Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока : Вопросительно-относительные местоимения.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс : 6
Предмет : русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока : открытие нового знания
Цели урока :
Обучающая цель:
Сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;
Выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;
Расширить лексический запас учащихся;
Отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доб рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ ляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план тек ста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргумен ты фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II . Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.
2. Объяснительный диктант.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им
Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.
Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III . Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
1. Беседа.
Назовите известные вам вопросительные местоимения.
Правильно. А где они используются?
Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.
Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:
И. п. – кто?
Р. п. – кого?
Д.п. – кому?
В. п. – кого?
Т. п. – кем?
П. п. – о ком?
По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.
2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.
Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?
Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.
Изменяют вопросительное местоимение по падежам.
Работают с теорией учебника в парах.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV . Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Работа с таблицей.
Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.
Склоняется как
Пример местоимения
Предложение, иллюстрирующее пример
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
2. Самостоятельная работа.
Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)
Кто, какой, каков, чей, сколько, что.
3. Коллективная работа.
Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.
Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.
4. Диктант.
Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.
Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).
5. Работа с учебником.
1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.
Упр. 39.
2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.
Упр. 40, 41
3) склонение местоимений.
Упр. 42
4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».
Упр. 43.
Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.
Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.
Работают с предложениями в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.
Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.
Выполняют тренировочные упражнения учебника.
Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.
Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.
Склоняют местоимения устно, в парах.
Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V .Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Работа с рубрикой «Проверяем себя»
Расскажите об особенностях указательных местоимений.
Как изменяются определительные местоимения?
Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?
Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.
- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.
Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
5) Вопросительные местоимения (Interrogative pronouns ) Данные местоимения используют для образования специальных вопросов.К вопросительным местоимениям относятся:Who - кто?Whom - кого? кому?What - что?Which - который?Whose - чей?1). Отличие между who и whom :Местоимение Who имеет 2 падежа:- именительный падеж who - объективный падеж whom Именительный падеж употребляется в качестве подлежащего:Какой щенок тебе нравится?6) Относительные местоимения (Relative pronouns ) Относительные местоимения употребляются для связи главного предложения с придаточным.К относительным местоимениям относятся:Who - ктоWhom - комуWhose - чейWhich -которыйThat - который1)Who (whom ). Как мы уже знаем, данное местоимение имеет 2 падежа: именительный и объективный. Who используется в качестве подлежащего, а whom - в качестве дополнения.2)Отличие which от who .Местоимение which употребляется с неодушевлёнными предметами и животными.Пример: I like my dress which I `ve bought - Мне нравится моё платье, которое я купила.Местоимение who употребляется с одушевлёнными именами существительными.Пример: This is that man who was there - Это тот мужчина, который был там.3)Местоимение whose . Употребляется с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.Пример: I met Andy whose parents won a prize - Я встретила Энди, у которого родители выиграли приз.7) Взаимные местоимения (Reciprocal pronouns ) К взаимным местоимениям относятся:Each other - друг другаOne another - один другогоEach other относится к двум лицам или предметам.Пример: They hate each other - Они не ненавидят друг друга.One another относится к большему количеству лиц или предметов.Пример: My friend help one another - Мои друзья помогают друг другу.8) Неопределённые и отрицательные местоимения (Indefinite and Negative pronouns )К ним относятся:- Местоимения some и any . Употребляются в значении некоторого количества немного, сколько-нибудь. Используются с неисчисляемыми именами существительными.Some употребляется в утвердительных предложениях.Пример: I have some cards - У меня есть несколько карточек..Any употребляется в вопросительных и отрицательных предложениях.I don`t have any cards?- У меня нет карточек. -Местоимения no и none Местоимение no заменяет конструкцию not ... a (перед исчисляемыми именами существительными в единственном числе) , not ... any (перед неисчисляемыми существительными и перед исчисляемыми существительными во множественном числе).Пример: I have no car - У меня нет машины.В данном примере мы можем сказать I don `t have a car или I have no car . Местоимение no заменяет конструкцию not ...a перед исчисляемым существительным в единственном числе.Пример: We have no sugar - У нас нет сахара.В данном предложении можно сказать We don `t have any sugar или We have no sugar . Местоимение no заменяет конструкцию not ...any (перед неисчисляемым существительным).Местоимение none заменяет исчисляемые существительные в единственном и во множественном числе и неисчисляемые существительные.- Производные местоимения от some /any /no .К данным местоимениям можно прибавлять слова thing (для неодушевлённых существительных), body (для одушевлённых существительных).Something - что-нибудь, что-то (используется в утвердительных предложениях).Пример: I have something for you - у меня есть что-то для тебя.Anything - что-то, что-нибудь (используется в отрицательных и вопросительных предложениях).Пример: Do you have anything for me ? - У тебя есть что-то для меня?Nothing - ничего (используется в отрицательных предложениях)Пример: No , I have nothing for you - Нет, у меня ничего нет для тебя.Somebody - кто-то, кто-нибудь (используется в утвердительных предложениях).Пример: There is somebody in the room - В комнате кто-то естьAnybody - кто-то, кто-нибудь (используется в отрицательных и вопросительных предложениях).-Местоимения much (many), little (few), a little (a few).
Исчисляемые существительные | |
many (много) | much (много) |
few (мало) | little(мало) |
a few(немного) | a little(немного) |
Исчисляемые существительные | Неисчисляемые существительные |
many (много) | much (много) |
few (мало) | little(мало) |
a few(немного) | a little(немного) |
Вопросительные и относительные местоимения совпадают по форме. Первые используются для постановки вопросов, а вторые для присоединения придаточного предложения к главному.
Вопросительные местоимения | Относительные местоимения |
who? кто? | who который; тот, кто; тот, который |
whose? чей? | whose которого |
whom? кого? | whome которого, кого |
by whom? кем? | by whome которым, кем |
with whom? (с) кем? | with whom (с) которым, (с) кем |
what? что?, какой? | what что; то, что |
about what? о чём? | about what о том, что |
which? который? | which который, которого |
which of? кто, который из? | |
that который, которые | |
Если в главном предложении речь идет о человеке, то в придаточном используется who, whome, whose, в остальных случаях употребляется which. Местоимение that может употребляться в любом случае. |
Примеры:
What do you want? – Что ты хочешь?
That is not what I want. – Это не то, что я хочу.
The dog which you gave me ran away. – Собака, которую ты мне подарил, убежала.
Which of these stories do you like better? Который из этих рассказов вам нравится больше?
I see the man that I know. Я вижу человека, которого я знаю.
Взаимные местоимения
Неопределенные и отрицательные местоимения и их производные.
Неопределенные местоимения используются, когда вы не знаете или не хотите точно назвать некое лицо. Они обозначают неопределенный объект или объекты.
Отрицательные местоимения служат для передачи в предложении значения отрицания.
Значение неопределенных местоимений и перевод их на русский язык зависят от того, в каком предложении они употребляются – в утвердительном, вопросительном или отрицательном.
Местоимения | + thing | + body, one | + where | Употребление |
some некоторый, какой-то, какой-нибудь, несколько | something что-то, что-нибудь | somebody, someone кто-то, кто-нибудь | somewhere где-то, куда-то, где-нибудь, куда-нибудь | В утвердительных предложениях |
any 1) любой, всякий 2) какой-нибудь | anything 1)всё 2)что-то, что-нибудь | anybody, anyone 1) всякий, всё 2) кто-то, кто-нибудь | anywhere 1) везде 2) где-нибудь, куда-нибудь | 1) в утвердительных 2) в вопросительных |
no=not any никакой ни один | nothing not anything ничто, ничего | nobody, no one not anybody none никто | nowhere not anywhere нигде, никуда | В отрицательных предложениях |
every всякий, каждый | everything всё | everybody, everyone все | everywhere везде, повсюду | В утвердительных, отрицательных, в вопросительных |
Количественные местоимения
Количественные местоимения выражают значение неопределенного числа или количества. Употребление этих местоимений зависит от разряда существительных, с которыми они сочетаются.
Другие местоимения
all | весь, вся, все, всё | Не was busy all the time - Он был занят все время. |
each | каждый (в отдельности) | Each group numbers twenty-five students - В каждой группе насчитывается двадцать пять студентов. |
both | оба | Both looked dark. Оба казались мрачными. |
either | каждый из двух, и тот и другой, один из двух | Either of the examples is correct.И тот и другой пример верен (оба примера верны). |
neither | ни тот, ни другой | Neither of the statements is true.Ни то, ни другое заявление не является правильным |
other | другой, другие | My friend took the othermagazines - Мой друг взял другие журналы. |
another | ещё один, другой (не тот) (с исчисляемыми сущ. в ед. ч) | I need another car. Мне нужна другая машина. |
В русском языке относительные местоимения выполняют функцию союзных слов, соединяя друг с другом части сложноподчиненного предложения. В статье приведены синтаксические и грамматические признаки относительных местоимений с примерами, а также вопросы, на которые они отвечают в предложении.
Относительные местоимения – разряд местоимений по значению, представленный группой слов, которые указывают на предметы, признаки и количество. Относительные местоимения служат для соединения частей сложноподчиненного предложения, выполняют функцию союзных слов. Отвечают на вопросы: Кто? Что? Чей? Какой? Сколько?
Примеры относительных местоимений : кто, что, какой, который, каковой (каков), кой, чей, сколько.
Относительные местоимения в русском языке омонимичны вопросительным местоимениям, поэтому некоторые авторы выделяют их в один вопросительно-относительный разряд местоимений по значению. Кроме того, в ряде учебников к относительным местоимениям также относят местоименные наречия (как, где, когда, откуда и др.).
У относительных местоимений выделяют грамматические признаки рода, числа и падежа:
Единственное число | Множественное число | |||||
М. р. | С. р. | Ж. р. | ||||
И. п. | кто | чей | чье | чья | чьи | сколько |
Р. п. | кого | чьего
которого |
чьей | чьих | скольких | |
Д. п. | кому | чьему
которому |
чьей | чьим | скольким | |
В. п. | кого | чей (чьего)
какой (какого) который (которого) |
чье | чью | чьи (чьих)
какие (каких) которые (которых) |
сколько (скольких) |
Т. п. | кем | чьим | чьей | чьими
которыми |
сколькими | |
П. п. | о ком | о чьем
о котором |
о чьей
о которой |
о чьих
о которых |
о скольких |
Местоимение кто обычно указывает на одушевленный предмет (лицо), местоимение что – на неодушевленный.
(Interrogative and Relative Pronouns):
К ним относятся местоимения:
- who кто - (объектный падеж whom кого, кому)
- what - что, какой
- whose - чей
- which - который
.
Эти местоимения имеют значения и функции как вопросительных местоимений (Interrogative Pronouns) , так и относительных местоимений(Relative Pronouns) .
Сюда же относится относительное местоимениеthat который .
В качестве относительных местоимений who, whom, whose, what и which являются союзными словами и служат для присоединения придаточных предложений к главному предложению.
Употребление вопросительно-относительных местоимений
Местоимение "who (кто)"
относится к лицам. При употреблении who? - кто?
в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего сказуемое употребляется в единственном числе (см. здесь):
При употреблении who
в качестве вопросительного местоимения в функции именной части сказуемого глагол- связка согласуется в лице и числе с существительными или местоимением, которым выражено подлежащее:
При употреблении who
кто, который в качестве относительного местоимения в функции подлежащего сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе:
Who
в качестве относительного местоимения употребляется в обороте it is (was)...who
при выделении подлежащего, обозначающего лицо.
Местоимение whom
является формой объектного падежа местоимения who
. Так же как и who
, местоимение whom
употребляется по отношению к лицам;
Whom
употребляется в качестве как вопросительного, так и относительного местоимения:
Вопросительное местоимение "whom"
с относящимся к нему предлогом соответствует в русском языке местоимению кто в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. Предлог, относящийся к whom
, обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение-после дополнения:
Примечание:
Местоимение "what" в качестве вопросительного местоимения выполняет функцию подлежащего, когда вопрос относится к подлежащему; прямого дополнения, когда вопрос относится к прямому дополнению;
Определения, когда вопрос относится к определению, и именной части сказуемого, когда вопрос относится к именной части сказуемого. Такт образом, в зависимости от того, к какому члену предложения относится вопрос, меняется функция, а также значение местоимения what
.
Глагол-сказуемое при местоимении what
в функции подлежащего употребляется в единственном числе (см также):
- What has happened? - Что случилось?
Глагол-сказуемое
при местоимении what
в функции именной части сказуемого согласуется в числе (и лице). с существительным (или местоимением), являющимся подлежащим предложения:
Местоимение what
в функции дополнения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению что в косвенных падежах без предлогов или с предлогами. Предлог, относящийся к местоимению what
, обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение- после дополнения:
Местоимение what
в функции определения стоит перед существительным, к которому оно относится. Если существительное имеет другие определения, what
ставится перед ними. Когда what является определением существительного, артикль с существительным не употребляется:
Местоимение what
в функции определения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению какой в косвенных падежах с предлогами и без предлогов:
"Which" в качестве вопросительного местоимения
может относиться как к лицам, так и к предметам. Which
имеет значение какой, который (из), кто (из)
и употребляется при выборе из определенного числа лиц или предметов.
Which
в качестве относительного местоимения употребляется в отношении неодушевленных предметов. Обычно which
относится к одному из членов главного предложения и переводится который:
Иногда which
может относиться к дополнению, выраженному местоимением, в состав которого входит элементthing (something и т, д.)
, или ко всему предложению в целом. В этом случае which
переводится словом что
Who, what и which в качестве относительных местоимений в сочетании с наречием ever употребляются для усиления значений местоимений:
- whoever - кто бы (ни)
- whatever - что бы (ни), какой бы (ни)
- whichever - который бы (ни)
Примечание:
В современном английском языке имеется тенденция употреблять вопросительное местоимение who
вместо whom
:
Если whom
в качестве относительного местоимения употребляется с предлогом, то предлог занимает место перед whom:
Более обычен, однако, пропуск относительного местоимения в определительном ограничительном придаточном предложении, причем в этом случае предлог занимает место после глагола:
Местоимение whose
обычно употребляется в отношении лиц. В предложении местоимение whose выполняет Функцию определения и стоит непосредственно перед существительным, к которому оно относится. Артикль
перед существительным в этом случае не употребляется. Whose
в качестве вопросительного местоимения имеет значение чей?
Whose
в качестве относительного местоимения иногда употребляется в отношении неодушевленных предметов:
Местоимение what
относится к неодушевленм предметам*.
Местоимение what
может относится к лицам если выясняете профессия или занятие лица, о котором задается вопрос.
What в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего или прямого дополнения имеет значение что, в функции именной части сказуемого или определения - какой, каков .
AddThis Sharing Buttons
Share to FacebookShare to ViberShare to VkontakteShare to WhatsAppShare to OdnoklassnikiShare to TwitterShare to Google+Share to Избр