Разработка урока "серебряный век русской культуры". Тема: «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века

Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность! Критерии для сопоставления. Символисты. Акмеисты. Футуристы. 1. Цель творчества. Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове. Возвращение поэзии ясности, вещности. Вызов традиции. 2.Отношение к миру. Стремление создать картину идеального мира. Понимание мира как совокупности простых предметов. Одержимость идеей разрушения старого мира. 3.Отношение к слову. Понимание слова как послания, элемента тайнописи. Стремление придать слову определённое, точное значение. Интерес к словесным деформациям, неологизмы. 4.Особеннос- ти формы. Господство намёков и иносказания, музыкальность. Конкретная Образность, прекрасная ясность Разговорная интонация, пафос эпатажа.















Звуковой облик этих слов создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то прекрасном, возвышенном. Однако в искусствоведении и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933).


Серебряный век русской культуры - исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.




Массовое создание политических партий - русско-японская война - первая русская революция - Первая мировая война - Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция гражданская война







(о т фр. modern-новейший, современный) – общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве начала XX в., для которых характерно отрицание эстетики прошлого, а также новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.



Символизм(symbolo-знак) Поэзия оттенков как противоположность поэзии красок.(В.Брюсов). Старшие символисты: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. Младосимволисты: А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок, С.Соловьёв. Над человеческим созданьем, Которое он в землю вбил, Над смрадом, смертью и страданьем Трезвонят до потери сил… А.Блок.


Акмеизм(akme-ясность) Акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам Солнце в небе. Солнце ярко светит. Уходи к волне про боль шептать. О, она, наверное, ответит, А быть может, будет целовать. А.Ахматова.


Футуризм(futurum-будущее) Футуристы: В. Маяковский Д. Бурлюк В.Хлебников И.Северянин. Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Лидээи пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Вне протяжения жило Лицо.


1. Используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу. 2. Представить свою работу в виде рассказа, используя заполненную таблицу (по 1 обучающемуся от группы). Литературное течение Представители и литературные манифесты Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ


Литератур- ное течение Представители и литературные манифесты Цель творчестваОтношение к мируОтношение к слову СИМВОЛИЗМ Д..Мережковский, З.Гиппиус, А.Блок, К.Бальмонт и др. Манифест: Д.Мережковский « О причинах упадка и новых течениях современной литературы» (1912г.) - создание картины идеального мира, существующего по законам красоты. Уход от реальности. Идея двоемирия: Реальный мир, примитивный и ложный; ирреальный мир, совершенный и вечный. Использование слов-символов. Символ – «окно в бесконечность». АКМЕИЗМ Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О. Мандельштам и др. Манифест: ст. Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913г.) - творчество; -- воспеть красоту земного мира, вернуть вкус к жизни; Провозгласили самоценность реальной жизни, призывали «возлюбить землю». Возвратили слову прямое, первоначальное значение. ФУТУРИЗМ В.Маяковский, В.Хлебников, И. Северянин, Д. Бурлюк Манифесты: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна». - создание сверхискусства, способного преображать и обновлять мир. Объявили войну серой, будничной жизни. Призывали к разрушению старого мира во имя обновления жизни. Ненависть к существующему до них языку; словоновшество и словотворчество. «Заумный язык».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Серебряный век» русской поэзии И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл... А. Ахматова

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» 1. Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? 2. Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

«Серебряный век» Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный

Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке, философии, архитектуре.

Временные рамки «Серебряного века»: Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. 1. Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым. 2. Статья Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии (1933 г.) 3. Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.) Начало: 1890 г. Расцвет: 1910 г. Конец: 1917г. ? 1921 г. ?

Декаданство (от лат. - упадок) Это явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний, в своей антиреалистической направленности было вызвано состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Я ненавижу человечество. Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество - Моя пустынная душа. (К. Бальмонт)

СЕРЕБРЯНЫЙ МОДЕРНИЗМ ВЕК

Модернизм (от фр. - новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века. Воплотила в себе относительно самостоятельные художественные направления и течения, характеризующиеся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием.

Кафе «Бродячая собака»

МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ ФУТУРИЗМ ИМАЖИНИЗМ АКМЕИЗМ

Символизм - ? литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога. К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус

Константин Бальмонт (1867-1942)

Зинаида Гиппиус (1865-1945)

Андрей Белый (1880-1934)

Акмеизм - ? Литературное направление, провозгласившее своими главными принципами освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности, обращение к человеку, подлинности его чувств, поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического начала. А. Ахматова, Н. Гумилёв, Г. Иванов и др.

Анна Ахматова (1889–1966)

Футуризм - ? Направление в литературе, главной идеей которого была идея разрушения старого мира. Художественной системе свойственны: культ техники, индустриальных городов, отрицание гармонии как принципа искусства, словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, игровому началу, абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника, пафос эпатажа. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин и др.

Группы футуризма: 1. Кубофутуристы 2. Эгофутуристы 3. «Мезонин поэзия» 4. Центрифуга

Игорь Северянин (1887- 1941)

Имажинизм - ? литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора. С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф

Сергей Есенин Айседора Дункан (1895-1925) (1878 – 1927)

Выводы: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Поэзия «Серебряного века» выражала настроения и определяла поиски новых путей в искусстве, привлекала к сотворчеству.

Предварительный просмотр:

«ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ, ЭТОТ МИР ИЗ СЕРЕБРА...». СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

(11 класс)

Цели урока:

Познавательные: дать представление о тенденциях русской поэзии начала ХХ века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс», «символизм», «акмеизм», «футуризм», «имажинизм».

Практические: обобщить полученные знания и оформить их в виде краткого конспекта.

Развивающие: ввести в удивительный мир русской культуры начала ХХ века, чтобы ученики могли не только интеллектуально, но и эмоционально постичь

характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке и искусстве, развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: на основе изучаемого материала воспитывать в учениках любовь к красоте, искусству, поэзии.

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование: учебник литературы под ред. В. П. Журавлева (2012г.), изд-во «Просвещение», проектор.

Вид контроля: беседа, работа над конспектом лекции.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.);

2. Объяснение нового материала (15-20 мин.);

3. Закрепление изученного на практике (15 мин.);

4. Обобщение изученного (2-3 мин.);

5. Выставление оценок (1-2 мин.).

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на уроке литературы.

2. Объяснение нового материала:

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Серебряный век» русской поэзии. Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия, на самом деле истоком своим имеет столетие XIX и всеми корнями уходит в «век золотой». В средних классах вы изучали произведения, относящиеся к «Золотому веку» литературы. Что вы понимаете под этим понятием?

Ученик: Под понятием «Золотой век» принято понимать целую плеяду гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному творческому мастерству определили дальнейшее развитие русской и зарубежной литературы. Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени.

Учитель: Хорошо. Какие проблемы затрагивали в своих произведениях писатели и поэты?

Ученик: Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.

Учитель: Молодец! Кого из представителей «Золотого века» вы знаете?

Ученик: А. С. Грибоедов, В. С. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Учитель: Верно. Без творчества писателей «Золотого века» был невозможен «Серебряный век». Как справедливо пишет один из исследователей русского поэтического «серебра» Н. Оцуп: «Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой - люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые».

Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю снова: «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?

Какие ассоциации вызывает их звучание? Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век – это…..»

Ученик: «Серебряный век» – блеск, яркость, звон, утончённость, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста,глаза…

Учитель: Хорошо. Когда вы видите эту ассоциативную цепочку, о чем вы настраиваетесь говорить со мной?

Ученик: Звуковой ряд подобранных нами слов создаёт в воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.

Учитель: Верно. В искусствознании и литературоведении словосочетание «Серебряный век» обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

Вопрос о хронологических рамках этого явления в литературоведении окончательно не решён. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Наум Коржавин считает, что «Серебряный век» начался в 10-е годы ХХ века и закончился «с революцией или, вернее, с первой мировой войной». Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век» робко начинался с девяностых годов XIX века…1915 – высший подъём Серебряного века и, в то же время, конец его». Татьяна Бек полагала, что исходная граница «Серебряного века» более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий. По сути границы Серебряного века как бы втиснуты в три десятилетия. Как вы считаете, для чего в эпоху таких потрясений народу нужна была литература?

Ученик: Литература является отображением эпохи, а грозовая атмосфера XX столетия, небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. Возникла суровая необходимость понять «страшный мир» (А. Блок) в каких-то иных измерениях.

Учитель: Верно. Художественные искания этого времени обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. Человек этой тревожной, противоречивой эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. Болезненно переживая человеческое разобщение, разрыв с большим природным миром, создатели новой литературы тяготели к мысли о спасительном единении с ним, ощущение кризиса и предчувствие потрясений особенно чутко улавливают люди с тонкой душевной организации. Появляется новый тип сознания - декаданство.

Декаданство получило распространение в художественной культуре, его мотивы стали достоянием ряда течений модернизма. Итак, что же такое декаданство? (Учитель открывает презентацию, дети знакомятся с ведущими направлениями «Серебряного века», кратко конспектируют теорию в своих тетрадях).

Ученик: Декаданство (от лат. – упадок) – явление в культуре конца XIX – начала ХХ веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний, в своей антиреалистической направленности был вызван состоянием безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Учитель: Я ненавижу человечество.

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

Так писал Константин Бальмонт. Декадантский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. Что же такое модернизм?

Ученик: Модернизм (от фр. – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившая в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием течения модернизма.

Учитель: Представители модернизма выступали против реализма, отрицали социальные ценности. Их целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. В эту пору на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи и доклады. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, эстетических установках. Поэтому в кафе звучала и музыка.

(Можно включить записи романсов А. Вертинского на стихи И. Анненского, А. Блока, А. Ахматовой).

В Москве местом встреч был Литературно-Художественный кружок. У старой реалистической школы была «Среда», у символистов - «Общество свободной эстетики».

В 1912г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал - называли по-разному) «Бродячая собака», стены которого были расписаны С. Судейкиным. Название носило аллегорический характер: под названием кафе «Бродячая собака» подразумевалась личность писателя.

«Бродячая собака» стала излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Маяковский.

Итак, какие литературные течения развивались в модернизме?

Учитель: Хорошо. Охарактеризуем их.

(Ученики, разделенные на группы, по очереди выходят к доске и рассказывают о литературных направлениях «Серебряного века» классу).

План выступления:

1. Определение модернистского течения, его особенности (основная программа, центральная эстетическая категория, главные темы и мотивы, манера изложения).

2. Краткая история возникновения, основные манифесты.

3. Представители (портрет, годы жизни, разделение на группы).

4. Выразительное чтение стихотворения одного из представителей.

5. Значение течения в общелитературном контексте.

Ученик: Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание.

Учитель: Хорошо. В 1909 году Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи своего поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы, Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…». Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьёв, так сформулировавший сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами-

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Он сообщил символистам свою веру в Софию, воплощение Мудрости, Добра и Красоты, идеи связи человека с Богом. В своих философских трудах Соловьёв наметил основные черты символизма как литературно-философского направления.

Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф. Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично. Если у Брюсова и Бальмонта доминировало «светское» понимание слова «символ», то у В. Иванова, А. Блока, которых принято называть «младшими символистами», возобладала мистико - религиозная трактовка этого понятия. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Следущее направление – акмеизм.

Ученик: Акмеизм (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности, обращение к человеку, подлинности его чувств, поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала.

Учитель: Хорошо. Именно в это время на смену неопределённым, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы: карикатурные композиции, острые, вещные знаки мира. Перечислим представителей.

Ученик: Н. Гумилёв, С.Городецкий, А. Ахматова.

Учитель: Хорошо. Это была группа талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм.

Ученик: Футуризм (от лат. – будущее) направление в литературе, главной идее которого была идея разрушения старого мира. Художественной системе свойственны: культ техники, индустриальных городов, отрицание гармонии каа принципа искусства, словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, игровому началу, абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника, пафос эпатажа.

Ученик: В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.

Учитель: Хорошо. Кроме того, в объединении футуристов насчитывалось несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзия», «Центрифуга», «Гилея» (кубофутуристы, будетляне – «люди из будущего») и др.

Ученик: Имажинизм – литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Главное средство выразительности – метафора.

Учитель: Хорошо. Перечислим представителей.

Ученик: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф.

Учитель: Хорошо.

3.Закрепление изученного на практике:

Учитель: Русский поэтический «Серебряный век» истоками своими уходит в XIX столетие и всеми корнями произрастает в «век золотой», в гениальное творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды (прежде всего в чувственно-интеллектуальную лирику Е. Баратынского). Как вы думаете, почему именно в начале века пусть на краткий миг господствует на литературном Олимпе ПОЭЗИЯ?

Ученик: Скорее всего потому, что поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, апатия…. И всегда потрясение.

Учитель: Конечно. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален. Давайте вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. (Звучит аудиозапись стихотворений «Серебряного века». Ученики определяют направление, доказывают свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста. Записывают имена поэтов и строки произведений, в которых отразилось понимание поэтами своего предназначения).

4. Обобщение изученного:

Учитель: Итак, ребята, давайте обобщим наши знания и подведем вывод. О чем шла речь на нашем уроке?

Ученик: О «Серебряном веке» русской поэзии.

Учитель: Как вы можете охарактеризовать поэтов этой эпохи?

Ученик: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную, Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Учитель: Молодец! С какими литературными течениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Ученик: Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Учитель: Какое из них вам запомнилось больше всего и почему? (Спросить 2-3 учеников по выбору).

5. Выставление оценок:

Учитель: На этом наш урок подходит к концу. Открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку литературы вам нужно будет подготовить анализ стихотворения на выбор: Мережковский («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны»). Я обязательно все проверю и поставлю оценки. До свидания!


Слайд 2

"Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

Слайд 3

Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность!

  • Слайд 4

    О, я хочу безумно жить Все сущее - увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! Александр Блок 1880 - 1921

    Слайд 5

    Я понял, что заблудился навеки В слепых переходах пространств и времен, А где – то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен Николай Гумилев 1886 - 1921

    Слайд 6

    Владимир Маяковский 1893 - 1930 Я хочу быть понят моей страной, А не буду понят – что ж. По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.

    Слайд 7

    Константин Бальмонт

    Слайд 8

    Марина Цветаева

    Слайд 9

    Анна Ахматова 1889 - 1966 Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала зеленая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это – счастье.

    Слайд 10

    Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Сергей Есенин 1895 - 1925

    Слайд 11

    Осип Мандельштам

    Слайд 12

    Серебряный век... Звуковой облик этих слов создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то прекрасном, возвышенном. Однако в искусствоведении и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933).

    Слайд 13

    Серебряный век... Серебряный векрусской культуры - исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.

    Слайд 14

    Серебряный век Декадентство Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм Основные понятия

    Слайд 15

    Россия рубежа веков. Хроника ключевых событий -массовое создание политических партий - русско-японская война - первая русская революция - Первая мировая война - Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция. 1902 1904 -1905 1905 1914 -1918 1917 1918 -1920 - гражданская война

    Слайд 16

    Декадентство - (от фр. decadence-упадок) – определенное умонастроение кризисной эпохи конца 19 начала 20 века, для которого характерны пессимизм, неприятие реальной жизни, чувства отчаяния, бессилия и душевной усталости.

    Слайд 17

    Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. К. Бальмонт

    Слайд 18

    Русская литература рубежа веков Реализм Модернизм

    Слайд 19

    Модернизм- (от фр. modern-новейший, современный) – общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве начала XX в., для которых характерно отрицание эстетики прошлого, а также новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.

    Слайд 20

    Модернизм Символизм Имажинизм Акмеизм Футуризм

    Слайд 21

    Символизм(symbolo-знак)1890-1910“Поэзия оттенков как противоположность поэзии красок”.(В.Брюсов).

    Старшие символисты: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. “Младосимволисты”: А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок, С.Соловьёв. Над человеческим созданьем, Которое он в землю вбил, Над смрадом, смертью и страданьем Трезвонят до потери сил… А.Блок.

    Слайд 22

    Акмеизм(akme-ясность)1910-1921

    Акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам Солнце в небе. Солнце ярко светит. Уходи к волне про боль шептать. О, она, наверное, ответит, А быть может, будет целовать. А.Ахматова.

    Слайд 23

    Футуризм(futurum-будущее)1910-1928

    Футуристы: В. Маяковский Д. Бурлюк В.ХлебниковИ.Северянин. Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Лидээи пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Вне протяжения жило Лицо.

    Слайд 24

    Самостоятельная работа обучающихся 1. Используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу. 2. Представить свою работу в виде рассказа, используя заполненную таблицу (по 1 обучающемуся от группы). СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

    Слайд 25

    Сравнительная таблица

    Посмотреть все слайды

    «Символизм в литературе» - Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю стих. В России изменилось всё: политические убеждения, нравственные устои, культура, искусство. Из истории символизма. Сон – сладостный миг откровения. В понимании символов важную роль играет контекст. И. Бродский. В. Брюсов «Творчество» 1895.

    «Поэты поэзии серебряного века» - А. Блок 6. О. Мандельштам. А. Ахматова 5. М. Цветаева 11. Георгий и Ариадна Эфрон. М. И. Цветаева. «Я тоже была, прохожий! Ариадна и Ирина Эфрон. Творчество М.И.Цветаевой. Мария Александровна Цветаева 1869-1906. Поэты серебряного века. Иван Владимирович Цветаев 1847-1913. Прохожий, остановись!». «Мне нравится…».

    «Направления серебряного века» - Н. Рерих «Направляясь домой». Какая мысль? М. Казмичев. Восклицали: «Футурист!» И стучали головами… Какая страсть? В. Екимов «Танец белых роз». А. Межиров. Оставлял корявый лист С нестандартными словами. Место и время возникновения Цели и задачи Девиз Характерные черты Представители. И. Левитан «Золотая осень».

    «Поэты 20 века» - И Муза в дырявом платке Протяжно поет и уныло. Откуда взялся термин «серебряный век русской литературы»? Вяч.Иванов. Моей божественной природы Я не открою никому. Разве можно глазам запретить улыбнуться? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Где спят нешепчущие реки. Как меняется логическое ударение в строчке?

    «Творчество поэтов серебряного века» - Воспитывался с 3 лет у родителей матери, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. На первый план вышли темы ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ: Жизнь, Смерть, Бог. Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Аптека.» Читать роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Исаак Ильич Левитан. Сборник и альманах футуристов.

    «Серебряный век русской поэзии» - Иль ты приснилась мне? Модернизм объединил целый ряд течений и направлений. Марина Цветаева. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Декадентство -. Анна Ахматова 1889 - 1966. Хроника ключевых событий. Вне протяжения жило Лицо. Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность!

    Всего в теме 12 презентаций

    Урок литературы в 11 классе

    Учитель МБОУ « Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа№2»

    Крыс Ольга Анатольевна.

    Тема: «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века»

    Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир культуры Серебряного века.

    Задачи:
    Образовательные

    Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.

    Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.

    Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.

    Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.

    Развивающие

    Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.

    Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век».

    Воспитательные

    Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.

    Воспитывать внимание к поэтическому слову.

    Оборудование урока:

    выставка репродукций

    выставка книг по культуре «серебряного века»,

    Живопись. Музыка»,

    симфоническая музыка в исполнении

    портреты поэтов «серебряного века»,

    портреты художников « серебряного века»

    Приемы, которые использует учитель

    Составление ассоциативной цепочки

    Составление таблицы

    Выразительное чтение

    Презентация

    Слово учителя

    Сообщение ученика

    1.Слово учителя.

    Звучит музыка Рахманинова

    Серебряный век. Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым,но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии”(1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

    Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова?

    Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

    Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»

    Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.

    Серебряный век – блеск, яркость, звон,утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…

    Проблемный вопрос

    Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

    Первая учебная ситуация

    Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

    Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

    Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историка, литературоведа, искусствоведа и записывают основные положения в тетради.

    Сообщения учащихся

    1. Историк

    На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

    Работа с датами

    1.Какие события произошли в этот период?

    1890год экономический рост

    1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви;

    1902 год - активизация студенческого движения, массовые аресты и ссылки;

    1903год – всеобщая стачка рабочих на юге России;

    1904 -1905 год – русско- японская война; кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», восстание матросов в Севастополе, вооруженное восстание в Москве;

    Арест Л.Андреева за революционную деятельность; Арест К.Чуковского за статью «Средневековая баллада»; Привлечение редактора журнала «Русское богатство» В.Короленко к судебной ответственности;

    1906 год – Указ о введении военно-полевых судов;

    1909 год – начало промышленного подъема в России;

    1910 год – Л.Н.Толстой отказался от присуждения Нобелевской премии, т.к. «убежден в безусловном вреде денег»

    1911 год – студенческие волнения, вызванные смертью Л.Н.Толстого, изъяты из продажи книги Толстого «Воскресение», «Крейцерова соната»

    1912 – 1913 год - Первая и Вторая Балканская война

    1914 год – Всеобщая стачка и баррикадные бои в Петербурге.

    1915 год – Поражение царской армии в Польше

    1917 год – начало борьбы Временного правительства против большевистской партии

    1918 год - Россия объявлена РСФСР

    Научные открытия

    1.Открытие рентгеновских лучей

    2.Исследование радиации

    3.Создание квантовой теории

    4.Изобретение беспроволочной связи

    Слово учителя

    Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

    Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

    ДЕКАДЕНСТВО (упадок)

    Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

    МОДЕРНИЗМ - (новейший, современный) совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого - середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были , , , - и , , , . А также более поздние течения - , , . В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень , начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют - год открытия в « », куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм - «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

    Звучит музыка « Вокализ» С Рахманинова

    2. Искусствовед

    но и период новаторских исканий в музыке и живописи. Русская живопись рубежа веков была представлена различными художественными школами и направлениями, которые, невзирая на кажущиеся противоречия, достаточно мирно уживались.

    Просмотр презентации

    М.Врубель «Демон поверженный»

    А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобдадающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.

    …Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…

    Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.

    Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

    В. Борисов- Мусатов. « Призраки»

    Замысел картины «Призраки» родился в 1902 году под впечатлением осенних дней, проведенных в старинном поместье Зубриловка. Однако достоверное воспроизведение архитектурных ансамблей никогда не занимало художника (в отличие от современников - мирискусников), и его романтические дворянские усадьбы были таким же плодом воображения, что и населявшие их очарованные персонажи. В красочных симфониях русского живописца нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов - она, как казалось, до Мусатова была подвластна лишь музыке или поэтическому гению. Атмосфера безмолвной грусти царствует в Призраках, в поздних сумерках проплывают по партерному парку женские фигуры, словно материализовавшиеся из тумана печальные «гении местности»; смутные видения столь зыбки, бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть, не исключая и громаду старинного дворца. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец - о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры, фланкирующие лестницу: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...

    К.Петров-Водкин «Купание красного коня»

    Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.

    Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.

    В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

    Учитель:

    В начале 20 века происходило творческое становление Ф.Шаляпина, которого с Рахманиновым связывала и совместная работа, и крепкая дружба на протяжении всей жизни. Прославил русское певческое искусство; музыкальные критики признавали, что по мощности звучания не было ему равных.

    К композиторам нового типа, отличающихся нестандартностью и даже дерзостью звучания, относится Прокофьев, творчество которого было непонятно и не признано современниками.

    Литературовед

    Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в началоXXстолетия,на самом деле его истоком является столетие XIX, и всемикорнями он уходит в “век золотой ”, в творчество А.С. Пушкина, в наследиепушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическуюлирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагическогопсихологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского. Иными словами,90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший всходы.

    Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собойявление со спорными очертаниями и неравномерным рельефом. Впервые этоназвание было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературныйоборот окончательно в 60-е годы нынешнего столетия.

    Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом икризисом веры, духовности, совести. Строки становились сублимациейдушевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.

    Вся поэзия “серебряного века”, жадно вобрав в себя наследие Библии,античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшимобразом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и

    частушками.

    Вторая учебная ситуация

    Литературно – музыкальная композиция « Я каждый миг исполнен откровенья»

    На фоне музыки «Желание » А.Скрябина

    Читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).

    Поэтическая

    Я-концепция

    К. Бальмонт

    Д. Мережковский

    Ф. Сологуб

    М. Волошин

    М. Цветаева

    И. Северянин

    В. Маяковский

    1 ученик

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

    Константин Бальмонт родился 3 в деревне Гумнищи , третьим из семерых сыновей. Известно, что дед поэта был морским офицером . Отец Дмитрий Константинович Бальмонт (1835-1907) служил в уездном суде и земстве: сначала - , затем , наконец - председателем . Мать Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально ; она выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли ; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории , первой научив постигать «красоту женской души» . Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и «не была чужда некоторого вольнодумства»: в доме принимали «неблагонадёжных» гостей . Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй» .

    Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце

    И синий кругозор.

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

    И выси гор.

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

    И пышный цвет долин.

    Я заключил миры в едином взоре,

    Я властелин.

    Я победил холодное забвенье,

    Создав мечту мою.

    Я каждый миг исполнен откровенья,

    Всегда пою.

    Мою мечту страданья пробудили,

    Но я любим за то.

    Кто равен мне в моей певучей силе?

    Никто, никто.

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

    А если день погас,

    Я буду петь… Я буду петь о солнце

    В предсмертный час!

    2 ученик

    Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)

    Родился в петербурге в семье придворного чиновника. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Первый сборник стихотворений вышел в 1888 году. В январе 1920 года эмигрировал в Польшу.

    ПОЭТ
    Сладок мне венец забвенья тёмный.
    Посреди ликующих глупцов
    И бедней последних бедняков.

    Но душа не хочет примиренья
    И не знает, что такое страх.
    К людям в ней - великое презренье,
    И любовь, любовь в моих очах.

    Я люблю безумную свободу:
    Выше храмов, тюрем и дворцов,
    Мчится дух мой к дальнему восходу,
    В царство ветра, солнца и орлов.

    А внизу меж тем, как призрак темный,
    Посреди ликующих глупцов
    Я иду, отверженный, бездомный
    И бедней последних бедняков.

    Федор Сологуб (1863-1927)

    Фёдор Сологуб родился в в семье портного, бывшего Кузьмы Афанасьевича Тетерникова. Через два года родилась сестра писателя, Ольга. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Фёдора умер в . Мать вынуждена была вернуться «одной прислугой» в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя.

    Свой поэтический дар будущий писатель ощутил в возрасте двенадцати лет, а первые дошедшие до нас законченные стихотворения датируются . В тот же год Фёдор Тетерников поступил в . В институте он учился и жил (заведение было на интернатной основе) четыре года. По окончании института в июне он, взяв мать и сестру, уехал учительствовать в северные губернии - сначала в , затем в ) и ), - в общей сложности проведя десять лет в провинции.

    Я - бог таинственного мира (Фёдор Сологуб)

    Я - бог таинственного мира,
    Весь мир в одних моих мечтах,
    Не сотворю себе кумира
    Ни на земле, ни в небесах.

    Моей божественной природы
    Я не открою никому.
    Тружусь, как раб, а для свободы
    Зову я ночь, покой и тьму.

    4 ученик

    Волошин Максимилиан (1877 -1932)

    Родился в дворянской семье. Детство провел на юге, в Феодосии, юношеские годы – в Москве. В 1900 году исключен из Московского университета за участие в студенческих беспорядках и сослан в Ташкент. В 1901 году поступил в Берлинский университет, но скоро уехал в Париж и жил там до 1916 года, занимаясь живописью и наезжая на время в россию. В печати выступил в 1903 году. После революции постоянно жил и умер в Коктебле, близ Феодосии.

    Рождение стиха

    Бальмонту

    В душе моей мрак грозовой и пахучий…

    Горят освещённые окна…
    И тянутся длинны,
    Протяжно-певучи
    Во мраке волокна…
    О, запах цветков, доходящий до крика!
    Вот молния в белом излучии…
    И сразу всё стало светло и велико…
    Как ночь лучезарна!
    Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
    В влюблённом созвучии.
    Из недра сознанья, со дна лабиринта
    Теснятся виденья толпой оробелой…
    И стих расцветает цветком гиацинта,
    Холодный, душистый и белы

    Париж 1904,

    5 ученик

    Марина Цветаева

    Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, в московской семье. Отец - И. В. Цветаев - профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
    Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на её раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917).

    Марина Цветаева
    «Душа и имя»

    Пока огнями смеется бал,
    Душа не уснет в покое.
    Но имя Бог мне иное дал:
    Морское оно, морское!

    В круженье вальса, под нежный вздох
    Забыть не могу тоски я.
    Мечты иные мне подал Бог:
    Морские они, морские!

    Поет огнями манящий зал,
    Поет и зовет, сверкая.
    Но душу Бог мне иную дал:
    Морская она, морская!

    6 ученик

    Игорь Северянин

    Родился в Петербурге в семье отставного штабс-капитана. Когда мальчику исполнилось девять лет, мать с отцом расстались, и тот увёз сына к родственникам в Новгородскую губернию. Здесь он окончил четыре класса Череповецкого реального училища. Учиться больше ему не пришлось. Отец уехал с ним в порт Дальний. В 1904 Игорь вернулся к матери и жил с ней в Гатчине.

    В 1905 было опубликовано стихотворение «Гибель Рюрика», затем ещё ряд отдельных стихотворений. Поэзия Северянина вызывала множество споров. Её обвиняли в пошлости. Она стала символом декаданса. В 1918 на поэтическом собрании был избран «королём поэтов», опередив В. Маяковского и К. Бальмонта.

    Ему принадлежат сборники стихов: «Очам твоей души» (1912), «Громкокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915) и др.

    В 1918 поехал на лето в Эстонию, и вследствие немецкой оккупации оказался отрезан от России. Безвыездно жил в деревне со своей женой поэтессой Фелиссой Круут. Здесь им было создано 9 книг, в том числе сборники стихов «Вернена» (1920), «Менестрель» (1921), роман в стихах «Падучая стремнина» и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство выделило поэту субсидию.

    В 1925 создал автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».

    Живи, Живое! Под солнца бубны

    Смелее, люди, в свой полонез!

    Как плодоносны, как златотрубны

    снопы ржаные моих поэз!

    В них водопадят Любовь и Нега,

    И Наслажденье, и Красота!

    Все жертвы мира во имя Эго!

    Живи, Живое! - поют уста.

    Во всей вселенной нас только двое,

    И эти двое - всегда одно:

    Я и Желанье! Живи, Живое! -

    Тебе бессмертье предрешено!

    Владимир Маяковский (1893-1930) родился в Грузии. Учился в кутанской гимназии. В 1906 году переехал в Москву, стал заниматься революционной работой. Дважды был арестован. Был в числе авторов первых футуристических манифестов.

    А вы могли бы?

    Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?

    Поэтическая

    Я-концепция

    К. Бальмонт

    «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин»

    « Кто равен мне в моей певучей силе?Никто, никто»

    Д. Мережковский

    « Сладок мне венец забвенья темный»

    « Я люблю безумную свободу»

    Ф. Сологуб

    «Я - бог таинственного мира,
    Весь мир в одних моих мечтах,
    Не сотворю себе кумира»

    М. Волошин

    «В душе моей мрак грозовой и пахучий…
    Там вьются зарницы, как синие птицы…
    Горят освещённые окна…
    И тянутся длинны»

    М. Цветаева

    «Душа не уснет в покое.
    Но имя Бог мне иное дал:
    Морское оно, морское!»

    И. Северянин

    «Во всей вселенной нас только двое,

    И эти двое - всегда одно:

    Я и Желанье! Живи, Живое!» -

    В. Маяковский

    «Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана»

    Вывод.

    Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность.

    Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.

    Третья учебная ситуация

    Есть еще одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам, к воспоминаниям о них. О чем говорят эти строки?

    Работа в группах

    1 группа

    Задание: Что такое символизм? Каковы взгляды на символизм Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова? (Работа по учебнику « Литература» стр 26)

    Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять 2 основных этапа: поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З. Гиппиус). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.Блок, А.Белый, В.Иванов). Принято обозначение «второй волны» символизма – «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

    Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений – от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В.Соловьева, Ницше. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется владение искусством намека: ценность стихотворной речи – в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

    Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

    Слово учителя : Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством

    открытий. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата аллитерацией. Главное, символизм хотел сделать искусство более личностным, сделать искусство, объединяющим людей началом.

    Литературное течение и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного течения, вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась преодолеть не только традиции поэтов- предшественников, но и границы направления, к которым тяготели первоначально.

    Свита делает короля – литературное окружение делало наиболее яркие поэтические дарования своими лидерами. Показательно в этом отношении судьба акмеизма.

    Ученик:

    Задание: Что представляла собой акмеистическая группа? (Работа по учебнику

    « Литература 11 класс» стр 24-25)

    Акмеизм возник в 1910-е годы в «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов. В октябре 1911 г. в Петербурге было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов», руководителями стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Группа акмеистов: А.Ахматова, О.Мандельштам, Зенкевич.

    Детально разработанной философско-эстетической программы не выдвинул. Поэты акмеизма разделяли взгляды символистов на природу искусства, акмеисты ценили такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя.

    Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Пристальное внимание акмеистов к материальному миру не означало их отказа от духовных поисков. В их произведениях настойчиво зазвучали мотивы совести, тревоги. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура, важнейшим этическим компонентом в творчестве – память.

    Признанный мастер любовной лирики, знаток женской души – А.Ахматова.

    (звучит стихотворение в исполнении чтеца )

    Сжала руки под темной вуалью.

    Отчего я сегодня бледна?

    Оттого, что я терпкой печалью

    Напоила его допьяна.

    Как забуду? Он вышел, шатаясь,

    Искривился мучительно рот.

    Я сбежала, перил не касаясь.

    Я бежала за ним до ворот.

    Задыхаясь, я крикнула: «Шутка!

    Все, что было, уйдешь – я умру».

    Улыбнулся: спокойно и жутко.

    И сказал мне: «Не стой на ветру».

    Акмеистическая программа ненадолго сплотила поэтов этого течения. К началу

    1-й мировой войны рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, каждый из акмеистов пошел своим путем.

    Учитель : Модернисты отстаивали особый дар художника, способного

    прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение

    грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая

    роль в этом принадлежит футуристам.

    3-я группа :

    Задание:Возникновение футуризма (Работа по учебнику

    « Литература 11 класс» стр26-27)

    Футуризм впервые проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет

    первый футуристический сборник «Садок судей». (Бурлюк,

    Хлебников). Вместе с Маяковским и Крученых эти поэты составили

    наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов

    или поэтов «Гилеи». Футуризм был представлен помимо «Гилеи» тремя

    другими группировками: эгофутуризмом (Северянин, Игнатьев,

    Олимпов), группой «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев) и

    объединением «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

    Многие футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью. Футуризм претендовал на вселенскую миссию: была выдвинута мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на науки отличало футуризм. Необходимым условием существования футуризма стала атмосфера литературного скандала. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов. Футуристы не только обновляли значения слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста. Вводили стилистически «неуместные» слова, вульгаризмы. Слово у футуристов опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и фонетических элементов. Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов, отказе от знаков препинания. Поэзия, согласно их представлениям, должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, использование причудливых рифм.

    Говоря о музыке в поэзии серебряного века нельзя не остановиться на стихотворениях И.Северянина, короля поэтов. Северянин очаровывал необычным ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращает будничную жизнь в праздник. Успеху Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Поэт появлялся на сцене в длинном узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался прямо, глядел в зал свысока. Начинал жертвенным голосом, нараспев, с замираниями, повышениями. Захватывал слушателей.

    Его стихотворение «Игорь Северянин» объясняющее самого себя.

    Он тем хорош, что он совсем не то,

    Что думает о нем толпа пустая,

    Стихов принципиально не читая,

    Раз нет в них ананасов и авто.

    Фокстрот, кинематограф и лото –

    Вот, вот куда людская мчится стая.

    А между тем душа его простая,

    Как день весны. Но это знает кто?

    Благословляя мир, проклятье войнам

    Он шлет в стихе, признания достойном,

    Слегка скорбя, подчас слегка шутя.

    Над всею первенствующей планетой…

    Он в каждой песне, им от сердца спетой,

    Иронизирующее дитя.

    Учитель: Они - поэты серебряного века - были очень разными; жили сложной

    внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями,

    чувствами, стихами.

    Серебряный век – это не только период расцвета русской поэзии,

    но и период новаторских исканий в музыке и живописи. Русская

    живопись рубежа веков была представлена различными

    художественными школами и направлениями, которые, невзирая

    на кажущиеся противоречия, достаточно мирно уживались. Так в

    этот период еще плодотворно работали ведущие мастера

    академизма: И.Репин, В.Суриков, А.Васнецов. Молодые

    художники Коровин, Касаткин.

    4 группа

    Задание: « Благодарность к тому, что в данное время является поэзией»

    1. Прочитайте стихотворение поэтов начала века, фрагменты их статей и писем.

    2. Выпишите строки, которым поэты характеризуют своих адресатов.

    3. Ответьте на вопрос: « Как эти произведения помогают понять личностные качества их создателей.

    О. Мандельштам. Нет ничего легче, чем говорить о том, что нужно, необходимо в искусстве… Это избавляет от очень неприятной вещи, на которую далеко не все способны, а именно – благодарности к тому, что в данное время является поэзией.

    О, чудовищная неблагодарность: Кузьмину, Маяковскому, Хлебникову, Асееву, Вечеславу Иванова, Сологубу, Ахматовой, Пастернаку, Гумилеву, Ходасевичу, Вагинову – уж на что они не похожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас обидел Бог. Народ не выбирает своих поэтов, точно так же, как никто не выбирает своих родителей. Народ, который не умеет чтить своих поэтов, заслуживает…(1923)

    М. Цветаева

    Муза плача

    О, Муза плача, прекраснейшая из муз!

    О ты, шальное исчадие ночи белой!

    Ты черную насылаешь метель на Русь,

    И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

    И мы шарахаемся и глухое: ох! -

    Стотысячное - тебе присягает. - Анна

    Ахматова! - Это имя - огромный вздох,

    И в глубь он падает, которая безымянна.

    Мы коронованы тем, что одну с тобой

    Мы землю топчем, что небо над нами - то же!

    И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

    Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

    В певучем граде моем купола горят,

    И Спаса светлого славит слепец бродячий…

    И я дарю тебе свой колокольный град,

    Ахматова! - и сердце свое в придачу.

    « Это наши проносятся тени над Невой, над Невой…»

    Прочитайте стихотворения, памяти ушедших из жизни поэтов.

    Ответьте на вопросы « Почему так дороги поэтам воспоминания об их друзьях и оппонентах? Какие детали сохранила их память?»

    А. Ахматова

    Маяковский в 1913 году

    Я тебя в твоей не знала славе,

    Помню только бурный твой расцвет,

    Но, быть может, я сегодня вправе

    Вспомнить день тех отдаленных лет.

    Как в стихах твоих крепчали звуки,

    Не ленились молодые руки,

    Грозные ты возводил леса.

    Все, чего касался ты, казалось

    Не таким, как было до тех пор,

    То, что разрушал ты,- разрушалось,

    В каждом слове бился приговор.

    Одинок и часто недоволен,

    С нетерпеньем торопил судьбу,

    Знал, что скоро выйдешь весел, волен

    На свою великую борьбу.

    И уже отзывный гул прилива

    Слышался, когда ты нам читал,

    Дождь косил свои глаза гневливо,

    С городом ты в буйный спор вступал.

    И еще не слышанное имя

    Молнией влетело в душный зал,

    Чтобы ныне, всей страной хранимо,

    Зазвучать, как боевой сигнал.

    Хмуро тянется день непогожий.
    Безутешно струятся ручьи
    По крыльцу перед дверью прихожей
    И в открытые окна мои.

    За оградою вдоль по дороге
    Затопляет общественный сад.
    Развалившись, как звери в берлоге,
    Облака в беспорядке лежат.

    Мне в ненастьи мерещится книга
    О земле и ее красоте.
    Я рисую лесную шишигу
    Для тебя на заглавном листе.

    Ах, Марина, давно уже время,
    Да и труд не такой уж ахти,
    Твой заброшенный прах в реквиеме
    Из Елабуги перенести.

    Торжество твоего переноса
    Я задумывал в прошлом году
    На снегами пустынного плеса,
    Где зимуют баркасы во льду.

    А. Ахматова

    Памяти Иннокентия Анненского

    А тот, кого учителем считаю,
    Как тень прошел и тени не оставил,
    Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
    И славы ждал, и славы не дождался,
    Кто был предвестьем,
    предзнаменованьем,
    Всех пожалел, во всех вдохнул
    томленье -
    И задохнулся...

    Итог урока : Каким десятилетием или каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

    Серебряный век оставался в душах, в сознании поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с теми с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях самые яркие, памятные события. Серебряный век стал их судьбой. Значит, это явление продолжало существовать до 50-60 годов.

    Литература:

    1.Ахматова А. «Избранное»1999г

    2. Бальмонт К. Избранное. М.,1991г С.125 – 126.

    3.Волошин М. « Средоточье всех путей» М., 1989.С.16-17.

    4.Литература Издательство « Просвещение»1999г

    5. Мандельштам О. Буря и натиск; Выпад// Сочинения т 2.1990

    6.Серебряный век русской поэзии. М.,1993.