Общие признаки человека и млекопитающих. Общие признаки человека и млекопитающих Положение человека в системе органического мира таблица

15.12.2023 Пушкин А.С

Впервые отнес человека к животному царству Аристотель, поместив его на высшую ступеньку в «Лестнице существ». Выдающийся шведский натуралист Карл Линней высказал мысль о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В своем знаменитом труде «Система природы» (1735 г.) он поместил человека в один отряд с приматами на основании морфологического сходства. Эту же мысль позже высказали Ж-Б. Ламарк (1809 г., «Философия зоологии») и известный русский эволюционист К.Ф. Рулье. Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.), обобщив огромный материал из области систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологи, привел веские доказательства об общем происхождении человека и человекообразных обезьян. Ч. Дарвин писал: «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их».

Появление человека как биологического вида – результат длительного эволюционного процесса развития животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens ) (таблица 4).

Таблица 4

Положение человека в системе органического мира

Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития (рисунок 22).

Рисунок 22. Стадии развития эмбрионов человека и позвоночных животных.

I – рыба, II – тритон, III – черепаха, IV – птица, V – свинья, VI – корова, VII – кролик, VIII – человек.

На ранних этапах эмбрионального развития зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных придатков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития подтверждают животное происхождение человека. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях эмбрионального развития.

Видовые особенности человека, отличающие его от других животных (в частности других млекопитающих):

Прямохождение;

Ноги длиннее рук, сводчатая стопа, пальцы на ногах короткие, первый палец часто самый длинный и не отклоняется;

Сильно развитая мускулатура нижних конечностей;

Очень подвижный скелет руки, особенно кисти; кисть с крупным и самостоятельным в своем движении большим пальцем;

Очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 180 0 ;

Позвоночник с четырьмя изгибами;

Расположение таза под углом 60 0 к горизонтальной плоскости;

Сочленение шеи находится в средней части основания черепа;

Лицо короткое, почти вертикальное под лобной частью черепа;

Челюсти небольшие, с округлой челюстной дугой;

Клыки обычно не длиннее премоляров, впереди и позади них нет щелей;

Большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;

Большая часть тела без волосяного покрова;

Ограниченная плодовитость.

Перечисленные особенности строения и физиологии человека – результат эволюции его животных предков. Важным свидетельством родства человека с животными служат рудименты и атавизмы. В теле человека около 90 рудиментов: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки – аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков (рисунок 23).

Рисунок 23. Рудименты человека: А – третье веко: 1 – человека; 2 – птицы; Б – ушная раковина: 1 – шестимесячного зародыша; 2 – взрослого человека; 3 – обезьяны; В – слепая кишка с червеобразным отростком: 1 – человека; 2 – копытного.

К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др (рисунок 24).

Рисунок 24. Атавизмы человека: «львиный мальчик», хвостатый мальчик.

Рисунок 25. Человек и человекообразные обезьяны: а – скелеты: 1 – человека, 2 – гориллы, 3 – орангутанга, 4 – гиббона; б – мозг: 1 – человека, 2 – шимпанзе, 3 – орангутана.

Урок биологии. 9 класс.

Тема : «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Цели и задачи урока :

1. Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.

2. Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.

3. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.

Оборудование :

1. Интерактивное учебное пособие «Эволюционное учение».

2. Модели предшественников человека.

3. Раздаточный материал.

План урока :

1. Происхождения человека, история вопроса.

2. Систематическое положение человека.

3. Доказательства происхождения человека от животных.

4. Эволюция человека.

5. Закрепление знаний по теме.

Ход урока .

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

В Книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин приходит к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Распространив на человека основные положения эволюционной теории, Ч.Дарвин проблему происхождения человека ввёл в русло естественнонаучных исследований. Прежде всего он доказал происхождение человека «от нижестоящей животной формы». В книге «Происхождение человека (1871) Ч. Дарвин убедительно доказал, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далёких предков с человекообразными обезьянами.Тем самым человек был включён в общую цепь эволюционных изменений живой природы, протекавших на Земле в течение сотен миллионов лет. Однако Ч.Дарвин этим не ограничился. На основании сравнительно анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, он обосновал идею их родства, а, следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка. Так родилась «обезьянья» теория антропогенеза.

Согласно названной теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч.Дарвина подтвердилась прямыми доказательствами.

Основные группы доказательств происхождения человека от животных:

1. Палеонтологические.

2. Эмбриологические.

Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

Царство

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные, или Черепные

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

Секция

Узконосые обезьяны

Семейство

Гоминиды

Род

Человек

Вид

Человек разумный

Таково наше положение в системе органического мира.

Человек - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родствен рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам.

Работа с раздаточным материалом.

Работа с интерактивным учебным пособием «Эволюционное учение».

О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Т.Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.

Вспомним понятия «рудименты» и «атавизмы» (запись в тетрадях).

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.

Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.

Сходство человека с животными (запись в тетрадях).

(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)

1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;

2. Сходство зародышей;

3. Наличие рудиментов (копчик, аппендикс, третье веко);

4. Наличие атавизмов (многососковость, волосатость, появление хвоста);

5. Состав крови;

6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)

7. Наличие ногтей на пальцах;

Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные различия, в большей степени обусловленные приспособленностью человека к прямохождению.

Отличие человека от животных (запись в тетрадях) .

1. Вертикальное положение туловища;

2. Способность передвигаться на двух конечностях;

3. Передние конечности приспособлены для хватания;

4. Большой объём мозга;

5. Двойная сводчатость стопы;

6. Умение изготавливать и использовать орудия труда.

Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т.е. из углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.

Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.

Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.

Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.

По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.

Просмотр моделей предшественников человека.

Закрепление знаний по теме . Выполнение в тетрадях тестовых заданий из интерактивного учебного пособия «Эволюционное учение». Проверка ответов с учителем.

Фронтальная беседа.

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Заключение.

Дискуссия.

Вместе со всем классом обсуждается вопрос: «У кого есть сомнения в нашем происхождении от животных?»

Природа! Человек – твоё творение,

И этой чести у тебя не отберут,

Но на ноги поставил с четверенек

И человеком предка сделал труд.

С. Щипачёв

Домашнее задание . § 44, отвечать на вопросы 1-3, с. 165 – 166. § 45, отвечать на вопросы 1 – 3 с. 170 (вопрос № 3 – письменно).


Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

Видеоурок 2: Человеческие расы, их родство и происхождение

Видеоурок 3: Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека

Лекция: Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира

Человек как вид

Человек появился в результате долговременного и сложного эволюционного процесса, его появление обусловлено развитием животного мира. В строении, генетике, биохимии человека сочетаются признаки, свойственные всем представителям живого мира, с характерными только для собственного вида. Его особенности позволяют выделить его в отдельный биологический вид Homo sapiens – Человек разумный.

В биологической систематике положение человека определяется следующим образом:

Импе рия – Клеточные;
Надцарство – Эукариоты;
Царство – Животные;
Подцарство – Многоклеточные;
Тип – Хордовые;
Подтип – Позвоночные;
Класс – Млекопитающие;
Подкласс – Плацентарные;
Отряд – Приматы;
Подотряд – Высшие приматы (Обезьяны);
Семейство – Гоминиды;
Род – Человек;
Вид – Человек разумный.

Расположение вида в классификационной системе живой природы четко и последовательно описывает основные признаки организма:

  • К Империи Клеточных принадлежат организмы с клеточным строением.
  • К Надцарству Эукариот – организмы, имеющие клетки с оформленным ядром;
  • К Царству Животных – гетеротрофы с типичным строением клетки;
  • Для Подцарства Многоклеточных характерна дифференциация клеток на ткани;
  • Для Типа Хордовых – осевой скелет со спинным мозгом трубкообразной формы, на эмбриональном этапе имеются жабры;
  • Для Подтипа Позвоночных – твердый осевой внутренний скелет-позвоночник и наличие черепа;
  • Для Класса Млекопитающих – позвоночник, состоящий из 5 отделов, 7 позвонков в шейном отделе, в ходе индивидуального развития – 2 смены зубов, наличие диафрагмы, четырехкамерного сердца, теплокровности, молочных желез и живорождения;
  • Для Подкласса Плацентарных – формирование плода в матке с плацентой;
  • Для Отряда Приматов – наличие ногтей, хватательной конечности с пятью пальцами, стопохождения, развитых больших полушарий головного мозга, стадных отношений, одной пары молочных желез, ключиц, низкой плодовитости, заботы о потомстве, развитой мимики и звуковой сигнализации;
  • Подотряду Высших приматов свойственны – наличие сходных групп крови, высокого уровня развития высшей нервной деятельности, изгибов позвоночника, редукции хвостовых позвонков;
  • Семейству Гоминид – наличие общественного образа жизни, прямохождения, развития лобных долей мозга с большим количеством извилин;
  • Роду Человек – наличие членораздельной речи, подбородочного выступа, способности к абстрактному мышлению, целенаправленной трудовой деятельности.

Самыми характерными для вида чертами, резко отличающими его от всех других живых организмов являются способности человека к абстрактному мышлению и наличие членораздельной речи.

Происхождение человека (антропогенез)

Еще Аристотель отметил, что человек принадлежит к царству животных. Также, К. Линней и Ж.-Б. Ламарк высказывали идеи о том, что человек произошел от обезьяноподобных предков. Точные и логически выверенные доказательства наличия общих предков у современных человекоподобных обезьян и человека на основании физиологических, морфологических, анатомических, палеонтологических, эмбриологических исследований привел Ч. Дарвин.

Сегодня вопросами происхождения человека занимается отдельная наука - антропология. Она исследует проблемы антропогенеза, относя родовое название Homo не только к единственному существующему сегодня виду, но и к вымершим. Род Хомо выделился в отдельный таксон более 2 млн лет назад в Африке, обособившись от тупиковой ветви развития – австралопитека. На данный момент остальные виды рода Хомо, которых в разное время существовало более десятка – вымерли. Среди них – Homo erectus (Человек прямоходящий), Homo habilis (Человек умелый), Homo neandertalensis (Человек неандертальский), Homo ergaster (Человек работающий) и другие.

Знаменательными вехами в антропогенезе, способствовавшими обособлению рода Хомо от других представителей семейства гоминид стали: использование огня, орудий труда и становление языка.

Самое быстрое развитие нашего вида происходит в последние 50 тыс лет.

В настоящее время ученые интенсивно исследуют вопросы антропогенеза с применением современных методов и приборов. Удалось установить, что развитие различных видов рода Хомо происходило не последовательно, а дихотомически – в различное время сосуществовали различные виды.

Неизвестно точное происхождение вида Хомо сапиенс от определенного предка, предполагаются различные версии. Продолжаются обсуждения систематики рода Хомо – какие из обнаруженных палеонтологических свидетельств являются представителями разных видов, а какие – расовыми вариациями одного.

Считается, что предки людей перешли к прямохождению для удобства охоты на травоядных в саванне. Другая теория выдвигает версию о первоначальном сборе предками человека ракушек на мелководьях, что стало причиной некоторых эволюционных изменений – отсутствию шерсти, низкому положению гортани по отношению к глотке, наличию у новорожденных первородной смазки, большому количеству потовых и сальных желез на коже и обильно развитому подкожному слою жира – признакам, свойственным морским млекопитающим.

На сегодня большинство ученых считает более достоверными факты:

  • около 2,4 млн лет назад у единственной, из всех существовавших тогда, линий гоминид стал увеличиваться головной мозг;
  • появившийся около 1,9 млн лет назад Человек работающий обрел еще больший объем мозга и размеры тела;
  • использовать огонь предки человека начали около 1,5 млн лет назад.
  • наш вид возник в Африке около 300 тыс лет назад.

Генетические исследования позволили установить, что теория происхождения человека из Африки является наиболее точной, так как ученые смогли определить последнего общего предка современных людей «митохондриальную Еву», жившую в Африке около 200 тыс лет назад.

Человеческие расы

Расселение людей по планете происходило в течение десятков тысяч лет. Этого времени оказалось достаточно для действия естественного отбора и приобретения различными популяциями в условиях отсутствия контакта различных фенотипических признаков, которые сегодня называются расовыми .

Все расы принадлежат к одному виду, так как характеризуются незначительными отличиями генотипа и между ними возможно скрещивание с получением полноценного плодовитого потомства.

Различные ученые выделяют от 3 до 7 различных рас. Однако исследования генетиков показывают, что каждый из признаков рас определяется комплексом генов, имеющих несовпадающие ареалы распространения. Популяции отличаются не генотипами, а частотой разных аллелей.

Внешне популяции человека отличаются:

  • Европеоидная – выступающим лицом, прямыми или волнистыми мягкими волосами, преимущественно светлым цветом кожи, часто встречаются светлые глаза – зеленые голубые, у мужчин активно растут борода и усы;
  • Негроидная – темный до черного цвет кожи, жесткие волосы, темные глаза, широкий плоский нос, толстые губы, лицо низкое, борода и усы слаборазвиты;
  • Монголоидная – лицо уплощенное, высокие скулы, разрез глаз узкий, часто с эпикантусом, слабый рост усов и бороды, губы узкие, ресницы небольшие;
  • Американоидная – наличие эпикантуса, крупные черты лица, орлиный нос, слаборастущие борода и усы.

Исследователи предполагают что формирование рас началось после последнего оледенения (около 12 тыс лет назад), так как в раннем палеолите разделения на расы еще не существовало.

Биосоциальная природа человека

Биосоциальная природа человека заключается в комплексном воздействии на него биологических и социальных факторов. Это обуславливает необходимость двойной адаптации, не только к биологическим, но и к социальным факторам:

  • соответствия поведения принятым в определенной конкретной культуре нормам;
  • постоянному обучению и использованию знаний;
  • приспособлению к меняющимся в зависимости от ситуации в обществе и доминирующим тенденциям.

Общие факторы, влияющие на поведение, физиологию и адаптацию к конкретным условиям изучает экология человека.




Место человека в системе животного мира можно представить следующим образом: человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный.

На Земле существует один вид людей, который делится на расы. Обычно различают либо три большие расы, либо пять. В первом случае – это экваториальная раса (негро-австралоидная), евразийская (европеоидная), азиатско-
американская (монголоидная). Во втором случае различают негроидную, австралоидную, европеоидную, монголоидную и американскую расы.

Внутри каждой расы выделяют подрасы. Например, внутри европеоидной расы выделяют атланто-балтийскую, среднеевропейскую и другие подрасы. Различия между расами чисто морфологические . Расы человека начали формироваться примерно 30–40 тыс. лет назад в процессе заселения человеком Земли. Многие морфологические расовые признаки имели адаптивное значение, т. е. возникали как приспособление к условиям существования. Расы – это открытые генетические системы.

В состав одной нации могут входить разные расы, с другой стороны, одни и те же расы могут входить в состав разных наций.

Всем расам человека свойственны общевидовые особенности (строение черепа, мозга, стопы, одинаковые группы крови, резус-фактор, одинаковые число и вид хромосом), все расы равноценны в биологическом, психическом и социальном отношении.


Происхождение и эволюцию человека изучает антропология. Развитие человека разумного происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и эволюция других видов. Однако для антропогенеза недостаточно только биологических закономерностей. Происхождение человека разумного в одинаковой мере зависело от биологических и социальных процессов.

К социальным факторам антропогенеза относятся трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление. Информация передается с помощью второй сигнальной системы, которой нет у животных. Вторая сигнальная система, открытая великим русским физиологом, связана с функцией речи, видимым и слышимым словом. писал, что слово – это сигнал сигналов первой сигнальной системы, общей у человека и животных (первая сигнальная система связана с восприятием непосредственных сигналов внешнего мира). Именно слово сделало нас людьми.

Биосоциальная природа человека выражается в том, что генотип человека обеспечивает возможность не только биологического существования человека как одного из видов царства животных, но и возможность осуществления социальной программы. Развитие человека невозможно вне человеческого общества – социума. Ученым хорошо известен так называемый феномен Маугли, когда маленькие дети вырастали среди животных. Такие дети, как правило, так и не смогли в дальнейшем научиться человеческой речи, усвоить нормы человеческого общения.

Таким образом, на развитие человека влияют и биологические, и социальные факторы – среда, в которой он воспитывается и живет.

Роль человека в биосфере чрезвычайно велика. Существует межправительственная программа «Человек и биосфера». Эта программа включает 14 проектов, посвященных изучению влияний человека на биосферу. Сюда относятся влияния, которые возникают как следствия самых разных видов деятельности человека: землепользование , инженерно-технические работы, использование разных видов энергии, освоение космоса и т. д.

Воздействие человека на окружающую среду называют антропогенным воздействием. Загрязнение атмосферы под влиянием промышленных выбросов влияет на лесные массивы; ирригационные системы значительно изменяют состояние всей окружающей среды; урбанизация (т. е. расширение городских территорий, строительство новых городов) поглощает сотни тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. По некоторым данным, под сильным хозяйственным воздействием человека сейчас находится уже примерно 50% поверхности суши. Это приводит к тому, что первичные биогеоценозы, с большим видовым разнообразием, заменяются вторичными, упрощенными: например, вместо хвойных массивов вырастают малоценные породы мелколиственных деревьев и кустарников. В результате деятельности человека исчезают целые виды животных и растений. Особенно велика угроза уменьшения видового разнообразия, связанная с уничтожением тропических лесов, которые к тому же являются «легкими» нашей планеты. Значительный вред приносит использование человеком природных ресурсов без учета закономерностей, которые существуют в биосфере. Мощное давление человека на биосферу в наше время сопоставимо с геологическими процессами.


Для того чтобы защитить биосферу от отрицательного влияния антропогенных воздействий, человек должен в своей деятельности соблюдать основные принципы охраны природы . Один из важнейших принципов состоит в необходимости сохранения видового разнообразия и осознания потенциальной полезности каждого вида. Необходимо также учитывать принцип всеобщей связи в живой природе: нарушение функций какого-то одного звена в конечном счете скажется на состоянии биосферы в целом. Большое значение имеет создание биосферных заповедников – особо охраняемых территорий для сохранения флоры, фауны, разнообразия экосистем, изучения закономерностей их существования, слежения за изменениями в биосфере (мониторинг).

2. Выход растений на сушу. Высшие споровые растения (мхи и папоротники), их усложнение по сравнению с водорослями

Примерно 2600 млн лет назад, в протерозойской эре, на нашей планете господствовали зеленые и красные водоросли. Водоросли – это низшие растения, тело которых не расчленено на отделы и не имеет специальных тканей (такое тело называют талломом). Водоросли продолжали господствовать и в палеозое (примерно 570 млн лет назад), однако в силурийском периоде палеозоя появляются древнейшие высшие растения – риниофиты (или псилофиты). Эти растения уже имели побеги, но у них еще не было листьев и корней. Размножались они спорами и вели наземный или полуводный образ жизни.

В девонском периоде палеозоя появляются моховидные и папоротникообразные (плауны, хвощи, папоротники), а господствуют на Земле риниофиты и водоросли. Моховидные и папоротникообразные – это высшие споровые растения. У мхов появляются стебли и листья (выросты стебля), однако корней еще нет; функцию корней выполняют ризоиды – корнеобразные отростки стебля. В цикле развития мхов преобладает гаплоидное поколение (гаметофит) – само растение мха. Диплоидное поколение (спорофит) не способно к самостоятельному существованию и питается за счет гаметофита. У папоротникообразных появляются корни; в цикле их развития преобладает спорофит (само растение), а гаметофит представлен заростком – маленькой сердцевидной пластинкой у папоротников или клубеньком у плаунов и хвощей. В древности это были огромные древовидные растения. Размножение высших споровых невозможно без воды, т. к. оплодотворение у них происходит подвижными мужскими гаметами – сперматозоидами, которые движутся к яйцеклеткам в капельках воды. Именно поэтому вода для высших споровых – ограничивающий фактор: если не будет капельной воды, размножение этих растений станет невозможным.

В карбоне (каменноугольном периоде) появляются семенные папоротники, от которых в дальнейшем, как полагают ученые, произошли голосеменные растения. Господствуют на планете гигантские древовидные папоротникообразные (именно они и дали залежи каменного угля), а риниофиты в этом периоде полностью вымирают.

Таким образом, главное отличие высших споровых растений от водорослей состоит в появлении вегетативных органов – стебля, листа, корней (у папоротникообразных). У этих растений появляются уже разные ткани. В цикле развития у них чередуются половое и бесполое поколения; у моховидных в жизненном цикле преобладает гаметофит, а у папоротникообразных – спорофит. Представители моховидных – это антоцеротовые мхи (например, антоцерос – мох, у которого еще нет деления на стебель и листья; его тело – это розетковидное слоевище); печеночные мхи (например, маршанция; гаметофит у них может быть слоевищным, но бывают и листостебельные растения); листостебельные мхи (к ним относятся зеленые мхи, сфагновые мхи). Предполагают, что в процессе эволюции моховидные произошли от древних зеленых водорослей.

Представители папоротникообразных – это плауны, хвощи и папоротники. Наиболее богаты видами папоротники (около 10 тыс. видов, тогда как хвощи насчитывают всего около 30 видов). Предполагают, что папоротникообразные произошли от древних риниофитов.

3. Показать на скелете кости плеча и предплечья, бедра и голени .