Религия как форма культуры. Религия, как одна из форм культуры Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

30.10.2023 Горький М

Урок по обществознанию в 8 классе на тему:
«Религия как одна из форм культуры».
Смысл веры в том, чтобы поселиться на
небесах, а в том, чтобы поселить
небеса в себе.
Т. Харди (английский писатель).
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Показать религию как совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога. Роль религии в жизни общества.
Презентация: Мировые религии.
Учащиеся должны знать:
1.Что такое религия.
2. Что характерно для религиозной веры.
3.Каково значение религии в жизни общества.
4. Основные виды религиозных организаций.
5. В чем заключается принцип свободы совести.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1.Религия.
2. Религиозная вера
3. Обряды, молитва.
4.Церквь, секта.
5.Догмы. Культ.
6.Атеизм.
7.Свобода совести.
План урока:
1.Опрос домашнего задания с использованием тестов.
2. Объяснение нового материала:
а) особенности религиозной веры;
б) роль религии в жизни общества;
в) религиозные организации и объединения.
г) свобода совести, свобода вероисповедания.
3. Просмотр презентации.
4. Работа с новыми понятиями.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов.

Ход урока.
1. Опрос домашнего задания на тему « Наука в современном обществе» с
использованием тестов.
Вопросы тестовых заданий:
- Что такое наука.
- С чем для ученых связана важная эстетическая проблема.
- Каких людей принято называть учеными.
- Что такое « технопарк».
- Элементы современного научного знания.
Выделить верные суждения:
-об этических проблемах в науке;
- правильность суждений о науке;
- суждения о роли технопарков;
- суждения о современной науке;
Выделить термины, связанные с понятием « научные знания».

2. Объяснение нового материала.
Таблица: «Религия, ее виды и функции».
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов. Сверхъестественного.

Религии современного мира

Ранние религии

Мировые религии:
* ХРИСТИАНСТВО
(1 в.н.э. в Палестине)
* БУДДИЗМ
(5-6 вв. до. н. э. в Индии)
* ИСЛАМ
(8 в. н.э. в Аравии)

Родоплеменные примитивные
верования, сохранившиеся по сей день.

Национально -государственные
религии, составляющие основу религиозной
жизни отдельных
наций (иудаизм, конфуцианство,
и др.)

Магия (колдовство)

Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку
и защитнику.

Фетишизм – поклонение неодушевленным
предметам, наделенным сверхъестественными свойствами.

Анимизм – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

2.Вопросы классу.
Вспомни:
- Что такое религия?
- Когда появились первые религии?
- Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?
Подумай:
- Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества?
- Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает число верующих?
2 .а. Самостоятельная работа с текстом учебника и ответ на вопрос: «В чем особенности религиозной веры?»
Примерный ответ на вопрос:

1. Любая религия связана с верой.
2. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии сверхъестественных сил, влияющих на судьбу человека и общества.
3. Человек религиозный убежден в реальности контакта с Богом, в том, что Бог воздействует на судьбы отдельных людей и народов.
4. Связь с Богом человек осуществляет через молитвы и обряды.
Вопросы:
- Что такое вера?
- Как понимаем религиозную веру?
- Что значит сверхъестественное?
- Что такое обряды?
- Что такое молитва?
Ответы:
1. Вера – это личностное отношение человека к какой-либо информации, которую он готов признать истиной без доказательств и обоснований.
2. Религиозная вера – это чувства человека.проявляемые по отношению к Богу (или другим силам).
3.Свехъестественное, по убеждению религиозных людей, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.
4.Обряды – определенные действия наполненные религиозным смыслом и отражают идеи религии.
5. Молитва – словестное обращение к Богу.
2.б. Таблица: « Роль религии в жизни общества».

регулирует
поведение
людей

воспитывает
человека

на вечные

Как возникла
Земля. Откуда
появился
человек. Что
происходит
после смерти.

снимает
тяжелое
психологическое
состояние
человека

способна
избавить

человека от
одиночества

объединяет
общество

порождает
вражду.


2.в . Религиозные организации и объединения.
Церковь – религиозная организация, воплощающая в своей деятельности религиозные ценности и установки. Объединяет последователей религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения.

Церковь делит верующих на две «группы».
На священнослужителей (духовенство), которые занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Имеют официальных лидеров,например, Папа Римский (католическая церковь), Патриарх Московский и Всея Руси (православная церковь).
Есть и определенная территориальная структура, например, епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает догматы т.е. непреложные основы вероучения.
Другая часть верующих – миряне (рядовые верующие).
Секта- организация отдалившаяся от церкви и противопоставляющая себя остальным верующим. У них нет деления на мирян и духовенство. Количество участников ограничено. Верят в свою исключительность и пропагандируют нетерпимость к инакомыслию. Стараются уйти из мирской жизни и жестко контролируют своих приверженцев, лишая их имущества. Свободы мыслить, общаться и творить. В этом опасность секты.
В современной России многие религиозные общины запрещены и официально не регистрируются.
2.г. В чем заключается принцип свободы совести?
Совесть –внутренний контролер поведения человека, оценивающий поступки с позиций добра и зла.
Под свободой совести понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения, не причиняя ущерба другим. Эти убеждения могут касаться разных областей человеческой жизни: религии, труду, творчеству, государству, отношению к людям.

Свобода вероисповедания – это право выбирать, какую религию исповедовать или отказаться от религии, встав на путь атеизма.

В РФ проживают представители многих распространенных в мире религий.
Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие.

В Конституции РФ принцип свободы вероисповедания реализуется в соответствии с нормами международного права.
* Все религии равноправны.
* Государство гарантирует возможность свободно отправлять свой культ.
* Церковь отделена от государства.
* Законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий к получению образования.
3. Просмотр презентации.
4. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы учебника « Проверь себя» стр.81.
Ответы на вопросы № 2, 3 учебника « В классе и дома» стр.82
5. Подведение итогов.
- Что такое религия?
- В чем состоит роль религии в современном обществе?
- Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Домашнее задание.

МетоМетодическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по обществознанию

Тема: «Религия как одна из форм культуры»

Разработала:

Преподаватель Орлова Т.И

2013

Методическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Компьютерный набор: Орлова Т.И.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение.

В рамках дисциплины «Обществознание» одной из тем раздела духовная сфера общества изучается тема «Религия», в нашем современном обществе государство данной теме придаёт не маловажное значение. Связано это с тем что нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои следы зримые и прекрасные. Многие памятники по решению ЮНЕСКО являются общемировыми: храм Василия Блаженного, собор Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери устремленные в небо купола церквей и т. д. торжественное духовное песнопение красота икон и буддийских храмов… это и есть вещное общепринятое человечеством проявление религии.

Актуальность данной работы заключается в том, что молодое, подрастающее поколение, в поисках истины не редко обращаются к истокам религии, ища смысл своего существования. Именно знакомство с основами религиозных направлений могут помочь в преодолении жизненных невзгод и неурядиц. Подлинную суть религии и может постигнуть сам человек, соприкасаясь с духовным богатством религии. Религия всегда отражала общественные отношения, поэтому в самые сложные и трагические периоды истории в разных государствах происходит резкий всплеск интереса к религии.

Необходимо донести на уроках обществознания и на внеклассных мероприятиях роль религии в жизни общества и человека.

Цель написания методической разработки - оказание помощи преподавателю в проведении урока по теме «религия как одна из форм культуры», на основе систематизированного и отобранного материала. В сопровождении слайдов.

Религия как одна из форм культуры

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога .

Н. Гумилёв

(слайд №1)

Тип урока : урок – исследование с элементами проектной деятельности и

использованием мультимедийной презентационной технологии.

Цели урока :

Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.
  • Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия
  • Научить студентов анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

  • Подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.
  • Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  • Способствовать формированию умения и навыков работы студентов с разными источниками, литературой и компьютерной программой Microsoft Office Power Point.
  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

Задачи урока :

  • Познакомить студентов с сущностью религии.
  • Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий.
  • Объяснить сущность принципа свободы совести.

Основные понятия урока: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран

(для демонстрации слайдов), ноутбук.

Методы:

Объяснительно- иллюстративный:

* лекция;

*презентация;

*книги (наглядные пособия)

Исследовательский метод:

*выполнение доклада или презентации по теме с постановкой проблемы и анализом материала.

Подготовка к уроку:

  1. Создать мультимедийную презентацию «Религия – как одна из форм культуры».
  2. Предложено студентам подготовить проекты «Мировые религии» в форме доклада или презентации.

Ход урока

Организационный момент : (проверка присутствующих и подготовка к демонстрации слайдов презентации 5-15 минут)

Лекция.

Одной из древнейших форм культуры является религия . Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.

Преподаватель знакомит с темой урока и поясняет цели.

Тема нашего урока: «Религия как одна из форм культуры». Мы познакомимся и повторим какие мировые религии существуют и развиваются в мире. Изучим основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия. Попытаемся обобщить информацию и просмотрим подготовленные презентации и выслушаем доклады. (домашнее задание)

(1 минута)

(Слайд № 2)

2. Мотивация .

Преподаватель разъясняет о духовной культуре в жизни современного общества.

Лекция.

Духовная культура понимается как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания степень развитости самого человека.

(1 минута)

3. Актуализация опорных знаний по теме «Религия».

Предлагается студентам вспомнить знания по теме «Религия», полученные в школе.

  1. Что такое религия?
  2. Охарактеризуйте ранние формы религии? (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм)
  3. В чём их отличие ранних форм религии от мировых?
  4. Какие религии вы можете вспомнить?

(10 минут)

  1. Формирование новых знаний.

Лекция.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

(Слайд №3).

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания.

Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Элементы структуры религии и уровни религиозного сознания представлены на слайдах.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

(Слайд №4)

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным

(Слайд №5).

Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Сейчас ваши однокурсники более подробно познакомят вас с особенностями мировых религий. (лекция с кратким конспектированием- 20 минут)

Идет представление проектов и презентаций студентов.

(время 15-20 минут)


Лекция.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести.

(Слайд № 6).

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

(Слайд №7)

5. Закрепление и обобщение:

Отвечаем на вопросы:

1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями?
2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
3. Каковы между ними различия?
4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

6. Итог урока

Предлагается самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Домашнее задание (на учебной доске)

  1. Параграф 4.4, с. 128-137, учебника Важенин А.Г., Обществознание: -4- изд. – М.: «Академия», 2007;
  2. Параграф 6.5., с. 275-282,Боровик В.С., Обществознание.-М.: «Академия»., 2006
  3. Составить развернутый план

Причины возникновения и особенности функционирования религии в

обществе. Роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Религия и наука. Многообразие религий. Мировые религии.

Религия (латин. religae - связывать) - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» . Она реализует себя:

- в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);

- в объединениях верующих (церковь, религиозная община);

- в мировоззрении, мировосприятии верующих людей.

Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.

Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций , среди которых выделяются:

- мировоззренческая , создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;

- компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога;

- воспитательная , проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;

- коммуникативная , способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религиозная культура - это составная часть общей культуры, сформированная из религиозных запросов людей и призванная их удовлетворить. В религиозную культуру входят:

Религиозная мораль;

Религиозная философия;

Религиозное искусство;

Религиозные учебные и просветительские учреждения (семинарии, воскресные школы, библиотеки и пр.).

В конце XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями (революциями, мировыми и региональными войнами, актами жестокого терроризма, последствиями НТР, непродуманными реформами и пр.), которые перенесло человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге , в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести:


Душевное спокойствие и независимость от внешних обстоятельств;

Внутреннюю полноту собственной жизни.

Однако, в современной религиозной деятельности значительна доля фанатизма и экстремизма, неприятия инакомыслящих и инаковерующих. Все это отнюдь не способствует консолидации людей, а, наоборот, стимулирует их агрессивность, подталкивая к разъединению и противоборству (например, деятельность исламских фундаменталистов).

Религия неразрывно связана с моралью , воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей.

Исторически взаимоотношения религии и науки складывались весьма противоречиво. Если наука в своем постижении мира ориентируется на разум и рациональное познание, то религия пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, чувственное познание и веру. Вместе с тем, вера и разум - это не взаимоисключающие друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они становятся основой его духовной жизни и способствуют, в полном смысле этого слова - культурному развитию человечества.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

- тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

- анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

- фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

- магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются национальные религии:

- иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II тыс. до н. э.);

- индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в V в. н. э.);

- конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н. э.);

- синтоизм (средневековая религия японцев; с 1868 г. - по 1945 г. - государственная религия Японии) и др.

Национальные религии в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры.

Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии : буддизм, христианство, ислам.

Буддизм - самая ранняя по времени создания мировая религия (включает два основных направления: хинаяна и махаяна). Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя - принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг. до н. э.) , получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Согласно буддизму, в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Центральной идеей данной религии являемся учение о четырех благо-Родных истинах :

- истина страдания , существующая на протяжении жизни;

- истина о причинах страдания , которые происходят из-за эгоистических желаний человека;

- истина об освобождении от страданий , заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни;

- истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдя этот путь, человек достигает нирваны (санскр. - угасание, остывание) - т. е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых желаний. Одна из важнейших заповедей буддизма - принцип ненасилия , любовь и милосердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ритуал - это медитация , заменяющая собой молитву. Медитируя, человек отстраняется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое Я и соединяется с духовным миром.

Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос , принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:

Понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;

Идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;

Учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;

Вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная - в Ад);

Идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.

В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления: православие и католицизм . В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - способствует появлению третьего главного направления христианства - протестантства . В свою очередь каждая конфессия имеет различные направления, течения, секты.

Ислам, мусульманство (араб. - покорность) - третья мировая религия, (имеет два главных направления: суннизм и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед , которого, по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране . Здесь сформированы пять основных догматов:

Единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - его пророк);

Молиться (совершать намаз) пять раз в день;

Соблюдать пост (уразу);

Совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;

Давать милостыню (закят).

Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет неразделенность духовной и светской власти, политики и государства.

Возникновение мировых религий - это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, все мировые религии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения , который, в основном, может быть сведен к десяти Моисеевым заповедям.

В мировых религиях было много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару.

Религия как одна из форм культуры Предмет: обществознание, 8 класс. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цели и задачи урока:  Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные ранее на других предметах.  В соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся раскрыть функции религии.  Охарактеризовать основные типы религиозных организаций (церковь, секта и др.).   Разъяснить обучающимся содержание статей 14, 28 Конституции РФ. Способствовать воспитанию у школьников таких качеств, как уважение, терпимость, толерантность. Оборудование:  Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);  Презентация по тем: «Религия как одна из форм культуры»  Учебники «Обществознание», 8 класс, под. Ред. Л.Н. Боголюбова, 2015. План урока (основные вопросы для изучения нового материала):  Что такое религия (актуализация знаний).  Особенности религиозной веры.    Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания. Отвечая на вопросы в начале параграфа (рубрика «Вспомним»), актуализируем знания о религии, об истории ее возникновения. Ход урока Что такое религия?   совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (см. словарь); определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община). Когда появились первые религии? Зарождение религии происходило много веков назад (около 40 тыс. лет назад возникли ранние религиозные представления). Ученые считают, что таким образом люди пытались объяснить себе, как и почему они появились на свет, в чем их предназначение и т.д. Древние люди пытались задобрить таинственные силы, «заколдовать удачу». Они пытались при помощи различных обрядов (песен, танцев, рисунков, ритуальных действий) воздействовать на природу. Магия, колдовство, вера в добрых и злых духов у первобытных людей свидетельствуют о появлении религиозных верований, зачатках религии. Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33­34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11­16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14­ 15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований. Особенности религиозной веры Отвечая на вопросы рубрики «Подумаем» (Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?), выявляем особенности религиозного сознания. Работа с понятиями. Анализ религиозной веры. Вера – это личностное, эмоциональное отношение человека к какой­то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. Религиозная вера – это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов. Религиозная вера – это определенные переживания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам). Роль религии в жизни общества Систематизируем и обогащаем теоретическими знаниями личный социальный опыт учащихся. Работа с текстом параграфа (стр. 97­98). Определяем функции религии.   Регулирует поведение людей (регулирующая); Воспитывает человека (воспитательная);  Дает ответ на вечные человеческие вопросы (мировоззренческая);   Снимает тяжелое психологическое состояние человека (психологическая/компенсаторная); Способна избавить человека от одиночества (коммуникативная);

 Объединяет общество или порождает вражду (интегративная). Религиозные организации и объединения    церковь; секты; организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера. ! Обратить внимание на отличия сект от церкви. Свобода совести, свобода вероисповедания Работа с понятиями и материалами Конституции РФ. Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле. Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства. Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма. Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких­либо сверхъестественных сил. Статья 14 Конституции РФ 1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Делаем вывод:   каждый в нашем обществе волен решать, какую религию исповедовать или быть атеистом; мы должны с уважением относиться к выбору каждого. Подведение итогов урока и закрепление полученных знаний Заполнение таблицы на соотнесение терминов и их определений. Термин Вера Определение право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства Свобода совести это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов Атеизм совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия Религия это личностное, эмоциональное отношение человека к какой­то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований

Религиозная вера система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких­либо сверхъестественных сил Рефлексия Каждый ученик выбирает по 1­2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради:         сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. Информация о домашнем задании  П. 12, вопросы после параграфа на стр. 101;  индивидуальные задания: o Стр. 101 вопрос 4 «В классе и дома» (отдельный лист); o Стр. 103 вопрос 5 «Вопросы для повторения» (устно) Используемый материал 1. Баранов П.А. Обществознание. Полный экспресс­репетитор. – Москва: Астрель, 2013. 2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций под ред. Л.Н. Боголюбова, М. : Просвещение, 2015. 3. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.

Религия - одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия (от лат. religare - связыват ь) - ст ремление человека к жизни в единст ве со сверхъест ест венными силами (Богом, Абсолют ом), воплощающими в себе высшее совершенст во, могущест во и смысл быт ия.

Религия основана на вере, выражается в мировоззрении, мироощущении, культе (поклонении божеству) и в различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.).

Выделяют различные предпосылки (корни) религии:

· гносеологические, связанные с ограниченностью познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности;

· психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога);

· социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы);

· антропологические, обусловленные особенностями человека как особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).

Функции религии:

¨ м ировоззренческая функция : любая религия выражает определенный взгляд на мир, человека, общество; отвечает на "предельные" вопросы человеческого существования; проблемы, которые она решает, - мировоззренческие, смысложизненные;

¨ к о м пенсаторная функция : религия компенсирует ограниченность, зависимость, бессилие людей. В психологическом плане компенсация - это утешение, надежда и наслаждение, снятие стресса;

¨ к о мм у никативная функция реализуется в общении а) верующих друг с другом; б) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.;

¨ р е г ул я т ивная функция : с помощью определенных идей, ценностей,

установок, норм религия влияет на поведение людей, групп, общин;

¨ интегрирующая-дезинтегрирующая функция : религия объединяет людей, придерживающихся одной веры, создавая единую систему ценностей; но она и разъединяет людей, придерживающихся различных религиозных воззрений;

¨ к ул ь т у р но-транслирующая функция : религия способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, а потому способствовала накоплению и передаче культурного наследия от поколения к поколению;

¨ л е г итимирующе-разлегитимирующая функция : религия придаёт статус законности институтам, нормам, образцам или, наоборот, утверждает их незаконность.

Типологии религий

В зависимости от представлений людей о Боге, религии делятся на:

1) монотеистические (вера в одного Бога);

2) политеистические (языческие религии, восточные культы - вера во многих богов);

3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм,


конфуцианство).

По степени распространенности:

1) мировые религии (ислам, буддизм, христианство);

2) локальные, национальные религии (характерные для одного народа или региона - иудаизм, синтоизм, даосизм).

Национальные, локальные религии - это религии, которые не вышли за рамки одной страны или региона.

Индуизм - историко-культурная традиция народов Индии. Последователей индуизма теперь насчитывается более 750 млн.

Религиозные представления индийцев со временем усложнились, от простых антропоморфных они эволюционировали к более абстрактным, взглядам. Так

сформировалась религиозно-философская система брахманизма. Ее возникновение относят к X - VII вв. до н.э. Что же включает религиозно-философская система брахманизма? Согласно санкхье, существуют два активно взаимосплетенных начала - пракрити (материя и энергия) и пуруша (здесь это, в отличие от первочеловека Ригведы, - духовное начало). Взаимосвязь пуруши и пракрити является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира.

Доасизм. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи хань (VI в. до н.э.), его развитие и укрепление шло параллельно с распространением конфуцианства. Доасизм и конфуцианство составили два взаимосвязанных религиозно-философских направления в духовной жизни китайского общества. Основоположником философско-религиозной доктрины доасизма признается Лао-цзы. Исследователи предполагают, что это мифологическая личность. В основе этого учения - фундаментальные для всей классической китайской мысли категории Дао и Дэ. Дао (дословно - путь) - это Великий Закон и Абсолют одновременно. Обычно даосы говорят о двух Дао. «Безымянное Дао» порождает вселенную,

«Именуемое Дао» создает конкретные вещи. Дао неразрывно связано с Дэ (благодать). Дэ - это эманация (истечение) Дао. Можно сказать, что Дао и Дэ соотносятся как порождающий и порожденный принципы. «Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их, воспитывает их, делает зрелыми, ухаживает за ними ». («Дао дэ цзин», №51).

Конфуцианство - основа духовно-религиозной жизни Китая. Оно зародилось в VI в. до н.э.. Сочетание религиозности и рационализма в конфуцианстве позволило этой конфессии играть роль духовно- идеологического регулятора общественной жизни Китая. Создатель этого учения - Конфуций. В конфуцианстве значительное место занимает культ предков. Красной нитью проходит идея о почитании традиций, сложившихся в древности. В данном случае они выступают в виде ритуала, своеобразного канонического свода правил поведения.

Синтоизм. Синто (дословно - путь богов) - национальная религия японского народа. Уже в I-III вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. Синтоизм терпимо относится к иным религиям, вполне допуская поклонение как «своим», так и иным богам одновременно. Практически цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа. В синто заключена идея кровного единства японцев и идея божественности политической власти, объединившей народ в одну семью, единое государство.

Иудаизм - первая монотеистическая религия. Иудаизм иногда называют религией Моисея, по имени духовного и политического лидера евреев. В религиозном сознании евреев Яхве принимает образ Творца мира, носителя всего сущего и


покровителя евреев - «избранного народа». Тора и Талмуд - «священные книги»

Мировые религии - эти религии вышли за рамки одной страны и охватили многие страны.

Буддизм - мировая религия. Возникла в VI в. до н.э. Основатель этого учения Будда Гаутама. Философские основы буддизма: отсутствует идея Бога - творца мироздания и промыслителя мировых событий. Реальные вещи и события считаются в буддизме проявлением огромного количества дхарм - своеобразных элементов психофизического мира. В буддизме существует пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери чужого, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков.

Христианство - мировая религия, возникла у иудеев в I в. н.э. Основатель христианского учения - Иисус Христос. В христианстве существует три конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

1. Православие. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу - Отцу, и только от него признается исхождение Святого Духа. Соблюдаются традиции семи таинств. Основные ритуалы культа: молитвы, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. Основной праздник православия - Пасха.

2. Католицизм (пер. с гр. - вселенская). Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенности. В католицизме утвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признается не только от Бога - Отца, но и от Бога - Сына («филиокве»). Отсюда повышенное внимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник - Рождество, основной символ - распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило в католицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, в частности, и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.

3. Протестантизм. В XVI в. Европу охватила Реформация - движение за преобразование церкви в духе евангельских идеалов. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Основные богослужения - чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Отвергнут культ Богородицы, святых, икон и мощей.

Ислам - мировая религия. В переводе с арабского «ислам» означает покорность. Ислам возник в VII в. н.э. Купец Мухаммед - основатель ислама. Коран и Сунна - «священные книги» мусульман. В исламе признаются пять религиозных правил веры: аш - шахада - исповедание веры; ас - салат (намаз) - молитва; ас - саум

Пост; аз - закят - налог в пользу бедных; хаджж - паломничество.