Какие изменения в поведении и речи теркина. Анализ главы «Переправа» из поэмы «Василий Теркин. Дед и баба

04.01.2024 Бунин И.А

Как изображен Теркин в главе "Два солдата"? Почему она так названа?

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: "Не был немец - значит есть!" Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: "Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…" Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

Он вздохнул у самой двериИ сказал:- Побьем, отец…

Глава названа "Два солдата" не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

И сидят они по-братскиЗа столом, плечо в плечо.Разговор ведут солдатский,Дружно спорят, горячо.

Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на равенство:

Рассуждать со мной достоин.Ты - солдат, хотя и млад,А солдат солдату - брат. Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин? Как это выражено в их словах, поступках, жестах, манере обращения?

Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперничающее - такими словами можно охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и "солдату самому". "Брат" и "солдат" - наиболее частые обращения старика к Теркину. В свою очередь, молодой боец называет старика "дед", "хозяин", "отец", уважительными в народе словами.

Какие сказочные, обрядовые и народно-песенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?

Народно-песенные традиции проявляются в ритмике стиха, интонациях, свойственном песне хореическом размере. Сама ситуация, принятая в сказках, "Жили-были дед и баба" и оказывающий им помощь "добрый молодец", использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформлении применительно к войне. Народно-поэтические выражения "то-то ладно, то и складно", "дунул, плюнул, - что ты думаешь, пошли" и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.

Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе "Дед и баба"? Что, по-вашему, приобретено и что утрачено солдатом?

Прошло три года с момента прощания "двух солдат" в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупация, бои… И наконец, новая встреча - при отступлении немцев. И Теркин - во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, которому доверено руководить разведывательной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произведенным в офицеры, но впоследствии решил оставить все же рядовым бойцом (поэма называлась "Книга про бойца"), и потому в главе "Дед и баба" он назван "старшой", "молодец", "вроде даже офицер". Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе "Два солдата", а с достоинством и доброй шуткой-полувопросом отвечает:

Закусить бы счел за честь,Но ведь нету, бабка, сала?

Самое главное - уверенность в грядущей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобретения. Он теперь не просто "мастер-ухарь, с кем сидели у стола" и не только "цел покуда", "а теперь гляди, кто буду, - вроде даже офицер". Появляется и такое новшество в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: "Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь". Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

Сопоставьте сцены прощания в главах "Два солдата" и "Дед и баба". Что общего в них и что Различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?

Есть что-то общее в сюжетах глав "Два солдата" и "Дед и баба". Это, прежде всего, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе - не будет ли отступлений). Но есть и различия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадавшаяся крестьянка от радости освобождения и встречи с дорогим человеком, русским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая угощение, оказывает уважение крестьянскому дому:

И спешил, а все ж отведал,Угостился, как родной.Табаку отсыпал дедуИ простился.

Часы - очень важная деталь, связующая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доброе прошлое, нежели представляли практическую ценность, а фашист-разрушитель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берлина, еще раз выражая свой победный оптимизм и природный юмор.

Какие изменения происходят в облике старика и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?

Изменения происходят вследствие перенесенных в оккупации страданий, неотступного страха быть убитыми. Постаревший дед стремится предугадать ход военных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

И уже казалось деду, -Сам хотел того иль нет, -Перед всеми за победуЛично он держал ответ.

И он больше не разговаривает с чувством некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защитнику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

Меняется и отношение к своему супругу и со стороны бабки. Если в главе "Два солдата" мы читаем:

С кем жила - не уважала,С кем бранилась на печи,От кого вдали держалаПо хозяйству все ключи,

То теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

Две войны прошел солдатЦелый, невредимый.Пощади его, снаряд,В конопле родимой!

И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

За топор - и напередЗаслонил старуху.Гибель верную свою,Как тот миг ни горек,Порешил встречать в бою,Держит свой топорик.

Так, общие испытания военного лихолетья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уровень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава "О себе"?

Глава "О себе" дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о формировании его мировоззрения, об обогащении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обращается к читателю с сокровенным. Поэтическое раздумье писателя идет к самому сердцу читателя, который приглашается к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему придают особый лиризм, теплоту, приближают его к герою, автору произведения, изображаемым событиям.

Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе "О себе" Твардовский делает Теркина своим земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится битвой за родной дом и дорогой к нему.

Я дрожу от боли острой,Злобы горькой и святой.Мать, отец, родные сестрыУ меня за той чертой.Я стонать от боли вправеИ кричать с тоски клятой.То, что я всем сердцем славилИ любил, - за той чертой. Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?

Одна из важных тем поэмы "Василий Теркин" - тема родной земли, родного края. В главе "О себе" большое место занимают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. "Мать-земля моя родная" - дважды обращается поэт к своей малой родине.

И еще одно обращение - "отчий край". Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символическом смысле. Для него родина и детство едины. Это "милый лес", который красочно описывает Твардовский, и "стежка до колодца", и дворик, "где песочек золотой", и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это "край, страдающий в плену".

На данный вопрос о слиянии лирического и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и переживаниями о родине, которая у них по воле автора одна - Смоленщина.

Отвечая на упреки в свой адрес, что в "Книге для бойца" автор многое пишет о себе и от себя, Твардовский отвечает:

Но давайте скажем честно:Я ведь тоже человек.То, что молвить бы герою,Говорю я лично сам.Я за все кругом в ответе,И заметь, коль не заметил,Что и Теркин, мой герой,За меня гласит порой.Он земляк мой, и, быть может,Хоть нимало не поэт,Все же как-нибудь похожеРазмышлял. А нет, ну - нет.Теркин - дальше. Автор - вслед.

Как изображен Теркин в главе “Два солдата”? Почему она так названа?

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста­рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян­ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель­ствами, мастеровой, знающий и крестьян­скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов­щик-профессионал. Зная хорошо быт де­ревни, Теркин

уверен, что у старухи при­пасено сало: “Не был немец – значит есть!” Очень интересны наблюдения поэ­та, как ест Теркин: “Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…” Это чер­та трудового русского человека, умеюще­го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

– Побьем, отец…

Глава названа “Два солдата” не случай­но. Диалог деда и Теркина свидетельству­ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Можно. Оба вынесли на войне много су­ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко­стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо.

Разговор ведут солдатский,

Дружно спорят, горячо.

Рассуждения молодого солдата нравят­ся старику, и он признает его право на ра­венство: |

Рассуждать со мной достоин.

Ты – солдат, хотя и млад,

А солдат солдату – брат.

Какое отношение проявляют друг к другу ста­рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по­ступках, жестах, манере обращения?

Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни­чающее – такими словами можно оха­рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе­ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета­лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и “солда­ту самому”. “Брат” и “солдат” – наибо­лее частые обращения старика к Тер­кину. В свою очередь, молодой боец назы­вает старика “дед”, “хозяин”, “отец”, уважительными в народе словами.

Какие сказочные, обрядовые и народно-пе­сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?

Народно-песенные традиции проявля­ются в ритмике стиха, интонациях, свой­ственном песне хореическом размере. Са­ма ситуация, принятая в сказках, “Жи­ли-были дед и баба” и оказывающий им помощь “добрый молодец”, использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле­нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения “то-то ладно, то и складно”, “дунул, плюнул, – что ты ду­маешь, пошли” и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору. Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе “Дед и баба”? Что, по-ва­шему, приобретено и что утрачено солдатом?

Прошло три года с момента прощания “двух солдат” в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа­ция, бои… И наконец, новая встреча – при отступлении немцев. И Теркин – во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко­торому доверено руководить разведыва­тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ­веденным в офицеры, но впоследствии ре­шил оставить все же рядовым бойцом (по­эма называлась “Книга про бойца”), и по­тому в главе “Дед и баба” он назван “старшой”, “молодец”, “вроде даже офи­цер”. Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе “Два солдата”, а с достоин­ством и доброй шуткой-полувопросом от­вечает:

– Закусить бы счел за честь,

Но ведь нету, бабка, сала?

Самое главное – уверенность в гряду­щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре­тения. Он теперь не просто “мастер-ухарь, с кем сидели у стола” и не только “цел по­куда”, “а теперь гляди, кто буду, – вроде даже офицер”. Появляется и такое новше­ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: “Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь”. Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

Сопоставьте сцены прощания в главах “Два солдата” и “Дед и баба”. Что общего в них и что различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?

Есть что-то общее в сюжетах глав “Два солдата” и “Дед и баба”. Это, прежде все­го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе – не будет ли отступлений). Но есть и разли­чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав­шаяся крестьянка от радости освобожде­ния и встречи с дорогим человеком, рус­ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго­щение, оказывает уважение крестьянско­му дому:

И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной.

Табаку отсыпал деду И простился.

Часы – очень важная деталь, связую­щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб­рое прошлое, нежели представляли прак­тическую ценность, а фашист-разруши­тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли­на, еще раз выражая свой победный опти­мизм и природный юмор.

Какие изменения происходят в облике стари­ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?

Изменения происходят вследствие пе­ренесенных в оккупации страданий, не­отступного страха быть убитыми. Поста­ревший дед стремится предугадать ход во­енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

И уже казалось деду, –

Сам хотел того иль нет, –

Перед всеми за победу Лично он держал ответ.

И он больше не разговаривает с чувст­вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит­нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

Меняется и отношение к своему супру­гу и со стороны бабки. Если в главе “Два солдата” мы читаем:

С кем жила – не уважала,

С кем бранилась на печи,

От кого вдали держала По хозяйству все ключи,

то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

Две войны прошел солдат Целый, невредимый.

Пощади его, снаряд,

В конопле родимой!

И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

За топор – и наперед Заслонил старуху.

Гибель верную свою,

Как тот миг ни горек,

Порешил встречать в бою,

Держит свой топорик.

Так, общие испытания военного лихо­летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро­вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава “О себе”?

Глава “О себе” дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор­мировании его мировоззрения, об обога­щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра­щается к читателю с сокровенным. Поэти­ческое раздумье писателя идет к само­му сердцу читателя, который приглаша­ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при­дают особый лиризм, теплоту, приближа­ют его к герою, автору произведения, изо­бражаемым событиям.

Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе “О себе” Твардовский делает Теркина сво­им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит­вой за родной дом и дорогой к нему.

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой.

Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой.

То, что я всем сердцем славил И любил, – за той чертой.

Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?

Одна из важных тем поэмы “Василий Теркин” – тема родной земли, родного края. В главе “О себе” большое место зани­мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. “Мать-земля моя родная” – дваж­ды обращается поэт к своей малой родине.

И еще одно обращение – “отчий край”. Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи­ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это “милый лес”, который красоч­но описывает Твардовский, и “стежка до колодца”, и дворик, “где песочек золо­той”, и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это “край, страдающий в плену”.

На данный вопрос о слиянии лириче­ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе­реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна – Смоленщина.

Отвечая на упреки в свой адрес, что в “Книге для бойца” автор многое пи­шет о себе и от себя, Твардовский отве­чает:

Но давайте скажем честно:

Я ведь тоже человек.

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Он земляк мой, и, быть может,

Хоть нимало не поэт,

Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну – нет.

Глоссарий:

  • как изображен теркин в главе два солдата почему она так названа
  • Как изображен теркин в главе два солдата
  • какие стороны характера василия теркина раскрываются в главе
  • какие стороны характера василия теркина раскрываются в главе два солдата
  • анализ главы два солдата

Другие работы по этой теме:

  1. Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, пришелся по душе русскому народу за его жизнерадостность, простоту характера, добродушность. Вася Теркин стал не...
  2. Василий Теркин Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского, смелый солдат из смоленской области. Это обычный парень из народа, воплотивший лучшие черты...
  3. Образ русского солдата в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин” Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” является одним из лучших произведений в творчестве автора. Она...

Подробное решение Страница / Часть 2 216-217стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Доводилось ли вам слышать о Василии Тёркине раньше, до чтения поэмы? Как вы объясните такую популярность героя и поэмы?

Написанная в 1942 году, поэма приобрела большую популярность и приобрела звание народной. Это можно объяснить тем, что, что автор словно ведет доверительную, непринужденную беседу с читателем о том, чем жили люди на войне, касаясь даже мельчайших деталей фронтового быта. И вместе с тем, это открытое повествование о напряженной борьбе солдат, о драматическом периоде в жизни всего русского народа.

Не случайно уже с появлением первых глав поэма приобрела огромную популярность среди солдат. Бойцы увидели в образе Теркина самих себя, своих товарищей. Василий Теркин был принят и зачислен в ряды "одетых в справедливую шинель бойца" воинов.

2.О чём рассказано в поэме? Почему Твардовский, кроме заглавия, дал ей ещё подзаголовок - «Книга про бойца»? Как поэт сам объясняет замысел поэмы?

"Василий Теркин" - поэма про бойца. Но этим далеко не исчерпывается ее глубокий смысл и великое значение. Читая произведение, мы видим весь ход войны от первых до последних ее дней. Все мысли и переживания героев сосредоточены на Родине, образ которой проходит через всю поэму, заключая в себе смысл всей народной борьбы:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Произведение отличается мастерским сочетанием юмора и лирической исповеди, почти сказочных элементов и правдивого описания реальной военной действительности. По многочисленным утверждениям, "Книга про бойца" была воспринята как лучшее из того, что создала наша русская поэзия за время Отечественной войны.

Весной 1941 г. поэт напряженно работает над главами будущей поэмы, но начало войны отодвигает эти планы. «Возрождение замысла и возобновление работы над “Теркиным”, - писал А.Л. Гришунин, - относится к середине 1942 г.» - с этого времени начинается новый этап работы над произведением. “Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами”.

Первая публикация “Василия Теркина” состоялась в газете Западного фронта “Красноармейская правда”, где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка “От автора” и глава “На привале”. С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой газете, в журналах “Красноармеец” и “Знамя”, а также в других печатных органах. Кроме того, начиная с 1942 г. поэма несколько раз выходила отдельными изданиями. О значении этого нового этапа своей творческой деятельности поэт писал: «С того времени как в печати появились главы первой части “Теркина”, он стал моей основной и главной работой на фронте».

3.Вы прочитали в учебном пособии только пять из тридцати глав поэмы. (Постарайтесь прочитать её полностью.) Что объединяет все главы? Возникло ли у вас целостное представление о главном герое, жизни солдат на войне? В чём своеобразие композиции поэмы? Как это объясняет автор?

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения: Книга про бойца Без начала, без конца. Почему так - без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. («От автора»)

Поэма «Василий Тёркин» создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя. После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию (разворачивать довоенную историю Тёркина) и завязку (например, изображать первый бой героя с фашистами). Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление «От автора» и заключение «От автора». Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр «Василия Тёркина»: ведь поэма предполагает сюжетное повествование.

При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию.

Но эти главы дают нам развернутое представление о Теркине и жизни солдат на войне. Не даром она стала такой популярной среди солдат.

4.В каких ситуациях вы видели Тёркина? Как он ведёт себя в них? Можно ли его поступки (в главах «Переправа», «Кто стрелял?») назвать подвигами? А как он сам считает? (Подтвердите строками поэмы.) Что, на ваш взгляд, делает Тёркина непобедимым?

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна».

Но все-таки

у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он, как он, Василий Теркин,

Встал живой, - добрался вплавь.

В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить...

Взвод на правом берегу жив-здоров

назло врагу!

В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:

Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Теркин ежедневно совершал подвиги, как делали это тысячи советских солдат. Но сам он не считал это подвигом, он не жалея себя он защищал все то, что ему дорого.

Виноваты, что ль, отчасти?

И сказал сержант спроста:

– Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подаёт:

– Не горюй, у немца этот -

Не последний самолёт…

С этой шуткой-поговоркой,

Облетевшей батальон,

Перешёл в герои Тёркин, -

Это был, понятно, он.

Непобедимым Теркина делает юмор и то, что он никогда не считал себя героем.

А что вы можете сказать о Тёркине на основании глав «Гармонь», «Два солдата»? Чем вызывает он ваши симпатии? Почему в годы войны многие солдаты считали, что Тёркин - «лицо невымышленное»? Какие черты русского «чудо-человека» воплотил в этом образе Твардовский?

В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:

И сказал:

Побьем, отец...

В главе «Гармонь» Теркин возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощание отдают гармонь ему. В этой главе А.Т. Твардовский отмечает:

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь.

Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.

Герой вызывает наши симпатии – этот неунывающий человек, умелец и удалец нравится с первых строк. Многие солдаты считали его настоящим, настолько он был народным и близким им.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.

("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.

Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

5.Напоминает ли вам Тёркин героя народных сказок (на-пример, в главе «Два солдата» и др.)? Что вы можете сказать о его речи? В одном из писем с фронта есть строки о Тёркине: «Его острые изречения становятся афоризмами, которые наши бойцы любят и украшают ими свой разговор». Знаменитое присловье Тёркина - «перетерпим, перетрём» - не только помогает понять происхождение его фамилии, но и говорит об основной черте народного характера - жизнестойкости. Приведите примеры тёркинского юмора, его шуток, афоризмов, которые помогали солдатам переносить невзгоды войны, вселяли в них бодрость и веру в победу.

Как язык, ритмика, интонации поэмы помогают вам ощутить её народный характер?

В этой поэме – фольклор играет ведущую роль. В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо - так и повести за собой в атаку.

И все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.

Афоризмы Теркина:

Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.

Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.

Города сдают солдаты, генералы их берут.

Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди

Поэма «Василий Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством стиха.

Впечатление максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи. Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика.

Беседы героя построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»), просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя.

Теркин – самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился».

В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера – четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения.

6.В первой главе поэмы есть такие слова:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей...

Как бы ни была горька.

Как же показана Твардовским правда войны - народной, отечественной?

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Какие самые трагические стороны войны запечатлены поэтом в главе «Переправа»? Какие эпизоды, строки кажутся вам самыми горькими? А когда и почему в этой же главе возникают юмористические нотки?

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив. При этом он шутит, выпрашивая очередную «стопку», согреется изнутри.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Такое же сочетание трагизма и юмора видим в главе «Кто стрелял?».

Найдите и прочитайте соответствующие строки. Литературовед В. Я. Лакшин писал о поэме: «Увидишь её юмор - и рядом скрытый трагизм. Поймёшь военный быт, но и существо народной войны. Узнаешь героя-простака, но рядом и умного, сложного человека Тёркина...» Правда поэмы о войне - не только в передаче картин боя, фронтового быта, она - в изображении «души бойца». Поэт постарался рассказать, о чём думает, что чувствует солдат на войне, что ведёт его в бой, помогает выжить и победить. Поищите ответы на эти вопросы в тексте поэмы и прочитайте их.

В главе «Кто стрелял? » автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных» , а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет» . И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Здесь так же есть сочетания юмора(шутки Теркина во время вручения медали) и трагизма (автор пишет о смерти, описывая погребение умерших бойцов в разное время года, описывает картину убитых бойцов, молодых, тяжелые мысли о доме еще живых).

Можно ли сказать, что «Василий Тёркин» - поэма не только о войне, но и о мире? (Вспомните первые строфы главы «Кто стрелял?» или главу «Два солдата».)

В главе «Кто стрелял»:

«От окопов пахнет пашней,

Летом мирным и простым…»

В главе «Два солдата» в отношениях между стариком и старухой, а так же Теркин берет в руки не ружье, а занимается вполне мирным трудом – чинит пилу, часы. Радуется яичнице, салу. Ведут разговоры, делятся воспоминаниями…

В каких строках, не раз повторяющихся в поэме, выражена её основная мысль?

Рефреном повторяются в поэме в разных ее главах строки, воплощающие в себе мужество советского воина в его отстаивании справедливости - «Страшный бой идет, кровавый, / Страшный бой не ради славы, / Ради жизни на земле»; «В бой, вперед, в огонь кромешный / Он идет святой и грешный, / Русский чудо-человек!».

А так же возможно:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

7. В. Я. Лакшин в статье «Книга особой судьбы» писал: «Когда скульптор С. Т. Конёнков задумал лепить Тёркина, он уговаривал Твардовского позировать ему хотя бы два- три сеанса, - это не должен был быть портрет поэта, но этюд к Тёркину. И это, наверное, правильно. Конечно, Твардовский не Тёркин, но сквозь черты героя должно

было проступать его лицо, и как жаль, что скульптор не осуществил этот замысел». Какие черты Твардовского - поэта и человека - могут «увидеть» читатели поэмы «Василий Тёркин»? Согласны ли вы со словами С. Я. Маршака (см. эпиграф на с. 214)?

А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой - сам автор. Некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин - дальше. Автор - вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры

У меня за той чертой -

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

В поэме мы видим поэта, любящего свою родину, открытого, честного, правдивого, простого человека. Слова Маршака правдивы, Твардовский как никто иной смог понять душу простого народа, ведь его произведение стало именно народным и любимым, разлетелось на цитаты, многие знали его наизусть.

8.«Книгу про бойца» иллюстрировал друг поэта (с 1942 года и до конца жизни) - художник Орест Верейский. Что ему, на ваш взгляд, удалось передать в рисунках к поэме (см. с. 219, 243)?

С.219. Ярко представлен образ Василия Теркина – улыбчивый, простой, молодой, очень симпатичный воин, солдат, как живой предстает перед нами. Добрые глаза, открытая улыбка – настоящий Василий Теркин перед нами.

Герой сидит к нам спиной, ярко виден образ деда – длинная седая борода, но старик еще крепкий и широк в плечах. На заднем плане старушка готовит обед.

9.Рассмотрите репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» (на форзаце III части 2 учебного пособия). Чем она напоминает вам поэму Твардовского? Кто из солдат похож на Тёркина? Почему вы так решили?

На своем полотне художник изобразил солдат, которые расположились отдыхать прямо на снегу. Один солдат курит, другой – что-то говорит. Каждый боец занят своим делом, но всех этих ребят объединяет пылкая любовь к Родине. Они спокойные и веселые, поэтому, даже не верится, что они всего мгновенье назад сражались с врагами, рискуя своей жизнью.

Такими они и предстают перед нами в поэме «Василий Теркин».

В центре картины выделяется один боец, который держит в руках ярко-красный кисет. Человек рассказывает присутствующим что-то смешное. Он не дает скучать и унывать своим друзьям, балагурит, поднимая дух бойцов. Рассказчик по настоящему веселит окружающих шуткой. На картине Непринцева это очень заметно. Этот боец напоминает Василия Теркина – он душа компании, видно, что все его с интересом слушают.

Вероятно, только что закончился бой и солдаты вышли передохнуть: один явно проголодался и что-то ест с аппетитом, другие молча курят или слушают друзей, думая о своем. Конечно, война - это страшная вещь, но нельзя на фронте постоянно горевать, если очень тяжело на сердце. Ежедневные потери и прочие драматичные события, трудно переживались людьми. А когда выпадали недолгие моменты отдыха, солдаты могли успокоиться, порадоваться своей маленькой победе и тому, что освободили очередную пядь родной земли.

Окружающие остановились ненадолго, отдохнут и двинутся дальше. Наверное, они торопятся отвоевывать своей кровью Отчизну, бороться за нее до последнего вдоха. Поэтому, солдатам некогда думать, им нужно спешить бить немцев. По духу картины, по настроению бойцов видно, что в это время было стремительное наступление Красной Армии. Чрезвычайно сложно терять своих близких и друзей, но тогда у людей было страстное желание поскорее освободить свою землю от захватчиков, бесцеремонно вторгшихся на родную землю.

10.В разных странах мира поставлены памятники литера-турным героям (Тому Сойеру и Гекльберри Финну, Шерлоку Холмсу, барону Мюнхгаузену, Русалочке и др.). Почему в России на народные средства решили поставить памятник Василию Тёркину?

Потому что герой народный и любимый всеми.

  1. Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа?
  2. Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста-рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян-ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель-ствами, мастеровой, знающий и крестьян-скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов-щик-профессионал. Зная хорошо быт де-ревни, Теркин уверен, что у старухи при-пасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ-та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер-та трудового русского человека, умеюще-го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

    Он вздохнул у самой двери И сказал: - Побьем, отец…

    Глава названа «Два солдата» не случай-но. Диалог деда и Теркина свидетельству-ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

  3. Можно ли считать, как утверждает автор, Тер-кина и старика солдатами-братьями?
  4. Можно. Оба вынесли на войне много су-ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко-стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

    И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо.

    Рассуждения молодого солдата нравят-ся старику, и он признает его право на ра-венство:

    Рассуждать со мной достоин. Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат.

  5. Какое отношение проявляют друг к другу ста-рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по-ступках, жестах, манере обращения?
  6. Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни-чающее — такими словами можно оха-рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе-ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета-лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солда-ту самому». «Брат» и «солдат» — наибо-лее частые обращения старика к Тер-кину. В свою очередь, молодой боец назы-вает старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.

  7. Какие сказочные, обрядовые и народно-пе-сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?
  8. Народно-песенные традиции проявля-ются в ритмике стиха, интонациях, свой-ственном песне хореическом размере. Са-ма ситуация, принятая в сказках, «Жи-ли-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле-нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты ду-маешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.

  9. Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе «Дед и баба»? Что, по-ва-шему, приобретено и что утрачено солдатом?
  10. Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа-ция, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко-торому доверено руководить разведыва-тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ-веденным в офицеры, но впоследствии ре-шил оставить все же рядовым бойцом (по-эма называлась «Книга про бойца»), и по-тому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офи-цер». Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоин-ством и доброй шуткой-полувопросом от-вечает:

    Закусить бы счел за честь, Но ведь нету, бабка, сала?

    Самое главное — уверенность в гряду-щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре-тения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел по-куда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новше-ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

  11. Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?
  12. Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде все-го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и разли-чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав-шаяся крестьянка от радости освобожде-ния и встречи с дорогим человеком, рус-ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго-щение, оказывает уважение крестьянско-му дому:

    И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной. Табаку отсыпал деду И простился.

    Часы — очень важная деталь, связую-щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб-рое прошлое, нежели представляли прак-тическую ценность, а фашист-разруши-тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли-на, еще раз выражая свой победный опти-мизм и природный юмор.

  13. Какие изменения происходят в облике стари-ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?
  14. Изменения происходят вследствие пе-ренесенных в оккупации страданий, не-отступного страха быть убитыми. Поста-ревший дед стремится предугадать ход во-енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

    И уже казалось деду, - Сам хотел того иль нет, - Перед всеми за победу Лично он держал ответ.

    И он больше не разговаривает с чувст-вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит-нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

    Меняется и отношение к своему супру-гу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:

    С кем жила — не уважала, С кем бранилась на печи, От кого вдали держала По хозяйству все ключи,

    то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

    Две войны прошел солдат Целый, невредимый. Пощади его, снаряд, В конопле родимой!

    И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

    За топор — и наперед Заслонил старуху. Гибель верную свою, Как тот миг ни горек, Порешил встречать в бою, Держит свой топорик.

    Так, общие испытания военного лихо-летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро-вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

  15. Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?
  16. Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор-мировании его мировоззрения, об обога-щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра-щается к читателю с сокровенным. Поэти-ческое раздумье писателя идет к само-му сердцу читателя, который приглаша-ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при-дают особый лиризм, теплоту, приближа-ют его к герою, автору произведения, изо-бражаемым событиям.

    Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина сво-им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит-вой за родной дом и дорогой к нему. Материал с сайта

    Я дрожу от боли острой, Злобы горькой и святой. Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой. Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой. То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.

  17. Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?
  18. Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место зани-мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дваж-ды обращается поэт к своей малой родине.

    И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи-ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красоч-но описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золо-той», и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».

  19. Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагиче-ская гармония?
  20. На данный вопрос о слиянии лириче-ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе-реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.

    Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пи-шет о себе и от себя, Твардовский отве-чает:

    Но давайте скажем честно: Я ведь тоже человек. То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой. Он земляк мой, и, быть может, Хоть нимало не поэт, Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну — нет. Теркин — дальше. Автор — вслед.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • литература ответы на вопросы василий теркин
  • какие изменения в поведении тёркина обнаруживаются
  • орловский василий теркин глава о себе
  • вопросы по А.Т. ТВОРДОВСКОВА
  • можно ли считать,как утверждает автор,теркин и старика солдатами-братьями?