Конспект занятия для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Предмет: Коррекционно-развивающее занятие
Класс: 1 дополнительный
Тема: Квадрат
Задачи:
Познакомить с геометрической фигурой – квадрат. Закрепить понятия «большой – маленький», основные цвета, треугольник, круг.
Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику через выполнение заданий.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: набор геометрических фигур, геометрические фигуры из картона, мультимедийное образовательное оборудование EduPlay .
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой. Но сначала вспомним, с какими фигурами вы уже знакомы.
Ребята, посмотрите, что у меня в коробочке. Найдите фигуры, которые вы знаете.
Что это? Какого цвета? Большая или маленькая фигура? Ребята достают круги и треугольники, называют их, цвет, величину.
Основная часть
Знакомство с квадратом
В коробке остаются квадраты. Педагог показывает большой квадрат.
Это фигура называется квадрат.
Давайте сосчитаем сколько углов. (Четыре)
А сколько сторон? (Четыре)
А теперь внимательно посмотрите на стороны квадрата. Какие они? Одинаковые.
Хорошо!
Задание «На что похож квадрат»
Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе. Какие предметы похожи на квадрат? На столе лежат предметы разной формы, ребята показывают предметы похожие на квадрат и называют их.
Молодцы!
Конструирование «Домик»
Давайте построим из наших фигур домик. Какие фигуры нам нужны? А нужен ли нам квадрат? Нужен.
Найдите большой квадрат и большой треугольник. Построим дом.
Из каких фигур мы построили дом? (Квадрат и треугольник)
Хорошо получилось!
Гимнастика для глаз
На стене висят различных цветов и размеров квадраты, круги и треугольники.
Найдите глазками в кабинете желтый круг. Подойди и покажи его. Молодец! Далее аналогично с другими фигурами.
Работа с мультимедийной образовательной системой EduPlay
А сейчас мы повторим изученную фигуру.
Мы с вами поработаем за компьютером.
Программа «Геометрические фигуры», педагог настраивает задания в зависимости от уровня сложности задания, возраста и возможностей группы детей. Выбирает изученную фигуру в задание, подбирает цвета, в которые будет окрашена изученная фигура, подбирает фигуры, которые будут использоваться в качестве ложных, а также их цвет, сложность задания.
Посмотрите на экран. Какая фигура изображена вверху? (Квадрат) Какого она цвета? (Красный)
Выберите внизу такую же фигуру и такого же цвета. Далее аналогично.
Молодцы!
Заключительная часть
Наше занятие подошло к концу. Садитесь за парты на свои места.
С какой фигурой мы познакомились сегодня?
На какие предметы похож квадрат?
Сколько углов у квадрата? Сколько сторон у квадрата?
Хорошо!
Занятие окончено!
Конспект комплексного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет).
Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». Заранее раскладываются на ковре цветы синего (колокольчики), красного (маки) и желтого (одуванчики) цветов. Количество полевых цветов каждого цвета соответствует количеству детей, присутствующих на занятии. На одном краю ковра (по углам и в центре) расставляются коробки, в первой бабочки (они синего цвета), во второй – пчелки (желтого цвета), в третьей - божьи коровки (красного цвета). Количество насекомых каждого вида соответствует количеству детей.
Дети становятся с педагогом в центр ковра, на котором разложены цветы
.
Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:
Для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;
Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.
Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.
Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:
на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;
на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
на уровне применения знаний по образцу;
на уровне речевой инструкции.
Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
игры с песком (пескотерапия);
игры с водой (водотерапия);
игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом
Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.
Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.
Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.
Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.
В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.
В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.
Примерная структура фронтального занятия.
1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).
2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.
3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).
В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.
Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.
4. Релаксационные упражнения.
5. Прощание с ребенком.
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.
1. Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)
ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для
детей «Теремок» г. Абакан, учитель – дефектолог.
Использование коррекционно – развивающих упражнений на занятиях с детьми умеренной и тяжелой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ.
Вопрос о работе с умственно отсталыми детьми всегда был одним из основных и главных в истории коррекционной педагогики. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной психолого-медико- педагогической и социальной помощию \
Главной задачей обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся в детских домах-интернатах является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с нарушением интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.
Коррекционное занятие - основная форма организации учебно-коррекционной работы в учреждении.
Коррекционно - развивающее занятие - это наиболее традиционная форма общения взрослого и ребенка, в ходе которого решаются различные задачи по формированию способов познания мира ребенка и коррекции его недостатков.
Направления работы на коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии
При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что:
Любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался ит.д.), которые получает ребенок.
Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал - покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.
Определив тему и цели занятия, педагог моделирует формы общения, отбирает методы и приемы, определяет формат содержание занятия.
Что важно не упустить на этом этапе планирования занятия?
Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.
Во - первых, отобрать, придумать коррекционные упражнения, которые решали поставленную коррекционную задачу и определить их место в структуре занятия.
Лучше всего это делать на « Организационном. моменте» так как тогда дети сразу настраиваются на « нужную волну» и создается определенный эмоциональный контакт. \
Всегда возникает вопрос: «Как придумывать эти коррекционные упражнения и отчего они зависят?»
Зависят они то того, какие анализаторы ребенка у вас будут задействованы максимально, то есть через какой канал « потечет» информация: зрительный, слуховой, двигательный и др. Бесспорно,что они будут задействованы в занятии, но какой - то из них будет работать больше всех, вот его и надо « прочищать» , то есть корригировать.
Другими словами, корригируется доминантный (на данном занятии) анализатор.
Например:
1. Занятие по лепке « Мишка» .
Основные действия будут связаны с руками, поэтому коррекционная цель занятие « Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в скоординиронных движения пальцев рук»
Упражнение - переложить из одного блюдечка в другое несколько предметов(3-5 фасолин,гороха, и т.д.)).
2.Домашние животные. Тема занятия « Кошка и собака».
Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в соотнесении.
Упражнение на развитие зрительного восприятия. \
Детям предлагается выделить и показать среди стоящих на столе игрушек, заданную игрушку. Предлагаемая инструкция: покажи собаку карандашом. Покажи рукой кошку.
Дети рассматривают плоскостные изображения животных на доске, узнают и выделяют заданных животных. По инструкции подкладывают к игрушке собаки и кошки изображение с доски.
3. Тема: "Растения зимой: хвойные растения»
Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении
Упражнение по коррекции зрительного восприятия: назвать предметы, изображенные на доске.
Учитель рисует на доске контуры растений, которые наложены друг на друга. Ученики смотрят 10 секунд на этот рисунок. Затем учитель закрывает изображение, и дети должны назвать предметы, которые они увидели. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Литература: 1.Коррекционно – воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях развития / под. ред. Д.А.Самонова.- М., 1986г./ 2. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова Н.А.. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии: Международный ун –т семьи и ребенка им. Р.Валленберга.-СПБ.: Образование, 1995 .- 80с.Занятие.
Тема: «Тепло семейного очага» (беседа)
Цель: 1. познакомить с понятиями «семейный очаг»;
2. развить умение применять эти понятия на практике (в группе);
3. воспитывать в группе добрые, семейные отношения между детьми и взрослыми.
Ход занятия.
Рассказ – показ.
Знакомство с понятиями «семейный очаг», «тепло семейного очага» (рассуждения детей, ответы на вопросы).
Выполнение работы.
Составление семейного портрета нашей группы (рисование, аппликация)
Результат работы, обсуждение.
О чем говорили?
Что такое «семейный очаг»?
Как вам живется в группе?
Разработала: Овсянко Л.В
Тема: Рисование (Зима пришла).
Цель: 1. Повторить признаки зимы;
2. Учить рисовать зиму;
3. Воспитать чувство прекрасного;
Материалы и оборудование:
Белые листы бумаги, цветные карандаши (мелки восковые, краски, гуашь – по выбору детей).
Организационный момент:
Рассказ – показ:
Рассказать детям о признаках зимы, какие зимние забавы детей
зимой, нарисовать картинку «Зима пришла».
2. Выполнение работы:
а) Выбор рабочего материала (лист бумаги, по выбору детей – краски, карандаши, мелки, гуашь);
б) Выбор цвета, для создания композиции, основного образа (зимние забавы детей, зимний пейзаж);
в) Рисование основного образа;
г) Работа над цветной гаммой;
д) Оформление работы.
3. Просмотр работы, обсуждение.
Тема: Оригами. («Лебедь»)
Цель: Закрепить умение сгибать бумагу в четверо в разных направлениях, хорошо заглаживая сгибы; учить заготовить выкройку и делать из нее игрушку; воспитывать умение аккуратно выполнять все операции.
Материалы и оборудование:
Бумага, картон, карандаши, ножницы, цветные карандаши.
Организационный момент:
1. Рассказ – показ.
Из квадратного листа сделать стрелку.
Отогнуть угол (шея лебедя).
Отогнуть уголок (голова лебедя).
2. Выполнение работы.
а) выбор рабочего материала;
б) выбор цвета для создания основного образа, своей композиции;
в) изготовление основного образа по плану;
г) работа с деталями;
д) оформление работы
3. Просмотр работ, обсуждение.
Тема: Лепка (Два мухамора).
Цель: учить работать с пластелином, развивать мелкую маторику, воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование:
1. Рассказ – показ:
Раскатать два столбика из белого пластелина, придать форму ножек. Слепить верх из красного пластеина (форма шляпки).
Украсить шляпку белыми пятнами. Посадить грибы в траву;
2. Выполнение работы:
а) выбор рабочего материала (пластелин);
б) выбор цветного для создания композиции (белый, красный, зеленый);
в) лепка основного образа;
г) работа над цветовой гаммой;
д) оформление работы.
3. Просмотр работ, обсуждение.
Занятие №2
Тема: Дикие и домашние животные
Цель: 1) Познакомить с дикими и домашними животными
2) Развивать умение различать животных по классам
3) Воспитывать чувство доброты, милосердия, сострадания
Ход занятий
Рассказ – показ
Виды каких животных вы знаете?
Какие животные относятся к диким животным?
Какие животные относятся к домашним животным?
Где живут дикие животные?
Где живут домашние животные?
2) Выполнение работы
Показ диких животных.
Показ домашних животных.
Их отличия и сходства.
О чем говорили?
Что узнали нового?
С кем познакомились?
Какие виды животных запомнили?
Занятие №1
Тема: Работа на огороде (сбор зрелых плодов и корнеплодов)
Цель: 1) ознакомить с созревшими плодами и корнеплодами;
2) развивать умение видеть зрелые плоды и корнеплоды, умение их собирать;
3) воспитывать умение трудиться помогать друг другу в работе, быть дружными и взаимно – вежливыми;
Ход занятия
Рассказ – показ
Какое время года?
Какой урожай собирают осенью с огорода?
Что мы будем собирать?
2) Выполнение работы
Распределение вида работ
Выбор территории, где будем работать
Начало уборки урожая
Окончание работы на огороде;
3) Результат работы, обсуждение
Как работали?
Кто работал хорошо?
Кто ленился?
Зачем мы выполняли эту работу?
Занятие 13.
Тема: Зимушка – зима (беседа).
Цель: 1) познакомить с приметами зимы;
2) развивать умение определять предметы зимы, развить кругозор;
3) пробудить эстетическое воспитание у детей.
Ход занятия:
Рассказ – показ
Какое время года?
Какие месяцы считают зимними?
2. Выполнение работы
Покажите на картинке зимний пейзаж.
Нарисуйте узоры на окне.
Какие стихи знаете о зиме?
Назовите приметы зимы.
3. Результат работы, обсуждение
О чем говорили?
Что узнали нового?
Назовите приметы зимы.
Разработала: воспитатель 4 гр. Овсянко Л.В