Презентации по ууд начальной школе. Презентация формирование ууд на уроках в начальной школе. Универсальные учебные действия

06.01.2024 Пушкин А.С

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: создать условия для формирования у детей представления о …; создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; познакомить детей с …; с помощью опытов показать …. Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь. Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

3 слайд

Описание слайда:

УУД Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

4 слайд

Описание слайда:

УУД Коммуникативные УУД: формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка.

5 слайд

Описание слайда:

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник.

6 слайд

Описание слайда:

Требова-ния к уроку Традицион-ный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирова-ние Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

7 слайд

Описание слайда:

Практичес-кая деятель-ность учащихся Под руководством учи-теля учащиеся выпол-няют ряд практических задач (чаще применя-ется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществля-ют учебные действия по намеченному плану (применяется группо-вой, индивидуальный методы), учитель консультирует Осуществле-ние контроля Учитель осуществляет контроль за выполне-нием учащимися практической работы Учащиеся осуществля-ют контроль (применя-ются формы самоконт-роля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществле-ние коррекции Учитель в ходе выпол-нения и по итогам вы-полненной работы уча-щимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулиру-ют затруднения и осу-ществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

8 слайд

Описание слайда:

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем Оценивание учащихся Учитель осуществля-ет оценивание рабо-ты учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оцени-вание результатов деятельности това-рищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

9 слайд

Описание слайда:

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

10 слайд

Описание слайда:

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

11 слайд

Описание слайда:

СПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ: 1-4 мин. – 60 % информации 5 - 23 мин. – 80 % информации 24 -34 мин. – 50 % информации 35 -45 мин. – 6 % информации

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

14 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

15 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

16 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (УРОК ПОВТОРЕНИЯ) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

17 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

18 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

19 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

20 слайд

Описание слайда:

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА Этапы урока Деятель-ность педагога Деятель-ность учащихся УУД

21 слайд

Описание слайда:

«СУДИ СЕБЯ САМ. ЭТО САМОЕ ТРУДНОЕ. СЕБЯ СУДИТЬ КУДА ТРУДНЕЕ, ЧЕМ ДРУГИХ. ЕСЛИ ТЫ СУМЕЕШЬ ПРАВИЛЬНО СУДИТЬ СЕБЯ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОИСТИНЕ МУДР.» А. де Сен-Экзюпери

22 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось… Я научился… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

23 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Школьникам предлагается анкета. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше /стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным/не интересным

24 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Работа с сигнальными карточками: Зеленая – я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я с пользой и хорошо работал, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке; Желтая – урок был интересен, я принимал в нем участие, я отвечал с места, выполнил ряд заданий, мне было достаточно комфортно; Красная – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не нужно, к ответу на уроке я был не готов.

25 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Выберите 1 фразу для соседа по парте: ты молодец, я доволен твоей работой на уроке, ты мог бы поработать лучше. «Острова». У каждого ученика карта настроения. Поставьте знак, на каком из островов вы сегодня побывали: о-в Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

26 слайд

Описание слайда:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ: - правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Описание слайда:

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА 4. Характеристика плана урока: - содержание учебного материала; - методы обучения; - приёмы обучения; - формы организации познавательной деятельности. 5. Как был построен урок в соответствии с планом: - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата. 6. Структурный аспект самоанализа урока: - анализ каждого элемента урока; - его вклад в достижение результата; - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

29 слайд

Описание слайда:

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА 7. Функциональный аспект: - насколько структура урока соответствовала общей цели; - соответствие возможностям класса; - анализ стиля отношений учителя и учащихся; - влияние на конечный результат урока. 8. Аспект оценки конечного результата урока: - формирование универсальных учебных действий на уроке; - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока; - причины разрыва; - выводы и самооценка.

30 слайд

Описание слайда:

Методсовет (методический портал учителя) metodsovet.moy.su/ Завуч.инфо www.zavuch.info/ Сайты учителей начальных классов uchportal.ru/dir/5-2-2 Сеть творческих учителей it-n.ru/ Начальная школа. / www.nachalka.com/ Управление начальной школой. www.pervoklassnik.resobr.ru/ Раннее развитие детей www.danilova.ru/ 1 сентября (советы родителям и ученикам). www.1sentyabrya.ru/ Сценарии празников. www.teacherday.narod.ru/ Бесплатные разработки уроков, сценарии, тестирование, мелодии караоке и др. http:// www . uroki . net ./ Солнышко. http:// www . solnet . ee / index . html LenaGold . Коллекция фонов и клипартов. http://lenagold.ru/ Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ Портал для учителей «В помощь современному учителю». http://k-yroky.ru/ Издательский дом «1 сентября». Газеты и журналы по предметам. http://www.1september.ru/

31 слайд

Описание слайда:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Педагогическое сообщество (педсовет) http://pedsovet.su/ Коллекция презентаций RusEdu http://www.rusedu.ru/ Методисты. Профессиональное сообщество педагогов. http://metodisty.ru/index.php Коллекция презентаций http://www.ppt.3dn.ru/ Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/ Завуч http://www.zavuch.info/ Открытый класс http://www.opencl ass.ru/ Лучшие детские сайты на narod.ru http://nashidetochki.narod.ru/ Красная книга России http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm Международная Красная Книга http://www.floranimal.ru/intredbook.php Учительский портал http://www.uchportal.ru/ Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/ Международный союз образовательных сайтов (Веб-круг друзей) http://webkolo.clan.su/ Образовательный портал ВНЕУРОКА http://vneuroka.ru/ http://romanev.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-36

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Оборудование : компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя школ района.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса.

I этап. Вступление в контакт.

Уважаемые коллеги!

Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования - это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

II этап. Актуальность проблемы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: познакомить с приёмами формирования универсальных учебных действий.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

III этап. Основная часть

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования личностных УУД - используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Обучающиеся должны научится понимать смысл таких понятий как «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

На Уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Для формирования личностных УУД можно предложить такие задания:

  • Работа над проектами.
  • Творческие задания на уроках.

Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. Например, такие:

  • Написать мини-сочинение.
  • Придумать загадку.
  • Составить тест.
  • Написать отзыв.

На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

  • Я почувствовал (а) …
  • Я увидел (а) …
  • Я улыбнулся (ась) …
  • Я вспомнил (а) …
  • Мне стало грустно …
  • Я бы продолжил (а) написанное так …
  • Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
  • Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
  • Будущее героев я представляю …
  • Произведение вызвало у меня чувства…

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)

Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция (карточки разного цвета с регулятивными УУД повесить на доску).

Регулятивные УУД включают:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Остановимся более подробно на целеполагании.

1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

А сейчас предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).

После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины - см и дм. (Показывает модель см и дм)

Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку - метр). Это тоже единица длинЫ, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины - метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины - см и дм)

Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычнЫй предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

Итак: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.
  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).

3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • Постановка цели урока.

Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».

Группировка

Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь).

Верите ли вы, что…

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце».

Земля - это одна из планет солнечной системы.

Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Земля движется вокруг Солнца.

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Исключение

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока "Дикие животные".

2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы:

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
  2. Выбрать несколько слов из списка.
  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
  • Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?
  • Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

(практическая часть)

3. Контроль и оценка. Как любой управляемый про-цесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

  • выделять критерии оценки,
  • фиксировать их определённым образом,
  • проводить пооперационный контроль,
  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):

На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например,

  • «Лесенка»
  • «Число-контролер»
  • сверка с образцом (готовым ответом);
  • выполнение задания по алгоритму;
  • взаимоконтроль с товарищем;
  • (взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность).

Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики:

  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • решение задачи различными способами;
  • моделирование;
  • примерная оценка искомых результатов (прикидка);

Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг - вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”.

Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означает: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просилт в следующий раз быть к себе добрее или строже.

- прием «задания - ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.

Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования коммуникативных УУД - предлагаются задания для работы в паре, группе. Перед тем как приступить к работе в группах повторяем правила работы в группе.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшнего мастер-класса поможет вам эти звездочки зажечь.

V . Рефлексия мастер-класса.

Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием «Рефлексивный экран»

«Рефлексивный экран»

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…

Спасибо за внимание.

А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи .

Приёмы планирования.

Задание 1.

(Группа 1) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.

  • Составить два ребуса.
  • Выбрать слова из списка.
  • Оформить работу красиво.
  • Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 2) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.

Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам математических понятий. Эля написала себе план работы.

  1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.
  2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.
  3. Выбрать несколько понятий из списка.
  4. Составить кроссворд.
  5. Составить рассказ со всеми словами.
  6. Оформить работу красиво.
  7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Прием ____________________________________________________

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 3) Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.

Прием ____________________________________________________

  1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.
  2. ________________________________________________________________
  3. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Обсуждение по работе в группах.

Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  4. Составление своего плана решения учебной задачи.

УМК Гармония

Формирование Универсальных учебных действий в начальной школе

Торопина Е.В.,учитель начальных классов МОУ СОШ с.Большой Мелик


Что же такое «Универсальные учебные действия»?

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


Виды универсальных учебных действий

Познавательные УУД - общеучебные, логические, знаково – символические

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные УУД планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Учебный предмет «Русский язык»

Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению.

При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.) .


Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».

Формирование познавательных учебных действий, обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней – осуществляется в трёх направлениях:

а) обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению с учётом решаемых задач;

б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т.п.;

в) обучение использованию для

решения разнообразных практических

задач различных словарей, справочников.




Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается как общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, так и конкретными методическими решениями авторов учебника УМК «Гармония». Среди них: 1 . Обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; 2. Общение авторов с ребёнком через письменный текст, 3. Систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; 4. Организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.



Формированию коммуникативных умений, толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника способствуют не только специальные задания, но и характер введённых в учебник персонажей: младший по возрасту Антон и мальчик-иностранец, начинающий изучать русский язык. «Общение» с такими персонажами поможет ребёнку: 1) учиться 2) понимать точку зрения другого человека, его трудности 3) соотносить их со своими 4) создавать понятные для собеседника высказывания 5) что-то объяснять, отвечать на заданные вопросы 6) контролировать выполняемые действия и т. д.


Кроме того, учебник предполагает живое общение детей друг с другом. Сотрудничество детей может проявляться: а) в распределённой деятельности при выполнении различных наблюдений, языковых «опытов», при поиске слов в словаре; б) в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в) в объединении усилий при выполнении задания, в совместном поиске ответа, требующего догадки, «расшифровки» схемы, модели; г) в рассказывании друг другу того, что предстоит оформить письменно, в организованном учебном диалоге; д) во взаимопроверке выполненной работы.


Учебный предмет «Математика» Н.Б.Истомина. Математика является основой развития познавательных действий : логических, включая и знаково-символические, планирование(цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.



Учебный предмет «Литературное чтение» О.В.Кубасова. Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования (л) через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания(л) на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений; основ гражданской эдентичности (л) путем знакомства с героическим историческим прошлым России; эстетических ценностей (л); умение понимать контексную(л) речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умение произвольно и выразительно строить контексную речь(к) с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение устанавливать логическую причинно-следственную связь(п) событий и действий героев произведения; умения строить план (р) с выделением существенной и дополнительной информации.


«Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин) В содержании курса реализуются идеи интегрированного подхода к обучению: интегрированы знания о природе, человеке, обществе, истории Отечества. Реализован краеведческий принцип обучения. Предложенная система заданий позволяет учителю формировать не только предметные умения, но и универсальные учебные действия. У чебно-познавательная деятельностиь учащихся : работа парами, в группе, индивидуально. Предлагаются темы для проектных и творческих работ. Учебная деятельность организуется таким образом, что позволяет формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации : рисунок, модель, наблюдения, опыт, энциклопедия, интернет и др. .


Достаточное количество творческих заданий разного уровня сложности позволяет реализовать идеи развивающего обучения. Учебная информация представлена в таком виде, что позволяет реализовать деятельностный подход к обучению – знания добываются, а не репродуцируются. Достаточное внимание уделено формированию знаний и умени й, которые необходимы ученику не только для учения, но и для его повседневной жизни. Особое внимание уделено формированию логических операций : анализу, сравнению, обобщению, классификации. Широко представлены задания по наблюдению и дальнейшему моделированию природных объектов и явлений, социальных явлений, кодированию и декодированию полученной информации, по добыванию знаний через опытно-экспериментальную деятельность и др.




Учебный предмет «Технология» Н.М.Конышева, прежде всего нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности , индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации

Формирование познавательных учебных действий . Школьники учатся находить нужную информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами. Самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода работы. Задания, предписывающие следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы. Организации рабочего места, поддержанию порядка на рабочем месте. Формирование коммуникативных УУД : выполнение заданий в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формирование умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.



Проект : «Комнатные растения-наши друзья»


Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!


Спасибо за внимание !

Список литературы: 1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения). 2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения). 3.Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). 4.Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы. – приложение к ФГОС. 5. Литературное чтение «Любимые страницы» учебник для 3 класса, О.В.Кубасова. 6.Литературное чтение, рабочая тетрадь, 3 класс О.В.Кубасова. 7.Математика, учебник для 3класс Н.Б.Истомина. 8.Тетрадь по математике 3 класс №1,№2 Н.Б.Истомина 9.Окружающий мир, учебник для 3 класса, О.Т.Поглазова. 10.Русский язык «К тайнам нашего языка», учебник для 3 класса ч.1,ч.2, М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. 11.Тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» №1,№2,№3, 3класс М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование УУД в начальной школе МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Веретенникова И.П., учитель начальных классов

Универсальные учебные действия в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Функции универсальных учебных действий: - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуника-тивные

Виды заданий на уроках с УУД личностные: Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания Мысленное воспроизведение ситуации Самооценка событий Дневники достижений

Виды заданий на уроках с УУД регулятивные: Преднамеренные ошибки Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль «Найди ошибку»

Виды заданий на уроках с УУД познавательные: Упорядочивание «Цепочки» Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Составление и распознавание диаграмм Поиск лишнего

Виды заданий на уроках с УУД коммуникативные: Составь задание однокласснику Оцени работу товарища Работа в группах «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Соотнесите предметы и звуковые модели слов. В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? Русский язык

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. Окружающий мир

Личностные УУД Регулятив ные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? Как нужно было ухаживать за репкой? Почему репка выросла большая – пребольшая? Сочини продолжение сказки с друзьями. Литературное чтение

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему? Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны? Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года. Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером. Английский язык

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какой цвет является твоим любимым и почему? В какой последовательности будет выполнен портрет? С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. Изобразительное искусство

Универсальные учебные действия на ступени основного общего образования задача начальной школы задача основной школы «учить ученика учиться» «учить ученика учиться в общении» Задача должна быть трансформирована

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Технологии: 1. Информационно – коммуникационная технология 2. Технология развития критического мышления 3. Проектная технология 4. Технология проблемного обучения 5. Игровые технологии 6. Модульная технология 7. Технология мастерских 8. Кейс – технология

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

(слайд 1) Многие учёные, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается роль современной начальной школы? Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

(слайд 2) Что же включает в себя понятие «универсальные учебные действия»? В широком значении термин УУД означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самого процесса.

(слайд 3) В чём заключаются функции универсальных учебных действий?

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Обеспечению успешного усвоения знаний, формированию умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

(слайд 4) Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

(слайды 5-6) Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

(слайды 7-8)

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

Целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

(Слайды 8-9)

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

(Слайды 10-11) Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

СЛАЙД 13-17 примеры формирования УУД на различных уроках.

СЛАЙД 18 Преемственность.

СЛАЙД 19 Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС

Слайд 20

Технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология проблемного обучения
5. Игровые технологии
6. Модульная технология
7. Технология мастерских
8. Кейс – технология


Вижайкина В.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6

Слайд 2

Задания, направленные на формирование личностных УУД Анализ произведений М.М. Пришвин «Ребята и утята» - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утку? А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому? Смогли ли ребята понять свой поступок?

Слайд 3

Задания, направленные на формирование личностных УУД Это слово древнерусское, имело значение "красивый" или "чистый", известно с XI века. Существует несколько версий относительно происхождения данного слова. Согласно одной из них, слово образовалось на базе общеславянского корня "чистый", "убранный". Согласно другой – оно было заимствовано из языков жителей Кавказа. В современном языке слово употребляется в значении «то, что не приносит вреда, то, что внушает доверие».

Слайд 4

Задания, направленные на формирование регулятивных УУД Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении) Смайлики весёлый – я доволен собой (справился с заданием); простой – мне было трудно, но я справился; грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Слайд 5

«Собери мячи» Собери мячи в две корзинки. В одну корзинку – со словами, отвечающими на вопрос «что?», а в другую -остальные. На какой вопрос они отвечают? Сформулируйте тему урока. Что? ? пись-мо кор- муш- ка воз ле- тать пи- сать лёт- чик ри- со- вить во- зять ко- са ко- сить ри- су- нок кор- мить Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 6

Группировка Русский язык. Тема "Мягкий знак в именах существительных после шипящих» Даны слова: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Разделите их на группы. Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 7

Задания, направленные на формирование регулятивных УУД «Ищу ошибки» Задание: исправь ошибки в предложениях. Шмель летит и жужжыт. У мамы красивая брош. Дети соглашались с учителем и кивали руками. На полке лежали замочик и ключик.

Слайд 8

«Прогнозирование» Ребятам предлагается название текста, если необходимо – ключевые слова, иллюстрации. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. Задания, направленные на формирование регулятивных УУД

Слайд 9

Задания, направленные на формирование познавательных УУД Использование знаково-символических средств Уроки окружающего мира 1) Тема «Какой бывает транспорт?» Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Тема «Охрана природы» Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы. 3) Решение кроссвордов.

Слайд 10

Задания, направленные на формирование познавательных УУД «Блицтурнир» На доске даны схемы к задачам. Найдите к каждой задаче соответствующую схему. а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти? б) Автобус ехал 2ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус? в) Самолёт пролетел за 2ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

Слайд 11

Создание проблемных ситуаций Окружающий мир. Тема: «Комнатные растения». - Почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживойприроде зимой, комнатные растения по-прежнему остаются зелеными, а некоторые из них даже цветут? Задания, направленные на формирование познавательных УУД

Слайд 12

Задания, направленные на формирование познавательных УУД Работа с таблицами Задача: Толя спросил у шести своих друзей, какие они любят фрукты– яблоки, груши или мандарины. Полученные результаты он представил в следующей таблице: Используй данные таблицы для ответа на вопросы и выполнения заданий: а) Какие фрукты любит Равиль? Ответ: ________________ б) Запиши имена ребят, которые любят яблоки. Ответ: ________________ в) Запиши имена ребят, которые любят и груши, и мандарины. Ответ: ________________ д

Слайд 13

Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД Речевые упражнения «Придумай продолжение текста» В летний солнечный день мы купались в реке. Потом мы вышли из воды, чтобы немного обсохнуть. Вдруг раздался крик ребят. Мы обернулись. Из воды вышел Водяной. Мы все испугались и побежали. Водяной крикнул нам: «…». Я сидел(а) дома и делал(а) уроки. Вдруг с книжной полки кто-то позвал меня. Когда я подошёл(шла) к полке, то увидел(а), что это был…

Слайд 14

«Фантастическая добавка» Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М.Гаршина «Лягушка- путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД

Слайд 15

Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД Сюжетные игры Окружающий мир. Тема «Полезные ископаемые» - Вы сегодня на уроке будете выступать в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Вам нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды