Австралия по отношению к другим материкам. Как расположена Австралия относительно других материков? Интересные факты о Зеленом континенте. Расположение относительно других материков

01.11.2023 Бунин И.А

Чем интересен самый маленький континент планеты? Как расположена Австралия относительно других материков мира? И почему в этой солнечной стране так популярны угги? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье!

Еще со времен античности люди были убеждены, что южнее экватора существует огромный по площади материк. На гипотетических картах они часто подписывали его как Terra Australis. Слово australis переводится с латыни именно как «южный». Однако открытая Джеймсом Куком Австралия оказалась намного меньшей по размеру, нежели это предполагалось.

Говоря об этом континенте, очень уместно употреблять приставку «самый». Ведь Австралия - это самый маленький, самый солнечный, самый древний, самый засушливый из материков нашей планеты. Еще много достижений и рекордов можно ему приписать.

Как расположена Австралия относительно других океанов и морей, крупных островов? Об этом пойдет речь в нашем следующем разделе.

Как расположена Австралия относительно других материков?

Австралия расположена одновременно в Южном и Восточном Вместе с многочисленными архипелагами Тихого океана она составляет единую часть света под названием Австралия и Океания.

Как расположена Австралия относительно других материков планеты? Стоит отметить, что она отличается компактностью и изолированностью от других континентов. Австралия находится южнее экватора. Её ближайшей соседкой является Евразия. Однако расстояние между (крайней южной точкой Азии) и северо-западными австралийскими берегами составляет почти 3000 километров!

Побережье континента омывают воды морей двух океанов - Индийского и Тихого. В непосредственной близости находятся два крупных на юге и на севере.

Ученые полагают, что именно Австралия - это первый из современных материков, который миллионы лет назад отделился от «тела» единого суперконтинента планеты. Как раз этим и объясняется потрясающе обособленная и уникальная местная флора и фауна. Так, около 70 % животного мира Австралии - это эндемики (то есть виды, которые не встречаются больше нигде в мире). Среди них - коала, утконос, тасманский дьявол, носатый какаду и, конечно же, кенгуру!

8 удивительных фактов о природе и климате Австралии

Чтобы глубже познать природу этого необычного континента, предлагаем вашему вниманию 8 удивительных фактов об Австралии:

  • воздух на острове Тасмания признан самым чистым в мире;
  • на юге Австралии находится ферма, превышающая по площади Бельгию;
  • австралийцы очень любят блюда из него присутствуют в меню практически каждого из местных ресторанов;
  • именно в Австралии живет тайпан прибрежный - самая ядовитая змея на планете;
  • самый крупный коралловый риф планеты находится вдоль берегов именно Австралии;
  • в Австралии находится длиннейшая в мире стена (5600 км), защищающая земли Квинсленда от набегов диких ;
  • снега в Австралийских Альпах больше, чем во всей Швейцарии;
  • несмотря на жаркий климат, в Австралии очень популярна теплая обувь угги; австралийцы носят их в своих домах, которые плохо защищены от холодов (под холодом здесь подразумевается снижение температуры воздуха до +15…+20 градусов).

Вот такая она - Австралия! Необычная, интересная и очень контрастная.

Цели и задачи:

  • организовать деятельность учащихся для восприятия, осмысления и первичного закрепления материала об Австралии; создать общее представление о своеобразии, неповторимости географии материка и единственном его государстве и раскрыть причину этого своеобразия; дать представление об истории открытия Австралии;
  • совершенствовать умения работать с картой и развивать монологическую речь;
  • воспитание интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

Оборудование: физическая карта мира, глобус, атласы, контурные карты, компьютер

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Наш урок мы проведем под девизом "Путешествие продолжается и продолжается в Австралию".

Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда вы
Не ездили туда?

II. Выявление целей и задач урока.

Что нам предстоит сделать на уроке?

Нам предстоит:

а) выявить особенности физико-географического положения Австралии;

б) нанести особенности ГП на контурную карту:

в) узнать, как происходило открытие и исследование материка.

III. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемы. Послушайте отрывок из книги Ж. Верна "Дети капитана Гранта".

2. Обсуждение.

Согласны ли вы с представлением Панагеля об образовании Австралии? (Австралия - часть древнего материка Гондвана и Пангея).

3. Знакомиться с материком нам помогут "репортеры и журналисты", которые побывали там.

Как же добраться до этого континента?

(Выступает ученик в роли журналиста).

4. Итак, вы убедились, что Австралия действительно является уникальным материком.

5. Мультимедиафильм "Австралия", прокомментирует нам его журналист (называю фамилию и имя ученика).

6. Сравнение величины площади Австралии с величиной площади других материков. Итак, ваш вывод.

7. Практическая работа по определению географических координат, протяженности Австралии и нанесение на контурную карту объектов, характеризующих физико-географическое положение Австралии.

1). Определение географического положения материка по плану:

Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и начального меридиана.

Какие океаны и моря омывают материк?

Как расположена Австралия относительно других материков?

В каких климатических поясах расположена Австралия?

2). Сравнение физико-географического положения Австралии и Африки.

В чем сходство? (Пересекаются южным тропиком, омывает Индийский океан, климатические пояса, природные зоны).

В чем различие? (Австралию не пересекает экватор и северный тропик. Ее не омывает Атлантический океан, а омывает Тихий океан. Австралия полностью расположена в восточном полушарии).

Почему так много общего в географическом положении материков? (Расположены оба материка в одних широтах. Оба являются частью расколовшейся Гондваны).

3) Определение географических координат крайних точек:

  • м. Йорк - 11 ю.ш. и 142 в.д.
  • м. Юго-Восточный - 39 ю.ш. и 146 в.д.
  • м. Байрон - 28 ю.ш. и 153 в.д.
  • м. Стип- Пойнт - 26 ю.ш. и 113 в.д.

4) Определение протяженности Австралии:

а) с севера на юг по

б) с запада на восток по

5) Путешествие вокруг Австралии - отработка номенклатуры.

Моря: Арафурское, Коралловое, Тасмановое, Тиморское;

Заливы: Карпентария, Большой Австралийский;

Проливы: Торресов, Басов;

Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк, Эйр;

Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.

6. Первичное закрепление материала о географическом положении Австралии. - Может быть, зря мы вначале определили географическое положение Австралии? Может быть, нам надо было начинать с изучения природы материка?

(Нет, потому что географическое положение оказывает влияние на природу. Австралию пересекает почти посередине Южный тропик, поэтому она находится в пределах тропического, субтропического и субэкваториального климатических поясов).

7) Решение логической задачи:

Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Ведь с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)

8) Использование мультимедиа и учебной картины "Большой Барьерный риф".

9) Ознакомление учащихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.

Использование мультимедиа и учебной картины.

Комментарии "историка" на основе таблицы.

Открытия и исследования Австралии

Дата Путешественники Открытия
1606 год Педро де Кирос Пересек Тихий океан, остров Эспириту-Санто в архипелаге Новые Гибриды
Луис Вазе де Торрес Прошел проливом и доказал, что Новая Гвинея - остров
Виллем Янсзон Западное побережье Кейп-Йорка - север полуострова Австралии
1642-1643 годы Абель Тасман Доказал, что Новая Гвинея, Новые Гебриды не связаны с Южной Землей. Открыл Новую Зеландию и Землю Вандимена (Тасманию)
1770 год Джеймс Кук Проследовал восточный берег Австралии. Обнаружил Большой Барьерный риф. Нанес очертания материка.
Конец века Англичане Колонизация и освоение материка
1870-1880 годы Николай Николаевич Миклухо-Маклай Антропологические, географические и биологические исследования Австралии и Новой Гвинеи.

IV. Закрепление материала

1. Вопросы.

Почему этот материк долгое время был "неизвестной" землей?

Кто и когда открыл Австралию?

Какое значение имело открытие материка для европейцев и для аборигенов?

Чем объяснить уникальность природы материка?

2. Работа со стихотворением.

Чтение каждого абзаца и обсуждение его.

V. Подведение итогов урока

1. Поблагодарить активных участников урока и поставит им оценки.

2. Отметить выступление "журналистов" и поставить им оценки.

VI. Домашнее задание.

1) Из текста учебника определите, какие еще имена связаны с историей открытия Австралии.

2) Совершите заочное путешествие и составьте маршрутную карту путешествий вместе:

С А. Тасманом,

С Джеймсом Куком,

С Н. Н. Миклухо-Маклаем.

3) Составьте кроссворд об Австралии (по желанию).

Вспомните:

Вопрос: В чем особенности природной зоны тропических пустынь? Саванн?

Ответ: Тропические пустыни находятся в области высокого атмосферного давления, где преобладают нисходящие воздушные потоки. Раскалённый воздух содержит ничтожное количество водяного пара, и в течение всего года его абсолютная и относительная влажность близка к нулю. Осадки в пустынных районах выпадают редко, обычно в виде коротких ливней, а в некоторых местах по несколько лет не бывает дождей. Годовая сумма осадков 50-200 мм. В пустынях могут произрастать только растения, способные развиваться в экстремальных условиях засухи и высоких температур. Здесь много ксерофитов, эфемеров и эфемероидов, не образующих сомкнутого растительного покрова, необычных кустарников и полукустарников типа «перекати-поле».

Саванна - зональный тип природного комплекса, образующийся сочетанием тропической и субтропической травянистой (в основном злаковой) растительности, с несомкнутым травяным ярусом с одиночными или образующими группы деревьями и кустарниковыми зарослями, формирующийся в условиях сезонно-влажного климата с чёткой сменой сухого и дождливого сезонов.

Вопрос: Что такое эндемики?

Ответ: Эндемики - растения или животные, встречающиеся только в данной местности. Распространение эндемичных организмов ограничено, но могут быть эндемики как небольших территорий (островов, изолированных участков континентов), так и целых материков (например, утконос и эвкалипты - эндемики Австралии, броненосцы и дерево кебрачо - эндемики Южной Америки и др.).

ОПРЕДЕЛИТЕ:

Вопрос: Как расположен материк относительно экватора, Южного тропика и полярного круга?

Ответ: Австралия расположена южнее экватора, севернее южного полярного круга, пересекается южным тропиком почти посередине.

Вопрос: Как расположен материк относительно нулевого меридиана?

Ответ: Австралия находится на востоке от нулевого меридиана.

Вопрос: Какие океаны и моря омывают материк?

Ответ: Восточное побережье Австралии омывают Коралловое и Тасманово моря Тихого океана, северное, западное и южное - Индийский океан, включая Тиморское море и Арафурское море.

Вопрос: Как расположен материк относительно других материков?

Ответ: Относительно Евразии - на юге, относительно Африки и Южной Америки - на востоке, относительно Северной Америки - на юго-востоке, относительно Антарктиды - на северо-востоке.

Вопросы и задания:

Вопрос: Объясните какой рельеф в западной, восточной, и центральной части материка?

Ответ: Западная часть Австралии – возвышенности и плоскогорья, Восточная часть Австралии – средневысотные горы, Большой водораздельный хребет. Центральная часть Австралии – плоские низменные равнины, низменности пересеченные песчаными грядами

Вопрос: В каких климатических поясах расположена Австралия? Какие части материка наиболее засушливы?

Ответ: Австралия расположена в трех климатических поясах: субэкваториальном, тропическом, субтпропическом. В умеренном климатическом поясе находится только небольшая южная часть острова Тасмания, принадлежащего Австралии.

Расположенный в основном в тропических и субтропических широтах, где солнечная радиация велика, Австралийский материк сильно нагревается. В связи со слабой изрезанностью береговой линии и приподнятостью окраинных частей, влияние морей окружающих материк, слабо сказывается во внутренней части материка.

Для центральной и западной частей материка характерен тропический пустынный климат пустыни занимают обширные пространства и протягиваются почти на 2,5 тыс. км от берегов Индийского океана до предгорий Большого Водораздельного хребта. (Большая Пустыня Виктория, Большая Песчаная пустыня)

Вопрос: Почему в отличие от других материков сумчатые в Австралии получили такое распространение?

Ответ: В Австралии обитает 180 видов сумчатых животных из 250 известных. Это кенгуру, медведь коала, барсуки, вомбаты и даже сумчатые кроты и белки. На острове Тасмания встречается сумчатый хищник - сумчатый дьявол. Сохранились на материке и яйцекладущие млекопитающие: ехидна и утконос. Предполагают, что сумчатые и другие низкоорганизованные животные проникли в Австралию из Евразии по сухопутным «мостам» через Малайский архипелаг более 130 млн лет назад. Ко времени появления высокоорганизованных животных, в частности хищных, сухопутные связи прекратились. Отсутствие хищных способствовало беспрепятственному развитию сумчатых.

Вопрос: Какие ценные породы деревьев произрастают в Австралии?

Ответ: Основное ценное дерево Австралии – эвкалипт, плотная не поддающаяся гниению древесина, эфирные масла содержащиеся в листьях обладают бактерицидными свойствами и используются в фармацевтической промышленности.

Вопрос: По запасам каких минеральных ресурсов Австралия занимает ведущее место в мире?

Ответ: Континент Австралия весьма богат полезными ископаемыми. На сегодняшний день Австралия входит в число стран, имеющих огромные запасы различных полезных ископаемых, особенно железных руд, бокситов и свинцово-цинковых руд, золота, алмазов.

Количество рудных ископаемых (золото, цветные металлы, железная руда, урановая руда) преобладает над нерудными (нефть, природный газ и т.д.). Это связано с обширными выходами на поверхность кристаллического фундамента платформы. Но Австралия не испытывает недостатка и в нерудных полезных ископаемых. Так, она очень богата каменным углем. На шельфах морей обнаружены крупные месторождения нефти и природного газа. Из неметаллических полезных ископаемых также встречаются соли, глины, пески, известняки, асбест, слюда и разнообразные строительные материалы.

«Соль Мёртвого моря» - Внешний вид Крупный, неправильной формы кристалл с розовым оттенком. Соль морская «Крымская» розовая с бета-каротином для ванн. Отдых в тепле не менее 1 часа. Пилинг-эксфолиант. Применение Ванны принимают в течение 15-20 минут через 1-2 дня. Повторить форму и цвет кристалла искусственно невозможно! Широкий выбор: Профессиональная линия.

«Жизнь моря» - Четвертое – собираем материал, ставим эксперименты – проверяем гипотезу. Сейчас – все куда-то подевалось… Теперь у берегов Греции гораздо больше рыбы, чем на Черном море. Охотимся глазами. Урожайность (продукция экосистемы) Черного моря – высокая. В-треьих, предложите свое решение – гипотезу. Потому что здесь было много рыбы.

«Моря и озера России» - Японское море Охотское море Берингово море. Реки - богатство и украшение России. На территории России свыше 2 миллионов озёр. Крупные озёра- Ладожское и Онежское. Моря Северного Ледовитого океана. Моря омывают северное побережье России. Моря Тихого океана. Самые крупные- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

«Ресурсы морей России» - Рекреационные ресурсы. С а й р а. Научиться составлять характеристику моря. Ресурсы морей. Какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы? В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря. Лосось. Белуга. Иваси. Бычок. Вспомните, какие ресурсы имеют моря? С у д о х о д с т в о. Основные обитатели птичьих базаров побережья Баренцева моря.

«Реки и моря России» - Одна из крупнейших рек мира. Северная часть моря зимой замерзает. Из Байкала вытекает только одна река - Ангара. Одной из самих больших в Европе и красивых русских рек является Волга. Площадь 422 000 км?. Озеро. Лена в верхнем течении быстра, извилиста, местами порожиста. Черное море. Чукотское море.

«Моря омывающие Россию» - Найдите соответствие: Справочный материал к уроку: Подведение итога урока. Обсуждение по вопросам к видеофильму: Актуализация знаний. Анализ просмотренного кинофильма. Самое холодное? ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Моря, омывающие берега России». Какое море России самое тёплое? Какое море самое глубокое? Работа с видеоматериалом.

Физико-географическое положение Австралии

Учитель географии МБОУ СШ № 7

Лещева Ольга Валерьевна


Австралия - единственное государство планеты, занимающее целый континент. Его площадь вместе с островом Тасмания составляет 7,7 млн кв. км.

Австралия – самый малый по площади, самый сухой и малонаселенный материк Земли. Это самый уникальный материк. Здесь при движении на север становится жарко, а на юг – холоднее. Здесь много животных и растений, которых нельзя встретить на других континентах. Здесь летом бывает зима, а зимой – лето.



На северо-востоке побережье Австралии омывается водами Кораллового моря. Здесь расположено уникальное творение природы – Большой Барьерный риф.

Это плотное скопление коралловых островов и рифов. Площадь Большого Барьерного рифа – 200 тыс.кв.км


1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

2. Определите, каким крайним точкам Австралии принадлежат географические координаты:

11° ю.ш. 143° в.д.

39° ю.ш. 147° в.д.

26° ю.ш. 113° в.д.

29° ю.ш. 153° в.д.


Австралия – самый сухой материк Земли. Он расположен в субэкваториальном, тропическом, субтропическом климатических поясах .



Практическая работа № 4

«Сравнение ГП Австралии и Африки»

План сравнения

Африка

Положение по отношению к экватору, тропикам, нулевому меридиану

Австралия

В каких климатических поясах расположен.

Какой пояс занимает большую территорию?

Океаны, омывающие материк.

Расположение относительно других материков

Выводы:____________________________


Домашнее задание:

2) выполнить практическую работу № 4 в тетрадях.


Интернет-ресурсы:

URL:http://www.placefound.ru

URL:http://www.ru.123rf.com

URL:http://www.spb.textbook.ru

URL:http://www.news.rambler.ru

URL:http://www.specnazspn.livejournal.com

URL:http://www.yandex.ru

URL:http://www.900igr.net

Учитель географии МБОУ СШ № 7 г. Ярцева Лещева Ольга Валерьевна