Ю.Лукин, В.Гришаев и др. Их точка зрения сводится примерно к следующему: великий художник мог написать свою книгу только о герое кристально чистом, только о благородной душе, и Григорий Мелехов именно таков. А если на его пути и были отдельные заминки, то виноват в этом отнюдь не сам он, а различного рода «трагические обстоятельства» и случайности – Михаил Кошевой виноват, комиссар Малкин виноват, Подделков виноват, Фомин виноват…

Критикам, принадлежащим к данному крылу дискуссии, представляется, что только защищая Григория Мелехова, они могут выразить свое восхищение, любовь к роману. Однако своей наивной защитой они его только компрометировали и компрометируют.

Самого Шолохова не удовлетворяла ни одна из названных интерпретаций образа главного героя. В интервью газете «Советская Россия», данном в августе 1957 года, он сказал, что хотел поведать миру об «очаровании человека» в Григории Мелехове», следовательно, писатель был не согласен с теми, кто считал главного героя романа «отщепенцем». Но, с другой стороны, Шолохов критиковал и тех, кто пытался увидеть в Григории Мелехове будущего строителя социализма. Он, в частности, критиковал фильм, снятый по «Тихому Дону», к которому режиссер и сценарист прилепили оптимистический конец. В интервью газете «Известия» (опубликовано 1 июля 1956 года) Шолохов сказал: «Из трагического конца Григория Мелехова, этого мечущегося искателя правды, который запутался в событиях… сценарист делает счастливый конец… В сценарии Григорий Мелехов сажает Мишатку на плечо и идет с ним куда-то в гору, так сказать, символический конец, Гришка Мелехов поднимается к сияющим вершинам коммунизма. Вместо картины трагедии человека может получиться этакий легкодумный плакат».

Обе интерпретации образа главного героя «Тихого Дона» страдают одним и тем же недостатком: они предельно схематизируют образ, сводя его только к социальным аспектам. Как правильно заметила Г.Нефагина, «характер Григория намного богаче. Он включает складывавшиеся на протяжении двух веков типические черты казачьего менталитета и то новое, что принес с собой ХХ век с его войнами и революциями. Образ Григория – отражение не только типичного социально-психологического, но и резко индивидуального. Отсюда трагедия героя – это трагедия не столько типа, сколько личности».

С одной стороны, в Григории Мелехове Шолохов стремится показать лучшие черты казачества: трудолюбие, человечность, удаль, сноровку, воинскую доблесть, чувство собственного достоинства, благородство, с другой же стороны, мы не можем не заметить, что главный герой романа с самого начала произведения чем-то резко отличается от остальных жителей хутора. Он всерьез расстраивается из-за утенка, срезанного косой. А в другом эпизоде разбушевавшемуся отцу, поднявшему на него руку, заявляет: «Драться не дам!» Увидев через плетень, как Степан избивает Аксинью, Григорий тут же бросается защищать ее, хотя по молодости намного слабее Степана Астахова. То, что он являет собой незаурядную натуру, что он не такой, как все, становится предельно ясно после его побега с Аксиньей в Ягодное. Ради любви к женщине Григорий жертвует всем – семьей, достатком, репутацией – неслыханный по тем временам поступок.

Именно Григорий своим звероватым, исполненным ненависти взглядом пугает офицера на смотру («Кэк смэтришь! Кэк смэтришь, казак?»). Именно Григорий поначалу тяжелее других приспосабливается к армейской службе: для свободолюбивого Григория армия с ее удушающей несвободой – труднейшее испытание.

В армии герой знакомится с Чубатым, который преподает Мелехову первые уроки жестокости: «Человека руби смело. Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело рубить, не спрашивая… Животное без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, – а человека унистожай. Поганый он, человек…» Однако Григорий крайне неохотно усваивает эти уроки. Человеколюбие даже на войне остается одной из определяющих черт его личности. Об этом говорит хотя бы эпизод с полькой Франей, когда Мелехов один против целого взвода бросается защищать ее. Будучи тяжело ранен, Григорий выносит из боя офицера. В бою он, наконец, спасает от гибели смертного своего врага – мужа Аксиньи Степана Астахова. Шолохов подчеркивает: «Спас, подчиняясь сердцу».

Григорий чутко реагирует на происходящие вокруг перемены. Личностные качества не позволяют ему оставаться вне борьбы, охватившей с начала 1917 года всю страну. Он пристает то к красным, то к белым. Но, видя, что слова и одних, и других расходятся с делами, быстро утрачивает веру в справедливость действий обоих враждующих лагерей. Он чужд и тем, и другим, и белые, и красные относятся к герою с недоверием. А все потому, что Мелехов, несмотря на присущую ему прямолинейность и доверчивость, ничего не берет на веру. В какие бы цвета ни был окрашен фанатизм, для Григория он остается абсолютно неприемлем. В распадающемся, хаотичном мире, предавшим забвению элементарные человеческие ценности и свободы, герой ищет цельности и гармонии, ищет правды, ради торжества которой не надо было бы подавлять целые группы людей. Но события, каждое из которых катастрофичнее и кровавее всего, что до сих пор знала человеческая история, свидетелем которых становится Мелехов, приводят героя к разочарованию в жизни, утрате её смысла. Мы начинаем замечать странные перемены в поведении Григория.

Словно забыв, с каким омерзением он еще недавно относился к грабежам, как последний мародер, Григорий раздевает красного командира: «Снимай полушубок, комиссар!.. Ты – гладкий. Отъелся на казачьих хлебах, небось не замерзнешь!»

Так болезненно переживавший кровавую расправу Подтелкова над пленными офицерами, Григорий, став во главе повстанческой дивизии, до того увлекся казнями и расстрелами, что повстанческое руководство вынуждено было обратиться к Мелехову со специальным посланием: «Многоуважаемый Григорий Пантелеевич! До нашего сведения коварные доходят слухи, якобы ты учиняешь жестокую расправу над пленными красноармейцами… Ты идешь со своими сотнями, как Тарас Бульба из исторического романа писателя Пушкина, и все предаешь огню и мечу и казаков волнуешь. Ты остепенись, пожалуйста, пленных смерти не предавай…»

Изрубив матросский пулеметный расчет, Григорий в эпилептическом припадке бьется на руках казаков, весь в белой пене, хрипит: «Пустите, гады!.. Матросню!.. Всех!.. Ррруб-лю!..»
Моральное и физическое падение героя находит свое выражение также в бесконечных пьянках и гулянках. В романе сказано, что «запахом самогонки пропитался даже потник на седле» Мелехова. «Бабы и потерявшие девичий цвет девки шли через руки Григория, деля с ним короткую любовь».

Меняется сама внешность Григория: «он заметно обрюзг, ссутулился; под глазами засинели мешковатые складки, во взгляде все чаще стал просвечиваться огонек бессмысленной жестокости». Григорий живет теперь, «понуро нагнув голову, без улыбки, без радости». Все отчетливей проступает в нем звероватое, волчье.

Осознавая степень своего падения, Григорий объясняет его следующими причинами (в разговоре с Натальей): «Ха! Совесть!.. Я об ней и думать позабыл. Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Людей убиваешь… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Душевное состояние Григория в дальнейшем мало изменится. Свою трудно сложившуюся жизнь он будет заканчивать в банде Фомина и среди дезертиров, прячущихся в лесу. После гибели Аксиньи, с которой герой связывал свои последние надежды, жизнь утратит для него всякий интерес, и он будет ждать развязки. Именно этим желанием покончить с жизнью, приблизить финал объясняется возвращение героя на хутор в конце романа. Григорий возвращается до амнистии. Его ждет неизбежная смерть. Верность этого предположения подтверждает и судьба мелеховских прототипов: Филиппа Миронова и Харлампия Ермакова. Оба были расстреляны без суда, один в 1921, второй в 1927 году. В романе же показать расстрел героя, полюбившегося читателям, учитывая обстановку, сложившуюся в стране в тридцатые годы, было невозможно.
Что же хотел донести Шолохов до читателя, изображая сложный, противоречивый путь Григория Мелехова? На этот вопрос отвечают по-разному. Одни исследователи считают, что на примере образа главного героя Шолохов отстаивает концепцию исторически ответственной личности, другие говорят об ответственности эпохи перед личностью. Обе эти точки зрения правомерны, но, думается, сильно умаляют значение шолоховского персонажа.

Григорий Мелехов стоит в одном ряду с многочисленными героями русской литературы, которых мы именуем правдоискателями, и по праву занимает среди них одно из первых мест. Недаром его называют «русским Гамлетом». Гамлет – трагический герой. Мелехов – тоже. Он ищет высший смысл жизни, но эти поиски приводят героя к разочарованию и моральному опустошению. Шолохов показывает неизбежный трагизм идеалистически настроенных людей в мире, вступившем в затяжную полосу социальных экспериментов и исторических катаклизмов, испытаний на прочность гуманистических традиций человеческой культуры.

В самом начале романа становится ясно, что Григорий любит Аксинью Астахову – замужнюю соседку Мелеховых. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью с нелюбой ему женой Натальей, которая после этого покушается на самоубийство – режет шею косой. Григорий и Аксинья становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.

В 1914 году – первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжело переживает Григорий. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Казалось бы, революции совершаются для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царят насилие, жестокость и бесправие.

Григорий уходит из Красной Армии и становится участником казачьего мятежа в качестве казачьего офицера. Но и здесь – жестокость и несправедливость.

Он вновь оказывается у красных – в коннице Будённого – и вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий стремится найти ту правду, которая ближе его душе и его народу.

По иронии судьбы, он оказывается в банде Фомина. Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Писатель изображает солнце – символ жизни – чёрным, подчёркивая неблагополучие мира. Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

В финале романа умирают Наталья, родители, погибает Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына на руках. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней»?

Женские образы в романе.

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два основных типа русских женщин: мать, хранительница очага (Ильинична и Наталья) и прекрасная грешница, неистово ищущая своё счастье (Аксинья и Дарья). Две женщины - Аксинья и Наталья - сопутствуют главному герою, они самозабвенно любят его, но во всём противоположны.

Любовь – необходимая потребность существования Аксиньи. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», поэтому она яростно защищает свою любовь к Гришке, которая стала смыслом её существования. Ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в её любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь её оборвалась от случайной степной пули, когда она была счастлива. Она умерла на руках у Григория.

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная женщина. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет её наложить на себя руки. Тяжелее всего будет Григорию пережить то, что перед смертью она «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Роман М.Булгакова многомерен. Эта многомерность сказывается:

1. в композиции – переплетении различных сюжетных пластов повествования: судьба мастера и история его романа, сюжет о любви мастера и Маргариты, судьба Ивана Бездомного, действия Воланда и его команды в Москве, библейский сюжет, сатирические зарисовки Москвы 20-х – 30-х годов;

2. в многотемье – переплетении тем творца и власти, любви и верности, бессилия жестокости и силы прощения, совести и долга, света и покоя, борьбы и смирения, истинного и фальшивого, преступления и наказания, добра и зла и т.д.;

Герои М.Булгакова парадоксальны: они – бунтари, стремящиеся обрести покой. Иешуа одержим идеей нравственного спасения, торжества правды и добра, счастья людей и бунтует против несвободы, грубой власти; Воланд, обязанный в качестве Сатаны вершить зло, последовательно творит справедливость, смешивая понятия добра и зла, света и тьмы, что подчёркивает порочность общества и земной жизни людей; Маргарита бунтует против обыденной реальности, своей верностью и любовью разрушая и преодолевая стыд, условности, предубеждения, страх, расстояния и времена.

Кажется, что дальше всех от бунта мастер, ведь он смиряется и не борется ни за роман, ни за Маргариту. Но именно потому он и не борется, что он – мастер; его дело – творить, и он сотворил свой честный роман вне всякой корысти, карьерной выгоды и здравого смысла. Его роман и есть его бунт против «здравого» представления о творце. Мастер творит векам, вечности, «хвалу и клевету приемлет равнодушно», точно по А.С.Пушкину; ему важен сам факт творчества, а не чья-то реакция на роман. И всё же мастер заслужил покой, но не свет. Почему? Наверное, не за то, что отказался от борьбы за роман. Возможно, за то, что отказался от борьбы за любовь (?). Параллельный ему герой Ершалаимских глав Иешуа боролся за любовь к людям до конца, до смерти. Мастер – не Бог, а всего лишь человек, и как всякий человек – в чём-то слаб, грешен… Лишь Бог достоин света. А может быть, покой – именно то, что больше всего необходимо творцу?..

Ещё роман М.Булгакова – о бегстве от обыденной реальности или о преодолении её. Обыденная реальность – это и жестокий в своей неправедности режим Кесаря, попирающий совесть Пилата, воспроизводящий доносчиков и палачей; это и фальшивый мир Берлиозов и окололитературных кругов в Москве 30-х годов; это и пошлый мир московских обывателей, живущих выгодой, корыстью и сенсациями.

Бегство Иешуа – это обращение к душам людей. Мастер ищет ответы на повседневные вопросы в далёком прошлом, тесно связанном, как оказалось, с настоящим. Маргарита поднимается над бытом и условностями с помощью любви и чудес Воланда. Воланд разделывается с реальностью с помощью своей дьявольской силы. А Наташа и вообще не хочет возвращаться в реальность из потустороннего мира.

Ещё этот роман – о свободе. Не случайно герои, освободившиеся от всяческих условностей и зависимостей, получают покой, а несвободный в своих действиях Пилат терпит постоянную пытку беспокойством и бессонницей.

В основе романа – мысль М.Булгакова о том, что мир во всей своей многогранности един, целостен и вечен, и частная судьба любого человека любого времени неотрывна в нём от судеб вечности и человечества. Этим и объясняется многомерность художественной ткани романа, объединившей все пласты повествования одной идеей в монолитное цельное произведение.

В финале романа все герои и темы сходятся на лунной дороге, ведущей к вечному свету, и спор о жизни, продолжаясь, переходит в бесконечность.

Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).

В 1 главе романа практически нет ни экспозиции, ни предисловия. С самого начала разворачивается спор Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным о существовании Иисуса. В доказательство правоты Воланда сразу же помещается 2 глава «Понтий Пилат», рассказывающая о допросе Иешуа прокуратором Иудеи. Как позднее поймёт читатель, это один из фрагментов книги мастера, которую клянёт Массолит, но хорошо знает Воланд, пересказавший этот эпизод. Берлиоз позже скажет, что этот рассказ «не совпадает с евангельскими рассказами», и будет прав. В Евангелиях есть лишь лёгкий намёк на мучения и колебания Пилата при утверждении смертного приговора Иисусу, а в книге мастера допрос Иешуа представляет собой сложный психологический поединок не только нравственного добра и власти, но и двух людей, двух индивидуальностей.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.

И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит негромко, хотя автор и называет его голос «тусклым, больным».

Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.

Глаза Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа всё больше и больше блестят прежними искрами. В какой-то момент начинает казаться, что, наоборот, Иешуа судит Пилата. Он избавляет прокуратора от головной боли, советует ему отвлечься от дел и погулять (словно врач), журит за потерю веры в людей и скудность его жизни, затем утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь, а не властители, убеждает Пилата, что «злых людей нет на свете».

Интересна роль влетающей на колоннаду и вылетающей из неё ласточки. Ласточка – символ жизни, не зависимой от власти кесаря, не спрашивающей у прокуратора, где ей вить, а где не вить гнездо. Ласточка, как и солнце, - союзник Иешуа. Она смягчительно действует на Пилата. С этого момента Иешуа спокоен и уверен, а Пилат тревожен, раздражён от мучительного раздвоения. Он всё время ищет повод оставить в живых симпатичного ему Иешуа: то думает заключить его в крепость, то поместить в сумасшедший дом, хотя сам говорит, что тот не сумасшедший, то взглядами, жестами, намёками, недоговорённостью подсказывает арестанту нужные для спасения слова; «с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой». Наконец, после приступа ярости, когда Пилат понял, что Иешуа абсолютно бескомпромиссен, он в бессилии спрашивает у арестанта: «Жены нет?» - словно надеясь, что она бы смогла помочь вправить мозги этому наивному и чистому человеку.

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России. Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа. Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

Борьба между долгом и чувствами

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Война и предательство Аксиньи

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

Идейные и личные сомнения

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами. Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт. После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность. Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены. Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Чужой среди своих

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением. Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину. Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

Тест по произведению

«Тихий Дон» -- один из известнейших «нобелевских» романов XX века, вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве «Тихого Дона» разрешился в пользу Михаила Шолохова -- такое заключение еще в девяностые годы прошлого века дала авторитетная зарубежная комиссия. Сегодня роман, очищенный от шелухи слухов, остался один на один с вдумчивым читателем.

«Тихий Дон» создавался в страшное время, когда Россию раздирала междоусобная война, бессмысленная и беспощадная. Разделившись на белых и красных, общество утратило не только целостность, но и Бога, красоту, смысл жизни. Трагедия страны складывалась из миллионов человеческих трагедий.

Экспозиция «Тихого Дона» захватывает читателя. Шолохов вводит нас в мир российского пограничья, казачества. Быт этих воинов-поселенцев, сложившийся столетия тому назад, ярок и самобытен. Описание предков Мелехова напоминает старинный сказ -- неторопливый, полный любопытных подробностей. Удивителен язык «Тихого Дона» -- сочный, полный диалектных слов и выражений, органично вплетенных в ткань романа.

Спокойствие и довольство разрушает Первая мировая война. Мобилизация для донского казака -- вовсе не то же самое, что, скажем, для рязанского мужика. Тяжело расставаться с домом и родными, но казак всегда помнит о своем великом предназначении -- защите России. Настает время показать свою боевую выучку, послужить Богу, родине и царю-батюшке. Но миновали времена «благородных» войн: тяжелая артиллерия, танки, газы, пулеметный огонь -- все это направлено против вооруженных всадников, донцов-молодцов. Главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов и его товарищи испытывают на себе убийственную мощь индустриальной войны, не только губящей тело, но и Разлагающей дух.

Из империалистической войны выросла война гражданская. И теперь брат шел на брата, отец сражался с сыном. Идеи революции донское казачество восприняло в целом негативно: среди казаков были слишком сильны традиции, а их благосостояние было гораздо выше, чем в среднем по России. Однако казаки не стояли в стороне от драматических событий тех лет. Как свидетельствуют исторические источники, большинство поддержало белых, меньшинство пошло за красными. На примере Григория Мелехова Шолохов показал душевные метания человека, сомневающегося в правильности своего выбора. За кем идти? Против кого сражаться? Подобные вопросы по-настоящему мучат главного героя. Мелехову пришлось побывать в роли белого, красного и даже зеленого. И везде Григорий становился свидетелем человеческой трагедии. Война железным катком проходила по телам и душам земляков.

Гражданская еще раз доказала, что справедливых войн не бывает. Расстрелы, предательства, пытки стали привычными для обеих воюющих сторон. Шолохов находился под идеологическим прессом, но все же ему удалось донести до читателя бесчеловечный дух эпохи, где бесшабашная удаль победы и свежий ветер перемен соседствовали со средневековой жестокостью, равнодушием к отдельно взятому человеку, жаждой убийства.

«Тихий Дон»... Удивительное название. Выставляя в заголовок романа старинное имя казачьей реки, Шолохов еще раз подчеркивает связь между эпохами, а также указывает на трагические противоречия революционного времени: Дон хочется назвать «кровавым», «мятежным», но никак не «тихим». Донским водам не смыть всей крови, пролитой на его берегах, не омыть слезы жен и матерей, не вернуть погибших казаков.

Финал романа-эпопеи высок и величествен: Григорий Мелехов возвращается к земле, сыну, покою. Но для главного героя трагические события еще не закончились: трагизм его положения в том, что красные не забудут Мелехову его подвигов. Григория ждет расстрел без суда и следствия или мучительная смерть в ежовских застенках. И судьба Мелехова типична. Пройдет всего несколько лет, и народ в полной мере почувствует, что такое на самом деле «революционные преобразования в отдельно взятой стране». Народ-страдалец, народ-жертва стал материалом для исторического эксперимента, который продолжался более семидесяти лет...

История не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то события, которые коренным образом влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на судьбах людей. В обществе выделяют обычно два лагеря, оппозиционных друг другу. Кто-то по своим взглядам поддерживает одну сторону, кто-то другую. Но не все. Все же есть такие люди, которые в силу своих убеждений, не могут выбрать какую-либо из сторон. Их судьбы печальны, даже трагичны, так как они не могут выбирать, что им больше по душе, по сердцу.

Именно судьба такого человека и изображена в романе-эпопее Михаила Алексеевича Шолохова «Тихий Дон». Таковым мы видим на страницах его книги главного героя- Григория Мелехова. С каждой прочитанной главой перед читателем открывается ясная картина трагедии этой сильной личности. Он мечется, ищет, ошибается и всеми силами пытается найти правду, которую так и не находит. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажая борьбу различных чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия. Григорий стремится постигнуть смысл жизни, историческую правду времени.

Формирование взглядов Григория начинается с дней Первой Мировой войны. Он служит в армии, более или менее поддерживая взгляды своих сослуживцев относительно порядков в стране, относительно государственного устройства. Он придерживается следующего мнения: «Нам необходимо свое, и прежде всего избавление казаков от всех опекунов будь то Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур».

Но, получив ранение, он попадает в лечебницу, где встречает пулеметчика Гаранжу. Эта встреча сделала в душе главного героя глубокий переворот. Слова Гаранжи глубоко въелись в душу Григория, заставив его коренным образом пересмотреть все свои взгляды. «Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель неизвестные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться» Мелехов вынужден был признать, что в словах Гаранжи звучала горькая правда, которая разбивала вдребезги сложившиеся у него отношения к происходившим событиям.

Гражданская война… Григорий мобилизован в ряды белой армии. Он служил там достаточно долгий срок, получая при этом высокий чин. Но его сознание не покидают мысли, связанные с устройством жизни. Постепенно он отходит от белых.

После встречи с Подтелковым Григорий склоняется к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому то берегу. Перейдя на сторону красных, он не только переходит в другой лагерь, он еще отходит и от родных и близких. Ведь теперь он и отец его с братом как бы враги. После ранения под станицей Глубокой едет в свой родной хутор. И тяжко в груди у него. «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в тонкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли по которой надо, идти». Находясь в среде красных, Григорий познавал азы большевистского устройства общества. Но многие положения противоречивы его взглядам, не видел в них он своей правды. И постепенно он стал осознавать, что и там ему нет места, так как он видел, какие бедствия несли они им, то есть казакам.

«…И помалу Григорий стал проникаться злобой к большевикам. Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли! Григорию иногда в бою казалось, что и враги его тамбовские, рязанские, саратовские мужики - идут, движимые таким же ревнивым чувством к земле.», « Бьемся за нее, будто за любушку.»

Мелехов отринул старый мир, но правды новой действительности, утверждавшейся в борьбе, крови, страданиях, он не понял, не поверил ей в конце концов оказался на историческом распутье. В напряженной обстановке, спасая свою жизнь, он попадает в банду Фомина. Но и там для него нет правды.

Но самое трагичное то, что, метаясь из одной стороны в другую, Григорий видел то, что места ему нет ни там, ни здесь. Он понимал, что правды его нет ни у белых, ни у красных. «Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали. Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болен, туда-сюда качался. В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам. Казаки теперь поумнеют. Просили фронты, а теперь каждый, как я: ах! - да поздно» .

Автор постоянно напоминает, что куда бы герой ни шел, куда бы он ни бросался, он всегда тянулся к тем, кто боролся за счастливую жизнь. Ведь именно в своих метаниях Григорий и обретает свои лучшие качества, обретает свою силу и мощь.

Трагизм судьбы Григория Мелехова усиливает другая линия романа, а именно личная жизнь казака. Он не только не может разобраться с политическими вопросами, но и сердцем со своим не сможет сладить. С дней своей молодости он всем сердцем любит Аксинью Астакову, жену своего соседа. Но он женат на другой, на Наталье. Хотя и после многих событий в семье воцарился мир, появились дети, но к ней он так и остается холоден. Григорий ей так и говорит: «Холодная, ты, Наталья». В сердцах казака постоянно Аксинья. «В нем цвело, бродило чувство, он любил Аксинью прежней изнуряющей любовью, он ощущал это всем телом, каждым толчком сердца, и в то же время сознавал перед его глазами, что это сон. И радовался сну, и принимал его, как жизнь». История любви пронизывает весь роман. Куда бы Григорий не бежал, как бы не пытался порвать с этой женщиной, всегда пути их опять сходятся. И до женитьбы, несмотря на все угрозы отца, и во время военных действий, когда жизнь Григория и Натальи уже наладилась, и после смерти жены, они воссоединяются вновь.

Но и здесь главный герой разрывается между двух огней. С одной стороны, дом, семья, дети, с другой стороны, любимая женщина.

Самого высокого уровня достигается трагедия жизни Григория не тогда, когда пытается он выбрать сторону, куда лучше примкнуть, а на личном фоне, во время гибели Аксиньи. Он остается одинок. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушает ни шум сражений, ни звуки старинной казачьей песни. Только «черное солнце» светит здесь одному Григорию.

В кровавом круговороте исчезло все: родители, жена, дочь, брат, любимая женщина. В самом конце романа устали Аксиньи, объясняющей Мишатке, кто его отец, говорит писатель: « Никакой он не бандит, твой отец. Он так…несчастный человек». Сколько сочувствия в этих словах!

В «Тихом Доне» писатель возвел на общечеловеческую высоту страдания сильной личности, порабощаемой в своем развитии, в движении к самой гуманной жизненной философии грузом и старого нравственного уклада, и антигуманными нормами новой системы. Он не находит себе ни дела, ни цели по масштабу и глубине своей «совести», души, талантливости, он в «меньшинстве» в рамках всех ситуаций своего времени. Но кто не был вслед за Григорием в меньшинстве, в зоне гибели и истреблении в 30-е и 40-е годы среди прочно утвердившейся командно-административной системы? В «меньшинстве» было нередко все общечеловеческое.