Диктант написание не с различными частями речи. Не с разными частями речи

27.10.2023 Сочинения

1. Недисциплинированность заключается не в шалостях и незначительных нарушениях правил поведения, а прежде всего в невыполнении обязанностей школьника в учении, в нерадивом отношении к общественно полезному производительному труду, в стремлении переложить свою долю труда на других (Сухомл.) 2. Несамостоятельное выполнение учебных заданий - первый шаг к тунеядству. (Сухомл.) 3. Жизнь современного человека немыслима без постоянного духовного общения с книгой. (Сухомл.) 4. В молчании добро должно твориться. Но нечего об этом толковать (П.) 5. На склоне неглубокого оврага виднелась пасека. (Т.) 6. Вечерняя заря погасла, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени. (Т.) 7. Никто в доме не знал о предполагаемом побеге. (П.) 8. Осень стояла небывалая, сухая, бодрая, с ясностью холодноватого воздуха. (Пауст.) 9. У нас не было воды, хотелось пить. (Пауст.) 10. Выше подымается солнце, нестерпимо раскатывается ружейная и пулеметная трескотня. (Сераф.) 11. Распахнув дверь, командир неторопливо спустился к коню. (Гайд.) 12. Кто хоть раз увидел Приамурье, тот его не мог не полюбить. (В. Гусев.) 13. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. (Л. Т.) 14. Несколько дней подряд я был занят чтением. (Гайд.) 15. Старик неохотно встал и вышел за мной на улицу. (Т.) 16. Высоко в небе над неоттаявшей землей заливался жаворонок. 17. На каникулах мы никуда не ездили, да и некуда было ехать. 18. Домой мы возвращались по неосвещенным улицам. 19. Дверь нам открыл мужчина. Заспанное его лицо было не злое, а скорее доброе. 20. Из соседней комнаты доносились голоса. Один из споривших явно негодовал. 21. У входа в кабинет беседовали двое. Один из них улыбался, но не мягко и дружелюбно, как обычно, а холодно и натянуто. 22. Недоумевая, я стал перечитывать письмо. 23. Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться не с кем. 24. Все места в зале уже были заняты, сесть нам было негде. 25 Лед на реке был не окрепший, а только слегка стянутый прозрачной корочкой. 26. Неожиданно мы вышли на большую солнечную поляну. Трава здесь была сочная, зеленая, никем не помятая. 27. Возвращаться на старую стоянку нам было уже незачем. 28. Многие вопросы сельскохозяйственной науки до сих пор не решены и ждут исследования. 29. Не зажигая огня, мы сидели тихо и переговаривались. 30. Не место красит человека, а человек место. (Посл.)

Кое-где желтеет запоздалый цветок. Травы высыпали в землю свои семена, и под ветром качаются их голые стебли. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травма, такой и под снег ляжет.

Далеко слышится пастушья труба. Еще держится изъеденный жучками лист на черной ольхе.

На перепаханных голых полях, за деревнею, убирают спелый картофель. Позднею осенью срезают на огородах капусту - тяжелые светло-зеленые кочаны. В высокие груды насыпана между грядами выкопанная красная морковка и толстая сладкая репа.

На краю леса еще краснеет обсыпанная ягодами высокая рябина, яркими круглыми бусами алеют на огороде ягоды малины. Кудрявый можжевельник обсыпан черными бусами - ждет не дождется снегу. Травы и деревья поют последнюю песню, хвалят землю, жаркое солнце, теплые дожди. (По И. Соколову-Микитову.) (109 сл.)

1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий.

2. Гласные в суффиксах страдательных причастий.

ВСКРЫТИЕ РЕКИ

С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. И, наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!». В одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога; и какая-то несчастная черная корова бегала по ней, как безумная, от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, рев которого долетал до ушей моих, и мне стало очень его жаль. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылась за ним дорога и бегающая по ней черная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут и перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лед все еще шел крепкой, сплошной, неразрывной, бесконечной глыбой. (С. Аксаков.) (195 сл.)

1. Не с разными частями речи,

2 Безударные гласные в окончаниях причастий.

КРЕПЧЕ МЫШЦЫ - ОСТРЕЕ УМ

Связаны ли между собой интеллектуальная деятельность и двигательная активность? Михаил Ломоносов мог легко завязать в узел железную кочергу, Лорд Байрон участвовал в боксерских поединках. Писатель А. Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов Киева. Все они утверждали, что тренировка и укрепление мышц помогают им в умственной работе.

Мышцы и интеллект, тонкость натуры и мощь кулаков, светлый ум и физическая сила. Их близкое соседство кажется странным и непонятным. Но физиологи доказывают, что интеллект работающих, хорошо физически развитых людей гораздо выше, чем у людей, лишенных крепкой мускулатуры. Это объясняется тем, что поступающие от мышц сигналы - необходимая предпосылка для успешной работы мозга.

Необходимость постоянных тренировок для работы мозга уже вполне оценили руководители ряда американских фирм. Их сотрудники, занимающиеся физподготовкой, поддерживающие себя в надлежащей форме, получают надбавку к зарплате. (А. Суворов.) (131 сл.)

1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

3. Н - нн в суффиксах прилагательных.

ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР

Утром белел на лужах сквозной ледок, а теперь, за полдень, бегут ручьи, нежатся на солнышке собаки и полощутся бойко воробьи. Ветер тугой, сыровато-теплый. Потянет, рванет порой: бойкий, весенний ветер. Прислушаешься - шумит, смеется. И небо - в ветре: густо голубое за золотистыми прутьями тополей. Тепло и - свежесть. И в свежести этой - струйки от тающего снега, от потеплевшей земли и крыш, от бьющихся в ветре прутьев, которые посочнели и сияют от ветра, ветра, пронесшегося полями и лесами. И голубями как будто пахнет, томною воркотнею их, и теплой сыростью погребов с помягчевшим льдом. Весна… Она засматривает в глаза разрумяненными «жаворонками» и белыми колпачками пасох в бумажных розанах, кивает с телеги веселой вербой красноватыми прутьями и серенькими вербешками, золотится крестами в небе, кричит в голосах разносчиков. (И. Шмелев.) (124 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных, существительных, причастий.

2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

3. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, редевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом… Звездчатые цветы, белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (А. Куприн.) (76 сл.)

1. Н и нн в суффиксах отыменных прилагательных.

2. Не и ни с разными частями речи.

3. Безударные проверяемые и чередующиеся гласные в корне.

Кто не знает этих простых луговых и лесных милых цветов?

Идешь, бывало, в лес по нахоженной, давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики, у самого леса, уже под деревьями, цветет иван-да-марья. А у самой тропинки, по обочинам канав, на лесных зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки. На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками. (И Соколов-Микитов.) (78 сл.)

1. Гласные и согласные в приставках.

2. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

3. Непроизносимые согласные в корне.

4. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

5. Пунктуация при однородных членах, в сложных предложениях.

Из всех певчих птиц - лесных музыкантов - самая скрытная и красивая - золотисто-желтая иволга.

Живут иволги в березовых чистых рощах, в старинных тенистых парках, в высоких дубовых и липовых аллеях.

Весною иволги появляются поздно, когда рощи уже одеты зеленой листвою и все лесные певчие птицы давно при летели.

Кто не слыхал в березовой роще громкий свист иволги? Точно на невиданных музыкальных инструментах играют в лесу неведомые музыканты.

Трудно найти гнездо иволги, искусно подвешенное в зеленых ветвях деревьев. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу, скрытно пролетевшую от дерева к дереву. Лишь иногда, перелетая открытую, освещенную солнцем лесную полянку, блеснет она своим ярким оперением. (И. Соколов-Микитоа.) (103 сл.)

1 Буквы н - нн в суффиксах прилагательных и наречий.

2. Непроизносимые согласные в корне.

3. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

4. Пунктуация при однородных членах деепричастных и причастных оборотах.

ЛОМОНОСОВ

Отец Ломоносова, поглощенный хозяйственными заботами, почти не занимался воспитанием сына. Тот рос в основном на попечении матери, здоровья был крепкого, ума быстрого и мечтательного. Он жадно впитывал в себя картины природы, таинства роста и цветения трав, запоминал повадки птиц и зверей. Свежий и зоркий взгляд сопутствовал ему на протяжении всей жизни. Не случайно спустя много лет великий ученый по памяти нарисовал карту родных мест.

В родительском доме юный помор впервые научился русской грамматике. Сначала Михайло освоил книги духовные, сборники старинных легенд. А потом и книги светского содержания.

Вьюжной декабрьской ночью 1730 года юный помор ушел в Москву, чтобы попытать счастья в науках и ремеслах. Пройдут годы Михайло Ломоносов закончит Славяно-греко-латинскую академию в Москве и Академический университет в Петербурге, уедет для продолжения образования в Германию и вернется на родину подающим надежды химиком, математиком, мастером стихотворного красноречия. (О. Ларин.) (138 сл.)

1. Буквы е и в падежных окончаниях существительных.

2. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных и причастий.

3. Пунктуация при однородных членах, при причастных оборотах.

НЕ ТРОГАЙТЕ ЛЕСНЫХ ДЕТЕНЫШЕЙ

Не все знают, что нельзя уносить из леса лесных детенышей.

Взрослея, зверята стремятся познавать жизнь, но у них еще нет достаточной осторожности, они не научились бояться людей. Поэтому порой в лесу можно встретить одиноких детенышей лесных обитателей. И не только в лесу - вблизи городов и поселков, на обочине шумного шоссе.

Однако это вовсе не значит, что звереныши потерялись и их надо спасать. Абсолютное большинство животных в естественных условиях обитания никогда не теряет и не бросает детенышей. И еще помните, что выходить «спасенного» детеныша дикого животного в домашних условиях крайне сложно. Не обязательно, конечно, он погибнет, однако нормального, здорового животного из него не вырастет, даже если вы устроите им сносную жизнь в течение осени все равно придется выпустить их в лес. Выпустить на погибель: птенец или звереныш, проживший стадию возмужания возле человека, не подготовлен к самостоятельней жизни в природе.

Не рассчитывайте всерьез, что, принеся в дом дикого звереныша, вы добьетесь с ним того же взаимопонимания, какое есть у человека с давно одомашненными животными. Не вырастить из рыси Кисы, из медвежонка добродушного Потапыча. И если доведется вам встретить во время загородной прогулки симпатичного звереныша, пожалуйста, не трогайте его. Оставьте его в чесу. (Г. Бажутн.) (196 сл.)

1. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

2. -Тся и -ться в глаголах.

3. Не с разными частями речи.

4. Пунктуация при деепричастиях и деепричастных оборотах, в сложных предложениях.

СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ

Для меня главным было служение Родине, своему народу. Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревога Родины, ее потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные.

С каждым годом по времени мы все дальше уходим от военной поры. Это было необычайно трудное, но и очень славное время. В те годы мы еще больше закалились и скопили огромный моральный капитал. Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для победы над врагом.

Наука побеждать - не простая наука. Но тот, кто стремится к победе, кто борется за дело, в правоту которого верит, всегда победит. (Г. Жуков.) (100 сл.)

2. Не с разными частями речи.

3. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

4. Пунктуация при деепричастных оборотах, в сложных предложениях.

ДОЖДЬ В ЛЕСУ

Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал… (М. Пришвин.) (71 сл.)

1. Буквы е - и в падежных окончаниях существительных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне.

3. Пунктуация при причастных оборотах, в сложных предложениях.

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В больших заповедниках, в наших нетронутых лесах водятся благородные олени. Благородный олень - очень красивое, стройное животное с большими ветвистыми рогами.

Когда-то оленей везде было много. В далекую старину на них охотились, травили собаками, убивали стрелами из луков и закалывали острыми копьями. Охотиться на оленей теперь строго- настрого запрещено.

Доверчиво относятся к людям красивые, смелые олени. На лесной поляне, в сосновом бору, устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени. Спокойно едят они сено и почти не боятся, когда близко подойдет человек, чтобы ими полюбоваться. (И. Соколов-Микитов.) (86 сл.)

1. Тся и -ться в глаголах.

2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

3. Безударные проверяемые гласные в корне.

4. Пунктуация при однородных членах, в сложных предложениях.

НА ОСТРОВЕ СПАСЕНИЯ

На великом разливе Волги там и тут виднелись копеечки незалитой земли, куда устремлялись разные зверьки.

Водяная крыса плыла, наверно, очень издалека и, усталая, прислонилась к ольховой веточке. Легкое волнение воды пыталось оторвать крысу от ее пристани. Тогда она поднялась немного по стволу, села на развилочку.

А на довольно-таки большом дереве, стоящем, наверно, под водой на высоком пригорке, сидела жадная, голодная ворона и выискивала себе добычу. Невозможно бы ей было углядеть в развилочке водяную крысу, но на волне от соприкосновения с хвостом крысы плыли кружочки, и вот эти-то кружочки и выдали вороне местопребывание крысы. Тут началась война не на живот, а на смерть.

Несколько раз от удара клюва вороны крыса падала в воду, и опять взбиралась на свою развилочку, и опять падала. И вот совсем было уже удалось вороне схватить свою жертву, но крыса не желала стать жертвой вороны.

Собрав последние силы, так ущипнула ворону, что из нее пух полетел. Ворона даже чуть не упала в воду и только с трудом справилась, ошалелая села на свое дерево и стала усердно оправлять свои перья, по-своему залечивать раны. (М. Пришвин.) (178 сл.)

1. Не с разными частями речи.

2. Гласные и согласные в приставках.

3. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

4. Пунктуация при обособленных членах, однородных членах, вводных словах.

Класс: 8

Цели.

1. Образовательно-развивающие:

1.1. Обобщение правописания НЕ с разными частями речи.

1.2. Развитие умения определять части речи, применять правило.

2. Воспитательная:

2.1. Формировать у учащихся уважение к людям науки.

Форма: урок-практикум.

Ход урока

I. Вступление

На прошлом занятии мы повторили правила написания не с разными частями речи. А сегодня у нас урок-практикум по теме “НЕ с разными частями речи”.

II. Тема, цели занятия

Запишите дату и тему занятия. Зная теорию и умея применять правила на практике, какую цель мы ставим на сегодняшнее занятие? (Формулирование целей)

III. Комплексный анализ текста

Отработку компетенций мы проведем, выполняя комплексный анализ текста. Внимательно рассмотрите план вашей деятельности, основные задания, памятки, необходимые для работы. Итогом вашей деятельности должна быть схема орфограммы “НЕ с разными частями речи”. На работу 15 минут.

IV. Выступления групп

Послушаем выступление от групп. (Учащиеся представляют схемы, представляют свою работу, отвечают на вопросы)

Какая из предложенных схем удобна в применении?

V. Проверочная работа

Ознакомьтесь с содержанием пункта 4. Запись словарного диктанта, проверка работы в парах с использованием ключа. Анализ своей деятельности, заполнение листков оценки.

Обратитесь к целям урока.

1. Какие из поставленных целей реализованы полностью? Над чем нужно продолжить работу?

2. Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы себя отнесете.

VII. Домашнее задание (по выбору)

  1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя не менее 9 слов данной орфограммы.
  2. Написать эссе из слов данной орфограммы.

План деятельности в группе

Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент.
2. Подготовка к деятельности на уроке. 1. Записать дату и тему урока.

2. Определить цели урока.

3. Отработка компетенций на языковом материале. 1. Работа с текстом (распределить роли выступающих по заданиям к тексту).

2. Выразительно читает текст один представитель от группы, остальные анализируют его выступление, пользуясь памяткой № 2.

3. По третьему вопросу выступает один представитель от группы, остальные дополняют.

4. По 4 и 5,6 вопросам выступает два представителя от группы (строят связное монологическое выступление), остальные дополняют, исправляют, используя

памятку №3.

5. Выступление по созданной схеме готовят два ученика, остальные дополняют.

6. Анализ своей деятельности на этом этапе занятия (заполнить листок оценки).

4. Проверочная работа. 1. Запись словарного диктанта.

2. Проверка работы в парах с использованием ключа.

3. Анализ своей деятельности на этом этапе занятия (заполнить листок оценки).

5. Подведение итогов. Обратитесь к целям урока, что удалось?

Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы себя отнесете?

6. Домашнее задание. 1. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему, используя не менее 9 слов данной орфограммы.

2. Написать эссе из слов данной орфограммы.

Текст 1 группы

Климент Аркадьевич Тимирязев

Эта жизнь была пламенным подвигом. В изумлении останавливаешься перед (не)исчерпаемой огромностью того, что сделал Тимирязев.

(Не)укротимый борец, ученый-гражданин, педагог, воспитавший (не)сколько поколений замечательных исследователей, экспериментатор, пролагавший новые пути в лабораторной практике, “патриарх русской агрономии”, действительный и почетный член четырех десятков академий, университетов, научных обществ всего мира...

Работа до краев наполняла эту жизнь.

Но те, кто лично знал Тимирязева, сохранили нам образ (не)педанта, углубленного в свои микроскопы, в свои книги, но человека, открытого всем живым радостям мира. Он страстно любил природу, путешествия, далекие экскурсии. С ним был (не)разлучно фотоаппарат и объектив, его направляла чаще всего (не)рука ботаника, но рука влюбленного в жизнь человека.

Была в нем и подтянутость, привитая еще в родительском доме и сохранившаяся на всю жизнь, как (не)нависть ко всякой внешней и внутренней распущенности и (не)ряшливости, как уважение к труду и умение работать.

Страстное горение этой жизни (не)прекращалось ни на день. Но это было внутреннее кипение, которому строжайшая дисциплина воли (не)позволяла прорваться наружу. Джентельменски корректным, говорившим ровно, (не)спешно, чеканными фразами таким запомнили Тимирязева знавшие его.

В Тимирязеве (не)было ровно ничего от “ученого чудака”. Он (не)страдал ни рассеянностью, ни забывчивостью. Наоборот, во всем до мелочей он был пунктуально точен.

В споре он никогда (не)кричал и никогда (не)говорил грубостей. Но он умел так уничтожить противника, что тому до конца дней своих было уже (не)забыть “разноса”, учиненного ему Тимирязевым.

Науку он изображал (не)как (не)кий (не)досягаемый храм, в котором облеченные чудесным всезнанием жрецы совершают таинственные обряды, приоткрыв только краешек завесы для (не)посвященных. Нет, Тимирязев (не)уставал повторять: “Наука - это мастерская, учись работать, тебе найдется место в ней! (В. Сафонов.)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Объясните написание не в данном тексте.
  3. Укажите синонимы к существительным, прилагательным и наречиям, с которыми не напишите слитно.

Порядок ответа

Текст 2 группы

Архип Иванович Куинджи

Архип Иванович Куинджи – русский живописец, инициатор создания общества художников, которое впоследствии носило его имя. Место Куинджи в русской живописи определяется его особым видением природы.

Он внес в русскую пейзажную живопись (не)повторимое своеобразие, показав красоту родной природы со стороны, почти (не)отраженной в произведениях его современников.

На самых прославленных картинах природа изображена в такие мгновения, которые до него никто (не)изображал.

Предметом художественных интересов мастера становилось всё: (не)угасающие закаты, сияние лунных ночей, почти (не)заметный свет радуги на фоне тяжелых туч. Хотя он рисовал и размытый (не)прекращающимися осенними дождями тракт, и степь с (не)кошеными травами, и (не)обыкновенно красивую березовую рощу, пронизанную солнечными лучами, однако в памяти поколений Куинджи останется как (не)подражаемый певец чарующей красоты и таинственной прелести лунной ночи. В (не)большом по объему полотне “Ночь на Днепре” художник добивается (не)бывалых эффектов освещения, мудрой простоты композиции. (С. Мясникова.)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста, используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См. памятку №2, п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст. Объясните свою точку зрения (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Выпишите словосочетания с не , к которым можно подобрать синонимичную пару без не , запишите эти синонимичные пары.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3 предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5 вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее преимуществах.

Текст 3 группы

Возвращение домой

Целый год до приезда Николая Николаевича дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его (не) счищал , поэтому крыша, и так уже давно (не)крашенная , во многих местах прохудилась и проржавела.

Николай Николаевич (не) предполагал , что встреча с домом так его взволнует. Когда показался заброшенный дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что (не) дойдет . Он отдышался, твердым военным шагом пересек улицу, вошел во двор.

Николай Николаевич оглянулся и увидел, что позади него, скорбно сложив на груди руки, стояло (не)сколько женщин. Он ни с кем (не) заговорил (не) потому, что был так (не)людим , просто (не) мог : каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него (не) просто дом, а его жизнь и колыбель.

(В. Железников)

Задания к тексту

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подготовьте выразительное чтение текста, используя памятку №2.
  3. Определите тему, основную мысль текста. (См. памятку №2,п.3).
  4. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст. Объясните свою точку зрения (подтверждайте ответ примерами из текста).
  5. Объясните написание не в данном тексте.
  6. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
  7. Составьте свою схему орфограммы “Не с различными частями речи”.

Порядок ответа

(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).

  1. Выразительно прочитайте текст, выслушайте мнения учащихся о чтении.
  2. Подготовьте полный ответ на третий вопрос (2-3 предложения).
  3. Подготовьте монологическое выступление по 4 и 5 вопросам, пользуясь памяткой №3.
  4. Зачитайте 6 вопрос, дайте четкий ответ.
  5. Представьте вашу схему. Расскажите о ее преимуществах.

Приложение 1

Листок оценки деятельности

Фамилия, имя учащегося Текст Схема Диктант Итог
1.
2.
3.
4.
5.

Словарный диктант (ключ для проверки)

Не скрывая удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недешево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далекий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожженный костер; недовыполнить план; не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришел никто; ни рыба ни мясо.

НЕ с разными частями речи.

Справочный материал

1. Не с сущ., прил., наречиями на –о пишу слитно , если:

не (ненастье, ненастный, ненастно) ,

б) можно придумать синоним без не (неправда – ложь, неправдивый – лживый, неправдиво – лживо),

в) нет слов ;

пишу раздельно , если:

а) есть (мыслится) противопоставление (не правда, а ложь; не правда и не ложь – противопоставление подразумевается ) ,

б) есть одно из слов: далеко, отнюдь, ничуть, нисколько или другие отрицательные слова с ни (отнюдь ни радостное событие ),

в) при логич. ударении в вопросит. предложении не с им. прилагательным (Кому не известны стихотворения Пушкина )

Запомнить : не готов, не рад, не должен, не расположен, не намерен.

2. Не с причастиями пишу слитно , если:

а) слово не употребляется без не (недоумевающий),

б) с полными причастиями, если при них нет:

Противопоставления,

Зависимых слов (невыкошеный луг, но: не выкошенный мной луг) ;

пишу раздельно , если:

а) причастие в краткой форме (луг не выкошен ),

б) выполняется любое из условий:

Есть противопоставление (луг не кошеный, а стриженый ),

Есть зависимое слово (ещё не кошеный луг ).

Различаются страдательные причастия настоящего времени на –мый и отглагольные прилагательные на –мый !

Упрощенно правило можно сформулировать так: большинство отглагольных прилагательных на – мый без не не употребляется – пишу их слитно (недостижимый, нестерпимый, непоколебимый и др.);

остальные слова на –мый пишутся раздельно , если:

а) в качестве зависимого слова выступают отрицательные местоимения (ни с чем не сравнимый; элементы, не растворимые ни в чём),

б) в качестве зависимого слова выступает имя существительное в творительном падеже, указывающее:

Производителя действия (не любимый мачехой ребёнок ),

Орудие действия (не видимые вооружённым глазом звёзды, но: сквозь невидимые миру слёзы).

3. Не с отрицательными местоимениями пишется в одно или в три слова (некого - не у кого, никого – ни у кого).

4. Не с отрицательными наречиями пишу слитно (некуда – никуда, неоткуда).

5. Не с наречиями не на –о, не отрицат., с местоим. не отрицат. пишу раздельно (не здесь, не так, не всякий).

6. Не с глаголами и деепричастиями пишется слитно, если слово не употребляется без не (недоумевать – недоумевая).

Приставка недо- пишется слитно, если глагол имеет значение многократности (недоедал всё время, недосыпал всегда, но: не доел суп).

7. Различение на письме частиц не и ни .

1) В отрицательных и неопределенных местоимениях и отрицательных наречиях

не пишут под ударением, ни – без удар .: никто, никуда – некто, некуда.

2) Запомнить смысловые пары:

ни один = никто- не один = много,

ни разу = никогда – не раз = много раз .

3)Повторяющаяся ни при наличии в предложении глагола с не приобретает значение союза (Нигде не было видно ни воды, ни деревьев).

4)Запомнить правописание устойчивых оборотов:

откуда ни возьмись,

как ни в чём не бывало,

во что бы то ни стало,

ни рыба ни мясо,

ни жив ни мёртв,

ни два ни полтора,

ни то ни сё,

ни дать ни взять,

не кто иной, как,

не что иное, как,

никто иной.

ничто иное.

5) В восклицательных и вопросительных предложениях пишется не, в придаточном предложении для усиления утвердительного смысла – ни.

Не - ? или!

Ни , если предложение сложное.

Сравнить: Куда он только не обращался! – Куда он только ни обращался, ему везде отказывали (он обращался?- да, обращался).

Задания и упражнения.

1. Пользуясь «Справочным материалом», объясните разницу в правописании слов.

В супе недостаёт соли. – Он не достаёт до станка.

Не отправленные писателем письма. –Неотправленные письма друзей.

Луга не скошены. – Нескошенные луга.

Виновата не погода, а твоя лень. – Разыгралась непогода.

Нисколько не раскаявшийся человек. – Нераскаявшийся преступник.

Он ещё не старый. – Приобрести нестарый дом.

Поезд идёт не быстро и не медленно. – Приезжай немедленно.

Он не способен это понять. – Человек был бестолков, неспособен.

Незаменимый на данной работе сотрудник. – Никем не заменимый сотрудник.

Нелюбимые в детстве книги. – Не любимая ребёнком игрушка.

Произведение неинтересно. – Произведение ни для кого не интересно.

Нерастворимый в воде элемент. – Не растворимый ни в какой жидкости элемент.

2.Слитно или раздельно?

Расстроился из-за (не) ожиданных (не) приятностей, (не) нравится (не) опрятная комнатушка, остановиться перед (не) приятелем в (не) решительности, (ни) кто (не) верит в разные (не) былицы, ему (не) достаёт интеллигентности, (ни) кем (не) повешенный портрет, (не) вовремя сделанное замечание, (не) взгоды сформировали (не) преклонный характер; (не) длинный, но широкий коридор; (не) скромный, а хвастливый человек; ребёнок (не) поседлив, (не) склоняемые в русском языке слова, (не) чаянное движение, (не) рад случившемуся, (не) о ком беспокоиться, (не )зыблемые идеалы, приобрести отнюдь (не) дешёвую вещь, (не) жалуясь на (не) доедание, сквозь (не) видимые миру слёзы, (не) точные расчёты, рисковать ввиду (не) обходимости, взглянул далеко (не) ласково, (не) посоленный суп, (ни) кем (не) замеченный человек, говорить (не)по-русски, (не) прекращающийся в течение получаса шум, учиться (не) хуже других.

Выделенные слова проговорите по слогам, постарайтесь запомнить их правописание.

3. Не или ни ? Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Н.. жив н.. мёртв, н..когда н.. исчезнет, сделает во что бы то н.. стало, видел фильм н.. раз, н.. читал эту книгу н.. разу, как н.. в чём н.. бывало; н.. кто иной, как ты; н..ужели вам н..извеснор,самый что н.. на есть опытный, н.. слуху, н.. духу, н..мало сделал, н..смотря н.. на что, н.. тот н.. другой, н..когда н.. постигнет, н..кто в чёрном, н..мало н..смущаясь, н..зачем смотреть, н.. во что н.. верящий.

4. Спишите, всавляя буквы и раскрывая скобки.

(Не) поседливый, а способный ребёнок; небез..нтересное стихотворение (не) опубликова (н,нн) о; выгляд..л (не) веж..й; (не) замечал н..чьих (не) достатков; движ..тся по (не) длинному, но широкому коридору; (не) деш..вая и (не) дорогая покупка; (не) доедал в продолжение полугода; (не) слыха (н,нн) ый скандал; ещё (не) краше(н,нн)ый забор; показал (не) выполн..нное задание; (не) высея (н,нн) ые травы; работа (не) завершена; (не) объяснимые поступки; (н..) кем (не) кош..нный луг; (не) развеш ..(н,нн) ые картины; (не) облетевшая ж..лтая листва.

5. Зрительный диктант.

Разглядывал недосягаемые серебряные вершины, достиг ни с чем не сопоставимых результатов в течение полугода, симметричные постройки выполненные никому не известным мастером, забрезжит неяркий, по-зимнему поздний рассвет, через минуту-другую раздастся неповторимый звон колоколов, не объявленное заранее представление заезжих циркачей.

6. Запишите словосочетания под диктовку. Сверьте написанное с напечатанным.

Ни к кому ни за чем не обращался; ни от кого не хотел ни в чём зависеть на протяжении всей жизни; это нечто иное, как сюрприз; никто иной этого его не интересовало; не объяснив ничего; ничуть не занимательный рассказ; не вовремя начатый разговор; ещё не сеянное ржаное поле; не терпящий никаких возражений; невыполненный объём работ; не обращенные ни к кому конкретно упреки; невыслушанные просьбы; не мог не посочувствовать; испытываешь абсолютно нестерпимую боль; не рад встрече; не готов к дискуссии; ягоды некрупные, но вкусные; всё-таки никого не разыскал; вовсе не обязательно; недаром не хотел разбираться; незаменимый на данной работе сотрудник; не повешенный на место непромокаемый плащ; располагаются неподалёку; не растворимый ни в какой жидкости; в помещении нехолодно; не окрепший после болезни; взглянул далеко не ласково; ни один из набросков не завершён.

7. Диктант.

Кто ни разу не был на вершине недосягаемого Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть взглядом нашу древнюю необъятную столицу из конца в конец, кто ни разу не любовался величественной, невообразимой, ни с чем не сопоставимой, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия, какова Москва-матушка, ибо Москва не есть большой город, коих тысяча. Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных никому не известным неведомым мастером в симметрическом порядке… нет! у неё есть своя душа, своя ни от кого и ни от чего зависящая жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый её самый небольшой камешек хранит надпись, некогда начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! Как у океана, у неё есть свой, ни на что не похожий язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! Едва забрезжит рассвет, как со всех её златоглавых церквей раздастся неповторимый гимн колоколов, подобный лишь чудной, фантастической, несравненной увертюре Бетховена.

О, какое блаженство, читатель, внимать этой наземной музыке, взобравшись на верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на неширокое, но высокое мшистое оконце, к которому привёл вас не кто иной, как сама история, и думать, что весь этот оркестр гремит под вашими ногами, и вообразить, что всё это ни для кого другого, только для вас одних, что вы царь этого невещественного мира! Какое счастье разом обнять душою раннее необъятную суетную жизнь, все мелкие заботы человечества, глядя на мир с неизмеримой высоты!

На север перед вами, в самом отдалении на севере на краю синего небосклона, немного правее Петровского замка, чернеет ничуть не мрачная, романтическая Марьина роща, и перед ней лежит целый слой пёстрых кровель, пересечённых кое-где пыльной зеленью бульваров, устроенных на городском валу.

И так простирается под вами вся Москва, доселе вам, быть может, неизвестная. (По Лермонтову)

Невзирая на холод, я вышел из нетопленого не каменного дома и отправился не спеша к небездарному приятелю. Не водить дружбу с ним я не мог.

Его невысокий не то серый, не то черный дом невозмутимо стоял невдалеке. Прохожих на улице было не много, а, скорее всего, мало. Не взирая ни на кого, я следовал по еще не забытому маршруту.

Сегодня предстоял нелегкий разговор, я мечтал уговорить юного художника подготовить вернисаж.

Постучав в дверь и не медля ни минуты, я вошел в небольшую, но уютную мастерскую, задал несколько незначительных вопросов. Иван на них ответил, не глядя на меня, и недвусмысленно дал понять, что не готов к выставке.

Я заметил: «Иван, я невправе судить тебя, но не для кого и не для чего афишировать своей недисциплинированностью. Ты же обещал! Твои работы, как и недвижимость, сегодня стоят не малых, а очень, очень больших денег!»

Он то ли недовольно, то ли недоверчиво посмотрел на меня, а затем, не медля ни минуты, сорвал покрывало с, видимо, еще не дописанной картины. На холсте с беспечной непринужденностью красовались цветы в не белой небьющейся вазе. Художнику было, думаю, невдомек, что, изображенные не ахти как на картоне масляными красками, они не теряли всю свою неповторимую особенность. Приятель не умел иначе. Знал он об этом или нет – неизвестно. Его совсем не интересовали сами одуванчики, которые не вечным забвением возникали в его сознании, а всего лишь ярким контрастом. Иван боялся, что не хватит времени, и он не доделает, не дорисует свои картины, однако настоящий художник не должен торопиться.

(248 слов / 47 с орфограммой).

НЕ с разными частями речи. Диктант.

Гроза в лесу.

Несмотря на то что синоптики предсказали непогоду, наша группа, состоящая из юных, неопытных путешественников, отправились в края, никем из наших приятелей еще не изведанные. Не успели мы выйти из не большой, а маленькой деревни, как почти неподвижная, на наш взгляд, туча нависла над лиственным негостеприимным лесом.

Неожиданно блеснула огненная нить, раздался неприятный, оглушительный гром, который казался торжествующим, а не угрожающим. И тут же по лиственницам забарабанили далеко не мелкие капли дождя.

Мы никогда раньше не встречались с грозой в лесу, поэтому не подозревали даже о том, что это незабываемое, неприятное зрелище. Ливень хлынул неукротимыми потоками, невообразимый по силе гром сотрясал всю округу, а молнии, не перестававшие вспыхивать, слепили наши не подготовленные для такого зрелища глаза. Лишь на какую-то долю секунды можно было увидеть почти непроходимые заросли можжевельника, едва не затопленные водой, и крупные листья осин, обвешанные совершенно не легкими каплями.

Наша экспедиция оказалась абсолютно не защищенной от дождя. Командир предложил ждать, ничего не предпринимая и не останавливаясь под огромными деревьями, в которые могла угодить опасная для жизни молния.

Но вот не спеша свинцовые тучи поползли по небу в сторону города, а мы продолжили путь по малоезженому асфальтированному шоссе. А вот и желанная цель – обещанная нам еще в начале похода избушка лесника.

Лесник с несвойственной ему торопливостью преподносит нам диковинные яства: топленое молоко, печеную в золе картошку, копчености, перченые и соленые огурчики-малютки. Мы же дари ему недавно купленный, ни разу не надеванный тулупчик, а сами ждем, когда просохнет развешенная у огня наша одежонка.

(242 слова / 30 с орфограммой).

Задание 12 ЕГЭ НЕ с разными частями речи

1.Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Известный всем Пифагор был (не)историком, а математиком.

Плотным кольцом площадь обступили (не)достроенные дома.

(Не)полученная вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.

Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

Трудно жить в чужой стране, (не)зная языка.

Ответ:__________________

2. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На свежем снегу (не)было видно следов.

Черты лица Павла Ивановича (не)лишены приятности.

В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

Рядом шелестел камыш с ещё (не)распустившимися кисточками.

(Не)спросясь броду, (не)суйся в воду

Ответ:__________________

3. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наши кони (не)были измучены.

Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.

Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимавший в чистокровных лошадях.

Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.

Душа, никогда (не)страдавшая, (не)может постичь счастья.

Ответ:__________________

4. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

Нам (не)откуда было позвонить в город.

Окна были (не)мыты и отворены настежь.

Степан (не)приучен был слушать женские советы.

Одет мальчуган был (не)по-деревенски.

Ответ:__________________

5. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Вопрос журналиста показался ему (не)пустым, а наоборот, продуманны и интересным.

Археологи Ростовской области обеспокоены застройкой (не)исследованных учеными территорий.

Вопреки моим опасениям, чемодан оказался ничуть (не)тяжелым.

Ответ:__________________

6. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Участки за рекой были (не)застроены.

Отнюдь (не)праздное любопытство привело меня в этот город.

(Не)резким, а тихим и спокойны голосом говорила со мной в этот раз бабушка.

Всякая работа была ему (не)навистна.

Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не)напечатана.

Ответ:__________________

7. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Книга до сих пор (не)прочитана.

Пусть будет (не)по-моему.

Его слушали (не)перебивая.

Эпитет - образное, (не)обычное определение.

Дон в месте переправы далеко (не)широкий, какие-нибудь тридцать-сорок метров.

Ответ:__________________

8. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы бредем по дорожкам, где (не)кошена трава.

В степи образовалось (не)просыхающее даже в самую жару соленое болото.

Это был далеко (не)легкий выбор.

Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она.

Ответ:__________________

9. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.

(Не)распроданные вовремя игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Ветер колеблет стебелек с еще (не)высохшей росой.

До Нового года (не)больше недели.

Ответ:__________________

10. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не)штукатуренными стенами.

Иван уверился в том, что в клинике (не)плохой коллектив.

Блестят, как губы, (не)утёртые рукою, и лозы ив, и листья дуба.

Из-за угла вышел ловчий Данило, седой, морщинистый, но отнюдь (не)старый.

Сережа, (не)торопясь, перевернул страницу.

Ответ:__________________

11. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.

Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

Хозяева приняли гостей с (не)обыкновенным радушием.

Но страх (не)сжал души моей.

Решение задачи (не)продумано.

Ответ:__________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Решено было остановиться на ночлег в дубраве – (не)тронутом цивилизацией уголке природы.

Поэт посмеивается над своими героями, но (не)зло, а добродушно.

Полковник осторожно прикрыл дверь в маленькую, отнюдь (не)похожую на дворцовую комнату с телефонными аппаратами.

(Не)знакомые строки казались яркими и мелодичными.

Месяца (не) было на небе, и звезды ярко светили.

Ответ:__________________

13. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Такая речь, отнюдь (не)лишённая смысла, озадачила Ивана.

Откладывать поход (не)было никакой возможности.

Художник Саврасов родился в Москве в 1830 году в (не)богатой купеческой семье.

Дуня (не)торопясь возвращалась домой.

Этот фильм (не)интереснее вчерашнего.

Ответ:__________________

14. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За водоразделом начинались бесхозные, до сих пор (не)обустроенные земли.

На новом участке трассы еще (не)сняты знаки, ограничивающие движение.

Надо было (не)мешкая ехать дальше.

(Не)наряженная елка стояла посреди гостиной.

Прямые волосы егеря, давно (не)чесанные, торчали из-под шапки, как солома

Ответ:__________________

15. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Его слушали (не)перебивая.

Более трети учащихся дали (не)верные ответы на задания повышенной сложности.

Миша был (не)похож на брата.

В Пакистане находится самая высокая из еще (не)покоренных вершин мира.

Я знал Павла (не)первый год.

Ответ:__________________

16. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В первое мгновение мне показалось, что Светлана (не)рада видеть меня.

Тротуары (не)чищены, да кругом талый снег на огромных булыгах.

Такое случалось отнюдь (не)часто.

(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки

(Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

Ответ:__________________

17. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.

Еще (не)зажившая рана давала о себе знать.

Почти (не)заметная улыбка промелькнула на лице игрока.

Компьютер (не)подключен к сети.

Ответ:__________________

18. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За туманом (не)было видно огней.

Для ночлега гуси выбирают ровный, (не)заросший камышом берег.

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

Подарок хоть и (не)дорогой, но очень полезный.

На соревнованиях по пятиборью Антон показал далеко (не)лучший результат.

Ответ:__________________

19. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Птиц гонит на юг (не)наступивший холод, а отсутствие корма.

Брат (не)удостоил его даже упреком.

Ключи до сих пор (не)найдены.

К нам прибыл новый жилец - (не)кто Кузнецов.

(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ответ:__________________

20. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

С первого взгляда профессор показался мне ничем (не)примечательным человеком.

(Не)поворчав, кошка куска (не)съест.

(Не)смотря по сторонам, он молча прошел мимо нас.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке.

Ответ:__________________

21. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Многие весьма(не)дорогие гостиницы Финляндии позволяют постояльцам брать с собой домашних питомцев.

(Не)смотря на усталость, Александр продолжал работать.

(Не)раздеваясь, он прилег на пружинный диван.

Для того чтобы талант проявился, человек должен приложить (не)мало, а много усилий.

(Не)их дело советы давать.

В лесу раскинулось (не)большое, а маленькое озеро.

Ответ:__________________

22. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Постройка крыльца оказалась для меня отнюдь (не)простым делом.

В мастерской художника оказались только (не)завершенные работы.

В молодости он был далеко (не)бедным человеком.

На нем лежала печать иного чувства, (не)передаваемого словами.

Егор шел задумавшись, (не)смотря по сторонам.

Ответ:__________________

23. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)сильные дожди размыли дорогу, а весенний паводок.

Когда я подошел к дому, ворота были (не)заперты.

Работы по внутренней отделке помещений пока (не)завершены.

Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.

(Не)убив медведя, шкуры не продают.

Ответ:__________________

24. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Подвиги наших прадедов (не)забыты нами.

Стакан с (не)допитым до конца молоком стоял на столе.

Я твердо решил (не)поддаваться его власти и продолжать свой путь.

Когда Дымова усадили и напоили чаем, он как будто (не)сколько успокоился.

(Не)взирая более на присутствующих, она продолжала свою речь.

Ответ:__________________

25. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Она была далеко (не)красавица.

Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.

Райский, (не)шевелясь, смотрел на всю эту сцену.

Особенно хорош сад, (не)большой, но густой и приятно запутанный.

Поступки героя отнюдь (не)просты.

Ответ:__________________

26. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.

Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.

Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости.

Роста он был (не)большого, сложён хорошо, лицом весьма привлекателен.

Причины миграции этих редких птиц еще (не)изучены.

Ответ:__________________

27. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.

Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчужденно.

(Не)приятно гулять в такую сырую погоду.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

(Не)заметь сторож трещины, поед мог сойти с рельсов.

Ответ:__________________

28. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тайна (не)раскрыта.

Публика (не)доумевала, глядя на приготовления артистов.

Он постоял, (не)решаясь двигаться дальше.

(Не)дочитанная до середины книга лежала на тумбочке.

(Не)постоянное везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

Ответ:__________________

29. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)любивший говорить высокие слова, он все же ярко и убедительно выступил на собрании.

Эта повесть еще (не)написана автором, но все знают, что это будет шедевр.

Иван был молод и в житейских делах слыл (не)дотёпой.

Окно на кухне было (не)занавешено.

Этот человек (не)лишен воображения.

Ответ:__________________

30. Определите предложение, в котором НЕ со слово пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)смотря на плохую погоду, соревнования на местности прошли успешно.

Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а моросящий.

Лампы еще (не)зажжены, поэтому гостиная была темна и таинственна.

(Не)помня зла, за благо воздадим.

Это было (не)что иное, как пожар.

Ответ:__________________

Алгоритм правописания частицы не с существительными, прилагательными и наречиями на -о:

1

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки (Т.). Я невольно любовался Павлушей (Т.). Дышал ненастный ветер (П.). Небольшой котёльчик висел над одним из огней… (Т.) Она была далеко не красавица (Л.). Мы повели между собой неторопливый разговор (Пауст.). Солнце было не мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь (Пауст.). На глазах у нее выступили слезы, не робкие, не горькие, а гордые, сердитые слезы (Ч.). Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл (Ч.). Направо и налево от беседки тянулись неровные глинистые берега (Ч.). Давыдов шел неспешным, но широким шагом (Шол.). Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери (Л.). Направо желтая, немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами (А. Н. Т.). В необыкновенной тишине зарождается рассвет (Пауст.). Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка (Л.). Выражение этого взора было очень неопределенно, но не насмешливо (Л.). Незнакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, некрасивым собой и ничем не замечательным (Ч.). За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий свет (Пауст.). Изба была никуда не годна (А.Т.Н.). Воспоминания - это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир (Пауст.). Вихорь, не холодный, а теплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице (Т.). Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный (М.Г.). Она запела: голос ее недурен. (Л.)… Я намерен немедленно улизнуть (Т.).

2

Кто-то не спеша шел по аллее (Ч.). Метелица свирепо осадил жеребца перед самым носом мальчишки, едва не задавив его (Фад.). Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто (Ч.). Метелица пошарил глазами, прислушался и, не найдя ничего подозрительного, бесшумно и быстро перемахнул через забор (Фад.). Не убив медведя, шкуры не продают (посл.). Не зная, ни кто нас зовет, ни куда нужно идти, и я и старуха вскочили и бросились сквозь дым вслед за матросом (Т.).

3

Она негодовала, ненавидела тетю (Ч.). Рис в пирожках недоварен (Ч.). Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь - не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары (Гр.). Ни один не колыхнется на березках белый лист (П.). Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и ни в ком не нуждался (Т.). … И ничего ему не нужно было, и ничто его не связывало (Т.). Но, не признавая ничего, он не только не был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л.Т.). Клим никогда еще ни с кем не говорил так, как с Мариной (М. Г.). Киселев участвовал в войнах с Наполеоном, но ни разу не был не только ранен, но даже поцарапан (Пауст.). Кое-как простившись, не взглянув ни на чье лицо, Володя вышел из столовой (Ч.). Гусь нисколько не обиделся, что незнакомая собака поедает его корм (Ч.). Навек оставлю Рим: я рабство ненавижу (П.).

4

Вообще из всех людей, когда-либо встречавшихся с Чеховым, не было, кажется, ни одного, кто, вспоминая о нем, не отметил бы этой глубоко народной черты: лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству. Нельзя было поверить, что тот, перед кем благоговеет вся страна, может до такой степени не ощущать своей славы.

Он словно задачу перед собой поставил: стушеваться, не выпячивать ни перед кем своего «я», не угнетать никого своими заслугами. «Когда обо мне пишут, это меня неприятно волнует», - говорил Чехов.

Не извлекать из своего дарования никаких привилегий, чтобы оно не вставало преградой между ним и другими людьми. Никогда, ни при каких, обстоятельствах не разрешать себе ни зазнайства, ни чванства.

Чехов писал в редакцию журнала: «Пожалуйста, не печатайте в объявлениях меня так длинно. Это не принято». Когда печаталось полное собрание его сочинений, Чехов, как об особой услуге, просил издателя не печатать при этом ни его портрета, ни его биографии. Вообще было бы неплохо, если бы молодые писатели, подробно изучив биографию Чехова, сделали ее образцом своего поведения, потому что эта биография есть раньше всего учебник писательской скромности.

К. Чуковский «А. П. Чехов».


Диктант № 1.
Давным-давно, видимо-невидимо, волей-неволей, точь-в-точь, бок о бок, мало-помалу, нимало, никак, нисколько, ничуть, почтальон, возражение, квитанция, подлинный, обнажить, вдребезги, галерея, сосредоточенно, эпидемия, ожерелье, неукротимо, подлинный, Россия, ринуться, как будто, как-нибудь, устремиться, комбинация, дистанция, желанный, масленые блины, масляные краски, бассейн, медленный, внимательный, священный, нечаянный, аккуратный, невиданный, неслыханный, нежданный, незваный, негаданный, жеваный, кованый, раненый боец, движимый, поразительный, прекратить, претензия, будьте внимательны, присутствовать, искусство, искусный, изобразить, отразить, обнажить, калитка.

Диктант № 2. Падежные окончания причастий.
О колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; расчищенной дорожкой; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Диктант № 3. Правописание суффиксов причастий.
Увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств решение; тревожащая вас мысль; нещадно жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущие раскаты грома; едва брезжущий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны; терпящий бедствие корабль; колеблемые ветром листья; надеющийся на помощь; тающие на щеках снежинки; клокочущего вдали водопада; о строящемся доме; самоклеящихся обоев; мечущегося из стороны в сторону; беспокоящегося о результатах экзамена; едва видимого во тьме; щебечущей птицей; зависящий от погоды; рекомендуемая для чтения книга; от жалящих пчел; корабль, борющийся с волнами; едва слышимого шепота; гонящегося за зайцем; у лающей собачонки; в расстилающемся над речкой тумане.

Диктант № 4. Гласные в причастиях прошедшего времени перед суффиксами -НН- (-Н-), -ВШ-.
Слышавший шорох; ненавидевший ложь; обидевший малыша; маявшийся от жары; удостоивший чести; растаявший снег; развеявший семена; посеявший страх; рассеявший сомнения; почуявший зверя; расклеивший афиши; выкаченная бочка; выкачанная нефть; развешанные картины; развешенная мука; размешанные краски; замешанный в преступлении; замешенное тесто; правивший конями; увидевший картину; сеявший рожь; оттаявшая земля; встретивший друзей; построивший дом; ужалившая ребенка; лаявшая собака; зависевший от обстоятельств; завязавший узел; отчаявшийся человек.

Диктант № 5. Написание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Несолёный суп; свежемороженая рыба; свежезамороженный судак; купленные книги; штопаные носки; сеяная мука; рваный рукав; путаный ответ; лакированные туфли; легкораненый солдат; солдат, раненный в руку; жаренные в масле; тканая скатерть; запутанные нитки; крашеный пол; крашенный краской пол; нескошенный луг; писанная масляной краской; золоченые орехи; стираное белье; много раз стиранное белье; писаная красавица; масленый блин; письмо написано, прочитано, отправлено; прочитанная книга; замеченные ошибки; гружённые кирпичом; мазанный маслом хлеб; тканный золотом костюм.

Диктант № 6.
Запрещённый прием; разобщённые княжества; спелый крыжовник; поджог сарая; сильный ожог; поджёг сено; дешёвый вид; жёсткие волосы; утолщённое место; камышовый кот; щёлканье соловья; небольшая речонка; жалкая душонка; оснащённый новыми приборами; обобщённая тема; закопчённый потолок; обложенный кирпичом; свинцовые тучи; удручённый вид; чужого сада; любоваться пейзажем; испечённый каравай; посвящённый друзьям; упрощённая задача; возле большого строения; лаявшая собачонка.

Диктант №7. НЕ с причастиями.
Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской; вовсе не продуманное решение; никогда не знавшие страха; не останавливающийся ни перед какой преградой; никем не исследованный вопрос; недоумевающий по поводу поведения одноклассника; ещё не заселенный дом; незаселенные дома на окраине; вода не пролита; неисправимый дефект; портфель не кожаный; ненавидел фальшь; не был в школе; кофта не коричневая; неширокая, но глубокая речонка; костер не погашен; вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; еще не засеянные поля; не знающий усталости; не громкий, а тихий разговор; бормочет что-то невнятное; невежда в музыке; не красивый, а просто симпатичный; поступил далеко не красиво; несбыточность помыслов.

Диктант №8. Гласные в деепричастиях и глаголах перед суффиксами.
Лелеял мечту; обидев малыша; построив дом; построил гараж; увидел мышь; увидев костер; посеял горох; засеяв поле; заклеив аккуратно; расстроил родителей; расстроившись от новости; расстроил известием; затеявши спор; обидевшись на подругу; утратив надежду; понадеявшись на друга; расставив ударение; затеяв спор; затеял ссору; заметив ошибку; раскаявшись в содеянном; быстро успокоившись; услышал шорох; услышав шум; заметил огонек; заметив приближение корабля.

Диктант №9.
Галерея, комбинация, экспресс, утрамбовать, аккуратный, рационализатор, жеваный, нежданный, священный, прекратить, медленный, поразительный, кавалерия, силуэт, выровненный, претензия, как будто, обнажить, невиданный, рыцарский, пресс, нечаянный, кованый, движимый, прекратить, дистанция, бассейн, подлинный, истинный, желанный, как-нибудь, серебряный, приключение, неслыханный, исказить, великодушный, возвышенный, обнажить, ресница, продолговатый, величественный, царственный, отразить, возникать, будьте, преодолеть, черноволосый, бирюзовый, присутствовать, парашют, калитка, препятствие, где-то, искусство, сразить.

Диктант №10. Н, НН в суффиксах имен прилагательных.
Ветреный день, вещь ценна, земляной вал, ястребиный клюв, пчелиное гнездо, стеклянная рама, картинная галерея, утиный крик, подлинный экземпляр, серебряная посуда, мужественный поступок, торжественный день, барабанная дробь, овсяное поле, башенный кран, кожаная сумка, деревянные кони, лунная ночь, длинная дорога, государственный план, нежданный гость, травяной покров, песчаный берег, глиняный сосуд, старинная вещь, оловянные солдатики, безветренное утро, румяный малыш, безветренная ночь, свиной окорок.

Диктант №11. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий
Некогда сходить в театр; ниоткуда нет помощи; неоткуда ждать вестей; негде остановиться; нигде не было света; ничуть не боялся; никак не дойти; нигде не встретили; никогда ниоткуда не получать писем; ниоткуда ничего не слышно; нисколько не удивился; никогда никому ни в чем не отказывал; никогда ни на кого не обижался; ничуть не растерявшись; некуда сходить; нипочем не забыть; лежать ничком.

Диктант №12. Дефис между частями слова в наречиях.
По старинному обычаю; варенье сварено по старинному рецепту; воспитана по-старинному; по-новому подойти к проблеме; шли по новому мосту; по-разному подошли к решению вопроса; они пошли по разному расписанию; подойти вплотную к берегу; завернуть в плотную бумагу; впустую тратить время; вошли в пустую комнату; по новому летосчислению; шли по видимому на снегу следу; по-видимому, уехал; поговорить по-дружески; поступил по-товарищески; говорить по-английски; получилось по-нашему; связать крепко-накрепко; выть по-волчьи; встретиться когда-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; уехать куда-нибудь; убраться подобру-поздорову; двигались мало-помалу; тепло по-весеннему; раздался откуда-то; кое-где.

Диктант №13
Присутствовать, колонна, гирлянда, отразить, калитка, пакет, паром, силуэт, поразительный, увядший, движимый, приведённый, переведённый, жёванный, священный, нечаянный, акварель, аквариум, выровненный, претензия, претендовать, тренер, тренировка, бассейн, дистанция, сиять, комбинация, галерея, комбинат, эпидемия, возражение, поражение, почтальон, квитанция, штемпель, конверт, нисколечко, ничуть, как будто, видимо-невидимо, бок о бок, точь-в-точь, впоследствии, фантазия.

Диктант №14. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Подойти вплотную; сложить вчетверо; броситься врассыпную; стояли втроем; сидели по двое; оказаться в тупике; носить книги под мышками; смотреть в упор; сказать в сердцах; передвигаться с трудом; сохранить на века; остаться в памяти навеки; разлететься вдребезги; бежать наперегонки; идти вразвалку; говорить вполголоса; идти на попятную; сначала выучи правила; с начала весны; пойти на встречу с друзьями; бежать навстречу; подойти поближе; надеяться на удачу; шли наудачу; во время урока; сделать работу вовремя; перекусить наскоро; сделать в насмешку; встать на цыпочки; насилу уговорил; увидел неподалеку.

Диктант №15.
Несешься прочь; усеян сплошь; нестись вскачь; открыть настежь; ударить наотмашь; выйти замуж; упасть навзничь, не тревожьте родителей; печь пироги; жечь хворост; вернуться за полночь; спрячьтесь от дождя; ринуться прочь; ждать невтерпеж; исполнить точь-в-точь; невмочь продолжать путь; разжечь костер; показаться из-за туч; сделаешь шалаш; день хорош; назначь дежурного.

Диктант №16. Правописание производных предлогов и союзов.
В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; вследствие сильных дождей; в следствии допущена ошибка; новые герои действуют в продолжении романа; новые герои включены в продолжение романа; узнать насчет экскурсии; перечислить на счет школы; вместо благодарности; в место укромное положить; в заключение доклада; много лет декабристы находились в заключении в Сибири; несмотря на неудачу; шел, не смотря по сторонам; отвечал, не смотря на написанное; ввиду приближения холодов; имей это в виду; в течение пяти лет; испортился ввиду перегрузки; проплыть в виду города; расширяется вследствие перегрева; отстал ввиду болезни; в течение минуты; не приехал вследствие болезни; поднимались на вершину, не смотря вниз; отвечал, не смотря в учебник.

Диктант №17. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Он тоже пришел и рассказал то же самое; он тоже ученик талантливый; говорить то же, что и другие свидетели; так же хвастлив, как и брат; он тоже готов идти; у него тоже была собака; что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге; что бы ни случилось, надо, чтобы все сохраняли спокойствие; действовал так же хитро, как и охотник; в то же время приехал и брат; он тоже приехал на праздник; задача решалась так же, как и предыдущая; я тоже пойду в поход; и он в то же время был там.

Диктант №18. Различение на письме частиц НЕ и НИ.
Не было ни пылинки; не мог не думать о матери; нимало не сомневался в успехе; не считаться ни с чьими интересами; ничем не помочь; ему нельзя ни в чем довериться; ни к кому не обращался; не знал ни правил, ни формул; как ни трудно, а сделать надо; нельзя не гордиться его успехами; здание оказалось не чем иным, как библиотекой; ничем иным это не могло оказаться; не шелохнется ни кустик, ни веточка; что ни сделает, все хорошо; как ни старайся, все напрасно, не поймал ни рыбешки; в поле ни былинки; не мог не расслышать; в доме ни кусочка; не вырастил ни зернышка; ни один не пришел; не раз опаздывал; ни разу не был.

Диктант №19. Слитное и раздельное написание НИ и НЕ.
Нелепый поступок; недозрелый арбуз; не жаль времени; не достает до дна; недостает доброты; небо не голубое; непродуманное решение; волосы не распущены; не усвоив предыдущего; не чувствуя никакой боли; повадки не лисьи; портфель не кожаный; не нужно так говорить; чайник не фарфоровый; ветка не сломана; не обладающий тактом; поступил не по-товарищески; сочинение не проверено; не ответив на письмо; не менее двух метров; еще не замерзшая речонка; никем не интересовался; ни с кем не делился своими проблемами; неоткуда взять силы; никуда не годится; сделать во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало; не лучше этого; сделал не по-вашему; никогда не ссорился; негде яблоку упасть; никак не соглашался; нигде не видно; ничем не измерить; не предупредил вовремя; ничего не видел; нисколько не удивился; светит не по-летнему; не жаль; не нужно; не было времени; не закрытая мною дверь; не продумав до конца; длительное ненастье; неряшливый вид; несуразный наряд; негодовать по поводу случившегося; не глубокое, а мелкое озеро; небольшая, а быстрая речонка; не пораженные сорняком; сделал не лучше; непрошеный гость; несмышленый малыш; далеко не интересный фильм; не завершенная, а только начатая работа; не говори несуразицы; далеко не легкая задача; всякие неожиданности; скрытая неприязнь; сделал небрежно; не высоко, а низко.

Диктант №20.
Реальный, ситуация, кромешный, для того чтобы, потому что, как будто, светофор, семафор, автор, классик, масса, кросс, чемпион, предварительный, старательно, карикатура, сатира, недосягаемый, комендант, отшлифованный, разъярённый, выращенный, преодолевая сопротивление, сборная школы по футболу, помощь вратарю, по-весеннему, раскалённый, электростанция, предутренний, небезынтересно, неблаговидный поступок, невзлюбить, неисчислимый, железнодорожный, кто-либо, в течение нескольких дней, безвкусица, распрекрасный, вскарабкаться, легендарный.