Сингальский алфавит с переводом на русский. Алфавит

09.08.2023 Бунин И.А

Сингальский язык входит в индоарийскую группу индоевропейских языков. Это родной язык сингальцев – крупнейшей этнической группы Шри-Ланки (около 15 млн. человек) и государственный язык этой страны. Ближайший родственник сингальского языка – дивехи, официальный язык Мальдив.

Большинство ученых считает, что первые поселенцы из Северно-Восточной Индии прибыли на Шри-Ланку примерно в 5-м веке до нашей эры. Они смешались с местной народностью нага, говорящей на языке элу, – и так было положено начало новой нации, сингальцам. В истории сингальского языка выделяются четыре периода: сингальский пракрит (до 3-го века нашей эры); протосингальский (3-7-й века нашей эры); средневековый сингальский (7-12-й века); современный сингальский (12-й век – настоящее время).

В ходе эволюции сингальского языка в нем произошли важные фонетические изменения, в том числе утрата придыхания в смычно-гортанных согласных, укорочение всех долгих гласных (долгие гласные появляются только в заимствованных словах: vibāgaya – от санскритского vibhāga, «экзамен»), упрощение групп согласных и двойных согласных в геминаты и одиночные согласные, соответственно.

В 1956-м году сингальский стал официальным языком Шри-Ланки вместо английского. Именно этот момент ученые считают началом этнических конфликтов между сингальским большинством и тамильским меньшинством.

В сингальском языке, как и во многих других языках Южной Азии существует ярко выраженная диглоссия: литературный и разговорный языки различаются во многих отношениях – к примеру, в разговорном языке глаголы не спрягаются. Литературный язык используется и устной речи на официальных мероприятиях (публичные выступления, телевидение и радио и т.п.).

В литературном языке употребляется гораздо больше слов с санскритскими корнями, чем в разговорном. Кроме того, в результате многовекового колониального правления в современном сингальском языке сформировался широкий пласт португальских, английских и голландских заимствований. Однако очень многие слова имеют откровенно сингальское происхождение и отсутствуют в соседних индоарийских языках и в санскрите – kola («лист»), dola («свинья»).

Для сингальского языка характерно и существование разных видов сленга – впрочем, основная часть такой лексики считается табуированной. В целом, различия между литературной и разговорной формами языка настолько сильны, что дети в школах изучают литературный язык практически как иностранный.

Существительные в сингальском языке различаются по грамматическим категориям падежа, числа, определенности и одушевленности. Помимо именительного, винительного, дательного и относительного падежей, есть еще и форма творительного падежа, которая употребляется крайне редко и вскоре, видимо, станет полным архаизмом.

В сингальском языке употребляется неопределенный артикль: -ek для одушевленных существительных и -ak – для неодушевленных. Неопределенный артикль используется только в единственном числе, а его отсутствие обозначает определенность. Во множественном числе категория одушевленности/неодушевленности никак не маркируется.

В глагольной системе выделяются три класса спряжения, при этом в разговорном языке не маркируются категории лица, числа или рода глаголов. Отличительная особенность сингальской морфологии – четырехступенчатая дейктическая система: существительные и местоимения делятся на четыре грамматические категории в зависимости от степени близости к говорящему («здесь, близко к говорящему»; «здесь, близко к адресату»; «там, близко к видимому третьему лицу»; «там, близко к невидимому третьему лицу»). Типичный порядок слов в предложении — Подлежащее-Сказуемое-Дополнение.

Смотрю на сингальский язык и его уникальный сингальский алфавит. Это язык и письмо преобладающей части населения Шри-Ланки (Цейлона).

Сингальский язык - индоевропейский, самый южный из индоевропейских (не считая новорасселившихся в Австралии и подобных местах). Индоевропейскость в глаза не бросается, но, например, „имя“ будет නාම „на:мә“ (nāmă, краткая /a/ редуцируется на конце), почти как у немцев, и так далее. Реальный язык, наверное, бытует в виде смеси с фонетически освоенными английскими словами; для втаскивания английских слов есть своя грамматика: так после существительных обязательно надо ставить „эка“ („штука, единица“) - „кар-эка“ это „машина, автомобиль“. Если не добавить „эка“, получится… множественное число („кар“ = cars). На самом деле это вроде постпозиционный неопределённый артикль единственного числа.

Сингальское письмо - не совсем алфавит, а абугида , как и практически все другие индийские системы письма. Абугида - это когда знак означает сразу слог, а его модификации означают смену гласной по умолчанию (обычно [а]) на другую, нужную по ситуации; при этом бывает ещё обязательно модификация, которая означает отсутствие гласной (чтобы делать стыки согласных) - в сингальском она выглядит как „флажок“ или - при наличии выноски вверх через центр графемы - „петелька“: න් [н] с флажком справа (без флажка надо читать „на“), ච් [ч] с петелькой сверху (без петельки „ча“). Если слог состоит из одной гласной, он обозначается специальной буквой - таких „гласных букв“ 12 (для шести кратких и шести долгих гласных); тут вспоминается корейский хангыль с его „нулевым согласным“, которым модифицируется „огласовками“ на общих основаниях - но хангыль потрясающе удобен и логичен, в среднем слоговые письменности не такие.

Всё это есть в таблицах на общеизвестном Омниглоте или в Википедии (таблицу из англовики я помещу в конце текста).

При этом сингальская абугида очень весёлая - модификация символа может выглядеть не только как диакритика сверху или снизу, но ещё и как отдельный знак справа, слева или с обеих сторон от знака. Будет понятнее разобрать на примерах:

На картинке справа написано /sopāva/ - это английское заимствование, получившееся из слова sofa „диван“. Читаем слева направо, первый знак - „диакритика“ к последующему, второй - „с“, третий - диакритика к „с“; если бы первого и третьего знака не было, второй читался бы /sa/, если бы не было только третьего - читался бы /se/, но они есть все три - поэтому у нас /so/. Четвёртый знак означает /pa/, следующий за ним (пятый слева) - означает, что /pa/ надо читать с долгим - /pā/. Наконец последний знак - это /va/.

Что тут ещё бросается в глаза на этой картинке - символы порой отличаются едва заметно, сравните „са“ и „па“, их делает разными всего одна чёрточка слева вверху и изгиб внизу. Ещё можно заметить, что „модификаторы“ могут менять значение в сочетании - третий и пятый знак одинаковы, но в первом случае - это часть передачи „о“, а во втором - передача долгого „а“.

Ещё несколько английских заимствований: telegram, meeting, cheese, copy .

В первом ряду мы видим слог /te/ (первый знак означает огласовку последующего знака, после второго нет ещё одной огласовки, так что получается /te/), третий знак это /li/ („ла“, над которым дужка со значением краткого /i/), четвёртый - /g/ („га“, но „флажок“ означает, что „а“ надо выкинуть), пятый - /rā/ (знак, очень похожий на шестёрку, означает /ra/, а модификатор, вплотную приписанный к нему справа - долгую /rā/), шестой - /m/ („ма“ с флажком, который в буквах этого типа - с выноской вверх через центр буквы - превращается в „петельку“).

Во втором ряду - /mītima/ < meeting. Первый знак - „ма“, а дужка над ним означает долгую гласную /ī/ (в дужке есть кружочек справа: если бы его не было, это была бы краткая /i/). Второй знак - /ti/ (ta с дужкой сверху, которая образует красивую лигатуру-петельку). Третий - „ма“. Не во всех словах так красиво совпадает число слогов и число знаков - отсутствие этого совпадения меня очень смущало при самом первом подходе к сингальскому; я же знал, что письмо слоговое, а попытка сопоставить латинскую передачу имени собственного с его сингальской записью проваливались из-за, как теперь мне понятно, фокусов со слогами вроде /so/ (три отдельно стоящих знака, см. выше в примере про диван).

Во втором ряду после запятой - /čīs/ „сыр“. Первый знак - „ча“ с уже встретившейся в предыдущем примере дужкой с кружочком (долгая „и“), второй знак - тоже уже встретившаяся в „диване“ буква „са“ с флажком, который требует не добавлять гласный звук к согласному „с“.

В третьем ряду „ко“ (первые три знака передают этот один слог), четвёртый знак - „пи“ (уже встреченная нами основа „п“ и модификатор над ней со значением „и“), пятый - „йа“. Получается „копийа“.

Таблица согласных (точнее слогов вида „согласный + а“):

Таблица гласных (слогов из одного гласного) и „огласовок“ (модификаторов, дающих слоги „согласный + <любая другая нужная гласная кроме [a]>“).

Остров цейлон

Остров Цейлон известен также под именем Ланка у индийцев, Тапробана у греков и римлян и Тамбапанни в палийской литературе. После переселения сингальцев он был назван по-санскритски Синхала-двипа, а на палп - Сихала-дипа, впоследствии это название перешло в арабский язык как Сарандиб; вместе с тем употреблялись названия Синхала или Сихала. Форма Синхала сохранилась как местное название, тогда как Сихала, пройдя через арабский и португальский, превратилась в Цейлон. Названия «сингалец, сингальский» употребляются в основном для обозначения индоарийского населения острова и его языка. Около трети населения говорит на тамильском. Тамильское название острова - Илам.

Хотя до сих пор некоторые исследователи полагают, что сингальский язык является по существу дравидским, многие ученые считают его индоарийский языком, хотя и подвергшимся в ходе своего развития сильному дравидскому влиянию, в результате которого в его словаре появилось много тамильских слов.

История Цейлона начинается со времени первого арийского переселения, которое произошло, вероятно, в V в. до н. в. Мнения о прародине этих первых переселенцев. И, следовательно, о происхождении сингальского языка расходятся. Ближе других к истине подошел, вероятно, Л.Д. Барнетт, который полагает, что в местном сказании о Виджайе - вожде первого переселения - переплелись предания о двух потоках иммиграции: одном из восточной Индии, Ориссы и южного Бенгала, а другом - из западной Индии, из Гуджарата. Однако с древнейших времен здесь наблюдается интенсивное этническое и языковое смешение ранних арийских иммигрантов с Солее поздними арийскими иммигрантам, местными жителями и выходцами из южной Индии. Следующим важнейшим событием в истории сингальцев было обращение в буддизм, которое произошло во второй половине III в. до н.э. Передававшиеся вначале изустно поучения Будды, именуемые Трипитакой, были записаны, вероятно, в конце I в. до н. е.; в то же время были составлены и, возможно, написаны сингальские комментарии к ним.

Влияние буддизма и его священного языка - пали - на население Цейлона, его язык и историю, а также на культуру всей Юго-Восточной Азии имело первостепенное значение. Наименование пали само по себе значит «текст», текст par excellence, то есть текст буддийского канона, но оно применяется также и к языку, на котором составлено священное писание буддизма, и к письменности, которой оно написано.

Развитие сингальского языка и письма

История сингальского языка и письма, прослеживаемая с незначительными перерывами с III в. до н. в. по настоящее время, может быть разделена на четыре основных периода.

Пали-пракритский период

Язык и письмо (брахми) самых ранних надписей, найденных на Цейлоне, могут быть датированы периодом с III в. до н. в. примерно до IV в. н.э. И язык и письмо, как видно, были принесены первыми арийскими переселенцами, однако данных о том, что письменность имела широкое употребление до эпохи Ашоки, не имеется; язык же впоследствии подвергся влиянию пали, священного языка господствующей религии.

Письменных документов, предшествовавших установлению на острове буддизма, не сохранилось. Но древнейшие надписи, высеченные в пещерах или на скалах, находят по всему Цейлону. Их эпиграфический характер всегда примерно одинаков; одни содержат всего лишь два-три слова («пещера такого-то»), в других упоминаются также имена жертвователя и его отца или имеется посвящение духовенству. В наскальных надписях представлено большое разнообразие слов и грамматических форм. Большинство надписей найдено вблизи водоемов, в этих случаях они содержат посвящение водоема храму. Самая древняя надпись, повторяющаяся трижды, найдена на Навал Нирави Малеи - «Холле колодца Джамбу», милях в восьми к северо-востоку от Виланкулама в Северной провинции. Она относится, вероятно, к третьей четверти III в. до н.э. и, таким образом, современна надписям Ашоки. Не менее 14 надписей, найденных на том же холме, и около 70 надписей из других мест относятся к концу III в. до н.э. и отчасти ко II или началу I в. до н.э. Они были найдены в различных округах Северной, Северо-западной, Северо-центральной и Восточной провинций и даже на крайнем юго-востоке Цейлона (в Бовате).

Это раннее письмо в целом похоже на письмо северных надписей Ашоки. Как и в письме Ашоки, в нем нет удвоенных согласных и составных букв; здесь появляется церебральное l , которое еще тридцать пять лет тому назад считали очень редкой буквой для догуптовских северных надписей. Ныне известно, что это l с самого начала входило в письменность брахми.

С другой стороны, в отличие от северных надписей Ашоки в рассматриваемом письме появляются аспирированные согласные, буква j (позже представленная индийской формой аспирированного jh ); эпизодически в самых древних надписях появляются также долгие гласные, но в надписях I в. до н.э. их нет. Долгое начальное i заменяет краткое i ; появляются особые формы для m (в виде глубокой чаши с поперечной горизонтальной перекладиной) и для s (трехчастная форма). К концу I в. до н. в. развитие местных черт, по-видимому, уже успело закончиться.

Протосингальский период

Так называемый протосингальский период можно датировать приблизительно временем от IV или V в. н.э. до VIII в. Надписей, относящихся к этому периоду, сохранилось немного, а опубликовано всего несколько из них. По-видимому, самой ранней надписью этого периода является надпись из Тонигалы, относящаяся, вероятно, к IV в. н.э. Ее письмо мало отличается от письма предыдущего периода. В то же время надписи следующего периода отличаются от нее и по языку и по графике очень сильно. Это можно объяснить тем, что в течение первого тысячелетия самостоятельного существования народа непрерывно развивался стилистически, фразеологически и грамматически живой разговорный язык, а новый, производный от грантха тип письма, употреблявшийся для повседневных нужд, нашел впоследствии применение в официальных надписях.

Средневековый период

Древнейшей из сохранившихся средневековых сингальских надписей может считаться надпись из Гэрандигалы, относимая к первой половине VIII в. н.э. Надписей IX и X вв. очень много, некоторые из них весьма обширны. Эпиграфические памятники XI в. очень редки; быть может, это объясняется тем, что в данный период наблюдается расцвет литературной деятельности, начавшейся в IX в. Средневековое сингальское письмо, основанное, как указывалось выше, на письме грантха, развилось постепенно в современное сингальское.

Современный период

Провести точную границу между средневековым и современным периодами нелегко. Обычно за рубеж принимают XIII в., то есть период, когда была создана знаменитая грамматика Сидат-сангарава, имеющая для сингальского языка такое же значение, как грамматика Панини для санскрита. Сингальский литературный язык, таким образом, был доведен до уровня, на котором он практически остается и по сей день. В памятниках этого времени, самые поздние из которых относятся к XIX в., можно проследить лишь незначительное развитие.

Образец современного сингальского письма.

Современное сингальское письмо содержит 54 буквы, 18 из которых гласные и 36 - согласные, или «мертвые буквы». Оно более совершенно, чем древнее письмо, имевшее только 33 знака (12 гласных и 21 согласный), или чем деванагари, откуда и был заимствован недостающий 21 знак для звуков, именуемых «нечистыми».

В настоящее время действительно существуют две формы сингальского языка: так называемая чистая, именуемая элу , которая часто употребляется, например в стихах, и для которой достаточно букв древней письменности, и синхала , изобилующая заимствованными словами. Фактически оба термина этимологически тождественны, так как слово «элу» представляет собой просто развитие слова «синхала»: синхала - сихала - хела - хелу . Полный сингальский алфавит иногда называется мишра, или «смешанный», так как он может употребляться как для чистого элу, так и для записи иностранных слов, заимствованных сингальским языком.

Население Цейлона, говорящее на тамильском языке, пользуется тамильским письмом.