Традиции детства. Кратовская железная дорога. Подмосковье. Малая Московская железная дорога (Кратово) Детская железная дорога в кратово

14.11.2023 Бунин И.А

Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. 24 июня 1936 года пионеры начали строительство своей дороги, а уже к 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2,3 км пути (в том числе 1,8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.
2 мая 1937 года было открыто движение поездов. На дороге курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин) и ИС-1 (Иосиф Сталин).

Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв "Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт" и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.
По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение было восстановлено, полностью работы завершились летом 1947 года.


С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина – 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.
В 1957 году Малой Московской железной дороге взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1 был поставлен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag польской постройки. В том же году на станции Пионерская построено каменное депо на два стойла.
В 1963 году дорога была оборудована автоблокировкой и в течении пяти лет работала круглогодично.


В 1971 году во время капитального ремонта дороги в путь были уложены рельсы Р43, на станции Пионерская смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции Путь Ильича - электрическая централизация, а на перегоне между ними автоблокировка.
1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов. Последний из паровозов – Рп-771 был отставлен от работы, а вместо него получен тепловоз ТУ2-129.
В 1979 году на станции "Пионерская" построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа.


В 1982 году на смену вагонам Pafawag пришли цельнометаллические пассажирские вагоны ПВ40 Демиховского завода, которые эксплуатируются до сих пор.
В середине лета 2003 г. на станции Юность возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.


В 2005 г. произведена полная реконструкция московской детской железной дороги – заменен путь, построен ангар для вагонов, введена новая микропроцессорная система автоблокировки, полностью сменился подвижной состав (модернизированы тепловозы), построена спортивная площадка.В настоящее время на детской железной дороге занимаются более 600 юных железнодорожников из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также ребята из кружков "юный железнодорожник" г. Москвы.


Детская железная дорога ежегодно выпускает более 70 юных железнодорожников, не менее 50% из которых поступают в учебные заведения железнодорожного транспорта.
В летний период на дороге курсирует состав из 6-ти вагонов и двух тепловозов ТУ2.
На детскую железную дорогу принимаются учащиеся, начиная с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки "Юный железнодорожник" работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.


Взрослый билет стоит 70 рублей, а детский - 30 рублей. Причем на станции «Юность» ребенком считается человек с 3 лет, а на «Пионерской» почему-то с 2-х.
Пассажиры ждут.


Прицепили, бригада подписала бумажку. Все как у больших.



Поезд уходит со станции.


На линии две станции - «Юность» (историческое название «Путь Ильича») и «Пионерская» (обе конечные), и две промежуточные платформы «Школьная» и «Детская».
Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-17 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 5 лет. Сезон движения поездов начинается в конце мая и заканчивается в последнее воскресенье августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения.


За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991-92 году была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована в Пионерскую не позже 1951 года.
В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.


Сезон движения поездов начинается в конце мая и заканчивается в последнее воскресенье августа. С 27 мая 2015 г. Московская детская железная дорога работает 5 дней в неделю: со вторника по субботу (Во вторник движения поездов нет, т.к. производится подготовка железной дороги к перевозке пассажиров). Первый поезд отправляется со станции Пионерская в 10:00; поезда следуют с интервалами 1 час. В день следует от 3 до 4 пар поездов. Иногда количество пар поездов в день сокращается (например, из-за температуры воздуха выше 29°С, из-за сильного опоздания поездов, погодных условий и тд.). Также движение может полностью быть отменено.авиашоу в Жуковском или других мероприятий. Решение об отмене движения принимается только начальником дороги.
Платформа «Детская» рассчитана на прием только двух вагонов, в отличие от остальных станций дороги. Как правило, вагоны, в которые производится посадка детей из лагеря на этой платформе, закрыты для проезда других пассажиров.

На этой железной дороге снимались эпизоды фильма «Леон Гарос ищет друга» и документальный фильм " Смена вперед " Последний обязательно показывали группам экскурсантов, посещавших детскую дорогу в конце 50-х начале 60-х годов.
mirtesen.ru

1. С 1937 года в Подмосковье существует достаточно любопытная штука - Малая московская железная дорога (или неофициально Детская железная дорога в Кратово). Сейчас по стране таких мини-дорог десятки, но за мысль воспитывать детей трудом и давать им специальность можно поблагодарить именно коммунистов.

2. Уже 78 сезон.

Проложена дорога очень удобно - от станции «Отдых» (так для маскировки называется основные железнодорожные ворота города Жуковский) почти до станции «Кратово». Но идет она не вдоль путей основной дороги Рязанского направления.

Помимо станций «Юность» (у «Отдыха») и «Пионерская» (у «Кратово») есть еще промежуточная станция «Школьная» , но на ней мало кто садится. А вот всамделишних автомобильных переездов очень много. И они - самые настоящие, со шлагбаумами и зубосверлильной звуковой сигнализацией.

На «Юности» я поснимать не успел (а там есть бюст Ленина!), так как поезд уже отходил.

3. В вагоне.

4. «Сквозь расстоянья и года,
размеренно и строго
идут по БАМу ММЖД поезда,
работает дорога!»

Взрослый билет стоит 70 рублей, а детский - 30 рублей. Причем на станции «Юность» ребенком считается человек с 3 лет, а на «Пионерской» почему-то с 2-х.

5. Плакаты жгут.

6. Поезд прибыл на конечную станцию «Пионерская». Оцените пассажиропоток. Как и на большой РЖД тут (предполагаю) ворочают миллионами рублей.

В фуражке, к нам спиной, стоит начальник поезда.

7. Табличка в коллекцию.

8. Вагоны.

9. Тупик, пост.

10. Все как у взрослых. Перецепка, бригада вагонников ждет подачи локомотива. Возле колокола - дежурный по станции.

11. Пассажиры ждут.

12. Вообще, пассажиры попадаются разные.

13. Подают лок, наконец.

14. Прицепили, бригада подписала бумажку. Все как у больших. Сколько я таких сцен видел на станции Узуново МЖД с локомотивами из Балашова, Лихой, Кавказской...

15. «До отправленья поезда осталось пять минут».

16. Поехали!

17. Вот не знаю, почему молодой человек красную фуражку движенца не надел.

18. Поезд ушел со станции.

19. Платформа опустела.

20. Можно отдохнуть от созерцания буйной железнодорожной деятельности.

21. Но через полчаса поезд возвращается.

22. Как и всегда немало трейнспоттеров.

23. И все происходит заново - работают вагонники, движенцы, проводники, путейцы, кассиры...

24. Опять отцепляют лок.

25. Работники разных специальностей.

26. А вот этой фотографией утят с пруда, возле станции «Пионерская» я символически завершу пост.

Другие посты о ДЖД в этом журнале.

Лето располагает к поездкам из Москвы на день два, поэтому мы с удовольствием продолжаем нашу рубрику и сегодня отправимся в Раменский район на Детскую железную дорогу . Хотя, как сказать, детскую, устроено все очень и очень по взрослому.

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Проехаться по детской железной дороге, заглянуть в депо и посмотреть, как все устроено —>

Уже в июне 1936 года начали строительство железной дороги в Кратово, строительные работы выполняли сами пионеры, а самые тяжелые работы помогали выполнять комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. К 7 ноября 1936 года было построено 2,3 км путей и временные деревянные постройки на двух станциях. Зимой вели подготовку сотрудников и состава для работы железной дороги, а уже 2 мая 1937 года состоялось открытие. Летом 1940 года построили еще 2 километра дороги и станцию Культбаза, а 22 июня 1941 года, в день открытия летнего сезона, стало известно о нападении фашисткой Германии на СССР, железная дорога проработала совсем недолго и вскоре пришлось ее закрыть из-за авианалетов. В 1945 году железная дорога заработала вновь, менялись составы, совершенствовались станции, много детей прошло через это неформальное учебное заведение, многие взрослые в детстве приходили сюда посмотреть, как устроена железная дорога. Такая возможность есть и у нынешних детей!

Схема железной дороги. Протяженность пути — 4,962 км; 2 станции: Пионерская и Юность, и 2 платформы: Школьная и Детская. Это узкоколейная железная дорога и составы здесь соответствующие.

Здесь работают дети! Конечно, взрослые координируют их работу, занимаются обучением, но все специалисты, обеспечивающие работу железной дороги - дети

Экскурсанты садятся в поезд

Подготовка перед отправлением, все нужно проверить

Интересно, что парадная форма юных проводников практически полностью осталась, как у советских пионеров, хотя теперь это корпоративные цвета РЖД

Поезд отправляется

Здесь интересно детям любого возраста!

Проводница рассказывает историю железной дороги. Для того, чтобы заказать бесплатную экскурсию, нужно заполнить заявку на сайте за несколько дней до желаемой даты.

Контролер проверяет билеты

Увлеченные работники детской железной дороги рассказывают о том, как все утроено. Чтобы сюда попасть нужно пройти неслабый, поэтому все «работающие» здесь дети по настоящему увлечены железными дорогами и разбираются в них почище многих взрослых железнодорожников.

Разрешают зайти внутрь кабины машиниста

И даже посидеть на месте машиниста

Строго говоря, вместо спортивного руля здесь должен стоять рычаг, но поскольку дети осваивают профессию под строгим надзором взрослых железнодорожников, то для удобства поставлен руль. Поезд ведет молодой машинист, но инструктор в любой момент может вмешаться и скорректировать действия. Все же везет локомотив настоящих пассажиров.

Рассказывают о том как устроены стрелки

А это в центре управления железной дорогой

Диспетчеры реально работают, управляют поездами, разрешают или запрещают выход на линию. Все как на взрослой железной дороге

С осени до весны дети проходят обучение, а летом работают на железной дороге. Говорят, что поезда отменяют потому что их некому водить — мало кто может сдать сложнейший экзамен на должность машиниста. При этом идет постоянная ротация кадров: сегодняшний проводник может завтра сдать экзамен на машиниста, а послезавтра отправиться обходчиком путей. Осваиваются сразу много специальностей. Не сдал экзамен — получи должность ниже.

В день ходит всего три поезда. От станции Пионерская поезда отправляются в 10:00, 10:55 и 11:50. От станции Юность - в 10:25, 11:20 и 11:50. Стоимость проезда - 120 рублей. В сильный дождь поезда отменяют.

В хорошую погоду можно прогуляться около озера в поселке Кратово (станция Пионерская) и даже искупаться. Также интересны стародачные места с уютными домиками в поселке Кратово.

Добраться до Детской железной дороги легко: от Казанского вокзала ходят электрички до станции Отдых или же на автомобиле по Рязанскому шоссе.
Подробная информация о расписании, стоимости проезда и о том, как добраться есть на официальном сайте.

Отдельное спасибо компании Региональный экспресс — РЭКС (в кой-то веки вдруг электрички стали выглядеть нормально) за организацию посещения детской железной дороги.

Есть множество поводов посетить столицу России. Кто-то приезжает сюда на заработки, кто-то для того, чтобы насладиться местной архитектурой или посетить современный развлекательный комплекс. В экскурсионную программу родителей с малышами обязательно входит детская в Москве. Она обязательно подарит массу положительных эмоций!

Историческая справка

В Москве была построена пионерами. Её проектирование началось в конце 1935 года, а уже спустя два года было выстроено более двух километров железного пути. В майские праздники 1937 года произошло самое значимое событие - запуск двух поездов. Изначально было у них и название: ВЛ-1 (в честь Владимира Ленина) и ИС-1 (в честь Иосифа Сталина).

В военный период детская дорога была снята и спрятана, восстанавливали её студенты только после грандиозной победы. Общее расстояние пути на сегодняшний день составляет 3,8 км.

Последующая реконструкция

В течение 50 лет в этот проект вносились различные доработки для того, чтобы детская железная дорога в Москве максимально была приближена в реальности:

  • В 1957 году из Польши были заказаны новые вагончики. Старый ИС-1 вывели из эксплуатации. Взамен ему поставили новый тепловоз ТУ2-078.
  • До 1963 года аттракцион работал только в летнем режиме, но после введения некоторых корректив, он стал работать круглый год.
  • В 1971 году был осуществлен капитальный ремонт, а в 1972 году дорога получила новый паровоз ТУ2-129.
  • С 1982 года на смену старым были завезены вагоны пассажирского паровоза ПВ40, которые используются и сегодня.
  • Последний раз на этой дороге капитальные ремонтные работы производились в 2005 году, при которых были заменены все основные пути.

Детская железная дорога, фото которой представлено в нашей статье, успешно работает и сегодня.

Местная администрация очень трепетно относится к этой достопримечательности. И ежегодно здесь проводятся работы, поддерживающие её функционирование.

Особенности движения транспорта

Описываемая железная дорога предназначена для перевоза маленьких детей. Летом здесь курсируют два паровоза, к каждому из которых прицеплено по шесть вагонов. Изначально, было создано всего три станции для остановки, а именно: «Школьная», «Юность» и «Пионерская». На каждой из них есть особые развлечения для разной возрастной категории. Не так давно, в 2006 году, появилась новая остановка - «Детская».

Удивительной особенностью этой дороги является то, что вся организационная работа осуществляется школьниками, возраст которых от 11 до 17 лет. Они управляют транспортом, продают билеты, осуществляют ремонтные работы и выполняют другие важные задачи. Предварительно они проходят обучение в специализированных кружках юных железнодорожников.

Расписание движения

Существует очень удобное расписание детской железной дороги. Но нужно учитывать, что перевоз детей тут возможен только при благоприятных погодных условиях. Во время сильного дождя или при температуре около 30°С дорога закрыта.

Работает она всего четыре дня в неделю (среда, четверг, пятница и суббота). Время работы с 10:00 до 18:00. Однако, прежде чем отправиться в путешествие, стоит предварительно позвонить и узнать о движении поездов в определенный день. Например, как уже говорилось, может не осуществляться перевоз пассажиров в связи с погодными условиями. Кроме того, один раз в месяц здесь могут проводиться санитарные работы.

О стоимости проезда

Цена на билет детской железной дороги зависит от того, сколько лет исполнилось пассажиру. Так, детским здесь считается возраст от 2-х до 10 лет. Стоимость билета для данной категории составит всего 120 рублей. Взрослому же потребуется заплатить 160 рублей. Малыши до двух лет могут ехать в сопровождении родителя бесплатно.

Месторасположение

Самая знаменитая детская железная дорога в Москве, располагается приблизительно на расстоянии 40 километров от столицы России. Добраться до поселка Кратово, где находятся учебные корпуса, можно с Казанского вокзала на электричке под номером 6620, 6222 или 6106. Доехать до этого места можно и на автомобиле. Однако стоит учесть, что вблизи станции детской железной дороги очень маленькая парковка, которая практически всегда переполнена автомобилями.

Отдельно стоит поговорить и о местности, на которой располагается популярный аттракцион. Вокруг много растительности, что делает окружающий воздух необычно свежим. Кроме того, на территории развлекательного комплекса располагается отличный чистый пруд, красота которого просто не может оставить равнодушным.

Стоит отметить и то, что на станциях в большом количестве имеются аттракционы для детей, предназначенные для самых маленьких гостей, - это красочные детские городки, горки и качели. Можно здесь взять и машинки напрокат. Родители же могут подождать своих малышей на уютных лавочках.

Несколько раз в сезон здесь проводятся познавательные экскурсии, на которых можно познакомиться с работой персонала, рассмотреть в отдельности каждый вагон и побывать в кабине машиниста.

Малая Московская детская железная дорога (неофициально также Кратовская ДЖД, по названию посёлка Кратово, где она расположена) - единственная в Московской области детская железная дорога, и ближайшая к Москве действующая узкоколейка (с колеёй 750 мм.).
Она находится в Раменском районе Московской области, на территории посёлка Кратово. Решение об её создании было принято 30 октября 1935 года на слёте пионеров Раменского района, а с июня 1936 года началось её строительство. Рабочие депо Перово отремонтировали паровоз(по другим источникам - 2), а в депо Москва-Пассажирская было изготовлено три деревянных пассажирских вагона. Строительство первой очереди было законченно к 7 ноября 1936 года. Протяженность главного пути составила 1,8 км., а общая протяженность путей - 2,3 км, были построены станции Путь Ильича и Школьная. На станции Путь Ильича было построено разворотное кольцо для оборота паровозов, которое до сегодняшнего дня не сохранилось.
Движение было открыто 2 мая 1937 года. Летом 1940 года было построено ещё два километра пути, вокзал на станции Путь Ильича, и новая станция Культбаза с разворотным треугольником.
В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.
На линии две станции - «Юность» (историческое название «Путь Ильича») и «Пионерская» (обе конечные), и две промежуточные платформы «Школьная» и «Детская». Платформа «Детская» открыта в 2006 году и является остановкой по требованию.
Станция «Юность» находится у платформы «Отдых», сразу к югу от неё. От неё линия идёт параллельно путям Рязанского хода, пересекая улицу Дзержинского (Жуковский), затем поворачивает на юг, пересекает улицу Молодцова (Кратово) и далее идёт вдоль Нижегородской улицы, пересекая ещё ряд улиц посёлка Кратово. За платформой «Школьная» поворот на юго-восток, линия продолжается параллельно Люберецкой улице, затем сворачивает на северо-восток вглубь посёлка Кратово и заканчивается станцией «Пионерская» на берегу Кратовского пруда в парке культуры и отдыха. Вблизи станции «Пионерская» расположена платформа «Кратово» Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги.
Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 4-5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресенье августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).
Всё на ММЖД выглядит как настоящее, только рельсы в два раза уже обычных и вагончики маленькие.
Проводники, контролёры, начальники станции - дети разного возраста в настоящей форме.
P.S. Еще на станции Кратово есть довольно большое озеро с пляжами, прокатом лодок и катамаранов. Озеро довольно большое и на первый взгляд вполне себе чистое.