Городской семинар учителей физики на тему "«модели современных уроков, отвечающих требованиям системно-деятельностного подхода в свете требований фгос. Методический семинар материал по физике на тему Темы семинара по физике для учителей

ТЕМА семинара: «Модели современных уроков, отвечающих требованиям системно-деятельностного подхода в свете требований ФГОС» (или: «Урок сегодня и моделирование урока в свете новых образовательных стандартов»)

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

Ход познания–«от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации–коллизии.

Коллективный поиск, направляемый учителем(вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Характерные особенности урока на основе системно-деятельностного подхода:

    Учитель формирует не только содержательную цель урока, но и деятельностную цель .

    Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся.

    Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием .

    Цель урока формулируется учащимися самостоятельно как собственная учебная задача.

    На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания.

    Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя «не давать готовые знания».

    Итоговая экспресс – диагностика результатов учащихся.

    Учитель планирует формы и методы организации этапа рефлексии учащимися собственной деятельности на уроке.

    Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс – диагностики учителя и рефлексии учащимися собственной деятельности.

Уроки системно - деятельностной направленности можно распределить в четыре группы:

Уроки «открытия» нового знания

Уроки отработки умений и рефлексии

Уроки общеметодологической направленности

Уроки развивающего контроля

Сформулируем основные цели и пути их достижения для урока каждого типа

1тип урока-открытия нового знания (ОНЗ).

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1.Выделить и сформулировать новое знание.

2.Смоделировать способ открытия нового знания.

3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11.Провести анализ урока по конспекту.

12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Структура урока открытия нового знания: 1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Этап выявления места и причины затруднения.4) Этап построения проекта выхода из затруднения.5) Этап реализации построенного проекта.6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.8) Этап включения в систему знаний и повторения.9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Рассмотрим подходы к структуре урока открытия нового знания и микроцели этапов:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:-воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» -«хочу» -«могу»);-попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;-зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3.Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:-проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;-зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); -соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе -выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:-коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);-предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;-выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);-выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5.Реализация построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны:-на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;-при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;-применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;-зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;-зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.Первичное закрепление. Основной целью этапа первичного закрепления является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:-решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;-при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование -определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Для этого необходимо:-организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;-организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;-создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;-для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.Включение в систему знаний и повторение. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого нужно:-выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;-доведения его до уровня автоматизированного навыка;-при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели:-организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;-учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;-намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Метод эмоционально–цветовой аналогии. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

Красный – активное, восторженное настроение

Оранжевый – радостное, тёплое

Жёлтый – светлое, приятное

Зелёный – спокойное, ровное

Синий- грустное, печальное

Фиолетовый- тревожное, тоскливое

Чёрный – состояние крайней неудовлетворённости

Структура метапредметного урока По А. В.Хуторскому

Этапы урока

Метапредметные знания (знания, позволяющие сформировать целостную картину мира)

Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира)

Критерии оценки (новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.)

Форма оценки

-количественная (баллы, шкалы, отметки)

-качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита)

Этап целеполагания

Понимание учеником того, что постановка цели –неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира

Умение грамотно ставить цели: на урок, (на тему, на год).

Цель, поставленная учеником

достижимая, проверяемая, конкретная

Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели

Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы)

Вопрос –движущая сила познания. Грамотный вопрос –половина ответа.

Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам

Количество и качество заданных ребенком вопросов

Может оцениваться оценкой, или качественно -учителем

Этап работы над открытым задание, создание собственного продукта

Человек –по предназначению Творец. Человек имеет право реализовать свое творческое начало в любой области. Человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей.

Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.)

Продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности

Возможна оценка в баллах, например от 1 до 10,но предпочтительна –качественная оценка учителя, рецензия

Этап сравнения с культурно-историческим аналогом

Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями

Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование

Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот –оригинальность, самобытность

Самооценка

Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Понимание того, что самоанализ результатов –неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира

Умение грамотно проанализировать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины

Полная развернутая, личностная рефлексия

Качественная оценка рефлексии со стороны учителя, или одноклассников

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

    Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

    Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

    Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

    Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

    Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

    На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности, в этом может помочь лист анализа учебного занятия, представленный в таблице 2. При выставлении баллов используется уровневый подход 3 балла – оптимальный уровень, 2 балла – допустимый, 1 балл – недостаточный. При необходимости образовательное учреждении может внести в предложенную форму описание уровней по каждому критерию.Анализ урока (анализ оценки современного урока)

Критерии

Баллы

Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета.

Выявление предметных понятий и общего способа действия, осваиваемого учащимися на данном уроке.

Определение типа урока (урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки).

Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.

Анализ уроков различного типа

5.1.

Урок постановки и решения учебной задачи

5.1.1.

Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового.

5.1.2.

Способы постановки учебной задачи.

5.1.3.

Принятие учебной задачи учащимися.

5.1.4.

Влияние этапа постановки учебной задачи на ход ее решения.

5.1.5.

Выявление и использование общего способа действия в ходе решения учебной задачи.

5.1.6.

5.2

Урок решения частных задач с применением открытого способа действия

5.2.1.

Разнообразие форм, используемых учителем для решения частных задач.

5.2.2.

Уровень задач с точки зрения предметного содержания.

5.2.3.

5.2.4.

Создание условий для моделирования и преобразования модели.

5.3.

Урок контроля и оценки

5.3.1.

Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

5.3.2.

Создание условий для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Уровень организации коллективно-распределенной деятельности.

Общая подготовленность класса к осуществлению коллективно-распределенной деятельности:

    умение детей работать в парах;

    умение детей работать в группах;

    умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.

Общая характеристика общения.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

10.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с использованием ИКТ.

11.

Создание условий для формирования личностных УУД.

Общий балл

Технологическая карта включает в себя:

    название темы;

    число часов, отведенное на ее изучение;

    цель освоения учебного содержания;

    планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);

    основные понятия темы;

    межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

    технологию изучения указанной темы;

    систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;

    контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

Управление образования и науки администрации

муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка»

Методический кабинет

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Алексеевки

Районный семинар-практикум для учителей физики

«Проектирование современного урока физики

на основе системно-деятельностного подхода»

605 " style="width:453.85pt;border-collapse:collapse">

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода

1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

Использование известных знаний, способов работы детей;

Формы организации учебной работы учащихся;

Создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

Позиция учителя и его роль на данном этапе;

Использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП (системно-деятельностного подхода)

Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету)

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам

Выше среднего

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)

Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.

В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

Выше среднего

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы на мотивацию.

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение) представлена обучающимся наглядно

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

4.Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Работает с классом фронтально на всех этапах урока

Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи . Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний

5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график, диаграмму)

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

Выше среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления

6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая обучающихся

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям).

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии обучающихся их деятельности на уроке

Использованные источники

1., Кудряшова к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

2.Шубина метод в школе http://*****/articles/527236

3.Материалы ресурсов Интернет. Режим доступа: http://wiki. *****/index. php

4. Материалы по итогам прохождения курсов повышения квалификации учителями на базе ОГАОУ ДПО БелИПКППС по проблеме «Содержание и методика преподавания предмета в условиях введения ФГОС ООО»

СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего образования». «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего образования». г Суджа Новикова Людмила Викторовна Учитель физики










Операции Результат Действие Структура деятельности Мотив 1 Потребности Цель и задача Рефлексия 6














Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода


Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Включение в систему знаний и повторение. 1 Мотивирование к учебной деятельности. Выявления места и причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Самостоятель ная работа с самопроверкой й по эталону. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Реализация построенного проекта 7


Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Формулирование темы урока Учитель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучащиеся осуществляют учебные дейст-вия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует ОтличияОтличия


Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет, что запомнили обучающиеся Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ОтличияОтличия


Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».


Ресурсы: 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М. ВИТА-ПРЕСС, Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К презентации «Методический семинар» Монгуш С.В.

учителя физики 1 категории МБОУ Сукпакской СОШ

Чулдум Сюзана Владимировна учитель физики, педагогический стаж 8 лет. В 2008 году окончила Тывинский государственный университет по специальности учитель физики и информатики.

Тема методического семинара: Достижение метапредметных результатов через использование ИКТ-технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Актуальность темы: Применение ИКТ на уроках физики является эффективным фактором для достижения метапредметных результатов.

В процессе обучения физики ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия, в том числе ИКТ-компетентность способствующую эффективному поиску и выделению необходимой информации для объяснения физических явлений

Применение ИКТ на уроках физики позволяет сделать изучаемый предмет доступнее и понятнее: разнообразить стили, общения и обучения на уроке и ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению физики.

В 2009 году я пришла работать в школу и обратила внимание на то, что учащиеся мало заинтересованы изучением физики, поэтому решила провести анкетирование учащихся, результаты которого представлены на диаграмме:

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…». Для этого необходимо обеспечить:

  • Высокую мотивацию
  • Прочность знаний
  • Творчество и фантазию
  • Коммуникабельность
  • Активную жизненную позицию
  • Ценность индивидуальности
  • Свободу самовыражения
  • Акцент на деятельность
  • Взаимоуважение

Мой педагогический опыт основывается на:

  • изучении различных педагогических концепций, в особенности в рамках системно-деятельностного подхода (работы А.,Н Выготского, Д.Б. Леонтьева, П.Я. Эльконина, и др.);
  • внедрение ФГОС и необходимость формирования метапредметных результатов и ИКТ-компетенции;
  • участие в мероприятиях программы Intel «Обучение для будущего».

Во время педагогической деятельности я выявила следующие противоречия:

  1. Ограниченность образовательной среды школы для организации учебно-познавательной деятельности;
  2. Противоречие между содержанием программы предмета «физика» и новейшими достижениями и открытиями науки и техники;
  3. Несформированнность компетентностей ученика в значимых сферах профессионального образования и жезнедеятельности;
  4. Все более возрастающие потребности общества и государства в гражданах, способных к непрерывному образованию на основе сформированных УУД.

В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции)", как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет".

На сегодняшний день расширение возможностей образовательной среды для достижения метапредметных результатов средствами ИКТ-технологий возможно по следующим направлениям:

1. построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. М ногие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4. обработка результатов эксперимента.

5. разработка методических программных средств.

6. использование ресурсов интернет.

7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Цель педагогической деятельности: Развитие метапредметных компетенций обучающихся, средствами ИКТ-технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • Использовать ИКТ-технологии для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающие развитие метапредметных УУД при обучении физике;
  • Создавать условия для· повышения интереса учащихся к физике, вовлекая обучающихся в активную творческую, проектную и исследовательскую деятельность;
  • Оценить эффективность использования ИКТ-технологий для достижения метапредметных результатов обучающихся.

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании метапредметных компетенций обучающихся посредством широкого использования в учебном процессе ИКТ-технологий: сети интернета, компьютера, обучающих программ по физике, виртуальных лабораторных работ, электронных учебников, презентаций, ЭОРов и ЦОРов.

Я осуществляю работу по всем направлениям в организации уроков, контроля, организации внеклассной и внеурочной деятельности.

Используемые технологии:

Название используемой технологии

Уровень использования

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат

Информационно- коммуникативные

На уровне целостной системы

повышение мотивации учащихся;

новый уровень восприятия учебного материала;

достижение дифференциации обучения учащихся;

развитие информационной компетенции

развитие самостоятельных
умений и навыков учащихся;

Повышение интереса к изучаемому предмету;

развитие компетенций;

повышается уровень компьютерных знаний

Здоровьесберегающие

На уровне целостной системы

Повышение эффективности урока

Улучшение качества знаний

Проектного обучения

Использование дополнительной литературы; Проведение эксперимента

Глубокое понимание темы; повышение интереса к предмету

Игровые технологии

На уровне отдельных компонентов системы

привитие интереса к предмету

Умение работать в коллективе; повышение интереса к предмету

Диапазон опыта и степень его новизны:

Диапазон личного вклада – единая система « урок – внеклассная работа».

Во время изучения нового материала использую как готовые уроки, так и графики, схемы, модели явлений, презентации.

Предлагаю учащимся исследовательские и проблемные задания. В ходе выполнения задания учащиеся планируют и проводят компьютерный эксперимент, который позволяет выявить зависимость или установить факт. Такие задания наиболее эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, активизируя свою познавательную деятельность.

Для демонстрации сложных и опасных экспериментов, обработки результатов, отображения результатов эксперимента (броуновское движение, опыт Резерфорда).

При решении задач. Использую готовые задачи с решениями, задачи с подсказками.

При проведении лабораторных работ использую готовые модели.

Для контроля и оценки знаний и умений учащихся использую тесты (программа My Test).

При проведении внеклассных мероприятий и элективных занятий.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

В течение всей моей педагогической деятельности уровень обученности, в том числе за период с 2013 по 2015 учебный годы, был равен 100%. Качество знаний имеет положительную динамику.

2011

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Самыя Айрат

1 место

2 место

2011

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Айыжы Ангырак

Сарыглар Анатолий

1 место

3 место

2012

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Самыя Айрат

1 место

3 место

2012

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Ондар Валерия

1 место

1 место

Участник

2013

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Дудуй-оол Диана

1 место

1 место

участник

2014

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Монгуш Айгуль

1 место

1 место

Участие

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Донгак Тагир

1 место

2 место

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Бичелдей Айыжы

1 место

3 место

2014

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Дудуй-оол Диана

1 место

1 место

участник

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Бичелдей Айыжы

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Тюлюш Эрес

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Сат Владимир

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Монгуш Кара-Кат

Призер

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках физики и во внеурочное время, можно сделать вывод :

ИКТ-технологии - расширяют возможности образовательной среды;

Ускоряют процесс обучения;

Формируют метапредметные УУД;

Повышают интерес обучающихся к предмету;

Улучшают качество усвоения материала;

Позволяют индивидуализировать процесс обучения;

Дают возможность избежать субъективности оценки.

В целях повышения педагогической компетенции и распространения опыта я создала сайт , активно работаю с сайтами для педагогов, например, http://www.proshkolu.ru/user/Suzan/ , http://www.fizika.ru/. Также выбрана тема самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя физики» и разработан план работы.

Обобщение и распространение опыта

п/п

Дата

Мероприятие

Форма

30.08.2013

Использование Интернет и ФГОС ООО на уроках физики

Выступление

на августовском совещании учителей

22.01.2014

«Развитие фундаментальный ИКТ-компетенций на основе интегорационных связей информатики и физики»

Выездной семинар по обмену опытом на базе Чербинской СОШ

На курсах профессиональной переподготовки по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии»

ГАОУ ДПО Тувинский институт развития образования и повышения квалификации

Литература:

  1. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. «Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии». - Газета «Физика» №20, 1999. - с 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2015.
  3. Гомулина Н. Н, Михайлов С. В. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования. – Газета «Физика», 2000, № 39.
  4. Кавтрев А. Ф. «Компьютерные программы по физике в средней школе». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 1, с. 42-47, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998.
  5. Кавтрев А. Ф. «Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений». Газета «Физика», № 20, с. 5–8, 2001.
  6. Кавтрев А. Ф. Брошюра «Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». – ООО "Физикон", Москва, 2000.
  7. Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ № 6 с. 36
  8. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».- М.Академия-2000

Интернет-ресурс http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00281285_0.html

Интернет-ресурс


31 октября-1 ноября в школе №5 проходил семинар учителей физики г.Сергача и Сергачского района " Актуальные проблемы преподавания физики в условиях ФГОС второго поколения.

В разработке стандарта принимали участие профессора из ФИАН, МГУ, ЛГУ, МПГУ, опытные учителя, сотрудники РАН и РАО. Главное, на что обращали внимание разработчики нового стандарта, – это комплексный подход и взаимосвязь основных дидактических единиц между собой. Физика, как химия или биология, – предмет очень цельный, имеющий некий фундамент, основу, которую разрушать нельзя. И эту основу удалось сохранить. Сегодня выбран путь сокращения числа часов на изучение предметов естественно-научного цикла. Физики это коснулось в меньшей степени, чем других предметов (например, биологии и географии в средней школе оставлен только час в неделю, физике – два часа), но все же коснулось. В новом стандарте изучение любого физического явления должно проходить следующие этапы: наблюдение и описание явления; измерение физических величин; самостоятельное проведение простых опытов и экспериментов для выявления основных свойств явления; практическое применение физических знаний; объяснение принципа действия физического прибора. И изучение тепловых явлений опирается на эти же блоки, и изучение электромагнитного поля – на них же. Это и есть деятельностный подход – наблюдение, описание, измерение физических явлений. Новизна здесь еще и в том, что важная цель стандартов по физике заключается в овладении учащимися научными методами изучения природы.

Этого раньше не было. Ведь теперь обучение организуется так, чтобы дети учились проводить исследования самостоятельно, а не просто знакомились с чужими результатами. Есть известная библейская мудрость: “Лучше научить человека рыбачить, чем каждый раз приносить ему рыбу”. Учащиеся должны сами убедиться в правильности законов, когда-то открытых учеными. Могут ли они это сделать? Могут. Потому что современные школьные приборы для изучения физики, какими бы плохими они ни были, все равно гораздо лучше, чем те, которыми пользовались, например, Ньютон или Фарадей. Дети сами могут проводить измерения, ставить опыты и самостоятельно открывать для себя те же законы. Конечно, хотелось бы, чтобы стандарт отражал основные элементы знания, не разрушал физического образования, которым мы по праву гордимся. В то же время стандарт должен носить деятельностный характер, быть личностно-ориентированным, направленным на освоение методов научного познания. Изложенные в нем требования к изучаемому материалу должны быть максимально приближены к практике, к повседневной жизни и одновременно должны формировать у учащихся целостную картину мира. С другой стороны, у нас постоянно говорится о том, что дети в школах перегружены и с трудом усваивают новый материал. Суть решения проблемы перегрузки заключается в том, чтобы материал в стандарте разделить на две части – на обязательный, входящий в основной костяк и включенный в требования к уровню подготовки выпускников, и материал, подлежащий изучению, но в эти требования не включенный. Последний в стандартах выделен курсивом. Конечно, этим темам будет уделено меньше внимания, но ведь их и не нужно проходить подробно. Не нужно, например, подробно изучать устройство генератора, хотя в общих чертах рассказать о нем стоит (например, повесить таблицу, рассказать про основные узлы генератора). Главное, чтобы школьники усвоили, что принцип действия генератора – закон электромагнитной индукции. Именно это и будут спрашивать при итоговой аттестации.


Стандарт определяет границы обучения в таких пределах, чтобы у детей не возникало перегрузок, но учатся дети по учебникам, а не по стандартам. Если автор какого-то учебника увеличивает объем материала в несколько раз по сравнению со стандартами, то перегрузка неизбежна. Оказалось, что в учебниках количество понятий почти в три раза превышает их число, рекомендованное в стандарте. Конечно же учебник по объему должен превышать стандарт, ориентироваться на дальнейшее развитие, приводить больше примеров – но ведь в разумных пределах! Но пока авторы учебников не учитывают установленные в стандартах ограничения на число вводимых понятий и пишут то, что им заблагорассудится. На мой взгляд, стандарты должны определять не только нижнюю границу (минимум знаний), но и верхнюю. Имеет смысл ограничивать объем дополнительного материала хотя бы в пределах 30% от обязательного минимума, и отмечать те задания, которые выходят за рамки требований к уровню подготовки выпускников, чтобы избежать перегрузки учащихся. Как быть учителю? Пользоваться старыми учебниками, пока новые разрабатываются и проходят экспериментальную проверку с учетом требований нового стандарта.
– Обучение в базовых и профильных классах преследует разные цели. Если в базовых классах упор делается на изучение физики как элемента общей культуры, на формирование физической картины мира, то в профильных классах предлагается углубленный курс, рассчитанный на продолжение образования по физико-техническим специальностям. Это уже совсем другой уровень и другое количество часов. Понятия, в базовом стандарте отмеченные как дополнительные, в профильных классах являются обязательными.
Для классов с углубленным изучением физики (6 часов и больше в неделю) стандарты разрабатываться не будут. В Министерстве образования утверждается программа, по которой создаются учебники и учебно-методическое обеспечение.
Отдельная ситуация сложилась с гуманитарными классами. В этих классах изучение физики, химии и биологии не предусмотрено вообще. Зато введена образовательная область “Естествознание”, синтезирующая в себе знания по физике, химии и биологии. Нами разработан стандарт по естествознанию. Цель этого курса – систематизация и обобщение знаний учащихся по этим предметам, объединение их в целостную картину мира. Но есть определенные сложности его внедрения: нет соответствующих кадров, учебников. Мало учителей, которые бы знали все три предмета в совокупности на должном уровне. Не разработана пока тематика курсов повышения квалификации в ИПК и в педагогических вузах. Поэтому скорее всего пока вместо естествознания физика, химия и биология будут преподаваться по отдельности (по часу в неделю на каждый предмет или по 2 часа, если будет возможность добавить часы из школьного компонента).