Миф о гонениях на церковь. Невзоров. Миф о гонениях на церковь Исчезнувший из памяти россии великий раскол рпц

29.11.2023 Биология

Дело в том, что ввиду откровенной и очевидной дискриминации мыслящих свободомыслящих, атеистически мыслящих, агностиков или чистых атеистов в России сейчас невозможно развенчать те мифы, которые усиленно создают церковники, служители культа о своей несчастной судьбе в начале XX века. Притом, что я оговорюсь, тема эта болезненная, скользкая и не всё надо воспринимать абсолютно буквально. Хотя есть прекрасная книга господина Купцова, кстати верующего, Андрея Георгиевича, если я не ошибаюсь, «Миф о гонениях на церковь», которая бесконечно ценна тем, что тут собраны все документы, касающиеся той кровавой, страшной и беспокойной поры 20-х и 30-х годов.

Во-первых, первый разговор о том, действительно ли большевики закрывали, громили и рушили церкви?

Не исключено, что в частных отдельных случаях, далеких губерниях мы имели дело и с какими-то маньяками, и с шизофрениками, и с террористами того времени, которые пользовались своей властью и, действительно, совершали какие-то и чудовищные, и противоправные действия. Но в целом, как принцип, как система, конечно же, этого не было и быть не могло.

В целом, что произошло? Произошла Октябрьская революция, этому предшествовало много ещё революционных событий и послереволюционных событий, и церковь была отделена от государства.

Что это означало? Это означало, что с этого момента организации как таковой не существует. Не существует этого государственного департамента, на который: «только в 1911 году Россия потратила тридцать семь миллионов пятьсот тридцать пять тысяч четыреста семьдесят восемь золотых рублей. Из них только на зарплату духовенству четырнадцать миллионов двести двадцать тысяч сто девяносто два рубля». Это была абсолютно государственная структура, и согласно «Своду уставов государственного благоустройства», части четвертой и пятой, в отделении втором «О производстве церковных построений», статья 196-я: «Церкви сооружаются и содержатся за счёт казны», или в скобочках: «за счёт прихожан», и приводится примерная процентовка. Это примерно один случай, и то имеется в виду не содержание, а постройка этой церкви, когда действительно какой-нибудь впечатлившийся, воодушевившийся купец решался на воздвижение какой-нибудь церквушки, но этот процент ничтожный. Это всё было государственным и содержалось на государственные деньги. Причём, содержание такого количества церквей обходилось, как вы поняли по суммам, весьма недёшево, но и содержание одной церкви – это тоже было очень затратно. Потому что, надо же понимать, что это здание, то есть оно постоянно нуждается в ремонтах, в реставрациях, в уборках, в очистках; требуются значительные суммы на уголь или дрова для отопления столь больших помещений, а не топить нельзя, иначе всё начинает сыреть, падать, плесневеть. То есть это весьма существенная трата даже на один храм, я уже не говорю про зарплату- притчу, а это же не только поп, это же, как правило ещё, как минимум дьякон, параекклисиарх, хор, различные алтарницы и так далее, и так далее, и так далее.

И что произошло? В какой-то момент церкви было сказано: ребята, хотите верьте, хотите не верьте, вот вам абсолютная свобода и согласно «Инструкции народного комиссариата юстиции от 24.08. 1918 года» храмы были переданы верующим, государство отреклось от необходимости их содержать. Больше ни единой копейки этим храмам, этим попам, этим верующим государство не давало.

И тут произошло то, что должно было произойти. Я не знаю, что там у них с мучениками, не знаю, что там у них с какими-то страдальцами за веру, но примерно 96% всего личного состава духовенства кинулось искать себе другую работу: счетоводами, бухгалтерами, литераторами, завхозами, кем угодно. Просто им надо было кормить семьи, и никто больше их труд не оплачивал, а естественно, те немногочисленные прихожане, которые оставались… А мы знаем: как только было аннулировано действие огромного количества статей Уголовных уложений о наказании за отступление от веры, примерно 80% жителей России прекратили вообще всякие отношения с церковью, естественно, и финансовые тоже. И этим маленьким группкам старушек, которые остались при церквях, естественно, было не под силу содержать эти сооружения и не под силу было платить, как они были бы обязаны платить. Потому что как только церкви передали в некую аренду верующим «им было вменено в обязанности хранить и беречь как доверенное им народное достояние, производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как то: отоплению, охранению, оплате долгов, местных сборов и так далее». И церкви, разумеется, начали пустеть. Попы сбегали, поскольку им никто больше не оплачивал их труд, маленькие-маленькие приходики, оставшиеся при этих церквях, естественно, были не в состоянии оплатить даже сотой части того, что эти огромные и сложные архитектурные сооружения требовали. И поэтому началось запустение. Поэтому появились по всей России сперва десятки, потом сотни, а потом и тысячи безхозных храмов, которые потом, естественно, как всё безхозное стали разоряться, громиться, населяться беспризорниками, там стали выкорчевывать окна, двери, всё деревянное, всё относительно полезное в быту. Но такого сознательного, являющегося элементом государственной политики, разгрома церквей или закрытия церквей никто никогда не производил.

Читайте замечательную книгу Купцова «Миф о гонениях на церковь». Она написана не очень академическим языком, правда, автор работает с хорошими документами. Автор, кстати, верующий, причём, такой воцерковлённый верующий, бородатый. Но я не по этому принципу сужу, я прочёл просто всё, что о нём написано. Это вполне почтенный человек, который, единственное, минутами не скрывает эмоций. Книга не объявлена в числе экстремистских материалов, поэтому я подозреваю, раздобыть её несложно.

Комментарии: 2

    Александр Невзоров

    Истоки мифа о гонениях. Сила сценизма. Солдаты Суворова/Кутузова и репрессивная система. Русское язычество. Наполненность семинарий. Природа атеизма.

    Александр Невзоров

    Есть ещё такая деликатная и замечательная тема, как оскорбление чувств верующих. Конечно, чувства верующих должны быть оберегаемы от всяких оскорблений, и мы должны очень тщательно за этим следить и понимать, что верующие – это особые люди, они шныряют всюду и всюду ищут возможность оскорбиться. Они шныряют по послесловиям и предисловиям книг, по сайтам, по журналам, по выставке и везде жадно ищут возможности чему-нибудь оскорбиться и устроить очередную истерику. Но, они имеют право на эти истерики, и мы конечно должны эти чувства беречь. Вот такое трепетное отношение к их чувствам абсолютно, впрочем, не мешает нам поковыряться в истории того, что же на протяжении мировой истории оскорбляло верующих, оскорбляло христиан. Какие факторы для них были наиболее оскорбительны, и что вызывало у них наиболее массированные, продолжительные и шумные истерики?

    Александр Невзоров

    Итак, стояние, прошу прощение за выражение, произошло. То самое стояние, которое должно было изумить Россию и повергнуть в трепет всех врагов бизнес-корпорации под названием РПЦ. Сказать, что оно было особо впечатляющим нельзя. В общем, оно было в высшей степени жиденьким; и специалисты, в том числе из абсолютно религиозных организаций, из вполне авторитетных порталов типа христианского Портала Кредо, насчитали примерно пятнадцать тысяч участников. Причём понятно, что из этих пятнадцати тысяч участников 90% – это наиболее боевые, ответственные бабули-активисты, которые были свезены со всей России огромным количеством автобусов.

    Александр Невзоров

    Для нас это уникальный результат абсолютно чистого эксперимента, когда мы можем видеть научное, практически лабораторное доказательство того, что есть в действительности религия в соприкосновении со свободой, достоинством, личностью и современностью. Вероятно, другой такой образчик даже невозможно и припомнить. И невозможно найти столь же красноречивую, столь же характерную и демонстрационную ситуацию.

    Александр Невзоров

    А теперь поговорим о строительстве и восстановлении так называемых храмов. Это очень интересная тема, особенно интересная сегодня. Особенно интересная после этой истории с песнями и танцами каких-то девушек в каком-то очередном молитвенном собрании христиан. И в связи с тем, что мы вновь, наконец, даже те, кто не хотели этого, увидели знакомый звериный оскал, увидели дикую злобу, увидели агрессию, увидели, что, по сути дела, религия, в её таком доминирующем состоянии совершенно не совместима ни с цивилизацией, ни с демократией. Что она является существенным препятствием для строительства и организации любого гражданского общества. Именно в связи с этим стало понятно, что дни её, наверное, сочтены.

    Александр Невзоров

    Насколько я понимаю, эти девочки верующие, эти девочки просто несколько экзотично и непривычно помолились. Но для нас нет никакой разницы: одни странно одетые люди поют и танцуют или другие странно одетые люди поют и танцуют. К тому же, как Вы знаете, никаких понятий типа там кощунство, которым любят щеголять нынешние бородоносцы и служители культа, нам вообще непонятны и неизвестны, мы не обязаны знать, что это обозначает и что под этим подразумевается. Это целиком проблемы церкви. Ни в одном законодательном акте, ни в одном документе такого понятия не содержится, и мы этого, повторяю, не обязаны знать и знать этого не хотим.

    Александр Невзоров

    Владислав Аксенов

    Почему в начале XX века резко упал престиж Русской православной церкви? Какое влияние на культуру Серебряного века оказали русские внецерковные секты? Как расцерковление русского общества повлияло на его поведение в годы Первой мировой войны? Об этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Владислав Аксенов.

    19 апреля 2014 года в Петербурге в Концертный зале у Финляндского прошел творческий вечер писателя, журналиста и колумниста «Сноба» Александра Невзорова, во время которого он ответил на множество вопросов из зала. Бумажки с вопросами были сложены в ведро. Винегрет в этом ведре вышел удивительным: от просьбы посоветовать, стоит ли причащать ребенка, до вопроса в лоб: а не предатель ли Невзоров? Публикуем избранные вопросы и ответы.

    Александр Невзоров

    Итак, сегодня разговор о том, как спасать ребенка от так называемых основ православной культуры, а по сути дела, от прямой, лицемерной и предельно наглой религиозной пропаганды, которая вторглась уже и в школы.

Кандида Мосс - католичка, выросшая в Англии и уверенная в жизни. В детстве в церкви ей часто говорили о том, что христиане с самого своего появления подвергались гонениям. Сейчас, став теологом, она хочет выяснить этот вопрос. В своей, недавно опубликованной книге «Миф о Преследовании»: Как первые христиане придумали историю мученичества» она утверждает, что этот печальный факт, так волнующий современных христиан, всего лишь выдумка.

Она пишет, что несмотря на широкое распространение антихристианских предрассудков в первые 3000 лет гонения на христиан были редким явлением и продолжались недолго.

Мы попросили Мосс профессора Нового Завета и раннего христианства Университета Нотр-Дам рассказать о страданиях первых христиан и о том, как этот факт используется в наше время. Интервью опубликовано полностью.

Вопрос: Вы утверждаете, что современный миф о преследованиях христиан уходит своими корнями в древний миф. При этом Вы ссылаетесь на Плиния, римлянина жившего в I-IIвв. и управляющего территорией, входящей сегодня в состав Турции. Почему именно на Плиния?

Ответ: Плиний - первый римский чиновник, оставивший сообщения о христианах. В письме к императору Трояну он пишет: «Что я собираюсь делать с ними?» Они не делают ничего плохого, но когда оказываются в суде, то становятся очень упрямыми». Подобное обвинение в Римской империи стоило бы вам жизни. У Плиния есть и другие аргументы: христиане не приобретали мясо, ассоциируемое с римскими храмами. Он считает, что христиане - это не религиозная группа, в люди, склонные к предрассудкам, которые римляне воспринимали как разновидность сумасшествия, способную распространяться подобно болезни.

Плиний и Троян сходятся в том, что на христиан не будет покушений, но если они окажутся в суде и поведут себя строптиво, тогда он даст им три шанса отказаться от Христа и принести жертву в римском храме - Если они откажутся, то будут казнены.

Я не утверждаю, что сообщение Плиния достоверно, однако, оно сильно отличается от тех историй о гонениях на христиан, которые мне рассказывали в детстве.

Вопрос: В разве это не гонение? На них не покушались, но, если они представали перед судом, то, скорее всего их ожидала смерть.

Ответ: Ну, разве это гонения? Я бы сказала, что многое зависело от везения, но я не считаю, что было справедливо. В те времена в Риме считалось незаконным принадлежать к тайному обществу, или проявлять непокорность по отношению к судье. Христиан преследовали не за признание Троицы, а за нарушение закона.

Я хочу понять, исходя из древней римской точки зрения, что за проблема была с христианами.

Римляне были терпимы ко многим религиозным группам. Они выступали против них только в тех случаях, когда считали, что они представляют опасность. А христиане говорили о своем новом императоре Христе. Они говорили о своем неуважении к римскому правительству. Многие из них отказывались служить в армии. Их деятельность была разрушительной. Но в том мире религиозная свобода не была правом, тогда еще просто не существовало такой концепции.

Вопрос: Критика Вашей книги - даже если они соглашаются с тем, что в Риме не было согласованной, длительной компании по искоренению и истреблении христиан - утверждают, что, тем не менее, для них это было мрачное, опасное время. Имеет ли это какое-нибудь значение?

Ответ: Ситуация была ужасной и нам следует быть внимательными при ее изучении, однако здесь необходимо делать различия. Император Деций (который в III в. требовал чтобы каждый в империи приносил жертвы его божественному духу) не знал, что его эдикт будет означать дл христиан. Он не пытался нападать на них. В сущности, он просто пытался укрепить Римскую империю.

В наши дни католики принимают очень близко к сердцу позицию администрации Обамы по отношению к контрацепции. Президент Обама не желает обижать католиков и христиан в целом. Он лишь заботиться о продвижении здравоохранения. Католики могут не соглашаться с ним, но если он не нападает на католиков и мы верим в то, что его волнует вопросы здравоохранения, мы можем продолжать с ним дискуссию.

Между католиками епископами и администрацией Обамы было много различных противоречий. Однако, ситуация в этой стране отличается о тех стран, где нет правосудия и христианам запрещено иметь Библию и ходить в Церкви.

Вопрос: Кто зарабатывает на мифе о преследованиях христиан?

Ответ: Когда люди говорят, что их преследуют в современной Америке, я думаю, что это опасно. Я говорю о каждом от Рика Санторума до Митта Роумни и католических епископов, а Билл О’Рейлу говорит о войне на Пасху. Проблема заключается в том, что это нарушает диалог. Преследователи не имеют разумных жалоб и поэтому вы не можете вести продуктивный диалог. Но вы можете с кем-то не соглашаться по вопросам ваших религиозных верований, не обвиняя их в преследовании.

Если вы говорите, что они преследуют вас, то вы, по существ, обвиняете их в совместных действиях с Сатаной.

Вопрос: Вы собираетесь убежать людей подобных Билу О’Рейли перестать говорить о том, что американские христиане подвергаются преследованиям?

Ответ: В книге я пытаюсь говорить не о спорных вопросах, а о риторике. Я провожу примеры людей переставших верить и я критикую их. Мы все должны посмотреть причины и сказать: «Я не собираюсь так поступать Я хочу думать о том, что у людей добрые намерения». Только в этом случае у вас будет действительно продуктивный диалог с людьми.

Вопрос: Но Вы верите в то, что сегодня в мире действительно имеют место преследования христиан?

Ответ: Да, конечно. Это ситуация «мальчика, воющего волком». Одна из причин того, что мы их не слышим, это то, что все крики всеобщие.

Мы должны слышать истории о христианах в других частях мира, мы должны быть уверены в том, что вместо разговоров о всемирной войне против христианства - что делают многие христианские и католические журналисты - мы будем рассказывать истории о христианах так, что это не будет провоцировать насилия к другим преследуемым группам.

Например, христиане живут в очень трудной ситуации в Китае. Но отношение китайского правительства к религиям вообще - это небольшая часть глобальной войны против христианства. Если мы будем говорить только о войне против христианства, то мы предадим такой народ, как Фалун Гонг, подвергающийся в Китае сильным гонениям.

Ответ: Проблема религиозной риторики, если мы говорим о битве между Богом и Сатаной, заключается в том, что ставки здесь намного выше. Если мы будем говорить: «Бог требует, чтобы ты это сделал», то диалог не получится, потому что религия - это своего рода молниеотвод и поэтому когда бы ни говорили на темы религии, или использовали религиозные выражения, мы должны быть особенно чувствительны к силе этих понятий.

Перевод: Католическая информационная служба Agnuz

Верите ли вы в миф о гонениях на церковь при большевиках? и получил лучший ответ

Ответ от Ковбой[гуру]
Гонение происходило под звон бокалов и брызги шампанского
Любой БаянЪ (с) можно тырить без всякого разрешения - правообладатель как таковой отсутствует.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Верите ли вы в миф о гонениях на церковь при большевиках?

Ответ от Госпожа СУДЬБА [гуру]
Привет))
Я не верю никаким Мифам, как хороши бы они не были.. . =))
Мифы всегда останутся Мифами...


Ответ от Ўлия [гуру]
Дыма без огня не бывает.
Моя прабабушка иконы в доме прятала и с дедом не разговаривала, когда тот флаг советский на дом вывешивал в праздники.. . боялись чего-то, видимо.


Ответ от Моя иллюзия [гуру]
А вы не мифы читайте, а историю.


Ответ от Ёветлый [гуру]
Я не верю... я знаю, что гонения были))


Ответ от Глот [гуру]
Откуда слова - свечной заводик откроем, будем наливочку попивать.


Ответ от Алексей Тихомиров [гуру]
Гонений не было, если только на отдельно зажравшихся попов или попов открыто хулящих советскую власть.


Ответ от Irina sabelina [гуру]
При большевиках - не знаю, говорят, что были. А вот при Брежневе - точно не было. Если же верить старшему поколению, то в последние годы жизни Сталина и при Хрущеве - тоже.


Ответ от Ђравница Анна [гуру]
Добрый анестезеолог совести, видно вы были у себя первым пациентом и ищите последователей. С таким взглядом на кровавую большевитскую историю - совесть не заболит.


Ответ от Александр самойлов [гуру]
это не гонения а суд за то что не приняли Христа во втором пришествии.пришли римские штыки (коммунисты) и смели всю старую христианскую веру вместе с попами в реку в огонь в землю их закапывали жьвьем.Они думали за веру а оказалось за предательство и пошли все верующие в валилонский плен на 70 лет по писанию


Ответ от .... [гуру]
зачем ты залез в могилу айболит?
и в ней зачем продолжаешь выпрашивать смерти?
зачем все это тебе?


Ответ от Ёвершилось! [гуру]
...да усохнет твой род. Амэн+
Занятного настроения айболитный крестоносец+


Ответ от Мэй [гуру]
поп Гапон во всём виноват, он и замутил революцию, так что мифы о Ленине - вдохновителе и пр. гонениях не соответствуют реалиям того времени


Ответ от Іерковный сторож. [гуру]
Еп. Василий (Зеленцов) Прилукский был расстрелян в подвале Лубянки, по др. версии - был живым брошен в тюремную клоаку. В начале 20-х годов организовал (в противовес комсомолу) Покровское Христианское об-во молодежи при Св. Троицкой ц. Был в ссылке на Соловках.
8.4.18При сопротивлении захвату имущества церкви с. Гнездова Тверской Епархии были замучены до смерти миряне Петр Жуков и Прохор Михайлов. С ними еще 30 прихожан.
11.4.19Свящ. Павел Войнарский с. Юрьевка Бердянского у. , Таврической губ. , зверски убит (11 пулевых ран и неск. штыковых) . С ним также расстреляны братья Павел и Алексей Кирьян.
12.4.79Суд над инокиней Валерией Макеевой в Москве за изготовление и продажу нескольких тысяч поясов с текстом 90 псалма «Живый в помощи Вышняго» . Направлена в спецпсихбольницу на принуд. лечение.
13.4.17Игумен Евгений, наст. Александро-Свирского мон. Олонецкой г. и с ним 5 чел. братии расстреляны. Противились разграблению монастыря. Сами рыли могилу, на ее краю пели «Христос Воскресе» .
18.4.21Прот. Серапион Черных во время освящения вербы в г. Николаевске на Амуре брошен в бухту.
20.4.20Постановление СНК за подписью Ленина: все находившиеся в пределах Троице-Сергиевой лавры и Загорске.. . здания и /ценности/... обращены в музей.
20.4.18Убит прот. Алексей Андронников, наст. Борисо-Глебской ц. в Костроме. Отцу Алексею шел 87 год.
22.4.31Расстреляны: протоиерей Александр Должинский, ключарь Софийского Киевского собора; протоиерей Виталий Богдан Скорбищенской ц. в Киеве.
24.4.44Прот. Александр Гутаревич села Слипче Грубешевского у. , Холмской губ. , убит партизанами-большевиками вместе с дочерью Ангелиной и ее подругой Евгенией.
26.4.22Начало судебного процесса в Москве по делу о церковных ценностях. 11 человек - к расстрелу.
30.4.18В Пасху, под святую заутреню свящ. о. Иоанну Пригоровскому станицы Незамаевской Кубанской епархии выкололи глаза, отрезали язык и уши; за станцией, связавши, живого закопали в навозной яме.
Апрель 1918.Свящ. Иоанн Краснов станицы Должанской Кубанской обл. после мучений живым был брошен в топку парохода.


Ответ от ?a? [гуру]
"Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу, тако благоволившему о Святой нашей Церкви. Выразим всенародно нашу благодарность и советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия. "
Вот как то так их гоняли..)


Ответ от Атеизм не пройдет! [гуру]
Протоирей Смирнов, очень жаловался, что 500- рублей от большевиков ему было унизительно получать было, мало мол. . Я ж говорю попы нас разорят.


Ответ от Володя Матвійчук [гуру]
Может кого то. но самою малость


Ответ от Ёергей Хандусь [гуру]
Бесспорно были в 20-х годах прошлого столетия, ну дык поповское отродье само в этом виновато))) А если взять более позднее время.. . в моем городе храм построили в 1968 году, какие уж тут гонения))


Ответ от Компенсатор_Х [гуру]
Почему - миф? Прижимали церковь, прижимали. Церковь рассматривалась как инструмент, неподвластный КПСС в полном объеме. Он воздействовал на малообразованную, более всего - деревенскую часто общества, что могло быть опасным. Потому и прижимали.



] .
(Москва: Крафт+, 2008)
Скан, обработка, формат: Zed Exmann, 2009; Формат Htm: Georg Lukas, 2012

  • ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Глоссарий социального понимания (3).
    Мифология контрреволюции: 1953-1956-1987-1991-1993. Как мы все проиграли битву за историю (4).
    К читателю (4).
    От автора. Наша молодость - нищий совковый СССР с ракетами и красивый капитан Америка в джинсах (7).
    Глава 1. Краткая предыстория вопроса о терроре (15).
    Коммунизм - модель программа общества будущего (45).
    Глава 2. Миф о красном терроре! А был ли он? (49).
    Глава 3. Легенда про Учредительное собрание, которое разогнали большевики (68).
    Глава 4. Грязная байка про ограбление народа большевиками (86).
    Глава 5. Миф о великой и богатой России до 1917 года (117).
    Глава 6. Грязная легенда о беззаконии большевиков (133).
    Глава 7. Великий миф о терроре ЧК, которая никого не стреляла и не сажала (136).
    Глава 8. Реальность России - лютая ненависть паразитарных групп (162).
    Глава 9. Миф о сравнении с США (172).
    Глава 10. ВПК (182).
    Глава 11. Новая Россия (190).
    Глава 12. С нами Бог (204).
    Глава 13. Враги в ассортименте (213).
    Глава 14. Peacemaker. Немного о реальных расстрелах ВЧК и Ревтрибунала (222).
    Глава 15. Первый «советский» голод. Продотряды. Первый кулацкий террор. Война в тылу (228).
    Глава 16. Белый террор де-факто и красный террор де-юре (241).
    Глава 17. Белые про белый террор (260).
    Глава 18. Bellum civile (279).
    Глава 19. Запад нам помогает. Иностранные интервенты на территории России (районы действия) (286).
    Глава 20. 1920-1921 (296).
    Глава 21. Пропавший из истории России и Европы великий голод 1921 года (304).
    Глава 22. Пропавшее из истории России западносибирское восстание 1921 года (309).
    Глава 23. А был ли вообще красный террор? Или все же белый? (319).
    Глава 24. Голод на Украине в 1933 году (326).
    Глава 25. Репрессии! Что это такое!? Ликбез для соотечественников от доктора наук (344).
    Глава 26. Что такое русская духовность в XX веке (356).
    Глава 27. Геоклиматическая трагедия России: земля, которая никого не могла прокормить (358).
    Глава 28. Куда исчез из памяти тотальный террор азиатских войн? (399).
    Глава 29. 1921 (402).
    Глава 30. Забытая система образования (411).
    Глава 31. Великий теоретик и историк-антикоммунист №1 в мире (424).
    Глава 32. Паразиты большой лжи (452).
    Глава 33. Детективы - публицистика - история - эпатаж (466).
    Глава 34. Дворянство ушло из социальной памяти (481).
    Глава 35. Теоретическое харакири (486).
    Глава 36. Всем известные, но никем не видимые исторические враги России (501).
    Глава 37. Дворяне были реальными врагами народа (507).
    Глава 38. Как же просто они все-таки победили (510).
    Глава 39. Мифы о ненужных темпах индустриализации, необеспеченности жильем граждан СССР и Каналстрое (525).
    Глава 40. 1924-1934: Народ натюрлих (545).
    Глава 41. Вот трамвай на рельсы встал - под трамвай фашист попал: фашисты, фашисты, кругом одни фашисты (550).
    Глава 42. Разгром антигосударственного 1937 года (551).
    Глава 43. Спаситель СССР - президент Чехословакии Бенеш (557).
    Глава 44. 1937: Леон Фейхтвангер и процессы гражданских вредителей (566).
    Глава 45. Миф о больших чистках (579).
    Глава 46. Москва 1937. Жизнь как таковая глазами Л. Фейхтвангера (586).
    Глава 47. Гражданские процессы (594).
    Глава 48. Враги о заговоре (605).
    Глава 49. Узаконенная ложь (614).
    Глава 50. Политэротика (622).
    Глава 51. Реставрация (629).
    Приложение. Le Kazaken (643).

Аннотация издательства: По мнению автора, «перестройка» представляет собой банальнейший буржуазный переворот. Это было не ново, если бы такую оценку давал «левый». Но автор - в прошлом диссидент-радикал, основатель религиозного общества, сохранивший мистико-религиозную систему восприятия, - рассматривает это событие с необычной позиции.
По его гипотезе, чтобы весь народ поддержал переворот, в общенародное сознание был гениально точно заброшен великий эпос «о кровавом прошлом СССР, который был «Империей зла». В этот эпос входили не менее великие мифы лжи: миф о том, что Россия до 1917 г. была богатой, сильной, индустриальной державой, миф о гонении церкви, миф о красном терроре, диктатуре Сталина, архипелаге ГУЛАГ и неэффективности советской экономики.
Все, следуя линейной закономерности возможного развития «великой» до 1917 г. страны, считали, что Россия могла быть лидером планеты, но динамичный путь империи остановил жидобольшевистский эксперимент. Мифы уничтожили систему...

Во время знойного лета 64 г. н.э., вечером 18 июля начался пожар в торговой лавке под Большим Цирком в Риме. Огонь быстро распространился на близлежащие дома и торговые лавки, а также и на сам Цирк. Пожар длился шесть дней, опустошая город. Лишь четыре из четырнадцати кварталов Рима остались нетронутыми. Правящий император Нерон, человек известный своей жестокостью и любовью к театру, свалил всю вину за несчастье на плечи христиан.

Согласно традиции и поздним историкам, в качестве наказания Нерон придумал гротескные казни для христиан: их зашивали в звериные шкуры и после этого их терзали собаки, а также их обливали смолой и использовали в качестве живых факелов для освещения тёмных ночей во время празднеств. Как утверждает христианская традиция, именно по причине пожара наиболее важные христианские апостолы – Пётр и Павел были арестованы и казнены. Но в то время как пожар в Риме представляет собой суровую историческую реальность, можно ли то же самое сказать о преследованиях христиан со стороны Нерона?

Значительная часть свидетельств о гонениях Нерона на христиан дошла до нас благодаря творениям римского историка Тацита, который писал в 115-120 гг. н.э., по меньшей мере, спустя 50 лет после описываемых им событий. Согласно Тациту, население Рима обвиняло в пожаре Нерона, а тот, в свою очередь, перевёл все стрелки на христиан. Тацит пишет: «Чтобы прекратить слухи, Нерон подыскал виновных и подверг тягчайшим мукам людей, ненавидимых за их мерзости». Христиан арестовывали и пытали с целью получения сведений о других христианах в самом городе, и, в конце концов, «бесчисленное множество христиан» было обвинено и уничтожено.

Из римских биографий известно, что Нерон убил собственную мать, он вне всяких сомнений был способен на подобные жестокости, однако, это совсем не означает, что рассказ Тацита достоверен. В недавнем выпуске журнала по исследованиям истории Рима появилась статья известного принстонского антиковеда Брента Шоу под названием «Миф о преследованиях Нерона», в которой автор доказывает, что история Тацита это поздний вымысел(для полноты картины: я склонна соглашаться с Шоу, потому что сама доказываю нечто подобное в своей книге «Миф о гонении»).

Брент Шоу указывает на то, что у предшествующих Тациту римских историков нет никаких указаний на христиан. Кассий Дион, другой римский историк который обсуждал Великий Пожар, никогда не упоминал о христианах, а остальные более поздние римские источники, упоминающие пожар, целиком опираются на Тацита. Светоний, единственный, помимо Тацита, римский историк второго века, упоминающий плохое обращение Нерона с христианами, никак не связывает эти наказания с Великим Пожаром. Он пишет о том, что их наказывали за то, что их учение являлось «новым и злым предрассудком».

Вероятно, наиболее сокрушительным свидетельством является использование термина «христиане». Первые последователи Иисуса были евреями. К тому времени, когда Тацит стал писать свои тексты в Малой Азии(современной Турции) второго века, они приняли именование христиан и привлекли внимание римских властей, однако нет свидетельств о том, что христиане именовали себя подобным образом или были известны как христиане в 60-х годах I века. Павел, к примеру, никогда не использовал это слово.

Как показал профессор Эксетерского университета Дэвид Хоррел, самое раннее письменно свидетельство о названии «христиане» содержится, по всей видимости, в библейском Первом Послании Петра, которое было написано в самом конце I века. Кто то может возразить, что в Деяниях Апостолов(книге Библии, в которой содержится история апостолов после смерти Иисуса) утверждается, что христиане были впервые названы христианами в Антиохии в 50-х годах I в. Но насколько точны Деяния? Клара Ротшильд, профессор факультета теологии университета Льюиса, утверждает, что в то время как «специалисты обычно датируют Деяния между 56 и 140 гг. н.э… фундаментальное исследование Ричарда Перво убедило большинство в том, что Деяния были составлены ок. 115 г.». Это значит, что христиане ещё не были христианами в 64 г. н.э. Они были евреями. Нерон не мог преследовать группу, которая ещё даже не существовала.

Так что же произошло на самом деле? Брент Шоу утверждает, что после пожара поползли слухи о причастности Нерона. Нерон ответил, наказав нескольких поджигателей, однако эти люди в реальности не были христианами, даже если они и были, скорее всего, невиновны в приписанных им преступлениях. В полувековом промежутке между 64 г. и временем Тацита эти отдельные люди, которых наказал Нерон, стали ассоциироваться с христианами, так как ко времени Светония и Тацита христиан стали ассоциировать с разного рода смутьянами.

Что это всё может означать для истории о смерти Петра и Павла? Как я показываю в своей книге «Миф о гонении», самые ранние версии истории о смерти Петра и Павла вообще не содержат упоминаний о Великом Пожаре. В реальности потребовались столетия, для того чтобы эти два события соединились в одно повествование. Самое раннее свидетельство об их смерти(христианский текст, именуемый Первым Письмом Климента) утверждает, что их казнили из «зависти». Некоторые специалисты предполагают, что слово «зависть» в данном случае имеет отношение к внутри-церковным спорам, что означает, что Петра и Павла арестовали и казнили из-за доносов других членов христианской общины.

Брент Шоу завершает свою статью выводом о том, что ни смерть Петра, ни смерть Павла не имеет отношения к Великому Пожару, добавляя, что ни в том, ни в другом случае, казни не имели отношения к тому, что преступники были христианами. Он предполагает, что их обвинили в нарушении спокойствия.

Это не значит, конечно, что Великий Пожар Рима не был исторически значимым помимо его разрушительных последствий. Как пишет Сара Бонд из университета Айовы, это важный эпизод в истории борьбы с пожарами. Но большая из часть того, что нам известно об этом пожаре, является плодом легенд об императоре-тиране. До сих пор используется выражение «играть на скрипке, пока горит Рим», которое показывает отношение Нерона. Однако, как мы знаем, скрипки были изобретены только в XI в., и во время начала пожара Нерон находился на своей вилле за 35 миль от Рима. Это отличная пословица, но очень дрянная история.

Candida R. Moss. Nero, the Execution of Peter and Paul, and the Biggest Fake News in Early Christian History