Причины духовной деградации доктора старцева. Каковы причины духовного падения (деградации) Дмитрия Ионыча Старцева? Сочинение по произведению на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

16.12.2023 Горький М

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе Ионыч.Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города.

Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту талантливость. Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной.

Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает А приданого они, должно быть, дадут немало). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь немного стыдно, что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали поляк надутый, тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе.

Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно Сколько хлопот, однако. С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты.

Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются безобидные страстишки игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют Ионычем, тем самым принимая его в свою среду.

Чехов, показывая лучшую семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и...

  2. Загрузка... В образе Ионыча Чехов показал, как создавались типы, подобные Беликову, их эволюцию.Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцев а. В раскрытии содержания этих...

  3. Загрузка... Имя Антона Павловича Чехова навсегда останется в русской литературе как одно из самых громких. Его рассказы и пьесы отразили жизнь русского общества конца XIX...

  4. Загрузка... Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр...

  5. Загрузка... Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает...

Цели урока:

Предметная:

  1. Понять причины деградации Дмитрия Старцева.
  2. Кто в этом виноват? Сам Старцев или среда?
  3. Учить исследовать средства художественной выразительности.

Мировоззренческая:

  1. Осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу.
  2. Определить собственное отношение к героям, событиям.

Ход урока

I. Слово учителя.

Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека? А. П. Чехов обостренно воспринимал новые веяния и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 г. им были созданы рассказы “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, “Душечка”.

Как и в любом классическом произведении в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

II. Словарная работа: обывательщина, мещанство, деградация.

Мещане – люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Обывательщина – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.

III. Организация поисковой деятельности по творческим группам.

(Зона поиска тексты, словари)

1. Группа “Весна жизни”.

Дать характеристику Старцеву в первый период;

  • Отношение к делу врача;
  • Впечатление от Старцева в начале.

Вывод микрогруппы: полон жизни, работоспособен, любит покушать, любит и понимает искусство и музыку, но не имеет своего мнения.

1 причина – не имеет своего мнения, легко поддается чужому влиянию.

2. Группа “Семья Туркиных”.

Докажите, что перед нами – обычные мещане в духовном и нравственном значении.

  • Ступенчатость в раскрытии жизненного пути отдельных представителей этой семьи; неизменность ее обывательского существования;
  • Прямые авторские характеристики Туркиных;
  • Речевые характеристики Туркиных.

Вывод микрогруппы: шутки никого не радуют, романы о том, чего не бывает, все это повторяется через много лет.

2 причина – если самая талантлива семья в городе такова, то какие же остальные?

3. Группа “Прошло больше года”. Линия любви.

Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику?

  • Старцев и Котик;
  • Поездка на кладбище;
  • Внутренний мир самого Старцева;
  • Реакция Старцева на отказ Котика;

Вывод микрогруппы: влюблен, но думает о приданом. После отказа переживал три дня.

3 причина – чувство любви оказалось не настоящим: интересовало только приданое.

4. Группа “Прошло четыре года”.

Докажите, что деградация происходит не только внешняя, но и внутренняя.

  • Внешний и внутренний мир;
  • Старцев и обыватели;
  • Развлечения Старцева;
  • Старцев и Котик.

Вывод микрогруппы: “поляк надутый”, карты, считает деньги, …и огонек погас.

4 причина – чувства вспыхнули, но власть денег оказалась сильнее, и огонек погас.

5. Группа. “Прошло несколько лет”.

Покажите необратимые последствия деградации Старцева.

  • “Языческий бог”;
  • Душа;
  • Отношение к больным;
  • Интерес к жизни;
  • “Вот и всё”

Вывод микрогруппы: карты, обжорство, накопительство, хамство, оскудение речи, потеря человеческого облика.

5 причина – потеряны человеческие качества, работа ради наживы.

Почему рассказ называется “Ионыч”?
Кто виноват в деградации Старцева?
Сам Старцев или общество?

Вывод учителя: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать.

Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Ответ:

Причинами духовного падения, то есть деградации, Дмитрия Старцева из произведения Чехова «Ионыч», является влияние среды, окружения и прожитых лет. Ведь, попадая в самую «лучшую» семью Туркиных, он «поражается» их интересами. Мать пишет романы, которые сама читает всем близким, дочь играет на рояле целыми днями, и отец, которые разговаривает на особенном языке, выработанном годами. Затем, влюбляется в дочь, тем самым распинается перед ней, но она не отвечает взаимностью. Тем самым Чехов хотел показать, что не надо предаваться губительному воздействию среды, а оставаться человеком.


Статьи по теме:

Место выбранного произведения в творчестве писателя
Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь. В. М. Шукшин Читая рассказы Шукшина, удивляешься порой на чудачества героев писателя, однако веришь «правде человеческих характеров, испытываешь радость обще...

Анализ романа "Омон Ра"
Виктор Пелевин за достаточно короткий промежуток времени успел стать культовой фигурой для совершенно разных слоев российского общества. Его читают и тинэйджеры, утонувшие в мировой паутине, и сорокалетние менеджеры, едва пережившие кризи...

Рембо и связь двух веков поэзиию Подлинный Рембо
В истории французской поэзии Рембо занимает исключительное место. Онтворил в момент, когда задача разрушить старый мир до основания во имясовершенно нового общества становилась насущнейшей. В своей сфере, в поэзии,Рембо самозабвенно предал...

Рассказ «Ионыч» был написан в 1898 году. И на протяжении 120 лет нет точного ответа на вопрос о духовной деградации главного героя рассказа, Дмитрия Ионовича Старцева. Основная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, Антон Павлович Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”

Деградация – это постепенное ухудшение, упадок.

Но можно ли назвать изменения Дмитрия Ионовича Старцева именно деградацией?

На прошлом уроке мы сформулировали тему рассказа так: протест против человеческой пошлости, мещанства и самовырождения человека.

Но Чехов не пишет, что Старцев – обыватель или мещанин. Дмитрий Ионович это не человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, а скрытый от людей и сам от себя интеллигент, не потерявший с годами душевной чистоты.

Чехов идёт от частного к общему. Показывая обстановку в городе С и его бездуховность, использует описание всего лишь одной семьи и изредка, не называя имён, показывает поведение обывателей города С в присутствии главного героя. Старцев восклицает: “если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город”. Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции, а также противопоставляет им Дмитрия Ионовича.

Главный герой сильно изменяется со временем. Изменения прослеживаются во многих аспектах его жизни. Меняется его фигура – от подтянутости к дряблости и пухлости, - меняются привычки – от постоянной работы в земской больнице к разъездам по частным больным в городе и игре в винт, - меняются взгляды – от восхищения работой рук к восхищению уютом и работе мозга, - меняется отношение к любви и её объекту – от нежности к рассудительности и неприятию.

Местные жители сначала видят в нем прекрасного молодого земского доктора и интеллигентного человека, потом – молчаливого и угрюмого «поляка надутого». Но его расширяющееся состояние, которое растёт из-за развивающейся любви к деньгам и страсти наживы, приводит к уважению со стороны жителей. Они стараются угодить ему, хотя называют просто Ионычем.

Само название рассказа «Ионыч» и прозвище главного героя неслучайны. Имя Ион с древнегреческого переводится как «терпеливый». Вот и главный герой рассказа - сын «терпеливого» человека. Он перенял это свойство и потому сносит испытания мещанством в городе С, старается слиться с ним, но не становится на один уровень. Старцев – конформист (Конформизм – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений), но не обыватель.

История доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» про­ста и незатейлива: молодой человек, земский врач, влюбился в де­вушку, которая ему отказала, затем успокоился, разбогател и стал од­ним из городских обывателей. Сюжет рассказа, как и сюжет пушкинского романа «Евгений Онегин», построен на двух признани­ях в любви - Старцева к Екатерине Ивановне и ее к Старцеву. Пол­ный сил и надежд, Дмитрий Ионыч не ожидал отказа от Котика - она, как оказалось, мечтала об артистической карьере, о консервато­рии, а семейную жизнь презирала как нечто пошлое, бытовое. И Дмитрий Ионыч переживает это как удар по самолюбию, как лич­ную обиду, хотя, кроме любви и надежды, в нем какой-то «холодный, тяжелый кусочек» рассуждал, что, должно быть, приданого за Екате­риной Ивановной дадут немало.

Но неудачная любовь - только одно звено в цепочке обстоя­тельств, повлиявших на дальнейшую судьбу героя. «Огонек» в ду­ше, который вдруг стал разгораться, сразу же погас, и больше Стар­цев уже не ездил к Туркиным. Он осуждает общество обывателей, картежников, алкоголиков, понимает и то, что трудиться он стал только ради наживы, ведь теперь для него одно из немногих удо­вольствий - пересчитывать по вечерам деньги, полученные за ча­стные визиты, да играть в вист, подменяя настоящие чувства кар­тежным азартом. Возможно, если бы Екатерина Ивановна поняла его, он сумел бы изменить что-то в своей жизни. Но люди не слышат друг друга, и Старцев не стал исключением. Не найдя близкой души, сторонясь обывателей, прозвавших его «поляком надутым», он и сам остановился в своем развитии. Его не интересуют ни театры, ни концерты, ни профессиональные новинки - он весь ушел в зараба­тывание денег. Да, среда повлияла на него - тяжело жить среди «бездарных» обывателей. Но он и сам виноват в своей моральной деградации. Чехов говорит об этом прямо, не снимая с героя ответ­ственности: «жадность одолела», «горло заплыло жиром». Он пре­вращается в бестактного грубияна, который кричит на больных и стучит палкой об пол: «Не разговаривать!» Он сам наказал себя: одинок, «живется ему скучно, ничто его не интересует». Чехов не подсказывает выхода из этой ситуации, но читателю ясно: надо со­противляться пошлости и бездуховности жизни, нельзя плыть по те­чению, превращаясь в Ионыча.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (226)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (325)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (261)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (187)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) - Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям....

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (196)

      Катерина - сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (266)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (225)

      В комедии изображаются два поколения - старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение - кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками...