Пропаганда потребительства в сми. Вещизм: система, которая выедает нас изнутри Смотреть что такое "Потребительство" в других словарях

Потребление - использование природных и искусственных вещей. Человеческое потребление имеет одну особенность: оно как правило одноразовое, причем заметна тенденция к постоянному снижению срока пользования вещами. Цивилизация "породила" миллионы нужных и ненужных вещей, которые при своем изготовлении требуют природных материалов. То есть пользуясь вещью, мы осуществляем вторичное потребление. Даже если вещь ни разу не использовалась - природные богатства были затрачены на её производство. Потребление искусственное не похоже на потребление естественное - оно не регулируется природной средой и потребностями организма. Потребление стремится к бесконечности. И это не всё. Само потребляющее человечество растет. Происходит настоящий взрыв потребления. Как будто этого мало. Потребительство возводится в культ, становится одним из основных мотивов поведения. Потребительство - сознательное увеличенное потребление сверх нужного (диктуемого потребностями), погоня за вещами, приобретательство ради приобретательства. Чем ближе к потребительству, тем меньше используются изготовленные и приобретаемые вещи. Сразу замечу, что неразумно ограничивать рассмотрение потребительства индивидом и призывать каждого к довольству малым. Мы часто приобретаем вынужденно, под давлением социальной среды и требований государства. Кроме того, потребление вовсе не ограничивается индивидом.

Человек не только берет у природы слишком много, беда в том, что он почти ничего не возвращает. Есть гипотеза, что земная биомасса стабильна по величине. Но если и так, неизменность была прервана человеком. Сжигая растительность (древесину, в частности), животные останки, биоотходы, человек выводит большую часть биомассы из природного круговорота. Меняется и соотношение: доля человеческих существ в биомассе растет. И один из основных способов "захоронения" человеческих трупов (если можно так выразиться) - сожжение. Потребление не автоматически ведет к потребительству, но у человека потребление определяется не потребностями, а потому неизбежно превращается в потребительство. В отличие от грабежа, здесь нельзя говорить о неправильной стратегии поведения. Человек может приобретать на результаты своего труда, точнее заработок. Изначально потребление и приобретение вызваны необходимостью, но даже бедные люди необходимостью никогда не ограничиваются. Если же говорить о цивилизации и культуре в целом - они расточительны. Невозвращение биомассы - только один из примеров расточительности. Человек может проиграть и пропить всё своё состояние - вот пример индивидуальной расточительности. Все люди могут промотать природное богатство, которым можно пользоваться миллионы лет, за несколько столетий. Потребительство ведет к истощению, порой быстрому.

Потребительству следует противопоставить не экономию, а простую жизнь. Потребление, основанное на потребностях - поддерживает жизнь, потребительство жизнь угнетает. Уже не искусственные вещи служат жизни, а она тратится на их изготовление, приобретение, использование. Помимо расточительства, потребительское поведение нерационально. И мы находим расточительство и путаницу как на уровне индивида, так и на уровне крупных социальных объединений, особенно в государстве. Большое количество вещей и продуктов пропадает на складах, при транспортировке, в авариях и катастрофах. Каждый может потреблять меньше и отказаться от потребительства как стиля жизни. Поменяет ли это что-то в большом масштабе? Совсем ничего, пусть даже таких людей будут тысячи. Потребительство стало эталоном, человека, не принимающего его воспринимают как ненормального. Если под нормой понимать общепринятое, то отвергающие потребительство (не потребление!) аномальны. Но если говорить о здравом разуме, то как раз они только нормальны. Потребительство можно интерпретировать как манию, болезнь. Лечиться от неё нужно прежде всего для самого себя. В ситуации, когда движение человечества определяется цивилизацией, бороться против окружающего нас потребительства бесполезно. Но осознавать исходящую от него опасность нам необходимо.

Алёна и Юрий Виндт

Потребительское отношение к материальному миру

Потребительство - игра «в одни ворота». Цель потребительского существования - создание себе максимально комфортных условий любой ценой, даже ценой собственной жизни. Ведь постоянное притекание энергий в виде вещей, денег и т. д. распирает маленький мирок, пока тот не лопается, как воздушный шар. Взамен потребитель ничего не даёт окружающему миру.

Основа потребительства - признание собственной обездоленности, слабости и беспомощности, и получение удовольствия от нахождения в этих состояниях. Делать ничего не надо, ведь заранее известно, что ничего не получится. А другая сторона этого комплекса неполноценности - громадная претензия на важность и исключительность своей персоны. Так что окружающие должны осознать, какое им выпало счастье - жить рядом с потребителем и, естественно, исполнять все его прихоти и желания. Потребительское отношение приводит к Долгам. Долги ограничивают возможности человека, постоянно указывая ему на необходимость изменений.

Долг - страж материального Мира, который не даёт потребительству расцветать пышным цветом. Люди ощущают Силу данных обязательств и работают с ними, то есть долги отдают, а обещания выполняют. Невозвращенный Долг - канал, по которому утекает Жизненная Сила. Кроме того, по такому каналу в любой момент у вас могут потребовать энную сумму, и хорошо, если только ту, которую вы задолжали.

Вместо потребительского отношения Человек выстраивает с материальным Миром взаимодействие по принципу сотрудничества и целесообразности. То есть он знает, с какой целью совершает то или иное действие, а вещи наполняет содержанием, и они выполняют свою задачу, усиливая Быт и Социум. Человек излучает Благодарность окружающему, т. к. именно материальный Мир дарит пришедшему сюда физическое тело, способное действовать, творить и созидать.

Махмутов Гамиль

Потребительство, или «Брат-2»

Хотите узнать, что на самом деле является потребительством? Нет? А!!! Значит, вы боитесь, что вас могут разоблачить! Вот скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите на занятия? Знания получать? Хорошо! А ещё для чего? Заниматься? Здорово!!! А как вы думаете, опытом надо делиться? А когда вы последний раз делились опытом?

Представьте себе такую картину: молодой человек проснулся утром и обнаружил, что у него нет нормальной пары носков. В ванной лежат его грязные носки, в шкафу лежат чистые, но дырявые. Что же делать? - Ладно, возьму у своего брата пока, потом отдам как-нибудь. С этими словами он незаметно пробирается в комнату брата и берёт носки из его шкафа. Но оказывается, тот не спал, а просто лежал с закрытыми глазами. И когда первый братан забрался в шкаф - второй брат тихонечко спросил: «Ну и чего ты там забыл?». Но тот не растерялся: «А помнишь, ты надел мою шапку и ничего не сказал?! Так вот, настало время восстановить справедливость!» - сказав так, он внаглую взял носки своего брата и ушёл в свою комнату. Брат-2, конечно же, не стал терпеть такой наглости и пошёл на разборки! Далее были слышны лишь крики, шум, грохот и возня…

Брат № 1 поленился постирать и зашить свои носки, и воспользовался чужими. Затем, когда его цапнули, нагло оправдался (хотя такому поступку нет оправдания) и продолжил своё чёрное дело.

Это отдалённо напоминает то, что происходит на наших занятиях. Да-да!!! Вы пришли на занятие, получили знания. На следующее занятие вы приходите так же получать знания, не воспользовавшись первичными. К примеру, у вас дома или на работе появились какие-то проблемы (в случае с братьями это оказались грязные носки). Вы знаете, как справиться с проблемами, но предпочитаете рассказывать об этом другим, чтобы те приняли за вас решение или даже совершили какое-то действие. Вы это оправдываете «дружескими отношениями». И даже если вы понимаете, что поступаете нехорошо, всё равно продолжаете потреблять своего друга, либо инструктора (вообще-то, настоящий инструктор не позволит этого), убеждая себя в правильности своих действий. Возможно, вы считаете, что у вас есть большая внутренняя сила, раз вам удаются манипуляции тем или иным человеком, но на самом деле вами руководит какое-то качество и, манипулируя в первую очередь вами, использует других людей. Получается, что у вас не хватает сил даже справиться с самим собой и остановить это позорище! Может быть, громко сказано, но верно! И знайте, что якобы решив эту ситуацию (проблему), вы не приобрели никакого опыта, кроме опыта потребления. И эта ситуация к вам снова вернётся, потому что вы по-настоящему не решили проблему, а Силы снова вам подсунут такую «бяку», но в более пикантном варианте. И что будет, если не окажется рядом того человека, кем вы воспользовались в прошлый раз? Да к тому же, вдруг тот самый человек тоже решит воспользоваться вашей помощью в этот неподходящий момент и придёт к вам уже со своей проблемой. Вы же не будете рисковать своими дружескими отношениями, не так ли?

Есть такая закономерность: как вы относитесь к окружающему миру, так и он относится к вам. Если вы видите, что у кого-то трудности в чём-то и помогаете справиться с ними, то и вам помогут в трудную минуту. Но это не значит, что надо делать всё за других - стирать и штопать носки!!! Иначе вас могут неправильно понять и вместо вас пойдут на свидание с вашей девушкой!

Если же вы ничего не делаете при виде того, как другие мучаются, запутавшись в своих проблемах, то при возникновении проблем у вас всем так же будет наплевать. Если же вы постоянно пользуетесь чужими вещами, идеями, силами и т. д., создавая другим проблемы, то поразмышляйте, откуда у вас столько проблем.

Итак, выбор за вами…

Добрый день, друзья.

Сегодня расскажу вам, что я думаю по поводу той модели общества,в которой все мы с вами проживаем. Накопилось много мыслей, поэтому сразу говорю — статья будет длинноватая. Но я очень надеюсь, что вы все же прочитаете ее и потом сами выскажетесь в ответ в комментариях.

Мы с вами живем в обществе потребления. В воздухе вокруг нас циркулирует особый «вирус», вызывающий тяжелый недуг – синдром потребительства. Мы все являемся носителями этого «вируса», а некоторые уже давно тяжелы больны. Такие люди имеют главную цель в жизни — покупать, покупать, покупать. И чем больше — тем лучше.

Наиболее тяжелый вариант этого синдрома – потреблядство. Это крайний вариант такого недуга. Страдающие им покупают все подряд. От скуки, или потому что такое же есть у соседа, а иногда в качестве ритуала в честь окончания рабочей недели. Когда же кончаются свои деньги, берутся кредиты.

Большинство из нас не задумывается об этой болезни. Мы уже привыкли к ней. А жаль.

Так было не всегда.

В России свое общество потребления появилось в 90-х годах прошлого века. «Свежий ветер перемен» тогда занес к нам тот злополучный «вирус», сформировавший из нас отъявленных потребителей (и потреблядей). Это было сделать несложно. Тотальные дефициты советского времени формировали у людей желание зажить так, как за «железным занавесом». И когда он опустился, и в наш мир хлынули красивые заграничные товары, всё это мы встретили с распростертыми объятиями.

Идея заставить народ тратить свои деньги, а не держать их в своих закромах родилась в середине XX века. Как вы думаете, где? Правильно — в Америке. После Второй Мировой там начался экономический подъем. Безработицы практически не было. Люди стали богатеть как на дрожжах. Вот тогда в государственных верхах (читай – в промышленно-финансовой элите) появилась и усиленно стала продвигаться в массы идея жизненных стандартов, ставшая фундаментом того общества потребления, которое мы имеем сейчас.

Изо всех телевизоров и радио зазвучал лозунг, призывающий американцев тратить деньги по максимуму и таким образом поддерживать экономику своей страны. Это дало толчок небывалому росту кредитования. Кредитные карточки появились у всех и каждого, а покупка дома в кредит стала нормой для американского общества. Чтобы успешно пользоваться всеми необходимыми благами, каждый американский студент обязательно должен завести себе первую в жизни кредитку и начать нарабатывать себе кредитную историю. А если нет, то потом уже сложнее будет взять кредит на дом, на машину и т.д. В общем, труднее будет вписаться в навязанные жизненные стандарты американского общества.

Постепенно идеология потребления распространилась из США на всю Европу и другие страны мира. Как следствие, во второй половине XX века расходы на потребление по всему миру стали выше в 4 раза. Теперь и мы уже не отстаем от них.

Что же плохого в том, что мы стремимся жить лучше? Да абсолютно ничего! Это вообще естественное желание человека. Никто не хочет жить в пещере или в шалаше. Но жить ради того, чтобы потратить деньги, делать из похода в магазин ритуал, возводить процесс потребления в ранг культа – вот что плохо. И это наводит на мысли, а действительно ли это того стоит?

Жизненный успех мы определяем только как обладание теми или иными материальными благами. Для многих это вообще слова синонимы. Поэтому уже с раннего детства в ребенка закладываются потребительские установки. Ты должен выучиться, заработать много денег, купить крутую машину, престижное жилье и сопутствующую атрибутику в него. Это для начала. Чтобы получить статус. А потом развиваться в этом же потребительском направлении. Отдыхать на соответствующих своему непростому статусу курортах. Купить яхту и дом в Испании. Ну и т.д. Вот такой жизненный стандарт, к которому начинает стремиться человек. А если кто-то не следует этому стандарту, у кого просто другие интересы или кто просто не достигает их по какой-то причине, тот лузер. Неудачник.

Какая там духовность и саморазвитие? Хотя может показаться, что всё это у нас в обществе есть. Есть религии, всевозможные проповедники и высокодуховные люди, пишущие книги с правильными мыслями о том, что все вокруг прах и тлен, и что надо углубить свой взор внутрь себя. Но какая у них реальная цель, как вы думаете?

Действительно ли они по-настоящему хотят построить общество, свободное от навязанных коммерческих идей. С простым жизненным укладом. С обычными, но качественными и функциональными вещами. С людьми без денежных значков вместо глаз. С людьми, которые имеют какие-то более высокие жизненные ценности. А не просто заведенные роботы, которые пашут с утра до вечера, чтобы хватило на летнюю поездку на отдых, и чтобы было чем платить по кредиту.

В этом ли настоящая цель этих «духовных вещателей»? Что-то мне подсказывает, что они – такой же коммерческий продукт нашего общества потребления. Они такие же потребители. Просто выбрали в качестве инструмента заработка идеи духовного развития. Вот и все.

Я бы им, может быть, поверил, если бы хоть кто-то из них показал, как он сам живет по этим принципам, которые проповедует. Где они, эти «жемчужины духовности», готовые жить жизнью, свободной от потребительства?

Несмотря на всё, некоторые находят в таком потребительском общественном укладе какие-то плюсы. Например, говорят, что это лучшая модель для прогресса в науке и технике. Так ли это на самом деле?

Слышали, что такое запланированное устаревание? Это когда производители специально используют в своих продуктах такие компоненты или технологии, чтобы их продукт проработал не слишком долго. Как понимаете, такой фокус увеличивает продажи и их прибыли. Запланированно увеличивает. То есть речь не идет об использовании каких-то прорывных супертехнологий. Технологий, которые смогут сделать продукт реально долговечным и качественным. Не это, блин, важно! Если, например, телефон будет работать десятилетиями и не ломаться, какая уж тут прибыль? Это не выгодно. Коммерческий интерес – вот что на первом месте.

Так и в науке. Какие проекты отбираются для финансирования? Только те, которые дадут максимальный денежный выхлоп. И не важно, что не эти разработки принесут людям наибольшую пользу, а другие, на которые коммерческий глаз корпораций даже не упал. К примеру, развивается ли на самом деле альтернативная энергетика, которая не загаживает окружающую среду, или это просто пустые декларации? Пока есть нефть и газ, скорее всего, второе.

Еще защитники потребительства говорят, что такой общественный уклад делает экономику более стабильной, а человека делает свободным. Оно и видно. Посмотрите в каком «интересном месте на букву Ж» находится мировая экономика после последних кризисов. Модель развития, ориентированная на потребление, дала жесткий сбой, друзья.

А с таким потреблением природных ресурсов, которые, по большей части, являются невосполнимыми, они будут стремительно заканчиваться и их просто будет негде взять для бесконечно продолжающегося роста. Здесь, кстати, скорее всего, скрывается источник огромных наших бед. Они еще ожидают человечество в будущем. Имею в виду битву за дефицитные природные ресурсы. Заварушка будет еще та.

Ну а о свободе человека в условиях общества потребления вообще говорить смешно. Какая свобода, если надо каждый день вставать ни свет, ни заря и идти пахать на задолбавшую в конец работу. Не один час добираться по пробкам, стоять в душном вагоне метро или автобусе. Летом и зимой. Чтобы 1 раз в год на 10 дней съездить «оторваться» где-нибудь в отпуске.

После таких ежедневных испытаний кто задумывается о том, правильно ли он живет и ради чего это вообще надо? На что силы остаются? Телек, фильм по компьютеру, пивасик в друзьями. Этого достаточно? И это свобода, которую обеспечивает нам общество потребления?

Так есть ли плюсы у модели общества потребления и синдрома потребительства? Смею утверждать, что они есть только для крупного капитала. В долгосрочной перспективе для нас с вами ничем хорошим это не закончится. Будут войны за ресурсы, засранная природа, люди-зомби. Надеюсь, что не как в «Ходячих мертвецах», а в смысле отупения и деградации. Хотя все может быть, что и по-настоящему, учитывая коммерческие разработки фармацевтических концернов и военных.

И еще. Не странно ли? Вроде бы, все эти материальные удовольствия должны делать нас счастливее год от года. Многочисленные опросы и исследования показывают обратную картину. Всякие индексы человеческого счастья, которые выводят ученые, говорят о неуклонном их снижении. Мы становимся все менее счастливыми. Замороченными добыванием материальных благ.

Некоторые из нас уже начинают это осознавать. Возникают общественные движения, которые не просто пропагандируют простой образ жизни, свободный от излишнего потребления. Эти люди и в самом деле придерживаются иных правил в жизни. Например, дауншифтеры.

Есть примеры, когда успешные (в понимании морали общества потребления) люди все бросали, продавали свой феррари, и уезжали искать смысл жизни и свое счастье вне нашего больного общества. И находили, кстати.

Думаю, что пока единственный способ побороть в себе отъявленного потребителя (и потреблядя) – это осознание. Нужно попытаться понять себя. А нужно ли мне столько вещей? А нужно ли брать кредит, чтобы купить плазму на полстены или новый гаджет с функциями, которыми воспользуешься, может, один раз в жизни, когда будешь изучать этот гаджет. Осознать – это значит расставить приоритеты и, возможно, найти для себя какой-то собственный, альтернативный путь в жизни. Путь без навязанных нам стереотипных жизненных стандартов.

Я никого не призываю становиться дауншифтером, все бросать и ехать в Тибет петь мантры. Я всего лишь хотел, чтобы мы задумались над тем, как мы живем, и какие могут быть последствия от такой модели жизни.

Почему то я уверен, что рано или поздно все равно потребительской модели общества настанет конец. А если я ошибаюсь, конец будет ждать все человечество. В его человеческом облике. Оболочка, возможно, и останется. Но в душе все умрет и сгниет окончательно.

Друзья, вот такой поток сознания вывалил на вас. Все это было написано практически на одном дыхании. Практически ничего не редактировал. Очень надеюсь, что вас затронула эта тема, и вы выскажете свои соображения на сей счет в комментариях.

Думайте и управляйте своей жизнью.

9 комментариев на «Потребительство и потреблядство | Есть ли альтернатива у общества потребления?»

    Приветствую, Юрий! Отличная статья! Нравиться подача и название статьи! Очень смело и откровенно, этого Нам так часто не хватает, посмотреть на себя со стороны. Каждый современный человек имеет понятие о потреблении и кредитах, но верное представление лишь у единиц! Что тут говорить, банк имеющий миллиард может создать ценных бумаг на 10 миллиардов из воздуха, играя с потребителем как кошка с мышкой! Исход противостояния заведомо понятен, Мы в долгах по гроб жизни своей, а так называемая элита одним пальчиком управляет странами и возможно всей планетой. Все бояться получить ярлык «неудачника», поэтому пашут с лозунгом «не хуже чем у других»! Надеюсь Ваша статья для многих читателей будет «просветлением»! Сам же я веду достаточно аскетичной образ жизни, довольствуюсь малым, чтобы не потерять большее… Желаю успехов! С уважением Рубен Хуснутдинов.

    • Рубен, спасибо за отзыв. К сожалению, Системе выгодно иметь нас в прямом и переносном смысле. А чтобы это было возможно, достаточно, чтобы вкусная красная и хрустящая морковка все время маячила перед нашим носом. Лично я давно разлюбил морковку. Вы, Рубен, очевидно тоже. Это радует.

    Понравилась ваша статья. Сейчас действительно все хотят того, что есть у других, или даже то, что диктует мода. Модно менять айфон каждые полгода? Значит будут менять на свежую модель. Когда он только выходит все просто как сумашедшие бегут за новыми моделями покупать их по бешенной цене, хотя через месяц эта модель будет стоить уже раза в два дешевле.

    • Дмитрий, согласен. Мы не находим внутри себя опоры — внутреннего счастья. Поэтому пытаемся заместить эту пустоту внешними атрибутами. Только они тоже не приносят желаемого. Ну, может, чуть-чуть, пару дней после покупки. А дальше — все возвращается снова.
      Что делать? Разбираться в себе, в своих истинных желаниях. Искать счастье внутри себя, а не снаружи. Искать себя и свое истинное предназначение. Как бы ни банально это звучало.

    «Почему то я уверен, что рано или поздно все равно потребительской модели общества настанет конец.»
    Вашу уверенность в гибели «потребительской модели» разделяют многие граждане, если не сказать, большинство. Только, позволю себе уточнение — это не «потребительская модель общества» (это частность от более общего, имеющего прикладное значение существенно шире и глубже), а проявление и реализация оккупационных принципов управления обществом, лежащих в основе действующей модели развития, навязанной нам в 1993 году с принятием последней Конституции РФ, как нашей страны, так и во всем мире.
    И, если мы не откажемся от ныне действующей модели развития, нас будут преследовать бесконечные кризисы и глобальные конфликты, логическим итогом чему и будет, как Вы выразились: «Конец будет ждать все человечество».
    В этой связи, позволю облечь в слова две своих мысли:
    1. Единство нации не может наступить «само собой», лишь по результатам декларируемых, издревле известных, традиционных христианских постулатов, и оно не может быть реализовано в обществе без Веры, Веры в Человека, Веры в ближнего своего, как созданных волей Всевышнего по единому Образу и Подобию Божию. А, это, уже относится к области духовно-нравственного воспитания личности и, как следствие, к необходимости создания в этой сфере общественных взаимоотношений светского государства, неких Правил (порядка, кодекса) на законодательном уровне, определяющих единую идеологию поведения граждан.

    2. Патриотизм, как категория нравственности, являющийся, по своей сути, неделимой функцией конституционного понятия «носителя суверенитета и единственного источника власти» в стране, не может быть, исключительно, декларативно-виртуальным определением общенациональной идеи. В решении безусловной задачи обеспечения экономического суверенитета государства и, следовательно, его динамичного, поступательного развития, патриотизм, для каждого гражданина, должен быть законодательно обеспечен (закреплён) правом и возможностями распоряжения его (гражданина) долей в общенародном имуществе, но, без права выдела и отчуждения в натуре, этой, своей доли в праве общей собственности. Каждый гражданин должен иметь возможность, через соответствующий механизм, «осязать» и пользоваться своей долей, чтобы по жизни знать и понимать, в чем конкретно состоит его интерес и, какую часть в общем суверенитете страны он должен, и будет защищать и отстаивать от внутренних и внешних посягательств.
    При соответствующей проработке, подготовке и соблюдении этих условий мы сможем отказаться от действующей, оккупационной системы управления и перейти на доверительные принципы, что и позволит встать на путь динамичного развития.

    Юрий, Вы написали очень верно. Человек втянут в гонку потребления, зачастую, против своей воли. Действительно, производители выпускают товар с определённым сроком службы. И товар, отработав этот срок, выходит из строя. А когда -то, угольные утюги передавались по наследству. Сегодня,вряд ли, кто то станет пользоваться угольным утюгом. Прогресс не остановить. Но не все включаются в гонку за новомодными фишками. Должна быть осознанная необходимость в потреблении. Но как её достичь?

    • Наталья, я уже говорил, что это вирус. Он вокруг нас и мы давно заражены. Что мы можем сделать во время эпидемии гриппа, например?
      1. Сделать заранее прививку. Но в случае с вирусом потребительства это уже не поможет, потому что он уже здесь.
      2. Повысить свой противовирусный иммунитет. Если человек взрослый, свой рецепт я уже предлагал. Повышать свою осознанность. Разбираться в себе, в своих истинных потребностях и желаниях. Искать свою цель в жизни.
      Детям — сложнее. В детском саду и в школе они, возможно, столкнуться с яркими проявлениями статусности со стороны других детей. Это может подстегнуть развитие болезни. Тогда родителям несдобровать. Вынесут мозг детки. Я думаю, что надо личным примером и словом закладывать в них правильные установки. Книги правильные с ними читать. Фильмы смотреть нормальные. Где рассказывается о проявлении богатой человеческой личности, а не его «надетой» внешней оболочки. Искать примеры в жизни и объяснять им на этих примерах. Как то так.

Само собой разумеется, что все это пошло, нагло и безвкусно. Однако в фотографиях с сайта Rich Kids of Instagram («Богатые дети в Instagram»), о котором писала на прошлой неделе Guardian, есть кое-что еще, не сводящееся к обычному отвращению к грубой демонстрации роскоши. На этих фотографиях юноши с четырьмя часами Rolex на руках и другого юноши, позирующего перед своим вертолетом, на бесчисленных машинах, яхтах, туфлях, особняках, бассейнах и испорченных белых мальчишках, кривляющихся в частных самолетах, изображая гангста-рэперов из черных гетто, лежит тень чего-то худшего. После просмотра нескольких десятков подобных картинок возникает непонятное, но тревожное чувство.

Разумеется, такие фотографии, по идее, должны возбуждать зависть. Однако вместо этого от них несет отчаянием. Юноши и девушки теряются на фоне собственной дизайнерской одежды. Вещи затмевают и обезличивают людей настолько, что владелец как будто бы сам превращается в имущество. Голова лежащей на кровати девушки едва виднеется из-под завала пакетов Chanel, Dior и Hermes. Подписи гласят «шоппинг-шоппинг» и «#золотаялихорадка», однако вместо картины изобилия перед нами наглядный образ пустоты. Эта сцена буквально пропитана отчаянием и одиночеством: компанию молодой женщине составляют только пакеты из магазинов и ее собственное отражение в зеркале.

Возможно, я проецирую свои предубеждения. Однако мои ощущения подтверждаются впечатляющим количеством психологических исследований. Психологи утверждают, что «вещизм» — свойство, которое встречается и у бедных и у богатых и которое исследователи определяют, как «систему ценностей, основанную на пристрастии к вещам и к создаваемому ими социальному образу», разрушителен как для общества, так и для отдельного человека. Он лишает тех, кто ему поддался, радости жизни и душевного спокойствия и несет тревогу, депрессию и крах отношений.

Корреляция между вещизмом, несчастьем и неспособностью к сопереживанию и взаимодействию с людьми была замечена давно. Однако исследования, проводившиеся в последние годы, устанавливают причинно-следственную связь. Например, серия экспериментов, результаты которых в июле опубликовал журнал Motivation and Emotion, продемонстрировала, что рост вещизма снижает человеческое благополучие (качество отношений, автономность, осмысленность жизни и т. д.). Когда вещизма становится меньше, люди, напротив, становятся благополучнее.

В ходе одного из исследований ученые работали с группой 18-летних. Затем — через 12 лет — они снова проверили ту же группу. Исследуемых просили оценить важность различных целей — работы, денег и статуса с одной стороны, и принятия, общности интересов и причастности к сообществу, с другой. После этого им давали стандартный диагностический тест, выявляющий проблемы с душевным здоровьем. И в 18 лет, и в 30 лет, люди, более склонные к вещизму, были больше склонны и к психическим расстройствам. Но те из них, в ком за это время вещизма стало меньше, стали счастливее.

В другом случае психологи изучали то, как исландцы переносили экономический коллапс, который произошел в их стране. Одни пытались найти опору в вещизме, а другие стали меньше интересоваться деньгами и больше обращать внимания на семью и общественную жизнь. Вторая группа продемонстрировала более высокий уровень благополучия, чем первая.

Эти исследования — при всей своей показательности — устанавливают только корреляцию. Однако затем исследователи пропустили группу подростков через церковную программу, направленную на то, чтобы переключить детей с трат на помощь и сбережение. Самооценка участвовавших в программе детей, которые до этого проявляли вещизм, заметно возросла, в то время, как у их собратьев в контрольной группе — нет. У тех, кто не страдал от вещизма до программы, самооценка не изменилась.

В другой статье, вышедшей в Psychological Science, сообщается о контролируемом эксперименте, в ходе которого на людей постоянно воздействовали образами предметов роскоши, текстами, адресованными не гражданину, а потребителю, и словами, ассоциирующимися с вещизмом (такими, как «покупать», «статус», «престижный» и «дорогой»). Подопытные демонстрировали незамедлительный, но временный рост материальных устремлений, тревожности и депрессии. Они также становились более склонными к конкуренции и эгоистичными, у них снизились чувство социальной ответственности и склонность участвовать в трудоемкой социальной деятельности. Исследователи подчеркивают, что, так как реклама постоянно бомбардирует нас подобными образами, а наши СМИ постоянно представляют нас именно потребителями, эти временные эффекты могут возникать на более или менее постоянной основе.

Наконец, авторы третьей работы, опубликованной, парадоксальным образом, в Journal of Consumer Research, наблюдали в течение шести лет 2 500 человек. Исследование выявило двухстороннюю взаимосвязь между вещизмом и одиночеством: вещизм взращивает в людях социальную изоляцию, которая, в свою очередь, развивает вещизм. Люди, отдалившиеся от окружающих, привязываются к вещам, и эта привязанность в дальнейшем вытесняет социальные отношения.

Оба варианта вещизма, приводящие к этому эффекту — использование вещей как мерила успеха и поиск счастья через приобретение — можно увидеть в Rich Kids of Instagram. Только прочтя эту статью, я понял, что в этих фотографиях так выбивало меня из колеи: они выглядят как своего рода сознательное нанесение себе социальных увечий.

Вероятно, это отчасти объясняет, почему основанная на безостановочном росте экономическая модель продолжает, на свой лад, преуспевать, пусть и оставляя за собой хвост из неоплатных долгов, душевных болезней и разрушенных отношений. Социальная атомизация — это, возможно, лучшая стратегия продаж в истории, а бесконечный маркетинг выглядит почти идеальным методом атомизации.

Вещизм заставляет нас все время сравнивать то, что имеем мы, и то, что имеют окружающие. Вредоносный сайт о «богатых детях» издевательски иллюстрирует и грубо подстегивает эту гонку. Конца ей нет и быть не может. Если у тебя четыре «ролекса», а у кого-то — пять, тебе не хватает одного, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. Материальное выражение самооценки снижает самооценку.

Я хочу подчеркнуть, что говорю не о различиях между богатыми и бедными: бедные могут поддаваться вещизму не хуже, чем богатые. Речь идет об общей социальной тенденции, порожденной государственной политикой, действиями корпораций, коллапсом сообществ и общественной жизни и нашей покорностью системе, которая выедает нас изнутри.

Мы делаем ужасную ошибку, позволяя себе верить, что чем больше у нас будет денег и вещей, тем благополучнее будет наша жизнь. В это верят не только несчастные запутавшиеся дети с фотографий, но и почти каждый министр почти каждого правительства. Суетные амбиции, страсть к материальному, безостановочный рост: вот формула массового несчастья.