Советский тыл в годы великой отечественной войны. Советский тыл в годы войны Советский тыл в годы войны. Беженцы на дорогах

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Приложение 1 (Этапы урока)

Приложение 2 (Карточки)

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу.

Охарактеризовать перевод экономики на военный лад, показать вклад тружеников тыла, учёных, деятелей культуры в общее дело победы;

Продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы; развивать мировоззренческие убеждения учащихся, расширять их социальный опыт;

Создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма на примере тяжелейшего труда в тылу – труда наших родных и близких.

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: учебник; копии документов, книга “Тобольск” автор Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П., книга “Летопись Тобольского района” автор Самоцлов В.А., карта “Великая Отечественная война”, мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа: сообщения о вкладе наших земляков, тружеников тыла города Тобольска и Тобольского района, в дело победы.

Новые понятия: эвакуация, местоблюститель.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Звучит один куплет песни “Священная война”).

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прошло почти 70 лет с начала той страшной войны, но не через 70 и даже через 170 лет мы не должны забывать о ней.

2. Повторение ранее изученного материала.

“Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, что оно повторится”, -

сказал Д.Сантаяна.(Слайд №1) И мы, ребята, всегда должны помнить о тех страшных годах и о тех, благодаря кому мы сейчас так живём. Вашему вниманию я предлагаю тест из 10 заданий с выбором ответа (работаем 7 минут).(Слайд № 2 - самопроверка)

3. Введение в тему урока. Целеполагание.

Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые расположены на доске. Что показано на картине? (ответы учащихся). Обратите внимание на таблицы (Слайд №3). Перед вами показатели производства вооружений в СССР в 1940 году и в 1944 году. Что вы можете сказать про эти цифры? Благодаря кому удалось добиться такого военного превосходства? (Ответы учащихся). Правильно ребята именно в тылу, трудом простых тружеников создавались эти самые танки и миномёты, самолёты и винтовки, хлеб и всё то, что без чего не может воевать ни одна армия в мире. О советском тылу в годы Великой Отечественной войны мы будем говорить сегодня на уроке. (Слайд №4 - тема) Война вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Все осознавали с врагом нужно сражаться любыми способами. Как ещё можно “ковать победу” в тылу? (Ответы учащихся). (Слайд №5 – цели и задачи урока)

4. Изучение нового материала:

Работа в парах. (учащимся раздаются отрывки из документов, книги ит.д.) Проанализировав предложенные факты и документы, дополнительную литературу, рассказать какую, роль в победе сыграли:

Эвакуация;

Церковь;

Художественная литература и культура;

После отчёта пар, заполнить таблицу (Слайд №6).

5. Физкультминутка (зарядка для глаз).

6. Закрепление изученного материала.

а) Каков вклад тружеников тыла в общее дело победы? К какому выводу вы пришли. (Слайд №7 – проверка правильности заполнения таблицы)

7. Первичный контроль.

Тест (5 заданий с выбором ответов - слайд № 8)

Домашнее задание (по выбору): - п. 31, вопросы №2, №4, №5;

Подготовить сообщение о каком-нибудь величайшем научном или техническом открытии, сделанном в это время и сыгравшем большую роль в разгроме врага (например сообщение о “Танк Т-34 – оружие победы”;

Написать сочинение “Вклад моей семьи в дело победы”.

Слайд 1

Советский тыл Экономика СССР 1941-1945гг
Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Предусматривался перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, увеличение выпуска оружия, боеприпасов, производства горючесмазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Советская экономика в годы войны прошла в своем развитии два этапа: первый - перестройка народного хозяйства на военный лад (июнь 1941 г. - осень 1942 г.), второй - рост военного хозяйства (осень 1942 г. - сентябрь 1945 г.).
Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.

Слайд 2

Советский тыл Рабочая сила
В годы войны резко снизилась численность рабочей силы. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн. рабочих и служащих, то в 1942 г. - всего 18,4 млн. Сокращение количества рабочих и служащих было тесно связано с ростом численности вооруженных сил, которая с июня 1941 г. по май 1945 г. выросла с 5,4 млн. до 11,4 млн. человек. В годы войны оказалось в крайне сложном положении сельское хозяйство. В 1941-1942 гг. были потеряны важнейшие сельскохозяйственные районы. На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. До минимума были сокращены капиталовложения в село. Исключительно острым оставалось положение с трудовыми ресурсами на селе.
На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. Наиболее тяжелым оказался 1943 г. Засуха поразила основные сельскохозяйственные районы. Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1943 г. 37% от уровня довоенного 1940 г. Резко снизилась урожайность зерновых. Перелом наступил только в 1944 г.

Слайд 3

Советский тыл Сельское хозяйство
Несмотря на успехи промышленности, 1942 год был особенно трудным для сельского хозяйства страны. Из-за оккупации противником важных продовольственных районов СССР существенно сократились посевные площади и валовой сбор зерновых. Потери, понесенные сельским хозяйством, были значительны, резко ухудшилось его материально - техническое снабжение,остро ощущалась нехватка рабочей силы. К концу года число трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем сократилось вдвое, уменьшился машинный парк МТС и совхозов, не хватало горючего, сократилось производство минеральных удобрений.
Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача освоить новые земли на востоке. За короткое время были увеличены посевные площади на 2.8 млн. гектаров.

Слайд 4

Советский тыл Работники науки и культуры
На нужды фронта, в интересах победы трудились работники науки и культуры. Наука сосредоточилась на разработке военно-технических проблем, мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны. В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению ядра урана под руководством академика И.В.Курчатова. Советские танки Т-34, KB превзошли лучшие немецкие образцы. В «борьбу умов» внесли вклад авиаконструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин (создатель штурмовиков, лучшим из которых стал ИЛ-2 - «летающий танк»), А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, В.М. Мясищев, создатели авиамоторов А.Д.Швецов, В.Я.Климов, А.А.Микулин и др.
Большую помощь бойцам оказали медики, в частности, главный хирург Красной Армии академик Н.Н.Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко, с 65 до 25%, снизить смертность среди раненых.
Н.Н.Бурденко

Слайд 5

Советский тыл Техника в годы войны
Экономика перестраивалась в условиях, когда враг быстро продвигался в глубь страны, а советские вооруженные силы несли огромные людские и материальные потери. Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов - 2,1 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов - всего около 12,8 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов - 2,24 млн. Без восполнения таких потерь, причем в кратчайшие сроки, вооруженная борьба с агрессором стала бы просто невозможной.

Слайд 6


В крупнейший станкостроительный центр превратился Челябинск, где на базе местного тракторного завода, а также эвакуированного из Ленинграда оборудования Кировского и Харьковского дизельного заводов и ряда других предприятий было образовано многопрофильное танковое производственное объединение. В народе его совершенно справедливо называли «Танкоградом». До лета 1942 г. здесь выпускались тяжелые танки КВ-1, потом средние танки Т-34. Еще один мощный центр российского танкостроения на базе Уралвагонзавода был развернут в Нижнем Тагиле. Этот центр обеспечил действующую армию наибольшим за всю войну количеством танков Т-34. В Свердловске на Уралмашзаводе, где раньше создавались главным образом уникальные крупногабаритные машины, началось серийное производство корпусов и башен для тяжелых танков КВ. Благодаря этим мерам танковая промышленность сумела уже во втором полугодии 1941 г. выпустить боевых машин в 2,8 раза больше, чем в первом.

Слайд 7

Советский тыл Строительные центры
14 июля 1941 г. около г. Орши впервые были применены реактивные минометы катюша. Их широкое производство началось с августа 1941 г. В 1942 г. советская промышленность выпустила 3 237 реактивных установок, что позволило укомплектовать гвардейские минометные части при Ставке Верховного Главнокомандования. Изготовлению такой сложной военной техники, как самолеты, требующей высокого класса точности, уделялось особое внимание. С августа 1940 г. наркомату авиационной промышленности было передано из других отраслей более 60 действующих заводов. В целом к началу войны авиапромышленность СССР располагала большими производственными мощностями, сотнями тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов. В этих условиях рост выпуска самолетов шел прежде всего за счет вывезенных и вновь построенных авиационных заводов..
В связи с потерей Донбасса и тем уроном, который был нанесен Подмосковному угольному бассейну, в стране резко обострилась топливная проблема. Ведущими поставщиками угля, являвшегося в то время основным видом топлива, стали Кузбасс, Урал и Караганда.

Слайд 8

Советский тыл
Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб. Труженики села- фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза, авиамоторов в 5,4 раза, танков в 2 раза, дизельных моторов в 4,6 раза.
Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов

Город Омск. Размещение эвакуированных предприятий. Омская область в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война. Омская промышленность в годы Великой Отечественной войны. Поточный метод. Проблема промышленных кадров. Памятник труженикам тыла. Рост продукции омской промышленности за годы войны. Омская область. Все для фронта, все для победы. Обеспечение фронта всем необходимым.

«Советские самолёты» - Простота и доступность в управлении. Маршал авиации (6 мая 1985). Ил-2. Кожедуб, Иван Никитович. И-16(вверху) И-15(внизу). Самолет Кожедуба. Сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе. Маршал авиации(1972). Время не ждет. Высокая манёвренность и сильное вооружение. Лётчик- одна из самых романтичных и в то же время опасных военных профессий. Член ВКП(б) с 1942 года. МиГ-3. Як-1б - результат поэтапных работ по улучшению Як-1 в 1942 г.

«Военная техника ВОВ» - Тигр. Тульский Токарев. Танковая пушка. Винтовка Мосина. ДП. МГ-08. Рейхсминистр вооружения. Пулемёт «Максим». Автомат Второй мировой. Советский одномоторный самолёт-истребитель. Завод. КОР-2. Наука и техника в ВОВ. Пе-2. Автоматическая винтовка Симонова. Танк Pz.Kpfw.V “Пантера”. Фаустпатрон. Технические характеристика тяжёлого танка ИС-3. ППД-34/38/40. Быстроходные танки. Танк Т-70. Правительство Германии.

«Одежда ВОВ» - О военной форме. Как выглядела военная форма времён ВОВ. Одежда той эпохи. Иллюстрации к «Василию Теркину» Твардовского А. Кадры из кинофильмов о ВОВ. Фото родственников Веселовой Даши, воевавших в ВОВ. Обработка интервью. Виды военной формы. Одежда воина ВОВ. Этапы работы над проектом. Иллюстрации к книге В. Катаева «Сын полка».

«Казахстан в Великой Отечественной войне» - Большую роль здесь сыграла прославленная 316-я стрелковая дивизия под командова­нием генерал-майора И. В. Панфилова и полкового комиссара А. С. Егорова. Бауржан Момышулы. На 39% увеличилась добыча жидкого топлива на предприятиях Урало-Эмбинского нефтедобывающего района, почти вдвое возросла выработка электроэнергии". Две трети людских потерь приходятся на мирное население. Победа побудила в народе чувство национальной гордости, уверенности в своих силах.

«Советский тыл в годы войны» - Трудовой подвиг зауральцев. CD-ROM. Напишите синквейн. От Кремля до Рейхстага. Разум. В.Л. Комаров. Советский тыл в годы войны. Труженики. Всё для фронта. Плакат В.Корецкого. Братья и сестры. М.И. Тоидзе. К.М. Симонов. Напишите небольшую заметку. Кукрыниксы. Иллюстрации. Наука и художественная культура в годы войны. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути. Напишите сочинение-миниатюру.


Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Предусматривался перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, увеличение выпуска оружия, боеприпасов, производства горюче смазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Советская экономика в годы войны прошла в своем развитии два этапа: первый перестройка народного хозяйства на военный лад (июнь 1941 г. осень 1942 г.), второй рост военного хозяйства (осень 1942 г. сентябрь 1945 г.). Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.


В годы войны резко снизилась численность рабочей силы. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн. рабочих и служащих, то в 1942 г. всего 18,4 млн. Сокращение количества рабочих и служащих было тесно связано с ростом численности вооруженных сил, которая с июня 1941 г. по май 1945 г. выросла с 5,4 млн. до 11,4 млн. человек. В годы войны оказалось в крайне сложном положении сельское хозяйство. В гг. были потеряны важнейшие сельскохозяйственные районы. На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. До минимума были сокращены капиталовложения в село. Исключительно острым оставалось положение с трудовыми ресурсами на селе. На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. Наиболее тяжелым оказался 1943 г. Засуха поразила основные сельскохозяйственные районы. Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1943 г. 37% от уровня довоенного 1940 г. Резко снизилась урожайность зерновых. Перелом наступил только в 1944 г.


Несмотря на успехи промышленности, 1942 год был особенно трудным для сельского хозяйства страны. Из-за оккупации противником важных продовольственных районов СССР существенно сократились посевные площади и валовой сбор зерновых. Потери, понесенные сельским хозяйством, были значительны, резко ухудшилось его материально - техническое снабжение,остро ощущалась нехватка рабочей силы. К концу года число трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем сократилось вдвое, уменьшился машинный парк МТС и совхозов, не хватало горючего, сократилось производство минеральных удобрений. Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача освоить новые земли на востоке. За короткое время были увеличены посевные площади на 2.8 млн. гектаров.


На нужды фронта, в интересах победы трудились работники науки и культуры. Наука сосредоточилась на разработке военно-технических проблем, мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны. В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению ядра урана под руководством академика И.В.Курчатова. Советские танки Т- 34, KB превзошли лучшие немецкие образцы. В «борьбу умов» внесли вклад авиаконструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин (создатель штурмовиков, лучшим из которых стал ИЛ-2 «летающий танк»), А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, В.М. Мясищев, создатели авиамоторов А.Д.Швецов, В.Я.Климов, А.А.Микулин и др. Большую помощь бойцам оказали медики, в частности, главный хирург Красной Армии академик Н.Н.Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко, с 65 до 25%, снизить смертность среди раненых. Н.Н.Бурденко


Советский тыл Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941 года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб. Труженики села- фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза, авиамоторов в 5,4 раза, танков в 2 раза, дизельных моторов в 4,6 раза.

МКОУ «Уржумская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по истории

9 класс

Тыл в годы Великой Отечественной войны

Учитель истории:

Чуева Галина Хабибуловна

2012 год

Тема урока: Тыл в годы Великой Отечественной войны.

Цель урока: Создать условия для изучения жизни советского тыла в годы Великой Отечественной войны, его роли как одного из факторов победы над Германией.

Помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.

Развитие умений учащихся: анализа исторического документа,

Обобщения, исследовательской деятельности,

коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.

Содействовать воспитанию любви и гордости за свою малую Родину.

Форма урока: Изучение нового материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Основные понятия: тыл, мобилизация, Государственный Комитет Обороны, доблестный труд.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

На фоне песни «Вставай, страна огромная!» и плаката «Родина – мать зовет» учитель говорит о продолжении изучения раздела, посвященного Великой Отечественной войне. (презентация слайд 1)

Тема нашего с вами сегодняшнего урока: «Тыл в годы Великой Отечественной войны.» .

Цель занятия продолжить изучение темы «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.» и подробно остановиться на изучении темы «Советский тыл в годы войны»

Мы сегодня с вами должны познакомиться с жизнью советского тыла, его ролью как одного из факторов победы над фашистской Германией.

Эпиграфом к уроку очень подходит высказывание В,О, Ключевского « В истории России войны – это тяжкий труд всего народа» (пр. слайд 2)

В этом высказывании, на мой взгляд, кроется и проблемный вопрос, который мы должны разрешить на уроке.

План урока

Тыл в годы Великой Отечественной войны.

1. «Отечество в опасности»

2. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

3. Образование и наука.

4. Деятели культуры – фронту

5. Православная Церковь в годы войны.

Учитель:

Раскрытие проблемы морально-психологического состояния советского общества в годы войны, работа учащихся с историческими документами. В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил Первый Заместитель Председателя СНК, нарком Ин. Дел В,М, Молотов (первой группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение 1)

«3 июля1941 года по радио выступил Сталин, обращаясь к народу с историческим воззванием: «Братья и сёстры» В речи говорилось о необходимости единства народа перед лицом смертельной опасности.

(второй группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение2 , 3 сл.3)

Сталин называет войну, которую развязали фашисты, всенародной, Отечественной. Обращаясь к народу со словами «Братья и сестры!», Иосиф Виссарионович говорит об общей для всех беде, которая нависла над Советским Союзом. Чувство единства многонационального народа и власти в час смертельной опасности позволило забыть многие обиды и ошибки властей и мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Учитель: (пл. Родина мать зовёт)

Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

  1. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

Учитель:

Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом сов. Людей в первые годы пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования, МТС,

Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных район страны более 2 тыс крупных предприятий и свыше 12 млн. человек

Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов

К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети Работали дети 12 – 13 лет по 11 12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики. Заполнение схемы «Труженики тыла»?(слайд 5-19)

Учитель:

Героические усилия советских людей не пропали даром К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.

Не обошла война и наше село. Из нашего села на фронт ушли

не вернулись с полей сражения, не считая раненных и пропавших без вести. «Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились наши односельчане в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов. мужей.

Говоря о героических подвигах народа, особенно хочется отметить трудовой подвиг наших односельчан. Учащиеся нашей школы проводили исследовательскую работу об истории нашего села и жизни односельчан. Ими написана исследовательская работа: «Летопись родного села».

О том, как жили уржумцы в те тяжёлые для страны годы послушайте сообщение учащегося.(Из воспоминаний труженицы тыла, Дунаевой Елизаветы Максимовны)

Учитель:

Вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории.

  1. Образование и наука.

Учитель: Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий. В уцелевших часто размещались военные госпитали. О развитии науки в годы войны

(Слайды 20-23)

Практическое задание с использованием карты: покажите на карте районы, куда были эвакуированы научные центры и учреждения Академии наук. (Научные центры переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.)

Слайд 11. Закрепление п.4. Практическое задание "Проверь себя" .

Чаплыгин С.А., Келдыш М.В., Христанович С.А. -разработки в области аэродинамики

Иоффе А.Ф. - первые советские радиолокаторы

Лавочкин С.А. - первые советские самолеты-истребители

Учитель: Как мы видим советские учёные внесли огромный вклад в победу. Все основные изобретения были сориентированы на разгром врага.

  1. Деятели культуры – фронту

Учитель: С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А,. Фадеев, К.М.Симонов, А,Т, Твардовский и мн. другие. Каждый четвёртый из них не вернулся с войны. Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием как на фронте так и в тылу. Мужество героев – блокадников было воспето в «Ленинградской поэме» О. Бергольц.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Более 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронте за годы войны. Самым любимым музыкальным жанром стала лирическая песня «Вечер на рейде» В. Соловьёва – Седого, «Тёмная ночь» Богословского, «В лесу прифронтовом» Блантера.

Особый зрительский успех имели фронтовые песни артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им побеждать.(песня «Темная ночь» из кинофильма, слайды 24-26)

5. Церковь в годы войны.

Учитель: В годы войны церковь заняла активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказала значительную помощь государству, проявила заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии. По призыву митрополита Сергия были собраны средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них были убиты гитлеровцами.

Такая позиция Церкви получила всемирную поддержку со стороны как населения, так и власти. В сентябре 1943 года состоялась встреча руководителей церкви со Сталиным, который пошёл навстречу их пожеланиям и разрешил избрать нового патриарха (им стал Сергий) образовать Священный Синод, открыть несколько духовных семинарий, освободил из заключения священников.

Эти шаги власти были связаны с возрождением религиозной жизни на оккупированной территории. Кроме того, государству не удалось искоренить религиозные верования крестьян, которые составляли большую часть Красной армии.

Вывод. Учитель:

Теперь давайте попытаемся сделать вывод, обращаясь к проблеме, которую мы ставили в начале урока. «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа»

Ответы учащихся, учитель делает общий вывод

Чрезвычайные меры(Увеличение рабочего времени, отмена выходных, суровые наказания за опоздания, эвакуация и налаживание производства на Урале, подчинение жизни тыла фронту и т.д..) , предпринятые руководством страны, позволили создать экономические предпосылки коренногоперелома.

Учитель:

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны.

Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора. Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла, 199 тысячи из них было присвоено звание героев Советского Союза, более 204 тыс. награждены орденами и медалями

Специальной медалью за добросовестный труд в ВОВ было награждено 16 млн.рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

Призыв компартии «Всё для фронта, всё для победы!» был активно поддержан всем советским народом.

События ВО войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстаёт Великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства,

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне И об этом надо помнить всегда

Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как правда нам нужна.(Слайд31)

Домашнее задание: п. 31. Написать эссе на тему: Вклад членов моей семьи в разгром врага .

Рефлексия.

Из выступления по радио И.В.Сталина

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.

Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Какой по характеру являлась эта война для советского народа?

Из выступления по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова

Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявление претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством…

Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне, и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным уважением к своим обязанностям, к своему труду... Весь наш Советский народ теперь должен быть сплочён и един, каждый из нас теперь должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достоянной настоящего Советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над фашистской Германией…

Правительство призывает Вас все граждане и гражданки Советского Союза ещё теснее сплотить свои ряды, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему Советскому народу?

Тыл – это половина Победы, даже больше. Маршал Г.К. Жуков День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Их имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти Саратовской области. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских захватчиков. Солдат тыла заслужил своим самоотверженным трудом вечную память. Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.

Труженики тыла Рабочие оборонных и градостроительных предприятий. Изобретатели и ученые. Труженики сельского хозяйства Творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты, художники.

Всеобщая мобилизация перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции мобилизация и перестройка работы транспорта мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов мобилизация всех средств на нужды войны

Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза авиамоторов в 5,4 раза танков в 2 раза дизельных моторов в 4,6 раза

Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов

Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб.

Члены колхоза «Борьба» вносят сбережения на постройку авиаэскадрильи.

Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность - сырьем.

Труженики села - фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна

Как помогали фронту 12-летние дети? Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу. Дети труженики тыла.

И. П. Бардин Разработка технологий изготовления новых сортов стали для нужд танкостроения.

И.В. Курчатов Разработка ядерного оружия.

Константин Симонов Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Лирическая песня Самым любим жанром в годы войны стала лирическая песня. Такие песни, как « Темная ночь», «В лесу прифронтовом», « Катюша», «Огонек», «Землянка», «Скромненький синий платок» и, конечно же, «Священная война» Александрова.

Изобразительное искусство Изобразительное искусство в основном было представлено плакатами и карикатурами.

Награды за труд в Великой Отечественной Войне

Медаль «За трудовое отличие» Первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью "За трудовое отличие " был подписан 15 января 1939 года В годы Великой Отечественной войны медалью было награждено б олее 44 тысяч человек Награждено 2.146.400 человек Автор проекта медали художник И.И.Дубасов

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» У чреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года В соответствии с Положением о порядке вручения медали, утвержденным Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 21 августа 1945 года, этой медалью награждались лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, на транспорте, в совхозе, МТС не менее одного года в период июнь 1941 года - май 1945 года. Н аграждено более 16 миллионов человек (16 096 750). Авторы рисунка медали – художники Андрианов И.К. и Романов Е.М.

Говорят, что в третьем тысячелетье Изменилось всё на огромной планете: Изменились законы, изменились понятия, Увлеченья пристрастья, виды занятий… Что другая растет молодежь и что ей Никакого нет дела до дедовских дней, Будто ей наплевать на историю в целом, Что в ней память чужда, в ней душа оскудела. Только не все это правда! Помнит нынешняя молодежь… Помнит и никогда не забудет, Потому что без памяти жизни не будет!