Введение в историю - хронология и лента времени. Основы летоисчисления. Линия (лента) времени Всемирная история исторические эпохи лента времени

«Лента времени» (англ. timeline ) - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.

Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам. Самый яркий пример - это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты учащиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его. Ход второй мировой войны, ход отдельно взятого сражения, жизнеописание великого полководца или политика - все это прекрасно визуализируется с помощью timelines.

Использовать ленту времени можно и на других уроках, например, литературы, математики, физики, географии и т.д. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала хоть какой-нибудь хронологии. Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, на уроках географии - хронологию освоения полезных ископаемых или географических открытий, на уроках биологии - фазы превращения гусеницы в бабочку и т.п.

Вы можете включить в ленту времени и события своей семьи, вашу родословную или родословные ваших учащихся, а также какие-то темы из истории искусств, музыки, науки, транспорта, внеся разнообразие в организацию воспитательной работы в классе.

Лента времени станет незаменимым помощником в обучении детей любого возраста, как младшего школьного, так и старшего, облегчив восприятие и запоминание временных цепочек. Попробуйте ленту времени в действии - и вы быстро оцените возможности этого визуального инструмента.

Сервисы для создания лент времени

1. TimeRime.com - онлайн-сервис для создания лент времени. Работа с сервисом интуитивно понятна. В события можно добавлять текст, видео, графику, звук (mp3). Есть возможность совместной работы. В бесплатной версии ограничение на хранение размера созданной ленты времени в 50 Мб, количество событий на ленте не больше 100, видео можно добавлять только с YouTube. Для школ, университетов и других образовательных учреждений TimeRime предлагает платное использование сервиса. Это позволит создать закрытую среду, которая доступна с паролем для преподавателей и учащихся. В платном аккаунте нет рекламы, участники могут видеть только то, что создали учителя и учащиеся конкретной школы.

Разделы: Начальная школа

Тема: «Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени».

Задачи урока :

  1. Образовательная: сформировать представление об историческом времени и ввести понятия: век, тысячелетие, эра; закрепить знания единиц измерения времени (год, месяц, сутки).
  2. Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, умения пользоваться римскими цифрами; развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас;
  3. Воспитательная: поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, умение работать в парах, воспитывать самостоятельность.

Оборудование для учителя : учебник О.Т. Поглазова В.Д. Шилин «Окружающий мир»; рабочая тетрадь № 1 О.Т. Поглазова «Окружающий мир»; М.Т. Студеникин В.И. Добролюбова «Методика преподавания истории в начальной школе»; О.Т.Поглазова «Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир»». «Лента времени» (большая бумажная лента, на которой постепенно будут наклеиваться или рисоваться, отображающие основные события истории Отечества),таблички со словами «календарь», «дата»; таблица счета лет.

Для учащихся : учебник, рабочая тетрадь №1, «лента времени» (на каждой парте), карточки в конвертах с датами и пословицами,сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационн ый момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

Что является стрелкой в солнечных часах?
- Какое время показывают часы в полдень?
- Как можно проверить точность хода часов?
- Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положение Солнце на небе в разные времена года?
- Как называется высокий вертикальный шест в солнечных часах?
- Как называются часы с использованием воды?

2. Блиц-опрос (учащиеся используют сигнальные карточки: если верно данное высказывание – зеленую, если неверно – красную).

Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы.
- В солнечных часах стрелкой является маятник.
- Электронными часами пользовались монахи-летописцы.
- Самые точные часы атомные.
- В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы.
- Механические часы появились тысячу лет назад.
- Водяные часы – современные.
- Часы с кукушкой называют электронными.

Ответы: да, нет, нет, да, да, нет, нет, нет.

III. Сообщение темы урока.

Ребята, часто ли вам приходится слышать такие выражения: «У него сегодня торжественная дата», «Дата его рождения».
Назовите дату вашего рождения. Дату рождения ваших родителей.

Что же означает само слово дата ?

Ответ уч-ся : Это когда называют – день, месяц и год события.
Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)

На доске вывешивается большой календарь.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ответ уч-ся : Мы будем сегодня говорить о датах и календарях?
Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.

IV. Что такое календарь.

1.Работа по учебнику

Размышляли ли вы, откуда взялось знакомое вам слово «календарь»?
Давайте об этом прочитаем в учебнике.
Учащиеся читают статью «Что такое календарь» на с.22 (1 абзац).

Беседа по статье:

Откуда же взялось слово «календарь»?
- Что же сейчас называют словом «календарь»?

У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:

Сколько месяцев составляет год?
- Одинаково ли количество дней в месяцах?
- Одинаково ли количество недель в месяцах?
- Какие существуют календари?
- Каким календарем пользуемся мы с вами?
- Что определяют по календарям? (даты происходящих событий)

2. Работа с тетрадью на печатной основе.

А с вами происходили важные события?

Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на с.9 №21.
(На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).

Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
- Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
- Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)

Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.

Сколько прожили десятилетий ваши родители? дедушки, бабушки?
- Как вы думаете, а происходили ли какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?

Рассмотрите иллюстрацию на с.23 учебника.

Как развивалось человечество?

Физминутка

V. Как изображают течение времени.

1.Чтение отрывка.

Вы любите слушать рассказы о сказочных странах?
Сейчас я вам прочитают отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени», о стране Беоргин.
(Учитель читает отрывок из книги Л.Талимоновой «Путешествие во времени»).

«В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верели в Бесконечность и поклонялись Времени. В представлении беоргийцев Время делилось на три части: Прошлое, Настоящее, Будущее. Прошлое они принимали за абсолютную истину и уважали его. Будущее – всегда движение вперед, к чему – то лучшему. А Настоящее – это только мостик из Прошлого в Будущее. Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее…»

Вопросы:

Какое представление о времени было у жителей сказочной страны и какое представление о времени у вас?
- Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?
- Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»?

Путешествовать в историю нам поможет «Лента времени». Она даст возможность понять, как далеко во времени стоит одно событие от другого.

Чем настоящее время отличается от исторического времени?

Учитель: В настоящем времени, как правило, задают вопрос «В каком году это было?», в историческом времени – «Когда произошло событие?». Отвечая на вопрос об историческом событии, могут назвать год, век, тысячелетие.

2 . Работа с «Лентой времени»

(У уч-ся на каждой парте лежит «лента времени» и 2 конверта, на доске вывешивается большая бумажная «лента времени»)

Положите перед собой ленту времени и скажите:

Что отмечают на ленте времени? (Даты, события.)
- Что еще отмечают на «ленте времени»?

Работа в парах

Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.

Что у вас получилось?

Ответ: день, неделя, месяц, год, век, эра.

- Какие из этих единиц можно использовать для описания жизни вашей семьи, а какие – для истории города, страны, народа?
- Что же еще отмечают на «ленте времени»? (год,век,тысячелетие)

Год - отрезок времени в …….. (12 месяцев);
Век – отрезок времени в …….. (100 лет);
Тысячелетие - отрезок времени в ……. (1000 лет).

Сколько веков составляет тысячелетие?

Учитель: В «историческом времени» принято пользоваться арабскими и римскими цифрами. Арабскими, как правило, обозначаются годы, а римскими – века.

Работа в тетради с.8 №18.
Заполните пропуски римскими цифрами.

- А как же надо определять век по году?

Учитель: Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 13 00год – 13 (XIII) век, 14 00 год – 14 (XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например, 13 01год – 14 (XIY) век, 14 15 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр: 9 00год - 9 (IX) век, 9 01год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год(объяснение сопровождается показом на доске).

Все годы каждого века с 1-го по 100– й включительно относятся к одному веку.

За точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по библейскому преданию, родился Иисус Христос. Эта дата делит всю историю людей на два периода – на две эры: «до нашей эры» (до н. э.) и «нашу эру» (н.э.).

VI.Обобщение знаний учащихся.Практическая работа.

1.Работа с «лентой времени, карточками-датами.

Сейчас мы поработаем с «лентой времени» и с карточками – датами. Для этого вам необходимо взять розовый конверт и достать карточки, да еще 2 листочка с пословицами.
(В конверте уч-ся находятся даты: 862г.,988г., 1147г., 1242г., 1380г.1495г.,1700г.1861г.,2000г.,2001г.).

а) Определите век по дате и расположите дату на «ленте времени».

Работа выполняется фронтально.

В каком веке мы с вами живем? (21в.)
- С кого года начался XXI век? (2001г.)
- Какой был предыдущий век? (ХХв.)
- Каким годом он закончился? (2000г.)

Возьмите 1-й листок (белый). Это пословицы.

б) Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр. Выполним эту совместно.

Что эта дата означает?

….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У ….. нянек дитя без глазу.

Какая получилась дата? .(1147)
- Что эта дата означает?(Основание Москвы)
- К какому веку она относится? (XII в.)

Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой.

Семеро с ложкой, …. один с сошкой.
Пошел на все ….. стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

Какая получилась дата? .(1495г.)
- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится?(XYв.)

2. Работа в парах.

в) Определите, к каким векам относятся оставшиеся года и расположите их на «ленте времени».(862г.,988г.,1242г., 1380г., 1700г., 1861г.)
Давайте, проверим как вы справились с этим заданием (уч-ся отвечают, а учитель поясняет даты или спрашивает у детей).
- Начинайте называть даты и век в хронологическом порядке.

Ответы уч-ся:

Учитель: Это год рождения древнерусского государства.

Учитель: Это год Крещения Руси.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Основание Москвы

1242г.- XIIIв.

Учитель: Ледовое побоище.

Учитель: Куликовская битва.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Сооружение кирпичных стен и башен Кремля.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: С этого года в России по Указу Петра I Новый год отмечается с 1 января.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: Отмена крепостного права в России.

Чем знаменателен для вас ХХ в.?

Ответ уч-ся: В этом веке мы родились.

Чем знаменателен для вас ХХI в.?

Ответ уч-ся: Мы сейчас живем в этом веке.

VII.Итог урока.

Что взято за основу счета времени в солнечном и лунном календарях?
- Как следует называть дату события?
- Какие единицы исчисления используют историки?
- Что такое «лента времени»?
- Сколько лет, веков, тысячелетий длится наша эра?

Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Домашнее задание: учебник с.22-25; рабочая тетрадь №1 с.8-9 № 19,20.















Включить эффекты

1 из 15

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Лента времени (фрагмент урока окружающего мира) Соколова Елена Борисовна учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 2 им. В.И.Десяткова Г. Белая Холуница Кировской области Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный [email protected] сайт

Слайд 2

б и н а а р х в и я и с т о р и л ь л ы е т о п и с Русская народная историческая песня-сказание о героях Учреждение для хранения старых, старинных документов Наука, название которой переводится с греческого как “рассказ о прошедшем” Запись исторических событий по годам – вид древнерусской литературы

Слайд 3

У многих древних народов были представления о богинях, прядущих особые нити - нити человеческих судеб.

Слайд 4

У славян- богиня Макошь и две её помощницы – богини Доля и Недоля В Древней Греции - Мойры- три дочери богини Ночи

Слайд 5

Лента времени

  • Слайд 6

    Древний Египет Древний Рим Древняя Греция Современный мир Летоисчисление - счёт лет

    Слайд 7

    Египтяне отсчитывали годы от начала правления нового фараона (правителя)

    Слайд 8

    Греки вели счёт лет по Олимпийским играм, которые проходили один раз в 4 года.

    Слайд 9

    Римляне считали первым годом их истории год основания Рима

  • Слайд 10

    Сейчас в России и многих других странах принято летоисчисление от Рождества Христова

    Счёт лет идёт от года рождения Иисуса Христа, основателя новой религии - христианства

    Слайд 11

    То, что произошло до рождения Христа - случилось до нашей эры. События позже этой даты относят к нашей эре РХ До нашей эры Наша эра

    Слайд 12

    Век, столетие – 100 летТысячелетие – 1000 лет = 10 веков Годы принято обозначать арабскими цифрами - 1, 2, 3… 10… Века обозначают римскими цифрами - I, II, III… X…

    Слайд 13

    XVIII X XX XII 1961 1147 1799 988 Соотнеси года и века

    Слайд 14

    Использованные источники

    Мойры - http://sigils.ru/symbols/img/zhreb01.jpg Макошь - http://www.drevo.lv/uploads/images/5/3/e/f/1/c027d3eeda.jpg Динозавр - http://www.bry-backmanor.org/dinosaurs/colordinoclips.html Пирамиды - http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900335188.jpg Рыцарь – http://www.fortunecity.com/millenium/dogdayz/359/graphicknights/knight15.gif Лампочка - http://nespim.org/UserFiles/Image/game44/5.png Компьютер - http://www.bravekids.org/images/about/Lear0075.gif Календарь - http://ces.ca.uky.edu/greenup-files/Calendar.GIF Фараон - http://www.archedesoisy.com/images/0001558a-buste-pharaon-2.jpg Двор фараона - http://evolutsia.com/images/stories/odezda/kostium/ehipet/008.jpg Олимпиада - http://weblinks.ru/upload/11/b9/84/303/ec3ffb39.jpg Кольца - http://photo.sportcom.ru/images//full/26590.gif Колизей – http://www.andrianov.org/Countries/Italy/RomaColosseo.jpg ; http://intercomtour.org/edu/datas/users/rome_01_3.jpg Волчица - http://www.gazeta.lv/images/img_6449.jpg Рождение Христа - http://img.dailymail.co.uk/i/pix/2007/12_01/JESUS071207_468x309.jpg Пушкин - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/763/44763765_pushkin.jpg Кремль - http://www.avialine.com/img/photoreports/photoreport_200_7998.jpg Ракета - http://galspace.spb.ru/index70-2.file/vzl.jpg Владимир - http://protestirovatvce.ru/UserFiles/Image/image033.jpg

    Слайд 15

    Плешаков А., Крючкова Е. “Мир вокруг нас” учебник для 4 класса, ч.1 - М., “Просвещение”, 2006 Саплина Е., Саплин А. “Введение в историю”учебник для 3 класса - М., “Дрофа”, 2000 Рисунок свитка - http://free4vectors.files.wordpress.com/2009/05/old-paper-scrolls.png%3Fw%3D537%26h%3D375 http://www.booksite.ru/flax/pryadenie/4.htm - о мойрах http://narodna.pravda.com.ua/history/4bab51b833342/ - о Макоше

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Предмет: “

    Тема урока:

    Внимание!

    кроссворда.

    Мойры

    Макошь (Макоша, Макеша)

    макросов

    Триггеры

    макросов

    1799 – год рождения А.С.Пушкина – XVIII век

    Образовательное учреждение: МОУ СОШ с УИОП № 2 имени В.И.Десяткова г.Белая Холуница Кировской области

    Предмет: “Окружающий мир” 4 класс, Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

    или “ Введение в историю” 3 класс, Саплина Е.В., Саплин А.И.

    Тема урока: Когда и где? (лента времени и историческая карта)

    Внимание! Презентация содержит макросы. При открытии презентации выбрать кнопку “Не отключать макросы”. Если окно с такой кнопкой не появилось, изменить настройки безопасности в Power Point 2003 на “Средний” уровень, а в Power Point 2007 в окне “ Параметры безопасности” дать команду “ Включить это содержимое”.

    2 слайд – актуализация знаний – решение кроссворда.

    По первому щелчку появляется стрелка – указатель строки и задание, по второму щелчку они исчезают, и появляется ответ. Аналогично все слова.

    После открытия всех слов по щелчку выделяется по вертикали слово “нить”.

    Предположения детей о связи этого слова с темой урока.

    3 - 4слайды – знакомство с выражениями “нить жизни”, “нить времени”.

    На 4 слайде сначала видно изображение и текст о Мойрах. По щелчку появляется изображение и текст о Макоше.

    Примерные сообщения (учителя или подготовленного ученика) :

    Мойры - в греческих мифах богини человеческой судьбы, дочери Зевса. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. Лахесис, "дающая жребий", отвечает за прошлое, она назначает жребий еще до рождения человека и следит за его исполнением. Лахесис как бы разматывает и пропускает сквозь жизненные невзгоды, через всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы прядет ей сестра Клото. Клото - "пряха", мойра настоящего - прядет нить, на которую нанизаны события настоящего времени в человеческой жизни. Атропос - мойра будущего, "неотвратимая" - неотвратимо приближает будущее человека и перерезает ножницами нить человеческой жизни, тем самым обрывая ее.�

    Макошь (Макоша, Макеша) - одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб. Богини Доля и Недоля связывают нитями человека с плодами его трудов – добрыми или злыми.�Она нити прядет,�в клубок сматывает,�не простые нити – волшебные.�Из тех нитей сплетается�наша жизнь -�от завязки- рожденья�и до конца,�до последней развязки-смерти.

    5 слайд – ввод понятия “Лента времени”.

    Детям предлагается расположить объекты в порядке их появления на Земле (можно сделать это в ходе беседы или предложить самостоятельную работу с карточками, списком). Проверка – на слайде объекты с помощью макросов располагаются в верной последовательности.

    6 слайд – ввод понятия “летоисчисление”.

    11 слайд – ввод понятий “до нашей эры” и “наша эра”. Триггеры - Понятия появляются на слайде по щелчку. Одновременно с понятием проявляется надпись на схеме ленты времени.

    12 слайд – работа с единицами времени “век”, “столетие”, “тысячелетие”.

    По щелчку появляются тексты об обозначении лет арабскими цифрами, а веков – римскими.

    Дети по учебнику вспоминают соответствие арабской и римской нумерации.

    13 слайд – на фигурах арабские и римские числа. Детям предлагается сформулировать задание к слайду. По щелчку появляется и исчезает задание “Соотнеси года и века”.

    Далее по первому щелчку одна из дат кратковременно расширяется и детям предлагается вспомнить историческое событие, произошедшее в данном году. По второму щелчку появляется соответствующая событию картинка – дети могут проверить себя или получить новую информацию.

    Задание – назвать век происходящего события. С помощью макросов фигуры с римскими числами перемещается под соответствующий год.

    1961 – первый полёт человека в космос – XX век

    1147 – первое упоминание о Москве в летописи – XII век

    988 – крещение Руси князем Владимиром – X век

    Слово “календарь” происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были отдавать свои долги в первый день месяца - “календы”. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.

    Существует несколько типов календарей. Наш календарь - Солнечный — это разновидность календаря, в основе которого лежит тропический год, то есть период смены сезонов, связанный с движением Земли вокруг Солнца. О других типах календарей вы можете прочесть нажав на значок "Книжка"

    Движение Земли вокруг Солнца.

    Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 до н. э. (юлианский календарь).

    Он установил продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.

    Гай Юлий Цезарь

    Современный календарь назван григорианским (новый стиль). Он введён при папе Римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля) из-за возникшего в несколько дней расхождения с астрономическим годом.


    Григории XIII

    На Руси после принятия христианства использовалась византийская система летоисчисления, где отсчет лет велся от "сотворения мира", до 1492 года началом года считали 1 марта, а после - 1 сентября.

    В 1700 году Петр I ввел юлианский календарь («от Рождества Христова») и установил начало года с 1 января.

    Петр I

    В 1918 году в России был введен грегорианский календарь (в этот год после 14 февраля наступило 1 марта), т.к. в "старый стиль" 20 веке отставал от "нового" на 13 суток. Счет дней по юлианскому календарю используется и сегодня Русской православной церковью.