Вопросительно относительные местоимения чем являются в предложении. Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения. Местоимения особого склонения

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока : Вопросительно-относительные местоимения.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс : 6

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока :

Обучающая цель:

Сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;

Выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;

Расширить лексический запас учащихся;

Отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Развивающая цель:

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доб рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ ляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план тек ста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргумен ты фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.

2. Объяснительный диктант.

Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им

Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.

Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

1. Беседа.

Назовите известные вам вопросительные местоимения.

Правильно. А где они используются?

Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.

Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:

И. п. – кто?

Р. п. – кого?

Д.п. – кому?

В. п. – кого?

Т. п. – кем?

П. п. – о ком?

По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.

2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.

Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?

Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.

Изменяют вопросительное местоимение по падежам.

Работают с теорией учебника в парах.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Работа с таблицей.

Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.

Склоняется как

Пример местоимения

Предложение, иллюстрирующее пример

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

2. Самостоятельная работа.

Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)

Кто, какой, каков, чей, сколько, что.

3. Коллективная работа.

Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.

Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.

4. Диктант.

Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).

5. Работа с учебником.

1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Упр. 39.

2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.

Упр. 40, 41

3) склонение местоимений.

Упр. 42

4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».

Упр. 43.

Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.

Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.

Работают с предложениями в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.

Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.

Выполняют тренировочные упражнения учебника.

Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.

Склоняют местоимения устно, в парах.

Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Работа с рубрикой «Проверяем себя»

Расскажите об особенностях указательных местоимений.

Как изменяются определительные местоимения?

Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?

Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.

- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.

Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

5) Вопросительные местоимения (Interrogative pronouns ) Данные местоимения используют для образования специальных вопросов.К вопросительным местоимениям относятся:Who - кто?Whom - кого? кому?What - что?Which - который?Whose - чей?1). Отличие между who и whom :Местоимение Who имеет 2 падежа:- именительный падеж who - объективный падеж whom Именительный падеж употребляется в качестве подлежащего:Какой щенок тебе нравится?6) Относительные местоимения (Relative pronouns ) Относительные местоимения употребляются для связи главного предложения с придаточным.К относительным местоимениям относятся:Who - ктоWhom - комуWhose - чейWhich -которыйThat - который1)Who (whom ). Как мы уже знаем, данное местоимение имеет 2 падежа: именительный и объективный. Who используется в качестве подлежащего, а whom - в качестве дополнения.2)Отличие which от who .Местоимение which употребляется с неодушевлёнными предметами и животными.Пример: I like my dress which I `ve bought - Мне нравится моё платье, которое я купила.Местоимение who употребляется с одушевлёнными именами существительными.Пример: This is that man who was there - Это тот мужчина, который был там.3)Местоимение whose . Употребляется с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.Пример: I met Andy whose parents won a prize - Я встретила Энди, у которого родители выиграли приз.7) Взаимные местоимения (Reciprocal pronouns ) К взаимным местоимениям относятся:Each other - друг другаOne another - один другогоEach other относится к двум лицам или предметам.Пример: They hate each other - Они не ненавидят друг друга.One another относится к большему количеству лиц или предметов.Пример: My friend help one another - Мои друзья помогают друг другу.8) Неопределённые и отрицательные местоимения (Indefinite and Negative pronouns )К ним относятся:- Местоимения some и any . Употребляются в значении некоторого количества немного, сколько-нибудь. Используются с неисчисляемыми именами существительными.Some употребляется в утвердительных предложениях.Пример: I have some cards - У меня есть несколько карточек..Any употребляется в вопросительных и отрицательных предложениях.I don`t have any cards?- У меня нет карточек. -Местоимения no и none Местоимение no заменяет конструкцию not ... a (перед исчисляемыми именами существительными в единственном числе) , not ... any (перед неисчисляемыми существительными и перед исчисляемыми существительными во множественном числе).Пример: I have no car - У меня нет машины.В данном примере мы можем сказать I don `t have a car или I have no car . Местоимение no заменяет конструкцию not ...a перед исчисляемым существительным в единственном числе.Пример: We have no sugar - У нас нет сахара.В данном предложении можно сказать We don `t have any sugar или We have no sugar . Местоимение no заменяет конструкцию not ...any (перед неисчисляемым существительным).Местоимение none заменяет исчисляемые существительные в единственном и во множественном числе и неисчисляемые существительные.- Производные местоимения от some /any /no .К данным местоимениям можно прибавлять слова thing (для неодушевлённых существительных), body (для одушевлённых существительных).Something - что-нибудь, что-то (используется в утвердительных предложениях).Пример: I have something for you - у меня есть что-то для тебя.Anything - что-то, что-нибудь (используется в отрицательных и вопросительных предложениях).Пример: Do you have anything for me ? - У тебя есть что-то для меня?Nothing - ничего (используется в отрицательных предложениях)Пример: No , I have nothing for you - Нет, у меня ничего нет для тебя.Somebody - кто-то, кто-нибудь (используется в утвердительных предложениях).Пример: There is somebody in the room - В комнате кто-то естьAnybody - кто-то, кто-нибудь (используется в отрицательных и вопросительных предложениях).-Местоимения much (many), little (few), a little (a few).

Исчисляемые существительные
many (много) much (много)
few (мало) little(мало)
a few(немного) a little(немного)
Much/ Many употребляются:1)в отрицательных предложениях:Пример: We don`t have much time for it - У нас нет для этого много времени.2)в вопросах:Пример: Are there many books on the table? - На столе много книг?3)в конструкциях со значением времени:Пример: I have seen for many times- Мы не виделись много лет.4)в конструкциях as...asПример: I`ll give as much as you wish- Я дам тебе так много, сколько тебе хочется.5)в конструкции not much/not manyв начале предложения:Пример: Not many want it- Не многие хотят этого.В утвердительных предложениях мы употребляем a lot of/ plenty of- много.Пример: I have a lot of cards- Уменямногокарточек. Отличие little/few от a little/ a few: Little/few- мало, недостаточно для чего-то, несут отрицательный смысл.A little/ a few- немного, но достаточно, несут положительный смысл.Сравним:Пример: She has a few toys - У неё несколько игрушек (мало, но достаточно)She has few toys- У неё мало игрушек (мало, не достаточно)- Местоимение one. Используется, чтобы избежать повторения определяемого существительного.Пример: I like these dresses. I think I`ll buy the red one- Мне нравится эти платья, я думаю, я куплю красное.Для того, чтобы не говорить слово платье 2 раза, мы можем заменить его на слово one.9) Определяющие местоимения (Defining pronouns)- Местоимение all: All (всё, все) употребляется с неисчисляемыми существительными и исчисляемыми существительными во множественном числе.ПримерВсешкольникиидутвмузей. Запомни! Артикль the и указательные местоимения ставятся после all.Местоимение all также употребляется в качестве существительного в значении всёПример: My parents know all- Мои родители знают всё.All часто заменяется местоимением everybody.Запомни! All в данном случае используется во множественном числе, а everybody- в единственном. Пример: All are here- ВсездесьEverybody is here- ВсездесьAll часто заменяется местоимением everything.Запомни! All и everything в данном случае используются в единственном числе.Пример: All is ok- ВсёхорошоEverything is ok- Всёхорошо-Местоимение bothПереводится как оба, является определением перед существительным.Запомни! Артикль the и указательные местоимения ставятся после both.Пример: Both the girls like this dress- Обеим девочкам нравится это платье.Both может заменять существительное.Пример: I like these books. I`ll take both- Мне нравятся эти книги. Я возьму обе.В отрицательных предложениях вместо both используется neither.Пример: Both the cars were red- Обе машины были красные.Neither the cars were red- Обе машины не были красными.- Местоимение either/neitherДанные местоимения относятся к двум лицам или предметам.Either -любой, тот или другой, каждый (один из двух)Пример: There are two pens. Take either- Лежит две ручки. Возьмилюбую. Вездецветы. 5) Вопросительные местоимения (Interrogative pronouns )Данные местоимения используют для образования специальных вопросов.К вопросительным местоимениям относятся:Who - кто?Whom - кого? кому?What - что?Which - который?Whose - чей?1). Отличие между who и whom :Местоимение Who имеет 2 падежа:- именительный падеж who - объективный падеж whom Именительный падеж употребляется в качестве подлежащего:Пример: Who wants to be the first? - Кто хочет быть первым? Объективный падеж употребляется в качестве дополнения:Пример: Whom are you waiting for? - Коготыждёшь? 2). Отличие между what и which :Местоимение what может использоваться со значение какой.Пример: What country do you live in ? - В какой стране ты живёшь?Местоимение which употребляется, когда речь идёт о выборе из ограниченного числа лиц и предметов.Пример: Which puppy do you like?- Какой щенок тебе нравится?6) Относительные местоимения (Relative pronouns )Относительные местоимения употребляются для связи главного предложения с придаточным.К относительным местоимениям относятся:Who - ктоWhom - комуWhose - чейWhich -которыйThat - который1)Who (whom ). Как мы уже знаем, данное местоимение имеет 2 падежа: именительный и объективный. Who используется в качестве подлежащего, а whom - в качестве дополнения.Пример: The girl who danced in the club is my friend- Девушка, которая танцевала в клубе, моя подруга. The girl whom we saw in the club is my friend- Девушка, которую мы видели в клубе, моя подруга. 2)Отличие which от who .Местоимение which употребляется с неодушевлёнными предметами и животными.Пример: I like my dress which I `ve bought - Мне нравится моё платье, которое я купила.Местоимение who употребляется с одушевлёнными именами существительными.Пример: This is that man who was there - Это тот мужчина, который был там.3)Местоимение whose . Употребляется с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.Пример: I met Andy whose parents won a prize - Я встретила Энди, у которого родители выиграли приз.I saw the house whose roof is cover with grass- я видел дом, крыша которого усеяна травой. 4)Местоимение that . Употребляется с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, это местоимение можется использоваться вместо местоимения which и whom .Пример: The girl that we saw in the club is my friend- Девушка, которую мы видели в клубе, моя подруга. 7) Взаимные местоимения (Reciprocal pronouns )К взаимным местоимениям относятся:Each other - друг другаOne another - один другогоEach other относится к двум лицам или предметам.Пример: They hate each other - Они не ненавидят друг друга.One another относится к большему количеству лиц или предметов.Пример: My friend help one another - Мои друзья помогают друг другу.8) Неопределённые и отрицательные местоимения(Indefinite and Negative pronouns )К ним относятся:- Местоимения some и any . Употребляются в значении некоторого количества немного, сколько-нибудь. Используются с неисчисляемыми именами существительными.Some употребляется в утвердительных предложениях.Пример: I have some cards - У меня есть несколько карточек..Any употребляется в вопросительных и отрицательных предложениях.Пример: Do you have any cards?- У тебя есть карточки? I don`t have any cards?- У меня нет карточек.-Местоимения no и none Местоимение no заменяет конструкцию not ... a (перед исчисляемыми именами существительными в единственном числе) , not ... any (перед неисчисляемыми существительными и перед исчисляемыми существительными во множественном числе).Пример: I have no car - У меня нет машины.В данном примере мы можем сказать I don `t have a car или I have no car . Местоимение no заменяет конструкцию not ...a перед исчисляемым существительным в единственном числе.Пример: We have no sugar - У нас нет сахара.В данном предложении можно сказать We don `t have any sugar или We have no sugar . Местоимение no заменяет конструкцию not ...any (перед неисчисляемым существительным).Местоимение none заменяет исчисляемые существительные в единственном и во множественном числе и неисчисляемые существительные.Пример: Are there any pens on the table? - No, there are none. - Производные местоимения от some /any /no .К данным местоимениям можно прибавлять слова thing (для неодушевлённых существительных), body (для одушевлённых существительных).Something - что-нибудь, что-то (используется в утвердительных предложениях).Пример: I have something for you - у меня есть что-то для тебя.Anything - что-то, что-нибудь (используется в отрицательных и вопросительных предложениях).Пример: Do you have anything for me ? - У тебя есть что-то для меня?Nothing - ничего (используется в отрицательных предложениях)Пример: No , I have nothing for you - Нет, у меня ничего нет для тебя.Somebody - кто-то, кто-нибудь (используется в утвердительных предложениях).Пример: There is somebody in the room - В комнате кто-то естьAnybody - кто-то, кто-нибудь (используется в отрицательных и вопросительных предложениях).Пример: Is there anybody in the room?-Ec ть кто-нибудь в комнате?Nobody - никто (используется в отрицательных предложениях)Пример: There is nobody in the room- В комнате никого нет. Somewhere - где-нибудь, куда-нибудь, где-то (используется в утвердительных предложениях)Пример: We saw him somewhere - Мы видели его где-то.Anywhere - где-нибудь, куда-нибудь, где-то (используется в вопросительных и отрицательных предложениях)Пример: Have you seen him anywhere?- Ты его видел где-то?Nowhere - нигде (используется в отрицательных предложениях)Пример: I have seen him nowhere - Я его нигде не видел.-Местоимения much (many), little (few), a little (a few). Для того, чтобы понять в чём различие рассмотрим таблицу:
Исчисляемые существительные Неисчисляемые существительные
many (много) much (много)
few (мало) little(мало)
a few(немного) a little(немного)
Much/ Many употребляются:1)в отрицательных предложениях:Пример: We don`t have much time for it - У нас нет для этого много времени.2)в вопросах:Пример: Are there many books on the table? - На столе много книг?3)в конструкциях со значением времени:Пример: I have seen for many times- Мы не виделись много лет.4)в конструкциях as...asПример: I`ll give as much as you wish- Я дам тебе так много, сколько тебе хочется.5)в конструкции not much/not manyв начале предложения:Пример: Not many want it- Не многие хотят этого.В утвердительных предложениях мы употребляем a lot of/ plenty of- много.Пример: I have a lot of cards- Уменямногокарточек. Отличие little/few от a little/ a few: Little/few- мало, недостаточно для чего-то, несут отрицательный смысл.A little/ a few- немного, но достаточно, несут положительный смысл.Сравним:Пример: She has a few toys - У неё несколько игрушек (мало, но достаточно)She has few toys- У неё мало игрушек (мало, не достаточно)- Местоимение one.Используется, чтобы избежать повторения определяемого существительного.Пример: I like these dresses. I think I`ll buy the red one- Мне нравится эти платья, я думаю, я куплю красное.Для того, чтобы не говорить слово платье 2 раза, мы можем заменить его на слово one.9) Определяющие местоимения (Defining pronouns)- Местоимение all:All (всё, все) употребляется с неисчисляемыми существительными и исчисляемыми существительными во множественном числе.Пример: All the pupils go to the museum- Всешкольникиидутвмузей. Запомни! Артикль the и указательные местоимения ставятся после all.Местоимение all также употребляется в качестве существительного в значении всёПример: My parents know all- Мои родители знают всё.All часто заменяется местоимением everybody.Запомни! All в данном случае используется во множественном числе, а everybody- в единственном.Пример: All are here- ВсездесьEverybody is here- ВсездесьAll часто заменяется местоимением everything.Запомни! All и everything в данном случае используются в единственном числе.Пример: All is ok- ВсёхорошоEverything is ok- Всёхорошо-Местоимение bothПереводится как оба, является определением перед существительным.Запомни! Артикль the и указательные местоимения ставятся после both.Пример: Both the girls like this dress- Обеим девочкам нравится это платье.Both может заменять существительное.Пример: I like these books. I`ll take both- Мне нравятся эти книги. Я возьму обе.В отрицательных предложениях вместо both используется neither.Пример: Both the cars were red- Обе машины были красные.Neither the cars were red- Обе машины не были красными.- Местоимение either/neitherДанные местоимения относятся к двум лицам или предметам.Either -любой, тот или другой, каждый (один из двух)Пример: There are two pens. Take either- Лежит две ручки. Возьмилюбую. On either side of the street you can see flowers- Накаждойсторонеулицытыможешьувидетьцветы. Neither - ни тот, ни другой.Пример: Neither of the boys are right- Никто из мальчиков не прав.Существуют конструкции:Either...or - или... илиПример: He is either a doctor or either a vet- Онлибодоктор, либоветеринар. Neither...nor- ни...ниПример: Neither my friend nor I like this car- Ни моему другу, ни мне не понравилась эта машина.-Местоимения other/anotherOther - другой (иной). Используется в единственном и во множественном числе.Пример: Give me please other books- Дайте мне пожалуйста другие книги.The other- другой (один из двух)Пример: The car is on the other side of the street- Машинанадругойсторонеулицы. Another- другой (ещё один, дополнительный). Используется только в единственном числе.Пример: Give me please another book- Дайте мне пожалуйста другую книгу. (ещё одну книгу)Another (другой). Не используется с конкретным предметом.Пример: We try to do it another day- Мы попробуем сделать это в другой деньAnother- определение значения второйПример: She is another Madonna- Она вторая Мадонна.- Местоимения each/everyEach- каждый. Употребляется с ограниченным числом лиц или предметовЗапомни! После each артикль the не употребляется.Пример: Each girl wants to be married- Каждая девушка хочет выйти замуж.В сочетании с предлогом of заменяет существительное.Пример: Each of us wants to be rich- Каждый из нас хочет быть богатым.Every- каждый, всякий.Употребляется с неограниченным количеством лиц или предметов. Является определением перед исчисляемыми существительными в единственном числе.Запомни! После every артикльне употребляется.Пример: I go to school every day- Я хожу в школу каждый день.- Производные от местоимения everyEverything- всёПример: Everything is going to be alright- ВсёбудетхорошоEverybody- всеПример: Everybody wants to be here- ВсехотятбытьздесьEverywhere- вездеПример: There are flowers everywhere- Вездецветы.

Вопросительные и относительные местоимения совпадают по форме. Первые используются для постановки вопросов, а вторые для присоединения придаточного предложения к главному.

Вопросительные местоимения Относительные местоимения
who? кто? who который; тот, кто; тот, который
whose? чей? whose которого
whom? кого? whome которого, кого
by whom? кем? by whome которым, кем
with whom? (с) кем? with whom (с) которым, (с) кем
what? что?, какой? what что; то, что
about what? о чём? about what о том, что
which? который? which который, которого
which of? кто, который из?
that который, которые
Если в главном предложении речь идет о человеке, то в придаточном используется who, whome, whose, в остальных случаях употребляется which. Местоимение that может употребляться в любом случае.

Примеры:

What do you want? – Что ты хочешь?

That is not what I want. – Это не то, что я хочу.

The dog which you gave me ran away. – Собака, которую ты мне подарил, убежала.

Which of these stories do you like better? Который из этих рассказов вам нравится больше?

I see the man that I know. Я вижу человека, которого я знаю.

Взаимные местоимения

Неопределенные и отрицательные местоимения и их производные.

Неопределенные местоимения используются, когда вы не знаете или не хотите точно назвать некое лицо. Они обозначают неопределенный объект или объекты.

Отрицательные местоимения служат для передачи в предложении значения отрицания.

Значение неопределенных местоимений и перевод их на русский язык зависят от того, в каком предложении они употребляются – в утвердительном, вопросительном или отрицательном.

Местоимения + thing + body, one + where Употребление
some некоторый, какой-то, какой-нибудь, несколько something что-то, что-нибудь somebody, someone кто-то, кто-нибудь somewhere где-то, куда-то, где-нибудь, куда-нибудь В утвердительных предложениях
any 1) любой, всякий 2) какой-нибудь anything 1)всё 2)что-то, что-нибудь anybody, anyone 1) всякий, всё 2) кто-то, кто-нибудь anywhere 1) везде 2) где-нибудь, куда-нибудь 1) в утвердительных 2) в вопросительных
no=not any никакой ни один nothing not anything ничто, ничего nobody, no one not anybody none никто nowhere not anywhere нигде, никуда В отрицательных предложениях
every всякий, каждый everything всё everybody, everyone все everywhere везде, повсюду В утвердительных, отрицательных, в вопросительных

Количественные местоимения


Количественные местоимения выражают значение неопределенного числа или количества. Употребление этих местоимений зависит от разряда существительных, с которыми они сочетаются.

Другие местоимения

all весь, вся, все, всё Не was busy all the time - Он был занят все время.
each каждый (в отдельности) Each group numbers twenty-five students - В каждой группе насчитывается двадцать пять студентов.
both оба Both looked dark. Оба казались мрачными.
either каждый из двух, и тот и другой, один из двух Either of the examples is correct.И тот и другой пример верен (оба примера верны).
neither ни тот, ни другой Neither of the statements is true.Ни то, ни другое заявление не является правильным
other другой, другие My friend took the othermagazines - Мой друг взял другие журналы.
another ещё один, другой (не тот) (с исчисляемыми сущ. в ед. ч) I need another car. Мне нужна другая машина.

В русском языке относительные местоимения выполняют функцию союзных слов, соединяя друг с другом части сложноподчиненного предложения. В статье приведены синтаксические и грамматические признаки относительных местоимений с примерами, а также вопросы, на которые они отвечают в предложении.

Относительные местоимения – разряд местоимений по значению, представленный группой слов, которые указывают на предметы, признаки и количество. Относительные местоимения служат для соединения частей сложноподчиненного предложения, выполняют функцию союзных слов. Отвечают на вопросы: Кто? Что? Чей? Какой? Сколько?

Примеры относительных местоимений : кто, что, какой, который, каковой (каков), кой, чей, сколько.

Относительные местоимения в русском языке омонимичны вопросительным местоимениям, поэтому некоторые авторы выделяют их в один вопросительно-относительный разряд местоимений по значению. Кроме того, в ряде учебников к относительным местоимениям также относят местоименные наречия (как, где, когда, откуда и др.).

Грамматические признаки относительных местоимений

У относительных местоимений выделяют грамматические признаки рода, числа и падежа:

  • Местоимения какой, который, чей, кой, каковой изменяются по родам, числам, падежам. Местоимение каковой также имеет краткие формы.
  • Местоимения кто, что, сколько изменяются только по падежам.
Единственное число Множественное число
М. р. С. р. Ж. р.
И. п. кто чей чье чья чьи сколько
Р. п. кого чьего

которого

чьей чьих скольких
Д. п. кому чьему

которому

чьей чьим скольким
В. п. кого чей (чьего)

какой (какого)

который (которого)

чье чью чьи (чьих)

какие (каких)

которые (которых)

сколько (скольких)
Т. п. кем чьим чьей чьими

которыми

сколькими
П. п. о ком о чьем

о котором

о чьей

о которой

о чьих

о которых

о скольких

Местоимение кто обычно указывает на одушевленный предмет (лицо), местоимение что – на неодушевленный.

(Interrogative and Relative Pronouns):

К ним относятся местоимения:

- who кто - (объектный падеж whom кого, кому)
- what - что, какой
- whose - чей
- which - который
.

Эти местоимения имеют значения и функции как вопросительных местоимений (Interrogative Pronouns) , так и относительных местоимений(Relative Pronouns) .

Сюда же относится относительное местоимениеthat который .

В качестве относительных местоимений who, whom, whose, what и which являются союзными словами и служат для присоединения придаточных предложений к главному предложению.

Употребление вопросительно-относительных местоимений

Местоимение "who (кто)" относится к лицам. При употреблении who? - кто? в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего сказуемое употребляется в единственном числе (см. здесь):

При употреблении who в качестве вопросительного местоимения в функции именной части сказуемого глагол- связка согласуется в лице и числе с существительными или местоимением, которым выражено подлежащее:

При употреблении who кто, который в качестве относительного местоимения в функции подлежащего сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе:

Who в качестве относительного местоимения употребляется в обороте it is (was)...who при выделении подлежащего, обозначающего лицо.
Местоимение whom является формой объектного падежа местоимения who . Так же как и who , местоимение whom употребляется по отношению к лицам;
Whom употребляется в качестве как вопросительного, так и относительного местоимения:



Вопросительное местоимение "whom" с относящимся к нему предлогом соответствует в русском языке местоимению кто в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. Предлог, относящийся к whom , обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение-после дополнения:

Примечание:

Местоимение "what" в качестве вопросительного местоимения выполняет функцию подлежащего, когда вопрос относится к подлежащему; прямого дополнения, когда вопрос относится к прямому дополнению;

Определения, когда вопрос относится к определению, и именной части сказуемого, когда вопрос относится к именной части сказуемого. Такт образом, в зависимости от того, к какому члену предложения относится вопрос, меняется функция, а также значение местоимения what .
Глагол-сказуемое при местоимении what в функции подлежащего употребляется в единственном числе (см также):

- What has happened? - Что случилось?

Глагол-сказуемое при местоимении what в функции именной части сказуемого согласуется в числе (и лице). с существительным (или местоимением), являющимся подлежащим предложения:

Местоимение what в функции дополнения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению что в косвенных падежах без предлогов или с предлогами. Предлог, относящийся к местоимению what , обычно занимает место после глагола, а если есть дополнение- после дополнения:

Местоимение what в функции определения стоит перед существительным, к которому оно относится. Если существительное имеет другие определения, what ставится перед ними. Когда what является определением существительного, артикль с существительным не употребляется:

Местоимение what в функции определения в сочетании с предлогами соответствует в русском языке местоимению какой в косвенных падежах с предлогами и без предлогов:

"Which" в качестве вопросительного местоимения может относиться как к лицам, так и к предметам. Which имеет значение какой, который (из), кто (из) и употребляется при выборе из определенного числа лиц или предметов.

Which в качестве относительного местоимения употребляется в отношении неодушевленных предметов. Обычно which относится к одному из членов главного предложения и переводится который:

Иногда which может относиться к дополнению, выраженному местоимением, в состав которого входит элементthing (something и т, д.) , или ко всему предложению в целом. В этом случае which переводится словом что

Who, what и which в качестве относительных местоимений в сочетании с наречием ever употребляются для усиления значений местоимений:

- whoever - кто бы (ни)
- whatever - что бы (ни), какой бы (ни)
- whichever - который бы (ни)

Примечание:

В современном английском языке имеется тенденция употреблять вопросительное местоимение who вместо whom :

Если whom в качестве относительного местоимения употребляется с предлогом, то предлог занимает место перед whom:

Более обычен, однако, пропуск относительного местоимения в определительном ограничительном придаточном предложении, причем в этом случае предлог занимает место после глагола:

Местоимение whose обычно употребляется в отношении лиц. В предложении местоимение whose выполняет Функцию определения и стоит непосредственно перед существительным, к которому оно относится. Артикль перед существительным в этом случае не употребляется. Whose в качестве вопросительного местоимения имеет значение чей?

Whose в качестве относительного местоимения иногда употребляется в отношении неодушевленных предметов:

Местоимение what относится к неодушевленм предметам*.
Местоимение what может относится к лицам если выясняете профессия или занятие лица, о котором задается вопрос.

What в качестве вопросительного местоимения в функции подлежащего или прямого дополнения имеет значение что, в функции именной части сказуемого или определения - какой, каков .

AddThis Sharing Buttons

Share to FacebookShare to ViberShare to VkontakteShare to WhatsAppShare to OdnoklassnikiShare to TwitterShare to Google+Share to Избр