Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью. Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому Конспект занятия круг для умственно отсталых детей

08.01.2024 Пушкин А.С

Конспект занятия для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Предмет: Коррекционно-развивающее занятие

Класс: 1 дополнительный

Тема: Квадрат

Задачи:

    Познакомить с геометрической фигурой – квадрат. Закрепить понятия «большой – маленький», основные цвета, треугольник, круг.

    Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику через выполнение заданий.

    Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: набор геометрических фигур, геометрические фигуры из картона, мультимедийное образовательное оборудование EduPlay .

Ход занятия

    Организационный момент

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой. Но сначала вспомним, с какими фигурами вы уже знакомы.

    Ребята, посмотрите, что у меня в коробочке. Найдите фигуры, которые вы знаете.

    Что это? Какого цвета? Большая или маленькая фигура? Ребята достают круги и треугольники, называют их, цвет, величину.

    Основная часть

    Знакомство с квадратом

В коробке остаются квадраты. Педагог показывает большой квадрат.

    Это фигура называется квадрат.

    Давайте сосчитаем сколько углов. (Четыре)

    А сколько сторон? (Четыре)

    А теперь внимательно посмотрите на стороны квадрата. Какие они? Одинаковые.

    Хорошо!

    Задание «На что похож квадрат»

    Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе. Какие предметы похожи на квадрат? На столе лежат предметы разной формы, ребята показывают предметы похожие на квадрат и называют их.

    Молодцы!

    Конструирование «Домик»

    Давайте построим из наших фигур домик. Какие фигуры нам нужны? А нужен ли нам квадрат? Нужен.

    Найдите большой квадрат и большой треугольник. Построим дом.

    Из каких фигур мы построили дом? (Квадрат и треугольник)

    Хорошо получилось!

    Гимнастика для глаз

На стене висят различных цветов и размеров квадраты, круги и треугольники.

    Найдите глазками в кабинете желтый круг. Подойди и покажи его. Молодец! Далее аналогично с другими фигурами.

    Работа с мультимедийной образовательной системой EduPlay

    А сейчас мы повторим изученную фигуру.

    Мы с вами поработаем за компьютером.

Программа «Геометрические фигуры», педагог настраивает задания в зависимости от уровня сложности задания, возраста и возможностей группы детей. Выбирает изученную фигуру в задание, подбирает цвета, в которые будет окрашена изученная фигура, подбирает фигуры, которые будут использоваться в качестве ложных, а также их цвет, сложность задания.

    Посмотрите на экран. Какая фигура изображена вверху? (Квадрат) Какого она цвета? (Красный)

    Выберите внизу такую же фигуру и такого же цвета. Далее аналогично.

    Молодцы!

    Заключительная часть

    Наше занятие подошло к концу. Садитесь за парты на свои места.

    С какой фигурой мы познакомились сегодня?

    На какие предметы похож квадрат?

    Сколько углов у квадрата? Сколько сторон у квадрата?

    Хорошо!

    Занятие окончено!

Конспект комплексного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет).

Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного комплексного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на продолжение формирования представления о понятии «столько же», пространственных представлений, а также развитию умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый), дифференцировать их, уметь соотносить зрительный и звуковой образ предмета.
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: Паровозик; Домовенок, а также лесные жители Белка и Заяц.
Цель: продолжить формировать представления о понятии «столько же», пространственных представлениях; продолжить развивать умение дифференцировать цвета.
Общеучебные и воспитательные задачи:
- закрепление знаний о понятии «столько же» и пространственных представлениях;
- развитие умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый);
- познакомить с названием и внешним видов полевых и луговых цветов;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
- развитие целенаправленных действий с предметами;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речи, мышления;
- развивать у детей слухового и зрительного восприятия, внимания;
- развитие аналитико-синтетической сферы.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; игрушка Белочки, игрушка Зайчика, предметные картинки полевых цветов: колокольчика, одуванчика и мака по количеству детей; предметные картинки насекомых: пчелы, бабочки (синего цвета), божьей коровки по количеству детей; три одинаковых картонных коробки.
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку и звучит гудок паровоза.

Учитель: Ребята, я слышу гудок паровоза, а вы слышите?
Дети: Да.

Учитель: Смотрите-ка, Паровозик приехал один и привез нам письмо.
Из вагона Паровозика учитель достает письмо.
Учитель: Давайте узнаем, что написано в письме. Я буду вам читать, а вы внимательно слушайте. И так.
«Ребята, на нашу лесную полянку налетел озорной Ветерок и унес в разные стороны всех жучков и бабочек с цветов. Помогите нам их вернуть обратно на лесную полянку. Ждем с нетерпением Белка и Заяц».
Учитель: Ну, что ребята, поможем лесным жителям вернуть обратно на полянку жучков и бабочек?
Дети: Да.
Учитель: Ну, тогда садимся поудобнее и Паровозик нас в миг домчит до места.
Звучит стук колес Паровозика

Заранее раскладываются на ковре цветы синего (колокольчики), красного (маки) и желтого (одуванчики) цветов. Количество полевых цветов каждого цвета соответствует количеству детей, присутствующих на занятии. На одном краю ковра (по углам и в центре) расставляются коробки, в первой бабочки (они синего цвета), во второй – пчелки (желтого цвета), в третьей - божьи коровки (красного цвета). Количество насекомых каждого вида соответствует количеству детей.
Дети становятся с педагогом в центр ковра, на котором разложены цветы
.




Учитель: Ребята, ну вот мы и на лесной полянке. Здесь нас встречают Заяц и Белка.



Учитель: Посмотрите, озорной Ветерок распугал всех бабочек, пчелок и божьих коровок, поэтому они попрятались по разным уголкам. Нам нужно всех вернуть на свои цветы. Надо посадить на каждый синий цветок – синюю бабочку, на красный цветок – красную божью коровку, на желтый – желтую пчелу. Но вот беда, мы не знаем, где их искать. Что же делать? Смотрите-ка, Зайчик и Белка передают нам еще одно письмо, от кого же оно?
Учитель берет письмо и читает.


Учитель: Да это Ветерок нам оставил послание! Слушайте внимательно. «Дороге ребята! Я веселился, играл на лесной полянке, и не заметил как все бабочки и жуки испугались и попрятались по коробкам. Помогите их вернуть на полянку. Я знаю, что синие бабочки спрятались в левом углу полянки».
Учитель: Давайте найдем, где это?
Дети должны указать на коробку в левом углу ковра или делают это совместно с учителем. В игре принимают участие не говорящие дети, а так же дети с проблемами в передвижении, по мере сил и возможностей.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки синие бабочки. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на сине цветы.


Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием отлично. На синих цветах сидят синие бабочки. Может кто-то знает, как называются эти синие цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это колокольчик, который растет на лесных полянках и на лугах .
Физминутка
Учитель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Приготовились.
Спал цветок и вдруг проснулся (руки на пояс)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться вправо, влево)
Взвился вверх и полетел (бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Красные божьи коровки спрятались в правом углу полянки». Давайте найдем, где это?
Дети должны указать на коробку в правом углу ковра.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки божьих коровок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на красные цветы.


Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На красных цветах сидят красные божьи коровки. Может кто-то знает, как называются эти красные цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это мак, который растет на лесных полянках и на лугах.
Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Желтые пчелки спрятались в середине полянки». Давайте найдем, где это?
Дети должны указать коробку, которая стоит посередине полянки.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки пчелок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на желтые цветы.


Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На желтых цветах сидят желтые пчелки. Может кто-то знает, как называются эти желтые цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это одуванчик, который растет на лесных полянках и на лугах.
Когда насекомые рассажены на цветы детям предлагается посмотреть на свои руки, которые помогали им в работе.
Учитель: Ребята, посмотрите на свои ручки, они были вашими помощниками, теперь они должны отдохнуть.
Физминутка.
Педагог декламирует стих, сопровождая движениями пальцев.
- Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать, ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.
Учитель: Молодцы! Посмотрите на нашу красивую полянку и скажите, сколько у нас синих цветов и сколько бабочек?
Дети: Синих цветов столько же сколько синих бабочек.
Аналогичные вопросы задаются про красные цветы и желтые.
Учитель: Здорово! Всех жителей лесной полянки мы вернули, выяснили, что синих цветов столько же сколько синих бабочек, красных цветов столько же сколько божьих коровок, а желтых – столько же сколько пчелок. Ну, вот и все! Пожелаем лесным жителям удачи, а нам пора домой. Садимся по местам, и возвращаемся в класс!
Звучит звук колес Паровозика .
Учитель: Вот мы и дома! Теперь пришло время попрощаться с Паровозиком, помашем ему рукой и будем ждать его в гости снова.
Дети провожают паровозик.
Учитель: Смотрите-ка, Домовенок уже ждет нас. Скорее давайте расскажем ему о наших приключениях.
  • Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
  • Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
  • Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
  • Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
  • 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
  • 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
  • 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
  • 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
  • 6. Виды и формы психокоррекции
  • 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
  • 2. По содержанию различают коррекцию:
  • 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
  • 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
  • Содержание образования
  • 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
  • 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
  • 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
  • 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
  • 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
  • Технологическая карта коррекционного занятия
  • 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
  • 17. Психологические особенности младенческого возраста.
  • 1. Кризис новорожденности
  • 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
  • 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
  • 4. Основные линии психического развития ребенка
  • 5. Новообразования младенческого возраста
  • 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
  • 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
  • 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
  • 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
  • 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
  • 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
  • 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
  • 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
  • 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
  • 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
  • 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
  • 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
  • Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
  • 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
  • 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
  • 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
  • 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
  • Психопрофилактика и психогигиена,
  • 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
  • 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
  • 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
  • 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
  • 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
  • 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Гностический блок
  • Конструктивный блок
  • Организационный блок
  • Оценочный блок
  • 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • Организация коррекционно-развивающих занятий.
  • Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • III.Примерная структура фронтального занятия.
  • 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
  • 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
  • 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
  • 1. Методическое направление
  • 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
  • 3. Диагностическое направление
  • 4. Консультативное направление
  • 5. Социально-психологическое направление.
  • 6. Информационно-аналитическое направление
  • 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
  • Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
  • Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.

    Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:

    Для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;

    Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.

    Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

    Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

    При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:

      на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;

      на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;

      на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);

      на уровне применения знаний по образцу;

      на уровне речевой инструкции.

    Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

    Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

    Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).

    В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

    Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

    Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.

    К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);

    рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);

    игры с песком (пескотерапия);

    игры с водой (водотерапия);

    игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

    К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

    включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

    изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом

    Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.

    Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.

    Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

    Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

    В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

    В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

    Примерная структура фронтального занятия.

    1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).

    2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.

    3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).

    В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.

    Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.

    4. Релаксационные упражнения.

    5. Прощание с ребенком.

    ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.

    1. Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)

    ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для

    детей «Теремок» г. Абакан, учитель – дефектолог.

    Использование коррекционно – развивающих упражнений на занятиях с детьми умеренной и тяжелой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ.

    Вопрос о работе с умственно отсталыми детьми всегда был одним из основных и главных в истории коррекционной педагогики. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной психолого-медико- педагогической и социальной помощию \

    Главной задачей обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся в детских домах-интернатах является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

    Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с нарушением интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.

    Коррекционное занятие - основная форма организации учебно-коррекционной работы в учреждении.

    Коррекционно - развивающее занятие - это наиболее традиционная форма общения взрослого и ребенка, в ходе которого решаются различные задачи по формированию способов познания мира ребенка и коррекции его недостатков.

    Направления работы на коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии

    При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что:

      Любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.

      Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался ит.д.), которые получает ребенок.

    Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

    Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал - покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.

    Определив тему и цели занятия, педагог моделирует формы общения, отбирает методы и приемы, определяет формат содержание занятия.

    Что важно не упустить на этом этапе планирования занятия?

    Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.

    Во - первых, отобрать, придумать коррекционные упражнения, которые решали поставленную коррекционную задачу и определить их место в структуре занятия.

    Лучше всего это делать на « Организационном. моменте» так как тогда дети сразу настраиваются на « нужную волну» и создается определенный эмоциональный контакт. \

    Всегда возникает вопрос: «Как придумывать эти коррекционные упражнения и отчего они зависят?»

    Зависят они то того, какие анализаторы ребенка у вас будут задействованы максимально, то есть через какой канал « потечет» информация: зрительный, слуховой, двигательный и др. Бесспорно,что они будут задействованы в занятии, но какой - то из них будет работать больше всех, вот его и надо « прочищать» , то есть корригировать.

    Другими словами, корригируется доминантный (на данном занятии) анализатор.

    Например:

    1. Занятие по лепке « Мишка» .

    Основные действия будут связаны с руками, поэтому коррекционная цель занятие « Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в скоординиронных движения пальцев рук»

    Упражнение - переложить из одного блюдечка в другое несколько предметов(3-5 фасолин,гороха, и т.д.)).

    2.Домашние животные. Тема занятия « Кошка и собака».

    Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в соотнесении.

    Упражнение на развитие зрительного восприятия. \

    Детям предлагается выделить и показать среди стоящих на столе игрушек, заданную игрушку. Предлагаемая инструкция: покажи собаку карандашом. Покажи рукой кошку.

    Дети рассматривают плоскостные изображения животных на доске, узнают и выделяют заданных животных. По инструкции подкладывают к игрушке собаки и кошки изображение с доски.

    3. Тема: "Растения зимой: хвойные растения»

    Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

    Упражнение по коррекции зрительного восприятия: назвать предметы, изображенные на доске.

    Учитель рисует на доске контуры растений, которые наложены друг на друга. Ученики смотрят 10 секунд на этот рисунок. Затем учитель закрывает изображение, и дети должны назвать предметы, которые они увидели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

    Литература: 1.Коррекционно – воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях развития / под. ред. Д.А.Самонова.- М., 1986г./ 2. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова Н.А.. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии: Международный ун –т семьи и ребенка им. Р.Валленберга.-СПБ.: Образование, 1995 .- 80с.

    Занятие.

    Тема: «Тепло семейного очага» (беседа)

    Цель: 1. познакомить с понятиями «семейный очаг»;

    2. развить умение применять эти понятия на практике (в группе);

    3. воспитывать в группе добрые, семейные отношения между детьми и взрослыми.

    Ход занятия.

      Рассказ – показ.

    Знакомство с понятиями «семейный очаг», «тепло семейного очага» (рассуждения детей, ответы на вопросы).

      Выполнение работы.

    Составление семейного портрета нашей группы (рисование, аппликация)

      Результат работы, обсуждение.

    О чем говорили?

    Что такое «семейный очаг»?

    Как вам живется в группе?

    Разработала: Овсянко Л.В

    Тема: Рисование (Зима пришла).

    Цель: 1. Повторить признаки зимы;

    2. Учить рисовать зиму;

    3. Воспитать чувство прекрасного;

    Материалы и оборудование:

    Белые листы бумаги, цветные карандаши (мелки восковые, краски, гуашь – по выбору детей).

    Организационный момент:

      Рассказ – показ:

    Рассказать детям о признаках зимы, какие зимние забавы детей

    зимой, нарисовать картинку «Зима пришла».

    2. Выполнение работы:

    а) Выбор рабочего материала (лист бумаги, по выбору детей – краски, карандаши, мелки, гуашь);

    б) Выбор цвета, для создания композиции, основного образа (зимние забавы детей, зимний пейзаж);

    в) Рисование основного образа;

    г) Работа над цветной гаммой;

    д) Оформление работы.

    3. Просмотр работы, обсуждение.

    Тема: Оригами. («Лебедь»)

    Цель: Закрепить умение сгибать бумагу в четверо в разных направлениях, хорошо заглаживая сгибы; учить заготовить выкройку и делать из нее игрушку; воспитывать умение аккуратно выполнять все операции.

    Материалы и оборудование:

    Бумага, картон, карандаши, ножницы, цветные карандаши.

    Организационный момент:

    1. Рассказ – показ.

    Из квадратного листа сделать стрелку.

    Отогнуть угол (шея лебедя).

    Отогнуть уголок (голова лебедя).

    2. Выполнение работы.

    а) выбор рабочего материала;

    б) выбор цвета для создания основного образа, своей композиции;

    в) изготовление основного образа по плану;

    г) работа с деталями;

    д) оформление работы

    3. Просмотр работ, обсуждение.

    Тема: Лепка (Два мухамора).

    Цель: учить работать с пластелином, развивать мелкую маторику, воспитывать любовь к природе.

    Материалы и оборудование:

    1. Рассказ – показ:

    Раскатать два столбика из белого пластелина, придать форму ножек. Слепить верх из красного пластеина (форма шляпки).

    Украсить шляпку белыми пятнами. Посадить грибы в траву;

    2. Выполнение работы:

    а) выбор рабочего материала (пластелин);

    б) выбор цветного для создания композиции (белый, красный, зеленый);

    в) лепка основного образа;

    г) работа над цветовой гаммой;

    д) оформление работы.

    3. Просмотр работ, обсуждение.

    Занятие №2

    Тема: Дикие и домашние животные

    Цель: 1) Познакомить с дикими и домашними животными

    2) Развивать умение различать животных по классам

    3) Воспитывать чувство доброты, милосердия, сострадания

    Ход занятий

      Рассказ – показ

    Виды каких животных вы знаете?

    Какие животные относятся к диким животным?

    Какие животные относятся к домашним животным?

    Где живут дикие животные?

    Где живут домашние животные?

    2) Выполнение работы

    Показ диких животных.

    Показ домашних животных.

    Их отличия и сходства.

    О чем говорили?

    Что узнали нового?

    С кем познакомились?

    Какие виды животных запомнили?

    Занятие №1

    Тема: Работа на огороде (сбор зрелых плодов и корнеплодов)

    Цель: 1) ознакомить с созревшими плодами и корнеплодами;

    2) развивать умение видеть зрелые плоды и корнеплоды, умение их собирать;

    3) воспитывать умение трудиться помогать друг другу в работе, быть дружными и взаимно – вежливыми;

    Ход занятия

      Рассказ – показ

    Какое время года?

    Какой урожай собирают осенью с огорода?

    Что мы будем собирать?

    2) Выполнение работы

    Распределение вида работ

    Выбор территории, где будем работать

    Начало уборки урожая

    Окончание работы на огороде;

    3) Результат работы, обсуждение

    Как работали?

    Кто работал хорошо?

    Кто ленился?

    Зачем мы выполняли эту работу?

    Занятие 13.

    Тема: Зимушка – зима (беседа).

    Цель: 1) познакомить с приметами зимы;

    2) развивать умение определять предметы зимы, развить кругозор;

    3) пробудить эстетическое воспитание у детей.

    Ход занятия:

      Рассказ – показ

    Какое время года?

    Какие месяцы считают зимними?

    2. Выполнение работы

    Покажите на картинке зимний пейзаж.

    Нарисуйте узоры на окне.

    Какие стихи знаете о зиме?

    Назовите приметы зимы.

    3. Результат работы, обсуждение

    О чем говорили?

    Что узнали нового?

    Назовите приметы зимы.

    Разработала: воспитатель 4 гр. Овсянко Л.В