Копилка коллективных творческих дел. Энциклопедия коллективных творческих дел Рабочая программа ктд

20.11.2023 Пушкин А.С

Одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе является коллективная творческая деятельность. Наиболее подробно методика ее организации разработана И.П.Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». В основе ее лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество.
Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.
Оно – коллективное, потому что планируется, готовиться, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями – как младшими и старшими.
Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненноважных задач.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру.
КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни.
Виды КТД:
Общественно-политические;
Трудовые;
Познавательные;
Художественно-эстетические;
Организаторские;
Спортивно-оздоровительные;
Структура КТД
1 стадия – предварительная работа коллектива (учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД, намечают исходные направляющие действия, увлекают школьников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач – вопросов.
2 стадия – коллективное планирование (сбор-старт, работа в микрогруппах по планированию КТД).
3 стадия – коллективная подготовка КТД.
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное подведение итогов КТД (что было хорошо? Что не получилось? Почему? Как сделать, чтобы было лучше?)
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД (реализация выводов и предложений при проведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД)
Каждое выбранное КТД будет успешным при выполнении следующих условий:
1.Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитателями и воспитанниками.
2.Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений.
3.Всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитанниками.

Технология КТД.
Аббревиатура КТД (коллективно-творческое дело) знакома практически всем педагогическим работникам. Обычно этот феномен – коллективное творческое дело рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). Там, в педагогике общей заботы, КТД – жесткая организационная форма, завязанная на определенную направленность деятельности – пользу, радость людям. Да, на практике сплошь и рядом эта направленность КТД исчезает и заменяется другими устремленностями: на общение, на познавательную активность. Обычно это интерпретируется как деформация, искажение, редукция коммунарской педагогики.
Результат
Что является надежным результатом осуществления коллективных творческих дел независимо от их ориентации?
Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Структура
Технология «классического» КТД многократно описана. Поэтому ограничимся кратким напоминанием, что есть структурной схемой КТД.
В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П.Иванову) включает шесть этапов:
совместное решение о проведении дела;
коллективное планирование;
коллективная подготовка;
проведение дела;
коллективный анализ;
решение о последствии.
В реальной педагогической практике первое «совместное решение» встречается редко. Дело чаще задаётся извне (поручение классу, отряду) либо «совместность» сводится к реакции ребят на предложение учителя. Последний этап – «решение о последствии» явно не обязателен и потому, что это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждения по итогам дела. Во-вторых, результатом успешного КТД может быть и решение о не продолжении идей дела.
Итак, минимальная технология КТД – это описание цепочки, коллективное планирование, подготовка, проведение, коллективный анализ. Её суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады). Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела опять-таки в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации соревновательность школьников, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, свое мнение, чувства по поводу прошедшего события.
Известная схема структуры КТД такова:
Реше-
ние о Совет Коллек-
прове- дела тивный
дении анализ
дела

ТехнологичностЬ КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощных психологических механизмах, уже названных в шоу-технологии: соревновательности, двуплановости игры, импровизации. Но в КТД работают и другие механизмы и прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт («отношение, осмысление того, что со мной уже произошло»).
Рефлексия, как известно, усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.
Необходимо выделить два типа КТД, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками и педагогами как «наша», общая.
В личностно-ориентированном КТД результат все тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».
Каковы же технологические различия двух типов коллективных творческих дел?
В коллективном целеполагании (решении о проведении дела) – в традиционном КТД социальные критерии выбора дела (польза, радость людям, сплочение своего коллектива и т.п.), в личностно ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса: поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?
И чтобы такой поворот целеполагания состоялся, необходимо проявить какими-либо приемами интерес к взаимоузнаванию целей, ценностей, интересов (предварительной анкетой, игровыми приемами на самом стартовом общем собрании, той же «живой анкетой» и т.п.). хорош и прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентир коллектива.
В коллективном планировании при личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков, организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающую на общую, принятую на этапе целеполагания идею.
В коллективной подготовке личностного ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы не обязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

Коллективное творческое дело

Задачи:

1. дать представление об особенностях КТД;

2. развивать умение работать в подгруппах, проводить рефлексию и обобщать полученные знания;

3. воспитывать желание использовать различные виды КТД в практической деятельности.

План:

1. Понятие КТД.

2. Этапы подготовки и проведения КТД.

3. Планирование КТД.

4. Виды КТД.

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Этапы КТД

2. Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД. 1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, "продажа идей", "мозговой штурм" (атака), когда предлагается много невероятных идей.

2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы "совета дела", определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.

3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.

5. Проведение самого дела. Здесь несколько шагов:

" Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры); " Торжественное начало, "зачин" (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);

" Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);

" Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание.

6. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

Планирование КТД

3. Планирование КТД

Участники, зрители, жюри 1. Кто?

Определение актуальности, необходимости 2. Почему?

Определение временных рамок (сроки, продолжительность) 3. Когда?

Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух) 4. Где?

Определение целей и задач 5. Зачем?

План мероприятия, его краткое описание 6. Что?

Подробное описание мероприятия 7. Как?

4.Виды КТД

Общественно - политические КТД.

Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. КТД политического толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений.

Трудовые КТД.

Лето - благодатная пора, когда можно поручать детям настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны.

Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач.

Познавательные КТД.

Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.

Спортивные КТД.

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная деятельность в лагере, оздоровление. Она должна быть ежедневной и разнообразной. Художественные КТД. Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора, дети получают практические навыки.

Досуговые КТД.

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. КТД с целенаправленным нравственным содержанием.

Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность. КТД в работе с активом.

Все дети, находятся ли они в лагере или в школе, должны находиться в "самочувствии актива". Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД-тренинги.

Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Коллективное творческое дело (КТД)»

Из опыта работы классного руководителя

Коллективное творческое дело


План работы

Коллективное творческое дело

Структура КТД

Виды КТД.

Механизм анализа КТД


Коллективное творческое дело

Воспитательная технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:

  • Коллективности (все решения принимаются и осуществляются совместно)
  • Активного личностного участия (каждый имеет попробовать себя в каждом деле)
  • Творческого подхода

Основная воспитательная задача – развитие личностных качеств.


Структура КТД

  • Коллективное целеполагание
  • Коллективное планирование
  • Коллективная подготовка
  • Проведение дела
  • Коллективный анализ по итогам (рефлексия)
  • коррекция

Сравнительная таблица: « КТД классическое и КТД личностно-ориентированное»

ЭТАП

КТД по модели

Иванова И.П.

Коллективное целеполагание

КТД личностно-ориентированное

Реализация общественно-значимых задач

при выборе дела

Коллективное планирование

Дело как реализация задач личностного развития

Коллективная подготовка

Коллективное проведение дела

Акцент на

Акцент на групповой работе

Только командное участие

Акцент на принятие решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого

Коллективный анализ по итогам

Согласованность индивидуальной деятельности с групповой

Оценка группового участия в организации дела

Оценка личностного участия, оценка своего потенциала



Механизм разработки коллективного творческого дела

  • Определение цели. Мобилизация ресурсов.
  • Представление советом основной идеи дела. Коллективное обсуждение.
  • Разработка плана с указанием конкретных исполнителей и сроков.
  • Контроль за выполнением плана(руководитель совета дела).
  • Проведение дела.
  • Анализ КТД(сбор, анкетирование, стенгазеты, линейки и т.д.). Внесение изменений в чередующиеся творческие задания. Планирование нового КТД.

Метод «Мозгового штурма »(«мозговой атаки», коллективной генерации идей)

  • метод, позволяющий при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.

Разработан А. Осборном в 1953 г.

Правила проведения :

  • Существует запрет на критику идей;
  • Идеи оцениваются после штурма,
  • В первую очередь приветствуются идеи оригинальные, высказанные экспромтом;
  • Предпочтения отдаются комбинированным и усовершенствованным идеям;
  • Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников

КТД спортивные

  • Шахматный турнир
  • Турнир по теннису
  • Комическая эстафета
  • Турнир Дедов Морозов
  • День защиты детей

КТД познавательные

  • Школьные олимпиады
  • Городские олимпиады
  • КВН по предметам
  • Математическая игра
  • Конкурс знатоков русского языка
  • Классные часы
  • Устный журнал
  • Викторины «Достопримечательности города»

Формы КТД. КТД общественные

Разведка интересных дел (часы планирования).

«Расскажи мне о…» (часы анализа и самоанализа)

Конкурс проектов «Школа будущего»

Мисс школы, мистер школы

Посвящение в первоклассники, пятиклассники

Пресс-конференция «Расскажи нам об армии» (с участием воинов)

Конкурс военной песни

Устный журнал «Песни Победы»

Акция «С днем рождения, любимый город»

Классный час «Что знаем мы о Конституции?» «Символы России»


КТД эстетически- развлекательные

  • Представление «Давайте познакомимся»
  • Дни именинников
  • Новогодний КВН
  • «Загадочный» новогодний сюрприз для учеников школы
  • «Есть такая профессия – Родину защищать»(литературно-музыкальная композиция
  • ЧВС «Рыцарь класса»
  • Школьный фольклорный праздник
  • День музыки в школе
  • Акция «Весенний сюрприз»
  • Акция «Мендарин»

Механизм анализа КТД (акцент на рефлексию воспитанником собственной деятельности)

Примерные вопросы анализа:

  • Что хорошего удалось?
  • Как это меня лично продвинуло?
  • Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
  • Что мне следует изменить?
  • Пожелания всем.
  • Что делать дальше?

Последовательность:

  • Первым дает анализ и оценку дела участник КТД.
  • Затем – участники группы.
  • Завершают анализ педагоги.

Основные условия воспитательной результативности КТД

  • Единство жизненно-практической и воспитательной направленности.
  • Творческий характер каждого дела: поиск лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации.
  • Единство отдельных стадий организации каждого дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведения итогов и ближайшего последействия.

Сентябрь. Итак, мой 1-й класс… Знакомлюсь. Все разные, но пока вижу некоторых. Через несколько дней начинаю «охватывать» весь класс. Первые выводы: дети ужасно недружные, без конца дерутся, дисциплины в классе нет. Следовательно, моя первейшая цель - сдружить их, а для этого - объединить в звездочки по желанию, пусть это будут звездочки, состоящие только из мальчишек или только из девчонок.

Приходят вожатые-пятиклассницы. Вместе рассказываем, кто такие октябрята, что значит звездочка, почему на ней изображен Ленин. Потом вожатые учили с ребятишками правила октябрят.

Весь этот период (до приема в октябрята) я присматривалась к детям, наблюдала, кто с кем дружит, кто с кем рядом живет, чтобы потом для меня не было неожиданностей в содружестве-звездочке.

Мы часто ходили в лес, и ребята, перебивая друг друга, рассказывали мне о доме, о мамах, о папах, о различных случаях из своей жизни. Хотелось рассмотреть каждого, понять. Сентябрь порадовал хорошей погодой. Желтые березки на фоне темно-зеленого соснового бора выглядели нежно и трогательно. Обращала внимание детей на всё: на разрушенный кем-то муравейник, на березки, на пение птиц.

Октябрь. Начали формировать группы октябрят по желанию. Ребята были страшно довольны, ходили обнявшись, шептались между собой, даже домой уходили вместе.

Наконец наступил долгожданный день - 4 ноября: мои малыши станут октябрятами. Прием в октябрята происходил в зале школы. В зале около стен ряды пионеров - все в белых рубашках и красных галстуках. Лица торжественные. Октябрята входят в зал. Раздаются звуки горна и барабана. Ребятишки ошеломлены и растеряны - не знают, куда идти. Веду их к сцене. Потом четырехугольником выстраиваются все первые классы. Раздается торжественный голос вожатой. Вносится знамя. Ребята замирают. Глаза их блестят.

Выступают пионеры. Каждому октябренку прикалывают на грудь звездочку и вручают подарок - книгу.

Мои октябрята дружно поют «Октябренка», которого сами же переименовали в «Песню о счастливом человеке», потом - «Мы веселые ребята» и т. д. В конце праздника - игры и танцы, пение любимых песен. Потом, счастливые, все идут домой.

Мое предложение - каждой звездочке придумать название и выбрать командира.

Все активно (по звездочкам) предлагают и обсуждают названия. Саша Д. сидит и усмехается. Саша - очень трудный мальчик. Он не может спокойно сидеть, никогда не смотрит в глаза, делает все назло. Но однажды я поймала его влюбленный взгляд, брошенный на входившего в класс Игоря Александровича, который все время что-нибудь мастерил в классе или у себя в кабинете черчения. С тех пор я часто поручаю ему включить в розетку штепсель (нужно забираться на стол), держать и подавать молоток и гвозди, повесить картину… Все это он делает с большим удовольствием. Но сейчас на сборе Сашу ничто не интересует. Он смеется над мальчишками своей звездочки и предлагает такие названия, которые вызывают нехороший смех.

Наконец 1-я звездочка объявляет свое название - «Спутник»; затем 2-я - «Космонавты». Минуя 3-ю звездочку, обращаюсь к 5-й, в которой Саша Д.: «И у вас, ребята, должно быть тоже красивое название? Какое же?»

Смех прекратился. Ребята стали предлагать названия. Неожиданно Саша сказал: «Давайте назовем «Солнышки». Я обрадовано похвалила: «Отличное название. Молодец!». Саша опустил голову.

Потом объявили свои названия и другие звездочки: 3-я - «Орлята», 4-я - «Звезда», 6-я - «Флажки».

Выбрали командиров звездочек, вместе думаем, какой сделать значок для командира.

«Орлята». На рукав - красный флажок.

«Солнышки». На рукаве рисунки - орленок, флажок, звезда (по названию звездочки).

«Флажки». На рукав - звездочку.

Остальные звездочки сразу соглашаются со всеми предложениями, но сами ничего не предлагают. Принимаем предложение «орлят». Итак, у командира каждой звездочки на левом рукаве - красный флажок.

Обсуждаем, как провести праздник прощания с Букварем. Говорю, что у меня есть материал для праздника. Его нужно разделить по звездочкам. Делим так: 1-й и 2-й звездочкам - коллективную декламацию, 3-й и 4-й - сказку «Буква я», 5-й - сценку «Азбука», 6-й - стихи. Песни исполнять будем вместе. Кроме того, 1-я звездочка ищет загадки о книге; 2-я - выбирает для чтения книжки-малышки; 3-я - подходящие для праздника стихи из Букваря; 4-я - оформляет класс; 5-я и 6-я - готовят красочные приглашения родителям на праздник.

Решаем, что гимном нашей октябрятской группы будет песня о счастливом человеке - «Октябренок».

20 ноября. Репетиция. После уроков остается 1-я звездочка. Обсуждаем, какие загадки подойдут для праздника, какие не подойдут. Каждому досталось по 2 загадки. Отрабатываем дикцию и выразительность.

11 декабря. Праздник прощания с Букварем. Ребятишки нарядные, праздничные. К 12 часам собираются родители. Люба и Надя встречают их у дверей школы и провожают в класс. Праздник начинается. Строем входят участники декламации. Все поют «Песню болгарских школьников». Потом сказка, инсценировка.

Саша Д. - Букварь. Свои слова он произносит сердито, ни на кого не глядя,- чувствую, что это просто от избытка направленного на него внимания. Мама Саши ласково улыбается.

После праздника остаются несколько детей. Игорь Александрович учит их фотографировать. Витя Г., красный от смущения, фотографирует меня с девочками. Потом читаем книжки - подарки от шефов. Все уходят домой, зажав книжки под мышкой.

12 декабря. Совет командиров объявляет конкурс звездочек на лучшее предложение о ритуале смены командиров.

1. Обсуждение праздника прощания с Букварем. Мнения звездочек:

Хорошо, весело.

Саша невыразительно рассказывал…

Витя не пришел, подвел ребят…

Маме понравилось…

Хорошие книжки подарили.

Я обобщаю:

Главное, все вместе поработали, и теперь радостно от того, что все получилось.

2. Предложения о смене командиров:

«Спутник». Звездочка стоит «смирно», командиру - шаг вперед, ему - флажок.

«Космонавты». Старый командир передает флажок новому.

«Орлята». Вожатая вручает флажок новому командиру.

«Звезда». Весь класс «смирно». Командиры выходят вперед, им вручают звездочки и флажки.

«Солнышки» и «Флажки». Играют марш. Командиры подходят к вожатой, которая вручает флажки.

Общий вывод-решение: после отчетов старых командиров звездочки совещаются и выбирают новых. Затем - парад командиров. Звездочки выстраиваются. Командиры выходят вперед к вожатой.

Вожатая: Звездочки, равняйсь, смирно! Приколоть флажки новым командирам!

Вожатые звездочек прикалывают новым командирам флажки. Под аплодисменты каждый командир возвращается к своей звездочке.

3. Распределение традиционных дел между звездочками:

«Спутник» - санитары;

«Космонавты» - библиотекари;

«Орлята» выпускают устный журнал или газету со своим названием («журналисты»);

«Звезда»- дежурные, помощники учителя («хозяева класса»);

«Солнышки» обеспечивают порядок на перемене, организуют игры («игровики»);

«Флажки» - дают концерт («артисты»).

Предложение: каждая звездочка готовит номер для концерта. Перспектива: подготовка к Новому году.

15 декабря. Сбор совета командиров: как провести игру-состязание, посвященную культуре поведения.

18 декабря. Сбор-игра: культурные навыки и привычки. Сценка «В магазине» придумана звездочкой «Спутник», звездочкой «Космонавты» - сценка «В автобусе». Игра-состязание «Волшебное слово». Победители игры - «Флажки», «Орлята».

1. Отчеты командиров. Выборы новых командиров. Обсуждение дел, выполненных в прошлом полугодии.

2. Коллективное планирование на следующую, третью четверть.

Предложения звездочек:

«Орлята». Вечер сказок и загадок, игры на горке.

«Спутник». Катанье на лыжах, поход на лыжах в лес.

«Космонавты». Чтение сказок и книг, концерты к Дню Советской Армии, сюрприз мамам.

«Флажки». Сделать игрушки из природного материала и подарить малышам из детского сада.

«Звезда». Игры на горке; помочь пионерам собрать бумагу.

«Солнышки». Игры на улице; поход на лыжах.

После обсуждения предложений выбираем такие дела:

1) сбор-путешествие в мир животных и птиц;

2) игры на улице - веселая зимняя спартакиада.

3) ПСМ - праздничный сюрприз мамам;

4) участие в пионерской операции «Бумага».

Создаем советы дел (по желанию, от каждой звездочки по представителю), которые будут организовывать задуманные дела.

3. Чередование традиционных дел. Обсуждение всем классом работы звездочек. Лучшей признана звездочка «Солнышки» - «хозяева класса». Санитары работают плохо, поэтому многие ребята «ходят в чернилах».

4. Концерт - от каждой звездочки по номеру. Очень понравились частушки, исполненные Деевой и Голанд.

5. Задание: обдумать, как будем проводить сбор-путешествие.

21 января. Сбор совета дела с вожатыми. Выслушиваем предложения звездочек: придумать сказки о животных; нарисовать разных зверей, птиц; читать книги о животных; рассказывать так, как будто ты участник событий; показывать рисунки и рассказывать, кто нарисован, где живет, чем кормится; посмотреть фильмы о животных.

Вожатые предлагают читать книги о животных на сборах звездочек. Решили, что каждая звездочка выберет несколько животных или птиц и расскажет, где они живут, чем питаются, как выглядят, нарисует их и покажет картинки ребятам. Можно придумать свою сказку или стихотворение о животных. Каждая звездочка задаст по 2 вопроса всему классу (можно загадки).

29 января. Сбор-путешествие в мир животных и птиц. На сборе интересно выступали «Орлята» и «Солнышки». Они сочинили сказки, рассказы, о животных, придумали вопросы, загадки.

30 января. Общий сбор-«огонек» - обсуждение сбора-путешествия. Все ребятишки признали, что мало готовились. Критиковали себя, своих командиров.

Сбор прошел не совсем удачно, но на ошибках учатся…

Программа коллективно-творческих дел для 1-4 классов

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

КТД

дают возможность

ученику учителю

    Реализовать и развить свои способности;

    Расширить знания об окружающем мире;

    Приобрести навыки проектирования;

    Проявить организаторские умения;

    Закрепить коммуникативные навыки;

    Формировать способности к рефлексии (анализу)

    Развить творческий потенциал;

    Совершенствовать организаторские способности;

    Изучить классный коллектив;

    Объединить учащихся, педагогов, родителей;

    Управлять процессом развития личности школьника;

    Развить рефлексивные способности

    Формирование коллектива единомышленников;

    Освоение культурного пространства;

    Формирование личности.

Виды КТД:

Общественно-политические (О-П)

Трудовые (Т)

Познавательные (П)

Экологические (Э)

Спортивные (С)

Художественно-эстетические (Х-Э)

Досуговые (Д)

Планирование на 2014-2015 учебный год

Тема

Дата

Вид КТД

РНК

«Осеннее разноцветие»

15.09

29.09

Х-Э

Растения села

Логические загадки

13.10

П, Д

Презентация «Достопримечательности НАО»

27.10

П, Э

Достопримечательности НАО

«Подарок для мамочки»

10.11

Х-Э

24.11

Новогоднее настроение

(оформление кабинетов, коридора школы)

8.12

Х-Э

Новогодние открытки

22.12

Х-Э

Орнамент народов Севера

«Если добрый ты…»

12.01

Фигуры из снега «Зимние забавы»

26.01

Х-Э

Лото «Живопись»

9.02

П,Д

Художники НАО

Подарок для папы

16.02

Х-Э,

Игра «Кто хочет стать миллионером»

2.03

П, Д

«Дорисуй до…»

16.09

Х-Э

Спортивная игра «В здоровом теле – издоровый дух»

6.04

Спортсмены нашего села

Игра «Тик-так-бум»

20.04

П,Д

Игра «13 записок»

4.05

Рисуем на асфальте

18.05

Х-Э