Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Человек столкнулся с необходимостью измерений в древности, на раннем этапе своего развития – в практической жизни, когда потребовалось измерять расстояния, площади, объемы, веса, и, разумеется, время. С чего начались методы измерения?
3 слайд
Описание слайда:
Измерение – это один из способов познания. С измерениями тесно связано развитие науки и техники. Научные исследования сопровождаются измерениями, позволяющими установить количественные соотношения и закономерности свойств изучаемых явлений. Измерение – это сравнение какой-либо величины с однородной величиной, принимаемой за единицу меры.
4 слайд
Описание слайда:
Д.И. Менделеев писал: "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять: точная наука немыслима без меры". Измерение физической величины – длины, площади, объема, веса, температуры - проводится опытным путем с помощью различных средств измерений, например, весов, термометра.
5 слайд
Описание слайда:
В процессе измерения осуществляется нахождение опытным путем числового значения измеряемой величины, например длины, веса, температуры, в принятых единицах измерения. Сопоставление результатов измерения какой-либо величины и точек числовой прямой производится по шкале (лат. scala - лестница).
6 слайд
Описание слайда:
Метрология – это наука об измерениях и методах обеспечения их единства. По мере развития человеческого общества и метрологии, в частности, конкретное понятие о мере постепенно дополнялось абстрактным понятием «единица измерений». Первые общегосударственные системы мер возникли очень давно: не менее четырех тысячелетий «тому назад», в Древнем Вавилоне. Следующим «объектом» был Древний Египет.
7 слайд
Описание слайда:
Опыт Вавилона и особенно Египта был воспринят и Древним республиканским и императорским Римом, и Россией и ее предшественницей - Киевской Русью. С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. В Киевской Руси мерами длины служили пропорции (меры) человеческого тела. Система древнерусских мер длины включала в себя четыре основные меры; верста, сажень, локоть, пядь.
8 слайд
Описание слайда:
«день» – расстояние, проходимое пешим человеком за день; «выпряжай» – расстояние между пунктами, где перепрягали лошадей; «нержение камня» – расстояние, которое пролетает брошенный камень; «перестрел» – расстояние, которое пролетает стрела, выпушенная из лука (60-70 м). Постепенно выработалась такая мера, как верста (от глагола «верстать», «уравнивать»). В древнерусских источниках упоминается с конца XI века. Одна верста равнялась 750 саженям или 1.140 метрам. Таким образом, древнерусская система мер длины имела следующий вид: 1 верста = 750 саженям = 2250 локтям = 4500 пядям. Для измерения больших расстояний первоначально использовались приблизительные бытовые меры: отрезки пути, преодолеваемые за определенный интервалы времени:
9 слайд
Описание слайда:
Существовал ряд мер массы: золотника, фунта (гривны), пуда. Наибольшая из известных эталонных гирь имела массу, равную двум пудам. Имелся целый набор мер объема от бутылки до ведра (12,29904 л) и до бочки, равной 40 ведрам.
10 слайд
Описание слайда:
К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны. Для единства измерений в Киевской Руси существовали образцы меры, которые хранились у князей или в церкви, например, «золотой пояс Святослава» Ярославича (1073-1076) или «Локоть Иваньский» (1334 г.) – мера, переданная в распоряжение епископа и купеческой корпорации при церкви Иоанна Предтечи в Новгороде.
11 слайд
Описание слайда:
Система мер является одним из признаков государственности, она развивается вместе с государством и защищается им. В России, ещё в XVI и XVII вв. были определены единые для всей страны системы мер. В XVIII в. в связи с экономическим развитием и необходимостью строгого учёта при внешней торговле, в России встал вопрос точности измерений, создании эталонов, на основе которых можно было бы организовать поверочное дело ("метрологию").
12 слайд
Описание слайда:
В 1736 г. Сенат принял решение об образовании Комиссии весов и мер во главе с главным директором Монетного правления графом Михаилом Гавриловичем Головкиным. Комиссией были созданы образцовые меры – эталоны. При Павле I указом от 29 апреля 1797 г. об "Учреждении повсеместно в Российской империи верных весов, питейных и хлебных мер" была начата большая работа по упорядочению мер и весов. Завершение ее относится к 30-м годам XIX в. Указ 1797 г. был составлен в форме желательных рекомендаций. Указ касался четырех вопросов измерения: орудий взвешивания, мер веса, мер жидких и сыпучих тел.
13 слайд
Описание слайда:
В 1841 году в соответствии с принятым Указом "О системе Российских мер и весов", узаконившим ряд мер длины, объема и веса, было организовано при Петербургском монетном дворе Депо образцовых мер и весов - первое государственное поверочное учреждение. 20 мая 1875г Россией была подписана метрическая конвенция. В этом же году была создана Международная организация мер и весов (МОМВ). Место пребывания этой организации - Франция (Севр). В 1889г. в Депо образцовых мер и весов поступили эталоны килограмма и метра.
14 слайд
Описание слайда:
В 1893 г. в Петербурге на базе Депо была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д.И. Менделеев. В 1900 г. при Московском окружном пробирном управлении состоялось открытие Поверочной палатки торговых мер и весов. Так было положено начало организации метрологического института в Москве (в настоящее время - Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы - ВИНИМС).
15 слайд
Описание слайда:
На пороге XIX в. произошло знаменательное в истории метрологии событие: декретом французского революционного правительства от 10 декабря 1799 г. была легализована и введена во Франции в качестве обязательной метрическая система мер. 20 мая 1875 года семнадцать стран подписали Метрическую конвенцию. кг
16 слайд
Описание слайда:
Метрическая система мер была допущена к применению в России законом от 4 июня 1899 года, проект которого был разработан Д. И. Менделеевым, и введена в качестве обязательной декретом Временного правительства от 30 апреля 1917 года, а для СССР - постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 года. В 1930г. произошло объединение метрологии и стандартизации. В 1954г. был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при СМ СССР (в дальнейшем Госстандарт СССР).
17 слайд
Описание слайда:
На основе метрической системы была разработана и принята в 1960 году XI Генеральной конференцией по мерам и весам Международная система единиц (СИ). В течение второй половины XX века большинство стран мира перешло на систему СИ.
18 слайд
Описание слайда:
К настоящему времени метрическая система официально принята во всех государствах мира, кроме США, Либерии и Мьянмы (Бирмы). Последней страной из уже завершивших переход к метрической системе стала Ирландия (2005 год). В Великобритании и Сент-Люсии процесс перехода к СИ до сих пор не закончен. Китай, завершивший этот переход, тем не менее использует для метрических единиц древнекитайские названия. В США для использования в науке и изготовления научных приборов принята система СИ, для всех остальных областей - американский вариант британской системы единиц.
Слайд 1
Физические величины и их измерение
Слайд 2
Физические величины: высота h , масса m, путь s, скорость v , время t, температура t, объём V и т.д.
Измерить физическую величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу.
Единицы измерения физических величин:
О с н о в н ы е
Длина - 1 м - (метр) Время - 1 с - (секунда) Масса - 1 кг - (килограмм)
П р о и з в о д н ы е
Объем - 1 м³ - (метр кубический) Скорость - 1 м/с - (метр в секунду)
Слайд 3
Приставки к названиям единиц:
Кратные приставки - увеличивают в 10, 100, 1000 и т.д. раз
г - гекто (×100) к – кило (× 1000) М – мега (× 1000 000)
1 км (километр) 1 кг (килограмм) 1 км = 1000 м = 10³ м 1 кг = 1000 г = 10³ г
Дольные приставки – уменьшают в 10, 100, 1000 и т.д. раз
д – деци (×0, 1) с – санти (× 0, 01) м – милли (× 0, 001)
1 дм (дециметр) 1дм = 0,1 м 1 см (сантиметр) 1см = 0,01 м 1 мм (миллиметр) 1мм = 0,001 м
Кратные приставки используют при измерении больших расстояний, масс, объемов, скоростей и т. п.
Дольные приставки используют при измерении малых расстояний, скоростей, масс, объёмов и т.п.
Слайд 4
Физические измерительные приборы:
каждый прибор предназначен для измерения определённой физической величины; каждый прибор, как правило, имеет шкалу; шкалы приборов, предназначенных для измерения одной физической величины, могут отличаться ценой деления.
Мензурки для измерения объемов жидкостей
Амперметры и вольтметры для измерения силы электрического тока и напряжения в цепи
Часы и секундомер для измерения времени
Линейки для измерения длин отрезков
Термометры для измерения температуры
Слайд 5
Ц е н а д е л е н и я прибора:
Цена деления прибора показывает, какому значению величины соответствует самое малое деление шкалы. Чтобы определить цену деления шкалы, необходимо: найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величин; вычесть из большего значения меньшее и разделить результат вычитания на число делений, находящихся между выбранными штрихами. Пример (см. рис.1 внизу): (80 – 60) : 4 = 5 мл, т.е. цена деления мензурки № 1 равна 5 мл Задание: Определите цену деления приборов, изображенных на рисунках.
Физика 7 класс. Урок по теме «Физические величины. Измерения физических величин. Международная система единиц».
Цели: знакомство с понятием «физические величины», способами измерения физических величин при помощи простейших измерительных средств.
Задачи:
а) образовательные ученик должен усвоить:
Понятие физической величины и единиц измерения;
Способы измерения физических величин;
б) развивающие ученик должен уметь:
Переводить кратные единицы в основные;
Определять цену деления и показания измерительных приборов;
в) воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности при изучении исторических аспектов темы; развитие коммуникативности в процессе совместной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД):
Выделяют количественные характеристики объектов, заданных словами; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Осознают свои действия; учатся строить понятные для партнёра высказывания; развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания.
Структура урока:
Этап урока | Форма деятельности | ||
Организационный момент, целеполагание | Создание рабочей обстановки Просмотр видеосюжета (Приложение 1) | ||
Проверка домашнего задания | Тест (Приложение 2) | ||
Актуализация знаний | Эксперимент | ||
Изучение нового материала | Эвристическая беседа, работа с физ.приборами и дидактическими карточками | ||
Закрепление | Выполнение задач | ||
Рефлексия, домашнее задание | Ответы на вопросы |
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
три стакана с горячей, тёплой и холодной водой для проведения эксперимента,
линейка, секундомер, термометр, мензурка.
индивидуальные дидактические карточки для определения цены деления мензурки и термометра.
Ход урока
1) Организационный момент, целеполагание.
Учитель. Начать урок мне хотелось бы со слов Д.И. Менделеева: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес - суть главные орудия познания”.
Я вам предлагаю просмотреть видеосюжет про удава и попытаться понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, и назвать тему нашего урока.
Показ видеосюжета (Приложение 1). Выслушиваются ответы учеников.
Тема урока сегодня: “ Физические величины. Измерения физических величин. Физические приборы. Международная система единиц. ”
2) Проверка домашнего задания: работа по карточкам по материалам предыдущего урока (см. приложение № 2).
Ответы на вопросы к § 1:
1. Физика - это наука о природе. 2. Физика изучает разнообразные природные явления и выводит общие законы. 3. Примеры физических явлений: восход и заход солнца, нагревание предметов при трении, радуга. 4. Физика выводит и изучает различные природные законы, которые применяются в других науках: биологии, химии, географии и т.д
Ответы на вопросы к § 2:
1. Каждый существующий в природе предмет (тело). 2. Вещество - материя, из которой состоят физические тела. Физические тела: пластиковый стакан, стол, кирпичный дом. Вещества: полиэтилен, спирт, кислород.
3. Рис.3. Статуя слона и кусочек пластилина - разные физические тела, сделанные из одного вещества. Рис. 4. Ложки сделаны из одного вещества, но имеют различные размеры.
Ответы на вопросы к § 3:
1. Знания о природных явлениях мы изучаем из наблюдений и опытов.
2. Опыты проводятся человеком с определенной целью и, зачастую, для экспериментальной проверки теоретических расчетов.
3. Для получения научных знаний из опытов надо сделать правильные выводы.
3) Актуализация знаний.
Проведём эксперимент. Вызывается к доске ученик.
Учитель. В трёх стаканах налита горячая, тёплая и холодная вода (соответственно стакан № 1, № 2 и №3). Опустите один палец левой руки в стакан № 1 (в горячую воду), немного подержите, и опустите в стакан № 2 (в тёплую). Какой кажется вам вода в стакане № 2. (Ответ. Тёплая вода покажется нам холодной.) А теперь опустите палец правой руки в холодную воду, а затем в тёплую. Какой покажется вода?... (Ответ. Горячей).
Учитель. В первом случае вода в стакане № 2 кажется вам холодной, а во втором случае - горячей. Но ведь вода не изменилась. Вопрос: Что нужно сделать, чтобы точно определить, какая же всё-таки вода в стакане? (Возможный ответ: измерить прибором)
Вывод эксперимента: наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.
4) Изучение нового материала.
С некоторыми вы уже встречались на уроках математики: длина, масса, площадь, скорость и т.д. Они важны и в науки, и в жизни. Эти величины называются физическими.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:
Зачем нужны измерения?
Что такое физическая величина?
Как измерить физическую величину?
На вопрос «Зачем нужны измерения?» мы уже ответили в процессе обсуждения эксперимента.
Наши чувства не дают нам точных результатов, и поэтому необходимо в процессе наблюдений и опытов делать измерения величин.
Учитель. Ответим на вопрос: Что такое физическая величина?
Физическая величина - это количественная (числовая) характеристика тела или вещества. Она обозначается буквами латинского алфавита, например:
m - масса, t - время, l - длина.
Любая физическая величина, кроме числового значения, имеет единицы измерения. Например, на обёртке шоколадки написано: “Масса 100 г ”. Масса - это.. (физическая величина), 100 - это…(числовое значение), г - грамм - это… (единица измерения)
А теперь попробуйте сами:
Моя масса 42 кг. Масса - это.. (физическая величина), 42 - это…(числовое значение), кг - килограмм - это… (единица измерения)
Мой рост - 158 см. Рост (длина) - это… (физическая величина), 158 - это.., (числовое значение), см - это..(единица измерения)
Следовательно, когда мы измеряет какую-то величину, мы сравниваем её с определёнными единицами измерений.
Учитель. Как измерить физическую величину? Давайте ответим на вопрос: «Что значит измерять?». Значение измерений возрастало по мере развития общества и, в частности, по мере развития науки. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.
Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь - эталонов .
В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установлении Международной системы единиц - СИ (читается «эс-и» от первых
букв слов «система интернациональная»).
В качестве основных единиц были выбраны следующие:
метр - единица длины,
килограмм - единица массы,
секунда - единица времени,
кельвин - единица температуры,
ампер - единица силы тока,
кандела - единица силы света,
моль - единица количества вещества.
Сегодня же обратим внимание на самые главное, Величины бывают основными и производными. Запиши в тетради единицы измерения основных физ.величин:
Масса - кг (килограмм), длина - м (метр), время - с (секунда)
Но массу можно измерять ещё ... (в граммах, миллиграммах, тоннах). Вы уже изучали это в курсе математики. А в каких единицах измеряют длину? Время?
Систему СИ называют десятичной. Все однородные величины связаны между собой.
1 кило грамм = 1000 (103) г 1 кило метр = 1000 (103) м
1 милли грамм = 0,001 г 1 милли метр = 0,001м (см. приложение 3)
Слайд 10-11
5. Закрепление .
Выполнение упражнений:
1. «Семь пядей во лбу» - говорят об умном человеке; «косая сажень в плечах» - о могучем, сильном человеке. Не известны ли вам другие поговорки - что-нибудь о золотнике, фунте, футе?
2. Пусть эталон, например брусок, длина которого принята за 1 м, по какой-то причине стал чуть-чуть короче, причем никто об этом не знает, в том числе и хранители эталона. Попробуйте нарисовать кошмарную картину, которая возникнет на Земле через некоторое время.
3. Запишите с помощью сокращающих приставок следующие значения величин: 0,0000052 м; 2 560000000 м. Запишите в обычном виде следующие значения величин: 2,37 Мм; 7,5 мкс.
Теперь выполним следующие задания: ЗЛ № 15-18
6. Рефлексия:
Продолжи предложение:
Теперь я знаю…
И ещё я умею…
Интересно было бы ещё узнать …
7. Домашнее задание: (Слайд 16). § 4,5 (учебник “Физика 7” Пёрышкин А.В.), упражнение 1, задание 1, ЗЛ № 19-22
Творческое задание: найти пословицы, поговорки, сказки или стихи про единицы измерения расстояний, массы и объёма.
Литература
1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс. - М.:ВАКО, 2012
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
3. Пёрышкин А.В. Физика 7-М.: Дрофа, 2017 г.
4. Зайкова Т.В. Измерение физических величин. 7-й класс.
Слайд 2
Слайд 3
Проблема! С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объемы… Каким образом? Храм Посейдона
Слайд 4
Измерять – это значит… «Измерять какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу». Пойми и запомни!
Слайд 5
Выбираем единицы измерения Самыми древними единицами были субъективные единицы. Так, например, моряки измеряли путь трубками, т. е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку. В Испании похожей единицей была сигара.
Слайд 6
Выбираем единицы измерения В Японии единица пути - лошадиный башмак, т. е. путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к ее копытам соломенная подошва, заменявшая подкову. 1 лошадиный башмак
Слайд 7
Выбираем единицы измерения В Египте распространенной единицей длины был стадий- путь, проходимый мужчиной за время между первым лучом Солнца и появлением на небе всего солнечного диска, т. е. примерно за две минуты. 1 стадий
Слайд 8
Выбираем единицы измерения У многих народов для определения расстояния использовалась единица длины стрела- дальность полета стрелы. Наши выражения: «не подпускать на ружейный выстрел», позднее «на пушечный выстрел» напоминают о подобных единицах длины. Древние римляне расстояния измеряли шагамиили двойными шагами (шаг левой ногой, шаг правой). Тысяча двойных шагов составляла милю(лат. «милле» - тысяча). 1 миля = 1000 двойных шагов
Слайд 9
Выбираем единицы измерения Длину веревки или ткани неудобно измерять шагами или стадиями. Для этого оказались пригодными встречающиеся у многих народов единицы с названиями частей человеческого тела. Локоть- расстояние от конца пальцев до локтевого сустава. На Руси долгое время в качестве единицы длины использовали аршин(примерно 71 см). Эта мера возникла при торговле с восточными странами (перс. «арш» - локоть). Многочисленные выражения: «Словно аршин проглотил», «Мерить на свой аршин»,) и другие - свидетельствуют о ее широком распространении.
Слайд 10
Создание системы Назрела необходимость уточнить основные единицы и упорядочить всю систему мер. И первым шагом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длиныв виде металлических линеек или стержней и массыв виде металлических гирь - эталонов. В 1960 г. ХI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установлении Международной системы единиц - СИ (читается «эс - и» от первых букв слов «система интернациональная»). Эталон массы Эталон метра
Слайд 11
Запомни! Основные единицы В качестве основных единиц были выбраны следующие: метр- единица длины, килограмм- единица массы, секунда- единица времени, метр кубический – объём метр квадратный - площадь
Слайд 12
Кратные единицы
Слайд 13