Таблица слогов твердые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них

Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.

Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных.

Так, буквы Е, Ё, И, Ю, Я указывают на мягкость предыдущего согласного звука, а буквы Э, О, У, Ы указывают на твердость.

Проиллюстрировать мягкие и твердые согласные звуки поможет таблица всех слогов на нашем сайте. Ее можно читать онлайн или скачать и распечатать с нашего сайта.

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Игры для обучения чтению

Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.

Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.

На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова. В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.

Слоговые таблицы

Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

  • Ищите рифмы к выбранным словам. называете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор - забор).
  • Называйте звуки (не буквы!) по порядку.
  • Потренируйтесь с называнием первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове "дуб", ученик последним услышит "п". Не поправляйте его. Ваша цель - отработать различение звуков.
  • Вспоминайте слова, начинающиеся с определенного звука, например с "б".

Мягкие и твердые слоги

Твердые и мягкие согласные звуки Б - В Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З Твердые и мягкие согласные звуки К - Л Твердые и мягкие согласные звуки М - Н Твердые и мягкие согласные звуки П - Р Твердые и мягкие согласные звуки С - Т Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.

Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м"], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ", например: [м"]. Запомните: Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды. При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается. Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными: [б] - [б"] [в] - [в"] [г] - [г"] [д] - [д"] [з] - [з"] [п] - [п"] [ф] - [ф"] [к] - [к"] [т] - [т"] [с] - [с"] [м] - [м"] [н] - [н"] [р] - [р"] [л] - [л"] [х] - [х"]

Обучение чтению учеников чтению по слогам.

Бесспорно, специальная подготовка детей 5-7 лет в облегчит обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит малыша к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны, неумелое, методически не правильное обучение элементам грамоты может повлечь за собой усвоение неправильных навыков чтения и письма, нарекания педагогов начальных классов и необходимость переучивания, что может отрицательно отразиться на первокласснике.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению чтению, можно сформулировать таким образом:

Вопрос обучения грамотре детишек остается во многом спорным. Следует ли целенаправленно обучать ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего ученика читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Конечно!» до «Ни в коем случае!».

  • знакомить малышей с главными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • научить детей сравнивать звуки по их характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • ознакомить детей называть и выбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и порядок, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
  • познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

Статья была посвящена теме "Разделить на слоги" .

Твердые и мягкие согласные звуки – это набор из двадцати карточек, являющиеся отличным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом могут быть использованы и для домашних занятий по грамматике, и на обучающих занятиях в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается цветной вариант карточек. Зеленым цветом на них окрашены мягкие согласные, синим – твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно разрезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.

По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [п] — [п’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [т] — [т’], [с] — [с’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [л] — [л’] и [х] — [х’]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо – «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].

Но существую звуки, у которых нет пары по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж] , [ш], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные являются мягкими, если за ними стоят гласные я, ю, ё, е, и или ь, и твердыми, если стоят в паре с другими гласными и согласными.

На нашем сайте карточки Твердые и мягкие согласные звуки родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.

Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.

Задачи:

    коррекционно-развивающие:

    • закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»;

      повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме;

      развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку;

      закреплять умение составлять схему предложения;

    коррекционно-воспитательные :

    • воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий

Оборудование:

Набор бумажных полосок для составления схемы предложения, простой, синий и зеленый карандаши, тетрадь, фломастер на каждого ребенка. Доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, вы поочередно – называть слова с противоположным значением и садиться на свои места.

Холодная – (горячая), тупой – (острый), мокрая – (сухая), высокий – (низкий), низко – (высоко), темно – (светло), редко – (часто), медленно – (быстро), враг – (друг), день – (ночь), сел – (встал), нашел – (потерял).

    Повторение.

Логопед. Что такое звук? На какие две группы мы можем разделить все звуки? На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о твердых и мягких согласных звуках. Назовите твердые согласные звуки. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? Назовите мягкие согласнве звуки. Каким цветом мы их обозначаем? Вспомните звуки, у которых нет твердой пары. Вспомните звуки, у которых нет мягкой пары. Какие буквы на письме показывают мягкость согласного? (Ответы детей.)

    Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Дидактическая игра «Наоборот».

Логопед. Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах на твердый согласный звук.

Ле – (лэ), ме – (мэ), рю – (ру), зи – (зы), пя – (па), люк – (лук), ряд – (рад), рев – (ров), бить – (быть), нес- (нос).

Замените твердый согласный звук в слогах и последний твердый согласный звук в ловах на мягкий согласный звук.

Бэ- (бе), вы – (ви), го – (ге), су- (сю), фа – (фя), стал – (сталь), угол – (уголь), хор – (хорь), дал – (даль), пар – (парь), жар – (жарь), удар – (ударь).

Разминка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся с тобой.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

    Закрепление.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед. Я назову цепочки слов, а вы определите лишнее слово в каждой цепочке.

Жираф, морж, тюлень, белый медведь. (Жираф).

Фламинго, тигр, попугай, пеликан. (Тигр.)

Тигр, лев, слон, пантера. (Слон.)

Лев, волк, кабан, лось . (Лев.)

Зебра, носорог, бегемот, филин. (Филин.)

Зебра, лось, антилопа, волк. (Волк.)

Вспомните, какие слова были лишними. (Ответы детей). Откройте тетради, возьмите простые карандаши.

Я буду произносить слово, а вы должны посчитать, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперьопределите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.

Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.

Дети выполняют задание. Затем проводится проверка. Вызванный ребенок работает у доски.

Массаж (выполняется сидя).

    Крепко зажмурить глаза (3-5 сек), открыть глаза (3-5 сек). Повторить 7-8 раз.

    Закрыть глаза и легко массировать веки круговыми движениями пальцев (1-2 мин.)

    Тремя пальцами каждой рукилегко нажать на верхние веки, через 1-2 сек. Убрать пальцы. Повторить 5 раз.

    Повторение.

Дидактическая игра «Путаница»

Логопед. Слова в предложении перепутались. Давайте поможем им найти свое место и составим предложение.

Шея, длинный, у, жирафа.

Животное, хищный, тигр.

В, кенгуру, Австралия, обитать.

Травоядный, животное, и, слон, зебра.

Дети составляют предложения.

Логопед.

Разберем предложение «У жирафа длинная шея». Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье и четвертое слова. Как пишется первое слово в предложении? Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? Что стоит в конце этого предложения? (Ответы детей). Составим схему предложения.

Вызванный ребенок выкладывает с помощью бумажных полосок схему на доске.

    Графический диктант.

Логопед диктует направление движения фломастера. Дети выполняют диктант в тетради.

Логопед. 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Покажите мне свои рисунки. Что у вас получилось? (Верблюд.)

    Итог занятия.

Логопед оценивает деятельность детей.

Учимся читать. Карточки - твердые и мягкие согласные звуки

Карточки - твердые и мягкие согласные звуки

В продолжение поста "Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов" предлагаю вам новый материал - карточки с твердыми и мягкими согласными звуками.

Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими, когда твердыми.

Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкие


Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м"], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ", например: [м"].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] - [б"]
[в] - [в"]
[г] - [г"]
[д] - [д"]
[з] - [з"]
[п] - [п"]
[ф] - [ф"]
[к] - [к"]
[т] - [т"]
[с] - [с"]
[м] - [м"]
[н] - [н"]
[р] - [р"]
[л] - [л"]
[х] - [х"]