Соотношение деятельности и поведения человека. Понятие поведения и деятельности. Поведения и деятельности

13.12.2023 Горький М

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность

Общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведение

человека - его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность

Сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.

Основная роль современной психологии личности

Объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Социальная психология

занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с их принадлежностью к определенным социальным группам (дружеской, учебной, профессиональной, национальной, расовой и др.).

Одним из важнейших направлений психологии личности явилась разработанная А.Н. Леонтьевым

(1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности.

Характер –

совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.).

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик.

Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущен...

Категории «деятельность» и «труд» в психологии
Используя одну из основных своих категорий - деятельность, отечественная психология рассматривает труд человека именно как деятельность, включенную в систему общественных отношений и не существующую вне их, сама сущность которой «определя...

Понятие личности рецидивиста
Слово “преступник” означает того, “кто совершил уголовное преступление” (в единственном значении) или “человек, который совершает или совершил преступление”. Слово “личность” определяется, как “совокупность свойств, присущих данному челов...

Введение.

Лекция 7. Психология поведения и деятельности.

Вопросы.

  1. Назовите основные системы методов в дидактике.
  2. Как происходило создание системы специфических методов преподавания литературы (система методов Н. И. Новикова, Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, М. А. Рыбниковой).
  3. Назовите составляющие системы методов В. В. Голубкова.
  4. Назовите составляющие системы методов В. Г. Маранцмана.
  5. Назовите составляющие системы методов В. А. Никольского.
  6. Назовите составляющие системы методов С. П. Лавлинского.
  7. Охарактеризуйте метод творческого чтения и творческих заданий, эвристический метод, исследовательский метод, репродуктивный или излагающий метод в системе Н. И. Кудряшева.

8. Укажите приёмы, виды деятельности учителя и учащихся в рамках метода творческого чтения и творческих заданий, эвристического метода, исследовательского метода, репродуктивного или излагающего метода.

Литература.

1. Кудряшёв Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.

2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на yроках литературы: Книга для учителя. - М., 1988.

3. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Авторские концепции и программы учебных курсов для учителей литературы и студентов-филологов. - Кемерово, 1999.

4. Шутан М. И. Полифункциональность способов изучения литературного произведения в средней школе. – Н. Новгород, 2005.

Вопросы:

1. Соотношение понятий «активность», «поведение», «деятельность».

2. Психологическое содержание и виды деятельности человека.

Будущему военному юристу предстоит решать сложные задачи, обусловленные специфичностью правовой сферы, осуществлять взаимодействие с различными участниками правовых отношений, вступая в общение с ними, организуя их и свою об­щественно полезную деятельность, направленную на выполнение юридических норм и законов. Готовясь к выполнению этих задач, он должен исходить из углуб­ленного понимания содержания понятий «активность», «поведение», «деятельность», он должен опираться на их научную, пси­хологически обоснованную трактовку, которая и изложена в настоящей лекции.

Жизнедеятельность живого организма – это не уравновешивание со средой, но активное ее преодоление, определяемое актуальными потребностями. То есть, чтобы выжить во взаимодействии с окружающим миром, живые существа вынуждены проявлять активность.

Активность – это всеобщая характеристика живых существ, обеспечивающая поддер­жание жизненно значимых связей с окружаю­щим миром .

Источником активности живого существа являются его по­требности, побуждающие его действовать определенным обра­зом и в определенном направлении. В чем различие в формах активности человека и активности поведения живот­ных? Животное активно в своем поведении благодаря тому, что его природная организация (строение его тела и органов, фонд инстинктов) обуславливает круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей и вызовут его активное стремление обладать ими. Процесс удовлетворения потребностей животных и обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде. Таким образом, в потребностях животного непосредствен­но представлена природная вещь как стимул его активности.



Иную картину представляют активность человека и источ­ники этой активности - человеческие потребности. Потребнос­ти человека формируются в процессе его воспитания, т. е. при­общения к миру человеческой культуры. Природная вещь пере­стает являться простой добычей, т. е. предметом, имеющим лишь биологический смысл: быть пищей. С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собственным потребностям, которые являются продуктом ис­торического развития. Поэтому у человека процесс удовлетво­рения потребностей выступает как активный, целенаправлен­ный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием. Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Таким образом, о дной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

В чем заключается отличие поведения и деятельности? Поведение – это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью .

По сложившейся в науке традиции под поведением понимаются следующие внешние проявления психической деятельности:

Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей (поза, мимика, интонации и др.);

Отдельные движения и жесты;

Действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

Поступки – еще более крупные акты, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр. именно поступки выступают единицей анализа поведения человека.

Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с группами, в которые он входит, от норм групповых ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Все это и определяет такой широчайший диапазон поведения человека, начиная от социально-значимого и положительного (подвиг, помощь ближнему и т.д.) до преступного (криминального) поведения.

В отличие от других представителей живой природы, человек склонен к осознанным действиям, абстрактному мышлению, пониманию своего места в окружающем мире. Более того, социум в той или иной степени управляет активностью каждого человека, заключая индивидов в установленные рамки. Никто не станет спорить с тем суждением, что деятельность людей отличается от такой категории, как поведение. В чём разница между данными понятиями и почему так важно отделять их друг от друга?

Определение

Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение своих потребностей и желаний. Главное её свойство – сознательность, то есть понимание субъектом поставленных целей и задач. Деятельность может быть практической, эстетической и познавательной и всегда имеет определённый смысл.

Поведение – способность живых существ к действию под воздействием различных факторов. Главная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение проявляется у многоклеточных организмов, где им управляет центральная нервная система. Необходимо отграничивать данное понятие от действия, которое присуще и одноклеточным существам, а также растениям.

Сравнение

Главное отличие деятельности от поведения – это наличие определённой цели, которая стоит перед субъектом. Именно наличие мотива выделяет такую активность и делает её уникальной. Деятельность – это система целенаправленных действий, которые подчинены друг другу, имеют мотив, предмет и средства. Именно психическое осознание совершаемого поступка является необходимым в некоторых отраслях. К примеру, в уголовном праве ответственности подлежит лишь то лицо, которое осознаёт фактический характер совершаемых им деяний.

Кроме того, поведение существа может быть только внешним, в то время как деятельность – ещё и внутренней (мышление, научная работа). Проявления типов активности также различаются между собой. Поведение всегда направлено на удовлетворение биологических потребностей, а деятельность – ещё и на реализацию социально-культурных запросов. В науке есть мнение, что именно они предопределили развитие человека и оказали существенное влияние на него.

Деятельность является доминирующим видом активности у людей, поведение же более свойственно другим живым существам, которые сознанием не наделены. Между данными категориями есть и определённые сходства. Так, и поведение, и деятельность направлены на изменение исходной материи, реализацию определенных задач, решение которых очень важно для субъекта активности. Обе формы взаимодействия с внешним миром могут быть запрещёнными, если они представляют опасность для общества.

Выводы сайт

  1. Осознанность. Деятельность человека всегда сознательна, в то время как поведение является спонтанным и выступает в качестве реакции на раздражители.
  2. Уровни. Деятельность человека бывает внутренней и внешней, поведение – только внешним.
  3. Мотивация. Деятельность является целенаправленной, в то время как поведение может быть лишено всякой цели.
  4. Проявление. Поведение живого существа выражается в единичном акте, ответе на раздражитель. Деятельность – это организованная система, во главе которой стоит определённая цель.
  5. Стимул. Основной потребностью к поведению является наличие внутренних потребностей, то есть инстинктов. Деятельность может определяться ещё и культурными, социальными потребностями.

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру - процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления - в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо . Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность . Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Отличие деятельности от поведения и активности.

Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение своих потребностей и желаний. Главное её свойство – сознательность, то есть понимание субъектом поставленных целей и задач. Деятельность может быть практической, эстетической и познавательной и всегда имеет определённый смысл.

Поведение – способность живых существ к действию под воздействием различных факторов. Главная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение проявляется у многоклеточных организмов, где им управляет центральная нервная система. Необходимо отграничивать данное понятие от действия, которое присуще и одноклеточным существам, а также растениям.

Термины «деятельность» и «поведение» имеют свою отдельную специфику содержания. Они оба являются формами проявления активности, но разительно отличаются друг от друга по своему значению и употреблению. В данной статье мы рассмотрим отличия данных терминов.

В научном смысле слово «деятельность» применимо только по отношению к разумному существу, то есть к человеку . И все потому, что совокупность действий рождается побуждающими последствиями. Она состоит из нескольких элементов, среди которых обязательно есть цель, разумная потребность и последовательность взаимосвязанных актов . Она может проявляться внутренне или внешне, но всегда подчиняется только разуму.



Деятельность неразрывна с социальным статусом индивида . Вне его она не существует, деятельность не может быть врожденной формой активности. Посмотрите на любого младенца, до достижения психологической зрелости, он не может осознанно ставить перед собой цели и реализовывать их, и все потому, что у него нет жизненного опыта.

Выводы:

1.Единицей деятельности является действие, в отличие от единицы поведения – поступка.

2.Деятельность присуща только разумным существам. Особенности поведения могут наблюдаться и у животных.

3.Деятельность может быть внутренней (психическая активность) и внешней (физическая активность), в отличие от поведения, форма активности которого может быть только внешней.

4.Поведение – это одна из форм деятельности. Деятельность более многогранна и обширна.

5.Поведение не всегда целенаправленно, часто пассивно, в отличие от деятельности, которая – обязательно активна, имеет цель, помогает создавать материальный или духовный продукт.

6.Поведение – спонтанно, а деятельность всегда организована.

Структура деятельности

Структура деятельности состоит из мотивов, способов и приемов, цели и результата.

Мотив это внутренняя цель, она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность к некоторой деятельности . Таким образом, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность и то, что ее побуждает.

Мотивы, в свою очередь, могут иметь различную природу, они могут быть органическими (направлены на удовлетворение естественных потребностей организма), функциональными (удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности), материальными (направлены на создание предметов, обслуживающих естественные потребности), социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе), духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).

Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для ее выполнения. Таким образом, происходит организация системы всех психических процессов и состояний, которые будут развернуты в ходе выполнения деятельности.

Способами и приемами (действиями) принято считать относительно законченные элементы деятельности, которые направлены на достижение промежуточных целей, которые, в свою очередь, подчиняются общему мотиву.

Стоит учитывать, что если действие сложное, оно может потребовать составления цепи актов, особым образом связанных друг с другом. Эти самые звенья цепи являются операциями.

Любая деятельность состоит из двух компонентов : внутреннего и внешнего.

Виды деятельности.

Классифицировать все виды деятельности человека не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды деятельности. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всей жизни вида деятельности : игру, учение и труд.

Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Существует несколько типов игр : индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учение. Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.

В обучении есть две стороны : деятельность учителя и деятельность ученика (учение) . В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Движущей силой учения является противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он хочет или должен узнать. Так, например, в младенческом возрасте манипуляции с предметами и игрушками позволяют ребенку научиться использовать их в соответствии с назначением. Большинство действий ребенок усваивает по образцу. В одном случае ребенок видит, как действуют взрослые, и сам воспроизводит их действия. В другом - взрослые специально показывают приемы действия и помогают освоить их. Обычно самостоятельного освоения детьми образцов значительно больше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и с помощью взрослых. Здесь наблюдается тесная связь между игрой и учением, постоянный переход игры и учения друг в друга, включение элементов одной деятельности в другую.

Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразрывно связаны.

Труд. Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.

Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд является решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания . В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.

По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:

- физический труд;

- интеллектуальный труд;

- духовный труд.

В теории и на практике под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический.

Мотивация деятельности.

Одним из важнейших условий достижения целей организации является обеспечение заинтересованности всех участников процесса управления в эффективности их действий.

Для успешного достижения целей необходимо осуществить:

· стимулирование , т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

· мотивация т.е. создание у работников внутренних побуждений к труду.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

В мотивационной сфере выделяются:

· мотивационная система личности - общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

· мотивация достижения - потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

· мотивация самоактуализации - высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Основные составляющие мотивации:

· потребности - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

· вознаграждение - это все, что человек считает для себя ценным.

Потребности могут разделяться на:

· физиологические (еда, вода, жилье, отдых, секс и т.д.)

· психологические (успех, власть, уважение и т.д.)

Вознаграждения могут быть:

· внутреннее – от самого труда, от общения

· внешнее – зарплата, дополнительные выплаты, льготы

Умения и навыки .

Навык - автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия . Любая профессиональная деятельность очень сложна. Она требует переработки в сознании человека огромного объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации «вывести» из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык. Существуют разные виды навыков : сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и т.д.Навык - это прижизненно сформированный способ решать какую-либо задачу. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны . Пусковым механизмом любого навыка является сенсорный сигнал, воздействующий на человека.

Одними из первых начинают формироваться моторные навыки, постепенно осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами . Формирование любого навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следующем: в процессе деятельности на человека многократно воздействуют сходные раздражители (например, выполняется однотипная производственная операция). Под их влиянием у субъекта формируется определенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и «передается» на уровень подсознательного контроля. Эта программа не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации. Формирование профессиональных навыков идет не пассивно, а под влиянием специально организованных упражнений , включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение - это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количестве упражнений, необходимых для полной отработки навыка. Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений.

Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам :

1) ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

2) наличие ориентировочной основы действия в виде системы необходимых и достаточных информационных признаков, на которые ориентируется учащийся при выполнении действия;

3) частичная автоматизация действия;

4) наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

5) «запуск» системы саморегуляции действия, направленной на устранение недостатков и исправление ошибок;

6) систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сформированным и закончить регулярные упражнения по его отработке. Однако если упражнения прекратить полностью и одновременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушаться. Для его восстановления требуется новая серия упражнений.

Важным моментом любой деятельности является ее оценка. Эта оценка распространяется и на выполнение навыка.

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка , называют умением. Умение - это знание, которое понято и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и по мере тренировки достигается преобразование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия . Умение включает в себя достаточно сложную систему психических и практических действий . При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения.

Формирование умений, по мнению К.К. Платонова, проходит ряд стадий:

· первоначальное умение;

· недостаточно умелое действие;

· развитые отдельные умения (умелые, относительно законченные элементы действия);

· высокоразвитые умения;

· мастерство .

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечивает оперативную перестройку системно-структурной основы действия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Последний имеет стандартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.

Основная форма осуществления учебной деятельности - упражнение . Для того чтобы освоить какую-либо деятельность, человеку необходимо ее многократно повторить . Упражнение - это активный процесс систематического и целенаправленного выполнения какого-либо действия с целью его усвоения и усовершенствования. Количество и качество упражнений зависят от целей обучения и трудности поставленной задачи.

Общей характеристикой живых существ является их активность. Именно активность обеспечивает поддержание жизненно важных связей всех существ с окружающим миром. Источником активности живых организмов являются потребности, зав благодарности которым все живое действует определенным образом и в определенном направлении. Активность человека обусловлена??потребностями, которые формируются в обществе в процессе воспитанияння.

Активность человека являются источником ее развития, определяет деятельность и является ее движущей силой. Принципиальное различие между этими понятиями заключается в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность ь - из потребности в деятельности. К тому же, активность вроде предшествует деятельности во времени: до начала деятельности мы активно выбираем, что именно желательно, свободно планируем, думаем, с помощью каких средств чог вот достичь. Но активность не только предшествует деятельности, но и"сопровождает"его в течение всего процесса. Нельзя представить оптимальную деятельность, лишенную активностиену активності.

расчете свои силы, время, возможности для достижения той или иной цели, с помощью активности мы мобилизуем свои способности, преодолеваем инерцию. Деятельность является"личностно окрашенной", поскольку осуществляется в определенном направлении, с определенной ориентации (на себя, на других и т.д.інших тощо).

. Деятельность - это активность человека, имеющего осознаваемый характер и направлена??на достижение поставленной цели определяемая необходимости

В жизни человека деятельность играет важную роль, выполняя ряд важных позитивных функций

. Рис 331. Функции деятельности

. Рис 332. Структура деятельности

Охарактеризуем каждый структурный компонент деятельности. Детерминантой любой деятельности является потребность

. Потребность - это такое состояние живого существа, который обнаруживает зависимости от конкретных условий ее существования и порождает активность по отношению к этим условиям

Человеческие потребности формируются в процессе социализации и делятся на виды в зависимости от: предмета (материальные, духовные) и происхождения (природные (ниже) и культурные (выше)

Потребность всегда является толчком к проявлению активности, однако человек в деятельности руководствуется также определенными мотивами

. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, в которых определяется направленность субъекта

Потребности составляют сущность, основную движущую силу различных видов человеческой активности, а мотивы являются конкретными проявлениями этой сущности. Мотивы и мотивация рассматриваются в психологии как причиной ини, определяющие выбор направленности поведения и деятельности субъекта. Мотивы бывають осознаваемыми (те, которые человек может выразить словесно) и неосознаваемыми (как результат вытеснения, из-за возраста, подсознательное происхождения и т.п.)

Мотивы не всегда идентично соотносятся с целью - при различных мотивах может быть одинакова цель, и наоборот

. Цель -это воображаемый конечный результат деятельности (то, чего человек стремится достичь)

Цель может иметь материальное и психическое олицетворение, которые зачастую связаны. Поскольку достижение цели часто имеет перспективный характер, то она воплощается в отдельные задачи, решение которых приближает д до самой мети.

. Обычно деятельность человека является полимотивована - одновременно срабатывают несколько мотивов

Любая деятельность состоит из действий как составных частей

. Действие - это реализационный компонент деятельности, направленный на выполнение определенного задания

Деятельность - это внешне физическая и внутренне-психическая активность, поэтому и действия могут быть как внешними, так и внутренними

. Внутренне-психическую деятельность обеспечивают действия, которые подразделяются на:

Перцептивные (действия восприятия);

Мнемические (действия памяти)

Мыслительные

Имажитивни (действия воображения) и др.

Функции внутренней деятельности заключаются в том, что внутренние действия готовят внешние. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме того, они позволят ляют человеку избежать ошибкаок.

Внутренняя деятельность характеризуется двумя основными чертами:

1) она такое же строение, что и внешняя, однако другую форму течения: действия осуществляются не с реальными предметами, а с их образами, вместо реального продукта получается результат мысленно;

2) внутренняя деятельность по своему происхождению происходит от внешней, практической путем интериоризации, т.е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного воспроизведения определенного действия необходимо сначала ее усвоить на практике и получить реальный результатомт.

. Внешнеэкономическая физическая деятельность осуществляется с помощью внешних предметных действий. К ним относятся: - моторные (двигательные) действия: позы, действия перемещения;

Выразительные движения: мимика и пантомимика;

экстериоризации - процесс порождения внешних действий, высказываний и др. на основе преобразования ряда внутренних структур, составленных на основе интериоризации

Действия относятся к тому, что человек делает, однако не менее важным является то, каким образом они осуществляются. Речь идет о операции деятельности

. Операция - это способ выполнения действия, зависит от условий, в которых она происходит и, как правило, малоусвидомленим или неосознанным

Операции характеризуют техническую сторону действия, выполняется. Одну и ту же действие можно выполнить с помощью различных операций или разными способами

Результатом деятельности является достижение (недостижения) определенной цели (материальный, духовный продукт), который сопровождается контролем и оценкой

. Контроль - сопоставление полученных результатов с целью . Заключительный контроль осуществляется по завершении деятельности

. Оценка - выявления степени совпадения результатов и цели. В основе оценки положен заключительный контроль. Если достижение совпадают или превышают ожидания человек оценивает деятельность положительно. В случае получения результатов, ниже запланированных, оценка является отрицательной

контроль может быть и текущим (при развертывании деятельности)