Презентация на тему "строение и структура почвы". Презентация "Что такое почва. Состав почвы" Почва как среда обитания

02.11.2023 Горький М



Опыт 3. - Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.) Поместим на металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя. Вывод: в почве есть перегной из органических остатков




Опыт 5. - Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? Остатки растений, перегной, песок, глина. Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой. Что увидим? Белый налет на стекле. - Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)




Открываем учебник на стр. 79 Механизм образования почв: 1.Разрушение горной породы 2.Образование органического вещества 3.Обогащение почвы питательными веществами Вывод: почва образуется в результате взаимодействия организмов, горных пород, солнечного излучения и осадков


Виды почв 1.Чернозёмные почвы Имеют мощный верхний горизонт почвы, в нём накапливаются остатки отмерших живых организмов, образующих перегной. От количества перегноя в почве зависит её плодородие, чем больше перегноя, тем растения лучше обеспечены питательными веществами. Отложения перегноя в таких почвах может достигать более метра толщины.


Подзолистые почвы Верхний перегнойный горизонт небольшой, поэтому они бедны питательными веществами. Хорошо развит подзолистый горизонт почвы. В почве скапливается влага, и создаются условия для гниения. Под действием микроорганизмов остатки растений превращаются в перегной, в котором при разложении образуются почвенные кислоты. Поэтому такие почвы часто кислые.




Глинистые почвы В почвах преобладает глина. Когда нет дождей, глина высыхает и делается твёрдой как камень, и не позволяет разрастаться корням растений. В дождливое время глина становится вязкой, разбухает и не позволяет воде проходить в глубь. Поэтому вода застаивается, не пропускает воздух, и корни растений начинают гнить. Малопригодны для жизни растений.






Домашнее задание 1.& В рабочей тетради заполнить стр. 3.Подготовить семена растений (любых) к посеву.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Докучаев Василий Васильевич Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почве, о законах ее образования, сохранения плодородия - почвоведение. Почвоведение – это наука, изучающая почвы

5 слайд

Почва – это рыхлый, поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Почва – это особенное природное тело. Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы.

6 слайд

Гумус – это перегной, образовавшийся в результате переработки отмерших растений микроорганизмами. В гумусе содержатся основные элементы питания, растений, которые под воздействием, микроорганизмов становятся доступными для растений. Основную роль играют сложные органические соединения - гуминовые кислоты и фульвокислоты. Гумус - важный фактор плодородия почв. Для различных типов почв характерно разное содержание Гумуса: в подзолах – 3 - 4%, в черноземах - до 12%

7 слайд

Климат растения Рельеф микроорганизмы время Выделение кислоты Выветривание Улучшают состав почвы Разрыхляют, перемешивают Горные породы животные

8 слайд

1) почвообразующие породы. От свойств материнской породы, ее состава и структуры зависят физические свойства почвы и первоначальное содержание в ней элементов питания; 2) климат влияет на ход выветривания горных пород, тепло и влага определяют интенсивность почвообразующих процессов, а также характер растительности и животного мира; 3) растительность рыхлит и оструктуривает почву, извлекает из нее минеральные элементы, дает корневой и наземный опад для превращения его в гумус;

9 слайд

4) животные (включая микроорганизмы) в процессе жизнедеятельности ускоряет разложение и способствуют формированию гумуса; 5) рельеф распределяет влагу и тепло: 6) время. За 100 лет образуется слой почвы не более 2 см. Существенно влияет на строение, свойства и состав почв геологический возраст территорий: 7) Антропогенный фактор. Человек, обрабатывая почву, внося удобрения, мелиорируя, вырубая леса, направленно изменяет процесс почвообразования и свойства почв.

10 слайд

Каждый тип почв формируется в строго определенных климатических условиях при определенном соотношении тепла и влаги. В тоже время каждому типу соответствует и определенный тип растительности. Отмершие стебли и листья принимают непосредственное участие в образовании гумуса

11 слайд

Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно разумно. Важнейшим свойством почвы является плодородие. Плодородие – это способность почвы производить урожай

12 слайд

растения, наиболее устойчивые к кислой реакции почвы, переносящие умеренную кислотность (р-Н 5,0 - 5,5), - картофель, редис, редька, щавель; растения, для которых наиболее благоприятна слабокислая реакция почвы (рН 5,5- 6,0), - морковь, огурец, кабачок, патиссон, тыква, дыня, помидор, капуста цветная, кольраби, брюква, турнепс, баклажан, хрен; растения, чувствительные к кислотности, лучше развивающиеся при реакции почвы, близкой к нейтральной или нейтральной (рН 6,6-7,0), - капуста белокочанная, свекла, салат, лук, чеснок, сельдерей, пастернак, перец, спаржа.

13 слайд

Структурностью почв называют способность почвенной массы распадаться на отдельные комочки различной формы и величины. На целине каждый почвенный тип характеризуется определенной структурой.

краткое содержание презентаций

Почва

Слайдов: 22 Слов: 524 Звуков: 0 Эффектов: 0

Отделение ПОЧВОВЕДЕНИЯ приветствует вас – наших абитуриентов. Приглашаем Вас на новые образовательные программы. Выпускники получают фундаментальные знания в области естественных наук. Высшая математика. Физика. Геология. География. Общая геология. Основы минералогии. Ландшафтоведение. Геодезия с основами ГИС. Климатология. Чему учим? Биология. Введение в биологию. Физиология и биохимия растений. Биогеоценология. Экология растений Экотоксикология. Общая экология. Зоология. Микробиология. Ботаника. Учим читать великую книгу природы. Изучение почвы на разных уровнях структурной организации. - Почва.ppt

Урок Почва

Слайдов: 36 Слов: 286 Звуков: 1 Эффектов: 18

Урок природоведения. Быстренько проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку « 5». Проверка домашнего задания. Что такое почва? - Верхний слой земли, где есть песок и глина. Верхний плодородный слой земли. Какая главная часть почвы? Перегной; песок; глина. Что образуется из перегноя под действием микробов? Вода; воздух; соли. Что используют растения для питания? Микробы; соли; перегной. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? - Урок Почва.ppt

Функции почвы

Слайдов: 30 Слов: 776 Звуков: 0 Эффектов: 0

Экологические функции почвы. Почва обладает экологическими функциями. Заселение минеральной матрицы. Экологические функции почв. Почва. Биомасса. Продуктивные. Источник пищи. Главное разделение биоты. Четыре царства природы. Человек. Осушение. Растение. Суша. Животные. На производство одной тонны фитомассы тратится 1000 т воды. Обеспечение биосферы водой. Мусор планеты. Синтетика. Цикл углерода. Зарастание курумов. Поселение растений на мелкоземе. Превращение отложения в почву. Образовавшаяся экосистема. Положительная связь. Биота. Сохранение генофонда в почве. Всхожесть семян. Может быть местом поселения. - Функции почвы.ppt

Плодородие почвы

Слайдов: 12 Слов: 1338 Звуков: 0 Эффектов: 0

Проблемы плодородия почв. Проблемы климатического характера. Проблемы антропогенного характера. Применение только поверхностных обработок. Расположение корневой системы. Отказ от использования органических удобрений. Снижение обеспеченности почв подвижным фосфором. Как решать эти проблемы. Уйти от использования однотипной обработки. Поставить в приоритет заботу. Научные проблемы. Спасибо за внимание. - Плодородие почвы.ppt

Фитотоксичность почвы

Слайдов: 10 Слов: 381 Звуков: 0 Эффектов: 42

Экологический проект Определение фитотоксичности почв города Магнитогорска методом проростков. Цель работы. Задачи. Оценить реакцию разных видов растений на одинаковую степень загрязнения почв. Гипотеза. Объект исследования. Ключевые участки. Район Левого берега (улица Маяковского). Фото проведения опыта. Выводы. Коэффициент фитотоксичности в разных районах города различен. Коэффициент фитотоксичности по фасоли соответствует результатам опыта по кукурузе. Выводы (продолжение). - Фитотоксичность почвы.pps

Почва как среда обитания

Слайдов: 25 Слов: 1948 Звуков: 0 Эффектов: 0

Почвенная среда обитания

Слайдов: 17 Слов: 277 Звуков: 0 Эффектов: 22

Почвенная среда обитания. Почвенная среда. здесь же располагается грибница грибов, Корни растений. Мощные передние зубы (для рытья и перекусывания корней). Слаборазвитые глаза и ушные раковины. Короткий мех (для меньшего трения с почвой). Особое строение рта (чтобы не попадала земля). Членистое тело (способствует передвижению в почве). Выделение слизи (способствует передвижению в почве). Здесь изображены животные. Краб живёт в водной среде, а остальные в наземно-воздушной. Как вы думаете, в каких средах обитают насекомые, ножки которых здесь изображены? Наземно-воздушная среда. - Почвенная среда обитания.ppt

Органическое вещество почвы

Слайдов: 29 Слов: 2448 Звуков: 0 Эффектов: 4

РАДИОУГЛЕРОДНЫЙ ВОЗРАСТ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА ПОЧВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Содержание: Радиоуглеродное датирование органического вещества (ОВ) почв. Радиоуглеродное датирование органического вещества (ОВ) современных и ископаемых почв. «Открытая» система. «Открыто-закрытая» система. Выбор "датирующей" фракции и поиск "инертного" углерода. Радиоуглеродный возраст Курского чернозема по ОВ и ГК (О.А.Чичагова, А.Е. Черкинский). Радиоуглеродный возраст ископаемой почвы по ОВ, ГК и древесному углю (О.А.Чичагова, 1985). Радиоуглеродный возраст фракций гумуса черноземных и подзолистых почв Канады (Paul et al.). - Органическое вещество почвы.ppt

Живые организмы в почве

Слайдов: 19 Слов: 1091 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизнь под ногами. Биотический состав почвы. Организмы. Пористость почвы. Тип почвы парка. Питание растительными остатками. Кивсяк. Колемболы. Симфилы. Геофилы. Почвенные клещи. Жужелицы. Дождевые черви. Миксомицеты. Актиномицеты. Тип почв. Плодородие почвы. Информационные ресурсы. Авторы работы. - Живые организмы в почве.ppt

Почва как среда обитания животных

Слайдов: 29 Слов: 1199 Звуков: 0 Эффектов: 113

Что мы сегодня будем изучать. Почва как среда обитания животных. Почва. Приспособления животных к обитанию в пресных водоемах. Приспособления животных. Названия животных. Решите кроссворд. П. О. Ч. В. А. Г. Л. Составить схему. Свойства почвы. Экологические группы почвенных организмов. Животные. Фактор среды. Условия обитания. Кислород. Дождевой червь. Пустынные животные. Естественные пустоты. Самостоятельная работа. Верхний плодородный слой. Домашнее задание. Итоги урока. Используемые ресурсы. - Почва как среда обитания животных.ppt

Система обработки почвы

Слайдов: 41 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 0

Научные основы обработки почвы. Основная литература. Задачи обработки почвы. Поддержание благоприятного фитосанитарного состояния почвы. Заделка в почву растительных остатков. Предотвращение эрозионных процессов. Создание условий для посева. Физика почвы. Благоприятные почвенные условия. Дерново-подзолистая песчаная почва. Черноземная почва. Каштановая почва. Структурой почвы называют. Строение пахотного слоя на черноземных почвах. Система обработки почвы. Численность хлебной пьявицы. Степень повреждения озимой пшеницы. Связность почвы. Липкость почвы. Пластичность почвы. - Система обработки почвы.ppt

Почвообрабатывающие орудия

Слайдов: 12 Слов: 643 Звуков: 0 Эффектов: 39

Инновационный проект повышения плодородия почв. Технология активной обработки солонцовых почв. Базовый агрегат технологии. Почвообрабатывающее орудие КОМС-80. Почвообрабатывающее орудие КОМС-80. Особенности конструкции КОМС-80. Почвообрабатывающий эффект КОМС-80. Патентная защищенность КОМС-80. Стадия трансфера технологии КОМС-80. Инвестиции трансфера технологии КОМС-80. Перспективы трансфера технологии КОМС-80. Инновационная привлекательность КОМС-80. - Почвообрабатывающие орудия.ppt

Борьба с вредителями и болезнями

Слайдов: 14 Слов: 483 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основные методы подавления болезней и вредителей. Методы. Агротехнический метод. Агротехнические приёмы. Создание сортов. Севооборот. Обработка почвы. Очистка и сортировка семян. Сроки и способы посева. Применение удобрений. Сроки и способы уборки урожая. Орошение. Приманочные посевы. Особенности агротехнического метода. -

Тема : Что такое почва.

Цели урока :

  • Изучить состав почвы
  • Выявить основные свойства почвы
  • Узнать о преобладающих почвах родного края

Презентацию подготовила

Елисеева Ирина Витальевна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 г. Малая Вишера


Что такое почва?

Какими свойствами она обладает?

Сказала лопата: - земля, чтобы рыть.

Ботинки сказали: - земля, чтоб ходить.

А люди сказали: - земля, чтобы жить.


  • Новгородская область - нечерноземная, для нее характерны подзолистые почвы.





Практическая работа

Опыт 2

Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт?

Опыт 1

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать?

  • В почве есть ВОЗДУХ .

В почве есть ВОДА .



Круговорот веществ в природе

Животные

Растения

Мертвые остатки растений и животных

Перегной

Соли

Микробы



Пословицы:

Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

Добрая земля больше поднимет.

Глубже пахать – больше хлеба жевать.


Тест

1.Выберите правильное определение почвы

Я) верхний слой земли, где есть песок и глина;

Е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;

О) верхний плодородный слой земли;


2. Какая главная часть почвы?

Т) перегной;

Д) песок;

Б) глина.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов?

М) вода;

Н) воздух;

Л) соли.


4. Что используют растения для питания?

Е) микробы;

И) соли;

Ю) перегной.

5. Что образуется из остатков умёрших растений и растений под действием микробов?

Ш) песок;

Щ) глина;

Ч) перегной.


6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там где нет растений – всего за 15 лет! О чём говорят эти расчеты учёных?

М) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли.

Н) Чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву.

Л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.


7. Какое утверждение верно?

А) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или её часть.

О) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие.

Я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.


Запиши в словарик

почва

перегной

плодородие


Итог урока

Что узнали нового?

Чему научились?

Когда было трудно?

А когда - интересно?

Благодарю за работу!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Образование почв и их разнообразие Учитель географии: Саволайнен Н.А. Школа №292 Санкт-Петербург

План урока К ак образуется почва Строение почвы С войства почв

Что такое почва? Почва - это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием. Плодородие почвы, т. е. ее способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств почвы.

Долгое время существовало мнение, что почва – это горная порода. Эту теорию опроверг русский ученый Василий Васильевич Докучаев, доказавший, что почва – это «особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира». Он явился основателем науки «почвоведение». Василий Васильевич Докучаев

Образование почвы 1 этап Начинается с процесса выветривания (разрушения) горных пород. При помощи ветра, солнца и осадков происходит разрушение горных массивов. В свою очередь, отколовшиеся валуны расщепляются до мелких частиц (песка, глины, известняка). Процесс образования почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см до 2 см. 2 этап На разрушенных горных породах поселяются микроорганизмы, первые растения и лишайники, семена которых приносит ветер. 3 этап Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

С чего начинается образование почвы? Какие горные породы наиболее распространены на территории России? Как влияет рельеф на процесс почвообразования? Какое влияние оказывает уровень грунтовых вод на почвы? Какие компоненты климата оказывают влияние на процесс образования почвы? Какова скорость образования почвы? Какую роль играют растения и животные в почвообразовании?

Плодородие почв Механический состав почв Структура почв Основные свойства почв

Свойства почвы Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина и прочность этих комочков не одинаковы в разных типах почв. Лучшей является зернистая, или мелкокомковая (диаметр комочков 1-10 мм.)

Механический состав почв Глинистые, суглинистые (тяжёлые); плохо пропускают воду Песчаные, супесные (лёгкие); легко пропускают воду

Структура почв Бесструктурные (диаметр частиц до 0,05 мм): пылеватые Структурные почвы (диаметр частиц до 10 мм): комковатые, зернистые Структура почв важна для развития растительности. Она обеспечивает проницаемость воздуха, влаги, питательных веществ

Густо пронизан корнями. Сюда попадают отмершие надземные части растений, которые перерабатываются микроорганизмами, червями, личинками и насекомыми. Здесь происходит образование гумуса. Гумусовый горизонт самый тёмный Горизонт вымывания, из которого вынесена значительная часть органических и минеральных соединений. Этот горизонт очень осветлён. Здесь образуется подзолистый горизонт. Горизонт вмывания. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы. Слабо изменённая материнская порода, из которой образовалась почва Строение почвы

Строение почвы По строению почвенного профиля, т.е по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу определяют принадлежность почвы к определённому типу, например: чернозём, подзолистые и др.

Почвенная карта России

1. Что такое почва? 2. Перечислите факторы почвообразования. 3. Как различаются почвы по механическому составу? 4. Назовите основное свойство почвы. 5. Почему почва должна быть рыхлой? 6. Если в почве нет дождевых червей, о чем это говорит? 7. Как можно по почвенным горизонтам определить возраст почвы?

а б В 1. Какой фактор почвообразования является главным? климат рельеф человек

а б В 2. Что такое плодородие почвы? Способность почвы давать высокие урожаи сельскохозяйственных культур Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом высокое содержание гумуса

а б В 3. А1 – это горизонт … материнская порода гумусовый эллювиальный (вмывания)

а б В 4.Какое из свойств почвы является главным? структура механический состав плодородие

а б В 5. Какое время необходимо для создания почвы слоем 1-2 см? 100-200 лет 300-400 лет 500-1000 лет